Человеческий фактор в причинах реализации опасностей. Тема работы: Влияние человеческого фактора. Макроструктура факторов риска

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Способы уменьшения влияния человеческих факторов

2.1 Мотивационный

2.2 Ориентировочный

2.3 Исполнительный

Психофизиологические признаки

Заключение

Введение

производственный травма мотивационный ориентировочный

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергозатрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека, которому приходится решать задачи оценки и прогнозирования эффективности работы оборудования и других людей, надежного взаимодействия с различными элементами социотехнической системы -- производственного механизма.

Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности: нарушал нормальное течение трудового процесса - не использовал предусмотренные средства защиты и т.п. Согласно статистике, более половины аварий в социотехнических системах (в авиации до 90% происшествий) связаны с человеческим фактором -- из-за возрастания концентрации управляемой мощности в руках одного человека. Самое общее рассмотрение закономерностей развития и жизни человека позволяет заметать, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека.

С развитием орудий труда увеличился диапазон воздействия человека на окружающий мир, как по разнообразию, так и по интенсивности. При этом расширился и круг ответных реакций внешнего мира. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то возможности современного человека существенно отстают от уровня возросшей опасности. Правда, развитие производства позволяет при разработке техники делать ее менее опасной, создавать соответствующие средства защиты от опасности, выбирать способы действия с учетом опасности и т. д., однако с развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Второй общей причиной, делающей условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Расплата за ошибку первобытного человека была не столь велика, ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже.

Третья общая причина, способствующая росту травматизма, - адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, человек зачастую забывает, что техника, обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации этой опасности.

Постоянное взаимодействие с машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к тому, что человек перестает бояться того, что на деле является очень опасным, и адаптируется к опасности. Нередко из-за текущих мелких выгод он преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил.

Помимо общих причин, обнаруживается много чисто индивидуальных факторов, главным образом психологического порядка, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев, так называемый «человеческий фактор», или личностный подход. Личностный аспект изучения профессионально значимых свойств человека заключается в том, чтобы рассматривать их как форму деятельности, возникающей при определенных мотивах, нравственных ценностях и потребностях и направленной на решение важных для человека задач.

1. Причины возникновения опасных ситуаций

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению опасности в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

Уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

Уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношении, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

Уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходимое для этого количество действия - "наименьшее возможное". По этому же принципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Это стремление есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недостатки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу "наименьшего действия".

2. Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий возникают в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора "недооценка опасности" - безнаказанность физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные действия, риск для таких - благородное дело.

5. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности - "план любой ценой". Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение "белой вороны".

7. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти "качества" могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

10. Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Более сильная форма - эмоциональный шок. Человеком движут чувства, а не разум.

11. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди испытывают удовольствие, "поставив все на карту".

12. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы "вдруг" ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

2. Способы уменьшения влияния человеческого фактора

Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назначить группу профилактических мероприятий в каждой из них.

2.1 Мотивационный - пропаганда и воспитание

Необходимо помнить, что важное значение в формировании модели поведения имеет социальная и физическая безнаказанность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнаказанность обусловливается тем, что неправильное действие в определенных случаях не сопровождается травмой. Социальная безнаказанность обусловливается тем, что коллеги и начальство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полученная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструкции по технике безопасности труда. Такая безнаказанность формирует адаптацию к опасности и ложное представление работающих о личной неуязвимости. Поэтому так важно вести пропаганду безопасных методов выполнения работы, не забывая при этом, в необходимых случаях, пресловутый метод «кнута и пряника».

Взрослому человеку со сложившимися устоями и сформировавшимся характером сложно менять свои привычки, он трудно поддается перевоспитанию и не всегда желает учиться на чужих ошибках, поэтому самой действенной пропагандой, на мой взгляд, может быть только личный либо коллективный пример работника, участка, цеха, даже другого предприятия, где безопасность работ - один из главных приоритетов коллектива, проведение сравнения моральной и социально-психологической обстановки в этом более благополучном коллективе с имеющимся и другие подобные меры. Важнейшим условием пропаганды и воспитания безопасных методов и приемов работ является заинтересованность администрации предприятия в этих мерах, которая может использовать административные и экономические рычаги для решения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что пропаганду безопасных приемов проведения работ лучше начинать с самого раннего возраста ребенка, так как это является частью безопасной жизнедеятельности. Необходимо объяснять ребенку, что человек, его здоровье - вот главная забота государства, отмеченная в Конституции РФ. В процессе общего воспитания в ребенке необходимо развить 10 наиболее важных деловых черт характера, своего рода эталон, к которому нужно стремиться. Они разделены на две группы:

Группа коммуникативных особенностей: вера в себя, вежливость, жизнерадостность, позитивное отношение к критике в свой адрес, тактичность.

Группа рабочих особенностей: старательность, инициативность, способность запоминать необходимое, умение учитывать обстановку, правдивость.

2.2 Ориентировочный - обучение, отработка навыков

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются и эти различия необходимо учитывать. Причем большинство свойств в силу масштабности человеческого организма развивается и изменяется в процессе индивидуальной жизни. Направление воспитания и обучения дает положительный эффект, однако степень его может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости и психофизиологических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем оперативной памяти.

Активизация человеческого фактора в целях обеспечения безопасности невозможна без использования адекватных методов обучения. Общепризнано, что качественное обучение работающих является одним из наиболее действенных средств обеспечения безопасности. Обучение должно быть организовано так, чтобы с помощью знаний, полученных в процессе учебы, формировалось бы положительное отношение работающих к охране труда.

Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения». В этом стандарте рассмотрены вопросы обучения безопасности при подготовке новых рабочих и при повышении квалификации, а также инструктажа работающих.

