Демографические аспекты обеспечения национальной безопасности россии. Демографическая политика российской федерации в контексте обеспечения национальной безопасности

Журнал "Право и безопасность"

Демографические аспекты обеспечения национальной безопасности России

Варламов В.Ю., Министерство экономики Московской области

В статье рассмотрены проблемы численности населения Российской Федерации с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Предложены изменения в Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2020 г. Решение демографических проблем Российской Федерации должно стать первоочередной задачей федеральных, региональных и муниципальных органов.

Ключевые слова: демографические угрозы национальной безопасности; проблемы увеличения численности населения России; демографическая политика Российской Федерации.

Население (наряду с территорией и наличием государственной власти) является неотъемлемым признаком государства.

Население, его развитие и другие характеристики изучаются науками о населении, к которым относятся социология, демография, социально-экономическая география, социально-экономическая статистика. В демографии население рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Население составляет физическую основу общества, воспроизводство населения — физическую основу воспроизводства общества, саму возможность существования общественных отношений. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим проблемы численности населения Российской Федерации через призму национальных интересов России, с точки зрения обеспечения национальной безопасности.

В России термин «население» возник в начале XIX в. при выработке в отечественной научной литературе нового понятия, соответствующего утвердившимся к тому времени в западноевропейских языках понятиям population (французский, английский и некоторые другие языки), die Bevolkerung (немецкий язык).

В настоящее время у России существует немало демографических проблем, представляющих угрозу для её национальной безопасности. Как отмечают российские демографы, «в совокупности факторов, от которых зависит достаточное противостояние любым угрозам, исключительно важное, если не решающее место, принадлежит характеру демографического развития страны. Оно - неизменное условие обеспечения людскими ресурсами силовых структур, призванных защитить от внутренних и внешних угроз нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности общества и государства» . Как следует из материалов Википедии, по состоянию на 2009 г. потенциальный мобилизационный резерв составил в России 31 млн человек, в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек. По состоянию на 2010 г. организованный мобилизационный резерв в России составлял 20 млн человек. По наиболее вероятному прогнозу, численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 г. сократится в России в 4 раза.

Одной из опасностей для России является старение населения, т.к. известно, что страна, большинство населения которой составляют люди пожилого возраста, неизбежно становится менее динамичной, более консервативной во всех отношениях, в том числе в научно-технической области, чем страна с более молодым населением.

По мнению отечественных исследователей, переход от высокого к низкому, а с 1990-х гг. к очень низкому уровню рождаемости обусловил старение населения России: с 1959 по 2005 г. медианный возраст вырос на 10 лет и достиг 34 лет у мужчин и 40 лет у женщин, доля лиц пенсионного возраста обоих полов увеличилась с 12 до 20%, а доля детей сократилась с 31 до 17%.

При падении в начале 1990-х гг. рождаемости в стране смертность в ней, напротив, увеличилась (рис. 1).

Президенту России Владимиру Путину предложили учредить концепцию демографической безопасности. Письмо с соответствующей инициативой российскому лидеру направил председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его мнению, без решительных действий к концу столетия население страны может сократиться вдвое, что приведёт к снижению геополитической значимости России.

РИА Новости

Президенту Владимиру Путину предлагают учредить концепцию демографической безопасности, чтобы совместно с Совбезом обеспечить уровень рождаемости, необходимый для самовоспроизводства нации в будущем. Письмо с соответствующей инициативой (есть в распоряжении RT) направил президенту председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрий Крупнов.

Он пояснил, что с 2025 года в стране прогнозируется демографический спад — в репродуктивный возраст вступило сравнительно немногочисленное поколение тех, кто появился на свет в кризисные 1990-е годы (в это время наблюдалось общероссийское падение уровня рождаемости).

По словам Крупнова, российским властям уже сейчас нужно предпринять действия для повышения рождаемости, чтобы обеспечить суверенитет нации в будущем, так как в ближайшие десятилетия мировую политическую повестку станут определять «миллиардные цивилизации» — Китай и Индия, а также западный мир, включающий население Америки, Великобритании и Евросоюза.

«150-миллионной России на этом геополитическом ристалище места попросту может не быть. Вернее, точно не будет. Основным обязательным параметром суверенности нации уже через 20-30 лет станет количество населения», — пояснил он.

Если не предпринять решительных действий по улучшению демографической картины, к концу столетия население России сократится вдвое, уверен Крупнов. По информации Росстата на 2017 год, в нашей стране проживает 146,8 млн человек.

