Государственные предприятия и их виды. Государственное предприятие: определение, виды, примеры. Организации в сфере здравоохранения

  • Официальная Россия (http://www.gov.ru/)
    Сервер органов государственной власти РФ. Красивая страничка на которой Вы коротко можете ознакомится со структурой Государственных органов и найти ссылки на них. Краткие тексты законодательных актов РФ.
  • Президент Российской Федерации (http://president.kremlin.ru/)
    На этом сайте Вы можете не только узнать биографию нынешнего президента России, но также узнать, по какому графику он трудится на благо нашей Родины. Задать вопросы президенту (может быть Вам кто-то, что-то и ответит). Тексты речей и выступлений Президента РФ. Сообщения пресс-службы.
  • Правительство (http://www.government.gov.ru/)
    Сервер Российского Правительства. Информация о министерствах и ведомствах (положения, адреса и телефоны, биографии руководителей). Раздел "Пресс-центр".
  • Арбитражный Суд (http://www.arbitr.ru/)
    Новости арбитражных судов, законодательства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Правовые основы работы арбитражных судов. Перечень арбитражных судов субъектов и округов РФ с адресами и телефонами.
  • Верховный Суд (http://www.supcourt.ru/)
    Структура Верховного Суда. Новости. Военные суды. Порядок приема граждан. О назначении дел к разбирательству в судебных коллегиях.
  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ (http://www.duma.ru/)
    Этот сайт интересен для всех, кто интересуется политической жизнью России. Еще раз есть возможность проанализировать результаты прошедших выборов в думу. История Думы, депутатский состав, регламент. Законопроекты намеченные к рассмотрению. Информационно-аналитические обзоры различных направлений деятельности думы Думы.
  • Государственная Техническая Комиссия при Президенте Российской Федерации (http://www.infotecs.ru/gtc)
  • Государственный комитет по молодежной политике (http://www.youth.gov.ru/)
    Руководство комитета, структура и состав, правовое обеспечение. Программы молодежных конкурсов.
  • Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) (http://www.gost.ru/sls/gost.nsf)
    Основные задачи, структура. Выполнив поиск в каталоге, Вы можете получить сведения о действующих в России межгосударственных стандартах (ГОСТ) и государственных стандартах Российской Федерации (ГОСТ РФ).
  • Государственный комитет по статистике (Госкомстат) (http://www.gks.ru/)
    Основные положения, функции и права, структура Госкомстата. История статистики в России. Основные экономические и социальные показатели по России и регионам. Наряду, со свободными, существуют подписные базы данных.
  • Конституционный Суд (http://www.youth.gov.ru/)
    Официальный сервер Конституционного Суда РФ. На нем Вы можете познакомится со становлением и деятельностью Суда. Список судей с краткими биографиями. Краткая характеристика отделов и групп входящих в аппарат Суда. Правовые основы деятельности. Полный список постановлений Конституционного Суда
  • Министерство внутренних дел (http://www.mvd.ru/)
  • МВД России - Управление информации (http://www.mvdinform.ru/)
    Дополнение к сайту МВД России.
  • Министерство здравоохранения (Минздрав России) (http://www.medlux.ru/misc/minzdrav)
    Ссылки на медицинские ресурсы интернета. Структура центрального аппарата Министерства здравоохранения Российской Федерации. Временное распределение обязанностей по руководству подразделениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  • Министерство иностранных дел (http://www.mid.ru/)
    Официальные материалы МИД. Информация департаментов МИД. Список и адреса Российских посольств за рубежом и иностранных посольств в Москве. Справочники по адресам и телефонам представительств РФ при международных организациях, и международных организаций в России. Порядок оформления загранпаспортов.
  • Министерство науки и техники (http://www.minstp.ru/)
    История министерства. Структура министерства. Список и условия научно-технических конкурсов проводимых министерством. Законы РФ и постановления правительства по вопросам науки и техники.
  • Министерство образования (http://www.ed.gov.ru/)
    Структура министерства, новости, сборник нормативно-правовых и методических документов, перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием, ссылки на сайты трудоустройства, базы данных по учебным заведениям различного профиля, полный перечень вузов (с адресами).
  • Министерство Российской Федерации по атомной энергии (http://www.x-atom.ru/minatom/mae_rus.htm)
    Основные этапы развития отрасли. Краткая история Российской ядерной энергетики. Важнейшие направления деятельности Минатома. Основные проекты реализуемые на предприятиях Минатома.
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (http://www.emercom.gov.ru/)
