Семейный кодекс рф на защиту. Способы защиты прав ребенка. Информация об изменениях

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка - это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

охрана прав и законодательных интересов детей

комплексный характер решения проблемы охраны прав и законодательных интересов детей

виолетта 26.02.2019 19:57

Дубровина Светлана Борисовна 09.03.2019 10:35

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 10.03.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

мать бросает ребенка инвалида дома одну на продолжительное время

мать бросает ребенка инвалида дома одну на продолжительное время, инспектора пдн не знают законодательство, не знают ссылку на закон лю инвалидов регламинтирующий - можно оставлять ребенка-инвалида без присмотра и на какое время? Дочька 8 лет, удален один глаз (опухоль доброкачественая была), мать бросает ребенка одну с на весь день до позднего вечера дома!, какой закон регламентирует, что не льзя оставлять детей без присмотра и в том числе детей-инвалидов? Спасибо. Денис, Р. г Петропавловск-Камчатский

Денис 22.11.2018 03:52

Здравствуйте! Согласно статьи 77 Семейного кодекса: «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится». статья 5.35 Кодекса об административных правонарушений РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей». Статья 125 уголовного кодекса: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности». Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Киндин Андрей Сергеевич 22.11.2018 10:41

Задать дополнительный вопрос

Коханов Николай Игоревич 23.11.2018 13:20

Задать дополнительный вопрос

15-девочка

15-летняя девочка после распития спиртных напитков под влиянием взрослых соседей ввела себе внутривенно несколько грамм вытяжки мака. В тяжёлом состоянии доставлена в токсикологический центр. Как будет осуществляться защита интересов ребёнка в данном случае.

Григорий 15.11.2018 15:20

Добрый день! Согласно ст. 6.10 КоАП РФ в овлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей. Так же будет выясняться причастность соседей к сбыту наркотиков. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Предтеченский Андрей 15.11.2018 19:23

Задать дополнительный вопрос

Приходите на консультацию, мы Вам поможем.

Богуславская Анна Владимировна 16.11.2018 18:15

Задать дополнительный вопрос

Куда жаловаться на органы опеки.

Решением Заводского районного суда г. Новокузнецка было вынесено решение о взыскании алиментов в пользу попечителя.Судебными приставами была насчитана задолженность. Управление опеки и попечительства не дает разрешение судебным приставам на оплату алиментов на содержания внука на то время, когда я ещё была опекуном и содержала внука, мотивируя тем, что на сегодняшний день я не являюсь его опекуном.

Галина 02.08.2018 12:29

Добрый день! Напишите заявление в прокуратуру, если прокуратура откажет, обратитесь в суд. Если вам необходима консультация по данному вопросу, приходите в офис, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП-Консультация".

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Комментируемая статья закладывает основы обеспечения ребенку всесторонней помощи и поддержки в реализации и защите его прав и законных интересов. Содействие в защите прав и законных интересов ребенок может получать от:

органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов (п. 1);

своих родителей или лиц, их заменяющих (п. 2);

педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов (п. 3);

общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций (п. 4).

В каждой из частей комментируемой статьи законодатель указывает на те или иные меры, которые могут быть предприняты перечисленными выше субъектами для обеспечения содействия ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, а соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). По общему правилу, именно с 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме. В случае, когда подросток вступил в брак до достижения восемнадцати лет, он приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет - просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители.

По достижении 14 лет ребенок приобретает частичную дееспособность. В соответствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки;

по достижении 16 лет - вступать в кооперативы.

Право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав и отстаивать свои интересы в судебном порядке ребенок приобретает по достижении 14 лет. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.

Поскольку родители являются законными представителями своих детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т.ч. в судах, без специальных полномочий. Родители или лица, заменяющие родителей, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:

защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;

подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

принимать меры по защите прав собственности подопечного, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;

предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному (подробнее см. ст. 23 и комментарий к ней);

требовать посуду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в т.ч. от близких родственников ребенка.*(6)

Права и обязанности усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних любого возраста полностью совпадают с родительскими. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, на него возлагается обязанность назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).

2. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица указанных органов в рамках оказания содействия интересам детей уполномочены:

принимать соответствующие нормативные правовые акты,

проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ,

поощрять исполнение ребенком обязанностей,

поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Недавно был принят Федеральный закон "Об опеке и попечительстве". Над проектом этого Закона Государственная Дума работала на протяжении трех лет (проект внесли еще в июне 2005 г.), и он принят был только после резких высказываний Президента РФ о неоправданной волоките. С принятием нового Закона в области защиты прав детей произошли кардинальные изменения:

упрощен порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (появился институт предварительной опеки);

для родителей законодательно предусмотрена возможность временного назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по их письменному заявлению с указанием конкретного лица на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, например, на срок командировки родителей (институт временной опеки);

появилась возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу;

закреплено преимущественное право близких родственников стать опекунами ребенка, оставшегося без попечения родителей;

предусмотрена возможность установления опеки или попечительства по возмездному договору с органом опеки и попечительства (приемная семья, патронат) и др.*(7)

Закон полностью согласуется с современной государственной политикой в социальной сфере. В разработке законопроектов, напрямую касающихся защиты прав детей, большую роль играет Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Например, в марте 2009 г. при содействии названного комитета был разработан и внесен на рассмотрение Госдумы законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Деятельностью по обеспечению гарантий прав граждан, в т.ч. детей, активно занимается Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ. На официальном сайте Уполномоченного имеются многочисленные примеры из правовой практики, которые свидетельствуют об оказании конкретной, адресной помощи нуждающимся. Обычно помощь оказывается в ответ на жалобы людей, не сумевших получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи.

Например, благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина были защищены права многодетной матери С. и права ее малолетних детей, которые нарушались должностными лицами государственных органов, а также Г., которая подлежала административному выдворению за пределы РФ, было разрешено отбыть в Азербайджан вместе с детьми. Изначально двоим ее малолетним детям было отказано в выезде вместе с матерью.*(8)

В регионах создаются специальные органы исполнительной власти, которые наделены специальными полномочиями по защите прав детей. Например, в Москве действует Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Департамент уполномочен осуществлять межотраслевую координацию в области семейной и молодежной политики, а также координировать реализацию политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Департамент оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства.

Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана и принята стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы. Цели названной программы соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей", которые были утверждены специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 г.

В своем Указе от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года" Президент РФ заявил о необходимости "создания специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ".

Президентом РФ был подписан Указ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка". Согласно Указу Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается аппарат Общественной палаты РФ. Уполномоченному по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в т.ч. на договорной основе.

Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались начиная с 2001 г. во многих регионах России, в т.ч. в Москве. На сегодняшний момент в 16 субъектах РФ пост Уполномоченного по правам ребенка является самостоятельным институтом, и только в трех регионах Уполномоченный по правам ребенка является советником Губернатора, в одном регионе Уполномоченный создан при Губернаторе области, а в трех регионах такой Уполномоченный является заместителем регионального Уполномоченного по правам человека. С 1 октября 2009 г. при введении поста Уполномоченного по правам человека в Москве Московской городской Думой принято решение о ликвидации поста Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве и его замене должностью заместителя Уполномоченного по правам человека, отвечающего за права детей.

Уполномоченные по правам детей в субъектах РФ, как правило, имеют право посещать различные детские организации и учреждения и знакомиться с их работой, например, проводить осмотр состояния условий воспитания и содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях, условий оздоровления детей в летних загородных лагерях. По результатам таких выездов и проверок уполномоченные обычно готовят доклады и обращения в законодательные и правоохранительные органы власти, которых оценивают уровень защищенности прав и законных интересов детей, предоставляют полученные сведения органам, курирующим работу проверенных ими организаций и учреждений.

Так, в последние годы при содействии Уполномоченного по правам ребенка Москвы усовершенствовано законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Приняты Законы города Москвы:

от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве";

от 20 июня 2007 г. N 22 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве";

от 26 декабря 2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства".*(9)

К основным направлениям работы Уполномоченного по правам ребенка относятся:

защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав;

проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

правовое просвещение детей, их родителей, специалистов.

К сожалению, ни на федеральном уровне, ни в регионах Уполномоченные по правам детей не имеют надлежащего законодательного и организационного основания для своей работы. Правительство РФ уже рассматривало, правда, безрезультатно, проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в части отнесения к числу субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, а также установления права уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ на обращение в суд в целях защиты прав и законных интересов ребенка либо неопределенного круга детей и участия в деле по своей инициативе для дачи заключения по делу.*(10)

Представляется, что на современном этапе закрепление должного статуса Уполномоченного по правам детей именно на федеральном уровне необходимо, т.к. он способен обеспечить специализированный механизм защиты прав детей, который может быть использован в конкретных, индивидуальных случаях нарушений прав детей наряду с другими способами защиты.

2. Оказывать постоянное содействие в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту прав и законных интересов ребенка, обязаны его родители. В ст. 61 СК РФ говорится о том, что и отец, и мать ребенка имеют равные родительские права и несут равные обязанности в отношении своих детей, которые по общему правилу прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия).

