Какой штраф за опасное вождение. Какой штраф ожидает за "опасное вождение" на дороге, будут ли лишать прав. При каких условиях вождение является экстремальным

27.01.2017/ Госдума приняла в первом чтении проект закона об опасном вождении.

Законопроект о штрафе за опасное вождение прошел первое чтение в Госдуме. Одобрена сумма штрафа в 5.000 рублей. Однако, как предполагает законодатель, ко второму чтению наказание будет более ужесточено.

17.11.2016/ Правительство поддержало введение штрафа за опасное вождение.

Правительство поддержало законопроект, которым вводится новый вид штрафов, это денежный штраф за опасное вождение на дорогах общего пользования.

8.7.2016/ МВД обозначило сумму штрафа за опасное вождение.

Министерство внутренних дел определилось с размером нового штрафа за агрессивную езду. Он составит 5000 рублей. Это предложение прозвучало в сфере проекта О внесении изменений в КоАП.

8.6.2016/ Запрет на опасное вождение вступил в силу. В Правила дорожного движения были внесены поправки предусматривающие, введение в это законодательство нового термина, как «опасное вождение».

Министерство внутренних дел РФ со своей стороны подготовило поправки в действующие Правила дорожного движения, которыми предусматриваются дополнения, где речь идет о необходимости снижения аварийности на дорогах по всей стране. Так, по поручению Правительства РФ органы МВД планируют ввести в ПДД новое понятие - как "опасное вождение", за которое будет предусмотрено административное наказание.

Примеры опасного вождения в видеоформате:

Так проектом постановления Правительства РФ предусматривается, введение в Правила дорожного движения следующего понятия:

«Опасное вождение » - создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону .

Этот новый пункт дополняет абзац 3 Пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации .

Данные изменения, подготовленные Госавтоинспекцией с целью выполнения плана мероприятий, должны снизить смертность на дорогах России от аварий. .

Появление подобного понятия в ПДД назрело уже давно. По данным самой ГИБДД большая доля аварий на дорогах страны связана с , которы, пренебрегая безопасностью, совершают опасные действия на дорогах. В результате чего многие законопослушные граждане страны попадают в ДТП с тяжелыми последствиями.

К большому сожалению, Правительство РФ и МВД РФ довольно долго тянул с такими изменениями в ПДД, а в самом обществе давно уже существовал . Ведь иногда просто не возможно точно определить, что такое на самом деле агрессивное вождение. Но в конечном итоге наши власти все же пришли к единому мнению, что надо считать опасным вождением.


Так, согласно данного нововведения, опасным вождением можно считать - такой стиль вождения, который, изначально характеризуется повышенной опасностью для движения, именно вследствие совершения в совокупности указанных действий самого водителя совершаемых им в течение относительно короткого периода времени. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Предлагаемые изменения предусматривают развитие пункта 1.5 ПДД РФ, который обяжет водителей действовать таким образом, чтобы не создавать опасности на дороге и не причинять вреда другим водителям.

К нашему сожалению на данный момент, пока еще неизвестно, какая ответственность грозит водителям, которые будут вести себя опасно на дороге . До этого законопроекта в Государственную думу РФ поступали различные предложения о введении новых штрафов за агрессивное вождение, но все эти предложения так и не были приняты. Напомним, что депутаты предлагали установить штраф в размере 500 рублей за создание опасности на дороге. Также предлагались и более жесткие меры, начиная со штрафа в 5000 рублей и заканчивая лишением водителя прав.

По нашему объективному мнению штраф в размере 500 рублей слишком маленький, чтобы им можно было заставить водителей отказаться от агрессивной манеры езды. Но вот штраф в размере 5000 рублей или еще чего хуже,- лишение прав, точно такая же панацея.

Скорее всего, Правительство в ближайшие время найдет какую-то золотую середину и внесет на рассмотрение такой законопроект, который предусматривает определенные изменения в КоАП РФ, именно по части .


