Статистика попала под сокращение. Приложение. Положение о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Московской области

8.1. Территориальные органы образуются приказом Росстата для осуществления полномочий Росстата на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Росстата (далее - схема размещения).

В приказе Росстата об образовании территориального органа определяются полное и сокращенное наименования территориального органа Росстата.

8.2. Подготовленная в Росстате схема размещения с пояснительной запиской вносится в Правительство Российской Федерации руководителем Росстата.

8.3. Пояснительная записка Росстата, прилагаемая к проекту схемы размещения, должна содержать:

а) цели создания и основные задачи территориальных органов;

б) виды (вид) образуемых территориальных органов;

в) сведения о территориях деятельности территориальных органов;

г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.

8.4. Схема размещения территориальных органов Росстата утверждается Правительством Российской Федерации.

8.5. При необходимости образования территориального органа Росстата, не предусмотренного утвержденной схемой размещения, руководитель Росстата вносит в Правительство Российской Федерации предложение о внесении изменений в утвержденную схему размещения с соответствующей пояснительной запиской.

Образование территориального органа Росстата в этом случае осуществляется после внесения в установленном порядке изменений в соответствующие акты Правительства Российской Федерации.

8.6. Принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов Росстата производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.

В решении Росстата о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласование изменений, вносимых в схему размещения, осуществляется Росстатом в порядке, аналогичном порядку согласования проектов актов.

8.7. Территориальный орган Росстата осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной службе государственной статистики и положением об этом территориальном органе.

8.8. В каждом положении о территориальном органе Росстата определяются типовые правила:

а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);

б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

г) осуществления полномочий руководителя территориального органа Росстата.

8.9. В каждом положении о территориальном органе Росстата, утверждаемом руководителем Росстата, определяются основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц территориального органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, порядок представления отчетности территориального органа, а также порядок контроля за его деятельностью.

Руководители территориальных органов Росстата могут быть освобождены от должности руководителем Росстата в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8.10. Руководитель территориального органа Росстата организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным органом возложенных на него функций.

8.11. Росстат вправе приостановить действия и отменить решения своего территориального органа.

Порядок приостановления действий и отмены решений территориального органа устанавливается руководителем Росстата.

8.12. Исполнение поручений Росстата его территориальными органами осуществляется в порядке, аналогичном порядку исполнения поручений структурными подразделениями Росстата.

Информация об исполнении поручения направляется в Росстат руководителем территориального органа.

Контроль за исполнением поручений осуществляется Росстатом.

8.13. Поступившие в Росстат обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, руководители структурных подразделений Росстата направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Росстате.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росстате.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Руководители структурных подразделений Росстата могут запрашивать для информации копии ответов территориальных органов Росстата заявителям.

8.14. В территориальном органе Росстата рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.

В случае если у территориального органа Росстата недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального органа направляет его на рассмотрение в Росстат с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.

Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) Росстата или руководителем структурного подразделения Росстата в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем руководителя Росстата, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

8.15. Территориальные органы Росстата взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Росстата. При решении совместных задач территориальные органы Росстата обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

8.16. Руководителем Росстата в целях повышения эффективности и координации работы территориальных органов образуется Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - Совет руководителей), который осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Положением о Совете руководителей.

Совет руководителей является постоянно действующим совещательным органом при руководителе Росстата и им возглавляется.

Состав Совета руководителей и порядок участия членов Совета руководителей в его заседаниях определяются руководителем Росстата и утверждаются приказом Росстата.

8.17. Территориальные органы в рамках соответствующего федерального округа, по согласованию с руководителем Росстата, могут образовывать региональные советы руководителей территориальных органов Росстата (далее - региональные советы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми руководителем Росстата.

Региональные советы являются постоянно действующими совещательными органами и возглавляются одним из руководителей территориальных органов Росстата, осуществляющих свою деятельность на территориях соответствующих федеральных округов.

Приказ Росстата от 09.08.2016 N 404 "О реорганизации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу и создании Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТЮМЕНСКОЙ

ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ

ОКРУГУ - ЮГРЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ

ОКРУГУ И СОЗДАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ

И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.2016 N 1602-р приказываю:

1. Реорганизовать Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу путем их слияния и создать в г. Тюмени Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

2. Назначить председателем Комиссии по реорганизации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (далее - Комиссия), указанных в пункте 1 настоящего Приказа, руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области Менову Н.Ф., заместителями председателя Комиссии - руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Ярлова В.М. и руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу Скряго М.А.

