Исполнительное производство окончено фактическим исполнением. Окончание исполнительного производства: особенности, последствия

Инструкция

На основании статьи 439 Гражданско-процессуального кодекса исполнительное производство может быть прекращено в случае, если взыскатель отказывается от своих претензий и взысканий, и также происходит заключение мирового соглашения между сторонами. Учтите, что тогда все назначенные меры будут прекращены, а возобновить вновь остановленное исполнительное производство будет невозможно. Также необходимо, чтобы отказ или мировое соглашение были приняты и утверждены судом. Это происходит в том случае, если данные действия не нарушают права третьих лиц, а касаются только сторон, участвующих в споре.

Также основанием для прекращения исполнительного производства является смерть или безвестное исчезновение одной из сторон и отсутствия правопреемника данного лица. Отмена производства возможна при истечении срока взыскания, установленного законом, или же при недостаточности материальной базы для покрытия всех требований взыскателя.

Также есть возможность отменить исполнительное производство , если ответчик не был ознакомлен с судебным приказом и не знает о его существовании. В этом случае, если вы являетесь должником, вам необходимо направить в суд заявление о выдаче вам копии данного приказа. Вместе с заявлением подайте возражение на исполнение этого документа на имя судьи.

Напишите заявление о приостановлении производства на имя пристава, который его возбудил, и отправьте заказным письмом в службу судебных приставов. Укажите, что поскольку вы не были ознакомлены с приказом, а производство уже вступило в силу, таким образом, происходит нарушение закона, поскольку для начала исполнения производства у суда должно быть подтверждения того, что должник получил копию судебного приказа. Основанием для этого является статья 128 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Источники:

В отношении вас было начато исполнительное производство . Это возможно в том случае, если вы просрочили долг, если начато дело о признании вас банкротом или кто-то выиграл против вас дело в суде. Прекратить исполнительное производство возможно несколькими путями. Первый путь – это выполнить все требования пристава-исполнителя. Второй путь – обжаловать решение о начале исполнительного производства.

Инструкция

Закон «Об исполнительном производстве» дает вам возможность добровольно исполнить требования, изложенные в исполнительном листе. Обычно на это дается неделя. В таком случае с вас не будет взиматься исполнительный сбор. Последнее – вещь неприятная. Она представляет собой начисления за каждый день, которое длилось исполнительное производство и может достигать весьма значительных сумм. Лучше всего добровольно исполнить требования пристава-исполнителя, что сэкономит вам значительные денежные средства.

Однако вы можете не пожелать сразу платить деньги. В таком случае пристав-исполнитель начнет изымать ваше имущество для того, чтобы погасить долг. Имущество будет продаваться по бросовой цене. Причем исполнительный сбор будет взиматься за каждый день, пока пристав продает это имущество. Это совершенно противная процедура.

Вы можете обжаловать действия пристава-исполнителя в суде, если они нарушат ваши права. Кроме того, пристав-исполнитель должен изымать имущество в том порядке, который указан в законе «Об исполнительном производстве». В ином случае действия его будут признаны незаконными.

В соответствии с российскими законодательными стандартами, закрыть исполнительное производство можно с использованием двух вариантов. Это форма окончания или прекращения. Первое является прерогативой для приставов и доступно исключительно в случае соблюдения определенных условий.

Окончание возможно независимо от того, выполнены требования исполнительного листа, на котором базировалось судопроизводство, или нет. Это не является преградой для совершения различных действий, как например, проверки корректности удержаний. Нельзя считать и препятствием для внедрения в повторном порядке мер обязательного осуществления.

Механизм окончания производства регулируется действующим законодательством, а именно Законом об исполнительном производстве от 2007 года (№ 229 ФЗ). Разъяснить конкретные вопросы можно с помощью другого документа. Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №50. Предлагаем разобраться в том, каковы основания для завершения процедуры, а также каков алгоритм оформления, сроки, есть ли вероятность возобновления.

