Развитие социальной компетентности у подростков.  Компетентность социальная это что такое Компетентность социальная: определение — Психология.НЭС

Компетентность - это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.

Математическая компетентность включает в себя набор установок и ценностей, которые основаны на строгости, уважении к данным и правдивости. Таким образом, для адекватного развития математической компетентности необходимо рассмотреть четыре области, связанные с числами, алгеброй, геометрией и статистикой, взаимосвязанные по-разному.

Количество: это понятие включает в себя количественную оценку атрибутов объектов, отношений, ситуаций и сущностей мира, интерпретацию различных представлений всех из них и оценку интерпретаций и аргументов. Участие в количественной оценке мира предполагает понимание измерений, вычислений, величин, единиц, показателей, относительных размеров и тенденций и числовых моделей.

Советом Европы были определены пять групп ключевых компетенций, которыми, по мнению ЮНЕСКО, должны обладать выпускники общеобразовательной школы. В первую группу включены социальные компетенции, овладение которыми позволяет выпускникам школы брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместного решения, уметь урегулировать конфликтные ситуации позитивным путем, эффективно участвовать в деятельности различных демократических институтов.

Математическая компетентность в этом смысле включает в себя ряд мероприятий, таких как понимание перспективы, рисование и чтение карт, преобразование форм с технологией и без нее, интерпретация представлений трехмерных сцен с разных точек зрения и построение представлений форм. Изменение и отношения: мир разворачивает множество временных и постоянных отношений между объектами и обстоятельствами, где происходят изменения в взаимосвязанных системах объектов. Имея больше знаний об изменениях и отношениях, мы понимаем основные типы изменений и когда они происходят, чтобы использовать соответствующие математические модели для описания и прогнозирования.

В отечественной педагогике и социальной психологии в определении «социальной компетентности» преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимый навык общения. В качестве свойств такой социальной компетентности были рассмотрены контактность, общи-тельность, разговорчивость, сила убеждения, готовность к обсуждению, уверенная манера держать себя и др.

Неопределенность и данные: они являются центральным явлением математического анализа, присутствующего в разные моменты процесса решения задач, в котором ключом является представление и интерпретация данных. Эта категория включает признание места изменения процессов, владение смыслом количественной оценки этого варианта, допущение неопределенности и ошибки в измерениях и знание о случайности. Он также включает разработку, интерпретацию и оценку выводов, сделанных в ситуациях, когда неопределенность и данные являются основополагающими.

После 90-х гг. XX в. социальная компетентность как личностное качество человека становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление. Эта тенденция находит свое продолжение в исследованиях настоящих ученых.

Эти компетенции способствуют развитию научного мышления, поскольку они включают применение методов научной рациональности и технологических навыков, которые приводят к приобретению знаний, противопоставлению идей и применению открытий для социального обеспечения.

Компетенции в области науки и техники обучают ответственных и уважительных граждан, которые разрабатывают критические суждения о научно-технических фактах, которые происходят со временем, прошлым и настоящим. Эти компетенции должны в основном тренироваться, чтобы идентифицировать, позировать и решать ситуации повседневной жизни - личные и социальные - подобно тому, как мы справляемся с проблемами и проблемами, присущими научно-технической деятельности.

Так, В. Н. Куницына выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность; социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность; самоидентификация (эго-компетентность).

И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи).

Для адекватного развития компетенций в области науки и техники необходимо подходить к научным знаниям или знаниям, связанным с физикой, химией, биологией, геологией, математикой и технологией, которые получены из взаимосвязанных концепций, процессов и ситуаций.

Это также требует разработки навыков использования и управления технологическими инструментами и машинами, а также использования научных данных и процессов для достижения цели; то есть выявление вопросов, решение проблем, заключение или принятие решений на основе доказательств и аргументов.

В диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность - «…это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов».

Подобным образом, эти компетенции включают отношения и ценности, связанные с принятием этических критериев, связанных с наукой и технологией, интересом к науке, поддержкой научных исследований и оценкой научных знаний; а также чувство ответственности в отношении сохранения природных ресурсов и экологических проблем и принятие надлежащего подхода к достижению здоровой физической и психической жизни в естественной и социальной среде.

