Закон об оказании психологической помощи. В россии необходим закон о психологической помощи, считает эксперт. Закон о психологической помощи

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"

ГОРОДА МОСКВЫ

О психологической помощи населению в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.
Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Часть утратила силу 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 ..

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:
(Абзац в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В новом законе впервые предпринимается попытка сформулировать основные принципы оказания психологической помощи, в связи с этим многие формулировки законопроекта вызывают вопросы. К тем, комментариям, которые были оставлены на странице с опубликованным законопроектом, добавляем комментарии Краснодарского регионального отделения РОП. Просим и других наших коллег оставлять свои комментарии на сайте или присылать по эл.почте в адрес Правления. По итогам обсуждения планируется сформировать обращение РОП с рекомендациями по совершенствованию законопроекта в профильную комиссию Госдумы.

Создание Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» является актуальным в настоящее время, поскольку увеличилось число потребителей данной услуги, количество специалистов, оказывающих такую помощь и, к сожалению, растет вероятность ЧС, при которых оказание помощи психологами является обязательной. Однако часто условия для оказания качественной психологической помощи на местах отсутствуют, а квалификация специалистов — психологов оставляет желать лучшего.

К тексту проекта этого Закона хотелось бы предложить следующие дополнения и уточнения:

  1. По формулировке статьи 2 «психолог — физическое лицо, имеющее ВЫСШЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (подтвержденное дипломом не ниже уровня специалиста) ...». До данного закона по другим нормативным актам считалось, что специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии .

Как в рамках данного закона быть в ситуации, когда в учреждениях уже работают сотрудники, не имеющие высшего психологического образования? И каким приказом будет регламентированы требования к подготовке психологов? Сейчас Приказ Минздрава РФ от 26.11.1996 N 391 "О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ" ВМЕСТЕ С "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ","ПРОГРАММОЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ" разъясняют правила подготовки психологов, работающих во всех медицинских организациях, поскольку должности медицинских психологов есть не только в психиатрии, психотерапии и наркологии.

  1. В статье 3 часть 4 указано, что «положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи». А в настоящее время значительное число психологов работает в медицинских организациях, оказывающих именно специализированную помощь, а Закон должен быть един для всех.
  2. Статья 4 часть 2 возможно есть необходимость рассмотреть вопрос оказания психологической помощи по состоянию здоровья (без самостоятельного обращения получателя помощи) лицам, пострадавшим в ЧС природного и техногенного характера.
  3. Статья 4 часть 3 пункт «д» о «предоставлении гарантированного объема бесплатной психологической помощи»: объем гарантированной помощи будет описан в стандартах или нормативных актах?
  4. Статья 5 часть 1: «психологическая помощь оказывается бесплатно государственными учреждениями в соответствии с федеральными законами...» Большинство государственных учреждений относится к бюджетным и имеет в своем перечне услуг и платные. Как в этом случае рассматривать оказание психологической помощи в рамках платных услуг?
  5. Статья 6 часть 4 пункт 1 при перечислении органов, имеющих право получения (выемки) сведений без согласия получателя психологической помощи не указаны органы прокуратуры.
  6. В статье 9 части 2 указаный возраст (до 14 лет), при котором необходимы участие опекунов и законных представителей, отличается от возраста, обозначенного в ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
  7. В статье 9 части 3 пунктах 2-3 указаны условия, при которых не требуется согласия законных представителей при оказании психологической помощи несовершеннолетним. Является ли это достаточным основанием для исключения законных представителей из ситуации? Кто в данном случае несет ответственность за присходящее?
  8. В статье 9 части 4 «оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном порядке недееспособными...» и в статье 10 части 1 пункте 3 «основаниями для отказа или прекращения психологической помощи являются … психические расстройства и расстройства поведения...» возникают некоторые противоречия: лица, признанные недееспособными, имеют в большинстве случаев расстройства психики и/или поведения. Не означает ли это, что они не имеют возможности получать психологическую помощь в процессе реабилитации или в состоянии ремиссии, когда врачебная помощь не требуется?
  9. В статье 10 части 2 указано, что нуждающихся в специализированной помощи может направить на добровольное лечение лицо, оказывающее психологическую помощь. Это противоречит Закону РФ № 3185-1 от 02.07.1992г «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ», где указано, что тактику сопровождения получателя помощи определяет только врач-психиатр.
  10. В статье 18 части 3 пункте 3 при перечислении оснований у психолога для отказа в психологической помощи не указаны случаи, когда получатель помощи состоит в родственных или иных близких отношениях с психологом (что противоречит этическим нормам) и заявленные проблемы не входят в компетенцию специалиста (например, обращение за психолого-педагогической консультацией к медицинскому психологу).
  11. В статье 22 части 1 пункт 5 при перечислении необходимой для размещения в целях информирования информации при указании «адреса и телефоны лиц, оказывающих психологическую помощь» необходимо добавить «адреса и телефоны лиц, оказывающих психологическую помощь, по месту работы ». Это позволит не нарушать ФЗ от 27.07. 2006 № 152 «О ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ».
  12. В статье 31 части 3 пункте 3идет ссылка на пункт 2 части 5 «настоящей статьи», а в части 5 нет пункта 2.

Краснодарское регионального отделение РОП

В тупик зашли попытки редакции согласовать публикацию видеозаписи обсуждения законопроекта о психологической помощи населению, которое состоялось в дни Всероссийского психологического форума в Казани. Обсуждение законопроекта остается «не закрытым, но не афишируемым», как описал его вновь избранный президент Российского психологического общества, декан факультета психологии Московского государственного университета Юрий Петрович Зинченко.

