Если отказано в возбуждении исполнительного производства. Причины отказа в возбуждении исполнительного производства. Отсрочка, рассрочка и отсутствие законной силы

И снова здравствуйте! Исполнительное производство — это достаточно сложный процесс, который регулируется не менее сложным Федеральным Законом, который, в свою очередь, мы разбираем в этом разделе . Сегодня я расскажу об отказе в возбуждении исполнительного производства:

  • когда это происходит;
  • по каким причинам;
  • и каковы последствия для для взыскателя и должника.

Причина № 2 . Предъявления исполнительного документа не в тот отдел судебных приставов. Иными словами, если будет установлено, что должник проживает в другом районе, в другом городе и так далее, пристав вернет Вам документы и откажет в возбуждении ИП. В чем причина? Как Вы помните, исполнительные действия проводятся по месту жительства должника либо по последнему известному месту жительства. Так что, внимательно читайте исполнительный документ , который Вам выдал суд, и при обнаружении ошибок и опечаток, которые встречаются достаточно часто, сразу же требуйте их исправления, как говорится, не отходя от кассы.

Причина № 4 . Поданный документ, по сути, не является исполнительным документом либо не ответствует требованиям, которые предъявляются к исполнительным документам. Тоже достаточно популярная причина. Часто приставы возвращают исполнительный лист по той причине, что работники суда, при заполнении документа, допустили технические ошибки и описки.

Причина № 5 . Исполнительный документ уже ранее принимался службой судебных приставов для исполнения, однако, производство по нему было прекращено.

Причина № 6 . Исполнительный документ также ранее поддавался в службу судебных приставов, но исполнительное производство по нему было окончено.

Причина № 7 . Судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ, не вступил в законную силу. Здесь есть исключения: это судебные акты, которые подлежат немедленному исполнению. Я говорил о них в предыдущих статьях.

Причина № 8 . Исполнительный документ не подлежит исполнению именно Федеральной службы судебных приставов, возможно каким-то другим государственным органом.

Причина № 9 . Касается опять требований международных договоров по поводу возврата детей, незаконно перемещенных за пределы Российской Федерации. Но здесь причина отказа достаточно простая — это достижение ребенком возраста, с которого в отношении него международные договоры не подлежат применению, к примеру, возраст совершеннолетия. Конкретнее, уже нужно читать соответствующий международный договор.

Причина № 10 . Исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных статьей 21 ФЗ. Эта норма была введена в марте 2015 года. Часть 9 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» предполагает наличие отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. В этом случае, исполнительный документ, поданный в течение срока отсрочки или рассрочки, соответственно, будет возвращен, поскольку, при наличии отсрочки или рассрочки пристав не имеет право проводить принудительное исполнение судебного акта, поскольку считается что должник исполняет судебный акт добровольно.

Далее, копия постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства должна быть направлена взыскателю. При этом, должнику копия не направляется. Поскольку нет производства, должник таковым в рамках исполнительного производства не является. Тем не менее, как Вы понимаете, устранение оснований (по большинству причин), послуживших для отказа в возбуждении производства, является поводом для повторной подачи исполнительного листа.

Я думаю, эта статья больше актуальна для взыскателей, но и должнику будет полезна. Если Вы имеете долги, и намечается возбуждение исполнительного производства в отношении Вас, следите за сроками, чтобы не упустить возможность обжалования действий либо постановлений судебного пристава.

Заходите на сайт проекта снова. В следующей статье я расскажу о том, как происходит разъяснение порядка и способа исполнения судебных актов, о том кто именно должен подавать в суд такие заявления, и о том, к чему эти разъяснения могут привести. До скорого.



Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа - отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 - 23 Закона об

исполнительном производстве;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.

2 ч. 1 ст. 47 Закона);

Выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 - 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.

