Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому. Социальная работа в домах-интернатах для престарелых

June 1st, 2012

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация - это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, успешно преодолевается использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными являются трудотерапия и арт-терапия. Трудотерапия - активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В реабилитационной работе с пожилыми людьми используются несколько вариантов трудотерапии, которые различаются по основным задачам, средствам и методам осуществления.
1. Общеукрепляющая (тонизирующая). Является средством повышения общего жизненного тонуса пожилого человека и создает психологические предпосылки для реабилитации.
2. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация). Этот вид трудовой терапии можно начинать как можно раньше, т.к. ее цель - устранение беспомощности старого человека.
3. Восстановительная (функциональная). Цель - воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранные виды трудовой деятельности.
4. Развлекательная (терапия занятостью). Ее цель - уменьшение выраженности отягощающих факторов, обусловленных вынужденным продолжительным пребыванием в ограниченном пространстве.
5. Профессиональная направленность на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии. С помощью специальных социальных служб по трудоустройству пожилых и инвалидов их обеспечивают работой с уменьшением ее объема, темпа и нормы выработки.
Арт - терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт - терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и др. социальных учреждениях.
Неотъемлемым элементом системы социального обеспечения пожилых и престарелых граждан выступает социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находившихся в трудной жизненной ситуации. Если пенсионное обеспечение направлено на удовлетворение материальных потребностей пожилых людей, то социальное обслуживание выступает технологией решения личностных проблем пожилого человека начиная от проблемы общения, взаимодействия с другими людьми и до получения социально-бытовых и иных услуг.
Основные законы, составившие правовую базу для функционирования системы социального обслуживания: Федеральный закон от 10.12.95 г. № 195-ФЗ «об основах социального обслуживания населения в РФ»; Федеральный закон от 2.08.95 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
К числу учреждений, оказывающих социальные услуги пожилым людям, относят: геронтологические центры, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи на дому, центры психолого-педагогической помощи, специальные дом для одиноких престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания, отделения дневного пребывания.
Формы социального обслуживания пожилых людей: стационарное обслуживание; полустационарное социальное обслуживание, социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
а) Социальное обслуживание на дому.
Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Основная цель службы социальной помощи на дому - максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. Поэтому социальное обслуживание на дому является приоритетной моделью социального обслуживания пожилых и престарелых людей.
Службой социальной помощи на дому услуги пожилым гражданам предоставляются в соответствии с Законом «О социальном обслуживании граждан» и постановлением правительства РФ от 25.10.95г. «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг».
Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, а в городской местности - не менее 120 пожилых и инвалидов.
Основными направлениями деятельности отделения социального обслуживания на дому являются:
? выявление и учет пожилых людей, нуждающихся в обслуживании (составляется картотека учета);
? оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи;
? содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.
б) Срочная социальная помощь.
Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке. Объем социальных услуг установлен федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. В нем предусмотрены следующие услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по телефону доверия; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. К таким видам можно отнести бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечение дровами, углем.
в) Полустационарное социальное обслуживание
Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.
Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:
? организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);
? социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);
? содействие в организации правовых услуг;
? содействие в организации ритуальных услуг.
Наметившаяся тенденция сокращения услуг стационарных учреждений связана с увеличением масштабов оказания амбулаторной помощи инвалидам и престарелым, проживающим в обычных домашних условиях, нестационарными учреждениями социального обслуживания. Последние представлены отделениями социальной помощи на дому (в т.ч. при домах-интернатах, территориальных центрах, отделах социальной защиты), территориальными центрами социального обслуживания и территориальными службами социальной помощи (как правило, на базе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому при рай(гор)отделах (управлениях) социальной защиты населения).
Отделения социальной помощи на дому предоставляют минимально необходимый комплекс услуг по доставке продуктов питания, лекарств, дров (угля), оплате жилищно-коммунальные и др. расходов.
В последнее время эта организационная форма дополняется другой, вызванной переходом к рыночной экономике, когда значительная часть пожилых людей и инвалидов оказалась на грани нищеты, утратив средства к существованию, в экстремальной жизненной ситуации. Это - служба срочной социальной помощи. Основные виды услуг службы срочной социальной помощи включают: обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем, оказание экстренной психологической помощи, помощь в определении инвалидов в дома-интернаты и больницы, предоставление услуг парикмахеров, мастеров по ремонту электробытовых приборов, активное сотрудничество с государственными, общественными, религиозными организациями, благотворительными фондами, средствами массовой информации, органами государственного управления и др.учреждениями для принятия мер по разрешению острых жизненных ситуаций.
Необходимость функционирования служб срочной социальной помощи неоспоримо, так как они развивают и дополняют услуги отделений социальной помощи на дому и, - самое главное - позволяют оказавшимся за гранью нищеты нетрудоспособным инвалидам поддерживать свое существование.