Областями, которые необходимо решить для приобретения компетенций в области науки и техники, являются. Физические системы: связаны с поведением веществ в физико-химической области. Системы, управляемые естественными законами, открытые из научного эксперимента, ориентированные на знание конечной структуры материи, которая имеет последствия для наблюдаемых и описанных событий из конкретных и дополнительных областей: механические, электрические, магнитные, светящиеся, акустические, теплотворные, реактивные, атомных и ядерных.

O. K. Крокинская акцентирует свое исследование на недостаточном уровне социальной компетентности, которая сохраняет авторитарный тип личности с комплексом установок конфронтации и иррациональности, с клишированным мышлением, умеющим принимать только упрощенные объяснения.

Большое внимание исследованию социальной компетентности уделено зарубежными авторами. Так, немецкими психологами У. Пфингстен и Р. Хинтч социальная компетентность трактуется как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий. Г. Спивак и М. Шаре рассматривают социальную компетентность как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. М. Аргайле в понятии «общая социальная компетентность» объединял профессиональную и коммуникативную компетентность, считая необходимым рассматривать их взаимосвязи. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности пронизывают четыре свойства личности: коммуникабельность, решимость, влиятельность, самоуважение.

Все они рассматривали в себе и в отношении их воздействия на повседневную жизнь, применения ее к совершенствованию инструментов и инструментов, сохранения природы и облегчения личного и социального прогресса. Биологические системы: правильные для живых существ, обладающих органической сложностью, которые, как известно, должны сохранять их и предотвращать их ухудшение. Важнейшей частью этого аспекта компетенции является знание того, что влияет на питание, гигиену и индивидуальное и коллективное здоровье, а также на привыкание к поведению и приобретение ценностей, ответственных за непосредственное общее благо и на планете в целом.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Системы Земли и Космоса: с геологической и космогонической точки зрения. Знание истории Земли и процессы, которые привели к ее нынешней конфигурации, необходимы для идентификации с нашей собственной реальностью: кем мы являемся, откуда мы и откуда и что можем. Геологические знания в сочетании с знаниями о сельскохозяйственном, животноводческом, морском, горном и промышленном производстве обеспечивают помимо научной и социальной формации оценки богатств нашей планеты, которые необходимо защищать и усиливать.

Точно так же знание космического пространства Вселенной, частью которой мы являемся, стимулирует одну из важнейших составляющих научной деятельности: способность удивляться и восхищаться естественными событиями. Технологические системы: в основном основаны на применении научных знаний для повседневного использования инструментов, машин и инструментов и развития новых технологий, связанных с промышленными революциями, которые улучшают развитие народов. Они являются основными компонентами этой компетенции: знать производство новых материалов, дизайн промышленного, бытового и компьютерного оборудования, а также их влияние на семейную и рабочую жизнь.

Социальная компетентность человека включает в себя:

Знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

Знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

В дополнение к системам ссылок, перечисленным выше, и поощрению действий, которые являются трансверсальными для всех из них, приобретение компетенций в области науки и техники требует, по существу, обучения и практики в следующих областях. Научные исследования: как ресурс и процедура достижения научно-технических знаний, полученных на протяжении всей истории. Подход к методам научной деятельности - предложение вопросов, поиск решений, исследование возможных путей решения проблем, проверка мнений, разработка тестов и экспериментов, использование непосредственных ресурсов для разработки материала для целей не только позволяет научиться научным и технологическим навыкам, но также способствует приобретению отношений и ценностей для личного обучения: внимание, дисциплина, строгость, терпение, чистота, спокойствие, смелость, риск и ответственности и т.д.

Навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

Знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

Умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

Коммуникация науки: адекватно передавать знания, результаты и процессы. Правильное использование научного языка является важнейшим требованием этой компетенции: численное выражение, обработка единиц, указание операций, получение данных, выработка таблиц и графиков, их интерпретация, упорядочение информации, вычет законов и математическая формализация. В этом аспекте компетенции также важно унифицировать научный язык как средство обеспечения понимания, а также обязательство применять и уважать его в научных сообщениях.

Цифровая компетенция включает в себя творческое, критическое и безопасное использование информационных и коммуникационных технологий для достижения целей, связанных с работой, трудоустройством, обучением, использованием досуга, включением и участием в общество.

Знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.