Общее руководство и организация обучения работников возлагается на руководителя предприятия. Контроль за своевременностью и качеством обучения осуществляет служба охраны труда. При подготовке новых рабочих регистрацию прохождения каждым обучающимся учебной темы по охране труда производят в журнале учета учебной работы. Проверка знаний по безопасности труда осуществляется во время сдачи обучающимися экзамена квалификационной комиссии. Обучение работающих вопросам безопасности производится в форме инструктажей, которые подразделяются на следующие виды: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

Известно, что ситуационная неподготовленность работающих -- одна из основных причин травматизма, поэтому для работников, трудовой процесс которых характеризуется динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения в ситуациях, в которых могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, критические обстоятельства или риск при принятии решения, необходимо проводить ситуационные тренировки для психической адаптации к сложным условиям и вырабатывания автоматических реакций управления в критических ситуациях. Способности переключения с одной установки на другую и способности к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией, включает в себя ещё и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Способность к психологической адаптации напрямую связана с личностными факторами и возрастом: чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, прочнее закрепляются приобретенные навыки.

Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии.

2.3 Исполнительный - профотбор, медицинское обследование

Безопасность отдельного человека и коллектива становится функцией психофизиологического соответствия человека требованиям профессии. На бытовом уровне работа специалиста управленческой сферы кажется легкой и общедоступной. Все понимают, что носить пятипудовые мешки по силам далеко не каждому.

К сожалению, не всем известно, что работать с интенсивными потоками информации также могут не все люди, а во многих случаях попытка справиться с такой "легкой" задачей приводит к невротизации личности и к таким заболеваниям, как гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, инфаркты, инсульты и т.п.

Прогнозирование потенциального нарушения здоровья и безопасности человека позволяет избежать ненужных потерь времени и средств на освоение профессии и поддержание ее на необходимом уровне. Этой цели служит профотбор.

Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него задатков, достаточной физической, психической, интеллектуальной и образовательной подготовки.

Теоретической и методологической основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служит материалистическая теория о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности человека. Согласно этой теории, приобретение в процессе обучения и воспитания качеств, необходимых человеку для успешного освоения той или иной профессии, зависит не только от социальной среды, но и от врожденных психофизиологических качеств человека, особенно от свойств нервной системы.

При правильном выборе профессии, требования которой соответствуют психофизиологическим качествам, человек может при прочих равных условиях эффективно овладевать избранной профессией, адаптироваться к длительной работе.

При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого уровня мастерства и постоянно работает на пределе физиологических функций, что приводит к неврозам, повышенной заболеваемости, нежеланию работать, аварийности, травматизму и низкой производительности труда. Между тем, этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией, требования которой наиболее соответствуют психофизиологическим свойствам его организма, легко и быстро повышать свое мастерство.

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности, физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем, органов человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и особенности функции органов чувств.

На практике условно различают следующие основные виды профессионального отбора: медицинский, социально-психологический, образовательный и психофизиологический.

Медицинский отбор заключается в выявлении тех лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет успешно, в установленные сроки овладеть специальностью, для которой проводится отбор, и эффективно работать по данной специальности достаточно длительное время без ущерба для здоровья. Состояние здоровья лимитирует прием кандидатов для большой группы специальностей в армии, при поступлении в учебные заведения, при распределении по рабочим местам, работа на которых связана с воздействием профессионально вредных и опасных условий труда, а также в других случаях.

При медицинском отборе особое значение придается оценке нервно-психического статуса, выявляются лица с нервно-эмоциональной неустойчивостью.

Социально-психологический отбор предназначен для выявления тех социально обусловленных психологических свойств личности, в том числе моральных и нравственных, которые необходимы для успешной работы человека в коллективе, отражают его готовность и стремление выполнить производственные задачи, свои профессиональные обязанности в любых условиях, а также способствуют появлению чувства удовлетворенности своим трудом. Социально-психологическая оценка представляет собой основу личностного подхода к оценке человека.

Для проведения профессионального отбора по социально-психологическим критериям используют документы, характеризующие человека в период, предшествующий отбору, а также проводятся наблюдения, беседы, анкетирование. Кроме того, могут быть использованы личностные опросники, методы социометрического исследования, а также оценки нервно-психической устойчивости.

Психофизиологический отбор предназначен для выявления профессионально важных психофизиологических свойств человека, которые необходимы для успешного овладения профессиональными знаниями, навыками я умениями, определяющими успешность обучения в установленные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Ниже приведены психофизиологические признаки, которые учитываются при отборе операторов.

Психофизиологические признаки

К настоящему времени систему индивидуального психофизиологического мониторинга умственной работоспособности человека, разработанную первоначально для операторов предприятий энергетики и авиакосмической отрасли, используют более 200 зарегистрированных пользователей.

Среди видов профессионального отбора психофизиологический отбор занимает особое место. Это обусловлено тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическим» системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Важным является также то, что психофизиологические свойства (характеристики) человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладает достаточно высокой прогностичностью.

Необходимо отметить, что психофизиологическое обследование не отменяет и не заменяет других методов прогнозирования и оценки профессиональной пригодности. Психофизиологический отбор представляет собой только один из видов профессионального отбора, причем он целесообразен не для всех, а только для определенного круга профессий. В основном это профессии, связанные с обработкой информации и управлением сложным профессиональным оборудованием, то есть такие, которые характеризуются значительной интеллектуальной нагрузкой.

Заключение

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта. Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния.

Ошибки человека можно распределить по трем уровням и на каждом уровне возможно предусмотрение ошибок. Например, на уровне 1 можно предотвратить ошибки человека; на уровне 2 можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильное функционирование системы вследствие ошибок, внесенных по вине человека; на уровне 3 можно исключить повторное возникновение тех или иных ситуаций, приводящих к ошибкам человека.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и безотказности.

Список используемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. /Под ред. О.Н. Русака.- БЖД, 2002.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. /Под ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2003.

3. Охрана труда и окружающей среды. Учебное пособие /Л.А. Константинова, Н.М. Ларионов, В.М. Писеев. - М., 2001.

4. Торопов И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие. - Спб., 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины несчастных случаев и заболеваний, их анализ. Основные виды несчастных случаев и производственных травм. Меры по борьбе с производственным травматизмом. Расследование и учет несчастных случаев. Мероприятия по улучшению безопасности труда.