Основания для завершения

Этот нюанс подкрепляется сорок седьмой статьей упомянутого выше нормативного акта. Сюда можно отнести несколько причин. Это фактическое выполнение указанных в документации требований, а еще действительное выполнение с помощью одного или сразу нескольких задолжавших лиц. Может быть возврат заявителю исполнительной документации из-за факторов, которые предусматриваются ст. № 46, а также по требованию судебной инстанции, государственных органов или лиц на соответствующей должности, выдававших документ. Учитывают ликвидацию организации с задолженностью и отправку бумаг комиссии, которая является ликвидатором, кроме документации, прописанной в четвертой части девяносто шестой статьи приведенного выше законодательного акта; признание неплательщика банкротом, направление бумаг в арбитраж. Базой способна послужить отправка копии листа в учреждение, чтобы удержать установленные им периодические платежки. Касается и ситуации, когда срок давности исполнения распоряжения истек, независимо от того, какова ситуация по факту в настоящий момент.

Данный список можно назвать исчерпывающим. Однако ряд причин можно дополнить некоторыми уточнениями. Если говорить о фактическом выполнении неплательщиком его обязательств, то это осуществляется при наличии у приставов-исполнителей информации, которая способна подтвердить это. Сюда можно отнести передачу заявителю финансовых средств в прописанном размере или другой собственности, а также совершение в пользу лица-взыскателя определенных действий (или же наоборот может воздержаться от того, чтобы их совершить).

В соответствии с 36-м пунктом Постановления Пленума ВС Российской Федерации №50 частичное или полное приведение в исполнение возможно, если пристав провел зачет встречных требований, которые подтверждаются официально документации о взыскании материальных средств, основываясь на которой, и было возбуждено производство.

Особенности оформления

Для того чтобы завершить процедуру, судебный пристав-исполнитель должен вынести соответствующее распоряжение, ссылаясь на выполнение заявленных моментов (частично или в полной мере) или же на то, что они не были соблюдены. Если притязания полностью или в определенной части удовлетворены, необходимо поставить отметку в листе.

В постановлении, оформленном по правилам из 14-й статьи упомянутого выше Закона, нужно указать то, что должник больше не разыскивается (его владения, дети, и т. д.), а также что для него уже не действуют прежние ограничительные нормы.

Копии о завершении следует направить задолжавшему лицу и взыскателю в суд или другие инстанции, которые выдали лист для исполнения, в банковское учреждение или другую организацию по выдаче займов, которая выполняла в отношении имущества и личности с задолженностью установленные ограничения, в учреждение, занимавшееся розыском, в том числе, детей и владений.

Эти стандарты не всегда выполняются, а только существуют в теории, но это чревато отсутствием осведомленности судебного органа информацией о том, что процедура завершена. Обжаловать можно с помощью судебного рассмотрения вопроса (в том числе, арбитражного), что предусмотрено КАС и АПК РФ.

Сроки

Период, в который должна быть окончена работа приставов-исполнителей, регламентируется тридцать шестой статьей ФЗ №229. Здесь речь идет о двух месяцах. Если стандарты по датам регулируются другими законодательными нормами, то их нужно определять отдельно соответствующим образом.

Вердикт, который поступил в местное отделение Федеральной службы приставов, необходимо рассмотреть в течение пятнадцати суток, если другие нюансы не определяет российское действующее законодательство. Но процесс может затянуться на значительное количество времени из-за объективных препятствий, которые осложняют рабочий алгоритм. К примеру, мешать могут погодные и климатические условия, определяющие обстоятельства, которые невозможно преодолеть. В такой ситуации требуется приостановить деятельности, в обязательном порядке прилагая протоколы из метеорологических организаций, которые могут зафиксировать погодные условия. Ко времени приостановления, которое не входит в промежутки, указанные в 229-м ФЗ, следует включить и период приостановления из-за факторов, которые не зависят от пристава. Это может быть и срок, на который отложили реализацию механизма, а также, если дело затянулось из-за сотрудников ФССП. В ситуации, когда решение суда относится к нематериальному состоянию граждан, его нужно выполнять моментально или не позже, чем наступает первый рабочий день после того, как поступает в ФССП.