1. Судебный пристав отказывает в возбуждении исполнительного производства в случаях, если: 1) заявление о возбуждении исполнительного производства не подписано взыскателем, либо подписано лицом, полномочия которого не подтверждены; 2) к заявлению о возбуждении исполнительного производства не приложен исполнительный документ; 3) заявление подано не по месту совершения исполнительных действий, кроме случая, указанного в части 3 статьи 95 настоящего Кодекса; 4) истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и к заявлению не приложены документы, подтверждающие восстановление пропущенного срока в установленном порядке; 5) завершена ликвидация должника-организации или взыскателя-организации, если судебному приставу-исполнителю известно об этом на момент поступления заявления о возбуждении исполнительного производства; 6) должник-организация находится в процессе ликвидации (конкурсного производства), если судебному приставу-исполнителю известно об этом на момент поступления заявления о возбуждении исполнительного производства; 7) содержание полученного судебным приставом-исполнителем документа не соответствует требованиям, предусмотренным в части 1 статьи 60 настоящего Кодекса; 8) исполнительный документ был ранее предъявлен для исполнения, и исполнительное производство было прекращено в соответствии с настоящим Кодексом; 9) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство было окончено фактическим исполнением исполнительного документа; 10) арбитражным судом принято заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и о возмещении морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). 11) требования исполнительного документа не могут быть исполнены в результате применения мер принудительного исполнения, предусмотренных настоящим кодексом; 2. Об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав выносит постановление. При отказе в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 части первой настоящей статьи, указывается, как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства, и устанавливается срок для их устранения. 3. Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства направляется должнику, взыскателю и в орган, выдавший исполнительный документ в день вынесения постановления. Исполнительный документ возвращается взыскателю с соответствующей отметкой. 4. Отказ в возбуждении исполнительного производства не препятствует повторному предъявлению того же исполнительного документа к исполнению, если будет устранено допущенное нарушение, в случаях, предусмотренных пунктами 1-4 части первой настоящей статьи. 5. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю. 6. Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений. 7. Постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано изыскателем в соответствующий суд по месту нахождения службы судебных приставов-исполнителей в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Статья 100. Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства Отказ в возбуждении исполнительного производства может быть обжалован старшему судебному приставу Старший судебный пристав вправе принять решение об отмене постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства и вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. Статья 101. Обеспечение исполнения требований исполнительного документа 1. По заявлению взыскателя, по решению (определению) суда или по собственной инициативе судебный пристав-исполнитель вправе одновременно с возбуждением исполнительного производства принять меры по обеспечению исполнения требований исполнительных документов, находящихся в его производстве, если непринятие таких мер может повлечь за собой невозможность исполнения исполнительного документа. 2. В качестве мер по обеспечению исполнения требований исполнительного документа могут применяться: - наложение ареста на имущество должника, - запрещение регистрирующим органам удостоверять и регистрировать сделки по поводу имущества и имущественных прав, принадлежащих должнику, - запрещение должнику совершать определенные действия, - запрещение иным лицам выполнять обязательства перед должником либо совершать какие-либо действия в отношении должника, его имущества или предметов, указанных в исполнительном документе. 3. Принятие мер обеспечения исполнения, связанных с изъятием имущества у собственника, а также мер, не указанных в настоящей статье, возможно только на основании судебного акта. 4. Нарушение установленных запрещений влечет последствия, предусмотренные настоящим Кодексом за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. 5. Постановления судебного пристава-исполнителя по вопросам применения мер обеспечения исполнения, а равно отказ в применении указанных мер могут быть обжалованы в соответствующий суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - действие судебного пристава, свидетельствующее об отсутствии оснований принимать к производству исполнительные документы. Ниже описан перечень оснований для отказа и другие связанные с этим нюансы.

Особенности производства

Исполнительное производство - это продолжение судебного процесса, в основном гражданского, хотя закон затрагивает исполнение решений арбитражных судов, а также судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административных исков и актов других органов.