    На сайте МЧС России Вы можете найти, обычные новости для этого учреждения: землетрясения, пожары, происшествия и т.д. Так же задачи, руководство, структура, история, проекты Министерства. Службы экстренного вызова, к сожалению, только по Москве и Московской обл. Интересная рубрика "Школа выживания", в которой дается ответ на вопрос: "Что делать если вы…?".
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (http://www.nalog.ru/)
    Сервер МНС России. Структура министерства. Сведения о деятельности налоговых органов, новости. Ответы на вопросы граждан по налогообложению. Итоги декларационной компании, практическое пособие по заполнению декларации. Налоговый календарь, календарь налогоплательщика (бухгалтера). Нормативные материалы.
  • Министерство Российской Федерации по связи и информации (http://www.ptti.gov.ru/)
    Структура министерства. Распорядительные и нормативные документы. В справочной части: список высших и средних специальных учебных заведений связи, перечень льгот в части предоставления и оплаты услуг телефонной связи, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Материалы Государственной Комиссии по радиочастотам: новости, нормативно-правовые документы.
  • Министерство сельского хозяйства (http://www.aris.ru/)
    Новости, цены на сельхозпродукцию, долговременный прогноз погоды на месяц по регионам, сообщения о выставках и конференциях, статистические данные по многим экономическим показателям, информация для фермеров, стихийные бедствия.
  • Министерство транспорта (http://www.minfin.ru/)
  • Министерство финансов (http://www.minfin.ru/)
    Еще один сайт освещающий экономическую жизнь России. Макроэкономическая ситуация. Налоговый кодекс. Отчетность об исполнении федерального бюджета РФ. Правовая информация.
  • Российская Академия Наук (http://www.ras.ru/)
    Информация об отделениях и организациях. Список российских WWW- серверов. Список интересных (с познавательной точки зрения) WWW-серверов по всему миру.
  • Российский фонд федерального имущества (http://www.fpf.ru/)
    О Фонде. Представители Фонда за рубежом. Руководство Фонда.
  • Российское агенство по патентам и товарным знакам (Роспатент) (http://www.rupto.ru/)
    Международные документы, указы Правительства, законодательная база, ведомственные акты.
  • Совет Безопасности (http://www.scrf.gov.ru/)
    Сообщения пресс-службы. Состав и структура СБ. Документы, в том числе: концепция национальной безопасности РФ, военная доктрина РФ, проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ.
  • Совет Федерации Федерального Собрания (http://www.council.gov.ru/zd/zd.htm)
    Состав и структура, руководство, законодательная деятельность.
  • Телевидение и Радиовещание России (http://www.tvradio.ru/)
    Новости МПТР, ВГТРК, телерадиовещания. Правовая информация: законы, указы приказы. Список организаций. В "Библиотеке": периодические издания, архив официальной информации, законодательство и практика СМИ, архив теленовостей (Vanderbilt University).
  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (http://www.fedcom.ru/)
    Комиссия является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. На сайте: бухучет и налогообложение, официальные документы ФКЦБ и т.д.
  • Федеральная нотариальная палата (http://www.notariat.ru/)
    Профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В базе данных "Российский частный нотариат" можно найти нотариуса по имени, адресу или номеру лицензии. Организационные основы деятельности нотариата. Нотариальные действия и правила их совершения.
  • Федеральная служба безопасности (http://www.fsb.ru/)
    История ФСБ. Официальные сообщения. Выступления сотрудников ФСБ в СМИ. Нормативные акты, регулирующие деятельность ФСБ.
  • Федеральная служба земельного кадастра России (Госкомзем) (http://www.goscomzem.ru/)
    Общая информация: структура, телефоны, организации. Тексты правовых актов отдельным вопросам земельного законодательства. Список учебных заведений готовящих специалистов этого профиля. Карты административного деления России. Информационный бюллетень "Земля".
  • Центральная избирательная комиссия (http://www.fci.ru/)
    Состав избирательной комиссии РФ. Постановления, адреса избирательных комиссий в интернете. Экспресс-информация о всех выборах в региональные органы власти, обзоры материалов СМИ, посвященных выборам. Информация о региональных и федеральных выборах и референдумах за 1999 и 2000 годы. В архиве информация о выборах в центральные органы власти, начиная с 1991 года.
  • Центральный Банк (http://www.cbr.ru/)
    ЦБ России - экономика России. Правовой статус, функции, структура. На сервере Вы, так же найдете ежедневную экономическую информации. Обзоры денежной политики, развития финансовых рынков, общеэкономических тенденций. Банковское законодательство. Учебные заведения.
  • Понятие государственного предприятия, его функции. Виды государственных предприятий.

