Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Социальное здоровье российской молодежи как основа обеспечения безопасного развития общества

  • 8. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе.
  • 9. Система национальных интересов России.
  • 10. Основы мобилизационной подготовки к мобилизации здравоохранения.
  • 11.Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения.
  • 12.Воинский учет и бронирование медицинских работников
  • 13. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 14. См.Ранее
  • 15. Средства вооруженной борьбы
  • 16.Поражающие факторы современных видов оружия
  • 18. Опасности и их воздействие на организм человека. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов.
  • 19. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
  • 20. Основные понятия, определения, классификация, медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.
  • 21.Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 22.Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
  • 23. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 24. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения.
  • 25. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
  • 26. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности.
  • 27. Основы организации и мероприятия защиты населения в мирное и военное время.
  • 28. Система и методы защиты человека от основных видов опасного и вредного воздействия природного и техногенного происхождения.
  • 30. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • 31. Защитные сооружения, индивидуальные технические и медицинские средства защиты.
  • 32. Санитарная и специальная обработка.
  • 33. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях.
  • 34. Основные психологические причины ошибочных действий и возникновения опасных ситуаций. (См ранее)
  • 35. Психотравмирующие факторы чрезвычайной ситуации.
  • 37. Организация медико-психологической помощи населению, медицинским работникам и спасателям в чрезвычайных ситуациях.
  • 38. Безопасность медицинского труда.
  • 39. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.
  • 40. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 41. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
  • 42. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности персонала.
  • 43. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций.
  • 44. Безопасность медицинских услуг
  • 45. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов больницы. Форма проявления угроз безопасности пациентов.
  • 46. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.
  • 47. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций.
  • 48. Санитарная обработка пациентов. Эвакуация пациентов в чрезвычайных ситуациях.
  • 1. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
  • 2. Организация медицинской сортировки при лечебно-эвакуационном обеспечении населения и персонала медицинских учреждений при чс.
  • 3. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях
  • 4.Особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия.
  • 5. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической природы.
  • 7.Классификация отравляющих и высокотоксичных веществ (овтв).
  • 9. Течение интоксикаций, основные клинические проявления.
  • 10. Общие принципы оказания неотложной помощи,антидотная терапия.
  • 11. Понятие и медико-тактическая характеристика зон заражения и очагов поражения, создаваемых овтв.
  • 12. Особенности лечебно-эвакуационного обеспечения (организационные, лечебно-диагностические мероприятия и средства).
  • 14. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационной природы.
  • 15. Виды ионизирующих излучений и их свойства. Количественная оценка ионизирующих излучений.
  • 17. Понятие зон радиоактивного заражения. Очаги радиационного поражения.
  • 18. Факторы, вызывающие поражение при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 19. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения. Делятся
  • 20. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 21. Средства профилактики и терапия радиационных поражений.
  • 22. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
  • 23. Медико-тактическая характеристика транспортных и дорожно-транспортных аварий.
  • 24. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций взрыво- и пожароопасного характера.
  • 26. Основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий среди населения при чрезвычайных ситуациях.
  • 27. Классификация и содержание санитарно-противоэпидемических мероприятий.
  • 28. Принципы организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
  • 29. Особенности организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемий.
  • 30. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений смк.
  • 31. Медицинское имущество: классификация и характеристика. Определение потребности в медицинском имуществе.
  • 32. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
  • 33. Задачи, принципы, режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.
  • 34. Организационная структура, характеристика учреждений и формирований Всероссийской службы медицины катастроф.
  • 35. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
  • 1. Первичная медицинская карточка.
  • 2. Индивидуальный противохимический пакет (ипп-8а, ипп-11).
  • 3. Пакет перевязочный индивидуальный (ппи)
  • 4. Противогаз фильтрующий.
  • 5. Рентгенометр-радиометр (дп-5)
  • 6. Индивидуальный дозиметр (ид-1)
  • 7. Противогаз изолирующий (ип)
  • 8. Аптечка индивидуальная (аи-1, аи-11)
  • 9. Респиратор.
  • 10. Гопкалитовый патрон.
  • 6. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

    Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей

    Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации. В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: "труд свободен".Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…" В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

    Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

    Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

    Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

    7. Культура безопасности жизнедеятельности.