Вероятность возобновления

Встречаются ситуации с возобновлением процедуры после того, как она официально завершена со всеми формальностями. К примеру, это изменение места работы должника, в отношении которого проводили периодически меры принудительного характера. Из-за того, что работу заканчивают после осведомления работодатели того, кто платит алименты или компенсирует деньги за причинение вреда здоровью, дело формально закрыто, при изменении рабочего места плательщика его можно возобновить.

Многие скрывают личную собственность и ценности, чем создают препятствия для реализации решения суда, меняют место проживания и трудоустраиваются заново. Сокрытие нового трудоустройства и заработка является противоправным, так как мешает внедрению в жизнь судебных обязательств. Здесь не потребуется снова рассматривать дело в суде, потому что по факту его и не выполнили. Чтобы решить проблему, отправляется письмо приставу-исполнителю, где указывается прошение о возвращении делопроизводства по этой проблеме. Необходимо описать, в чем заключаются нарушения со стороны лица-плательщика. При наличии обоснования претензии и действительном отсутствии оповещения о переменах в гражданском состоянии проводится проверка для поиска лица-плательщика доступными методами. Иногда могут снова объявить нарушителя в розыск. Также он будет обязан к погашению накопившейся денежной суммы и возмещения расходов, потраченных на его поиски, в качестве штрафной санкции.

Зачастую приставы закрывают вопрос из-за того, что взыскатель отказывается принимать нереализованную собственность. К примеру, крупное банковское учреждение может отказаться принять на баланс нереализованную собственность с торгов. Причиной способно стать превышение стоимости ипотечного имущества расходами по принятию на баланс. Это положительный исход для задолжавшего, так как его могли оставить и без выплаченных средств по займу, и без имущества. В результате процедура закрывалась, а банковский залог прекращался. Но не следует рассчитывать на подобный результат, потому что он случается практически очень редко.

Последствия закрытия можно свести к тому, что формальные материалы отправляют в архив, где они хранятся на протяжении пяти лет.

Если гражданин не согласен с закрытием, можно написать жалобу (делают это по подчиненности, т. е. вышестоящим инстанциям или чиновникам) или отправить административный иск для обжалования. Как правило, базироваться обжалование может на не полном объеме принятых госорганами мер. При подаче административного иска отвечать будет пристав. Рассматривают такой иск, согласно правилам админсудопроизводства.

Помните, что жалоба отправляется на протяжении десяти дней с момента извещения о нарушении прав. Если вы пропустите этот период, то Вам могут отказать в обжаловании.

В заключение

Появление в нашем государстве отдельной госслужбы, которая отвечает за реализацию вынесенных вердиктов, совершен достаточно масштабный прогресс на дороге в правовому современному обществу. До этого сложно было добиться чего-либо из-за часто встречающейся путаницы в полномочиях госорганов, которые осуществляют взыскание. Это делало вполне вероятными злоупотребления и бюрократические проволочки. Сегодняшняя организация ФССП повышает прозрачность юридических механизмов, которые в состоянии проконтролировать каждый осведомленный рядовой гражданин. Развитие концепции правительства в электронном формате способствует автоматизации судопроизводства. Ежедневные проблемы, осложнявшие работу с закрытием, ликвидированы таким образом или облегчены. Это дает право надеяться на дальнейшее устранение значительных сроков рассмотрения и внедрения арбитража, без чего нереально достичь стабильного и подчиняющегося «букве закона» правового и экономического развития России. Благодаря наличию функционирующего сайта службы приставов-исполнителей и интернет-коммуникациям, можно уменьшить время получения госуслуг, поэтому вероятность злоупотребления со стороны недобросовестного чиновника сокращается.

Если вы не хотите тратить время, нервы и собственные усилия, можете заказать в нашей компании профессиональное юридическое сопровождение. Здесь вы найдете квалифицированных юристов, которые будут сопровождать ваше делопроизводство, консультировать по правовым нюансам, независимо от степени сложности. Мы способствуем устранению нарушений прав клиента и реализации требований законодательства. Предлагаем заказать услугу, а также проконсультироваться по вопросам сотрудничества уже сейчас, чтобы не затягивать и не усугублять решение проблемы.