  • Прогноз рождаемости и смертности в России до 2050 года

Владимир Путин неоднократно высказывался о важности демографического развития страны. Так, 3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию он заявил, что долгосрочная, независимая от конъюнктуры повестка работы — сбережение нации, воспитание детей и раскрытие их талантов.

16 мая 2017 года премьер России Дмитрий Медведев на встрече с работниками Невского завода рассказал о планах разработать госпрограмму поддержки рождения первенцев.

Стратегическая программа

В концепции демографической безопасности автор инициативы предлагает прописать стратегию государственной политики в демографической сфере на ближайшие десятилетия. Согласно документу, основной целью на ближайшие 20 лет должно стать увеличение количества многодетных семей до половины от всех семей в России. По данным Росстата за 2010 год, в России проживает около 17,5 млн семей. Из них с одним ребёнком — 67,4%, с двумя — 26,8%, а с тремя и более — лишь 5,8%.

Для достижения этой цели Крупнов призывает организовать стратегическую президентскую программу «Сбережение народа: многодетная страна», которая включит в себя введение льгот по ипотеке, «родительских зарплат» и строительство «городков демографического будущего» на выделяемых многодетным семьям землях.

Для стимуляции рождаемости предлагается учредить звание демографического героя России с одноимённой медалью, которая будет вручаться при рождении четвёртого ребёнка. Кроме того, в письме предлагается принять закон «О статусе многодетных семей», который в том числе призван классифицировать семьи в зависимости от количества в них детей и обозначить льготы для каждой группы. При этом Крупнов считает, что в данной системе налог на малодетность «занял бы своё подобающее законодательное место».

RT ранее сообщил, что число семей с тремя и более детьми в стране за шесть лет увеличилось на 25% — с 1,25 до 1,56 миллиона.

  • globallookpress.com
  • Kremlin Pool

Больше многодетных, меньше абортов

Президент Ассоциации многодетных семей Московской области, мать четверых детей Елена Фоминых поддержала предложение утвердить концепцию демографической безопасности. В документе, по её мнению, следует прописать получение безусловных регулярных пособий многодетной матери от государства.

«Материнский капитал — это, конечно, хорошая поощрительная мера. Но это не то, что способно стимулировать рост числа многодетных семей, поскольку маткапитал выдаётся единожды в жизни, а не на каждого ребёнка. Чаще всего многодетная мать не работает, так как вынуждена обслуживать своих детей. А чтобы получить ничтожно маленькие пособия и другие блага, государство требует, чтобы мать была трудоустроена. То есть такой замкнутый круг, которого не должно быть», — пояснила Фоминых.

  • Прогноз численности населения России до 2050 года
  • Институт демографии, миграции и регионального развития

Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина уверена, что в стране следует создать инфраструктуру, чтобы семьи были заинтересованы в рождении детей.

«Большие семьи должны чувствовать поддержку государства, — поясняет депутат. — Задача власти состоит в том, чтобы предоставить родителям стартовые условия и обеспечить им все возможности для самостоятельного заработка. А это значит, что нужно активнее решать жилищные проблемы многодетных семей, развивать дошкольное образование, уделяя особое внимание организации ясельных групп в детских садах».

При этом государственная политика в отношении многодетных семей не должна поощрять социального иждивенчества, отметила Пушкина. Она добавила, что важна инициативность самих родителей, и прежде всего — их общественных объединений, которые должны помогать властям разрабатывать варианты решения их проблем.

Член комиссии общественной палаты России по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова считает, что в концепцию следует включить положения о развитии сети кризисных центров для женщин, желающих сделать аборт.

«Если есть серьёзная сеть кризисных центров, можно сократить число абортов. Таких центров очень мало по стране. Сейчас в России не развита поддержка женщин, которые попадают в подобную ситуацию. Если женщина забеременела от мужчины, а тот её бьёт и выгоняет на улицу, то она должна иметь возможность обратиться в кризисный центр, чтобы там родить, восстановиться и встать на ноги», — подчеркнула член Общественной палаты.

Зимова добавила, что психологи, работающие при клиниках и женских консультациях, должны стараться разубедить женщин делать аборт. Но подобная практика сейчас не развита в нашей стране, и врачи готовы прервать беременность практически по первому обращению.

Подпишитесь на нас

Концепция демографической политики РФ

на период до 2025 года.

о концепции демографической

политики России до 2025 года

Правительство подготовило план по выходу из демографического кризиса.