Но нам все же кажется, что эту давно назревшую проблему с опасным вождением на дороге, одними мерами ужесточения наказания за нарушение ПДД решить не возможно. Непонятно, как будет выявляться опасное вождение на дороге, и кем оно будет выявляться. Ведь надо согласиться, мало ввести какую-то ответственность, нужно еще и контролировать это исполнение закона.

Например, все мы уже знаем, что согласно действующего закона, для водителей, которые во время движения за рулем разговаривают по мобильному телефону, предусмотрена ответственность и определенное наказание за разговоры. Но что мы видим на самом деле вокруг себя на дороге? Наверняка, многие из нас по нескольку раз в день видят такие нарушения, когда водители различных возрастных категорий разговаривают по тем самым сотовым телефонам, а значит отвлекаются и создают опасность на дороге, они не боятся быть наказанными за такое нарушение .

Выходит, что на деле и на бумаге мы имеем закон об ответственности за разговор по мобильному телефону при езде за рулем автомобиля, а вот на практике это норма уже не работает. Большинство из водителей, если не сказать, что почти каждый, попрежнему продолжают нарушать этот закон. Согласно статистике, количество административных дел за нарушение ПДД по части использования сотового телефона при движении за рулем на транспортном средстве, по всей стране не превышает 1-го процента.


Причина кроется в доказательной базе данного нарушения, где доказательная база части закона просто не работает. Ведь каждое совершонное нарушение ПДД необходимо доказать. Вот например, выписанный штраф с помощью камеры фото и видео фиксации, ни у кого не вызывает ни какого сомнения. Обычно водителю в доказательство предоставляют фото из которого видно его нарушение, или скоростного режима, или правил парковки авто.

А как быть с мобильными телефонами? Или взять другое, как доказать, что во время движения?

Скорее всего и на наш взгляд, этот новый закон об опасном вождении на дороге несмотря на всю его правильность применения, с его административными законодательными мерами воздействия на таких нарушителей, также как и норма, уже прописанная в законе и предусматривающая ответственность за разговор по мобильному телефону за рулем, работать не будет. А это будет означать, что предусмотренный законом штраф за опасное вождение будет выписываться только по факту. Например, уже после случившейся аварии, которая произошла из-за .

К сожалению такая новелла в законе, что была подготовлена в кабинетах МВД РФ, не сможет решить вопросы, которые обсуждались в самом Правительстве и, которые были приняты в августе этого года, то есть речь идет о мерах, по снижению аварийности на дорогах Российской Федерации. Как мы видим, если данный закон об ответственности за опасное вождение не будет работать, то вряд ли когда он сможет повлиять на общую статистику всех ДТП в нашей стране.

Справка 1ГАИ.РУ: Вот например, в такой стране как Германия, уже давно в ПДД предусмотрено понятие, как агрессивное вождение на дороге. Оно подразделяется на несколько видов, начиная от опасных маневров на дороге и заканчивая нападением на водителей (драка, причинение ущерба имуществу и т.п.нарушения).

Спустя почти 8 месяцев после первой новости о введении в Правила дорожного движения понятия “опасное вождение” 30 мая 2016 года вышло , вводящее соответствующие изменения в ПДД.

До последнего обсуждения поправки предполагали введение нового термина. Однако, изменения коснулись пункта 2.7 правил общих обязанностей водителей в части запретных действий (управление в состоянии опьянения, без водительского удостоверения и так далее). С 8 июня 2016 года пункт 2.7 дополнен запретом на опасное вождение.

Понятие “опасное вождение” описано “вложенными” причастными оборотами и перечислениями одним предложением из 121 слова. Разберем, что в итоге изменилось для водителей с вводом данного предложения.

Опасное вождение – изменения в ПДД, разбор понятия

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Согласитесь, не самый простой текст для восприятия. Разложим его по полочкам.