    реферат , добавлен 25.05.2015

    Значение и сущность лечебно-профилактических мероприятий - закаливания и гигиены. Профилактика детского травматизма. Первая помощь при травмах и ушибах. Способы предупреждения несчастных случаев и появления травм. Правильный уход и лечение травм и ушибов.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Лица, в отношении которых осуществляется расследование и учет несчастных случаев на производстве. Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастными случаями. Общие положения о социальном страховании пострадавших от травм. Виды страхового обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Оценка влияния вредных и опасных производственных факторов на возможность возникновения несчастных случаев или аварий. Непрофессиональные заболевания, возникающие в результате не специфического воздействия на организм человека неблагоприятных условий.

    реферат , добавлен 12.11.2014

    Признаки чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах, подконтрольных газовому надзору. Вид ответственности граждан, должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности. Идентификация и регистрация систем газораспределения.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Штатно-должностная структура пожарной части, функциональные обязанности руководства и персонала. Техника безопасности при несении службы и при тушении пожара. Технические данные и основные параметры автолестницы-52. Причины возникновения торфяных пожаров.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2013

    Учет несчастных случаев на производстве и методы анализа травматизма. Правила расследования несчастных случаев на производстве. Анализ причин несчастных случаев, заболеваний, аварий. Оценка экономического ущерба от производственного травматизма.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Образцы актов для оформления несчастных случаев. Особенности проведения расследования производственной травмы, полученной студентом во время прохождения производственной практики.

    практическая работа , добавлен 25.08.2011

    Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве. Характеристика отдельных видов вредных производственных факторов, требования санитарных правил и норм. Общие правила техники безопасности при эксплуатации торгового оборудования.

    реферат , добавлен 08.04.2011

    Наиболее распространенные виды аварий. Главные причины несчастных случаев и профзаболеваний. Вредные и опасные производственные факторы. Практика учета несчастных случаев на производстве. Расчет коэффициента частоты и тяжести травматизма, смертности.

Человеческий фактор

По проведенным в начале 80-х годов исследованиям несчастных случаев со смертельным исходом, которые произошли за трехлетний период, человеческий фактор присутствовал более чем в 90% случаях. Полученные данные выявили необходимость понимания роли человеческого фактора в происхождении несчастного случая. Лучшее понимание того, как, когда и почему действия человека влияют на возникновение несчастных случаев, увеличит способность делать прогнозы и поможет их предотвращать.

В последнее время наблюдается усиление роли человеческого фактора вне цепи непосредственных событий, результатом которых стал несчастный случай. Современные модели несчастных случаев имеют тенденцию рассматривать и более широкие обстоятельства, и дополнительные факторы данных ситуаций. Например, факторы, связанные с деятельностью человека (опыт работы и руководства) могут рассматриваться как ошибка в непосредственной цепи событий, которые привели к несчастному случаю, а могут - в качестве существовавших ранее факторов, которые оказывают влияние на эту последовательность. Необходимо исследовать две главные составляющий человеческого фактора - факторы влияния и последовательность событий, путем сопоставления их в хронологическом порядке - сначала факторы влияния, а затем последовательность событий. Поняв взаимосвязь между отдельными компонентами, можно принимать какие-либо меры по дальнейшему предотвращению подобных ошибок (1.3).

Рис. 1.3. Модель причин несчастного случая

Понимание природы, времени появления и причин ошибок -есть существенный компонент обеспечения безопасности предприятия и предотвращения несчастных случаев. Ошибки имеют уникальную характеристику, которая отличает их от других факторов - они является нормой поведения человека. Ошибки играют основную роль в обучении новым навыкам, а также в поддержании и усовершенствовании этих навыков. Только путем исследования границ взаимодействия с окружающей средой - и, следовательно, совершения ошибок - люди могут узнать, каковы эти границы. Исследования показали, что ошибки встречаются в двух третях несчастных случаев со смертельным исходом, которые случились на производстве.

Одним из наиболее важным элементом природы ошибки является то, что это не унитарное явление. Традиционные методы анализа несчастного случая часто трактуют ошибку как единичную сущность, которую нельзя разложить на составляющие. Тем не менее, можно выделить несколько способов проявления ошибок. Они отличаются друг от друга в зависимости от способа обработки информации. Например, ошибки могут принимать форму ложных ощущений благодаря слабой стимуляции органов чувств, благодаря ослаблению внимания из-за длительного или слишком сложного воздействия окружающей среды, благодаря различным провалам в памяти, ошибкам мотивации и рассуждений. Все эти типы ошибок различимы в контексте конкретного несчастного случая. Их присутствие означает сбой в какой-либо функции обработки информации, и значит они требуют разных подходов для их преодоления.

Типы ошибок могут зависеть от применения автоматического или неавтоматического режимов работы. Преимущества автоматического режима состоят в том, что он требует незначительных усилий со стороны человека. Он считается более предсказуемым и позволяет одновременно выполнять другие действия. Однако ошибки в этом режиме проявляются в виде рассеянности, неумышленных действий, промахов. Они обычно связываются с изменением природы контроля за выполнением поставленной задачи, а именно могут возникнуть в процессе сознательного контроля или следованию аналогичным моделям автоматического режима.

Ещё одна существенная характеристика ошибок - то, что они не случайны. Количество типов ошибок ограничено. Они принимают похожие формы при всех видах деятельности. Время и место появления ошибки в последовательности событий, которые вызвали несчастный случай, тоже не являются случайными.

Важной характеристикой процесса обработки информации является независимость протекания его от обрабатываемых параметров. Это означает, что в повседневной жизни, например, на кухне, встречаются такие же формы ошибок, что и в отраслях промышленности, которые связаны с наибольшим риском. Однако последствия этих ошибок весьма различны и определяются обстановкой, в которой они произошли, а не природой ошибки.

Модель Расмуссена: типы и причины человеческих ошибок

Типы когнитивных ошибок

Типы ошибок связаны с их происхождением - ошибки того или иного типа возникают на определенной стадии, каждая из которых занимает собственный интервал времени. Таких стадий (их называют когнитивными) - три, они следуют одна за другой от начала мыслительных усилий по идентификации цели действия и вплоть до завершения намеченного действия. Их называют соответственно стадиями планирования, хранения и исполнения.

