Федеральный закон о персональных данных последняя редакция. Уведомление можно не подавать, если. Использование данных лицами разрешено в случаях

Персональные данные - это сведения о том или ином физическом лице. Эту информацию пользователи вводят на различных интернет-серверах ежедневно. В 2015 году подписан закон о хранении персональных данных. Согласно этому акту информация о гражданах РФ может храниться лишь на территории России. Что это значит? И чем грозит несоблюдение

Предыстория

Еще в далеком 2006 году был принят ФЗ о персональных данных, призванный регулировать специфические отношения физических лиц с так называемыми операторами. Целью его было обеспечить защиту пользователей интернета от нежелаемой обработки и передачи личных данных третьему лицу.

Оператор - это понятие довольно широкое. Им может быть и государственный орган, и юридическое лицо, и физическое. Оператор - это тот, кто в каких-либо целях вносит личные данные о человеке в свою базу. Он, разумеется, не имеет права разглашать данные и использовать их в целях, которые неизвестны тому, кто их предоставил. Такие действия неэтичны, а последние десять лет они являются также и незаконными.

С 1 сентября 2015 года, после того как был подписан закон о хранении персональных данных на территории России, оператор больше не вправе пользоваться в своей работе иностранными серверами. Для того чтобы понять, кого в первую очередь касаются подобные изменения и какое они влияние оказывают, следует разобраться с основными понятиями.

Персональные данные

Существует ошибочное мнение, что это понятие означает информацию, которая содержится в паспорте и других важных документах. В действительности персональными данными являются различные сведения о человеке. Это не обязательно может быть номер или Такими данными являются имя, фамилия, дата рождения, адрес электронной почты. Таким образом, если владелец бизнеса создает корпоративный сайт, содержащий форму для регистрации посетителей, он становится оператором персональных данных. Пользоваться он полученной информацией может лишь для осуществления той деятельности, о которой известно тем, кто ее предоставил. Разглашение персональных данных предполагает административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Конфиденциальность информации

Распространять данные о человеке оператор может лишь с его согласия. Подобные действия неправомерны. Неразглашение персональных данных - важное условие обработки информации. Основные ее принципы содержатся во второй главе закона. Распространять оператор имеет право только те сведения, которые содержатся в общедоступных источниках, например - адресных и телефонных книгах.

Персональные данные можно разделить на общие, биометрические и специальные. Общие содержатся в паспорте, дипломе, военном билете, трудовой книжке. К специальным относится информация о расовой, религиозной, политической принадлежности.

Биометрические данные - это биологические и физиологические особенности человека. К ним же и относятся фото и видеозаписи. Таким образом, передачу подобных файлов третьему лицу можно идентифицировать как разглашение личных данных. Исключением являются групповые фотографии.

Обработка

В встречаются словосочетания, смысл которых может быть не всегда ясен. Одно из них - обработка персональных данных. Под этим термином понимают действия, которые оператор производит над полученной информацией, а именно персональными данными. Он их накапливает, хранит, уточняет, использует, обезличивает, блокирует и уничтожает. На все это оператор имеет право. Преступает закон он лишь тогда, когда происходит разглашение персональных данных, то есть передача личной информации третьему лицу.

С 1 сентября 2015 г. введены существенные ограничения в этой сфере деятельности. Закон о хранении персональных данных не позволяет, например, владельцу интернет-сайта хранить полученные данные на иностранных серверах. Даже если он пользуется ими исключительно в благих целях.

Обезличивание

Это действие производится для того, чтобы скрыть принадлежность персональных данных того или иного человека (в законодательном акте он именуется субъектом). Это своего рода защита персональных данных. Способов обезличивания существует несколько:

  • замена части информации;
  • замена цифровых данных:
  • сокращение сведений;
  • распределение сведений на разных серверах.

Субъект

Человек вправе получить доступ к своим персональным данным. Права субъекта персональных данных предполагают возможность физического лица, чьи данные хранятся в базе, требовать от оператора, чтобы он их уточнил, изменил, при необходимости уничтожил. Каждый человек вправе требовать предоставление сведений в том случае, если они не содержат данных других субъектов.

Другие понятия

Все данные о человеке хранятся в базах. С помощью определенных средств они обрабатываются и используются оператором. Эта технология называется информационной системой персональных данных. Ею сегодня пользуются все, начиная от мелких коммерсантов, заканчивая государственными исполнительными органами. На них же и возложена защита персональных данных. Контроль соблюдения требований, предусмотренных законодательством, осуществляют Роскомнадзор, ФСБ и ФСТЭК.

Трансграничная передача данных - это передача информации физическому или юридическому лицу иностранного государства.