    Государственное предприятие - это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления.

    Помимо того, государственное предприятие - это организационно- правовая форма государственного предпринимательства.

    Частным лицам запрещено учреждать предприятие в качестве субъекта права.

    Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.

    В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприя- тия, которые находятся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может выступить учредителем другого государственного предприятия, ко - торое называется дочерним государственным предприятием.

    Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

    Говоря о термине «предприятие», необходимо заметить, что законодатель употребляет его в двух смыслах.

    С одной стороны, государственное предприятие есть организационно- правовая форма юридического лица, субъект права. С другой, - под этим термином понимается объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие есть вещь.

    Для устранения смысловой путаницы, которая неизбежно возникает при использовании одного термина «предприятие» в двух разных значениях, российский законодатель, маркируя государственное предприятие в качестве субъекта гражданского права, использует словосочетание «унитарное предприятие».

    В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое - это есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) - вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

    Перечисленные характеристики позволяют отнести государственные предприятия (наряду с государственными учреждениями) к особой группе юридических лиц, которую можно обозначить как «государственные организации».

    Согласно ст. 2 Закона «О государственном предприятии» основными функциями и назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. В числе таких задач значатся: материальное обеспечение обороноспособности государства и защита интересов общества; производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах экономики, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором (например, если производство того или иного товара не может принести дохода, в силу чего частные лица не занимаются его производством); осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций, и т.д.

    Поскольку п. 2 ст. 34 ГК предусматривает, что коммерческая организация может быть создана в форме государственного предприятия, и ГК не делает уточнений по видам государственных предприятий, следовательно, как предприятие на праве хозяйственного ведения, так и казенное предприятие являются коммерческими организациями. Юридически обеспеченная возможность извлекать доход из своей деятельности позволяет государственным предприятиям не только выполнять общественно-значимые задачи, возложенные на них учредителем - государством, но и приносить доход и пополнять бюджет. При этом, однако, следует уточнить, что вопрос об отнесении казенных предприятий к коммерческим организациям в казахстанской юридической литературе не получил однозначной оценки.

    Законодательство о государственных предприятиях состоит из: ГК (§ 2 гл. 2 «Юридические лица» (Общие положения), ст.ст. 102-104, а также ст.ст. 119, 196-208); Закона «О государственном предприятии»; ряда постановлений Правительства РК.

    В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК, а также п. 4, 5 ст. 1 Закона «О государственном предприятии» особенности правового положения, создания, лицензирования, регулирования деятельности, ответственности, условий реорганизации и ликвидации государственных банков определяются действующим банковским законодательством. Причем, предприятия, создаваемые Национальным Банком РК, являются республиканскими государственными предприятиями.

    Все без исключения государственные республиканские предприятия должны быть включены в поименный перечень республиканских государственных предприятий, который утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Поименный перечень коммунальных государственных предприятий утверждается местными исполнительными органами.

