Практические аспекты «свободы слова». Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

  • 2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
  • 3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.

С одной стороны, они служат удовлетворению определенных материальных потребностей людей, а с другой -- выступают как произведения искусства и предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения. Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его архитектурная часть.

Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры, рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т. п., так и собственно произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т.д. Правда, в юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не сами объекты, которые по ним созданы1. Согласиться с подобным утверждением, конечно, нельзя, поскольку здания и сооружения как раз и являются той основной объективной формой, в которой воплощается архитектурное и градостроительное произведение. Другое дело, что само воспроизведение здания или разбивка парка по разработанному архитектором проекту не являются творческой деятельностью и регламентируются уже не авторским законодательством, а законодательством о договорах подряда или иных подобных им договорах. Роль архитектора при этом, как правило, сводится к осуществлению авторского надзора, т.е. контролю за реализацией проекта. Но если четко различать произведение как благо нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", где подчеркивается, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

Нельзя, далее, сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в произведениях архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, как и в произведениях научного характера, основную ценность имеет содержание архитектурно-планировочных идей, а не внешняя форма их выражения. Однако, как уже неоднократно отмечалось, авторское право защищает форму, а не содержание произведений. В этой связи охрана авторским правом архитектурных произведений не обеспечивает в полной мере права и законные интересы авторов, так как не защищает их против присвоения содержания архитектурных идей.

Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует также четко различать авторские права их создателей и права по владению, пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору архитектурного произведения полную неприкосновенность последнего, так как владелец здания в случае необходимости может вносить в него изменения и переделывать его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", в частности, под контролем органа архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное задание. В силу сложившейся практики, нашедшей законодательное закрепление в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте, вместе с окружающим его ландшафтом. Эти и некоторые другие нормы содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.

Статья 1270 Исключительное право на произведение

  • 2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
  • 1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
  • 3) публичный показ произведения
  • 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • 5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • 6) публичное исполнение произведения
  • 9) перевод или другая переработка произведения.
  • 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

9. Кирсанова К. Распоряжение исключительным правом на объекты хореографического искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. № 2.

14. Кравченко А. Особенности правовой охраны графических пользовательских интерфейсов как объектов авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 9.

15. Кутузов В. Нарушение исключительных прав на проектную документацию // Хозяйство и право. 2014. № 6.

16. Луткова О. Трансграничная передача прав на интернет-сайт // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 12.

17. Малин В. Защита исключительного права на произведения изобразительного искусства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2013. № 4, 5, 6.

18. Маломоркина О.О. Дизайн одежды как объект интеллектуальных прав // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. № 1, 3, 4.

19. Мурзин Д.В. Неохраняемые результаты творческой деятельности, которые должны охраняться авторским правом // Частное право. Преодолевая испытания: сб. ст. к 60-летию Б.М. Гонгало. М., 2016

20. Савельев А.И. Правовая природа «облачных» сервисов: свобода договора, авторское право и высокие технологии // Вестник гражданского права. 2015. № 5.

21. Терехова А. Дизайн интернет-сайта: какой способ охраны выбрать? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 10.

22. Щербак Н.В. Проблемы правовой охраны нетрадиционных объектов авторского права // Законодательство. 2013. № 2.

З а д а ч и

1. Между творческим объединением «Артист» (лицензиар) и телекомпанией «Н.» (лицензиат) был заключен лицензионный договор, по условиям которого лицензиар предоставил лицензиату исключительное право на использование перечисленными в договоре способами оригинального формата производства телевизионной передачи (развлекательного шоу), который был зафиксирован в регламенте производства соответствующей передачи (в нем содержалось описание концепции передачи и конкретных приемов по ее созданию). Договор исполнялся сторонами надлежащим образом: телекомпания осуществляла производство развлекательного шоу, которое пользовалось значительным успехом у зрителей, в формате, обусловленном лицензионным договором. По истечении срока действия договора стороны прекратили сотрудничество.



Через несколько месяцев творческому объединению стало известно о том, что телекомпания начала производство и выпуск в эфир телепередачи, формат которой практически идентичен формату того развлекательного шоу, разрешение на производство которого ранее предоставлялось телекомпании по лицензионному договору с творческим объединением (идеи обеих передач, их основные действующие лица и суть совершаемых ими действий были одинаковыми).