Невыполнение требования уступить дорогу при перестроении при наличии такого требования (нарушение п.8.4 Правил)


  • Перестроение при интенсивном движении без необходимости совершения маневра (нарушение п.9.4 Правил)


    Опасное вождение – шашки

    Несоблюдение безопасной дистанции (нарушение п.9.10 Правил)


    Несоблюдение безопасного интервала (нарушение п.9.10 Правил)


    Резкое торможение (нарушение п.10.5 Правил)


    Препятствие обгону (нарушение п.11.3 Правил)


    Как видите, суть опасного вождения – это нарушение определенных пунктов Правил. Нарушение одного из этих пунктов один за другим (например перестроение + резкое торможение), либо нарушение одного из этих пунктов последовательно более одного раза (напримр, перестроение при интенсивном движении – “шашки”) образуют составную часть опасного вождения .

    Вторая составная часть образуется в случае, если совокупность вышеприведенных нарушений Правил создаёт угрозу ДТП. Только при выполнении этих условий вождение будет являться опасным.

    Как доказать опасное вождение?

    С одной стороны любое нарушение Правил дорожного движения создает угрозу ДТП, с другой – пункт 10.1 Правил обязывает снизить скорость вне зависимости от наличия преимущества, то есть снимает эту угрозу. Грань между созданием угрозы очень тонкая субъективная и неопределенная.


    Безопасная дистанция – величина неопределенная, безопасный интервал – величина неопределенная.

    “Шашки” проходят на скорости значительно выше общего потока и участники из потока даже не успевают среагировать, как “шашечник” уже далеко впереди, то есть помехи не созданы.

    Удивительно, что за рамками опасного вождения осталось несоблюдение скоростного режима. Величина определенная, во многих случаях с возможностью фиксации. А ведь именно нарушение скоростного режима – причина львиной доли ДТП.


    Таким образом фактами доказать факт опасного вождения – невозможно, только субъективная оценка .

    Какой штраф за опасное вождение?

    Первый справедливый вопрос: “Как можно штрафовать без наличия фактических доказательств?” В данной редакции понятие опасного вождения сводится к нарушению, которое определяется постфактум, то есть после совершения ДТП. В этом случае, совокупность нарушений уже имеет определенный характер.

    Случилось ДТП – значит предшествующие действия несли такую угрозу. Далее при изучении материалов ДТП доказать имело ли место опасное вождение не составит большого труда. Более того в положительную сторону развивается практика по бесконтактным ДТП, то есть провокатор является участником ДТП.

    Сумма штрафа на момент введения поправок в ПДД 8 июня 2016 года – не определена . По информации различных источников она составит от 1000 до 5000 рублей и будет утверждена к сентябрю 2016 года.

    Нужно ли “такое” опасное вождение в ПДД?

    Безусловно, да. Несмотря на то, что формулировка громоздкая и разрабатывалась более полугода – говорить, что поправка бесполезная – нельзя. Вероятнее всего с применением практики она будет доработана. Возможно практика сложится, что субъективных оценок будет достаточно для вынесения решения о наказании, а возможно эта поправка в ПДД останется галочкой по выполнению плана. Как минимум потребуется хотя бы один год для определения эффективности. Уже сейчас можно говорить, что лихачи, устроившие ДТП будут наказаны значительно серьезнее.

  • На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес. Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу

    Некоторое время назад, а именно 08/06/2016 года, в правила дорожного движения были внесены правки касаемо опасного вождения. Пока что законопроект в силу еще не вступил и находится на рассмотрении. В связи с этим, многие интересуются, за что же назначается штраф за опасное вождение 2017, и что вообще имеется ввиду под этим неоднозначным термином?

    Давно не секрет что из-за агрессивной манеры вождения, происходят самые разнообразные ДТП.

    К ним относятся:

    1. Наезды на пешеходов, мирно ожидающих общественный транспорт на остановках, с их травмированием и даже со смертельными исходами.
    2. Выезды на пешеходные переходы, либо на обочины и прочее.