Окончание исполнительного производства - это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполнение исполнительного документа, или случаи, когда исполнительные действия не производятся.

Закон об исполнительном производстве предусматривает различные формы окончания исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы.

Окончание исполнительного производства, связанное с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47); фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47); направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое (п. 5 ч. 1 ст. 47); направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47). На практике вопрос о том, что понимается под фактическим исполнением исполнительного документа не имеет однозначного решения. Например, в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований"*(160) отмечается, что окончание исполнительного производства, основанное на сделанном одной из сторон заявлении о зачете, при наличии встречных исполнительных листов, не противоречит закону. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ основывает свой вывод на том, что зачет встречного однородного требования, так же, как и надлежащее исполнение, представляет собой основание для прекращения обязательства, то есть в этой части влечет такие же последствия, как и исполнение.

2. Окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий по причинам возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47); возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ (п. 4 ч. 1 ст. 47); ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 6 ч. 1 ст. 47); признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве (п. 7 ч. 1 ст. 47); истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве), независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47).

Общим для вышеотмеченных форм окончания исполнительного производства является то, что юридически окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.

Основания окончания исполнительного производства, перечисленные в первой группе, объединяет то, что исполнительное производство обычно в этих случаях завершается с положительным результатом. Происходит либо реальное исполнение исполнительного документа - это значит, что защищаются, удовлетворяются, восстанавливаются права и интересы взыскателя, а цель исполнительного производства достигнута. Либо исполнительное производство заканчивается в отдельно взятом подразделении службы судебных приставов по причине направления исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направления исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие, с презумпцией того, что исполнение исполнительного документа будет производиться в других организациях, подразделениях, то есть цель исполнительного производства хотя и не столь очевидно, но тоже можно считать достигнутой.

Вторую группу оснований характеризует общий признак - окончание исполнительного производства происходит без производства исполнительных действий.

Исполнительные действия не производятся и исполнительное производство заканчивается, если исполнительный документ возвращается без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя. Это основание целиком основывается на диспозитивном характере исполнительного производства, согласно которому у основных участников исполнительного производства имеется возможность выбора вариантов поведения. Например, инициатива возбуждения исполнительного производства, согласно ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может исходить от суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, либо взыскателя, которые имеют право предъявить исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Следуя принципу диспозитивности, указанные субъекты в любое время могут требовать возвращения исполнительного документа без исполнения. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

Другим основанием, при наличии которого окончание исполнительного производства происходит без производства исполнительных действий, является возвращение исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 46 Закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47 указанного закона).

Согласно ст. 46 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда указанным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В судебно-арбитражной практике некоторые из указанных оснований трактуются неоднозначно. Например, такое основание, как отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и принятие судебным приставом-исполнителем всех допустимых законом мер по отысканию имущества или доходов должника (п. 4 ст. 46 Закона об исполнительном производстве) не должно толковаться исходя из буквального смысла. На это обстоятельство обращено внимание в п. 9 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77. В частности, в нем указывается на то, что арбитражный суд правомерно признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенное на основании того, что должник заложенное имущество, на которое судом обращено взыскание, продал другому лицу. Правомерность действий арбитражного суда обосновывается тем, что, согласно ст. 353 ГК РФ, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. Поскольку должник продал заложенное имущество, на которое судом уже обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель обязан был в установленном порядке принять меры к реализации заложенного имущества и тогда, когда это имущество находится у третьих лиц.

В случаях, предусмотренных п. 2-6 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Общим юридическим последствием возвращения исполнительного документа является окончание исполнительного производства. Причем, руководствуясь принципом диспозитивности, возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, предусмотренных законодательством, так как основаниями для возвращения исполнительного документа служат либо правораспорядительные действия взыскателя, либо объективные обстоятельства, которые могут быть со временем устранены или исправлены. Данный подход реализуется также и в судебно-арбитражной практике. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2004 N А56-11239/04 отмечается, что возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует новому предъявлению указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст.