На родителей, которые каждый день общаются с ребенком, ложится основная "нагрузка" по обеспечению прав и законных интересов ребенка. Родители вправе выбирать, в каком городе ребенок будет проживать, в какой детский сад или школу он пойдет, где его лечить, куда отправлять на летний отдых и т.п.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст. 63 СК РФ). Родители обязаны контролировать, какие фильмы и передачи смотрит ребенок, в какое время он ходит гулять, успевает ли делать уроки, не посещает ли заведения и клубы, запрещенные для посещения детей.

Если жилищные условия семьи неудовлетворительные, например, если ребенок проживает в однокомнатной квартире с мамой, папой и бабушкой, то именно один из родителей вправе подать заявление в жилищный орган по месту жительства о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Усыновители, опекуны и попечители детей в своих правах и обязанностях приравниваются к родителям. Объем прав и обязанностей приемных родителей и патронатных воспитателей определяется договором с органами опеки и попечительства о передаче ребенка на воспитание.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты могут привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

Примером может являться участие педагога в судебном процессе по гражданскому делу о лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком или по уголовному делу о привлечении подростка к ответственности за хищение.

Участие педагогов и психологов может помочь ребенку "раскрыться" и без утайки рассказать о причинах своего поведения, выбора тех или иных действий, симпатиях и негативных эмоциях, а также помочь суду в определении индивидуальных особенностей личности ребенка. Кроме того, специалисты могут присутствовать при проведении следственных действий с участием подростков.

Специалисты различного профиля могут участвовать в круглых столах, на конференциях и семинарах, посвященных обсуждению и решению проблем детей, готовить доклады и вступать в защиту интересов детей в государственных органах и органах местного самоуправления.

4. Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями).

В частности, региональная общественная организация по работе с детьми и молодежью НКО "Центр "Инновации" (Санкт-Петербург), в основном, ведет работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющими детей. Организация оказывает социально-медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам групп социального риска, проводит работу с детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированных родителей, реализует программы по оказанию первой медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, вовлеченным в уличную жизнь. Большое внимание уделяется организации досуговых мероприятий, профилактике наркомании. В рамках одного из проектов несколько раз в неделю работает автобусный маршрут по местам скопления "уличных" детей и подростков с целью оказания им неотложной материальной и социально-психологической помощи и необходимых консультаций. Проект "Права детей - детям" реализуется с января 2000 г. совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге и включает практическую работу со случаями нарушений прав детей. Ведется издательская и аналитическая работа в данной области. Существенной частью работы является организация практики студентов вузов по обучению школьников по теме прав и обязанностей детей.*(11)

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее - СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Михаил Красильников

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Комментарий к статье 56 СК РФ

1. Пункт 1 ст. 56, гарантирующий защиту прав и законных интересов ребенка, охватывает сферу не только семейных правоотношений - родители могут представлять в суде (иных органах) интересы своих детей в случае, например, причинения им вреда, выступать от их имени при рассмотрении споров о наследстве и т.д.

И только когда это специально предусмотрено СК, интересы и права детей охраняются органами опеки и попечительства, прокурором, судом. Так, дело о лишении родительских прав суд рассматривает по заявлению одного из родителей, прокурора, органа опеки и попечительства и др. (см. коммент. к ст. 70).

2. Полностью дееспособными (т.е. обладающими возможностью самостоятельно защищать свои права и интересы) несовершеннолетние признаются с момента:
а) вступления в брак в установленном порядке (п.2 ст. 13 СК);
б) эмансипации, т.е. объявления лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным на том основании, что он работает по трудовому договору или занимается (с согласия родителей) предпринимательской деятельностью ().

3. В отличие от п.1 комментируемой статьи п.2 затрагивает лишь семейную сферу. Он обеспечивает право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, предоставляя возможность детям практически любого возраста самостоятельно обращаться в ораны опеки и попечительства (практике известны случаи, когда к инспекторам этих учреждений приходили дети 7-10 лет), а достигшим 14 лет - в суд. Как видим, это - исключение из правил о дееспособности, призванное защищать ребенка от его же законных представителей, которые вместо того, чтобы охранять интересы своих детей, грубо их нарушают.

4. Семейное законодательство обязывает любого гражданина (а не только должностных лиц) сообщать органам опеки и попечительства о детской безнадзорности, жестоком обращении с детьми, иных случаях, когда жизни или здоровью ребенка угрожает опасность, нарушаются его права и интересы (хотя, конечно, на практике люди в подобных ситуациях скорее позвонят в милицию).

Инспекторы органов опеки и попечительства, привлекая, когда это необходимо, сотрудников милиции, вправе посещать семьи, где серьезно нарушаются права детей, и при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка немедленно отобрать его у родителей, других лиц, на воспитании которых он находится (см. коммент. к ст. 77).