    Если верить статистике, а сомневаться нет повода, ежегодно на дорогах России, по вине автовладельцев, только смертельных исходов насчитывается по несколько десятков тысяч человек, что же говорить об травмированности.

    Опасное движение в данном случае, это многократное совершение того или иного противоправного маневра на дороге, которое представляет потенциальную опасность как для пешеходов, так и для любых других водителей транспортных средств.

    1. Резкое и необоснованное торможение на проезжей части.
    2. Нарушение в соблюдении боковой дистанции.
    3. Создание препятствий к обгону.
    4. Нарушение общей дистанции с другими транспортными средствами, находящимися впереди.
    5. Попытка перестроения в то время когда дорожное полотно загружено во всех потоках.
    6. За езду с перестроением не по ПДД.
    7. В том случае, когда водитель при перестроении не уступает транспорту с приоритетом в движении.

    Изо всех этих экстремальных маневров возникают ситуации, когда по вине водителей происходят аварии с гибелью пассажиров, пешеходов, самих водителей. Также если ездить не соблюдая банальные правила, можно нанести непоправимый ущерб чужому ТС, остановкам, зданиям и прочему.

    Под штрафы за агрессивное вождение автоматически попадают те автомобилисты, которые умудряются нарушить вышеупомянутые пункты нарушений несколько раз и за короткий промежуток времени.

    В данном законопроекте, акцентом в оформлении штрафа является именно хронология событий.

    Если обратить внимание на другие страны Евросоюза, и даже Азии, в категорию «опасного вождения» у них включены, куда меньшие провинности. Например обычный подрез, либо не включенный сигнал поворота, или даже обычный звуковой сигнал, поданный без причин.

    Кто и как квалифицирует опасное вождение?

    В связи с этим нововведением, многие автомобилисты постоянно интересуются подробностями законопроекта. Особенный интерес вызывает вопрос, кем будет фиксироваться опасное вождение по ПДД?

    Несмотря на то, что законопроект еще сыроват и требует многих корректировок, уже сейчас известно, что вся фиксация будет осуществляться все теми же службами, то есть ГИБДД. Как говорится, если правонарушение произошло на дороге, виноват водитель или нет, это прерогатива дорожных полицейских.

    Это означает, что именно сотрудник ГИБДД будет сопоставлять факты правонарушений и их хронологический порядок, либо наоборот, он может посчитать, что тот или иной дорожный маневр не является опасным.

    Из всего сказанного выводы четкие и объективные:

    1. Не следует нарушать правила дорожного движения, что бы ни произошло.
    2. Если все-таки нарушение произошло, остается только питать иллюзии на благосклонность дорожной полиции, а также на их беспристрастность и грамотность.

    Кстати, как доказывает многолетняя практика, подобные штрафные санкции могут стать палочкой – выручалочкой в борьбе с «нехорошими» водителями. Взять к примеру ситуацию, когда автомобилист по какой – либо причине скрывается от сотрудников ГИБДД и естественно пренебрегает правилами во время погони, причем многократно. В этом случае подобная поправка помогает инспектору дорожной полиции решить вопрос, как говорится быстро и качественно.

    Возможные проблемы нового законопроекта

    Не стоит подвергать сомнению Постановление. Естественно, что все изначально делается во благо и в силу очередной безысходности. В данном случае это поможет сократить число массовых происшествий на дороге и соответственно количество потенциальных жертв.

    Тем не менее, многие «свежие» законопроекты имеют способность вносить своим появлением своеобразную путаницу.