14 Закона об исполнительном производстве 1997 г. (в настоящее время - ст. 21 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу, исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ. В правоприменительной практике возник вопрос: куда должны быть возвращены исполнительные листы о взыскании государственной пошлины или штрафа в доход государства в случае невозможности их исполнения?

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. (по гражданским делам), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.07.2002*(161), дается следующее разъяснение.

Согласно ст. 50 БК РФ, государственная пошлина включается в состав налоговых доходов федерального бюджета. Указанный платеж, согласно ст. 13 НК РФ, относится к федеральным налогам и сборам, обязательным к уплате на всей территории РФ, контроль за полнотой и своевременностью внесения которых возложен на налоговые органы. В случае невозможности исполнения требования по исполнительному листу о взыскании государственной пошлины в доход государства этот документ должен быть возвращен в налоговые органы. В случае невозможности произвести исполнение по исполнительному документу о взыскании с должника штрафа, который на основании п. 1 ст. 46 БК РФ подлежит зачислению в местный бюджет по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о его наложении, исполнительный документ возвращается в органы федерального казначейства по месту нахождения должника.

Таковы общие правила возвращения исполнительного документа, следствием которого является окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий.

Наконец, окончанием исполнительного производства может служить прекращение исполнительного производства судом или судебным приставом, последнее также является новеллой законодательства об исполнительном производстве.

Согласно ст. 43 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в законе исчерпывающим образом, следовательно, по иным основаниям прекращение невозможно. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2005 N А52/4518/2003/1 отмечается, что требование судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства по делу о взыскании с ОАО задолженности по кредитному договору, обоснованное тем, что в отношении ОАО введено конкурсное производство и исполнительный лист по делу направлен конкурсному управляющему общества, не подлежит удовлетворению, так как указанные обстоятельства не предусмотрены законодательством в качестве оснований для прекращения исполнительного производства.

Последствиями прекращения исполнительного производства являются (ст. 44 Закона об исполнительном производстве):

1) окончание исполнительного производства без производства исполнительных действий;

2) после вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;

3) исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению;

4) копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном ч. 2 ст. 44 Закона об исполнительном производстве, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства;

5) прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь.

Необходимо учитывать, что, согласно разъяснению, данному в письме Минфина России от 21.12.2000 N 06-5893*(162), в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительский сбор в обязательном порядке должен быть возвращен должнику.

Вопрос о прекращении исполнительного производства решается в установленном ст. 45 Закона об исполнительном производстве порядке, который аналогичен процедуре приостановления исполнительного производства.

По прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

Процедура окончания исполнительного производства. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание (ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве, самостоятельно или в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 указанного Закона.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Еще по теме 3.6. Окончание исполнительного производства:

  1. § 7. Приостановление, возобновление, прекращение, окончание исполнительного производства
  2. 1.5. Виды мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Стадии исполнительного производства
  3. 22.1. Сущность исполнительного производства. Сроки в исполнительном производстве
  4. 80. РАСХОДЫ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
  5. 22.4. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве
  6. § 1. Законодательство об исполнительном производстве. Органы принудительного исполнения исполнительных документов
  7. Тема 10. Особенности совершения исполнительных действий в исполнительном производстве с иностранным элементом
  8. Глава 10. Особенности совершения исполнительных действий в исполнительном производстве с иностранными элементами
  9. Тема 1. Понятие, предмет, система исполнительного производства

- Авторское право - Аграрное право -


Одним из самых популярных оснований для окончания исполнительного производства, пожалуй, является именно отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Это основание используется судебными приставами очень часто и становится удобным способом для сворачивания многих кажущихся безнадежными исполнительных производств. Сайт подготовил несколько полезных советов для тех взыскателей, кто столкнулся с окончанием исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества.

Каким законом предусмотрено право приставов окончить производство за отсутствием имущества у должника?

Возможность окончить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества предусмотрена пп.4) п.1 ст.46 и пп.3) п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При каких условиях приставы могут окончить исполнительное производство за отсутствием имущества?