3. Председателю Комиссии:

3.1. Определить состав Комиссии и утвердить ее состав приказом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области;

3.2. Представить в срок до 20 августа 2016 г. в Росстат предложения по структуре создаваемого территориального органа.

4. Комиссии осуществить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий по реорганизации, предусмотренной в пункте 1 настоящего Приказа, в соответствии с утвержденным планом-графиком.

5. Руководителям реорганизуемых территориальных органов Росстата, указанных в пункте 1 настоящего Приказа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке уведомить работников указанных территориальных органов о реорганизации и обеспечить соблюдение гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Финансово-экономическому управлению (Евдокимова И.А.), Управлению развития имущественного комплекса (Луговой Н.В.), Управлению информационных ресурсов и технологий (Бурдаков М.В.), Управлению организации проведения переписей и сплошных обследований (Базаров А.В.) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 1 настоящего Приказа, в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных Федеральной службе государственной статистики на 2016 год.

7. Установить, что правопреемником по правам и обязанностям реорганизуемых Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Тюменской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу, является Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.

Ведомство, отвечающее за экономический рост, будет пользоваться своей же статистикой. Эксперты предупреждают, что это может сильно повлиять на объективности информации.

Туда, сюда, обратно

Росстат - ведомство, подчиняющееся правительству, - переходит под прямое управление Минэкономразвития. Соответствующий проект постановления кабмина был опубликован 23 марта. В пояснительной записке к документу сказано, что это поможет обеспечить системный подход к государственному управлению в экономике.

За несколько дней до этого министр экономического развития раскритиковал статистическое ведомство за неоперативность и некачественную работу с информацией.

«Опубликованная Росстатом статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам», - заявил чиновник и пояснил, что за базу в расчетах брался 2016-й високосный год, дополнительные праздничные дни были перенесены на февраль 2017-го, и данные исказились. «Оказался крайне неудачным проект перехода Росстата на новую методологию: в начале года возникли частые переносы сроков публикации, текущие оценки не всегда базируются на реальных отчетных данных», - добавил Орешкин.

По данным Росстата, в феврале 2017 года промышленное производство в стране упало на 2,7 процента по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, реальные доходы населения - на 4,1 процента.

Замглавы Росстата Сергей Егоренко ответил на критику министра. По его словам, ведомство готовит данные на основе современных и научно обоснованных подходов. Качество информации регулярно проверяется и . Егоренко признал, что два выпуска официальной статистики вышли с задержкой: в январе - на два дня, в феврале - на один. Это связано с внедрением новых стандартов и методологии. В марте Росстат на сутки остался без связи из-за обрыва кабеля, что также сказалось на оперативности.

Напомним: Росстат в 2004 году перевели в подчинение от правительства к министерству экономического развития и торговли, но через несколько месяцев вернули под управление кабмина. В 2008 году статистическое ведомство опять переподчинили Минэкономразвития, в 2012-м - снова правительству.

Цифры все покажут

Максим Орешкин в феврале сообщил, что его ведомство готовит обновленный прогноз экономического развития России на 2017 год, предполагающий рост ВВП на 2 процента. То есть действующий прогноз улучшается почти в 3 раза. Эксперты, опрошенные , опасаются, что очередное переподчинение Росстата отрицательно скажется на достоверности данных о российской экономике.

Тимур Нигматуллин, аналитик группы компаний «Финам»:

«К Росстату за последнее время накопилось много вопросов. Из-за непрозрачности российской экономики, значительных секретных госрасходов, новых подходов в расчете ключевых показателей, внедрения IT-систем и прочих факторов Росстат стал давать зачастую крайне неоднозначную и искаженную статистику, претерпевающую слишком сильные изменения при последующих пересмотрах.

Независимые статистические ведомства крайне важны для экономики России. Иначе к геополитическим, регулятивным и прочим рискам добавится еще и риск искажения статистики в интересах какого-либо одного ведомства. Это дополнительно ослабит приток инвестиций в страну. В 2012 году подчинение Росстата министерству экономического развития уже было признано неэффективным и отменено.

Критика Росстата, с которой выступил Максим Орешкин, очевидно преследует не столько цель улучшения работы ведомства, сколько попытку усиления аппаратных позиций министерства».

«С одной стороны, в этом решении можно найти плюсы, поскольку нынешний Росстат слабо связан с российским рынком. Данные подаются неудобно, потребности аналитиков там тоже знают плохо. Так что такой переход может привести в краткосрочном плане к улучшенной коммуникации с потребителями их продукта.