    под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

    А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность. Несомненно, качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими в том, чтобы не допустить развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизировать их негативные последствия. Бесспорно также и то, что безопасность поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей. Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы:

    Материальные продукты человеческой деятельности, специально предназначенные для профилактики травм, болезней, причинения человеку, обществу ущерба, вреда. Основная функция таких предметов заключается в профилактике и преодолении воздействия на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

    Социальные институты, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности человека и общества: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и т.д.;

    Формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения, основная задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности;

    Личностное воплощение культуры безопасности в жизни и деятельности профессиональных специалистов, членов общественных организаций и объединений;

    Отрасли научного знания, обобщающие, исследующие законы безопасной жизнедеятельности человека и общества, нормы, значения, знания, фиксирующие основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного познания правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются при помощи знаков, символов, графики, в виде текстов и т.д.;

    Таким образом, комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. Кроме этого, эффект от развития КБЖ будет связан с развитием науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданием новых рабочих мест для производства оборудования, разработки информационного контента и т.п.


    Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья регламентирована Конституцией Российской Федерации, ее федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России, нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Давайте рассмотрим основные из них.

    Закон Российской Федерации «О безопасности»

    Этим законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства , определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

    В первом разделе определены объекты безопасности и субъекты обеспечения безопасности, порядок ее обеспечения, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности, а также соблюдение при этом прав и свобод.

    Во втором разделе рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности, разграничения в этой системе полномочий органов власти и руководство государственными органами обеспечения безопасности, а также порядок создания и структура сил обеспечения безопасности.

    В третьем разделе определены статус Совета Безопасности Российской Федерации, его состав, основные задачи и порядок принятия решений, а также порядок создания, функционирования и основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

    В четвертом разделе определен порядок финансирования деятельности по обеспечению безопасности, а в пятом - порядок контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности.

    Федеральный закон «Об обороне»

    Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации , полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

    В первом разделе определены основы и организация обороны Российской Федерации.

    Во втором разделе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в области обороны.

    В третьем разделе определены функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны.

    В четвертом разделе определены предназначение Вооруженных Сил, их состав, порядок комплектования, руководства и управления ими. Рассмотрены также порядок осуществления дислокации Вооруженных Сил в соответствии с задачами обороны, порядок создания, деятельности и комплектования других войск, воинских формирований и органов.

    В пятом разделе определены понятия состояния войны и режима военного положения. Рассмотрены вопросы мобилизации, гражданской обороны в целях защиты населения, организации защиты объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Здесь же определены предназначение территориальной обороны, организуемой для защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также порядок введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.

    В шестом разделе рассмотрены вопросы ограничения деятельности политических партий, общественных объединений и обеспечения законности в Вооруженных Силах, функционирования обороны и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны.

    Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В первой главе определены цели закона, задачи РСЧС, порядок определения границ зон чрезвычайных ситуаций, порядок обеспечения гласности и информирования населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    В третьей главе установлены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций и применения сил и средств органов внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    В четвертой главе закреплены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрим их более подробно.

    Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

    Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан при участии в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).

    Граждане России имеют право:

    На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в любом регионе, любом населенном пункте;
    при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
    получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
    обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
    на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    на государственное социальное страхование, на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

    Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

    Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
    соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
    изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
    знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
    четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    В пятой главе определены порядок подготовки населения и пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

    В шестой главе определен порядок финансирования органов управления и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации таких ситуаций.

    В седьмой главе определены порядок организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    В восьмой главе определены правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Федеральный закон «О пожарной безопасности»

    Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших функций государства . В рассматриваемом законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    В первой главе определена система обеспечения пожарной безопасности, ее основные элементы и функции.