    Правосубъектность государственного предприятия Особенность государственного предприятия состоит в том, что оно, являясь коммерческой организацией, обладает целевой (или специальной) правоспособностью. Все иные коммерческие организации - акционерные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы обладают общей правоспособностью, за изъятиями, установленными законодательными актами или их учредительными документами.

    Предмет и цели деятельности государственного предприятия должны соответствовать целям и предмету, закрепленным в законодательных актах о государственном предприятии, и определяются в уставе его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Осуществление государственным предприятием деятельности и совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям деятельности, закрепленным в уставе предприятия, запрещается.

    Об особом характере государственного предпринимательства говорит также то, что предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров, работ, услуг, если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. Заказ государства для государственного предприятия является обязательным. И только продукция, работы, услуги, не охваченные заказом государства, реализуются предприятием самостоятельно (ст. 13 Закона «О государственном предприятии»).

    Особенности создания и управления государственными предприятиями

    Особое значение в управлении системой госпредприятий играют органы государства, реализующие по отношению к предприятиям права государственной собственности, а также органы, непосредственно занимающиеся вопросами создания и управления государственными предприятиями.

    Функции субъекта права республиканской собственности по отношению к республиканским государственным предприятиям выполняет государственный орган, уполномоченный Правительством РК на распоряжение республиканской государственной собственностью, а также Национальный Банк. Эти органы именуются уполномоченными органами.

    Органами государственного управления по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, агентства, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан.

    Функции уполномоченного органа - субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы.

    Органом государственного управления коммунальными государственными предприятиями является акимат соответствующей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета.

    Любое государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению собственника в лице его уполномоченного органа.

    Учредительными документами как республиканских, так и коммунальных предприятий являются решение собственника и устав, который утверждается его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Поскольку государственное предприятие обладает не общей, а специальной или целевой правоспособностью (п. 1 ст. 35 ГК), то его устав, кроме обычных сведений, указываемых в учредительных документах любой организации с правами юридического лица, должен содержать сведения о целях и предмете деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), предприятием и органом государственного управления, администрацией предприятия и его трудовым коллективом.

    Государственное предприятие как коммерческая организация имеет фирменное наименование. Его фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность. Скажем, «Республиканское государственное предприятие «Казвоенпроект Министерства обороны Республики Казахстан» (на праве хозяйственного ведения) г. Алматы». Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным, например, «Казенное предприятие «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан» г. Астана». Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и фирменным наименованием предприятия.

    Рассмотрим структуру непосредственного управления предприятием. Верхнюю или высшую ступеньку здесь занимает руководитель госу- дарственного предприятия, он является органом предприятия как юридического лица. Обычно руководитель предприятия именуется директором, генеральным директором, управляющим, иногда менеджером и т. п. В отличие от других видов юридических лиц, к примеру, акционерных обществ, в качестве высшего органа которых выступает общее собрание - коллегиальный орган, государственные предприятия возглавляются единоличным органом.

    Руководитель предприятия работает на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы, касающиеся деятельности предприятия в соответствии с компетенцией, определяемой законодательными актами и уставом предприятия. В своих действиях руководитель подотчетен органу государственного управления.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

    Государственные предприятия должны содержаться за счет доходов от собственной деятельности. Это значит, что создание предприятий на праве хозяйственного ведения имеет смысл в тех сферах, где существует возможность получения прибыли, и государство как собственник имущества заинтересовано в получении части чистого дохода (части прибыли, полученной предприятием).

    Орган государственного управления ежегодно устанавливает общий размер фонда оплаты труда предприятия. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно, но в пределах установленного фонда оплаты труда.

    В целях недопущения злоупотреблений со стороны руководства предприятия, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются органом государственного управления.

    За государственным предприятием закрепляются уставный и резервный капиталы.

    Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем (уполномоченным органом), он не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров МРП, установленного на дату государственной регистрации предприятия.

    Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия. Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

    Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным капиталом установленной величины.

    Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.

    Законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности могут быть установлены иные размеры и порядок формирования уставного и резервного капиталов, однако они не должны быть менее, чем это предусмотрено в Законе «О государственном предприятии».

    Как субъект гражданского оборота организация с правами юридического лица, предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Государство, в свою очередь, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях при недостаточности у предприятия собственных средств для удовлетворения требований кредиторов государство отвечает по обязательствам предприятия.

    Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

    Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

    Дочернее государственное предприятие является юридическим лицом, которое создано другим государственным предприятием за счет имущества последнего. Дочернее предприятие следует отличать от дочерней организации (ст. 94 ГК), которая может быть образована любым частным юридическим лицом, тогда как учредителем дочернего предприятия выступает исключительно государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Существенные различия есть также в ответственности указанных организаций.

    Потребность в образовании дочернего предприятия возникает в основном там, где необходимо разукрупнить основное предприятие, преобразовать его филиалы в самостоятельные юридические лица либо освободить основное предприятие от несвойственных ему видов деятельности и функций.

    Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие, однако необходимо разрешение Правительства республики либо разрешение местного исполнительного органа. Порядок создания дочерних предприятий определен в ст. 49 Закона «О государственном предприятии».

    Устав дочернего предприятия утверждает его учредитель (основное предприятие) по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления.

    Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.

    Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое в отношении дочернего предприятия обладает основными правами уполномоченного органа государства. Фактически, происходит наделение основного предприятия контрольными и, отчасти, властно-распорядительными полномочиями.

    Ответственность дочернего предприятия по своим обязательствам, а также ответственность основного предприятия по обязательствам дочернего предприятия наступает в соответствии с правилами, установленными ст. 30 Закона «О государственном предприятии». Так, дочернее предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Дочернее предприятие не несет ответственности как по обязательствам основного предприятия, так и по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Основное предприятие и государство не отвечают по обязательствам дочернего предприятия за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя, либо уполномоченного органа, либо органа государственного управления. В этих случаях основное предприятие либо государство отвечает по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

    Казенное предприятие.

    Право оперативного управления является более узким по объему вещным правом, по сравнению с правом хозяйственного ведения. Однако, если право хозяйственного ведения есть только у государственного предприятия, то право оперативного управления принадлежит как казенным предприятиям, так и учреждениям, в том числе частным, негосударственным. Таким образом, организации, основанные на праве оперативного управления, призваны управлять чужим имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит - государству или частным лицам.

    Получив имущество от собственника, казенное предприятие осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

    Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено законодательством. Данная норма подчеркивает вещный характер права оперативного управления.

    Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Эта норма прямо указывает на то, что казенное предприятие - это организация цели, причем цель любого государственного предприятия - это реализация тех или иных функций государства как публичного субъекта, например, обеспечение безопасности и поддержание обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, поддержка и развитие образования, культуры, фундаментальной и прикладной науки, здравоохранения и т.п. В силу всего сказанного, казенные предприятия могут осуществлять лишь конкретные виды деятельности, определенные для них государством.

    Так, казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и др.

    Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе, а также заказами государства, доводимыми до предприятия через орган государственного управления. Осуществление иной хозяйственной деятельности не допускается.

    Цены на все товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

    Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой органом государственного управления. Отдельной строкой в смете выделяется государственный заказ.

    Смета представляет собой сводную ведомость, перечень или список всех доходов и расходов предприятия. В смете отражаются планируемые доходы и расходы на предстоящий год или иной период. Расходная часть сметы содержит постатейный перечень расходов, их объем и конкретное назначение, например, на оплату труда, на приобретение нового оборудования, на пополнение оборотных средств и т.п.

    Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

    Государство-собственник не несет обязанности финансировать убыточные казенные предприятия и покрывать их расходы из бюджета.

    Ответственность казенного предприятия определяется п. 1 ст. 44 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии».