  • взыскание по исполнительному листу не производилось или производилось лишь частично;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • судебный пристав принял все допустимые законом меры по отысканию имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • все принятые судебным приставом меры оказались безрезультатными;
  • акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, должен быть утвержден старшим судебным приставом или его заместителем.

Все эти условия должны быть в совокупности. Если какое-то из них отсутствует, судебный пристав не может окончить исполнительное производство по данному основанию, то есть вы можете обжаловать его постановление.

Как я могу узнать, что приставы закрыли мое производство?

  1. Приставы пришлют вам почтой постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю, акт о наличии обстоятельств для возвращения исполнительного листа и сам исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении.
  2. Если вы ничего не получали по почте, но от приставов уже давно нет никаких известий, вы можете проверить статус своего исполнительного производства по номеру на сайте ФССП (или поискать его по ФИО должника там же). В случае окончания исполнительного производства по данному или какому-то другому основанию вы увидите в таблице ссылку на пп.4) п.1 ст.46.
  3. Также получить информацию о статусе исполнительного производства можно по телефону вашего судебного пристава-исполнителя / отдела судебных приставов или на личном приеме.

Что делать, если приставы окончили производство из-за отсутствия имущества у должника?

  1. Получить постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного листа. В таком случае нередко приходится прикладывать некоторые усилия для розыска своего исполнительного листа. Дело в том, что судебные приставы могут отправить лист простым письмом (без уведомления), которое может потеряться в пути, или выслать лист на адрес суда. Если вам не удалось найти исполнительный лист ни у самих приставов, ни на почте, ни в суде, тогда остается только один вариант: .
  2. Проверить наличие всех оснований для окончания исполнительного производства. В силу ряда объективных и субъективных причин судебные приставы склонны использовать это основание для скорейшего избавления от «глухарей» — производств, по которым стандартные способы не позволяют взыскать деньги, или должник является «хроническим». По этой причине не исключены ситуации, когда приставы оканчивают такие производства чисто формально. Вам нужно ознакомиться с материалами исполнительного производства (у вас есть такое право по п.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»), проверить исполнение всех своих ходатайств и предусмотренных законом мер принудительного исполнения, а также поступление ответов на запросы о наличии имущества.
  3. Обжаловать постановление об окончании исполнительного производства — если материалами ИП не подтверждаются все необходимые основания для возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с отсутствием имущества у должника. Подать жалобу вы можете вышестоящему судебному приставу (начальнику отдела судебных приставов) или сразу в суд. Помните, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней с даты вынесения постановления (или его получения, если вас не извещали о планах по вынесению такого постановления).
  4. Разыскивать имущество должника. Получение новой информации о должнике и его источниках дохода (например, смене места работы, получении наследства, выигрыша, продаже квартиры и пр.) позволит вам претендовать на скорейшее возбуждение исполнительного производства.
  5. Предъявлять исполнительный лист на исполнение повторно. По общему правилу это возможно через 6 месяцев после того, как было вынесено постановление об окончании исполнительного производства. В случае обнаружения нового имущества вы можете предъявить исполнительный лист снова в любой момент, не дожидаясь истечения 6 месяцев. В заявлении о возбуждении исполнительного производства надо будет указать новые данные об имущественном положении должника.

Учтите, что повторно исполнительный лист можно предъявить к исполнению в пределах общего 3-летнего срока с даты вступления судебного акта в законную силу. Этот срок прерывается, когда вы предъявляете исполнительный лист к исполнению, или когда должник частично производит по нему исполнение. После перерыва срок начинает течь заново, без учета уже истекшей части 3-летнего срока.

Чем плохо окончание исполнительного производства по этому основанию?

  • Отмена арестов и запретов. Оканчивая ИП в связи с отсутствием у должника имущества, судебный пристав должен будет отменить все установленные для должника ограничения (в т.ч. на выезд из РФ, лишение водительских прав, аресты и запреты регистрационных действий). Если должника уже успели объявить в розыск, розыск также отменяется. В отсутствие запретов должник сможет увести все то имущество, которое у него есть и которое не смогли найти приставы.