    Во второй главе определены структура системы пожарной охраны, задачи и функции каждого вида пожарной охраны, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

    В третьей главе определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в области пожарной безопасности.

    В четвертой главе определены нормативноправовое регулирование в области пожарной безопасности, порядок разработки и реализации мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, тушения пожаров, противопожарной пропаганды. Рассмотрены также требования к обучению мерам пожарной безопасности и информационному обеспечению в области пожарной безопасности. В этой же главе законодательно закреплено установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

    В пятой главе определены права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности, а также лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

    В этой главе четко определено, что граждане имеют право на:

    Защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
    возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
    участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
    получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
    участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

    Граждане обязаны:

    Соблюдать требования пожарной безопасности;
    иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
    выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
    предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

    Федеральный закон «О гражданской обороне»

    Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

    В первой главе определены задачи в области гражданской обороны и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации.

    Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

    В третьей главе определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

    В четвертой главе определены государственные органы, осуществляющие руководство гражданской обороной, лица, осуществляющие руководство гражданской обороной в федеральных органах государственной власти, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закреплена персональная ответственность этих лиц за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. В главе определены функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

    В пятой главе определены состав сил гражданской обороны и основы деятельности ее войск.

    В шестой главе определены порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

    Законом определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

    В первой главе определены основные задачи закона и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Во второй главе определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Рассмотрены вопросы участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и организации учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения.

    В третьей главе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от них.

    В четвертой главе определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог, при их ремонте и содержании, при изготовлении, реализации, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Рассмотрены также вопросы ограничения и прекращения движения по дорогам, порядок государственного технического осмотра транспортных средств, запрещения эксплуатации транспортных средств, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, права и обязанности участников дорожного движения, условия получения прав на управление транспортными средствами и основные требования по подготовке водителей.

    В пятой и шестой главах определены порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

    В седьмой главе определен порядок применения международных договоров в области безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

    Федеральный закон «О противодействии терроризму»

    Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним , минимизации и (или) ликвидации его последствий, правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

    В законе также изложены основные понятия и правовой режим контртеррористической операции .

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья .

    В законе также определены основные понятия, принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия по ее обеспечению, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой области, основные гигиенические нормативы облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующих излучений, порядок защиты населения и персонала от радиационных аварий, обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

    Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определяет основные понятия, гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок медицинского освидетельствования, права ВИЧ-инфицированных на получение информации о результатах медицинского освидетельствования и при оказании им медицинской помощи.

    Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

    Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих эти объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    В законе также определено, какие производственные объекты являются опасными, и какие требования промышленной безопасности к ним предъявляются.

    Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»

    Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет отношения, возникающие в ходе деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений , а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности этих сооружений.

    Основные задачи обеспечения транспортной безопасности определены Федеральным законом «О транспортной безопасности»:

    Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
    определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
    оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
    категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
    разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
    разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
    подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
    осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
    информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

    Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья .

    Этим законом также установлены полномочия Российской Федерации и государственное регулирование в этой области , общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов и ответственность за нарушение данного закона.

    Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

    Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление .

    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

    В этом законе определены полномочия Российской Федерации , ее субъектов, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан в этой области, санитарно-эпидемиологические требования, организация и проведение профилактических мероприятий.

    Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»

    Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ , а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды , обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в этой области и в сфере обеспечения экологической безопасности. Этот закон регулирует отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие в процессе хозяйственной и другой деятельности.

    Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами (химическими препаратами для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями культурных растений), а также агрохимикатами (удобрениями, средствами химической мелиорации почв, кормовыми добавками) для охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

    Наиболее важными подзаконными актами в области обеспечения безопасности личности, общества и государства являются:

    Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

    Вопросы и задания

    1. Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

    2. Какие основные цели определяет закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

    3. Каким федеральным законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

    4. Какие права имеют граждане России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

    5. Какие обязанности возложены на граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

    6. Изучение гражданами основных способов защиты от чрезвычайных ситуаций является их правом или обязанностью?

    7. С какой целью принят закон «О безопасности»?