Действия пристава регулируются законом, подзаконными актами и методическими рекомендациями. Периодически вопросы его деятельности затрагиваются ППВС и обзорами практики.

Полномочия по отказу

Отказ в возбуждении исполнительного производства - это действие, урегулированное законом. Пристав не вправе совершать его на свое усмотрение. Все движения по делу, так или иначе, описаны в законе. Перечень оснований отказа является исчерпывающим, другое дело, что они не собраны в одной статье.

Когда возможен отказ в возбуждении исполнительного производства, указывается в ст. 31 закона. Основания можно поделить условно на две группы:

  • первая - это формальные и устранимые нарушения;
  • вторая - обстоятельства в принципе исключают производство по делу.

Перечень оснований отказа

Заявитель имеет право на открытие дела, если:

  • исполнительный документ поступил без заявления или на заявлении нет подписи обратившегося лица;
  • заявление подано не в то управление (нарушен принцип территориальности);
  • пропущен срок предъявления исполнительного документа;
  • исполнительный документ не соответствует требованиям законодательства;
  • по тому же исполнительному документу уже велось производство, и оно было прекращено;
  • не вступил в силу документ, на основании которого выдан исполнительный лист;
  • суд отсрочил или предписал исполнить решение путем рассрочки;
  • исполнительный документ обязывает выдать незаконно перемещенного ребенка через границу, но ребенок достиг возраста, при котором исполнение исключается, например, 18-летнего. Международное соглашение может предусматривать и иную возрастную планку.

Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства шире, и статья 31 прямо отсылает на иные положения закона.

Недостатки заявления

Инициатором исполнительного производства служит взыскатель, написавший заявление. Его форма или образец предоставляются или на сайте, или в отделении службы.

Обычно граждане забывают расписаться или лицо, представляющее интересы взыскателя, забывает приложить копию доверенности. Иные недостатки - отсутствие номера счета в банке, на который делаются переводы денежных средств, сведений о взыскателе и должнике, их месте жительства и т.д. Как ни странно, но написание заявления вызывает трудности у граждан.

Принцип территориальной работы

Отказ пристава в возбуждении исполнительного производства возможен из-за обращения не в то подразделение. Что это значит? Распределение деятельности основано на районировании. Например, районный суд обслуживает Ленинский район города, существует подразделение приставов, обслуживающее ту же территорию. И, если исполнительный лист выдан ленинским судом, его исполнение ложится на отдел ФССП того же района.

Исключение составляют сводные производства, объединяющие несколько дел. В этом случае группа приставов не ограничена пределами одного района. Однако решение о передачи производства группе принимается руководством.

Истечение срока

На исполнение решения, получившего законную силу, дается 3 года. Имеются и другие случаи, в частности, по алиментам, по возмещению ущерба жизни и здоровью, где длительность исполнения дольше.

Если время упущено, взыскатель обращается в суд с просьбой восстановить его. В заявлении доказывается уважительность причин пропуска, факт того, что заявитель не мог обратиться в ФССП по объективным причинам, от него не зависящим.

Этот вопрос решается исключительно на уровне суда, и здесь отказ судебного пристава в возбуждении исполнительного производства более чем обоснован.

Исполнительный документ не соответствует закону

Ст. 13 закона об ИП указывает требования к содержанию исполнительного документа. Например, какие сведения указываются о судебном решении, постановлении о розыске ребенка.

Дополнительные требования касаются сотрудничества с другими странами в области исполнительного производства согласно международным договорам, в частности, Минской и Кишиневской Конвенции между странами СНГ.

Если, например, нет подписи или печати должностных лиц и органа, которые должны присутствовать на документе, пристав отказывает в открытии.

Тоже касается нотариальных документов и других бумаг, подлежащих исполнению.

Производство было уже ранее прекращено

Иногда производство закрывают за давностью, если у должника нет имущества или доходов, которые бы служили источником погашения долга. Пристав вправе закрыть дело за невозможностью взыскания.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусматриваются еще целым рядом статей, например, в случае смерти должника, либо отмены акта, на основании которого производилось взыскание (ст.ст. 43, ст. 103 и т.д.).