Лайфхак:
отмена арестов и запретов по п.4 ст. 47 ФЗ об исполнительном производстве не распространяется на производства по обеспечительным мерам. То есть очень полезно будет обратиться в суд за наложением обеспечительных мер (например, в виде ареста имущества) еще до возбуждения исполнительного производства. Инструкцию по принятию обеспечительных мер можно найти .

  • Потеря времени. Чаще всего вы можете предъявить повторно исполнительный лист лишь через полгода. За время ожидания у должника могут появиться новые кредиторы, с которыми придется делиться взысканными суммами. Судебным приставам придется заново накладывать аресты и запреты, рассылать в банки постановления об обращении взыскания на счета. То есть фактически получение вами денег с должника отложится на неопределенный срок. В случае обжалования постановления пристава, даже если оно окажется успешным, вы потеряете время, силы и деньги на составление жалоб, участие в суде, привлечение юриста.

Очевидно, что по возможности надо избегать окончания исполнительного производства по пп.4) п.1 ст.46 ФЗ об исполнительном производстве.

Могу ли я как-то помешать приставам закрыть мое производство за отсутствием имущества у должника?

Да, но для этого вам придется быть достаточно активным взыскателем. Нужно постоянно напоминать о себе судебному приставу, регулярно писать ходатайства о совершении исполнительных действий (постоянно просить что-то новое), подавать жалобы на бездействие пристава, если он вовремя не исполняет такие ходатайства. Будет здорово, если вы попробуете своими силами поискать любую информацию об имуществе своего должника, и будете оперативно передавать ее судебным приставам. В таком случае есть шанс, что пристава напугает перспектива обжалования постановления, и он не прибегнет к данному способу окончания исполнительного производства.

  • Энциклопедия судебной практики. Окончание исполнительного производства (Ст. 47 Закона "Об исполнительном производстве")
  • 1. Перечень оснований окончания исполнительного производства является исчерпывающим
  • 3. Окончание и прекращение исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше
  • 4. Окончание исполнительного производства вследствие отзыва исполнительного документа судом, который его выдал, по своим правовым последствиям равносильно прекращению исполнительного производства вследствие отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство
  • 5. Периодическим платежом является один из платежей, входящих в ряд регулярно выплачиваемых сумм
  • 6. Под фактическим исполнением понимается реальное и полное исполнение требований исполнительного документа в точном соответствии с указанными в нем требованиями
  • 7. Обязанность установить фактическое исполнение требований исполнительного документа возлагается на судебного пристава-исполнителя
  • 8. Установив, что состоялся зачет требований, и требования исполнительного листа исполнены в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований
  • 10. В случае признания банкротом должника - индивидуального предпринимателя может быть окончено только исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа, выданного в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина
  • 11. Исполнительский сбор может быть взыскан только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий
  • 12. Сохранение должнику ограничений, установленных в ходе основного исполнительного производства, для исполнения постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора должно соответствовать принципу соотносимости объема требований и мер принудительного исполнения
  • 13. Закон не содержит запрета на окончание сводного исполнительного производства отдельными постановлениями по каждому ранее возбужденному исполнительном производству

Энциклопедия судебной практики
Окончание исполнительного производства
(Ст. 47 Закона "Об исполнительном производстве")


1. Перечень оснований окончания исполнительного производства является исчерпывающим


Основания для окончания исполнительного производства установлены статьей 47 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", к ним относятся: фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство; возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; признание должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона; направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.


Окончание исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков, в частности, оно производится только по основаниям, указанным в ст. 47 Федерального закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве".


2. Правовым последствием окончания исполнительного производства является прекращение исполнительных действий, отмена розыска должника, его имущества, а также установленных для должника ограничений


Правовым последствием окончания исполнительного производства является прекращение исполнительных действий по исполнительному производству, отмена розыска должника, его имущества, а также установленных для должника ограничений.


3. Окончание и прекращение исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше


Прекращение исполнительного производства и окончание исполнительного производства являются самостоятельными способами завершения исполнительных действий и применяются судебным приставом-исполнителем в зависимости от юридически значимого события, которое наступило раньше.