К полустационарным формам социального обслуживания следует отнести территориальные центры, преимущество которых состоит в возможности сочетания медицинского и социального обслуживания инвалидов. Территориальные центры социального обслуживания позволяют также организовать питание, создать условия для общения инвалидов и пожилых людей. Последнее является немаловажным фактором для поддержания морального тонуса у людей, проживающих вне семьи.
Первоначально создание территориальных центров предусматривалось преимущественно вместе со стационарными отделениями, где создавались условия для временного пребывания (5-10 дней) ИОВ в достаточно комфортабельных условиях и профилактического лечения (физиотерапия, фототерапия, массаж, психологическая разгрузка). Однако, создание территориальных центров со стационарным обслуживанием требует дополнительных условий и, соответственно, более существенных затрат, для чего органы соцзащиты на местах не всегда располагают необходимыми финансовыми средствами.
Территориальные центры социального обслуживания имеют большие резервы для удовлетворения потребностей инвалидов. По данным руководства центров более 5 % обслуживаемых готовы оплатить дополнительные (сверх предоставляемых бесплатно) услуги. Но лишь немногие территориальные центры и отделения социальной помощи предоставляют платные услуги по просьбе инвалидов, а комплекс услуг в целом ограничен общим набором: приготовление пищи, мытье посуды, доставка белья в прачечную, стирка белья дома, предоставление банных услуг, уборка квартиры, мытье окон, покупка продуктов, лекарств, промтоваров, прогулка с собакой и т.д.
Полустационарную форму социального обслуживания в г.Волгограде представляют: Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района и Городской Центр социальной помощи в Кировском районе.
Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, рассчитанный на 30 мест, предназначен для социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их питания, отдыха, поддержания активного образа жизни, привлечения к трудовой деятельности. На обслуживание в Центр принимаются граждане пожилого возраста: мужчины с 60 лет, женщины - с 55 лет, инвалиды I и II групп сроком на две недели, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района создан в 1995 году. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связи семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений: организация общения и досуга детей: обучение навыкам самообслуживания, бытовой адаптации, оказание консультативной помощи.
Городской Центр социальной помощи в Кировском районе создан в целях защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, находящихся в кризисной жизненной ситуации и осуществления мер по реабилитации.
В вопросе развития принципов соотношения платности и бесплатности услуг необходимо подходить адресно и индивидуально. Удовлетворение специфических потребностей клиента за умеренную плату должно быть дополнением к удовлетворению его общих потребностей безвозмездно. Обоснование такого подхода подтверждается опытом зарубежных систем социального обслуживания, в частности Финляндии, где стремятся оказывать клиенту такие услуги, которые способствуют (стимулируют) его самостоятельность и служат предпосылкой хорошего морально-нравственного и психологического состояния.
В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20.07.93г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и другие.
К основным задачам центра социального обслуживания в совместной деятельности с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) относятся:
- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой, периодичности ее предоставления;
- предоставление социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
-анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
г) Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального РСФСР от 27.12.78г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того - подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.
К другим учреждениям данного типа относится также психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В стационарные учреждения для престарелых принимаются граждане пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.
Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина. Заявление о приеме в дом-интернат с медицинской картой подается в вышестоящую организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.
Лица, находящиеся в домах-интернатах общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в них, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации, переведены в специальные дома-интернаты. Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов ранее судимых, занимающихся бродяжничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел и др. лиц, за которыми установлен административный надзор в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 года «О развитии сети специализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».
Функционирование домов-интернатов как одной из основных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке. Стационарная форма социального обслуживания представлена в г.Волгограде Тракторозаводским центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Отделение со стационаром предназначено для медицинского, культурного, бытового обслуживания, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.
В настоящее время в стационарные учреждения поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода, а также те, кто не имеет жилья. Альтернативой домам-интернатам в скором будущем могут стать специальные жилые дома для пожилых людей (примерное Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденное Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года), которые несмотря на некоторые недостатки, все же имеют ряд важных преимуществ.
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. Приоритетным направлением является развитие моделей нестационарного социального обслуживания (центров социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому), которые позволяют максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддерживать их личный и социальный статус.
Таким образом, основными технологиями в настоящее время являются государственные технологии социальной защиты пожилых людей - пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь. Однако приоритетным направлением социальной работы с пожилыми людьми является организация жизненной среды стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у пожилого человека всегда была возможность выбора способов взаимодействия с этой средой, т.к. пожилые люди - это не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Отсюда вытекает необходимость альтернативных технологий социальной работы с пожилыми людьми. Среди которых можно выделить благотворительную помощь, клубную работу, группы само и взаимопомощи.