    Согласно общепризнанной норме, относящейся ко всем юридическим лицам, организации с правами юридического лица не отвечают по обязательствам своего учредителя; в данном случае казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства - собственника его имущества.

    По своим обязательствам казенное предприятие отвечает только деньгами, находящимися в его распоряжении. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случая ликвидации этого предприятия. Так, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет государства - собственника имущества этого предприятия.

    При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. Однако по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий государство в лице Правительства РК несет ответственность в полном объеме.

    По договорным обязательствам казенного предприятия Республика Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. Поэтому все гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством РК.

    Таким образом, согласно действующему законодательству, если у казенного предприятия нет или недостаточно денег, скажем, на строительство нового здания, а государство, разрешая и даже понуждая начать строительство и заключить договор подряда, не включает его в государственный заказ и не финансирует проект, то государство-собственник не несет никакой ответственности за расчеты с подрядчиком.

    Истец - ТОО «Ердос» обратился в суд с иском к казенному предприятию «Карагандинская государственная медицинская академия» о взыскании суммы задолженности за выполненные строительные работы.

    Карагандинский областной суд иск удовлетворил и принял решение взыскать долг с ответчика. Однако из-за отсутствия средств на расчетном счете ответчика определением Карагандинского областного суда взыскание было обращено на имущество ответчика в виде части здания, которое было построено истцом для ответчика по договору с последним.

    В надзорной жалобе ответчик просил отменить определение Карагандинского областного суда, мотивируя тем, что РГКП «Карагандинская государственная медицинская академия» является казенным предприятием и обладает имуществом на праве оперативного управления и в силу статей 207 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии» обращение взыскания на имущество казенного предприятия не допускается. Вышестоящий суд отменил вышеуказанное определение и постановил вернуть забранное здание.

    Любое предприятие на праве хозяйственного ведения может быть преобразовано в казенное предприятие. Все расходы по преобразованию, а также расчеты с кредиторами преобразуемого предприятия при отсутствии достаточных средств у самого предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

    Созданное казенное предприятие является правопреемником преобразованного предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и деньгам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последнее соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

    При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления.

    Еще по теме 4. Государственные предприятия:

    1. Понятие, виды и административно-правовойстатус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.

    Работу в государственных учреждениях можно назвать хорошим вариантом трудоустройства, особенно если вы хотите работать в столице России. Зарплата чиновников в Москве не такая высокая, как кажется многим, зато перед ними открываются прекрасные перспективы для карьерного роста.

    Найти работу на госслужбе нелегко, ведь соискателям в этом мешает несколько факторов:

    • отсутствие необходимого опыта;
    • высокий уровень конкуренции;
    • минимальное количество открытых вакансий.

    В большинстве случаев госработа в Москве достается специалистам со стажем, а молодежи приходится набираться опыта в других организациях, дожидаясь своего часа.

    Поиски работы

    Найти вакансии в государственных учреждениях Москвы можно на данном сайте, установив соответствующий фильтр в настройках поиска. Отыскав интересующее вас объявление, отправьте работодателю данные о себе, используя e-mail (он обычно всегда указывается в контактных данных).

    Рекрутинговые агентства вряд ли помогут вам с поисками госработы в Москве – вакансии подобного рода попадаются там крайне редко.

    Требования, выдвигаемые к соискателям

    Устроиться на работу в государственных органах можно, имея опыт трудовой деятельности по конкретной специальности. Например, учреждение, имеющее дело с финансами, охотно возьмет на работу бывшего банковского сотрудника, хорошо зарекомендовавшего себя на прежней должности.

    Распространено мнение, что вакансии в государственных учреждениях Москвы достаются лишь людям, имеющим дружеские или родственные связи с влиятельными лицами. Однако факт «кумовства» на госслужбе сильно преувеличен. Возможно, высокий пост без связей не занять, но аналитиком или консультантом в государственной организации может стать любой соискатель, соответствующий определенным квалификационным требованиям.

