Ведет реестр расходных обязательств. Формирование реестра расходных обязательств: прежние задачи – новый взгляд. Порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования люберецкий район

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка формирования перечня расходных обязательств
муниципальных образований Хабаровского края, возникающих при выполнении полномочий
органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях
софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета,
целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений*


Документ с изменениями, внесенными:

________________________________


______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .


В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03 декабря 2010 г. N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", в целях повышения качества управления бюджетными средствами Правительство края
(Преамбула изменена Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края ежегодно до 01 мая направлять предложения об экономически обоснованных и социально значимых направлениях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края в органы исполнительной власти края по отраслевой принадлежности направлений расходных обязательств. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
3. Пункт утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

ПОРЯДОК
формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края, возникающих
при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях
софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета, целевых
показателей результативности предоставления субсидий и их значений

______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .

1. Настоящий Порядок формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений (далее - Порядок и Перечень соответственно) определяет процедуру отбора экономически обоснованных и социально значимых направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края (далее - приоритетные направления софинансирования). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
2. Приоритетные направления софинансирования формируются на основе:
мероприятий государственных программ Хабаровского края (далее также - край), предусматривающих предоставление субсидий местным бюджетам из краевого бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Хабаровского края;
положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года), Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп (далее - Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр , Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2016 года N 108-пр .

3. Органы исполнительной власти края - ответственные исполнители (соисполнители) государственных программ края осуществляют предварительный отбор приоритетных направлений софинансирования на основе предложений органов местного самоуправления муниципальных образований края, формируют предложения для включения в перечень приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края за счет средств краевого бюджета, на год и плановый период (далее - Перечень приоритетных направлений) (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку) и направляют их ежегодно до 01 июня в министерство экономического развития края.
Предложения органов местного самоуправления муниципальных образований края вносятся с финансово-экономическим обоснованием и предложениями об объемах субсидий местным бюджетам из краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
На основании решений комиссии Правительства Хабаровского края по проектировкам показателей социально-экономического развития Хабаровского края, отбору государственных программ и инвестиционных проектов (далее - Комиссия) органы исполнительной власти края - ответственные исполнители (соисполнители) государственных программ края формируют предложения для включения в Перечень в части софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку) и направляют их ежегодно до 01 ноября в министерство экономического развития края. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр , Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 года N 63-пр , Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2016 года N 108-пр .
4. Предварительный отбор приоритетных направлений софинансирования проводится органами исполнительной власти края - ответственными исполнителями (соисполнителями) государственных программ края на основе совокупности критериев, позволяющих обеспечить принятие эффективных решений об использовании бюджетных средств, а именно:
- соответствия направлений предоставления субсидий государственным программам края, положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации , Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года , Основным направлениям деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов . (Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2016 года N 108-пр .
- необходимости выполнения условий софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края за счет средств краевого и местного бюджетов в целях получения субсидий из федерального бюджета на аналогичные цели;
- необходимости поддержки социально и экономически значимых для края расходных обязательств муниципальных образований края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
5. Министерство экономического развития края:
(Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2016 года N 108-пр .
5.1. В соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка осуществляет анализ предложений, поступивших от органов исполнительной власти края - ответственных исполнителей (соисполнителей) государственных программ края, для включения в проект Перечня. (Подпункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
5.1(1). Формирует проект Перечня приоритетных направлений (по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку) и вносит его на рассмотрение Комиссии. (Подпункт дополнительно включен Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 года N 63-пр , изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2016 года N 108-пр .
5.2. Совместно с министерством финансов края формирует проект Перечня и приводит его в соответствие с результатами рассмотрения Законодательной Думой Хабаровского края проекта закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении. (Подпункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр , Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 года N 63-пр .
5.3. Обеспечивает согласование уточненного проекта Перечня и его представление на утверждение в Правительство края по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. (Подпункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр , Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 года N 63-пр .
6. Пункт утратил силу - Постановление Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 года N 63-пр .
7. Правительство края утверждает Перечень на срок не менее трех лет. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .
8. Изменения в Перечень, утвержденный Правительством края, вносятся в случае внесения изменений в закон края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период в порядке, установленном пунктами 3 - 6 настоящего Порядка. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2013 года N 404-пр .