Сегодня на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике будет рассмотрен проект Концепции демографической политики до 2025 года.
Если Концепция будет одобрена, то уже в ближайшие месяцы ее подпишет президент, после чего правительство приступит непосредственно к ее выполнению.
Вчера первый вице-премьер Дмитрий Медведев рассказал об основных положениях разработанного правительством проекта Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Первый вице-премьер напомнил, что проект был подготовлен по поручению президента. "В случае если Концепция получит одобрение, то это будет самый длительный по времени своего действия государственный документ", - сказал Медведев.
Первый вице-премьер признал, что отсутствие эффективной политики в сфере демографии может в итоге поставить "под сомнение" возможность дальнейшего существования нашего государства.
Все последние 15 лет население нашей страны ежегодно сокращалось в среднем на 800-900 тысяч человек ежегодно. То есть в среднем каждый час население России сокращается примерно на 100 человек. Эксперты опасаются, что такая огромная страна, как наша, не сможет сохраниться в нынешних границах, если подобный катастрофический демографический тренд окажется долгосрочным. Кстати, по подсчетам китайских демографов, оптимальная численность населения Китая при его нынешней территории не должна превышать 700-800 млн. человек. Таким образом, перед нашим густонаселенным "соседом" уже сейчас остро стоит вопрос о том, где разместить "лишние" 600 млн. человек. В российском правительстве учитывают все потенциальные угрозы, которые таит в себе неблагополучная демографическая ситуация. Как рассказал Дмитрий Медведев, при реализации Концепции будут учитываться особенности каждого региона России. Проект Концепции уже прошел обсуждение в нескольких десятках субъектов Федерации и получил одобрение со стороны большинства региональных руководителей. После принятия упомянутого документа на федеральном уровне своя программа демографической политики будет принята и в каждом российском субъекте Федерации. "Конечно, на территории России есть регионы, где мы особенно заинтересованы в увеличении рождаемости. В качестве примера таких регионов можно привести Дальний Восток и Сибирь", - сообщил первый вице-премьер.
По его словам, в соответствии с упомянутой Концепцией решение демографических проблем в России будет проходить в три этапа. Во-первых, планируется за ближайшие три-четыре года добиться заметного снижения темпов убыли населения. Во-вторых, к 2015 году правительство намерено достигнуть стабилизации численности населения России на уровне не менее 140 млн. человек. Третий этап - начало роста населения. Оптимистичный вариант развития демографической ситуации в России предполагает, что к 2025 году численность населения России не только стабилизируется, но и немного подрастет - до 145 млн. человек (сейчас число российских граждан снизилось до 141,9 млн. человек), а средняя продолжительность жизни россиян возрастет до 70 лет с нынешних 66 лет.
Добиваться этих целей правительство намерено при помощи трех ключевых инструментов: сокращения смертности, стимулирования рождаемости и эффективной миграционной политики.
Кстати, сама по себе Концепция невелика - ее объем не превышает 30 страниц, и в этом документе нельзя найти конкретных мер и шагов, направленных, например, на стимулирование рождаемости. По словам Дмитрия Медведева, Концепция - "идеологический документ", и для того, чтобы она заработала, необходимо будет принять не один десяток законов и постановлений правительства. В документе не указаны и конкретные суммы, которые планируется потратить на его реализацию. В нем указаны стратегические цели. Как рассказал Дмитрий Медведев, к 2015 году затраты на здравоохранение должны вырасти до уровня 6 процентов ВВП (сейчас они составляют 2 процента ВВП), а увеличение социальной поддержки семей должно возрасти с нынешних 0,4 процента ВВП до 2 процентов. "Однако важно учитывать, что финансирование демографической политики будет происходить не только на федеральном уровне, но и на региональном, и муниципальном", - сказал Медведев.
В числе самых первоочередных задач, которые необходимо будет предпринять для успешной реализации Концепции, Дмитрий Медведев назвал усиление пропаганды здорового образа жизни и организацию эффективного медицинского обслуживания населения и проведения диагностики. Выполнение этих задач предполагает, например, массовое строительство спортивных комплексов и новых медицинских центров для лечения сердечно-сосудистых заболеваний по всей стране, переоснащение действующих районных больниц, увеличение государственного финансирования высокотехнологической медицинской помощи.
Медведев также добавил, что увеличение финансирования социальной отрасли уже сейчас привело к улучшению демографических показателей: в прошлом году у нас в стране начала расти рождаемость и произошло сокращение смертности от алкогольных отравлений.
Первый вице-премьер рассказал, что в случае если на сегодняшнем заседании Концепция будет одобрена, то еще до осени ее подпишет президент, а затем правительство займется ее выполнением.