С другой стороны, непонятно, насколько Росстат будет независим. Конечно, в министерстве не станут прямо говорить о том, что нужны такие-то цифры. Но есть человеческий фактор. Вполне можно допустить, что специалисты Росстата будут выбирать ту методику, которая покажет лучший результат, чтобы избавить свое новое руководство от критики. В статистике же многое зависит от подхода, метода. Например, как оценивать теневой сектор экономики? То есть субъективность неизбежна, и зависимость Минэкономразвития повлияет на публикуемые Росстатом данные.

Мне как аналитику было бы комфортнее работать с независимыми статистическими службами. И поэтому я считаю, что с решением перевести Росстат в Минэкономразвития торопиться не нужно».

Андрей Люшин, зампред правления Локо-банка:

«Данные Росстата ничем не хуже данных аналогичных ведомств других стран, принципы работы соответствуют мировым нормам, а данные публикуются более чем оперативно. Вопрос их объективности - отдельная тема. В целом, в мировой практике многие не доверяют официальной статистике или доверяют не во всем.

Информация Росстата - не единственный источник данных, а "рисовать" их нет никакого смысла - для анализа и принятия решений в любом случае необходима качественная и объективная статистика. Учитывая, что Росстат был и остается органом государственной статистики, включение его в Минэкономразвития вообще не повлияет ни на что».

, первый зампред комитета по бюджету и налогам:

«Росстат в принципе всегда был недостаточно объективен, и мы привыкли не доверять данным, которые он предоставляет. А его переподчинение Минэкономразвития - это вообще безумие. Статистиков нужно делать полностью независимыми, выводить из-под контроля правительства. Сейчас же делается все наоборот. По сути, Росстат будет оценивать то самое ведомство, которому подчиняется. О какой объективности вообще идет речь?

К тому же надо понимать, что сама методика, которой пользуется Росстат, ущербна и давно устарела. Ведомство руководствуется методами, принятыми еще в советские времена, измеряет не те товары и услуги, которые следовало бы. Если мусор на входе, то мусор и на выходе. Теперь же к этому добавится еще и имитация деятельности под контролем заинтересованного в "правильных" результатах органа».

Росстат не впервые переходит в введение экономического министерства. В подчинении Минэкономразвития он находился около трех месяцев в 2004 году, а также с 2008 по 2012 год, после чего вернулся в кабмин. Нынешнее решение о переходе в Минэкономразвития — «удар по статистике», считает главный экономист «ПФ Капитал», член общественного совета при Росстате Евгений Надоршин. «Решение больше похоже на аппаратное, которое статистике никак не поможет», — говорит он. Подчинение Росстата правительству способствовало отсутствию давления и, как следствие, объективности данных, рассуждает заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Бессонов. С другой стороны, ведомству нужно было лоббировать свои интересы, однако в условиях фактической независимости оно оказалось «достаточно слабым», считает эксперт.

«Прямое взаимодействие между, наверное, самыми регулярными и разбирающимися в деталях пользователями статистики [чиновники Минэкономразвития] и теми, кто ее генерирует, могло бы пойти на пользу в смысле формы предоставления данных и разработки планов по статистическому наблюдению», — говорит старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Но, по его словам, существует и «потенциальная проблема» в виде конфликтов интересов внутри ведомства. Чтобы избежать этого, нужно повысить открытость Росстата и создать специальные механизмы, помогающие избегать конфликтов интересов, подчеркивает Куликов.

С начала года Росстат перешел на новый классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). До этого российская экономика «была описана не тем языком, каким описаны экономики других стран», сам переход должен был «произойти на год раньше, просто некоторые ведомства не успели подготовиться и срок правительство продлило», говорил в интервью «Ведомостям» глава Росстата Александр Суринов. При этом переход стал одной из причин задержек публикации данных за первые два месяца 2017 года.

Максим Орешкин в конце марта февральскими данными официальной статистики, показавшими падение промышленного производства и сокращение реальных доходов населения. Он называл их нерепрезентативными, говорил, что «оценки базировались не на реальных данных», и допускал, что они могут быть пересмотрены. Переход Росстата на новую методологию, по словам Орешкина, «с технической точки зрения оказался крайне неудачным» (цитата по «Интерфаксу»). В частности, за базу были взяты данные високосного 2016 года, кроме того, на февраль 2017 года были перенесены дополнительные праздничные дни, указывал министр. После этого Минэкономразвития .

Орешкин, комментируя указ президента, заявил о необходимости «повысить качество статистических данных и их открытость, выйти на более высокий уровень доверия общества к статистике, снизить нагрузку на предприятия в части статистической отчетности». Добиться этого министр предлагает с помощью внедрения технологий анализа больших данных и взаимодействия с системами других ведомств, агрегирующих статистику, в частности с Центробанком и Федеральной таможенной службой.