    8. Какую цель преследует закон «О пожарной безопасности»?

    9. Назовите основные задачи закона «О безопасности дорожного движения».

    10. С какой целью принят закон «Об обороне»?

    11. Какие задачи определяет закон «О гражданской обороне»?

    12. Какие еще законы по обеспечению безопасности личности, общества и государства вы знаете?

    13. Назовите наиболее важные подзаконные нормативные акты в этой области.

    14. Имеет ли право гражданин направлять в государственные органы индивидуальное обращение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций?

    Задание 18

    Определите, какой из этих законов закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

    а) закон «Об обороне»;
    б) закон «О гражданской обороне»;
    в) закон «О безопасности».

    Задание 19

    Подумайте и найдите в содержании одного из законов, указанных в пятой главе, тот конституционный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка:

    а) Конституционный Суд Российской Федерации;
    б) Совет Безопасности Российской Федерации;
    в) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    г) Комитет по безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

    Задание 20

    Прочитайте следующую фразу: «Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ; предупреждение и ликвидация социально-политических конфликтов и массовых беспорядков». Определите, соответствует ли эта фраза задачам пожарной охраны, изложенным в законе.

    Задание 21

    Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления:

    а) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) в мирное время;
    в) по решению органов местного самоуправления.

    Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ.

    Задание 22

    Из предлагаемых вариантов выберите правильное название закона, определяющего права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

    а) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
    б) Федеральный закон «Об обороне»;
    в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

    Дополнительный материал

    Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

    Основные права и свободы граждан установлены следующими статьями Конституции Российской Федерации:

    Статья 17

    1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Статья 20

    1. Каждый имеет право на жизнь.

    2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным за-коном в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Статья 21

    1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

    2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Статья 22

    1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.

    Статья 23

    1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

    Статья 24

    1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    Статья 25

    Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    Статья 27

    1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

    Статья 56

    1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

    2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

    Какие основные цели определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

    Целями Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются:

    Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

    Снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

    Не связанные с этими целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

    С какой целью принят Федеральный закон РФ «О безопасности»?

    В Федеральном законе РФ «О безопасности» закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

    Какую цель преследует Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности»?

    Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    Назовите основные задачи Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения».

    Задачами Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» являются:

    Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов;

    Защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожнотранспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

    С какой целью принят Федеральный закон РФ «Об обороне»?

    Федеральный закон РФ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны и некоторые другие нормы, касающиеся обороны.

    Какие задачи определены Федеральным законом РФ «О гражданской обороне»?

    Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» определены следующие основные задачи в области гражданской обороны:

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    Проведение аварийноспасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и другому заражению;

    Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    1. Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

    Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

    В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

    Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».

    Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

    Все положения главы 2 составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (см. раздел «Дополнительные материалы»),

    2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).

    Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

    В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    3. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.).

    В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

    4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

    В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

    Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

    5. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.)

    Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.). В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

    Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

    7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.).

    В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

    Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

    Выводы

    1. Конституция Российской Федерации - основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан.
    2. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».
    3. В 2006 г. утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы Российской Федерации.
    4. Вооружённые Силы Российской Федерации могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

    Вопросы

    1. Как Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства?
    2. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?
    3. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?
    4. В каких случаях военная служба в рядах Вооружённых Сил может быть заменена на альтернативную гражданскую службу? Приведите известные вам примеры из жизни.

    Задания

    1. Подготовьте сообщение на тему «Конституция Российской Федерации - основной закон государства».
    2. Подготовьте сообщение на тему «Федеральный закон «О противодействии терроризму» - реальный вклад Российской Федерации в борьбу мирового сообщества с международными террористическими организациями».

    В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и ликвидации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Наблюдается устойчивая тенденция быстрого износа и старения основных фондов.