Концепция демографической политики представляет собой сборник уже действующих социальных программ: ставка делается на "материнский капитал", пособия семьям на содержание детей (в том числе и услуги детсада), увеличение расходов на здравоохранение, пропаганду спорта и здорового образа жизни и борьбу с алкоголизмом и табакокурением. Больше других новая демографическая политика должна повлиять на формирование программ нацпроекта "Здоровье". Так, Дмитрий Медведев сообщил о новой программе по развитию неотложной помощи - строительстве медцентров на дорогах, куда смогут обратиться пострадавшие в ДТП. Дополнительные средства должны получить и действующие стационары, близкие к транспортным магистралям. Кроме того, правительство намерено совершенствовать лечение острых сердечно-сосудистых заболеваний. Молодым семьям первый вице-премьер пообещал льготную систему ипотечных кредитов , компенсацию которой должны взять на себя государство или работодатели. А старикам - создание геронтологических социальных служб. Впрочем, конкретные сроки запуска программ и размеры инвестиций в правительстве пока не называют. В концепции значится и пункт о притоке мигрантов. Впрочем, в отношении иностранцев авторы выступают крайне осторожно. До 2025 года Россия ежегодно должна принимать от 160 тысяч до 300 тысяч иностранцев. Однако, по мнению экспертов, именно интенсивная миграция - главный источник решения демографических проблем в России. "Демография - проблема для России основная. Можно улучшать экономические показатели, но, если в регионах некому проживать, другие устремления не имеют смысла", - считает губернатор Костромской области Виктор Шершунов. "Миграция наиболее управляема, - объясняет старший научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. - Заставить людей не умирать или рожать даже при определенных стимулах невозможно. Решить проблему можно лишь при приросте до 700 тысяч мигрантов в год".
Эксперты говорят и о препятствиях на пути миграционного притока в Россию. "По сравнению с 1990-ми, когда миграция шла интенсивно, возможности России по приему граждан СНГ радикально снизились. Закавказье исчерпано, Украина и Прибалтика ориентированы на Европу. Остается Азия, за которую с Россией конкурируют казахи", - рассказывает Никита Мкртчян. Переезд мигрантов в Россию тормозит и нерешенная жилищная проблема, но главными остаются политические риски. Представители демократических партий прогнозируют, что националистическая риторика будет широко использоваться на грядущих думских выборах. "Решать демографическую проблему при помощи миграции надо осторожно и цивилизованно, учитывая, что мы хотим сохранить идентичность", - считает замглавы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин.

UDK 314.01
BBK 60.74 (2)

The author considers the problems concerning the provision of demographic safety of the country, its role in formation of national security of Russia, proposes a number of indices of demographic safety and their limit values, substantiates the necessity of their use to assess the demographic safety level of the state.

Keywords: State strategy of economic safety , demographic safety , demographic dangers , national security , economic security .

В современном мире в условиях увеличения количества всевозможных угроз безопасности России, как государству взаимовлияние демографических изменений и социально-экономической стабильности в стране проявляется очень существенно. Когда речь идет о жизнеспособности и перспективах развития государства наиболее часто имеется ввиду такое понятие, как «экономическая безопасность страны». Существует множество трактовок данного понятия. В частности, по мнению академика РАН Л.И.Абалкина, «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично и эффективно, решать социальные задачи и, в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» .

Реализация приоритетов модернизационного развития России, ее регионов возможна в условиях обеспечения, прежде всего, экономической и демографической безопасности страны, с учетом постоянно растущей доли теневой экономики, а также глобализационных процессов. Некоторые специалисты акцентируют внимание на характеристике не только экономики, но и институтов власти, считая, что экономическая безопасность - это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» .

При этом характерно то, что решение социальных задач, социальная направленность политики являются важными компонентами экономической безопасности, в чем сходятся мнения специалистов. Отсюда напрашивается вывод, что обеспечение экономической безопасности предполагает не только стабильную деятельность институтов, но и то, ради чего они созданы и функционируют - достойное стабильное существование всех слоев населения, что сказывается и на демографических процессах - рождаемости, смертности, миграции. Поскольку экономическая безопасность государства и его демографическая устойчивость взаимозависимы и взаимообусловлены, то и рассматривать данные понятия целесообразно во взаимосвязи между собой. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и ее регионов.