Приложение N 1 к Порядку. Перечень приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края за счет средств краевого бюджета

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Порядку

ПЕРЕЧЕНЬ
приоритетных направлений, по которым осуществляется
софинансирование расходных обязательств муниципальных
образований Хабаровского края за счет средств краевого бюджета,

Приоритетное направление

Агрегированный целевой показатель результативности приоритетного направления софинансирования расходного обязательства муниципального образования

Единица измерения

_______________

Приложение N 2 к Порядку. Перечень расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования...

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Порядку

Форма

ПЕРЕЧЕНЬ
расходных обязательств муниципальных образований
Хабаровского края, возникающих при выполнении полномочий
органов местного самоуправления по вопросам местного
значения, в целях софинансирования которых предоставляются
субсидии из краевого бюджета, целевых показателей
результативности предоставления субсидий и их значений
на ____ год и плановый период _____ годов

Наименование расходного обязательства

Наименование государственной программы Хабаровского края

Ответственный исполнитель (соисполнитель)

Агрегированный целевой показатель результативности предоставления субсидии

Единица измерения

Значение агрегированного целевого показателя

_______________
*N, N + 1, N + 2 - очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода соответственно.

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования (норма ФЗ № 131- ФЗ). БК РФ устанавливает, что порядок ведения определяется местной администрацией. Налицо коллизия норм законов. Для выхода из этого положения, рекомендуется урегулировать актом представительного органа общие вопросы ведения реестра, связанные с координацией деятельности различных органов местного самоуправления и муниципальных организаций, с окончательными сроками формирования реестра, порядком его применения в бюджетном процессе. А детальное регулирование порядка ведения реестра и процедуры взаимодействия структурных подразделений местной администрации целесообразно установить постановлением главы администрации МО.

Работы по формированию реестра должны состоять из аналитического, экспертного и проектного блоков. Экспертный блок работ выделяется как самостоятельный, поскольку аналитические работы устанавливают факты несоответствия (например, деятельности органов местного самоуправления вопросам местного значения, муниципальных правовых актов федеральным и региональным, структуры и содержания реестра предъявляемым требованиям), а экспертный блок указывает на возможные риски и последствия в практике управленческой работы из-за этих несоответствий. В рамках проектного блока формируется пакет заданий соответствующим службам администрации для организации работ по устранению выявленных несоответствий или дисфункций в деятельности органов МСУ.

Работы по формированию реестра желательно выполнять не столько в последовательном режиме, сколько в структурно-матричном. Это предполагает постоянное сканирование результатов уже проделанных в том или ином блоке работ и формирование на основе этого новых (либо уточнение имеющихся) приоритетов муниципальной деятельности, внесение соответствующих изменений в структуру расходных обязательств, формирование задач по изменению оргструктуры администрации, задач по внесению изменений и/или дополнений в Устав МО, по разработке и принятию муниципальных правовых актов, отмене не соответствующих новым потребностям муниципального управления муниципальных правовых актов, разработке и принятию различных программ и т.д. и т. п.

Аналитический блок работ должен состоять из:

функционального анализа,

организационного анализа,

правового анализа,

прикладного бюджетного анализа

Необходимость изменений может возникнуть в результате выявления анализом реестра нового реального содержания работ подразделений администрации, обусловленного изменениями законодательства, а также из установления фактов дисфункций и разрывов в управлении, дублирования функций, осуществления несвойственных полномочий. В результате бюджетного анализа расходных обязательств может быть также установлена необходимость смены приоритетов расходования бюджетных средств или изменений в правовом обеспечении деятельности МСУ и т.д.

Экспертный блок работ включает:

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ (в том числе служб и подразделений администрации) новым полномочиям и вопросам местного значения,

экспертизу правовой обеспеченности деятельности органов МСУ,

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ новому бюджетному законодательству,

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ существующей стратегии социально-экономического развития МО в ситуации реформирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Проектный блок работ, исходя из полученных в двух первых блоках результатов, может включать:

проектирование системы приоритетов деятельности органов МСУ в ситуации реформирования,

проектирование изменений в организационной структуре органов МСУ,

проектирование изменений в правовом обеспечении деятельности органов МСУ,

проектирование системы стандартизации и нормирования деятельности органов МСУ.