Планирование включает в себя процессы, связанные, во-первых, с уяснением и формулировкой цели и, во-вторых, с решениями о выборе необходимых средств достижения этой цели.

Поскольку разработанный план начинает выполняться обычно не сразу, за стадией планирования следует стадия хранения плана. Эта стадия может быть очень короткой или весьма протяженной во времени. Исполнение охватывает процессы конкретного воплощения запланированных действий.

Наличие трех рассмотренных стадий предопределяет появление трех главных типов человеческих ошибок: заблуждений (mistakes), упущений (lapses) и промахов (slips). В табл. 1.1 представлено распределение типов ошибок по соответствующим когнитивным стадиям.

Таблица 1.1. Распределение человеческих ошибок по когнитивным стадиям (по Расмуссену)

Уровни формирования ошибок

Согласно теории Расмуссена, можно выделить три уровня, на которых формируются человеческие ошибки: первый из них основан на умении (и навыках), второй - на применении правил (инструкций) и третий - на знании (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Уровни возникновения человеческих ошибок (по Расмуссену)

Описание

Количество накопленных образов и запрограммированных команд, которые представлены соответствующими аналоговыми структурами в пространственно-временном континууме. Ошибки, совершаемые на этом уровне, вызываются спонтанной изменчивостью взаимодействия аналоговых структур, которая проявляется как в меняющейся интенсивности взаимодействия, так и в виде нарушении пространственной или временной координации

Например, намереваясь вбить в стену гвоздь, человек неправильно рассчитал силу и направление удара молотком, в результате чего гвоздь погнулся. Здесь сказалось отсутствие навыка, интенсивность взаимодействия элементов системы «стена-гвоздь-молоток» оказалась чрезмерно высокой

Применения правил

Более или менее знакомые проблемы, решение которых управляется набором накопленных инструкций. К числу наиболее распространенных правил относятся инструкции типа «если (рассматривается характеристика состояния), то (формулируется диагноз)» или «если (рассматривается характеристика состояния), то (определяется действие по устранению дефекта)». Совершаемые на этом уровне ошибки обычно связаны с неправильной идентификацией ситуации, что ведет к применению не того правила, которое нужно на самом деле. Не только: незнание правил, игнорирование правил под видом целесообразности и т. д.

Например, работая на компьютере и желая записать на дискету набранный на жестком диске текст, человек по ошибке выбрал команду «сохранить» вместо «сохранить как...». В результате запланированное задание оказалось невыполненным

Новые для человека ситуации, не имевшие места в прошлом. Необходимые действия в подобных случаях планируются «с ходу» (on-line), при этом протекают осознанные процессы анализа и используется имеющийся запас знаний. Ошибки, совершаемые на этом уровне, связаны, во-первых, с ограниченностью этого запаса и, во-вторых, с неполными или некорректными знаниями

Примером таких ошибок может служить неправильное выключение компьютера начинающим пользователем. Известно, что до отключения компьютера от электросети нужно сначала выполнить несколько предварительных операций. Не зная этого, человек совершает ошибку на уровне, зависящем от знания

Приведенная модель позволяет детализировать поиск и анализ ошибок, совершенных в прошлом, и прогнозировать ошибки, возможные в будущем. Следовательно, могут быть найдены конкретные пути устранения ошибок - путь совершенствования навыков, или дополнения и уточнения инструкций и правил, или пополнения и углубления специальных знаний операторов.

Модель Г. Хайнриха: «теория «домино»

Ошибки людей, являющиеся причинами аварий и несчастных случаев, рассматривались рядом исследователей в свете так называемой теории «домино». Этот термин, введенный еще в 1931 году Г. Хайнрихом, должен был напоминать о том, что практически всегда человеческие ошибки образуют последовательности, в которых первая ошибка неминуемо вызывает вторую, вторая - третью и так далее. Вместе с тем Хайнрих утверждал, что важно исследовать не только ошибочные действия людей, но и совокупность тех условий, в которых эти действия совершаются. Эти условия, по оценкам Хайнриха, ответственны за каждую пятую аварию (он предложил пользоваться «правилом 80:20», по которому 80% причин аварийных ситуаций связаны с опасными действиями персонала, а 20% -с опасными условиями производства). Теория «домино» сыграла положительную роль в изучении причин и моделировании промышленных аварий.

Согласно теории «домино», в развитии нештатной ситуации можно выделить пять стадий.

Первая стадия обусловлена наследственностью человека и той социальной средой, в которой он находится, совершая действия, необходимые для данного производственного процесса.

На второй стадии сказываются личные недостатки человека и характерные для него ошибки (например, плохая память или замедленная реакция).

Третья стадия охватывает непосредственно опасные действия, которые может совершить человек.

Четвертая стадия представляет саму аварию.

Пятая стадия - связанный с аварией ущерб, включая несчастные случаи.

Перечисленные стадии уподобляются ряду костей домино, стоящих друг за другом. Удержав любую из первых четырех костей, можно предотвратить последствия аварии в виде материального ущерба или несчастных случаев (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Теория «домино»

Среди ученых, развивавших теорию «домино», следует отметить Э. Адамса, Ф. Бёрда и Р. Лофтаса.

Концепция «домино» Э. Адамса

В своей работе, опубликованной в 1976 г., Э. Адамс пересмотрел сущность первых трех стадий последовательности Хайнриха. Он показал, что наследственность индивидуума и его личные качества играют отнюдь не главную роль в совершении ошибок. По Адамсу, на всех трех стадиях основное значение имеют ошибки в организации. Эти ошибки по-разному сказываются на каждой из трех первых стадий последовательности: на первой стадии проявляются недостатки в структуре управления (эти ошибки совершаются в высших звеньях (эшелонах) управления, их можно назвать стратегическими), на второй - ошибки в самом управлении, на третьей - так называемые тактические ошибки.

Недостатки в структуре влекут за собой ошибки управления, которые связаны с такими факторами, как выбор целей и задач, организация производственного процесса, планирование и выполнение отдельных операций. Ошибки управления ведут к ошибкам, которые Адамс называет тактическими, они представляют собой уже непосредственно опасные действия или создание условий, способствующих возникновению аварии. Заслуга Адамса состоит в том, что он впервые выявил причинно-следственную связь между стратегическими и тактическими ошибками, то есть между действиями менеджеров высшего звена и действиями исполнителей.