ФЗ о персональных данных обеспечивает неприкосновенность физического лица, его семейной и личной жизни. Новый закон преследует те же цели, однако создает определенные неудобства для многих операторов.

Хранение данных на территории России

В своей деятельности каждый оператор должен теперь использовать только те базы данных, которые хранятся на территории России. Для чего созданы такие ограничения? Закон, о котором говорилось выше, затрагивает прежде всего безопасность персональных данных. Но ничего не говорится о сфере его действия.

Все области деятельности на территории России должны осуществляться с соблюдением Законодательства РФ. Однако во Всемирной сети любые действия имеют трансграничный и виртуальный характер, что осложняет контроль над работой операторов. В то же время то, что интернет-сайт доступен жителям России, вовсе не говорит, что на него должно распространяться российское законодательство. Хранение баз данных на российских серверах облегчает контроль над деятельностью операторов.

Закон о хранении персональных данных предусматривает обработку персональных данных лишь на российских интернет-ресурсах. Но здесь существуют и исключения. Они касаются иностранных серверов, направленных на территорию РФ. На такую направленность может указывать русскоязычность сайта или доменное имя. Однако, поскольку русский язык довольно распространен и за пределами РФ, дополнительно рассматриваются следующие элементы: возможность расчета в российских рублях, заключение договоров на территории РФ. Таким образом, иностранные предприниматели включают в свою бизнес-стратегию российских потребителей. А действие закона о персональных данных при этом направлено и на их деятельность.

Иностранные серверы

Итак, хранение персональных данных закон теперь допускает лишь на российских серверах. Базы данных, находящиеся за пределами РФ, обрабатываться не могут. Госдума приняла закон об этом запрете. Однако документ этот порождает многие проблемы. И прежде всего трудности касаются предпринимательской деятельности.

Специалисты в области электронных коммуникаций полагают, что это может привести к уходу глобальных интернет-ресурсов, а он, в свою очередь, к существенным экономическим потерям. В первую очередь речь идет о сайтах по бронированию авиабилетов.

Неудобства для предпринимателей

Специалисты полагают, что новый закон негативно отразится на деятельности многих российских компаний. Каждый его нарушитель с 1 сентября 2016 года попадает в черный список Роскомнадзора. Этот перечень сегодня состоит из пиратских сайтов и сайтов, пропагандирующих незаконную деятельность либо действия, не соответствующие морально-этическим нормам (насилие, суицид, детское порно, экстремизм). Запрет на эти ресурсы вполне понятен. Но многие предприятия, которые осуществляют абсолютно законную деятельность, возможно, не смогут перенести свои базы на российские ресурсы к указанной дате.

Еще одна цель этого закона - обеспечение безопасности персональных данных от действий американских спецслужб. Этим государственным структурам иностранные ресурсы обязаны предоставлять всю имеющуюся информацию. Однако, обеспечив безопасность персональных данных от проникновения сотрудников зарубежных спецслужб, закон создает немало неудобств и проблем для мелких, средних и крупных российских предприятий.

Сервисы для хранения данных

Большинство компаний сегодня осуществляют продажи, прибегая к интернет-маркетингу. Один из основных инструментов - email-рассылка. Владельцы корпоративных сайтов пользуются онлайн-сервисами для информирования своих клиентов о различных мероприятиях, которые проводятся в их компаниях. Эта схема настолько распространена, что без нее сегодня сложно представить развитие какого бы то ни было бизнеса. Существует все же заблуждение, что владельцы сайтов не являются операторами, поскольку они не хранят персональные данные. Это за них делают специальные онлайн-сервисы. Но ведь обрабатывает и формирует данные о пользователях именно владелец сайта. А потому он является оператором и в ближайшее время обязан перенести всю имеющуюся у него информацию о пользователях интернета на российские ресурсы. Сделать это непросто, и подобные действия, прежде всего, сопряжены с немалыми финансовыми затратами.

Обратная сила закона

Устоявшиеся правовые принципы предполагают, что уже имеющиеся у операторов базы персональных данных, созданные до даты подписания закона, не являются нарушением. Однако использование персональных данных предполагает их обновление и изменение. Закон же гласит, что обрабатывать эту информацию оператор теперь вправе лишь на российском сервере.

Сбор информации

Оператор обязан осуществить локализацию всех данных на российском сервере. И эти действия, согласно формулировке в законе, тесно связаны со сбором персональных данных. Этот термин используется для обозначения целенаправленного получения информации о физических лицах. Ее, как правило, предоставляет сам пользователь интернета. Но нередко случается, что данные попадают случайно. Например, в результате получения различных писем. Сбором информации также не являются данные об одном юридическом лице, полученные другой организацией. Такая информация является контактной, и ее обработка необходима для осуществления совместной деятельности.