В работах по формированию реестра расходных обязательств должны участвовать отраслевые, финансовые и правовые структурные подразделения Администрации, а также муниципальные предприятия и учреждения.

Формирование и (или) ведение реестра расходных обязательств начинается с заполнения каждым структурным подразделением администрации, иным органом МСУ, которое осуществляет управленческую и организационную деятельность в МО, а также муниципальным учреждением , (предприятием при необходимости) предлагаемой формы реестра путем описания мероприятий, функций, определяющих деятельность структурного подразделения (органа МСУ). В форме должны быть отражены мероприятия, функции, а также правовые основания их реализации, устанавливающие цели и задачи мероприятия, правовые документы, определяющие затраты бюджета и их нормирование.

Все расходы должны быть определены (выделены) и включены в реестр расходных обязательств. Производится установление соответствия конкретного мероприятия, функции, направленных на реализацию вопросов местного значения, виду расхода функциональной классификации или экономической бюджетной классификации расходов местного бюджета.

Вопросы местного значения, конкретные мероприятия, функции увязываются, прежде всего, с кодами функциональной классификации, так как данный вид классификации расходов отражает целесообразность расходов, их направленность на результат. В случае, если необходимо детализировать структуру расходов по данному мероприятию в экономическом разрезе, то устанавливают соответствие кодам экономической классификации (если расходы связаны с зарплатой сотрудников, приобретением оборудования, расходных материалов и прочего).

Соотнесение вопросов местного значения, мероприятий, функций с одними только кодами экономической классификации не позволяет оценить, насколько решаются вопросы местного значения даже при регулярных выплатах зарплаты служащим, поэтому в реестре, прежде всего, должны указываться коды функциональной классификации.

Правовое подразделение производит правовую экспертизу материалов органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных учреждений, и подтверждает правовую обоснованность расходных обязательств, или устанавливает необходимость разработки недостающих правовых актов, касающихся деятельности данного органа, подразделения, учреждения. Мероприятия, включенные в реестр, должны относиться к вопросам местного значения или передаваемым государственным полномочиям и соответствовать им. В случае недостаточности правового обоснования деятельности - Правовое управление совместно с исполнительным органом (либо его подразделением), учреждением разрабатывает предложения по подготовке необходимых постановлений администрации или решений представительного органа (иных органов МСУ), которые позволят произвести расходы местного бюджета на планируемый год, и включает их в соответствующий список подготовки и утверждения муниципальных правовых актов.

Финансовое подразделение устанавливает соответствие мероприятий требованиям бюджетного и налогового законодательства, устанавливает соответствующий функциональный и экономический коды для каждого мероприятия. При этом устанавливается не величина расходов, а только соответствие мероприятий требованиям бюджетного законодательства. Реестр определяет не объемы расходуемых средств, а лишь правовые основания для расходов и соответствующие коды бюджетных классификаций расходов.

После проведения анализа, экспертизы, доработки реестров по органам, подразделениям, учреждениям уполномоченное подразделение Администрации формирует сводные реестры расходных обязательств отдельно по вопросам местного значения и по переданным государственным полномочиям. При формировании сводного реестра возможно объединение отдельных функций, мероприятий, включение более мелких в более крупные. Степень подробности сводного реестра определяется необходимостью учета всех затрат и принятыми в муниципальном образовании требованиями к реестру. Так как деятельность различных структур может быть направлена на решение одного вопроса местного значения (переданного государственного полномочия), рекомендуется объединять реестры отдельных подразделений (органов, учреждений) по каждому вопросу местного значения и по каждому переданному полномочию. При этом для дальнейшей работы по формированию, например, смет расходов, по программному блоку работ, доработанные реестры каждой структурной единицы должны сохраняться.

Реестр расходных обязательств МО представляется в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок представления реестра (внимание: не форма реестра, не порядок ведения, а только порядок его представления, т.е. в какой орган, в какие сроки, каким органом, на каком носителе, в скольких экземплярах и т.п.!) в орган исполнительной власти субъекта РФ определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

В части расходных обязательств по исполнению переданных государственных полномочий, реестр должен соответствовать федеральному (региональному) реестру расходных обязательств. Это касается официально утвержденного реестра и его представления в органы государственной власти.

