Перечень 2 преступлений экономической. Преступления экономической направленности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие преступлений в сфере экономической деятельности. Анализ иных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности. Характеристика проблемы применения нормы об освобождении от уголовной ответственности за совершение преступлений.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2013

    Понятие организованной преступной деятельности и ее криминалистическая характеристика. Организационно-тактические особенности расследования организованной преступной деятельности. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях и по горячим следам.

    реферат , добавлен 15.10.2012

    Основные виды и содержание преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Преступления в сферах денежно-кредитного обращения и финансовой и фискальной деятельности государства. Родовой и видовой группы объектов преступлений.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Виды преступлений в сфере экономической деятельности. Незаконное предпринимательство и его характеристика. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Виды налоговых преступлений. Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица или организации. Неисполнение обязанностей налогового агента. Сокрытие денежных средств либо имущества.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие преступлений в сфере экономической деятельности. Изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг. Уклонение гражданина и организаций от уплаты налогов. Уголовно-правовой анализ воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2009

    Понятие и криминологическая характеристика незаконного оборота оружия. Виды, уголовно-правовая характеристика организованной преступной группы. Формы и виды соучастия. Оружие как товар и орудие преступления в деятельности организованной преступности.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    Особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности в современных условиях. Основные положения методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Расследование фальшивомонетничества и налоговых преступлений.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

Перечней статей

Уголовного кодекса Российской Федерации,

используемых при формировании

статистической отчетности"

Приложение. Перечни статей Уголовного кодекса РФ, используемые при формировании статистической отчетности


Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности

1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:

наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния,
к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст.285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации , не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст.201 УК РФ;

связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением
от его прямых прав и обязанностей;

обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано
с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии
с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

2. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий:ст.141.1*, 184, 204, п."а" ч.2 ст.226.1, п."б" ч.2 ст.229.1, ст.289, 290, 291, 291.1.

2.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела:п."б" ч.3 ст.188 (дата < 08.12.2011).

3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

3.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:ст.174, 174.1, 175, ч.3 ст.210.

3.2. Преступления, относящиеся к перечню в соответствии
с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:ст.294, 295, 296, 302, 307, 309.

3.3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом:пп."а" и "б" ч.2 ст.141, ч.2 ст.142, ст.170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч.1 и 2 п."в" ч.3 ст.286, ст.292, 305.

3.4. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащиморганов местного самоуправления,
а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:п."в" ч.3 ст.226, ч.3 ст.226.1, ч.2 ст.228.2, п."в" ч.2 ст.229, ч. ч.3 и 4 ст.229.1.

3.4.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела при наличии в статистической карточке отметки
о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим
и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:ч.4 ст.188 (дата < 08.12.2011).

3.5. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления,
а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом:чч.3 и 4 ст.183, п."б" ч.3 ст.228.1.

3.6. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления,
а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения:ч. ч.3 и 4 ст.159, ч. ч.3 и 4 ст.160.

4. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

4.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей иного имущества незаконного представления такой выгоды:

ст.159 (за исключением случаев, указанных в п.3.6), 169, 178, 179.

Статьи (пункты, части) УК РФ, которыми предусмотрены преступления коррупционной направленности

Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов , взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Статья 290. Получение взятки.

Статья 291. Дача взятки Статья.

Статья 188. Контрабанда.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.

Статья 174_1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия
и производству предварительного расследования.

Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования.

Статья 302. Принуждение к даче показаний.

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.

Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению
от дачи показаний либо к неправильному переводу.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав
или работе избирательных комиссий .

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Статья 201. Злоупотребление полномочиями.

Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами
и аудиторами.

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями.

Статья 285_1. Нецелевое расходование бюджетных средств.

Статья 285_2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Статья 286. Превышение должностных полномочий.

Статья 292. Служебный подлог.

Статья 305. Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта.

Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Статья 228_2. Нарушение правил оборота наркотических средств
или психотропных веществ.

Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Статья 229_1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем
и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 159. Мошенничество.

Статья 160. Присвоение или растрата.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или