    Например данному законопроекту прогнозируют проблемные ситуации ввиду:

    1. Угрозы выборочности применения . В этом случае механизм применении поправки необходимо доработать для того чтобы можно было привлекать водителей нарушивших ПДД к ответственности не выборочно, а всех под чистую, не делая никаких поблажек. Почему? Да потому что велик риск того что «Золотая молодежь», их приближенные лица и прочие лихачи, как всегда будут выходить сухими из воды.
    2. Возможность манипуляций инспекторами. Данный законопроект заставляет задуматься о том, что многие нарушения очень сложно оценить, насколько они опасны в том или ином случае. Из-за этого не чистые на руку инспектора могут вымогать взятки, а малограмотные необоснованно штрафовать всех подряд, либо просто субъективно оценивать ситуацию.
    3. Неточная и не конкретизированная формулировка. Непонятны некоторые формулировки, например что означает « нарушения следующие одно за другим»? Какой именно временной интервал может быть законно обоснован? Один день, неделя, пара месяцев или полгода? Пока неясно.

    Вполне логично, что все это еще доработается, но далеко не факт что до абсолютной гладкости. Поэтому просто не следует нарушать ни тех, ни иных правил, тогда и переживать будет не о чем.

    Как будет фиксироваться череда нарушений, и какова сумма штрафа?

    Для того чтобы выписать при опасном вождении штраф, необходимо сначала доказать вину водителя. А для этого мало стандартной фото и видеофиксации. В этом случае инспектору придется предоставить все данные о нарушениях совершенных за определенный промежуток времени, пока неясно какой.

    Из этого следует, что привлечь к ответственности недобросовестного водителя будет довольно сложно, а в ряде случаев, практически невозможно. Поэтому рано судить насколько действенной станет новая статья КОАП.

    Каждый водитель обладает индивидуальным стилем вождения: одни ездят размеренно и спокойно, тщательно обдумывая любое действие, другие – экспрессивно и порывисто, иногда игнорируя остальных участников дорожного движения и обращая внимание только на свои желания. Увеличение количества машин на российских дорогах привело к тому, что возросло и число автолюбителей, забывающих о безопасности при маневрировании. Некоторые люди настолько безрассудны при управлении автомобилем, что это приводит к авариям. Подобное поведение относится к опасному вождению. Что это такое? Грозят ли агрессивным водителям штрафные санкции? Обсудим данные моменты ниже.

    Что такое опасное вождение?

    Летом 2016 года в законодательную базу в области дорожного движения были внесены изменения – ввели понятие «опасного вождения». Эта модернизация затронула пункт 2.7 ПДД, информирующий о том, что водителю запрещается неоднократно совершать одно или несколько действий, которые следуют друг за другом, если они противоречат установленным правилам. Опасным вождение будет считаться, когда:

    • Нервяки . Автомобилист перестроился из одной полосы в другую, не предоставив преимущества транспортному средству, обладающему приоритетом. Фактически «подрезал» другую машину, то есть создал помеху при перестроении.
    • Шашки . Перестроение из одного ряда в другой было многократным при интенсивном движении и занятости всех полос. Такие манипуляции в водительской среде называют «шашки» – авто, как шашка, стремительно перемещается по полосам, игнорируя их загруженность.
    • Торопыги . Не соблюдается безопасная дистанция до машины, едущей впереди, при движении в потоке. Некоторые автолюбители так торопятся, что специально вынуждают другие транспортные средства пропустить их. Как? Пристраиваются в хвост максимально близко, мигают дальним светом, иными словами - просто «наступают на пятки», провоцируя ДТП. В большинстве «жертва» пропустит «агрессора», чтобы сохранить свои нервы.
    • Грядки . Игнорируется безопасный боковой интервал. Обычно при движении по многополосной дороге находятся особенно шустрые автомобилисты, которые хотят проскочить между рядами. Например, при наличии двух полос – встать на светофоре в три ряда.
    • Воспитатели . Водитель применяет резкое торможение без объективных причин, не обращая внимания на то, что за ним движутся другие транспортные средства.
    • Упертый . Один автомобиль создает другому препятствия при выполнении обгона последним. Например, две машины движутся друг за другом. Одна хочет обогнать другую и собирается перестроиться в соседнюю полосу, а вторая одновременно делает то же самое, осознанно и упрямо мешая совершению маневра.