Для ведения реестра расходных обязательств по вопросам местного значения важно учитывать следующее. Расходные обязательства муниципального образования по вопросам местного значения устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Муниципальные социальные стандарты, нормативы финансирования определяются только муниципальными правовыми актами. Исключение составляет установление органами государственной власти субъекта РФ предельного норматива размера оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных организаций для муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ установила, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения (а такие обязательства возникают в любом случае, даже если это только заработная плата муниципальному служащему, выполняющему функции по решению вопроса местного значения ), исполняются за счет средств местных бюджетов, а федеральные законы, законы субъектов РФ не должны содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. То есть объем услуг, предоставляемых за счет средств местного бюджета, определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Об утверждении порядка формирования

реестра расходных обязательств

муниципального образования

«Макзырское сельское поселение»

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение».

2. Признать утратившим силу постановление Главы Макзырского сельского поселения «О порядке формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»,

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на ведущего специалиста по финансам Администрации Макзырского сельского поселения.

И. о.Главы Макзырского

сельского поселения:

Приложение

к постановлению Администрации Макзырского сельского поселения

ПОРЯДОК

формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет правила, порядок, сроки, участников процесса формирования (ведения) реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение».

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов , муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований , необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

3. Реестр формируется с целью учета действующих расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» и определения объема средств бюджета муниципального образования, необходимых для их исполнения.

Данные Реестра используются при разработке проекта местного бюджета муниципального образования «Макзырское сельское поселение» на очередной финансовый год и плановый период, а также при формировании докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств местного бюджета .

4. При формировании Реестра должны соблюдаться следующие основные принципы:

Полнота и достоверность расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» и сведений о них;

Периодичность обновления Реестра и сведений о расходных обязательствах муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Открытость сведений о расходных обязательствах муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Единство формата отражения сведений о расходных обязательствах в Реестре.

5. Расходные обязательства муниципального образования «Макзырское сельское поселение» возникают в результате

Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления , а так же заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

Принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями ;

II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАКЗЫРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»

6. Реестр формируется Администрацией Макзырского сельского поселения ежегодно по форме, устанавливаемой Министерством финансов РФ на основании представленных реестров расходных обязательств главных распорядителей средств местного бюджета (далее – главные распорядители средств местного бюджета).

7. Для формирования Реестра главные распорядители средств местного бюджета в сроки, установленные настоящим Порядком, представляют в Администрацию Макзырского сельского поселения реестры расходных обязательств главных распорядителей средств местного бюджета на бумажном и электронном носителях по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

8. При формировании Реестра на очередной финансовый год в части нормативного правового регулирования расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» используются сведения, указанные в Реестре текущего года. Данные сведения могут уточняться в случаях:

Принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» (в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

Изменения сроков действия (окончание, продление) действующих расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления об изменении объемов средств на исполнение уже принятых расходных обязательств.

9. При планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются только те расходные обязательства, которые вошли в Реестр.

10. Представление реестров расходных обязательств осуществляется главными распорядителями (получателями) средств местного бюджета в Управлении финансов Администрации Верхнекетского района, на основании соглашения «О передаче осуществления отдельных полномочий исполнения бюджета МО «Макзырское сельское поселение»» в сроки, установленные п. 10 Порядка, утвержденного Постановлением № 000а Администрации Томской области от 01.01.2001 г

Уточненный Реестр, за очередной финансовый год – не позднее 12 января очередного финансового года.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МАКЗЫРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

12. Администрация Макзырского сельского поселения

1) обязана:

Формировать реестр расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Производить проверку расчета объема средств, предусмотренных на исполнение расходных обязательств;

Проводить анализ действующего законодательства на предмет наличия нормативных правовых актов, не имеющих финансового обеспечения;

2) вправе:

Запрашивать от главных распорядителей средств местного бюджета дополнительную информацию о расходных обязательствах, включенных в Реестр.

IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

13. Главные распорядители средств местного бюджета:

1) обязаны:

Проводить анализ действующей нормативной правовой базы;

Определять нормативные правовые акты, договоры и соглашения, обусловливающие расходование средств;

Оценивать объем средств, предусматриваемых на исполнение расходного обязательства;

Обеспечивать своевременное представление реестров расходных обязательств в Администрацию Макзырского сельского поселения.

2) вправе:

Получать от Администрации Макзырского сельского поселения необходимые разъяснения и уточнения по формированию реестров расходных обязательств;

Привлекать подведомственных получателей средств местного бюджета к формированию реестров расходных обязательств.

V. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА

14. Муниципальное образование «Макзырское сельское поселение» на основании соглашения «О передаче осуществления отдельных полномочий исполнения бюджета МО «Макзырское сельское поселение»» ежегодно предоставляет в Управление финансов Администрации Верхнекетского района по форме, установленной Администрацией Томской области:

Плановый реестр расходных обязательств МО «Макзырское сельское поселение» на очередной финансовый год – в срок до 25 мая текущего года;

Уточненный реестр расходных обязательств МО «Макзырское сельское поселение» за отчетный финансовый год – в срок до 12 января очередного финансового года.

Вера ПЛИЕВА, заместитель начальника Департамента финансов Томской области


Поводом для подготовки настоящего материала послужило решение Департаментом финансов Томской области одной из многих, на первый взгляд не очень сложных, текущих задач - формирования реестра расходных обязательств. Эта задача сейчас стоит перед финансовыми органами всех без исключения уровней бюджетной системы Российской Федерации, другими субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств).

Убеждена, что специалисты любого финансового органа согласятся с тем, что, несмотря на внешнюю простоту, процесс формирования ре­естров расходных обязательств всегда был трудоемким. С принятием же новых форм реестров, рекомендаций по их заполнению, утвержденных приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ, объем работы возрос многократно. При этом возможность качественного формирования сведений с учетом появления в новых форматах реестров дополнительных аналитических составляющих и их более развернутого содержания вызывала большие сомнения.

Проблемы по составлению реестра у нас возникали и ранее; простые, казалось бы, вопросы порой вызывали значительные трудности. Например:

1. Непосредственно сбор данных. Множество участников процесса, сложноподчиненная структура сдачи-приемки обусловливают ряд проблем организационного характера. В частности, цепочка сбора информации выглядит так: ПБС городского поселения – РБС городского поселения (консолидация реестров подведомственных ПБС) – финансовый орган городского поселения (консолидация фрагментов реестров распорядителей) – финансовый орган муниципального района (свод реестров поселений) – департамент финансов области (свод реестров муниципальных образований).

2. Проверка представленных финансовых показателей реестра на соответствие данным закона (решения) о бюджете, отчетности об исполнении бюджета.

3. Консолидация фрагментов реестров расходных обязательств, полученных от отраслевиков, и свод реестров расходных обязательств, направленных от муниципальных образований Томской области.

4. Непонимание исполнителями смысла проделываемой трудоемкой работы, если полученную информацию нельзя каким-либо образом использовать в дальнейшем.

Повторюсь, что с утверждением новых форм реестров, появлением в них множества дополнительных строк проблемы не только не уменьшились, но в геометрической прогрессии возросли:

  • перенос данных с ранее принятых форм реестров в новые форматы в соответствии с приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ;
  • формальный подход исполнителей к заполнению утвержденных форм, учитывая сжатые сроки сдачи, многографность и отсутствие четких критериев проверки. Такой формальный подход опытный работник департамента финансов фиксировал сразу, однако вернуть полученный документ на доработку был не вправе;
  • сопоставление и попытка свести воедино множество вариантов заполнения графы «Нормативно-правовые акты» субъектами бюджетного планирования. Во всех получаемых нами реестрах содержались ссылки на нормативно-правовые акты, идентичные по содержанию, но разнородные по наименованию. Консолидация данных стала физически невозможной: полученный результат не оправдал бы потраченного на это труда. В итоге сводный документ превратился в простую многометровую таблицу.

Аналогичные проблемы были и на уровне муниципальных образований.