    Подготовка резюме и справок

    Решив устроиться на госработу в столице, в первую очередь позаботьтесь о написании резюме. Укажите в этом документе свое образование, опыт работы, полезные деловые навыки. Хваля себя, не нужно увлекаться. Во-первых, данные о вас обязаны соответствовать действительности, а во-вторых, по объему резюме не должно превышать одной печатной страницы.

    Помимо резюме, подготовьте справку из МВД об отсутствии судимости, сделайте несколько фотографий стандартного размера, ксерокопию документа об образовании и паспорта. Вам также придется обратиться в налоговую, где должны подтвердить факт исправной выплаты вами всех налоговых сборов.

    Собеседование

    Максимум внимания уделите подготовке к собеседованию, ведь при приеме на госслужбу оно довольно тяжелое. Вам зададут стандартные вопросы о том, где вы работали раньше, почему уволились. После этого представитель работодателя оценит ваше знание законов, уровень подкованности в финансовой сфере и т.п.

    Отвечая на вопросы, выражайте мысли четко, кратко и емко. Так вы покажете, что являетесь серьезным и рассудительным человеком, умеющим вести деловое общение.

    Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

    Что такое государственное учреждение?

    Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

    В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

    Классификация учреждений

    Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

    Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

    Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

    Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

    Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

    Нюансы классификации

    Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

    Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

    Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

    Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

    Госучреждение или госпредприятие?

    Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

    • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
    • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
    • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

    Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

    Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

    Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

    Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

    Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

    Кто учредители?

    Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

    Виды деятельности бюджетных организаций

    Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

    Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

    Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

    Финансовый аспект

    (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

    Налогообложение

    Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

    Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

    Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

    Бухгалтерский учет

    Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

    Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

    Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

    Доходы и расходы

    Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

    • оплата труда в рамках трудовых договоров;
    • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
    • предусмотренные законодательством трансферты;
    • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
    • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

    Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

    Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венности на их имущество.

    Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяй­ственной деятельности (создание материальных ценностей, оказа­ние хозяйственных услуг и т.п.).

    В настоящее время количество государственных предприятий в отраслях промышленного и строительного производства, транс­порта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и т.п. резко сократилось.

    Это результат их приватизации и акционирования. Соответст­венно изменилась и роль государства по отношению к ним. Если раньше, когда все средства производства были обобществлены, го­сударство безраздельно господствовало в экономической сфере, в широком масштабе диктовало свою волю предприятиям, напри­мер, в форме адресных плановых заданий и директив иного рода, то сейчас положение изменилось. Государственные предприятия приобрели существенный объем оперативно-производственной самостоятельности, причем само государство ее гарантирует. В силу этого органам исполнительной власти запрещено вмеша­тельство в сферу их оперативной деятельности.

    Однако это не означает, что государство устранилось от какого бы то ни было организующего влияния на работу предприятий являющихся его собственностью. Тем не менее чисто административно-правовое регулирование их деятельности во многом замене но сейчас гражданско-правовым регулированием. Объясняется это тем, что государственные предприятия, как и другие коммерческие организации, являются юридическими лицами.

    Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

    Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. го­сударством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания уни­тарных муниципальных предприятий).

    Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверж­дает и учредительный документ предприятия – его устав. Подра­зумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликви­дирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

    В-третьих, органом унитарного предприятия является руко­водитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственни­ку, так и указанному органу.

    В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

    В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

    К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитар­ных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, ли­цензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, госу­дарственный оборонный заказ).

    Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятель­ности.

    Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его рабо­ты, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юриди­ческого лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллек­тива. В отношениях внешнего характера с органами исполнитель­ной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответст­вующими ходатайствами; обжаловать их действия как в админи­стративном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников пред­приятия администрация обладает дисциплинарной властью.

    Специфично административно-правовое положение такой раз­новидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в феде­ральной собственности, а потому являются федеральным казен­ным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государст­венных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых феде­ральных государственных предприятий.

    Правительство РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответст­вующего федерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование и координацию в порученной ему сфере деятельности. Он утверждает индивидуальный устав казен­ного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной производст­венной деятельности, т.е. дает разрешение на таковую. По этому поводу издается приказ, определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распростра­няется разрешение.