Уход за домом - это место, где вы можете жить и заботиться о своем заботе обученным персоналом в домашней обстановке. Они предназначены для людей, которым нужна помощь, чтобы заботиться о себе, когда это невозможно обеспечить в их собственном доме. Уходные дома предлагают круглосуточную помощь. Они не предоставляют медсестер, но мы можем попросить медсестру сообщества посетить вас, если это необходимо.

В домах престарелых есть подготовленные медсестры и специализированное оборудование, если вам это нужно. Вы можете зайти в дом по уходу на полный рабочий день или временно, например, для короткого перерыва или отдыха. Некоторые дома для ухода за ними управляются нами. Другие управляются добровольными организациями или частными компаниями.

  • 2.5. История развития социальной геронтологии
  • 2.6. Социальные теории старения
  • Глава 3. Медицинские проблемы пожилого и старческого возраста
  • 3.1. Понятие здоровья в старости
  • 3.2. Старческие недомогания и старческая немощность. Способы их облегчения
  • 3.3. Образ жизни и его значение для процессов старения
  • 3.4. Последний уход
  • Глава 4. Феномен одиночества
  • 4.1. Экономические аспекты одиночества в старости
  • 4.2. Социальные аспекты одиночества
  • 4.3. Семейные отношения пожилых и старых людей
  • 4.4. Взаимопомощь поколений
  • 4.5. Роль домашнего ухода за беспомощными старыми людьми
  • 4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема “отцов и детей”
  • Глава 5. Психическое старение
  • 5.1. Понятие о психическом старении. Психический упадок. Счастливая старость
  • 5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
  • 5.3. Отношение человека к старости. Роль личности в формировании психосоциального статуса человека в старости. Индивидуальные типы старения
  • 5.4. Отношение к смерти. Понятие об эвтаназии
  • 5.5. Понятие об аномальных реакциях. Кризисные состояния в геронтопсихиатрии
  • Глава 6. Высшие психические функции и их расстройства в старости
  • 6.1. Ощущение и восприятие. Их расстройства
  • 6.2. Мышление. Расстройства мышления
  • 6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды
  • 6.4. Память и ее расстройства
  • 6.5. Интеллект и его расстройства
  • 6.6. Воля и влечения и их расстройства
  • 6.7. Эмоции. Депрессивные расстройства в старости
  • 6.8. Сознание и его расстройства
  • 6.9. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте
  • Глава 7. Адаптация к старости
  • 7.1. Профессиональное старение
  • 7.2. Принципы реабилитации в предпенсионном возрасте
  • 7.3. Мотивации продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста
  • 7.4. Использование остаточной трудоспособности пенсионеров по возрасту
  • 7.5. Адаптация к пенсионному периоду жизни
  • Глава 8. Социальная защита пожилых и старых людей
  • 8.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  • 8.3. Пенсионное обеспечение по старости
  • 8.4. Пенсионное обеспечение по старости в Российской Федерации
  • 8.5. Социально-экономические проблемы пенсионеров в Российской Федерации в переходный период
  • 8.6. Истоки кризиса пенсионной системы в Российской Федерации
  • 8.7. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми
  • 9.1. Актуальность и значимость социальной работы
  • 9.2. Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей
  • 9.3. Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей
  • 9.4. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми
  • 9.5. Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей
  • Список литературы
  • Содержание
  • Глава 9. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми 260
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 8.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей

    Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку.

    Как обратиться за помощью, чтобы переехать в дом по уходу

    Вы или кто-то, действующий от вашего имени, можете связаться с местным офисом социальной работы, чтобы мы могли оценить ваши потребности. Перемещение в дом по уходу может быть не лучшим вариантом для вас. Мы обсудим, какое оборудование и услуги доступны, чтобы помочь вам жить в собственном доме.

    Соответствующим вариантом может стать специализированный корпус, такой как корпус с заботой. Дом помощи может быть лучшим выбором, если вы.

    • Больше не можете справляться в собственном доме, даже при поддержке и помощи.
    • Необходима круглосуточная помощь.
    Если мы считаем, что дом для ухода - это лучший вариант для вас, мы предоставим вам список домов по уходу, которые будут отвечать вашим потребностям. Вы можете выбрать тот, который вам подходит.

    Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

      соблюдение прав человека и гражданина;

      предоставление государственных гарантий;

      обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;

      преемственность всех видов социального обслуживания;

      Возможно, вам придется заплатить за ваш дом по уходу. Будете ли вы или нет, будет зависеть от нескольких факторов. Когда мы организуем для вас место в доме, мы оценим ваши доходы и сбережения. Мы будем использовать это, чтобы выяснить, сколько вы должны платить в сторону стоимости вашего ухода.

      Плата за обслуживание дома может сильно различаться. Вы должны поговорить с домом по уходу или прочитать информацию о них, чтобы помочь вам решить, хотите ли вы подать заявку на переезд туда. Если мы оценим вас, и мы считаем, что вам не нужно место в доме по уходу, вы все равно можете переехать в дом по уходу. Если вы это сделаете, вы не сможете воспользоваться бесплатными персональными и медицинскими услугами. Вам придется заплатить полную стоимость вашего места и вашего личного ухода.

      ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

      приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.

    Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

    Мы можем предложить вам советы и информацию, чтобы помочь вам в этом. Загрузки Финансовая помощь с оплатой домашнего ухода. Ваш работник службы общественного здравоохранения предоставит вам список домов по уходу, которые будут соответствовать вашим потребностям.

    Как узнать об осмотрах на дому

    В районе Совета Фолкерк находятся шесть домов по уходу за советом. Все медицинские учреждения должны быть зарегистрированы и проинспектированы Инспекцией по уходу. Некоторые дома заботятся о конкретных нуждах, таких как деменция или уход за ребенком. У дома для ухода должна быть своя брошюра, описывающая их обслуживание, и вы можете запросить копию в любое время.

    К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были законодательно оформлены Законом РФ от 2 августа1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого населения и инвалидов”. Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

    Да, конечно, вы все равно можете пойти с друзьями и семьей, если вы останетесь в одном из наших домов интернатного типа. Очень важно поддерживать связи с местным сообществом и «поддерживать» семью и друзей. Если есть какая-то причина, по которой вас не поощряют выходить на улицу, например плохое здоровье, то это будет полностью объяснено вам заранее.

    Гериатрическая помощь в адаптации к старости

    Возможность заботиться о домашнем животном может быть ценным и заслуживающим внимания опытом. Следует уделить внимание пригодности конкретного домашнего животного и других жителей дома по уходу. По этой причине Менеджер подразделения несет окончательную ответственность за принятие решения о том, может ли домашнее животное быть доставлено в дом по уходу.

    Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

    Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

    Каковы сроки посещения в домах помощи Совета?