    В целом по России износ основных фондов составляет 40,6%, а машин и оборудования — 57%. Особенно тяжелое положение сложилось в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности. Амортизационный износ оборудования достигает 80-85%, а в отдельных производствах 100%. Допускаются грубые нарушения установленных требований по проведению ремонта оборудования, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта на упрощенные. Оценка состояния технической безопасности ряда объектов угольной, горно-металлургической промышленности показала, что большая часть производств не соответствует надлежащему уровню безопасности. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность. Ухудшение положения в области промышленной безопасности также обусловлено слабым механизмом ответственности предприятия за нарушения требований безопасности. Нормы, содержащиеся в ТК РФ, административном и уголовном кодексах, явно недостаточны и ориентированы на административно-командную систему управления. Например, в них не предусмотрена ответственность опасных предприятий за нарушение требований лицензии, несвоевременное предоставление декларации безопасности, непредставление соответствующей информации и за многие другие нарушения. Поскольку промышленная безопасность как самостоятельная область права появилась недавно, то и контроль в этой области российским законодательством почти не регулируется. Однако, учитывая мировую практику в части правового обеспечения промышленной безопасности, в Российской Федерации введен с 1996 года принципиально новый подход в части обеспечения безопасности людей и защиты окружающей среды, основанный на процедуре декларирования безопасности промышленных объектов. Для обоснования безопасности проекта особо опасного промышленного объекта или действующего особо опасного промышленного объекта, определения характера и масштабов опасности на нем, выработки организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и предупреждению аварий, регламентации действий персонала в аварийных условиях, предприятием обеспечивается подготовка декларации безопасности промышленного объекта. К числу документов содержащих требования промышленной безопасности относятся:  Федеральные законы;  акты Президента РФ;  акты Правительства РФ;  акты Федеральных органов исполнительной власти; а также нормативно-технические документы, устанавливающие правила безопасности ведения работ на ОПО, другие нормативно-технические документы в области промышленной безопасности. Основным Федеральным законом является Конституция РФ, которая устанавливает основополагающие требования: ст.7 п.2: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, …» ст.37 п.3 «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Требования промышленной безопасности определяются Кодексами РФ:  Трудовой кодекс;  Гражданский кодекс;  Кодекс РФ об административных правонарушениях;  Уголовный кодекс;  Кодекс о градостроительной деятельности. По вопросам безопасности основным является Федеральный закон «О безопасности». Промышленная безопасность является частным случаем безопасности, поэтому по вопросам промышленной безопасности нормативно-правовые акты находятся в ведение РФ. Основным Федеральным законом о промышленной безопасности является Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 от 20.06.1997 г. определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

    Требования промышленной безопасности содержатся и в других Федеральных законах: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об электроэнергетике», «Об охране окружающей среды». Не устанавливаются отношения в области промышленной безопасности в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха». Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По вопросам промышленной безопасности субъекты Российской Федерации принимать нормативные правовые акты принимать не могут. В самих организациях, эксплуатирующих ОПО, принимаются локальные нормативные акты на основе Федеральных законов, иных нормативных актов РФ и субъектов РФ, а также нормативных технических документов. В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ используются следующие понятия: Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; Основными поражающими факторами аварии на ОПО являются воздушная ударная волна; тепловое излучение; токсические нагрузки; летящие осколки элементов оборудования и конструкций; обрушение конструкций, зданий, сооружений. Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

    9. 3. Механизм обеспечения социальной безопасности: сущность, функции, принципы функционирования

    Исследования социальной безопасности в рамках единого концептуального подхода требует рассмотрения направлений и условий эффективного влияния на уровень социальной безопасности. Раскрытие сущности процессов ее обеспечения - необходимое условие целенаправленной практической деятельности в сфере формирования состояния безопасности общества, государства и личности, поэтому можно утверждать, что именно в процессе реализации деятельности по обеспечению экономической безопасности оказывается ее непосредственную связь с реальными процессами экономической жизни.

    В процессе выяснения сущности процесса обеспечения социальной безопасности следует учитывать ряд следующих положений. Во-первых, обеспечение социальной безопасности является организованной, целенаправленной деятельностью. Во-вторых, ключевым критерием процесса обеспечения социальной безопасности является защита национальных интересов. В-третьих, обеспечение социальной безопасности имеет характер комплексной деятельности, что одновременно охватывает различные сферы как социальной, так и экономической, политической и других видов активности (финансовую, энергетическую, працересурсну, продовольственную, экологическую, техногенную, научно-технологическую, внешнеэкономическую и тому подобное). В-четвертых, ключевая роль в обеспечении безопасности социальной сферы принадлежит государству.