Передача данных за пределы РФ

Закон не затрагивает трансграничную передачу данных. Положения, которые были сформулированы еще в 2006 году, не утратили своей силы. А потому операторы, как и прежде, вправе передавать данные, внесенные в базу, созданную на территории РФ, в другие, находящиеся за рубежом. Однако такие действия требуют соблюдения определенных норм. Прежде всего, оператор должен убедиться в том, что страна, на территорию которой будет осуществляться передача данных, обладает адекватной защитой личной информации пользователей интернета.

Влияние нового закона на банковскую сферу

Многие покупки сегодня осуществляются через интернет. Покупатель часто оплачивает товары банковской картой. Сотовые компании и платежные системы находятся, как правило, на иностранных серверах. Российская платежная система пока отсутствует. И без нее соблюдать закон будет непросто.

Однако некоторые крупные компании все же хранят информацию на территории РФ. А обмениваясь данными с иностранными партнерами, они прибегают к обезличиванию.

Дата-центр

В настоящий момент в Московской области строится новый дата-центр, который станет самым крупным в России. В этот проект инвестируют средства крупные компании, поскольку они не могут недооценивать важность хранения персональных данных. Однако эти работы сопряжены с некоторыми трудностями. Построить быстро дата-центр невозможно.

Специалисты полагают, что новый закон необходимо дорабатывать. Иначе он не сможет действовать в полную силу. Главным его недостатком является очередной запрет, от которого особенно может пострадать малый и средний бизнес. А эта область сегодня и без того находится в довольно плачевном состоянии. Так или иначе, у нового закона немало противников, но есть и те, кому он не страшен.

Законодательство РФ содержит нормативные акты, гарантирующие защиту личных данных граждан. Основным источником права соответствующего типа является Федеральный закон № 152-ФЗ. В нем содержатся положения, в достаточной мере детально регламентирующие осуществление оборота персональных данных россиян. Какие из них можно назвать ключевыми? В чем заключается смысл ФЗ № 152?

Сфера действия нормативного акта

Закон "О персональных данных" № 152-ФЗ распространяется на правоотношения, которые связаны с обработкой информации главным образом личного характера. К ней можно отнести Ф.И.О., адрес, телефон, паспортные данные человека. Персональные данные, которые защищает рассматриваемый закон, могут обрабатываться как юридическими, так и физическими лицами. ПД могут быть и биометрическими, то есть представлять собой отпечатки пальцев гражданина или снимок сетчатки его глаз.

В чем смысл регулирования оборота ПД?

Основная идея ФЗ № 152 "О персональных данных" в том, что гражданин, являющийся владельцем ПД, сам может определять то, кому он разрешает пользоваться соответствующими данными и каким образом. То есть, если соответствующего разрешения не получено, другое лицо не вправе каким-либо образом обрабатывать ПД, принадлежащие другому субъекту. Закон устанавливает ряд исключений из этого правила. Далее в статье мы рассмотрим данный аспект и иные особенности применения положений закона № 152-ФЗ подробнее.

Чаще всего оборот ПД осуществляют компании-работодатели, органы власти на различных уровнях, сервисные службы. Поэтому они должны наиболее внимательно изучать закон "О персональных данных" и обеспечивать соответствие своей работы его положениям. Рассмотрим то, на какие нормы, что содержатся в указанном нормативном акте, следует обращать внимание в первую очередь.

Основные нормы ФЗ № 152

Изучая закон "О персональных данных" (152-ФЗ), следует в первую очередь разобраться в терминологии, которая в нем отражена. Так, ключевыми понятиями, которые содержит соответствующий источник права, можно считать:

  • собственно «персональные данные» - определяемые как любая информация, касающаяся физического лица;
  • «оператор персональных данных» - организация или физлицо, осуществляющие обработку ПД;
  • «информационная система» - ресурс, на котором размещаются ПД.

Можно отметить, что в законе приведена в достаточной мере широкая трактовка понятия ПД - нет каких-либо четких критериев их определения. Это, как считают многие юристы, значительно способствует повышению уровня защищенности личной информации граждан, поскольку, в силу положений закона, практически все ее виды могут быть классифицированы как персональные данные.

Операции с ПД

Законодательство о ПД регламентирует операции, которые могут быть, в принципе, осуществлены с соответствующими данными:

  • распространение;
  • предоставление;
  • блокирование;
  • обезличивание;
  • трансграничная передача;
  • уничтожение.