В этой связи творческое объединение посчитало, что телекомпания нарушает принадлежащие ему исключительные авторские права на телеформат и обратилось за консультацией к юристу.

Дайте правовую оценку сложившимся между сторонами фактическим отношениям.

Можно ли признать телеформат охраноспособным объектом авторских прав?

Какое правовое обоснование и конкретные исковые требования целесообразно представить со стороны творческого объединения?

2. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД по г. Н. при осмотре помещения торгово-производственной фирмы были обнаружены три персональных компьютера, на жестких дисках которых были установлены программные продукты (фоторедакторы), обладающие признаками контрафактности. О производстве данной проверки было уведомлено ООО, являющееся обладателем исключительных прав на соответствующие программы. Сотрудник ООО изучил установленные на изъятых компьютерах программы и подтвердил, что лицензионных соглашений об их приобретении торгово-производственной фирмой с ООО не заключалось.



С учетом этих обстоятельств ООО решило обратиться в суд с иском о взыскании с торгово-производственной фирмы компенсации за нарушение исключительных прав на предположительно контрафактные программы.

При рассмотрении дела в суде представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска. Он не стал отрицать, что фирма не заключала с ООО лицензионного договора о приобретении права на использование программ. Однако в то же время он указывал на то, что сотрудники фирмы не записывали спорные программы в память компьютеров и не пользовались ими, поскольку эти персональные компьютеры были приобретены фирмой у фотостудии уже бывшими в употреблении с установленным программным обеспечением. Таким образом, по мнению представителя ответчика, истцом не доказан факт использования фирмой спорного программного обеспечения, а сам по себе факт хранения программного обеспечения в памяти компьютеров в отсутствие доказательств его использования не является нарушением прав истца.

Оцените доводы ответчика. Какие действия с точки зрения действующего российского законодательства и норм международных договоров следует считать использованием программы для ЭВМ? Относятся ли к таким действиям запись программы в память ЭВМ и ее хранение в памяти (на жестком диске) персонального компьютера? Каким образом должно быть распределено между сторонами бремя доказывания в настоящем случае?

3. В 1930–1940-х гг. советским писателем Н. был создан ряд литературных произведений, которые были опубликованы при его жизни. Н. плодотворно работал до самой смерти и умер в октябре 1942 г.

В 2015 г. наследникам Н. стало известно о том, что один из романов Н. был издан несколько месяцев назад без их разрешения. Они обратились в суд с иском о взыскании компенсации с издательства, ссылаясь на то, что являются обладателями исключительного права на созданное Н. произведение. Со своей стороны, издательство утверждало, что все произведения Н. уже являются общественным достоянием, а потому могут использоваться любыми лицами свободно, в связи с чем издательство не должно было испрашивать разрешения у наследников Н. на издание его романа, тем более, что ранее он уже неоднократно публиковался другими организациями с разрешения самого Н.

Кто прав в этом споре?

Для ответа на вопрос определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и установите дату окончания срока действия исключительного авторского права в отношении романа Н.

4. Издательство А. обратилось в суд с иском к издательству Б., требуя взыскать компенсацию в связи с изготовлением и распространением организацией-ответчиком нескольких произведений умершего в 1970 г. немецкого писателя Н., исключительные права на которые принадлежат издательству А.

Издательство Б. иск не признало, ссылаясь на то, что произведения писателя Н., о которых идет речь в иске, были впервые опубликованы в Германии в 1967-1969 гг., т. е. до присоединения СССР ко Всемирной конвенции по авторскому праву, а потому на территории Российской Федерации как правопреемницы СССР должны считаться общественным достоянием.

Определите правовые нормы, подлежащие применению в данном случае, и решите возникший спор.

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

1. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15.
2. См.: п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.


Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное.


2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.


3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.




Комментарии к ст. 1294 ГК РФ


1. Комментируемая статья призвана заменить правовое регулирование, которое осуществлялось гл. 4 Закона об архитектурной деятельности.

Однако в отличие от указанной главы в ст. 1294 регулирование осуществляется комплексно в отношении как объектов архитектуры, так и объектов градостроительства и садово-паркового искусства.

При рассмотрении данной статьи прежде всего необходимо отметить определенные особенности в отношении объекта права.