    Обеспечение необходимого уровня социальной безопасности требует выявления важных связей и взаимозависимостей в современной жизни общества, которые выступают объектом целенаправленного воздействия с целью повышения уровня безопасности субъектов хозяйствования, предоставления этим процессам системного характера. Основываясь на положениях концепции национальной безопасности, отметим, что системность проявляется в процессе реализации нійважливіших функций обеспечения социальной безопасности: создание и поддержания сил и средств обеспечения социальной безопасности, а также управления системой обеспечения национальной безопасности.

    В современных условиях система безопасности приобретает юридической формы закрепления особенностей, целей и задач деятельности по обеспечению социально-экономической безопасности. В категориях системы безопасности государство стремится формализовать деятельность по формированию должного уровня развития социально-экономической сферы, законодательно закрепить ее как одну из важнейших функций. Однако, по нашему мнению, рассмотрение только формальной стороны процессов обеспечения безопасности, юридических форм их проявления неоправданно сужает объект исследования данной проблемы. Построение системы обеспечения безопасности и ее юридическая констатация определяются прежде всего особенностями производственных отношений в обществе. Поэтому объективной основой обеспечения социальной безопасности выступают процессы, происходящие в экономическом базисе. Совокупность таких процессов является результатом действия механизма обеспечения социально-экономической безопасности.

    Отметим, что и в процессе анализа механизма обеспечения безопасности нельзя вполне абстрагироваться от его юридических форм и организационно-правовых проявлений, однако их целесообразно рассматривать в данном контексте как необходимый компонент регулирования социально-экономической жизни, элемент организационно-управленческих взаимоотношений.

    Механизм обеспечения социальной безопасности - это система организационно-экономических и правовых мероприятий по предотвращению социально-экономическим угрозам, охватывает следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угрозу социальной сфере; выработка предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предотвращению внутренним и внешним угрозам в социальной сфере. Как основу механизма обеспечения социальной безопасности следует рассматривать совокупность объективных зависимостей и связей между явлениями и процессами социально-экономической жизни в их саморазвития, в динамике. Механизм обеспечения безопасности способен меняться, иметь адаптивный характер, то есть адекватно отражать изменения в производственных отношениях и производительных силах общества.

    Наравне с наличием объективных процессов социальной жизни, механизм обеспечения социальной безопасности испытывает на себе влияние субъективных факторов. Последнее утверждение означает наличие взаимосвязи с процессами экономического базиса, но и надбудовними взаимоотношениями, особенно в части формализации механизма безопасности согласно целей, задач, идеологии общественного развития.

    В структуре механизма обеспечения социальной безопасности следует выделить такие подсистемы в рамках единого механизма:

    подсистема обеспечения необходимых параметров социального взаимодействия и развития;

    подсистема государственного регулирования состояния социальной безопасности.

    Механизм обеспечения социальной безопасности способен эффективно функционировать только при выполнении надлежащих требований:

    комплексность, т. е. необходимость учета всех направлений и форм проявления отношений, влияющих на состояние безопасности;

    системность, то есть учет как внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей, так и внешних факторов - элементов социально-экономического пространства высшего уровня - что, с одной стороны, накладывают определенные ограничения на функционирование механизма социальной безопасности, а с другой - открывают дополнительные возможности для его эффективности;

    вариантность (альтернативность), т. е. выявление и обоснование нескольких вариантов разрешения противоречий, расчете траекторий социально-экономического развития в рамках функционирования единого механизма обеспечения экономической безопасности;

    безусловный приоритет осуществления мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни человека, поддержание нормальных условий его существования;

    приемлемый риск, то есть реализация доступных мер, направленных на защиту человека в рыночной среде и недопущение преодоления пороговых ситуаций.