Закон "О персональных данных" требует от операторов ПД осуществления указанных действий при условии соблюдения:

Конфиденциальности ПД (если иное не установлено законом);

Целостности ПД.

То есть персональные данные должны быть защищены, во-первых, от несанкционированного просмотра, а во-вторых - от уничтожения или неправомерной корректировки. Изучим то, каким образом должна осуществляться собственно защита ПД в соответствии с нормами закона № 152-ФЗ.

Защита персональных данных по закону № 152-ФЗ

Выполнение главного обязательства, которое предусмотрено законом, оператор ПД должен осуществлять с помощью:

Решая указанные задачи, оператор ПД, как это предписывает закон "О защите персональных данных", должен:

  • классифицировать информацию, обработку которой он осуществляет, по уровням защищенности;
  • установить требования к качеству носителей персональных данных;
  • определить особые критерии защищенности биометрических данных.

Прежде чем начать обработку ПД, их оператор должен получить соответствующую информацию в распоряжение. Как он может сделать это законным способом?

Как владельцу ПД разрешить их использование?

Основной и во многих случаях единственный способ, с помощью которого владелец ПД может передать в распоряжение оператора свои персональные данные - в письменном виде дать согласие на их обработку. Как правило, оно представляет собой заявление, в котором человек перечисляет ПД, которые готов дать на обработку, указывает способы обработки ПД, которые он одобряет.

Закон "О персональных данных" в некоторых случаях не требует оформления соответствующего согласия - например, если речь идет об оформлении сотрудника на работу. Однако на практике многие компании, нанимающие работников, все же просят их предоставить согласие на обработку ПД. Это во многом связано с тем, что формально не все типы операций с кадровыми документами попадают под исключения, которые содержит закон "О защите персональных данных". Полезно будет рассмотреть их перечень отдельно.

В каких случаях ПД могут быть обработаны без согласия владельца?

Федеральный Закон 152 «О персональных данных» устанавливает, что оператору ПД не нужно запрашивать согласие у их владельца на обработку соответствующей информации, если она осуществляется:

  • в силу положений какого-либо федерального закона;
  • для исполнения договора, заключаемого между оператором ПД и их владельцем;
  • в целях сбора статистических данных или при проведении научного исследования - но при условии, что ПД будут обезличены;
  • в экстренной ситуации, когда это необходимо для оказания помощи владельцу ПД;
  • в целях отправки почты;
  • для осуществления расчетов между провайдерами и их клиентами, являющимися владельцами ПД;
  • в рамках журналистской деятельности;
  • в соответствии с законами, регулирующими деятельность государственных и муниципальных служащих.

Исполнение требований ФЗ № 152 операторами ПД может контролироваться компетентными государственными органами. Изучим данный аспект подробнее.

Контроль над исполнением положений ФЗ № 152

Закон "О персональных данных" (152-ФЗ) устанавливает, что контроль над исполнением его положений должен осуществлять компетентный орган власти. Он функционирует на федеральном уровне, и потому, ему подчинены различные региональные ведомства. Данный орган власти имеет право:

  • получать у физлиц и организаций сведения, необходимые в целях реализации установленных для него полномочий;
  • проверять сведения, включаемые в уведомления об обработке ПД;
  • обращаться к другим государственным структурам за содействием в решении поставленных задач;
  • предписывать оператору ПД корректировать, блокировать или же уничтожать данные, которые признаны недостоверными или получены в обработку незаконным путем;
  • обращаться в судебные органы с исками в пользу защиты владельцев ПД, а также представлять их интересы в процессе слушаний;
  • взаимодействовать с органами, выдающими лицензии для операторов ПД, на предмет аннулирования соответствующих разрешительных документов в тех случаях, если лицо, осуществляющее обработку ПД, нарушает требования закона;
  • взаимодействовать с прокуратурой и силовыми структурами по вопросам защиты персональных данных граждан;
  • предлагать правительству РФ меры по совершенствованию законодательства в области ПД;
  • привлекать в административном порядке к ответственности тех лиц, что нарушают нормы ФЗ № 152.

Резюме

Таким образом, закон "О персональных данных" 152-ФЗ устанавливает детальный перечень правовых норм, защищающих оборот конфиденциальной информации о гражданах. Он определяет сущность ПД, статус их владельцев и операторов. Главная задача, которую решает федеральный закон "О персональных данных" - защита личной информации граждан от использования в интересах третьих лиц.

Положения соответствующего ФЗ предполагают, что человек сам должен давать согласие на обработку своих ПД, а оператор соответствующих данных получает право запрашивать ПД только в определенных законом случаях. Кроме того, рассматриваемый закон требует от лиц, использующих персональные данные граждан, обеспечения должного уровня их защиты.