5. Верховный Суд РФ разъяснил: суды не должны оставлять без внимания факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к ним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; на подобные факты, выявляемые при разбирательстве споров о детских судьбах, следует реагировать частным определением (п.21 Постановления N 10).

В связи с тем что государство считает своей приоритетной задачей подготовку детей к полноценному в обществе существованию, а само детство - важным жизненным этапом для человека, так как политика страны направлена на развитие патриотизма, увеличение рождаемости и поддержку многодетных ячеек общества, возникает вопрос о том, какие права у ребенка в семье и в социуме согласно этому.

Общие положения о правах ребенка и об их защите

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия.

Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.

СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.

Право жить и воспитываться в семье

Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.

Право на общение с родственниками

Помимо положений, прописанных в ст. 54 СК РФ, права ребенка включают в себя и его возможность общаться со всеми своими родственниками. В случае если родители находятся в разводе и проживают отдельно (даже если они находятся в разных странах), дети могут общаться как с матерью, так и с отцом в равной мере. А также их не могут ограничивать в коммуникациях с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и т. п.

Права детей в семье на общение с родственниками включают в себя и взаимодействие ребенка со своими родителями в ситуации, когда несовершеннолетние находятся под арестом, в медицинском учреждении по решению суда или под стражей, в установленном законом порядке.

Право на получение фамилии, имени, отчества

Также права ребенка заключаются и в возможности детей иметь имя, фамилию и отчество. Законодатель уточняет, что имя дается родителями, фамилия - согласно той, что присвоена матери или отцу, а отчество по имени папы ребенка. Это в случаях, если другое не прописано в законах субъектов РФ (связанных с традициями и обычаями регионов).

Если родители не могут прийти к консенсусу в отношении выбора ФИО, то данный спор разрешает орган опеки и попечительства. А в ситуациях, когда отец не установлен, имя выбирает мать, фамилия присваивается ее же, а отчество назначается по человеку, записанному в папы со слов женщины.

Ребенку могут изменять фамилию и имя по соглашению родителей с момента достижения им возраста 14-ти лет. При этом фамилия может изменяться на фамилию другого родителя, а имя - на любое возможное.

Если один из родителей пребывает в местах лишения свободы, невозможно определить его место нахождения, он недееспособен, лишен прав на ребенка или попросту не занимается воспитанием или развитием сына/дочери, его мнение при смене имени (фамилии) не берется во внимание. А также стоит учесть, что изменять данные детей, которые достигли 10-ти лет, можно только с их согласия.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

    смены имени/фамилии;

    восстановления родительских прав;

    усыновления (удочерения);

    изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

    записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

    назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООНдается ребенку независимо от еговозраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам,касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право на собственные доходы и средства существования

Права ребенка в семье предполагают наличие и способность пользоваться собственными доходами и необходимыми средствами для существования.

Необходимые средства для существования - это предметы, продукты питания, одежда и другие материальные ценности, нужные детям для жизни, образования и развития. Согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать собственного ребенка, выбирая форму и порядок такого обеспечения самостоятельно.

Если ребенок получает алименты от одного из родителей, то другой взрослый, воспитывающий его, вправе распоряжаться полученными благами в интересах несовершеннолетнего. Например, средства могут тратиться на воспитание, образование и развитие сына/дочки. То же самое касается пенсий и соц. выплат в полных и неполных семьях.

По требованию взрослого суд может установить обязательное перечисление не более 50-ти процентов от уплаченных алиментов на счет в банке, открытый на имя несовершеннолетнего лица.

Под собственными доходами законодатель предполагает денежные средства, имущество или другие материальные ценности, заработанные ребенком лично, подаренные ему или унаследованные. Такими вещами и предметами дети могут пользоваться и распоряжаться самостоятельно.

Ребенок имеют право на имущество родителей, а родители на его имущество - нет. Проживая вместе, они могут пользоваться и владеть вещами друг друга по обоюдному согласию.

В целом такие права ребенка в семье называются имущественными и прописаны они в статье 60 СК РФ. А в случае права общей собственности взрослых и детей, а также при осуществлении полномочий родителей по управлению имуществом несовершеннолетних в части владения, распоряжения и пользования ими, стоит обратиться к ГК РФ.

Право на защиту

Помимо того, что права ребенка в семье непосредственно закреплены законодательно, они также защищены некоторыми положениями кодекса. А именно статья 56 СК РФ устанавливает порядок охраны интересов несовершеннолетних лиц.

Защита прав ребенка в семье осуществляется родителями или законными представителями (опекунами, усыновителями). При этом несовершеннолетний имеет возможность защиты от злоупотребления со стороны взрослых по отношению к нему.