В статье "Отнесение преступлений к категории коррупционной направленности" ("Законность", 2016, N 1) А. Щепотин обратил внимание на отдельные несовершенства перечня N 23 преступлений коррупционной направленности, содержащегося в ныне утратившем силу совместном указании Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ от 31 декабря 2014 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".
По обоснованному мнению автора, отдельные положения перечня N 23 требовали конкретизации и дополнительного разъяснения, что способствовало бы установлению реального уровня коррупционной преступности на территории РФ.
Отметим, что 1 февраля 2016 г. принято новое указание Генеральной прокуратуры РФ N 65/11 и МВД России N 1 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".
Продолжая обсуждение, обратим внимание на перечень N 2 преступлений экономической направленности по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия.
Перечень N 2 преступлений экономической направленности имеет важное значение для оценки в целом деятельности подразделений органов МВД, занимающихся вопросами экономической безопасности и противодействия коррупции. В системе МВД приняты и действуют собственные показатели ведомственной оценки результатов деятельности территориальных ОВД. Для подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции одним из главных показателей является выявление преступлений экономической и коррупционной направленности, доведение этих дел до суда.
Перечень N 2 содержит категории преступлений экономической направленности, которые считаются таковыми без каких-либо условий. Здесь все понятно и ясно. Вопросы возникают в тех случаях, когда для отнесения преступления к числу экономических требуются конкретные дополнительные условия.
В п. 3.3 рассматриваемого перечня N 2 указаны дополнительные условия, при наличии которых выявленное преступление может быть отнесено к числу преступлений экономической направленности, в частности, если преступление совершено лицами: должностными, материально ответственными и иными, выполняющими на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в процессе осуществления ими производственно-хозяйственной или финансовой деятельности.
Подчеркнем, что в редакции аналогичного перечня N 2, действовавшего до 31 декабря 2014 г., не было слов "в процессе осуществления ими производственно-хозяйственной или финансовой деятельности".
Это, казалось бы, незначительное изменение породило серьезную проблему. В частности, она коснулась уголовных дел в отношении работников лесного хозяйства, а также некоторых других категорий (судебных приставов, работников МЧС, Госстройнадзора и др.).
К примеру, в первой половине 2015 года в Республике Татарстан работниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции было выявлено более 100 преступлений в сфере лесного хозяйства по фактам злоупотреблений служебным положением и служебных подлогов. Все они первоначально были отнесены к преступлениям экономической направленности.
Характер этих преступных посягательств заключался в том, что должностные лица - представители ГКУ "Лесничество", ответственные за охрану государственного имущества (леса), а также наделенные правом составления административных протоколов в отношении нарушителей, злоупотребляя должностными полномочиями, занимались фальсификацией документов. На посторонних либо знакомых с фигурантами граждан составлялись фиктивные протоколы об административном правонарушении, назначалось наказание в виде небольшого штрафа. При этом умысел фигурантов был разным - от банального желания мнимого улучшения результативности своей работы, незаконного получения надбавок к заработной плате и премий, непривлечения к дисциплинарной ответственности, карьеризма до сокрытия случаев причинения крупного ущерба государству (в основном в виде самовольной вырубки лесных насаждений).
Прокуратура Республики Татарстан, строго следуя требованиям перечня N 2, поставила вопрос о снятии указанных преступлений с учета как преступлений экономической направленности, так как по этим делам не было необходимого дополнительного условия: совершение преступлений в процессе осуществления производственно-хозяйственной или финансовой деятельности. Ведь из обстоятельств уголовных дел следовало, что преступления работниками лесной службы совершались в процессе осуществления (а точнее - неосуществления) ими контрольных функций. Соответственно, все эти преступления были переведены в разряд общеуголовных.
Возникшая проблема обсуждалась на совместных совещаниях. По мнению МВД по Республике Татарстан, представители лесничеств имеют непосредственное отношение к производственно-хозяйственной функции. Одной из целей создания лесничеств является воспроизводство лесов в их границах (это закреплено в уставах лесничеств, должностных инструкциях служащих лесничеств). Из этих же документов следует обязанность лесничеств, их служащих по охране, защите имущества - леса.
В свою очередь, любая производственная деятельность является составляющей хозяйственной деятельности. Кроме этого, в подп. "а" п. 3.3 перечня N 2 предусмотрено, что к преступлениям экономической направленности могут относиться деяния, совершенные лицами, имеющими доступ к предмету преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы, а также выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится без материальной ответственности.
Соответственно, исходя из состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ (служебный подлог), предметом преступления может выступать бланк административного протокола (согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 предметом служебного подлога является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия).
Как считают в МВД, отнесение преступлений указанной категории к общеуголовной преступности ошибочно. Без инициативной работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции подобные преступления не будут выявляться. Не все должностные преступления напрямую связаны с осуществлением производственно-хозяйственной, финансовой деятельности или безусловно относятся к экономическим в соответствии с перечнем. Они отличаются высокой латентностью и при продолжении практики их отнесения к категории общеуголовных могут остаться невыявленными, что повлияет на общий уровень коррупции. С учетом изложенного отдельные условия отнесения преступлений к экономической направленности, содержащиеся в перечне N 2, не способствуют активизации работы органов внутренних дел по выявлению преступных посягательств, в частности в сфере лесопользования.
На наш взгляд, доводы работников МВД заслуживают внимания. В настоящее время органы прокуратуры ощущают значительное снижение и даже полное отсутствие активности работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению должностных преступлений со стороны лесничих, приставов и др. "Это не идет нам в зачет как экономическое преступление, зачем выявлять такие преступления?" - обоснованно задаются они вопросом. Другие службы МВД не ориентированы на работу в этой сфере.
В связи с этим необходимы соответствующие совместные разъяснения Генеральной прокуратуры и МВД. Полагаем, что предусмотренное п. 3.3 перечня N 2 дополнительное условие о совершении преступления "в процессе осуществления ими производственно-хозяйственной или финансовой деятельности" является излишним и подлежит исключению.