Для того чтобы раскрыть взаимообусловленность экономической и демографической безопасности напомним, компонентами какого, более общего понятия они являются. При характеристике безопасности государства применяется категория «национальная безопасность», которая в научной литературе трактуется как «состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов». По мнению Д. Погорелого, В.Фесенко К.Филиппова, национальная безопасность - «категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» .

Национальная безопасность включает экономическую, демографическую, военную, политическую, социальную, информационную безопасность. Структуру национальной безопасности схематично можно представить следующим образом, в виде многогранной фигуры, вся форма и внутреннее пространство которой составляют национальную безопасность, а стороны фигуры выступают ее компонентами, причем опорными гранями, по мнению автора, являются демографическая, военная и экономическая:

Рис. 1 - Структура национальной безопасности государства

Социальная, внутриполитическая и информационная безопасность формируют внутреннюю устойчивость государства, скрепляют его подобно кристаллической решетке, обеспечивающей устойчивость элементарных частиц материи. Обратим внимание все же на демографическую безопасность и ее роль в обеспечении национальной безопасности, являющуюся предметом изучения данной статьи.

Демографическая безопасность - один из видов безопасности страны и ее регионов. Наряду с ней присутствует экономическая, военная, социальная безопасность и др. Демографическая безопасность, взаимодействуя с другими областями социально-экономической реальности, не может рассматриваться только как сфера вспомогательных интересов государства, представляющих только утилитарное значение для решения геополитических задач.

По мнению Л.Рыбаковского, «демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность — это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса» .

Необходимо учитывать, что цели демографической безопасности, будучи приоритетными для общества, все же сосуществуют с другими такими же значимыми целями и социальной, и экономической, и политической безопасности, выполняя собой, тем не менее, системообразующую функцию, вокруг которой должны выстраиваться приоритеты обеспечения национальной безопасности. Кроме того, демографическая безопасность имеет самостоятельное значение, т.к. связана с одной из самых фундаментальных, интимных сторон жизнедеятельности людей - продолжением рода, а, следовательно, - и жизни. Только в случае обеспечения здоровья, долгожительства, репродуктивной активности населения, можно рассчитывать на успешное решение стоящих перед ним общественно-исторических задач .

На демографическую безопасность государства влияют следующие факторы: исторические особенности; географическое и экономическое положение; ресурсная база; внутренние и внешние связи; образование, здравоохранение; состояние и процессы, происходящие в других государствах. Уровень демографической безопасности отражает состояние устойчивости общества и государства к различным неблагоприятным факторам, препятствующим его развитию. Если оценивать сокращение численности населения страны в рамках такой логики, то оно опасно потому, что указывает на наличие серьезного дефекта в организационно-государственном механизме обеспечения жизнедеятельности популяции, вследствие которого возникает угроза статусу страны.

Воспроизводственный процесс, от которого зависит динамика численности и половозрастной структуры населения, по мере развития экономики, общества должен становиться более эффективным при создании государством условий посредством совершенствования социальных институтов и отраслей социальной сферы (здравоохранение, социальная защита, образование), обеспечивающих возобновление последующих поколений. В социуме высвобождаются ресурсы сил, времени, энергии, которые в традиционном обществе затрачивались на необходимое для выживания демографическое воспроизводство. С развитием технологий, здравоохранения, повышением уровня жизни появляется возможность использовать ресурсы для инновационного рывка в экономике, необходимого, в свою очередь, для повышения экономической безопасности. В этом и прослеживается фундаментальная взаимосвязь демографической и экономической безопасности.

Таким образом, по мнению автора, демографическая безопасность - это категория, характеризующая демографическую систему и присущие ей режим воспроизводства, половозрастную, этническую структуру населения, а также - состояние социальных институтов, обеспечивающих социально-культурный аспект демографического воспроизводства, что в комплексе оказывает влияние на национальную безопасность государства.

Параметры изменения демографической безопасности страны и регионов обусловлены, в первую очередь, динамикой общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста и миграции.

«Наиболее актуальными для любого региона являются такие демографические угрозы, как:

1) депопуляция;

2) старение населения;

3) нерегулируемые миграционные процессы;

4) деградация института семьи.

В свою очередь, демографические угрозы определяются следующими показателями:

  1. Нетто-коэффициент воспроизводства населения.
  2. Коэффициент витальности.
  3. Суммарный коэффициент рождаемости.
  4. Коэффициент смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста.
  5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
  6. Сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования.
  7. Численность нелегальных мигрантов.
  8. Коэффициент брачности и разводимости» .