    Каждое из представленных правонарушений влечет за собой административное наказание в виде штрафа, сумма которого определена в КоАП РФ. Чтобы вождение было признано опасным, водитель должен пренебречь сразу несколькими правилами или одним, но неоднократно.

    Важно: все вышеописанные нарушения давно присутствуют в ПДД, то есть водителей, знающих и соблюдающих законы, появление термина «опасное вождение» особенно не затрагивает.

    Штраф за опасное вождение

    Штрафные санкции за опасное вождение планировалось ввести еще в конце 2016 года: в 12 главу КоАП РФ предлагалось добавить новую статью – 12.38 «Опасное вождение». В соответствии с ней административная ответственность для агрессивных водителей будет представлять собой денежное взыскание в сумме 5000 рублей. 27 января 2017 года законопроект о введении такого штрафа был одобрен Госдумой в первом чтении.

    Лишение водительских прав в качестве дополнительного наказания пока не предусматривается, хотя есть предложение забирать удостоверение водителя при повторном нарушении. Возможное новшество активно обсуждается представителями власти, считающими, что реальное наказание за пренебрежение сразу несколькими правилами позволит существенно повысить дорожную безопасность.

    Также следует иметь в виду, что все правонарушения, которые входят в понятие «опасного вождения», приводят к штрафным санкциям:

    Тип нарушения

    Мера ответственности

    Законодательный документ

    Игнорирование преимущества других автомобилей 500 рублей (или предупреждение) Часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ
    Безосновательные перестроения из одной полосы в другую (при интенсивном движении) 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
    Несоблюдение безопасной дистанции или минимального бокового интервала 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
    Резкое торможение без объективной причины 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ
    Создание помех другим машинам, когда они собираются выполнить обгон 1500 рублей Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ

    Как доказать опасное вождение?

    Крайне интересный вопрос – есть ли алгоритм, в соответствии с которым вождение будет признано опасным? Все понимают, что существуют шустрые и быстрые водители, не упускающие возможности сократить время, проведенное в пути, но при этом соблюдающие все правила дорожного движения. Где та грань, за которой ловкость и сообразительность переходят в агрессию и лихачество? На самом деле из определения понятия «опасного вождения» все становится понятно – если водитель неоднократно совершает маневры, способствующие возникновению аварийной ситуации, значит, ни о какой безопасной езде не может быть и речи. То есть вождение становится опасным, когда выполняются следующие условия:

    1. Автолюбитель совершил многократные нарушения, которые следовали друг за другом. Причем неважно – одним пунктом правил пренебрег водитель несколько раз или имели место разные нарушения. Например, беспричинное резкое торможение и несоблюдение безопасной дистанции.
    2. Водитель спровоцировал такие обстоятельства, когда движение его транспортного средства (или попутных машин) могло привести (или привело) к возникновению аварийной ситуации.

    Есть один нюанс – очень сложно доказать, что некоторые нарушения были допущены, если не произошло столкновения автомобилей. Например, как подтвердить факт несоблюдения безопасной дистанции, если ДТП не случилось? Даже сам штраф за подобное правонарушение на практике налагается на водителей только после аварии, произошедшей по причине того, что машина двигалась на слишком близком расстоянии к впередиидущему авто.

    Как правило, доказать опасное вождение можно при наличии видеозаписей, фиксирующих многократное нарушение ПДД. Причем на видеоматериалах должны быть отчетливо видны следующие моменты:

    • государственный номер автомобиля;
    • непосредственно факт совершения правонарушений.

    Логично и понятно, что штраф за опасное вождение будет выписываться сотрудниками ГИБДД, когда они обнаружат агрессивных водителей. Однако один момент вызывает недоумение – почему же инспектор не остановит правонарушителя сразу же, то есть, например, после первого резкого торможения без причины? Зачем ждать, когда автомобилист повторит? Видимо, новизна законопроекта не позволила пока учесть все подводные камни - при погоне за преступником у сотрудников ГИБДД не будет возможности задержать его сразу.