    Необходимым является рассмотрение структурных компонентов, входящих в состав механизма обеспечения социальной безопасности. Охарактеризуем основные из них.

    1. Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей социально-экономической безопасности, ведется во многих странах мира. Однако для Украины она имеет особое значение из-за того, что переходная экономика характеризуется рядом серьезных диспропорций и противоречий, острой нехваткой ресурсов и чрезмерной неустойчивостью социальных показателей. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и масштабности охвата объектов наблюдения, качества информации и т. др.

    2. Деятельность по предотвращению угроз в социальной сфере и возмещения причиненных убытков, связанных с превышением предельных значений по определенным показателям безопасности.

    3. Важнейший структурный элемент механизма обеспечения экономической безопасности общества - деятельность государства по выявлению и обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз для социальной сферы.

    Наиболее типичными направлениями государственной деятельности по этому аспекту является:

    выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений социальной безопасности; разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

    организация работы по реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз в социальной сфере;

    экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции социальной безопасности. (Законодательные и другие нормативные правовые акты обязательно должны пройти экспертизу на предмет социальной безопасности.);

    организация системы контроля за выполнением мероприятий по устранению угроз в социальной сфере.

    С обозначенных позиций социальной безопасности правомерно рассматривать не только как защищенность национальных интересов, но и готовность и способность государства создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов, развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

    Роль государства проявляется еще и в том, что сам ход процессов современного социально-экономического саморазвития не гарантирует не только скоординированных действий в сфере обеспечения безопасности, но и установление общественно необходимых целей с использованием соответствующих механизмов. Без внешнего регулятивного воздействия целевая направленность механизма безопасности имеет ситуативный характер, выражая преимущественно тактические приоритеты отдельных субъектов социально-экономической системы. Поэтому ключевая роль государства заключается прежде всего в задании вектора обеспечения безопасности, системы согласованных целей, которые бы разделялись всеми субъектами хозяйствования как цели осуществления собственной социально-экономической деятельности. Базой таких регулятивных воздействий выступает согласование социально-экономических интересов. Именно согласование интересов является основой построения механизма обеспечения социальной безопасности, его важнейшим принципом.

    Своих характерных черт механизм согласования приобретает в процессе взаимодействия и взаємореалізації социально-экономических интересов, выбора одного из возможных путей их объединения. Среди способов объединения интересов следует выделить два основополагающих и, в определенной степени, взаимоисключающие направления:

    Субординированное подчинения одних социально-экономических интересов другим. Такое направление согласования интересов реализуется посредством централизованного директивного государственного влияния, а также на основе идеологической пропаганды. При этом в основу построения механизма обеспечения безопасности возлагается строгая иерархия интересов «государство - коллектив - личность».

    Координированное согласования разнообразных интересов всех социальных субъектов. Механизм обеспечения безопасности, построенный на этом принципе, исходит из приоритетности личного интереса гражданина, социального субъекта, потребителя. В этом случае общество приходит к пониманию того, что не субординация, а координация социально-экономических интересов - самый эффективный способ их согласования и реализации. Отметим, что в основе эффективного механизма обеспечения социальной безопасности должно лежать комбинированное использование процессов координации и субординации, которое максимально соответствует специфике выбранной рыночной модели, особенностям социально-экономических взаимоотношений, уровню социального, политического, культурного развития нации.

    В настоящее время функционирование механизма обеспечения социальной безопасности зачастую рассматривается с точки зрения необходимости обеспечения экономического развития как самого актуального императива. Обеспечение необходимых темпов экономического роста считается главным экономическим задачей, решение которой связано с абсолютным и относительным увеличением ВВП, преодолением бедности, формированием эффективного среднего класса как основы социально-экономической стабильности в стране. Экономический рост приводит к комплексному совершенствованию социально-экономических взаимоотношений в обществе, что, безусловно, отвечает целям обеспечения социальной безопасности. Следует отметить и концептуальное единство движущих сил экономического роста и механизма обеспечения безопасности социальной сферы. В обоих случаях ими являются противоречия социально-экономической жизни.