Модель Бёрда и Лофтаса

Модель Бёрда и Лофтаса также базировалась на теории Хайнриха, однако в ней основное внимание уделялось влиянию управления (менеджмента) на процесс формирования причин промышленных аварий. Эта модель включает те же пять стадий, но первые три из них рассматриваются под иным углом зрения. Первая стадия отражает недостатки в управлении, вторая связана с основными причинами аварии, а третья - с непосредственными причинами (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Варианты теории «домино»

Звенья цепи

Хайнриха

Наследственность и социальная среда

Личные недостатки и ошибки

Опасные действия

Ущерб, несчастные случаи

Структура управления

Ошибки управления

Тактические ошибки

Ущерб, несчастные случаи

Недостатки в управлении: несоответствие стандартам

Основные причины: низкая квалификация персонала, дефекты оборудования

Непосредственные причины: опасные действия людей или опасные условия работы

Ущерб, несчастные случаи

К основным причинам относятся низкая квалификация персонала и дефекты в используемом оборудовании, а непосредственные причины охватывают опасные действия людей и опасные условия их работы. Модель Бёрда и Лофтаса в свое время широко использовалась в различных отраслях промышленности, особенно в химической и горнодобывающей.

Теория «домино» применима и для изучения кадровых рисков, потому что и к увольнению и к конфликту ведет цепочка разно вероятностных событий.

Модель социально-психологического «домино»

В основе возникновения рисков, возникающих в системе управления персоналом, лежат базовое противоречие, порождающее нестабильность социально-психологической системы: противоречие между желаемым и действительным.

Как со стороны организации, так и со стороны сотрудника имеются некоторые ожидания относительно выполнения друг другом некоторых обязательств. Эти ожидания имеют разную степень необходимости. Непрерывное внимание авиадиспетчера обязательно, а оформление сотрудниками праздничной стенгазеты всего лишь желательно.

Каждое ожидание может быть осуществлено либо не осуществлено. Собрание акционеров может принять решение о выплате дивидендов либо направить прибыль в развитие, оставив рядовых акционеров с робкой надеждой на большие дивиденды в отдаленном будущем.

Невыполнение обязательного или желательного вызывает различные по степени значимости последствия. За прогул сотрудника могут оштрафовать или уволить, а за использование ненормативной лексики только пожурить на общем собрании. Задержка зарплаты на три дня приведет к незначительному недовольству, а задержка на три месяца - к забастовке и остановке производства.

Несмотря на успех теории «домино», на ее практическом применении не мог не сказываться существенный недостаток - эта теория не могла помочь определить, как и при каких обстоятельствах отдельные элементы могут взаимодействовать друг с другом и вызвать в конце концов аварию. В процессе расследования случившихся аварий и несчастных случаев очень часто стремились найти непосредственных виновников, то есть тех людей, действия которых расценивались как опасные или как ведущие к созданию нештатных ситуаций. Вопросы о том, как и почему были совершены такие действия, попросту игнорировались. Сложившаяся тенденция была преодолена Джеймсом Ризоном, работа которого в значительной степени основывалась на выявлении причин катастрофы в Чернобыле. Книга Ризона, опубликованная в 1990 г., называлась «Человеческие ошибки».

Модель Ризона использует аналогию с физиологической концепцией иммунной системы человека. Согласно этой модели, все организационные системы несут в себе «зародыши собственной кончины» в виде неких аналогов патогенов, нарушающих нормальные функции систем. Такие организационные «патогены» порождают латентные ошибки или, иначе говоря, скрытые сбои в функционировании системы. Латентные ошибки могут накапливаться со временем и взаимодействовать друг с другом. В конечном счете это приводит к появлению качественно новых ошибок - уже не скрытых, а явных сбоев (активных ошибок) в работе системы.

Впоследствии Ризон усовершенствовал свою модель, ее окончательный вид представлен на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Модель организационных «патогенов» Дж. Ризона (1993)

Она предполагает наличие двух путей распространения «патогенов», по одному из них идут системные, а по другому - человеческие «патогены».

Системные патогены

Системный путь включает пять важных компонентов:

  • принятие решений на высоких уровнях;
  • управление действиями непосредственно на рабочих местах (работа "линейных" менеджеров);
  • предпосылки нештатных ситуаций в виде поведения людей, технологий и оборудования;
  • производственная деятельность, требующая синхронизации поступков персонала, работы оборудования и снабжения материалами;
  • система защитных мер для сведения к минимуму реализации потенциально опасных событий.

Ризон полагает, что наиболее важные «патогены» возникают на высоких уровнях руководства, поскольку именно там принимаются решения стратегического характера. Это означает, что здесь учитываются:

  • во-первых, решения, принимавшиеся создателями данной системы,
  • и, во-вторых, стратегические решения, которые принимаются руководителями завода, фирмы или компании.

На этих уровнях определяются цели сложной системы и распределяются ресурсы (деньги, оборудование, рабочая сила, время). Стратегические решения призваны обеспечить максимум продукции и одновременно - наибольшую безопасность системы в целом. Известно, что эти цели, как правило, противоречат друг другу, найти компромисс удается не всегда, что и ведет к появлению ошибок. Затем они распространяются по линиям управления и достигают низших уровней, где недоработки в стратегии вызывают тактические ошибки.

Ошибки на низших уровнях выступают в виде некоего «спускового крючка», который активизирует проявление скрытых ошибок.

Второй компонент связан с действиями так называемых линейных менеджеров, которые проводят в жизнь стратегию принятых на высших уровнях решений, занимаясь этим в подразделениях системы (цеха, отделы, лаборатории и т.д.). Каждый из них отвечает за ограниченный круг функций и соответственно решает собственные задачи. Именно здесь ошибки, заложенные в стратегических решениях, очень часто превращаются в тактические ошибки.