    Это пособие позволяет вам приобретать небольшие личные вещи. Если вы не можете сами организовать медикаментозное лечение, персонал вашего дома сделает это за вас, с вами или с письменным соглашением вашего представителя. Они сделают это таким образом, который наилучшим образом подходит вам и узнает ваше достоинство и неприкосновенность частной жизни.

    Дома являются социальными центрами для сосуществования пожилых людей посредством деятельности для отдыха, досуга, культуры и использования коммуникационных технологий. Целью Дома является поощрение коммуникабельности, предотвращение изоляции пожилых людей, расширение их социального участия и помощь в сохранении их интеллектуального потенциала.

    Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

    Эта сеть центров состоит из 31 семьи, в которой проживает около 1000 членов. Лица, достигшие 65-летнего возраста и проживающие в автономном сообществе Арагона. Исключительно могут быть лица старше 60 лет, которые имеют право на пенсию или с определенными личными обстоятельствами.

    Отправка заявки в соответствующий Дом в зависимости от адреса заявителя. Арагонский институт социальных услуг имеет дома на всей территории автономного сообщества. После принятия заявки выдается членская карточка. Выпуск членской карточки является бесплатным и позволяет бесплатно пользоваться услугами центра, за исключением использования некоторых предоставляемых услуг, цена которых фиксируется каждый год для каждого из них.

    В задачи муниципального центра социального обслуживания входит выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

    Какие услуги предлагают дома? Поддержка технического обслуживания в окружающей среде: ресурсы и объекты, которые обеспечивают удобную и безопасную среду обитания, которые облегчают постоянство партнеров в их доме. Столовая Парикмахерская Детский уголок Детский уголок Кафе. . Информация и прием: он предоставляет информацию о ресурсах и деятельности Центра и доступа к ним.

    Поддержка пожилых людей в зависимой ситуации и их семей: мероприятия и программы, направленные на поддержку людей и семей, ухаживающих за людьми в ситуациях зависимости. Стимулируйте себя: она проходит в доме Барбастро. . Участие и анимация сообщества: деятельность анимации сообщества, продвижение и продвижение партнерских отношений, которые способствуют участию в развитии сообщества, содействию добровольчеству и взаимопомощи.

    Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

    Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Сюда относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Услуги системы внимания к зависимости: продвижение программы автономии и ухода для поддержки непрофессиональных опекунов. В начале года 141 человек были госпитализированы, несмотря на то, что были выписаны. Предоставление семье возможности работать дома или сократить количество часов и больше услуг на дому - это некоторые из мер, которые министерство здравоохранения изучает в партнерстве с Министерством труда и социального обеспечения для удаления социальных дел из больниц. Другими словами, они госпитализированы, потому что у них нет немедленного ответа, который позволяет им вернуться домой или в свои дома.

    Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

    В начале года в этой ситуации в больницах Национальной службы здравоохранения находилось 141 человек. Если на 80% можно было найти ответ, в балансе, сделанном 30 декабря, 141 госпитализирован. Некоторые из них по-прежнему оцениваются. Давление на больницы с излишним занятием кроватями и высокими затратами: один день госпитализации стоит в среднем 300 евро. По состоянию на 11 января этого года 20 человек не имели социального статуса.

    Лучший из дневника новостей в вашем электронном письме

    Поскольку они живут в одиночку или с другим пожилым человеком, который не в состоянии адаптироваться к необходимости нового ухода, нехватки жилья или жилья без жилья, отсутствия денег для оплаты домашней или частной поддержки на дому, семей, которые не хотят, а других, которые не хотят из-за отсутствия условий или времени для этого. Законодательство, которое существует для поддержки зависимых людей, не очень дружелюбно, время очень ограничено.

    Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

    При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:

      уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

      А сколькостоит написать твою работу?

      Проблема усугубляется низкой рождаемостью и молодой эмиграцией, которая оказывает большое влияние на семейную сеть, но это не исключение из Португалии. Англия начала эксперимент, который дает семьям те же права, что родители получают, когда у них есть дети: больше семейного дневного ухода, гибкие часы, неполный рабочий день или работа из дома. Разрабатывается опыт между Министерством социального обеспечения и ассоциациями работодателей.