Поскольку индекс жизненности характеризует режим воспроизводства населения, который отражает демографическую убыль, стагнацию или рост, его значение равное единице в случае совпадения количества родившихся и умерших за период времени является пороговым, ниже которого начинается депопуляция - естественная убыль населения.

2) Суммарный коэффициент рождаемости.

Данный показатель отражает число детей, которое в среднем родит женщина, за весь репродуктивный период при существующей интенсивности повозрастной рождаемости. Он является достаточно информативным для оценки демографической динамики и его значение для простого замещения поколений при существующей ожидаемой продолжительности жизни и половозрастной структуре населения должно быть равно 2,14. Это и есть пороговое значение, ниже которого проявляется суженный режим воспроизводства, когда каждое последующее поколение по численности меньше, чем предыдущее.

3) Коэффициент эффективности миграции.

В условиях устойчивого снижения рождаемости все большее значение приобретает миграционный фактор. Прибывающие мигранты восполняют естественную убыль и обеспечивают общий прирост населения. Поэтому преобладание иммигрантов над эмигрантами - важный компонент демографической безопасности. Степень этого преобладания можно определить показателем эффективности миграции, рассчитываемым как отношение миграционного сальдо к миграционному обороту, выраженным в процентах. Думается, что эффективность миграции менее 70% не может заметно улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию.

4) Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте.

Вместе с тем, неправильно относиться к миграционному притоку только положительно, поскольку существует такое негативное явление, как нелегальная миграция, которая является отрицательным фактором, влияющим как на демографическую, так и на национальную безопасность в целом по целому ряду причин (коррупция, теневой рынок, преступность, экономические потери для бюджета государства, социальная напряженность). Поэтому целесообразно для характеристики демографической безопасности определять долю нелегальных мигрантов среди всех иностранных мигрантов, въезжающих в Россию. По мнению автора, когда нелегальные мигранты начинают превышать по количеству тех приезжих, кто официально и правомерно живет и трудится в стране, это становится угрозой национальной безопасности. Отсюда пороговым значением следует считать 50% нелегальных мигрантов от всех иммигрантов.

5) Доля монородительских семей.

В настоящее время в развитых странах институт семьи переживает серьезный кризис, который начался еще в середине ХХ века, характеризующийся низкой устойчивостью браков, семей, высокими показателями разводов, увеличивающейся долей неполных, неблагополучных семей, начало ХХI века ознаменовалось чередой легализации в ряде европейских стран однополых браков, которые не в состоянии полноценно обеспечить воспроизводство новых поколений. Вероятность рождения последующих детей в монородительских, неполных семьях по статистике очень низкая, что не позволит в популяции обеспечить даже простое воспроизводство. В случае, если доля этих семей превысит треть от общего количества - это станет критическим для демографического развития.

6) Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

Одним из определяющих параметров социально-демографического развития страны является средняя продолжительность жизни населения, поскольку она во многом зависит от уровня и качества жизни, что является индикатором экономической и социальной безопасности. Вместе с тем, высокая продолжительность жизни населения способствует повышению трудового долголетия и уровню экономической активности населения, а, следовательно, и величины валового внутреннего продукта. Но здесь следует уточнить, что по меркам Международной организации труда возрастные экономически активное население находятся в возрасте от 14 до 72 лет. Поэтому в определении порога средней ожидаемой продолжительности жизни населения целесообразно использовать верхнюю возрастную границу экономической активности, поскольку у большинства населения в старших возрастах стремительно снижается эта активность и, соответственно, участие в формировании экономической безопасности.

7) Доля населения старше 65 лет.

Во всех развитых странах мира происходит старение населения, что обусловлено закономерностями демографического развития, вступления индустриальных и постиндустриальных обществ в третью фазу демографического перехода. Шкала старения населения, разработанная Ж.Боже-Гарнье и Россетом в середине ХХ века, учитывающая долю населения старше 60 лет, теряет свою актуальность, поскольку по данной шкале наблюдается очень высокий уровень старости населения (доля населения старше 60 лет - 18% и больше) в большинстве развитых стран. В частности, в России уже в 2002 году людей старше 60 лет было 22,7%, в 2010 году- 21,6%. Организация Объединенных Наций использует критерием старости возраст 65 лет, и считается, что население считается старым, если доля людей старше 65 лет 7% и более. Население России также давно перешагнуло этот рубеж и в качестве порогового значения следует увеличивать долю пожилых минимум в два раза.

8) Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Важным параметром демографической ситуации является численность безнадзорных, беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, этот показатель сложно поддается подсчету, но те показатели, которые официально опубликованы, по мнению автора, не отражают полностью достоверную картину. Пока это десятые доли процента от числа всех детей. Все же критическим данный показатель станет, если достигнет порогового значения, составив существенную часть общей численности всех детей в стране - 15-20%.

9) Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке. Несколько менее катастрофичным, но все-таки отражающим состояние института семьи является то, сколько детей рождается вне официального брака. Данная тенденция характерна для многих развитых стран, но в целом пока детей, родившихся у женщин, состоящих в официальных браках существенно больше - в 1,5 - 2 раза. Если наступит момент, что рожденных вне брака детей станет больше и это будет уже нарастающая закономерность, тогда можно говорить о необратимом кризисе института семьи, что скажется на социальной устойчивости государства и является серьезной угрозой демографической и национальной безопасности. В данном случае пороговое значение данного показателя - 50%.

Таблица 1 - Динамика показателей демографической безопасности Российской Федерации

№п/п Показатели Пороговые значения 2002 2009 2010 2011
1 Индекс витальности (жизненности) 1,0 0,59 0,87 0,88 0,93
2 Суммарный коэффициент рождаемости, чел. 2,14 1,51 1,542 1,567 1,582
3 Коэффициент эффективности миграции, % 70 26,8 79,0 70,2 81,3
4

Доля нелегальных мигрантов в миграционном приросте

50 н/д н/д н/д н/д
5 Доля монородительских семей, % 30 17 18,2
6 Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет 72,0 64,95 68,78 68,94 69,83
7

Доля населения старше 65 лет,%

7-14 13,3 10,2 12,7 12,8
8

Доля детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, %

15-20 0,38 0,41
9

Доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в официальном браке, %

50 29,45 26,07 24,87 24,58
10

Соотношение абортов на 100 родов

100 139 74 67 63

10) Соотношение абортов и родов

Заключительным показателем демографической безопасности является частота абортов в популяции или точнее соотношение абортов и родов. В конце 90-х годов ХХ века и начале 2000-х данный показатель в Российской Федерации был катастрофическим- когда на 100 родов приходилось более 200 абортов, что отражало, наряду с высоким уровнем смертности среди младенцев, людей в средних возрастах, происходящую депопуляцию и существующую, казалось, необратимую угрозу демографической и национальной безопасности. По мнению автора, пороговым значением является равное количество родов и абортов.

Как видно из таблицы 1, приведенные показатели демографической безопасности отражают довольно неоднозначную динамику демографической безопасности за последнее десятилетие. Начнем с индекса витальности. С одной стороны происходит существенное увеличение данного показателя с 2002 по 2011 год, с другой - его значение до сих пор находится ниже порога простого воспроизводства населения, т.е. говорить о принципиальном улучшении естественного воспроизводства нельзя. О чем также свидетельствуют значения суммарного коэффициента рождаемости, который также последние годы неуклонно повышается, но все же находится на очень критическом уровне, который характерен для суженного воспроизводства населения, т.е. отражает продолжающуюся естественную убыль населения.

Далее, что касается эффективности миграции, то этот показатель за 10 лет вырос более чем в 3 раза. Вместе с тем, следует учитывать структуру въезжающих и остающихся жить и работать в стране мигрантов, среди которых специалисты с высшим образованием составляют пятую часть, а по этническому происхождению преобладают мигранты из Средней Азии с отличающейся культурой, менталитетом, языком от российского населения. Серьезная государственная проблема - нелегальная миграция, которую достаточно сложно отследить, зафиксировать, официальная статистика не имеет четких данных, не разработана методика подсчета нелегальных мигрантов, которые по истечении трехмесячного срока выезжают за пределы России и тут же въезжают снова как туристы. По различным неофициальным источникам количество нелегальных мигрантов колеблется от 5 до 15 млн. человек.