Не секрет, что в финансовых органах в силу их ответственности за всех (за распорядителей бюджетных средств, за финансовые органы нижестоящего уровня бюджета) существует тенденция решать вопросы «за себя и за того парня». Мы это искушение преодолели и подошли к процессу формирования реестров расходных обязательств более принципиально, подключив к решению проблем все субъекты бюджетного планирования вплоть до финансовых органов поселений.

Учитывая локальность задачи и вместе с тем ее территориальную распределенность, Департамент финансов Томской области прежде всего определил ряд контрольных точек, необходимых для ее решения, а именно:

  • проведение тщательной ревизии всех федеральных и региональных нормативно-правовых актов, являющихся основанием для расход­ных обязательств бюджетов всех уровней нашего региона;
  • создание единого механизма формирования реестров, исключающего формальный подход исполнителей к наполняемости ре­естров необходимыми сведениями, в том числе непроверенными данными;
  • создание условий для оперативного сбора реестров со всех субъектов бюджетного планирования за любой заданный период времени (за год, а в перспективе при необходимости и за более короткий период – шесть месяцев, квартал);
  • автоматическая консолидация данных с обязательной контрольной и аналитической составляющими.
В ходе работы стало ясно, что решить обозначенные проблемы без должного уровня автоматизации не представляется возможным. Проанализировав задачи, мы определили качественные характеристики требуемой автоматизированной системы:
  • возможность ее установки на рабочем месте каждого участника процесса;
  • простое освоение системы пользователями (краткий консультационный курс для группы пользователей должен обеспечить освоение системы в объеме, достаточном для дальнейшего самостоятельного применения);
  • возможность создания единой справочной базы нормативно-правовых актов и использования такой базы всеми субъектами бюджетного планирования, в том числе финансовыми органами муниципальных образований;
  • обеспечение согласования передаваемых в электронном виде ре­естров и их фрагментов (принят, не принят, отклонен, удален, отредактирован) между всеми участниками процесса;
  • формирование (в результате сбора данных) отчетов по утвержденным Министерством финансов РФ и произвольным формам отчетности;
  • автоматический перенос из системы сформированных и утвержденных данных реестра расходных обязательств субъекта РФ и свода реестра расходных обязательств муниципальных образований в электронную форму, передаваемую в Министерство финансов РФ (автоматическая выгрузка данных);
  • наличие интерактивных экранных форм для анализа данных реестров в любом разрезе;
  • возможность долгосрочного использования системы вне зависимости от того, какие графы, колонки, строки будут добавлены (удалены, изменены) к следующей отчетной дате.
После проведения конкурса соответствующей нашим требованиям была признана заявка компании Р.О.С.Т.У*, предложившей к внедрению систему «БИС-РРО». Совместно со специалистами названной компании Департаменту финансов Томской области удалось решить поставленные задачи.

*Компания «Р.О.С.Т.У.» – разработчик спектра комплексных технологических решений, предназначенных для автоматизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Решения компании, связанные с управлением бюджетным процессом, включая исполнение и среднесрочное планирование бюджета, осуществление процедуры государственных (муниципальных) закупок, построены на базе Бюджетной информационной системы (БИС).

Поскольку эта статья предназначена для моих коллег, не могу не остановиться на проблемах организационного характера, с которыми мы столкнулись и которых можно было избежать. Рекомендуем начинать автоматизацию процесса с принятия регламента формирования реестра расходных обязательств, определения четких границ и лиц, ответственных за формирование, наполнение и контроль справочников и документов системы. Этот регламент должен распространяться и на финансовые органы муниципальных образований. Особенно много проблем при формировании реестра возникло с некорректно введенным на уровне муниципальных районов перечнем нормативно-правовых актов. В связи с этим нормативно-справочную информацию желательно централизовать и вести в главной базе данных субъекта РФ.

Однако все сказанное не снимает ответственности с участников процесса. Аудит перечня нормативно-правовых актов, служащих основанием для принятия расходных обязательств, необходимо проводить совместно с главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами муниципальных образований. Понятно, что большая часть нагрузки все равно ложится на финансовый орган субъекта, но это неизбежно. В идеале каждый участник процесса, вплоть до каждого учреждения в сельском поселении, должен выполнять возложенные на него обязанности грамотно и с определенной долей ответственности.