4. Окончание исполнительного производства вследствие отзыва исполнительного документа судом, который его выдал, по своим правовым последствиям равносильно прекращению исполнительного производства вследствие отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство


Под фактическим исполнением подразумевается самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства, то есть реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, а именно, передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих действий должником, и как следствие - исполнение судебного акта либо акта иного органа.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют достоверные данные о фактическом исполнении решения Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) в совокупности с определением Центрального районного суда г. Оренбурга от (дата) о его разъяснении.

Зачет является односторонней сделкой, для совершения которой достаточно заявления одной стороны ( ГК РФ), и считается состоявшимся с момента получения заявления о зачете другой стороной. Именно сторона обязательства является лицом, по инициативе которого производится зачет. Судебный пристав - исполнитель может лишь на основании документов, подтверждающих состоявшийся зачет и соответственно - прекращение обязательств зачетом, совершить действия, которые предписаны Законом. Только установив, что состоялся зачет требований и требования исполнительного листа исполнены в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обязан, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 47 [Федерального] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], окончить исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.


9. Положения об окончании исполнительного производства в случае признания должника-организации банкротом применяются также в случае ликвидации должника-гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем


Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в отношении должника Г., судебная коллегия не согласилась с выводом суда о пропуске заявителем срока обращения в суд, поскольку доводы заявителя о том, когда ему стало известно оспариваемое постановление, материалами дела не опровергнуты. Судебная коллегия посчитала постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, указав также следующее. Сославшись на решение Арбитражного суда о признании индивидуального предпринимателя Г. несостоятельным (банкротом), судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства, исполнительный лист направил конкурсному управляющему.

Проанализировав нормы статей 47 (пункта 7 части 1) и Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в их системном толковании, судебная коллегия пришла к выводу о том, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, лишь в случае исполнения исполнительного документа, выданного судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

Поскольку судебным приставом-исполнителем по данному основанию было окончено исполнительное производство, возбужденное на основании выданного городским судом исполнительного листа о взыскании с Г. в пользу П. денежной суммы по договорам займа, в исполнительном документе отсутствуют сведения о взыскании денежной суммы с Г. в связи с его предпринимательской деятельностью, Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"] на возникшие правоотношения не распространяется.


11. Исполнительский сбор может быть взыскан только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий


Законным и обоснованным судебная коллегия находит и вывод суда, что Постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы заявителя и вынесено в нарушение пп.З п. 1 ст. 47 [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] Закона [от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", так как 30.12.2013 г. заинтересованное лицо уже знало о заявлениях взыскателя об окончании исполнительных производств и возврате исполнительных документов без исполнения, а постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено после подачи указанных заявлений взыскателя.

В связи с чем суд пришел к правильному выводу о признании незаконными и отмене и постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в отношении должника.

Суд при этом правильно указал, что только при взыскании денежных средств с должника в ходе исполнительских действий может быть взыскан исполнительский сбор, а так как в ходе исполнения исполнительных производств судебным приставом-исполнителем не были взысканы денежные средства с заявителя, то взыскание исполнительского сбора без удовлетворения требований взыскателя (в первоочередном порядке) будет противоречить требованиям закона.


12. Сохранение должнику ограничений, установленных в ходе основного исполнительного производства, для исполнения постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора должно соответствовать принципу соотносимости объема требований и мер принудительного исполнения


С учетом размера взыскиваемого исполнительского сбора и стоимости имущества, в отношении которого установлены ограничительные меры (арест), которая многократно превышает размер исполнительского сбора, ограничительные меры данного имущества явно превышают размер, необходимый для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Сохранение в отношении квартиры _ ограничительных мер с целью дальнейшего взыскания исполнительского сбора не соответствует требованиям ч. 5 ст. 47 ФЗ РФ [Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал действия судебного пристава-исполнителя в части сохранения ограничений на распоряжение должником недвижимым имуществом не соответствующими закону.


13. Закон не содержит запрета на окончание сводного исполнительного производства отдельными постановлениями по каждому ранее возбужденному исполнительном производству


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.