    Опасное вождение – это новый термин в ПДД. Введение штрафа в 5000 рублей за агрессивную езду необходимо, чтобы обеспечить дорожную безопасность и призвать к ответственности тех водителей, которые многократно нарушают правила, провоцируя аварии.

    Следить за ситуацией на дороге для водителя не менее важно, чем за знаками и разметкой. Статистика свидетельствует о том, что многое зависит от скорости движущихся транспортных средств на одном и том же участке пути, от плотности и характера их движения. Невнимательность к таким аспектам нередко приводит к нарушениям, классифицируемым как опасная езда. А следствием могут стать ДТП, влекущие за собой гибель людей и порчу дорогостоящего имущества.

    Понятие опасной езды было введено в обиход с июня 2016 года. В ПДД (п. 2.7) появился новый термин – опасное вождение. Он подразумевает неоднократное осуществление лицом, ведущим транспортное средство, деяний, могущих повлечь за собой риск ранения и/или гибели людей, а также нанесения материального ущерба частным лицам, имуществу государственных и иных организаций. При этом ситуация усугубляется, если таких опасных деяний – нарушений – водителем совершено несколько и они следуют друг за другом.

    Приведенная выше формулировка – это общее определение опасной езды. Но имеется конкретный перечень нарушений, подпадающих под категорию опасного вождения. В Правилах (дорожного движения) они оговорены в разных пунктах, поэтому новый термин можно считать объединяющим для целого ряда нормативных положений.

    Какие нарушения относятся к опасному вождению

    Имеется 5 основных направлений нарушений, заставляющих считать движение транспорта опасным.

    1. Игнорирование водителем призыва уступить дорогу другому ТС, имеющему преимущество, при перестроении. Это нарушение отражено в п. 8.8 ПДД.
    2. Процесс перестроения, когда имеет место интенсивное движение на дороге (п. 9.4).
    3. Умышленное препятствие обгону (п. 11.3).
    4. Резкое торможение. Исключение – случаи, когда оно было выполнено водителем во избежание ДТП. Нарушение сформулировано в п. 10.5 ПДД.
    5. Несоблюдение дистанции с находящимся впереди транспортным средством и нарушение бокового интервала с транспортом, движущимся справа и слева (п. 9.10).

    Опасное вождение иначе называется агрессивным. Кроме перечисленных выше нарушений, агрессивная езда подразумевает движение транспорта по тротуару, «шашки» (частые перестроения водителем из ряда в ряд при высокой плотности транспорта на дороге), ненормативные жесты или окрики в адрес других водителей. Список этот является открытым, поскольку нюансы нарушений зачастую зависят исключительно от фантазии и степени безответственности водителя.

    При каких условиях вождение является экстремальным

    Первое условие – совершение водителем двух и более нарушений, следующих одно за другим. При этом ПДД классифицируют езду как опасную, если нарушены разные пункты Правил или когда имеет место одно и то же многократно осуществленное нарушение. Но поскольку понятие «одно за другим» не конкретизировано, то отнесение нарушений к категории опасных производится на усмотрение сотрудников ГИБДД. Практика свидетельствует, что езда может быть признана опасной и в ситуациях, когда интервалы между двумя нарушениями значительны.

    Второе условие – наличие угрозы для здоровья/жизни человека/людей и/или сохранности чьего-либо имущества. Нужно отметить, что оно звучит однозначно исключительно в том случае, когда представляется возможным зафиксировать, что опасность имела место. Факт реализации такой угрозы определенно фиксируется при ДТП, но если столкновения авто с другими транспортными средствами или иными объектами не произошло, то установить ее зачастую оказывается весьма затруднительно.