Касательно первого критерия есть исключения - их тоже содержит закон. ФЗ «О персональных данных» - в достаточной мере прогрессивный нормативно-правовой акт, позволяющий вывести правовые механизмы защиты интересов граждан на новый уровень. Санкции за его нарушения могут быть предусмотрены весьма серьезные, поэтому операторам ПД: работодателям, сервисным службам и любым другим фирмам, работающим с личными данными гражданина - следует внимательно изучать положения соответствующего закона.

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

2. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3. Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

5. Порядок получения в форме электронного документа согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

7. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

8. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Сфера защиты персональных данных является очень щекотливой. Даже государства с более развитым в этой сфере законодательством очень осторожны и постоянно его совершенствуют. Для России же шаги по совершенствование федеральных законов о данных физических лиц происходит нечасто.

С 1 июля 2017 вводится обновленная версия 152-ФЗ , заставившая не на шутку переполошиться владельцев виртуальных ресурсов. Поговорка: «Всё, что не делается, всё к лучшему» в данной ситуации совершенно не уместна, ведь пользы от закона мало. Штрафы стали значительно больше, а также увеличилось количество поводов для привлечения к ответственности.

Попробуем в подробностях разобраться, что сулит обладателям сайтов, где пользователи регистрируются и оставляют информацию о себе. Ведь незнание ни от чего не освобождает, и под прицелом Фемиды может оказаться каждый.

Какие негативные последствия влечет за собой 152-ФЗ

  1. Во-первых, нечестным на руку сотрудникам проверяющих служб будет намного проще портить нервы владельцам компаний. Основанием для этого станет размер штрафа, для юридических лиц, достигающий 75 тысяч рублей.
  2. Во-вторых, 152-ФЗ входит в компетенцию Роскомнадзора. Предыдущие редакции должны были контролироваться прокуратурой, но в силу тяжелой загрузки им было не до этого. А самый опасный момент заключается в том, что бизнес до сих пор не видит, какая угроза над ним зависла.

Основные нарушения, за которые будет штрафовать Роскомнадзор

Перечислим шесть основных случаев, которые вытекают из свода законов КоАП, пункт 3.11, вступающего в силу с 1.07.2017. Сразу стоит оговориться, что там также имеется большое количество прочих пунктов, но они касаются только государственных учреждений, поэтому мы про них рассказывать не будем:

НАРУШЕНИЕ 1: Обработка данных в случаях, которые не прописаны в действующем законодательстве, либо использование метода, преследующего скрытые от частного лица или контролирующего органа цели.

ШТРАФ: от 30 до 50 тысяч рублей.

Этот пункт будет угрожать предпринимателям в следующих случаях:

  • Если компания неявно укажет цели сбора персональных данных или попробует их выразить нейтрально , чтобы таким образом избежать ответственности. Также может сильно повлиять неграмотность лица, составляющего текст.
  • Если связь лиц, занимающихся сбором данных, с компанией, обрабатывающей эти данные, противоречит общим условиям обработки личной информации. Эти ошибки возникают чаще всего при составлении анкет на улицах. Теперь при неправильном подходе за это можно получить штраф.
  • В вашем интернет-магазине действует принудительная регистрация с целью сбора клиентской базы? Вы тоже находитесь под ударом с первого июля. Сама цель продажи не совпадает со сбором персональных данных. Например, чтобы что-либо купить на рынке или в магазине, не нужно показывать свой паспорт. Это же справедливо и для онлайн продаж. Вероятнее всего, что этот пункт будет активно проверяться.

НАРУШЕНИЕ 2: Согласно новому закону, обработка персональных данных должна производиться только с согласия того, чьи данные будут обрабатываться.

ШТРАФ: от 15 до 75 тысяч рублей.

Пока что большинству совершенно не ясно, как будет работать этот механизм, но под угрозой оказываются все без исключения. Опрашивать каждого посетителя на сайте, давал ли он согласие, а тем более заставить давать его в чистом виде, никто не сможет. Остаются различные варианты с галочками и ссылками рядом с формами сбора персональных данных на сайте.

В интернете сотни тысяч сайтов, большинство из которых даже не подозревают об угрозе. Обрабатывать такие объёмы правонарушений не сможет ни одна государственная служба, но ведущим лидерам рынка и выборочным «везунчикам» точно достанется.

НАРУШЕНИЕ 3: Недопущение проверяющих органов к политике проверки персональных данных.

ШТРАФ: от 15 до 30 тысяч рублей.