Третий компонент - промежуточный между линейным управлением и производственной деятельностью. Взаимодействие линейных менеджеров с производством характеризуется совокупностью качеств, присущих оборудованию, технологическим процессам и людям. У оборудования это в первую очередь соответствие техническим требованиям и параметры надежности, у технологических процессов - эффективность и безопасность, у людей - квалификация, заинтересованность в работе и отношение к ней, режим работы, соблюдение правил безопасности и т.д. Все это Ризон называет предпосылками

Четвертый компонент обозначает непосредственно производственную деятельность людей и машин, составляющих сложную систему. Важнейшей функцией здесь выступает синхронизация человеческих и машинных действий, которая обеспечивает выдачу готовой продукции в запланированное время.

Наконец, пятый компонент представляет собой систему мер защиты людей и оборудования от тех опасностей и риска, с которыми сопряжен процесс производства. Здесь важно предусмотреть все возможные варианты развития нештатных ситуаций, угрожающих здоровью людей или целостности оборудования.

Человеческие патогены

Путь человеческих «патогенов» параллелен пути системных «патогенов». На нем также встречаются пять компонентов, причем компоненты линии человеческих «патогенов» попарно связаны с компонентами линии системных «патогенов». Связи между парами обнаруживаются в виде причин появления человеческих ошибок из-за наличия системных ошибок. При этом латентные ошибки (скрытые сбои) характерны для первых трех компонентов путей системных и человеческих «патогенов», четвертый компонент (производственная деятельность) сопровождается только активными ошибками (явными сбоями), а пятый компонент (система защитных мер) может давать как скрытые, так и явные сбои.

Еще одна деталь модели Ризона - подразделение человеческих ошибок («патогенов») на типы и признаки. Типы характеризуют организационные недостатки сложной системы (конкретного предприятия), а признаки - недостатки непосредственных исполнителей. Различают тип источников и тип функций. Первый связан со стратегическими решениями на высоких уровнях управления, второй - с действиями «линейных» менеджеров, ошибочность которых обусловлена недоработками в стратегии. Признаки, связанные с психологическими предпосылками опасных действий (мотивация, отношение к работе, внимание), называют признаками условий; признаки, вызываемые производственной деятельностью (здесь особое место принадлежит взаимодействию человека с машиной или компьютером), называют признаками опасных действий.

Классификация опасных действий

Ризон представил классификацию опасных действий людей, которые могут привести к аварии или техногенной чрезвычайной ситуации. В этой классификации используются рассмотренные выше три главных типа человеческих ошибок - промахи, упущения и заблуждения, а также особый тип ошибок, называемых нарушениями (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Классификация причин опасных действий персонала, способных привести к авариям и техногенным чрезвычайным ситуациям (по Дж. Ризону, 1990)

Подводя итоги раздела отметим, что развитие каждой конкретной организации напрямую связано с развитием общества, техлогическим прогрессом, особенностями сотрудников и окружающей среды. На всех уровнях строения человеческой цивилизации для организации уготованы и возможности и опасности. Проведенные исследования позволили систематизировать основные факторы риска, связанные с деятельностью человека и других социальных систем.

Важно обратить внимание на основные моменты, сильные и слабые стороны рассмотренных теорий человеческих ошибок. Основные положения этих концепций представлены на рис. 1.7.

Ответить на вопрос: «Что порождает риски организации?" -можно только при целосном рассмотрении уровней социальной общности.

Макроструктура факторов риска

Макроструктура факторов риска включает в себя экологический, международный, государственный, организационный, групповой и индивидуальный уровени. Так, к типам социальной общности относятся: мировое сообщество, государство, организация, малая группа и конкретный человек. Следовательно, уровни возникновения рисков следующие: международный, государственный, организационный, групповой и индивидуальный. В дальнейшем мы остановимся более конкретно только на групповом и индивидуальном уровнях.

Микроструктура факторов риска

Человек представляет собой сложную биосоциальную систему. Микроструктура факторов риска отражает четыре уровня в строении этой системы: индивидный, личностный, профессиональный и морально-этический (табл. 1.4).

Таблица 1.4 Микроструктура факторов риска

Описание

Факторы риска

Индивидный

Человек, как биологическое существо

Здоровье

Психофизиологические особенности

Личностный

Человек, как субъект социальных отношений

Межличностные конфликты,

Непринятие социальных ролей

Демотивированность

Акцентуации характера

Профессион альный

Человек, как субъект деятельности

Компетенции

Квалификация

Морально-этический

Человек, как носитель ценностей и норм

Верования

Убеждения

Ценности

Интернализация норм

- 332.00 Кб

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Факультет экономики недвижимости

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработал:

студент группы 12-16-2

М.П.Маврина

13. 11. 2012 г.

Проверил:

преподаватель БЖД

Д.О. Копытов

Москва-2012

ВВЕДЕНИЕ

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать аксиому о том, что любая деятельность или бездеятельность является потенциально опасной. В настоящее время человек больше всего страдает от своей деятельности, от им же созданных опасностей.

Основные цели данного реферата состоят в раскрытии понятия «человеческий фактор» и определении его роли в причинах реализации опасностей. В данной работе рассматривается деятельность человека в системе «человек – машина – окружающая среда» и её последствия. Реферат содержит разделы с конкретными примерами чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Вы также получите информацию о политике государства в отношении опасных ситуаций, причинами которых является человеческий фактор, и о современном взгляде на возможное решение данных проблем.

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ

1.1. Человек в системе «человек – среда обитания»

По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду становится все более разрушительным. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой высокотоксичных для живых организмов.

Человек с позиции безопасности жизнедеятельности должен рассматриваться как потенциально опасный фактор, воздействие которого на окружающие объекты может вывести их за пределы устойчивости. Существует две особенности проявления результатов воздействия человека на природную среду:

  1. Результаты производственно-хозяйственной деятельности, загрязнение или разрушение среды обитания могут проявиться не только в настоящем, но и в будущем, при жизни других поколений, когда виновник не сможет быть свидетелем последствий своей деятельности;
  2. Антропогенное воздействие на природу в одном регионе, благодаря действующим законам единства и взаимосвязи природной среды, может повлиять на другие регионы.