В случае, когда другому человеку становится известно, что права и интересы ребенка нарушены, его жизни или здоровью угрожает что-либо, гражданин обязан сообщить об этом в органы опеки. Особенно это правило распространяется на должностных лиц (учителей, медработников и других взрослых, имеющих постоянный контакт с данными детьми).

Сам ребенок также может обратиться в данный орган по соответствующему факту нарушения. А с 14 лет он может сразу подать заявление в суд.

Орган опеки и попечительства, в свою очередь, обязан своевременно отреагировать на поступивший сигнал и предпринять соответствующие меры.

Административная ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка в семье или в обществе влечет за собой определенные последствия, такие как уголовная, дисциплинарная или административная ответственность. Кроме того, родители или опекуны, ненадлежащим образом занимающиеся воспитанием, развитием и образованием собственных детей, могут быть лишены родительских прав.

Согласно статье 69 СК РФ, основаниями для этого могут стать уклонение от выполнения ими обязанностей (выплаты алиментов), отказ забрать своего ребенка из роддома, медицинской организации и подобного учреждения, злоупотребление своими полномочиями, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания, совершение ими преступлений против жизни или здоровья собственных детей или супруга.

Изначально же взрослые, нарушающие права и интересы ребенка, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, наказываются предупреждением и административным штрафом в размере от 100 до 500 рублей.

В случае нарушения представителями ребенка его права на общение с родственниками, с целью скрыть местонахождение несовершеннолетнего, помимо его воли, на данные лица накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей. В повторившейся ситуации штраф увеличивается и составляет от четырех до пяти тысяч рублей, или же нарушителю вменяется до пяти суток ареста.

Уголовная ответственность за нарушение прав детей

Если же ненадлежащее воспитание детей сопряжено с жестоким обращением, то, согласно статье 156 УК РФ, родители или лица, на которых возложена данная обязанность, наказываются штрафом до ста тысяч рублей или размером в заработную плату (доход) совершившего преступление лица за один год. Иногда по данному факту родителям (законным представителям) назначаются либо обязательные работы до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Статья 150 УК РФ определяет ответственность взрослых за вовлечение детей в преступные деяния. Если такое нарушение совершают родители, то им вменяется лишение свободы сроком до шести лет. Если же при этом происходит насилие или угрозы, то наказание составляет от 2-х до 7-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

В ситуациях, когда вовлечение происходит в преступление, совершенное группой лиц, или является тяжким или особо тяжким, матери и (или) отцу назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

Родители, которые вовлекали своего ребенка в постоянное употребление алкогольных напитков, наркотических средств, заставляли или способствовали тому, что несовершеннолетний бродяжничал или занимался попрошайничеством, подвергаются ограничению свободы от 2-х до 4-х лет либо аресту на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Иные права детей

Таким образом, СК РФ - это своего рода памятка для родителей. Права ребенка в семье здесь выделены для большей наглядности в отдельную главу.

Но помимо основных полномочий ребенка, прописанных в кодексе, несовершеннолетние имеют права, закрепленные в других правовых источниках, например возможность разностороннего развития, бесплатного школьного и дошкольного образования, получения медицинской помощи. Дети могут получать различного рода пособия от государства. Они, как любой взрослый гражданин, также имеют право на уважение человеческого достоинства.

А также права ребенка в семье предполагают беспрепятственное получение и владение информацией о том, кто является его родителями, согласно Конвенции ООН. Исключение составляют некоторые случаи, например, когда дети появились на свет путем искусственного оплодотворения, при использовании биологического материала из специального банка.

Стоит отметить, что права ребенка в приемной семье ничем не отличаются от тех, которыми наделён малыш, проживающий с родными.

Родители в такой семье по отношению к принятому на воспитание ребенку исполняют обязанности опекуна или попечителя, обладают его правами и несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них функций в порядке, установленном федеральным законом и договором.

Современная семья и права ребенка - неразрывно связанные понятия, так как именно семья - это естественная среда обитания детей, а в настоящее время закон очень внимателен к несовершеннолетним как к будущему страны. Большую часть времени они проводят именно в стенах родного дома, получают воспитание и обеспечение со стороны собственных родителей. Но в связи с частными случаями, где встречаются недобросовестные взрослые, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, подвергают ребенка опасности, а иногда и откровенно издеваются над ним, закон должен не только прописывать и регулировать отношения, возникающие в данной ячейке общества, но и целенаправленно защищать интересы несовершеннолетних - тех граждан страны, которые в силу собственного возраста слабы, более уязвимы и часто не способны отстоять свои интересы.