Наш пересказ, конечно, не претендует на полноту описания всех нюансов состоявшегося обсуждения, но, надеемся, послужит продолжению диалога в профессиональном сообществе.

В ходе пленарного заседания 5 октября о разработке нового законопроекта межфакультетской рабочей группой МГУ рассказала доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Гаяне Михайловна Давидян. Более полутора лет над законопроектом работает «3-сторонняя рабочая группа, включающая психологов-практиков, психологов-ученых и юристов».

Проблема законодательного регулирования в любом профессиональном сообществе часто вызывает сопротивление, в качестве примера докладчик упомянула юридическое сообщество: в России нет закона о деятельности юристов и разрабатывать его желающих тоже нет.


По утверждению Г. М. Давидян, закон о деятельности психологов нужен, потому что сейчас не ясно, кто такой психолог? Есть профессиональные стандарты в разных ведомствах, но нет общего определения психолога.

По словам Г. М. Давидян, рабочая группа пришла к выводу о возможности унифицировать профессиональные стандарты психолога в структурах МЧС, Минобороны и Минобрнауки . Цель законопроекта: «установление на федеральном уровне единых стандартов организации психологической помощи населению, единых основ деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, и определение порядка деятельности органа, регулирующего организацию психологической помощи».

В ходе круглого стола 6 октября директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Юлия Сергеевна Шойгу, принимающая участие в работе межфакультетской комиссии в качестве эксперта, пояснила, что за год работы удалось сконструировать каркас будущего законопроекта, который еще предстоит наполнить конкретным содержанием.

Предполагается, что регулировать деятельность психологов будет межведомственная комиссия при Министерстве здравоохранения РФ (предлагавшийся ранее механизм с привлечением СРО не может охватить, например, психологов силовых ведомств, которых насчитывается в России более 3000; и практика применения закона о СРО в сфере строитества выявила недостатки такого регулирования).

При этом в новом законопроекте определение психологической помощи будет отстроено от психотерапии, которая будет признана исключительно медицинской деятельностью ; а научную и преподавательскую составляющую деятельности в области психологии закон охватывать не будет, сконцентрировавшись на оказании психологической помощи.

Декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного факультета Алла Вадимовна Шаболтас выразила несогласие с разделением психологической помощи и психотерапии, ссылаясь на общепринятую мировую практику и психологическую сущность психотерапевтической помощи.

В обсуждении будущего закона приняла участие Ольга Александровна Карабанова – заведующая кафедрой возрастной психологии, профессор факультета психологии МГУ, разработчик ФГОС для начальной школы и новой концепции школьной психологической службы: «Я считаю, что должен быть общий закон о психологической помощи, для всех практических психологов. Сейчас 40 тысяч психологов работают в сфере образования, они испытывают огромные трудности, связанные с тем, что существует правовой вакуум. Регулятор будет обеспечивать возможность выхода на профессиональную деятельность, создаст профессиональный стандарт, квалификационные требования, будет заниматься сертификацией. Если мы примем закон, согласно которому регулятором будет Минздрав - это значит, что практически блокируется вся деятельность психологов в образовании. Потому что сертификация будет осуществляться в соответствии с представлениями большинства вузов, которые готовят медицинских психологов. Это полностью добьёт и разрушит систему психологической помощи в сфере образования.»

Вспоминая нашумевшие примеры с «розготерапией» и «тренингами личностного роста через раздевание», участники круглого стола то и дело призывали друг друга остановиться на самых главных факторах защиты профессии психолога от шарлатанов.

Старший преподаватель кафедры политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, член Этического комитета РПО Ватулин Александр Иванович обозначил 3 основных аспекта профессиональной системы, которые должен регулировать закон:

1. Допуск на рынок.
2. Профессиональный стандарт.
3. Профессиональная ответственность.

В ходе обсуждения возможностей и рисков сертификации психологов выступил заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Экспертного совета Российского психологического общества Сергей Алексеевич Маничев: «РПО не нужно привлекать к сертификации психологов. Мы можем опираться на опыт западных коллег. В свое время во время командировки в США мы изучали, как там устроена сертификация. APA сертификацией не занимается. Конгресс США принял так называемый модельный акт и на его основании каждый штат принимает свой закон. Как выстроена система - есть ассоциация советов, это самостоятельная организация, которая специализируется только на приеме экзамена на допуск к профессиональной психологической практике. Сдав экзамен, психолог идет к чиновникам, а они решают вопрос о лицензии. Ее получение обязательно, страховая компания вас без лицензии не возьмет. Чиновники не изучают профессиональную сторону вопроса, они смотрят с очки зрения законов штата - сколько лет прожил, владеет ли языком, не было ли в прошлом правонарушений и т.п. На основании этого выдают лицензию. В том случае, если психолог провинился, собираются эти же чиновники, психолог с адвокатом и идет такой квази-процесс, на основании которого лицензия может быть отозвана или сохранена. Дополню, что психологам, работающим в государственных органах, лицензия не нужна, на госслужащих она не распространяется.»

Организаторы круглого стола сообщили, что для продолжения детальной работы над законопроектом создается рабочая группа экспертов при президиуме Российского психологического общества.

Коллеги, в ходе обсуждения законопроекта участники несколько раз вспоминали фразу: «фарш нельзя прокрутить назад». Переписать закон после его принятия не получится. Торопитесь откликнуться и высказать свою точку зрения!

Губанова Анна Сергеевна
профессиональное интернет-издание «Психологическая газета»
Санкт-Петербург
Редакция «Психологической газеты»
24.10.2017

Диалоги в комментариях

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.