Следующий показатель демографической безопасности - доля монородительских семей, можно отследить лишь по результатам проведенных Всероссийских переписей населения в 2002 и 2010гг. Здесь наблюдается неблагоприятная динамика - доля таких семей за данный период увеличилась. Показатель средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни за десятилетие увеличился почти на 5 лет, но все же остается ниже даже верхней границы экономической активности населения, которую автор предлагает принять за пороговое значение демографической безопасности. Данное обстоятельство сказывается на увеличении доли населения старше 65 лет, которая при низкой рождаемости в ближайшей перспективе будет расти и дальше, хотя и пока этот показатель ниже, чем был в 2002 году. Негативной выглядит тенденция увеличения доли детей, оставшихся без попечения родителей, пусть незначительный, но все-таки рост с 2002 по 2009 год. Имеется определенная взаимосвязь данного явления с трансформацией института семьи, характеризуемой достаточно частым рождением детей у женщин, не состоящих в официальном браке. Динамика данного показателя выглядит благоприятной - с 2002года, когда таких детей родилось почти 30%, он снизился к 2011 году, составив 24,5%.

Последний показатель - соотношение абортов и родов также свидетельствует об улучшении планирования деторождения и репродуктивного здоровья женщин, поскольку за 10 лет снизился более чем в 2 раза, существенно отдалившись от порогового значения.

Основные угрозы демографической безопасности - низкая рождаемость, неустойчивость института семьи, неконтролируемая миграция, старение населения маркирует представленная система перечисленных показателей. Угрозы экономической безопасности отражены в нормативно-правовых актах, регламентирующих стратегию развития страны. В частности, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, названы:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
  • рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
  • задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
  • снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются:

  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
  • нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

  • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
  • сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
  • ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли .

Таким образом, проведенный анализ динамики демографической безопасности России в последнее десятилетие показал, что ситуация заметно изменилась в лучшую сторону в результате снижения смертности, числа абортов, повышения рождаемости, продолжительности жизни, укрепления семейной структуры населения благодаря комплексным мерам государства в социально-демографической сфере. Вместе с тем, приходится констатировать, что режим воспроизводства остается суженным, смертность, хотя и незначительно превышает рождаемость. Это свидетельствует о том уровне демографической безопасности, который недостаточен для устойчивого развития государства. Современные вызовы и угрозы экономической, демографической безопасности государства требуют всеобъемлющей и комплексной работы органов государственного управления по созданию необходимых условий для полноценной жизнедеятельности населения, экономических субъектов, отраслей социальной сферы. При этом основными приоритетами являются построение правового государства, включая действенную судебно-правоохранительную систему, искоренение системной коррупции, препятствующей эффективному государственному регулированию демографических, миграционных процессов; минимизация имущественной дифференциации населения с обеспечением равных возможностей доступа к ресурсам, повышая тем самым экономическую и предпринимательскую активность людей; переход к инновационной экономике, используя систему стимулирования развития компаний с высокотехнологичными и конкурентоспособными товарами и услугами; снижение неравномерности социально-экономического развития регионов. Кроме того, реализация данных программ позволит потенцировать проводимую демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, снижение смертности мужчин в трудоспособных возрастах, эффективности и организованности миграционных процессов.

Литература

  1. Экономическая безопасность России // Социально-политический журнал. 1997. №5.
  2. Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки/ Под ред. В.К.Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.
  3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный дом, 2003 г.
  4. Погорелый Д. Е., Фесенко В. Ю.,Филиппов К. В.Политологический словарь - справочник. Ростов н/Д: «Наука-Спектр», 2008.
  5. Миграция и национальная безопасность: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС-Пресс, 2003. Вып.11.
  6. Акьюлов Р.И. Демографическая безопасность региона как объект государственной политики / Экономика региона. 2008. №3.
  7. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Bibliography

  1. Economic safety of Russia // Sotsialno-politicheskiy zhurnal. 1997. №5.
  2. Economicsafety: Production, finances, banks / Edited by V.K. Senchagov. M.: Finstatinform, 1998.
  3. Sociology: Encyclopedia / Comp. by A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evelkin, G.N. Sokolova, O.V. Tereshchenko. Minsk: Knizhniy dom, 2003.
  4. Pogoreliy D.E., Fesenko V.Yu., Filippov K.V. Politological dictionary - reference. Rostov-on-Don: “Nauka-Spektr”, 2008.
  5. Migration and national security: Scientific series: International migration of population: Russia and modern world / Editor-in-chief V.A. Iontsev. М.: МАКS-Press, 2003. Issue 11.
  6. Akyulov R.I. Demographic safety of the region as an object of state policy // Ekonomika regiona. 2008. №3.
  7. On the State strategy of the RF economic safety (Magor provisions): The RF President’s Decree dated 29.04.1996 № 608 . Access from the reference-legal system “СonsultantPlus”.