1.2. Человек, как источник формирования опасностей

Техническое развитие человечества сопровождается передачей человеку все большего числа управляющих функций, позволяя ему все больше отдаляться от орудий труда и превращаться из исполняющего в управляющий орган системы производства. Такая трансформация роли человека приводит к замене физического труда умственным, снижая необходимость мышечной работы и соответствующих энергетических затрат. Однако при этом значительно возрастает нагрузка на психику человека.

Главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности. Более 60% несчастных случаев объясняются незнанием или нарушением требований безопасности труда, трудовой дисциплины, неудовлетворительной организацией производства, т.е. человеческим фактором.

Общее рассмотрение закономерностей развития и жизни человека позволяет заметить, что обстоятельства, способствующие росту числа несчастных случаев, возникают по вполне объективным причинам.

Первая причина обнаруживается из анализа эволюции человека. С развитием орудий труда увеличился диапазон воздействия человека на окружающий мир. При этом расширился круг ответных реакций внешнего мира. Если первобытный человек по своим индивидуальным физическим возможностям способен был противостоять возникающим в то время в процессе трудовой деятельности опасностям, то возможности современного человека существенно отстают от уровня возросшей опасности. С развитием техники опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей.

Второй причиной, делающей условия труда и жизни человека более жесткими и опасными, является рост цены ошибки. Расплата за ошибку первобытного человека была не столь велика, ошибки же современного человека обходятся ему гораздо дороже.

Третья причина – адаптация человека к опасности. Используя блага, даваемые техникой, человек зачастую забывает, что техника, обычно является еще и источником высокой опасности, а интенсивное использование ее повышает возможность реализации опасностей. Постоянное взаимодействие с машинами и неосведомленность о массовости несчастных случаев ведут к прекращению боязни того, что на деле является очень опасным.

Нередко из-за текущих мелких выгод человек преднамеренно идет на нарушение правил безопасности. Далеко не каждое нарушение влечет за собой несчастный случай. Люди, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какие-то выгоды, повторяют подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил безопасности.

Помимо общих причин, обнаруживается много индивидуальных факторов, способствующих преднамеренным нарушениям правил безопасности труда и росту числа несчастных случаев. Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени, предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

  • долговременные медицинские и психофизиологические характеристики личности, состояние здоровья, тип темперамента, скорость реакции и устойчивость к негативным воздействиям, характер человека и его способности
  • сиюминутные медицинские и психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный момент
  • наличие местных возбудителей
  • уровень образования и развития, культурный уровень личности
  • квалификация специалиста в области выполняемых им работ
  • морально-волевые качества человека
  • комфортные условия работы
  • качество нормативно-технических и организационно- распорядительных документов (четкость изложения, однозначность их понимания).

Необходимо иметь в виду, что к человеческому фактору добавляются также причины, характерные для кризисного состояния государства. Среди них:

  • разрыв хозяйственных связей
  • падение технологической дисциплины
  • снижение квалификации кадров
  • прогрессирующий износ средств производства и техники
  • рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

1.3. Причины возникновения опасных ситуаций

Значительная доля опасностей реализуется под воздействием и при непосредственном участии самого человека, обусловленных его поведением, существующими психофизиологическими особенностями и возможностями человеческого организма. Так, 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море и 90% автокатастроф происходят исключительно по вине обслуживающего персонала в силу разных причин.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням:

  • уровень индивидуума: врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма
  • уровень ближней среды: условия труда, нарушение отношений с коллегами, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.
  • уровень общества: недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и другие качества. Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы. Данными причинами являются:

  • экономия сил – потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу наименьшего действия
  • экономия времени – стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды
  • адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий возникают в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними
  • самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные действия. Риск для людей, желающих самоутвердиться – благородное дело
  • самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда
  • стремление следовать групповым нормам трудового коллектива». Это происходит там, где нарушение норм безопасности не осуждается в коллективе. Девиз такой производственной деятельности – «план любой ценой»
  • ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители
  • переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая
  • привычка работать с нарушениями, перенесение привычек
  • склонность к риску.

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила и инструкции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать. Из этого следует, что в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

  1. нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения)
  2. нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения
  3. нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования) и временным (переутомление, понижение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

1.4. Человек и техносфера

В прошлом основной акцент в техносфере делался на технико-организационные аспекты техногенной безопасности. Однако, начиная с 90-х годов ХХ века, стала все шире внедряться новая концепция – культура безопасности, которая предусматривает основную роль человеческого фактора в системе безопасности. Это произошло вследствие коренного изменения экологической ситуации в техногенной сфере, что потребовало ее осмысления, всестороннего анализа и разработки принципиально новых подходов, критериев и методов обеспечения безопасности. В связи с этим возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческого фактора в технике и открывающих возможность их целостного представления при проектировании машин, оборудования и технически сложных изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку, но и формирования у работников способностей в соответствии с требованиями, которые предъявляет техника.

Описание работы

Основные цели данного реферата состоят в раскрытии понятия «человеческий фактор» и определении его роли в причинах реализации опасностей.
В данной работе рассматривается деятельность человека в системе «человек – машина – окружающая среда» и её последствия. Реферат содержит разделы с конкретными примерами чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Вы также получите информацию о политике государства в отношении опасных ситуаций, причинами которых является человеческий фактор, и о современном взгляде на возможное решение данных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРИЧИНАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК – СРЕДА ОБИТАНИЯ» 4
1.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ 4
1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ 7
1.4. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА 10
ВЫВОДЫ 12
2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ХХ-ХI ВВ. 13
2.1. ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 13
2.1.1. Чернобыльская катастрофа 13
2.1.2. Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции 15
2.2. ЧЕЛОВЕК, КАК ПРИЧИНА ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ 16
ВЫВОДЫ 18
3. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 19
3.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА 19
3.2. СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Согласно статистическим данным, чаще всего виновником несчастных случаев является не техника, и даже не плохая организация труда, а сам работающий человек, который по тем или иным причинам не соблюдал правила техники безопасности, что и привело к возникновению несчастного случая. Зарубежные эксперты в области безопасности руда подчеркивают эту же тенденцию. Так, генеральный директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев Б. Янг утверждает, что 80 % всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В более поздних публикациях в США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85% до 90% всех травм. По мнению польских авторов, ошибки, обусловленные виной человека, колеблются в диапазонеот 60 до 90%. По данным А.М. Котика, который анализировал причин несчастные случаев на одном из машиностроительных заводов, в 76,5% случаев виновниками травматизма были сами пострадавшие, в 6,1% случаев — другие рабочие и лишь в 10,7% случаев несчастье произошло по техническим причинам, а в 6,7% — по причинам организационным .