По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность личности - важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса. Ученый также связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. В частности, автор пишет: «Определяя социальную компетентность, как совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру, модель социально-компетентного младшего школьника можно представить в виде набора следующих признаков:

Помимо адаптации к изменениям, внедряемым новыми технологиями в области грамотности, чтения и письма, этот конкурс представляет собой новый набор знаний, навыков и отношений, необходимых для компетентности в цифровой среде. Это требует знаний, связанных с основным конкретным языком: текстовым, числовым, знаковым, визуальным, графическим и звуковым, а также его шаблонами декодирования и передачи. Это влечет за собой знание основных компьютерных приложений. Он также включает доступ к источникам и обработку информации; и знание прав и свобод, которые помогают людям в цифровом мире.

Сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; развитие продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

Сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения;

Удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка, обладание критичностью по отношению к себе и окружаю щим;

Он также требует разработки различных навыков, связанных с доступом к информации, обработке и использованию для связи, создания контента, безопасности и решения проблем, как в формальном, так и в неформальном и неформальном контексте. Человек должен иметь возможность регулярно использовать имеющиеся технологические ресурсы для эффективного решения реальных проблем, а также для оценки и выбора новых источников информации и технологических инноваций, как они появляются, в функции о его полезности для выполнения конкретных задач или задач.

Усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов;

Сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях».

Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, М. И. Лукьянова трактует данный феномен как «сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию».

Приобретение этой компетенции также требует взглядов и ценностей, которые позволяют пользователю адаптироваться к новым потребностям, установленным технологиями, их присвоению и адаптации к их собственным целям и способности к социальному взаимодействию вокруг них. Речь идет о развитии активного, критического и реалистичного отношения к технологиям и технологическим средствам, оценке их сильных и слабых сторон и соблюдению этических принципов в их использовании. С другой стороны, цифровая конкуренция предполагает участие и совместную работу, а также мотивацию и любопытство для обучения и улучшения использования технологий.

Такое понимание сущности социальной компетентности автор дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:

Мотивационно-ценностный - это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка;

Поэтому для надлежащего развития цифровой конкуренции необходимо обратиться. Информация: это влечет за собой понимание того, как управляется информация и как она становится доступной для пользователей, а также знания и управление различными поисковыми системами и базами данных, зная, как выбирать те, которые лучше всего отвечают на их собственные информационных потребностей.

Это также означает возможность анализировать и интерпретировать полученную информацию, сопоставлять и оценивать содержимое СМИ на основе их достоверности, надежности и адекватности между источниками, как онлайн, так и офлайн. И, наконец, цифровая компетентность включает знание того, как преобразовать информацию в знания посредством соответствующего выбора различных вариантов хранения.

Операционно-содержательный - это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации; социальный компетентность подросток самоопределение

Эмоционально-волевой - способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе).

Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам) и их информирование по всем вопросам социальной реальности. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненно-футурологический.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о различных подходах к пониманию сущности социальной компетентности:

Социальная компетентность представлена или как интегративное качество личности, или как социальное взаимодействие;

Социальная компетентность характеризуется как результат некоторой деятельности или показатель достижений личности в определенном виде деятельности;

На основе теоретических исследований можно сформулировать следующее понятие социальной компетентности: это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль.

По нашему мнению социальная компетентность - это не обычная сумма знаний, это способность человека решать жизненные проблемы и задачи, находить выход в повседневных реальных ситуациях, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт, социальные ценности и личные мотивы.

Например, сотрудник не отвечает на письма или отвечает поздно, регулярно опаздывает на встречи и совещания, не перезванивает в ответ на ваш звонок, не выполняет в срок задачи и не информирует о задержке выполнения. Или, что еще хуже, информирует вас о нерешенных проблемах тогда, когда решить их уже невозможно. Или срывает сроки проектов и договоренности с клиентами и т.п. Словом, никак не вписывается в вашу систему ожиданий и всегда может подвести, лишая вас уверенности в нем. Но в основе таких проявлений не всегда лежит неорганизованность и отсутствие самодисциплины. Часто причина такого поведения - невысокий уровень социальной компетентности сотрудника.

Будет ли сотрудник соответствовать ожиданиям?