Произведением архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства признается соответствующий проект. Это следует из пункта 1 комментируемой статьи, а также из п. 1 ст. 1259 ГК.

В то же время представляется необоснованным отнесение к объекту авторского права разработанной на основе архитектурного проекта документации для строительства, как это было указано в п. 2 ст. 16 Закона об архитектурной деятельности. Эта документация представляет собой результат использования соответствующего произведения, но не само произведение. Произведение архитектуры - это результат творческой деятельности, воплощенный в проекте, чертежах, изображениях и макетах, а также в архитектурном объекте.

В целях защиты прав автора в Кодексе предусматривается (в качестве диспозитивной нормы) возможность только однократного использования архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации (абз. 2 п. 1). Такая же норма была предусмотрена п. 5 ст. 17 Закона об архитектурной деятельности.

2. Практическая реализация проекта требует четкого и правильного воплощения как идей, так и инженерно-технических решений, заложенных в проекте. Поэтому автор проекта наделяется соответствующими правами авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания (сооружения), за устройством садово-паркового ансамбля либо иной реализацией соответствующего проекта. Данные права предоставляются автору во всех случаях, и договором, в соответствии с которым создан проект, эти права не могут быть исключены.

В настоящее время действует Свод правил СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", одобренный и введенный в действие Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44. В пункте 4.1 данного Свода правил указывается, что авторский надзор "осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации". При этом, как следует из введения, авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику. На практике в отношении авторского надзора заключается договор возмездного оказания услуг, и авторский надзор подлежит отдельной оплате. Судебная практика признает такие договоры и взыскивает соответствующие средства по ним. Как указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа, суд апелляционной инстанции "правильно указал на то, что авторский надзор - это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, заключающийся в наблюдении за процессом реализации этого проекта в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в этой документации, выполняемым работам. В рамках договора истец обязался осуществлять авторский надзор, по отношению к которому подлежат применению нормы о возмездном оказании услуг (ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации)" .

Содержание права авторского надзора раскрывается в п. 6.1 указанного Свода правил, где перечислены "основные права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор". К ним относятся: доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ; ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства; контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал; внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.

3. Помимо авторского надзора и авторского контроля автор проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта (п. 3 ст. 1294). Однако в договоре между ними может быть предусмотрено иное, в т.ч. и согласие сторон, что автор проекта не участвует и не будет участвовать в реализации проекта.

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное.

2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1294 ГК РФ

1. Комментируемая статья в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ и по традиции с ГК РСФСР 1964 г., Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и Законом об авторском праве и смежных правах устанавливает исключительное право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства как на сам проект названных объектов, так и на документацию для строительства и реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

В соответствии со ст. 20 Вводного закона утратила силу гл. IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». К произведениям архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ относятся также проекты, чертежи, изображения и макеты.

Определения произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства можно дать, исходя из понятий, сформулированных в Законе об архитектурной деятельности. Согласно ст. 2 этого Закона архитектурная деятельность — это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

Архитектурным проектом является архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора. Пункт 3 ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимает внешний и внутренний облик объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию, зафиксированную в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации.

Архитектурный объект представляет собой здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта. О понятии здания, сооружения см. комментарий к ст. 1273 ГК РФ. Ландшафт в соответствии с Европейской конвенцией о ландшафтах — это часть территории (в том смысле, как она воспринимается таковой населением), отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и (или) человеческого факторов. Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет природный ландшафт как территорию, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Таким образом, произведение архитектуры представляет собой объект авторского права в виде здания, сооружения, комплекса зданий и сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданных на основе архитектурного проекта, а также проект и выполненная на его основе документация для строительства (чертежи, макеты, эскизы и т.п.).

2. Автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства предоставляются дополнительные права, в частности право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и о запрещении ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Как определено судом, исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такой договор с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя.

———————————
Пункт 9 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.

Порядок осуществления авторского контроля и надзора соблюдается в соответствии с Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44, которым утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» , в соответствии с которым авторский надзор представляет собой один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемых в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил, а также выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; в своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», а также в контроле за исполнением, информированием застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке отдельных ответственных конструкций в процессе строительства.

———————————