Анализируя такую ситуацию, автор пишет: «Человека принято считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или халатное бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают, что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи, строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора» .

Факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям, отображены на Рис. 5.4:

Приведенная схема показывает огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к возникновению несчастных случаев на производстве. Это могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень тироксина, вызывающий замедление реакции, или наоборот его повышение, способствующий импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные изменения в организме (сердечно - сосудистые заболевания, диабет, грипп). Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной работы, а может быть спровоцирована стресс, который развился вследствие неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

В этой связи, задача специалиста в области психологии безопасности труда состоит в том, чтобы, во-первых, провести системный анализ наиболее вероятных факторов аварийности, во-вторых, выявить работников из «группы риска», и, в-третьих - провести с ними комплекс профилактических мероприятий, повышающих уровень безопасности производственного процесса до допустимых значений.

В свое время в системе безопасности труда была популярна теория немецкого психолога К. Марбе о том, что отдельные люди рождаются с природной предрасположенностью кнесчастным случаям, где быони ни работали. По его гипотезе природнаяпредрасположен-ность кнесчастным случаям проявляетсяв виде брака в труде, допущения аварий, пожаров и т. п. В своем фундаментальном исследовании, подтвержденном большим статистическим материалом, К. Марбе пришёл к выводу о том, что ранее полученные травмы порождают готовность организма к возникновению последующих, своеобразную установку на несчастный случай.

Экспериментальную проверку Марбе проводил на основе данных о травматизме 3000 человек за десятилетний период (две пятилетки). Он разбил людей на три группы по частоте травм, которые они получили за 5 лет работы. Оказалось, что те люди, которые в первые пять лет получали больше травм. И в последующие годы в 2.5 раза чаще попадали в аварийные ситуации и получали травмы разной степени тяжести.

По мнению этого психолога, люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы «отставать» в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев К. Марбе трактовал как результат природной расположенности, вытекающей в основном из низкой врождённой способности к переключению установок.

Тяжесть несчастного случая не является достоверным свидетельством предрасположенности пострадавшего к травматизму; более достоверным показателям этого качества является неоднократная повторность микротравм. Микротравмы же дают большую текущую статистику, позволяющую вести непрерывный контроль закономерностей трудового травматизма и их изменений . В.И. Барабаш и В.С. Шкрабак приводят следующие факты, собранные по материалам зарубежной печати. «Английскими психологами проанализированы 3 тысячи стра-ховых уведомлений о несчастных случаях. Из них выделено 64 человека, перенесших более 5 травм. Среди них 70% со-ставили люди моложе 29 лет, и они получали от 6 до 29 травм .

Анализ причин аварийности, проведенный специалистами по безопасности труда позволил выявить основные психологические причины, по которым люди нарушают технику безопасности и попадают в аварийные ситуации :

Экономия сил — действия, связанные со стремлением облегчить трудовые условия. Рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют защитные операции. Выбирают более легкие (хотя и более опасные), действия, рабочие позы и движения. Стремление к экономии сил обостряется на более тяжелых видах производственной деятельности.

Экономия времени — проявляется при намерении увеличить производительность труда за счет ускорения темпа работы, сокращения отдельных действий, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения безопасности.

Адаптация к опасности происходит, когда человек по мере работы в опасных условиях привыкает к ним, и в его сознании формируется мнение о безопасности этого вида труда.

Недооценка опасности базируется на появлении в сознании уверенности в отсутствии ответственности за свои ошибки, Многолетнее отсутствий травм и гибели людей формирует мнение о невозможности чрезвычайных ситуаций.

Самоутверждение в глазах коллег - желание нравиться окружающим сопровождается стремлением выделиться из окружающих путем демонстрации решительности и смелости в работе в условиях повышенной опасности.

Ориентация на неверно выбранный идеал . В результате общения с нарушителем режима труда молодой сотрудник на фоне отсутствия опыта и критического подхода к событиям копирует деятельность старшего товарища, мастера или бригадира.

Кроме этих причин аварийности специалисты называют также.....

Дополнительно о роли человеческого фактора в обеспечении безопасности труда можно прочитать

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению опасности в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров-ням, а именно:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);

Уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше-нии, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате-риальные заботы и т.д.);

Уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходи-мое для этого количество действия - "наименьшее возможное". По этому же прин-ципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необходимо. Это стремление есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые для обеспече-ния безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недос-татки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значе-ние в формировании линии поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологиче-ских свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особен-ности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил - потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принци-пу "наименьшего действия".

2. Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий возника-ют в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора "недооценка опасности" - безнаказанность физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные действия, риск для таких - благородное дело.

5. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объясняется врожденной не-уверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это проис-ходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности - "план любой ценой". Выполнение правил безопасности в таких случаях может по-ставить человека в положение "белой вороны".

7. Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быст-ро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти "качества" могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

10. Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Более сильная форма - эмоциональный шок. Человеком движут чувства, а не разум.

11. Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психи-ческой структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди испытывают удовольствие, "поставив все на карту".

12. Надситуативный риск (бескорыстный, спонтанный, немотивированный, не-прагматический, риск ради риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы "вдруг" ставит перед собой цель, появле-ние которой не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действия в целом. Человек нарушает правила, инструк-ции: либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опас-ных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выпол-нять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно по-стоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно отно-сится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стиму-лируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опья-нения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их вы-полнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инст-рукций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физи-ческих возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (не-достаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста га-баритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, пони-жение трудоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опья-нение).