    Однако, по нашему мнению, достижение экономического роста нельзя вполне отождествлять с процессами и механизмами обеспечения социальной безопасности, хотя нельзя отрицать и наличие тесной диалектической взаимосвязи между ними. Важным является учет тенденций развития социальных процессов, улучшение уровня жизни населения, решения проблем продовольственной и працересурсної безопасности, обеспечение условий эффективного социального партнерства, которые должны сопровождать экономический прогресс общества, впоследствии превращаясь в его основу.

    В связи с комплексностью, разнообразием и сложностью задач социального развития и функционирования, механизм обеспечения социальной безопасности целесообразно рассматривать по следующим уровням:

    Стратегический уровень. Заключается в ликвидации социальных противоречий или, по меньшей мере, их локализации и ослаблении. Этот уровень характеризуется выработкой системообразующих социально-экономических решений, которые отражаются в стратегиях, перспективных программах обеспечения социальной безопасности и является основой построения экономической политики государства.

    Тактический уровень. Заключается в решении задач, связанных с ликвидацией конкретных видов угроз или предотвращением их воздействия на социальную сферу. Охватывает комплекс превентивных мероприятий.

    Оперативный уровень. На этом уровне функционирования механизма обеспечения социальной безопасности должно находить выражение в ликвидации последствий угроз и негативных воздействий, возмещении причиненных убытков. Этот уровень содержит в себе комплекс оперативных мероприятий обеспечения безопасности социальной сферы.

    Наличие приведенной уровневой градации в структуре механизма социальной безопасности не может не отразиться и на системе обеспечения безопасности. Именно система безопасности социально-экономической сферы наполняет данные уровни конкретным содержанием, позволяя формализация целей и методов их достижения. На практике такой
    взаимосвязь механизма и системы находит себя в разработке политики, концепции, стратегии обеспечения национальной безопасности, а также в виде документов, что характеризуют отдельные компоненты обеспечения состояния безопасности государства.

    За постоянного наличия деструктивных воздействий экономического, политического и социального происхождения возрастает необходимость непрерывной деятельности по обеспечению социальной безопасности, развития и совершенствования ее форм и направлений. При этом такая деятельность органично перерастает в систему воспроизводства социальной безопасности, что выступает как непрерывный процесс осуществления всеми субъектами комплекса мероприятий по достижению социально безопасного состояния функционирования и развития. Необходимость воспроизводственного характера обеспечения социальной безопасности доказывает и анализ материальной основы этой деятельности, а именно - экономического кругооборота доходов и расходов в масштабах национальной экономики, так и отдельных ее субъектных уровней. Основными стадиями воспроизводства экономической безопасности являются:

    мониторинг состояния социальной безопасности;

    определение конкретных мероприятий относительно сохранения или изменения параметров социальной безопасности на основе применения методов научно обоснованного планирования и прогнозирования социально-экономической ситуации в целом и ее отдельных аспектов;

    реализация мер по обеспечению социальной безопасности.

    Очевидно, непрерывное возобновление такой деятельности, в свою очередь, требует воспроизведения: ресурсной базы обеспечения социальной безопасности; системы условий конструктивного обеспечения безопасности, что охватывает организационно-управленческие, политические, внешнеэкономические, правовые, идеологические, культурные аспекты; системы взаимосвязей между всеми компонентами системы обеспечения безопасности в рамках социально-экономических и организационно-экономических взаимоотношений.

    Итак, следует констатировать, что обеспечение социальной безопасности превращается в определяющий комплекс мероприятий, направленных на: предотвращение всему спектру социально-экономических угроз с точки зрения состояния, поведения и настроений населения; интенсивное формирование среднего класса как гаранта общественной стабильности на базе расширения адаптационных возможностей населения; всесторонней поддержки семьи как ключевого социального института; государственный протекторат прожиточного минимума, который обеспечивал гражданам потребление на уровне простого воспроизводства; государственные гарантии минимальных заработной платы, пенсий, выплат и обеспечения условий их роста, усиление тенденций самообеспечения гражданами высокой социальной мобильности восходящего характера.