Дарья Ефимова, бизнес-тренер, :
В этой статье я расскажу о простых и доступных способах оценить уровень социальной компетентности человека с помощью специальных маркеров еще до того, как вы начнете с ним работать.
Что такое социальная компетентность?

Социальная компетентность - это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей. Социальная компетентность предполагает:
Знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях, принятых в данной среде (например, в бизнес-среде);
Готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов;
Умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами;
Умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации.

Довольно часто я встречаюсь с людьми для разных проектов. Интерес тех, кто приходит, – быть в проекте, заработать и т.п., мой интерес – чтобы человек в проекте был.

Я созваниваюсь, описываю вкратце суть проекта, выявляю заинтересованность, согласовываю удобное для обеих сторон время встречи. При этом я всегда предупреждаю приглашенного, что все подробности и схему проезда отправлю ему по электронной почте в ближайшие 30 минут, и прошу его подтвердить получение данного сообщения.

Заинтересованный и настроенный на коммуникацию претендент говорит: «Да, конечно» или предупреждает: «Я смогу подтвердить, но только поздно вечером». Это хорошие признаки того, что коммуникация установлена и она взаимна. Как правило, с такими претендентами дальнейшее сотрудничество происходит довольно легко.

Направляя письмо со схемой проезда, я пишу напоминание-просьбу подтвердить получение сообщения и готовность к встрече.

Социально компетентные претенденты отвечают на письмо со схемой проезда сразу, в течение 2-3 часов или в то время, которое они обозначили как возможное для ответа во время телефонного разговора. Те, кто по каким-то причинам передумал, отвечают вежливым отказом, как правило, заблаговременно.
Маркеры невысокой социальной компетентности:
Маркер – игнорирование или откладывание ответной коммуникации
Претендент не отвечает на письмо. В этом случае я перезваниваю и уточняю, получил ли он письмо. Как это ни удивительно, очень часто звучат ответы, что кандидат письмо получил. На вопрос: «Что Вам помешало подтвердить получение?», звучат ответы: «Я забыл», «Я не увидел просьбы подтвердить», «Я прочитал, но подтвердить не успел» и т.п. Очень часто представители этой категории соискателей не приходят на встречу или отказываются от собеседования, в лучшем случае предупредив об этом только в последний момент.
Кандидат отвечает на письмо за час, за 10 минут до встречи. И тут не играет особой роли, подтверждает ли он встречу или отказывается от нее, поскольку я, как второй участник, уже ничего изменить не могу (например, пригласить на это время другого специалиста).
Соискатель тянет с ответом, подтверждает встречу поздно (например, поздним вечером накануне или рано утром в день встречи).
Претендент не приходит на встречу и не перезванивает, не уведомляет об отказе от предложения.
Кандидат не подтверждает получение письма и приходит на встречу.

Как люди объясняют причины такого поведения.

Редко: внезапное плохое самочувствие или заболевание, неожиданные срочные задания и поручения начальства, аварии и внезапно возникшие сложные ситуации с близкими людьми.

Часто: «мне не подходит это предложение», «я передумал», «я получил другое предложение».

Конечно, человек может отказаться от предложения на любой стадии переговоров, но в контексте социальной компетентности важен не сам факт отказа, а каким образом это происходит.

Социально компетентный человек в состоянии:
Сделать выбор, согласиться или отказаться от предложения, воспользовавшись своей интеллектуальной и волевой функцией;
Найти способ разрешить сомнения или озвучить их, например, написав письмо или позвонив и задав интересующие вопросы;
Информировать о своем выборе партнера по коммуникации с учетом не только своих, но и его интересов, например, заблаговременно, а не в последний момент.


Не может сделать выбор, воспользовавшись собственной интеллектуальной и волевой функцией;
Не находит социально приемлемых способов построить коммуникацию с тем, чтобы разрешить свои сомнения путем обсуждения их с партнером по коммуникации;
Не информирует партнера по коммуникации о принятом решении, фактически, не завершая, а «убивая» коммуникацию, приняв за основу ее необязательность для себя.