Отсрочка, рассрочка и отсутствие законной силы

Суд может вынести по заявлению ответчика решение о рассрочке или отсрочке по уважительной причине. В этом случае исполнение откладывается, и принудительное взыскание невозможно.

Может случиться так, что судебный акт еще не вступил в силу, но на него выдан исполнительный лист. Если нет определения суда о немедленном исполнении такого решения, то открытие производства будет незаконным.

Оформление постановления

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.

Перечень сведений в постановлении пристава следующий:

  • название подразделений, адрес офиса;
  • дата принятия решения;
  • должность, фамилия, инициалы пристава;
  • номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
  • разрешаемый вопрос (об открытии производства);
  • ссылка на законодательство;
  • существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
  • порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
  • дата и подпись.

На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.

Порядок обжалования

Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства предусматривается двумя способами:

  • путем подачи жалобы начальнику отдела приставов;
  • путем подачи жалобы в суд в порядке КАС (действие последнего распространяется на все исполнительные производства, несмотря на то, каким органом выдан исполнительный лист, кроме арбитражного суда).

Общий срок обжалования - 10 суток с момента вынесения отказа или с момента, когда о нем стало известно.

Схема жалобы начальнику

Заявление оформляется следующим образом:

  • наименование органа должностного лица (или просто начальнику отдела без указания фамилии и инициалов);
  • сведения о заявителе (адрес проживания);
  • сведения о производстве (номер и предмет производства);
  • описание обстоятельств, доводы ссылки на закон, почему отказ незаконен;
  • просьба (отменить постановление об отказе, его номер дата, кем вынесено);
  • подпись и дата.

Схема жалобы в суд

Последовательность оформления иска:

  • истец - заявитель сведения о нем;
  • ответчик - пристав-исполнитель;
  • должник - третье лицо и сведения о нем;
  • обстоятельства жалобы;
  • доводы о незаконности;
  • просьба отменить постановление и обязать возбудить исполнительное производство;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись и дата.

Число копий документов согласно количеству участников процесса. Судьи часто обязывают оплачивать госпошлину, хотя здесь она не нужна.

Судебная практика по отказам в возбуждении исполнительного производства, показывает формальность действий приставов. Причины, по которым они отказывают, часто надуманны и связаны больше с желанием затянуть начало новых производств, т.к. руководство давит на сотрудников из-за статистических показателей.

Срок обжалования обычно отсчитывается с момента, когда стало известно о принятии решения, фактически со времени получения документа. Чтобы не столкнуться с преградами, юристы, страхуясь, просят восстановить срок подачи жалобы, ссылаясь на задержки из-за плохой работы почты.

Комментарий к статье 31

1. Результатом разрешения вопроса на стадии предъявления исполнительного документа к исполнению может стать отказ в возбуждении исполнительного производства.

Законодательство предоставляет судебному приставу-исполнителю полномочие на возвращение исполнительного документа только после возбуждения исполнительного производства (см.

Комментарий к ст. 46 ФЗИП).

Как и возбуждение исполнительного производства, отказ в его возбуждении является исключительной компетенцией судебного пристава-исполнителя, непосредственно осуществляющего функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

2. Перечень оснований к отказу в возбуждении исполнительного производства является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такой подход может быть обоснован ссылкой на ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, в содержание которого Европейский суд по правам человека включает право на эффективное и своевременное восстановление нарушенного права, которое не должно неправомерно задерживаться.

По своему характеру основания к отказу в возбуждении исполнительного производства различны: некоторые из них имеют устранимый характер, но время их устранения не зависит от судебного пристава-исполнителя и не может быть им определено; другие носят неустранимый характер и не могут быть устранены ни по воле взыскателя, ни по усмотрению судебного пристава-исполнителя. От отнесения обстоятельства к той или иной группе оснований к отказу в возбуждении исполнительного производства зависят последствия отказа.