    Типовой устав определяет цели и предмет деятельности казен­ного завода; его имущественную базу; основы организации его деятельности; систему управления заводом. Директор завода, действующий на принципах единоначалия, назначается уполномоченным Правительством РФ органом, утверждающим индивидуальный устав казенного завода.

    По согласованию с таким органом директор утверждает своих заместителей.

    Реорганизация и ликвидация казенных предприятий – компетенция ПравительстваРФ.

    Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется на основе плана-заказа. Распоряжение имуществом завода возможно только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство данным предприятием Практически этот орган осуществляет в отношении казенного завода (фабрики, хозяйства) директивное планирование.

    Нередко в казенные преобразуются государственные предприятия, ставшие несостоятельными (банкротами). Как правило, иди образование происходит на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

    Заслуживает внимания еще одна организационная форма государственных по своей сути предприятий. Речь идет о некоторых акционерных обществах (АО). Правовой основой их организации и деятельности является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июня 1996 г.). К сожалению, в законе не определены конкретные формы государственного влияния на деятельность таких обществ, что нередко приводит, как показыва­ет практика, к различного рода неблаговидным операциям, в част­ности, по продаже государственных акций негосударственным акционерным обществам (например, АО «Связьинвест»). Тем более в нем нет (впрочем, как и в ГК РФ) норм, специально посвященных акционерным обществам, создаваемым государством и, по сущест­ву, являющимися государственными организациями, объединяю­щими производственные предприятия. Между тем именно на по­добной основе функционирует ряд крупных акционерных обществ в сфере естественных монополий – производителей нефти, газа, энергоресурсов и т.д. Так, еще в 1993 г. Правительством РФ было учреждено Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвержден его устав. Это РАО разрабатывает месторождения газа, строит газопроводы, обеспечивает производство газа и газового конденсата и т.п. Существует РАО «Единая энергетическая систе­ма России» и др.

    О государственном характере такого рода АО свидетельствует следующее. В этих и ряде других АО Правительство РФ обеспечи­вает представление интересов государства по принадлежащим РФ пакетам акций. В этих целях оно назначает своих представителей (коллегии), через которых включает в повестку дня собрания ак­ционеров вопросы, связанные с удовлетворением государственных интересов и потребностей. Представители Правительства включа­ются в состав совета директоров РАО. Они обладают правом вето при принятии решений и другими правами. Очевидно, что все это становится возможным только в тех случаях, когда государству принадлежит контрольный пакет акций АО. Это АО с участием государства.

    Государственные учреждения по своей сути не относятся к ком­мерческим организациям. Действуют они преимущественно в со­циально-культурной сфере, причем, как правило, на тех же ос­нованиях, что и государственные предприятия, не отнесенные к числу казенных. Это означает, что они наделены, как и произ­водственные предприятия, достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется со­ответствующими органами исполнительной власти. Так, госу­дарственными могут быть общеобразовательные учреждения, вузы и т.п. В отдельных случаях руководители государственных учреждений квалифицируются в качестве представителя госу­дарства в данном учреждении (например, ректор вуза). При этом такой руководитель может быть как назначен соответствующим органом исполнительной власти, так и избран коллективом работ­ников учреждения. В последнем случае требуется последующее официальное утверждение итогов голосования (часто конкурсно­го). Для государственных учреждений в целом характерна более жесткая роль государственного регулирования их деятельности.

    И опять возникает вопрос: возможно ли руководителей государ­ственных унитарных и казенных предприятий, а также предста­вителей государства в акционерных обществах рассматривать в качестве государственных служащих и соответственно должност­ных лиц? По всем внешним признакам они подходят под эту кате­горию работников, но по духу законодательства о государственной службе – нет. Это еще раз свидетельствует о том, что сама идея государственной службы в ее современном понимании весьма про­тиворечива.

    Предусмотрено, что правовой статус государственных предпри­ятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.