      Это вопрос, который оценивается, статус неофициального попечителя может пройти. В паллиативных случаях, в конкретных ситуациях, что они остаются дома, чтобы заботиться о пациенте и платить за него. Это область, которую мы должны изучать. Это дешевле, чем институционализация, - говорит Мануэль Лопес. Жаль, что мы встречались два раза в неделю. Пожилая группа помогает мне освежить мою голову, - сказала отставная Мария Летисия Фрейре, 73 года. Группа объединяет Службу сосуществования и укрепления связей. «Я могу сказать, что Крас стал моим вторым домом», - говорит он.

      выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;

      информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

      согласие на социальное обслуживание;

      отказ от социального обслуживания;

      По всей Бразилии более 418 тысяч пожилых людей уезжают из дома, чтобы встретить своих друзей и искать качество жизни. Хосе де Ариматия Морейра, 79 лет, волнует его деятельность. Мы поем старые песни, танцуем, делаем картины. То, что люди Краса проходят мимо нас, мы возвращаемся с нашим жизненным опытом, - говорит Морейра, который три недели назад потерял ребенка и нашел силы в группе, столкнувшись с этим трудным моментом. «Это способ отвлечься, заняться умом».

      Он считает себя привилегированным, чтобы быть в состоянии сопровождать их. Они верны. Приятно видеть, что работа, выполняемая в подразделении, влияет на жизнь этих людей, - говорит он. По словам директора Базовой социальной защиты Министерства социального развития и борьбы с голодом Лиа Лусия Брага, пожилые люди являются одной из приоритетных общественных организаций, которые получают особое внимание от социальной помощи. «Мы работаем над укреплением их связей с семьями и сообществом, где они живут, - говорит он, - цель состоит в том, чтобы защитить и предотвратить ситуации хрупкости и уязвимости пожилых людей».

      конфиденциальность информации личного характера;

      защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

      получение информации о видах и формах социального обслуживания; показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

    Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

    Перепись также показывает, что 2800 пожилых людей, которые подверглись насилию в семье и еще 4000 человек в пренебрежении или пренебрежении, посетили специализированные референтные центры социальной помощи. Служба сосуществования и укрепления связей является лишь одной из возможностей, которую пожилые люди могут найти в Красе. В программе передачи доходов в настоящее время более 950 тысяч пожилых людей являются бенефициарами. Список документов, необходимых для запроса выгоды, можно найти в Красе, и запрос делается в офисах Национального института социального обеспечения.

    К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, пансионаты для ветеранов ВОВ, пансионаты для отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.), специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

    К полустационарным формам социального обслуживания относятся отделения дневного и ночного пребывания; реабилитационные центры; медико-социальные отделения.

    К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; социально-психологическая помощь.

    Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.

    Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

    Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. от рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были открыты в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства за неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

    На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение князя Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри явились строителями помещений для богаделен и призрения старых. В 1551 г. в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, где в главе 73 “О милостыне” в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах “престарелых и прокаженных”, построить для них богадельни, мужские и женские, содержать там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны.

    В царствие Алексея Михайловича по его распоряжению в 760 верстах от Тобольска был построен Кондинский мужской монастырь специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.

    Митрополит Никон в это же время открыл 4 дома для призрения бедных вдов, сирот и престарелых в Новгороде. В 1722 г. Петр I издал приказ на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат. Служба в армии в те времена длилась более 25 лет и, понятно, что эти отставные солдаты были люди уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приютом и питанием старых и раненых чинов, не имеющих средств к существованию.

    В 30-е годы XIX века в Москве были открыты “дома трудолюбия”, где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в эти приюты был очень строгим ‑ только одиноких и немощных стариков. Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости.

    В 1892 г. при православных монастырях было 84 богадельни, из них 56 находились на казенном и монастырском иждивении, 28 - на иждивении частных лиц и обществ.

    В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Основным принципом организации деятельности домов-интернатов было оказание медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения осталась без существенных изменений и до настоящего времени.