Причины:

В основе такого рода поведения человека заложено его изначально двойственное отношение к предложению. Его охватывают сомнения, он колеблется, находится в амбивалентном состоянии. Возможно, ему что-то изначально не нравится или вызывает вопросы, или он ждет ответа по другим предложениям. Такого рода колебания и сомнения возникают в ситуации выбора, и это абсолютно нормально. Но при этом социально компетентный человек может разрешить эти сомнения путем их тщательного обдумывания или обсуждения с партнером по коммуникации. В любом случае, он проинформирует партнера о своем решении своевременно, с учетом и своих, и его интересов. Также причиной может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.
Маркер – перенос времени встречи

Претендент просит перенести встречу.


Попросит о переносе заблаговременно, до начала встречи;
Объяснит причину переноса, и она будет достаточно серьезной; извинится, если попросил о переносе не заблаговременно;
Предложит выбрать время для встречи удобное, прежде всего партнеру по коммуникации.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Попросит о переносе встречи практически перед самым ее началом, может попросить перенести встречу и второй раз;
Не объяснит причину;
Будет в первую очередь предлагать свои варианты даты и времени переноса встречи.
Маркер – опоздание

Претендент опаздывает на встречу.

Социально компетентный человек:
Предварительно рассчитает маршрут и сделает закладку по времени, чтобы быть вовремя;
Перезвонит и предупредит о возможной задержке по времени, извинится, объяснив причину.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Поедет на встречу, не предусмотрев возможные затруднения на маршруте;
Не предупредит о возможной задержке;
Не извинится и не объяснит причину опаздания своему визави.

Причины:

Возможными причинами такого поведения могут быть стремления партнера по коммуникации к доминированию, а также, уже описанное выше, двойственное отношение к предложению и неспособность разрешить эту двойственность. В этом случае причиной тоже может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.)
Маркер – чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации («картонная коммуникация»)

Есть категория людей, которые, наоборот, стараются максимально продемонстрировать свою ориентацию на ожидание партнера по коммуникации. Их поведение относительно коммуникативной ситуации выглядит как бы «картонным», несколько неживым. Например, откликаясь на письмо с приглашением, они пишут в ответ точно такой же зеркальный текст, копируя стиль и фразы, без привнесения каких-либо своих индивидуальных особенностей. На назначенную встречу они могут прийти минут за 30-45 до ее начала. Часто по нескольку раз перезванивают, предупреждая о возможной задержке или просто информируя, что они уже в пути. В случае малейшей оплошности долго рассыпаются в извинениях. Во время встречи их поведение и манера общения производит впечатление выученной.

Трудности при дальнейшем общении с такого рода претендентами, включенными в проект, могут заключаться в том, что они будут максимально полезными и подходящими участниками с одной стороны, и ни в коей мере не будут озвучивать собственные интересы и потребности – с другой. В какой-то момент времени у них возникнет ощущение, что их используют, и они могут достаточно внезапно покинуть проект.

Социально компетентный человек:
Старается соблюдать баланс своих интересов и интересов партнеров по коммуникации;
Умеет информировать окружающих о своих интересах и потребностях;
Умеет выбрать подходящий момент времени и способ информирования коллег о своих интересах.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Не умеет соблюдать баланс между своими интересами и интересами партнеров по коммуникации;
Не умеет информировать коллег о своих интересах и потребностях;
Не может выбрать подходящее время и способ информирования о своих интересах;
Испытывает сложности, адаптируясь к новым ситуациям и обстоятельствам, где требуется создать новую модель поведения, а не пользоваться уже выученной.

Причины: В основе такого рода проявлений лежит неуверенность в себе, низкая самооценка и невысокий уровень самоуважения.

Поскольку социальная компетентность является частью, надстройкой так называемой эмоциональной компетентности, то можно предположить, что и уровень эмоциональной компетентности (предполагающей понимание и управление собственными чувствами и умение понимать и влиять на чувства других людей) у лиц с недостаточной социальной компетентностью также будет невысоким.

И, наоборот, люди, обладающие хорошим уровнем эмоциональной компетентности, будут демонстрировать высокую социальную компетентность, быстро ориентируясь в новой среде и осваивая писаные и неписаные нормы принятых там взаимоотношений.

Что делать: Прежде всего, доверять собственным наблюдениям и внутренним ощущениям от контакта на всех его этапах. Понимать, что мелочей в коммуникации не бывает, обращать внимание на детали и нюансы, не стесняться задавать вопросы о причинах тех или иных отклонений в поведении партнера.