Как показала наша практика, достаточно единожды приложить серь­езные усилия – большие, чем требует каждодневный труд финансиста, – и проблема перестанет быть неразрешимой. Здесь нужно отметить роль компании – разработчика системы при автоматизации описанного процесса. Специалисты «Р.О.С.Т.У.» обеспечили комплексный подход к внедрению системы, включая совместное с Департаментом финансов Томской области решение вопросов организационного характера. Для должной реализации задачи была создана рабочая группа, и в итоге система была развернута на рабочих местах пользователей на территории всего региона.

Достигнутый нами результат значительно превзошел предполагаемый. Созданы условия не только для качественного формирования субъектами бюджетного планирования сведений, регламентированных приказами № 76н и 77н Министерства финансов РФ, но и для проведения анализа данных, содержащихся в реестрах, как путем фильтрации и консолидации полученных сведений по любым аналитическим признакам, так и путем детального изучения любого первичного документа, служащего основанием для формирования реестра расходных обязательств.

Сейчас уже можно утверждать, что выбранный нами метод обеспечивает качественное формирование реестров расходных обязательств, позволяет выявить узкие места по планируемым к исполнению расходным обязательствам и скрытые (ранее недоступные для проверки) резервы внутри бюджетов. Кроме того, он исключает возможность предоставления в Министерство финансов РФ информации об объеме расходных обязательств и направлениях использования бюджетных средств в виде простой таблицы, содержащей формальные данные, обеспечивает использование сведений, содержащихся в реестрах, при планировании бюджета, в том числе на среднесрочную перспективу. Именно это позволит ре­естру стать основой для составления бюджета, для чего он, собственно, и предназначен, а не наоборот.

Евгений ДАНЧИКОВ, начальник отдела методологии межбюджетных отношений Министерства финансов РФ:
«На сегодняшний день подход к формированию реестров расходных обязательств в субъектах РФ более формален, чем подразумевалось при включении соответствующей статьи в Бюджетный кодекс. Пока существуют проблемы и при предоставлении в Минфин России реестров субъектов РФ и сводов реестров муниципальных образований. Нарушаются сроки сдачи регламентированной Минфином отчетности, отмечаются случаи ее некачественного формирования.

Описанный подход Департамента финансов Томской области к формированию реестра расходных обязательств уже дал результаты и на федеральном уровне, что, безусловно, заслуживает внимания. Представленная информация позволяет составить реальную картину нормативного регулирования расход­ных обязательств региона.

Следует отметить, что тема перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы еще долгое время будет актуальной. Поэтому информация, содержащаяся в реестрах расходных обязательств, должна стать более развернутой и объективной, что позволит использовать ее для принятия стратегических решений по поиску оптимальной модели распределения полномочий между уровнями бюджетной системы».

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

3. Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации.

5. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Комментарии к ст. 87 БК РФ


Реестр расходных обязательств - свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестры расходных обязательств ведутся с целью учета расходных обязательств субъектов бюджетной системы РФ, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно определенных функций государства (местного самоуправления) и определения объема средств соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, входящих в бюджетную систему, необходимых для их исполнения. Обязанность по ведению реестров расходных обязательств возложена на установленные БК РФ, законами субъектов РФ и актами муниципальных образований, а также подзаконными нормативно-правовыми актами органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый уровень бюджетной системы РФ имеет свои реестры обязательств.

Реестр расходных обязательств РФ ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации". Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести реестр расходных обязательств РФ, является Минфин России. Данные реестра расходных обязательств РФ используются при формировании перспективного финансового плана РФ, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Оценка и учет расходных обязательств субъекта РФ на основании и в соответствии с Приказом Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 243, которым утверждены Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений.

Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

С целью мониторинга учета расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований реестр расходных обязательств субъекта Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Департамент межбюджетных отношений Минфина России. Порядок представления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, утвержден Приказом Минфина России от 27 апреля 2006 г. N 67н.

В соответствии с п. 2 Порядка субъекты РФ представляют ежегодно по формам согласно приложению:

Реестр расходных обязательств субъекта РФ и Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, - не позднее 1 мая текущего финансового года (плановые);

Реестр расходных обязательств субъекта РФ и Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, - не позднее 1 декабря текущего финансового года (уточненные).