Так, к устранимым основаниям отказа в возбуждении исполнительного производства относятся следующие обстоятельства:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Фактически данное основание обусловлено несоблюдением взыскателем требований к оформлению заявления о возбуждении исполнительного производства, которые предусмотрены ч. 2 ст. 30 ФЗИП;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 ФЗИП. Территориальная компетенция судебного пристава-исполнителя определяется правилами ст. 33 ФЗИП, согласно которым судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения только на той территории, на которую распространяется его юрисдикция, за рядом исключений (см. комментарий к ст. 33 ФЗИП);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению. При разрешении вопроса об отказе в возбуждении исполнительного производства по основанию истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению судебному приставу-исполнителю во всяком случае следует руководствоваться правилами исчисления и прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению (см. комментарий к ст. 22 ФЗИП). Для отказа в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что судом не восстановлен срок предъявления исполнительного документа к исполнению, в распоряжении судебного пристава-исполнителя должна быть копия соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 ФЗИП. Например, нередко взыскатель, заблуждаясь, предъявляет в подразделение судебных приставов копию судебного акта с отметкой о вступлении его в законную силу, а не исполнительный лист;

5) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. Отнесение указанного обстоятельства к числу устранимых вызывает сомнения, поскольку ч. 7 ст. 319 АПК РФ и ч. 4 ст. 428 ГПК РФ формулируют правило, согласно которому исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.

Соответственно, именно тот же самый исполнительный документ в любом случае не может быть выдан и предъявлен к исполнению.

Несмотря на отсутствие в данной части указания на основание, предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 31 ФЗИП, к нему такое последствие вполне применимо. Иное толкование нарушило бы право взыскателя на исполнение судебного акта или акта другого органа. Соответственно, отнесение этого основания к неустранимым препятствиям было бы неуместно;

6) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, которые предусмотрены ч. 2.1 ст. 30 ФЗИП. Данное основание является устранимым с течением времени, поскольку указанная норма ограничивает взыскателя в праве на повторное предъявление исполнительного документа, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, определенным сроком (см. комментарий к ст. 30 ФЗИП).

В силу прямого указания в ч. 3 ст. 31 ФЗИП устранение названных обстоятельств не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке.

К обстоятельствам, объективно препятствующим возбуждению исполнительного производства без возможности их устранения, относятся следующие:

1) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Согласно ч. 5 ст. 44 ФЗИП исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению; в соответствии с ч. 3 ст. 439 ГПК РФ прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь. В силу ч. 14 ст. 103 ФЗИП исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается при отмене приговора в части назначения штрафа, что влечет возвращение всех взысканных с должника денежных сумм;

2) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 ФЗИП. В каждом из перечисленных случаев речь идет о фактическом исполнении исполнительного документа, что не допускает вторичное его исполнение;

3) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению ФССП России. Сфера действия комментируемого Закона и соответственно компетенция ФССП России по исполнению исполнительных документов определены ст. 1 ФЗИП; выход ФССП России за пределы своих полномочий не допускается. В частности, к компетенции ФССП России не относится исполнение судебных актов, согласно которым в пользу граждан и организаций должны быть произведены выплаты из средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (гл. 24.1 БК РФ).

По смыслу ч. 3 комментируемой статьи наличие указанных оснований препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

3. Комментируемая статья не предусматривает особых требований к содержанию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. Соответственно, такое постановление должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя (см. комментарий к ст. 14 ФЗИП).

По общему правилу не закреплено и особых требований к форме постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства. В частности, нет требования о его утверждении старшим судебным приставом или его заместителем. Однако в иных нормах ФЗИП предусмотрены исключения (см. комментарий к ст. 103 ФЗИП).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 2 комментируемой статьи).