Переход в Минэкономразвития вряд ли поможет Росстату увеличить финансирование, при этом большая часть критики от Максима Орешкина в отношении опубликованных Росстатом данных «не была релевантной», считает Надоршин. В то же время в годы подчинения Росстата министерству оно «формировало спрос» на статистику под конкретные прогнозы, отмечает Бессонов из ВШЭ, и это было хорошо для Росстата. Но после перехода в правительство Росстат вел свои разработки без необходимой экспертизы со стороны независимых экспертов и, как следствие, «без оценки последствий», считает Бессонов.

Ликвидация управления Росстата в Курганской области негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Об этом сегодня, 24 августа, заявил «ФедералПресс» старший научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН, кандидат экономических наук, профессор Николай Кремлев.

«Руководитель Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) Александр Суринов, выполняя распоряжение правительства РФ № 1602 от 27 июля 2016 года о сокращении численности статистических органов страны, необоснованно начал проводить ликвидацию территориальных органов ФСГС в Российской Федерации за счет объединения статистических служб регионов на базе крупных субъектов РФ.

Такая стратегия негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Потому что получаемая из новых крупных структур региональная статистическая информация о состоянии экономики и социальной сферы будет иметь большие ошибки регистрации и репрезентативности. Региональная власть будет получать искаженную статистику о реальной действительности, как в кривом зеркале.

Даже существующая система статистики часто имеет ошибки, которые влияют на эффективное управление регионом. Например, в Курганской области практически ликвидированы муниципальные отделы статистики и у руководителей районов имеются большие расхождения между данными официальной статистики ФСГС и информацией, собираемой по федеральному закону о похозяйственном учете в муниципальных образованиях.

Росстат на эти расхождения данных не обращает внимания, его интересует только экономия содержания аппарата статистиков в регионах и укрепление центрального аппарата. Руководители Росстата ошибочно думают, что смогут собрать качественную информацию о деятельности муниципальных образований.

Произошло нарушение статей Конституции РФ (ст. 71-р «О статистическом и бухгалтерском учете» и закона № 282 от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Так, ст. 4, п. 1 федерального закона № 282 – «Полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации» будет нарушена для органов государственной власти и управления регионов страны. Особенно пострадает качество статистической информации, отражающей социально-экономические явления и процессы в субъектах РФ.

Например, важнейшее обследование домашних хозяйств, которое проводится в регионах уже около 100 лет (выборочным методом), не получит своего развития. Информация о жизнедеятельности 371 тысячи домашних хозяйств (семей), проживающих на территории Курганской области, будет недоступна для власти и населения. Собираемая сегодня выборочная статистическая информация всего о 400 домашних хозяйствах является репрезентативной. Данная уникальная работа, позволяющая определять структуры потребления у населения области, его уровень жизни и расчеты прожиточного минимума, будет практически ликвидирована.

Такая же перспектива ждет выборочное обследование общей безработицы (по методологии МОТ), состояния рынка труда и занятости населения. А состояние малого бизнеса, который в области насчитывает около 30 тысяч субъектов хозяйствования, также нельзя будет объективно оценить из Москвы или Екатеринбурга.

Не будет возможности качественно оценить динамику такого главного экономического показателя субъектов РФ, как валовой региональный продукт (ВРП), в который также входят показатели наблюдений и отчетов о деятельности малого и среднего бизнеса, муниципальной статистики и других досчетов в производстве товаров и услуг в торговле, общественном питании и социальной сфере.

В УрФО сокращение численности работающих в статистических органах проводится за счет Курганской области. Данный эксперимент руководства ФСГС нанесет значительный ущерб сложившейся за 73 года системе статистики области. В советские времена в управлении статистики работало более чем 400 человек, в 2015 – 190 статистиков, а после объединения со Свердловской областью будут ликвидированы все районные представительства, а в Кургане останутся одни сборщики отчетности.

Многие статистические наблюдения в социальной сфере и экономике уже переведены на выборочные исследования, что не обеспечивает необходимой точности информации о реальной действительности.

Такого эксперимента центральной власти с региональными статистическими органами не зафиксировано ни в одной стране мира. Например, власти Германии, наоборот, укрепляют статистические органы, а аналитику переводят на федеральный уровень. В США основой всей статистики являются штаты, а в России ликвидируют основу статистики – сбор статистической информации с мест, что нарушает не только научные принципы учета, но и обеспечение качественной информацией региональные органы власти для эффективного управления территориями.

Поэтому считаю такое решение Александра Суринова и правительства РФ ошибочными, противоречащими Конституции РФ и законодательству».