    На начало 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 - специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, дома, близких.

    В настоящее время в Российской Федерации открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число - 258 500 мест, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который бы находился на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.

    Пансионаты для ветеранов труда имеются повсюду, но больше всего их в Нижегородской области - 40; в Свердловской - 30. До 1992 года в Москве имелся 1 платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в 2-местной комнате - 79 рублей. В 1992 г. государство было вынуждено взять его на свое содержание, оставив 30 платных мест, но даже и на эти места не было желающих. В 1995 г. было занято всего 3 платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.

    По данным Н.Ф. Дементьевой и Э.В. Устиновой, в пансионатах для ветеранов труда проживает 38,8% лиц пожилого возраста; 56,9% - старческого возраста; 6,3% - долгожители. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях системы социальной защиты обеспечения характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.

    Основное правило для поступающих - 75% пенсии идет в Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).

    С 1954 г. все дома для престарелых и инвалидов имели льготы, могли развивать свои усадебные участки, иметь подсобное хозяйство в сельской местности, трудовые мастерские. Однако после проведения социальных реформ даже на эти учреждения социального обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств. В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь 3 защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично медикаменты.

    Согласно Федеральному закону, в пансионатах для ветеранов труда, проживающие старые люди имеют право на:

      обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

      уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

      бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

      социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

      добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;

      медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;

      свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;

      предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;

      при необходимости направление на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.

    При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

    Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

    Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают еще определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

    Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

    В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, имеющих хронический характер и которые обычно уже не поддаются активной терапии.

    В то же время эти старые люди несут с собой и различные моральные, социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.

    Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это понятно. В определенной (с каждым годом все уменьшающейся) части сюда приходят старые люди, которые в состоянии себя обслуживать и обладают достаточным физическим здоровьем. В другом случае - поступление в дом для престарелых есть проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семейства от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным престарелым членом семьи. В третьем - это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде. Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.

    И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, дается старому человеку нелегко. 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. в Москве, показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.

    88% из находящихся в домах для престарелых страдают различной психической патологией; у 62,9% - ограничение двигательной активности; 61,3% -неспособны даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.

    Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для престарелых граждан. В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомплектованность домов для престарелых кадрами, персоналом.

    Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

    На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способности к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

    Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. Зачисляются старые люди в эти отделения независимо от своего семейного положения, сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.

    Срок пребывания в отделении обычно месяц. Посещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации отдельные услуги могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.

    Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию. В этом случае направление на медико-социальную койку дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распространение находит опыт по организации палат для планового лечения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.

    В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержание лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с личного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.

    Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельских местностях. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

    Поезда милосердия - это новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь, выдают лекарства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.

    Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому .

    Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

    Основные социальные услуги, оказываемые на дому:

      организация питания и доставка продуктов на дом;

      помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

      содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;

      содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;

      помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

      содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

      организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;

      помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

      помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

    Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

    Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно- до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.

    Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:

      для одиноких старых людей;

      для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;

      для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.

    Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее значимыми для старых людей являются:

      уход во время болезни - 83,9%;

      доставка продуктов - 80,9%;

      доставка лекарств - 72,9%;

      услуги прачечной - 56,4%.

    Перечень услуг, оказываемых социальными работниками на дому, регламентирован специальными нормативными актами, в частности Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 июля 1987 г. К началу 1993 г. в Российской Федерации было создано 8000 отделений социального обслуживания на дому, а общая численность обслуживаемых лиц достигла более 700 000 человек.

    Дополнительные услуги , оказываемые отделением социального обслуживания на дому:

      наблюдение за состоянием здоровья;

      оказание экстренной доврачебной помощи;

      выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;

      оказание санитарно-гигиенических услуг;

      кормление ослабленных больных.

    Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты; в недельный срок рассматривается заявление; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, видах требуемых услуг.

    Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемых социальными работниками.

    Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе и онкологическими.

    В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровья граждан.

    Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь для людей старческого возраста ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

      выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

      профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

      работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;

      консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;

      обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

      правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

      иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.