    Особым случаем является . Факт фиксации алкогольного опьянения водителя ТС, осуществляющего экстремальное вождение, может предусматривать не только административную ответственность (штраф), но и уголовную. Выбор того или иного наказания водителю за такое нарушение зависит от конкретных обстоятельств. Таковыми могут выступать:

    • отказ водителя от прохождения освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. Эта ситуация усугубляется, если выяснилось, что у него отсутствуют водительские права;
    • передача водителем управления ТС человеку, находящемуся в нетрезвом виде;
    • гибель человека из-за действий водителя, находящегося в состоянии опьянения, и т. п.

    Другие особые случаи нарушений – и повторная фиксация факта вождения в нетрезвом виде либо под воздействием наркотиков. Наказание водителю за такие нарушения предусмотрено административное и уголовное. Административные меры за нарушение – штраф, арест, лишение прав на управление ТС; уголовное наказаниепринудительные работы, тюремное заключение.

    Как фиксируются нарушения

    Этот процесс нередко вызывает вопросы со стороны водителей, поскольку имеет относительно вольную трактовку сотрудниками ГИБДД. Первый этап процедуры фиксации нарушений заключается в составлении протокола на месте их выявления. Далее полицейский (если у него есть основания подозревать, что водитель нетрезв или находится под действием наркотиков) имеет право отправить «нарушителя» на прохождение освидетельствования. Уклоняться от него нежелательно, поскольку отказ приравнивается к признанию вины.

    Одним из важных средств является видео- и . Материалы регистрируются на уличных камерах видеонаблюдения, на приборах, имеющихся в служебных автомобилях полицейских. Принимаются во внимание и материалы о нарушениях с автомобильных регистраторов, предоставляемые водителями.

    Размер штрафа за опасную езду

    Величины штрафов за нарушения при экстремальной езде оговорены в соответствующих статьях КоАП (). Наказание за опасное вождение в 2019 году составляет:

    • 500 р., если водитель не уступил дорогу ТС, имеющему приоритет;
    • 5 тыс. р. составит штраф за подрезание на дороге, за необоснованно резкое торможение, за неправильное перестроение из ряда в ряд.

    В январе 2019 года Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении закон, на основании которого штраф за агрессивное вождение должен быть установлен в размере 5 тыс. р. При этом имеется тенденция к еще большему ужесточению наказания за опасную езду. Во втором чтении в закон могут внести поправки, предусматривающие, что кроме штрафных санкций за нарушения к водителям будут применяться дополнительные меры в виде изъятия прав.

    В настоящее время рассматривается вопрос о создании специального приложения для видеорегистраторов, которое будет обеспечивать возможность передачи видеоматериалов о нарушениях в ГИБДД через интернет. Предполагается, что полученная таким способом информация будет достаточной для установления факта нарушения и наложения соответствующего наказания. Личного присутствия в ГИБДД и представления «бумажных» доказательств преступных деяний на дороге не потребуется.

    Как избежать штрафа

    Согласно законодательству, избежать наказания можно в том случае, если нарушение совершено:

    • лицом с ограниченными возможностями (1 либо 2 группы инвалидности);
    • беременной женщиной либо женщиной, имеющей несовершеннолетнего ребенка (до 14 лет);
    • гражданином, призванным на сборы, или военнослужащим;
    • лицом, имеющим специальное звание. Таковыми считаются сотрудники органов внутренних дел и служб уголовно-исполнительной системы;
    • подростком, т. е. несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет.

    При совершении гражданами РФ, относящимися к одной из перечисленных категорий, нарушения, которое предполагает наказание более серьезное, чем штраф, представляется возможным добиться его уменьшения. Так, вместо ареста за нарушение на гражданина может быть наложена штрафная санкция. Но ее размер будет большим по сравнению с величиной обычных штрафов.

    Эта информация может оказаться полезной в спорных ситуациях, когда водитель считает себя невиновным, а сотрудник ГИБДД утверждает, что нарушение имело место. Типичный пример – . По сумме он не самый крупный, но доказать неправомерность его наложения за такое нарушение крайне сложно.