Какие права принадлежат авторам архитектурных произведений. Как защитить права на архитектурный проект

«Вы создаёте проект»

Казалось бы, что тут сложного: приняли заказ, составили договор и техническое задание к нему, получили аванс, разработали проектную и/или конструкторскую документацию, сдали результат и получили оплату.

Обычные подрядные работы – действительно просто, но только если вы считаете, что именно документы стоят денег, а не права.

– Права на что? – спросите вы.

– Интеллектуальные права на проект и его реализацию.

«Если в договоре про права нет ни строчки, то права по умолчанию не передаются от Авторов»

Это хорошая новость. Однако есть новость плохая: многие Заказчики так не думают или не хотят думать. Они получили документацию и на основании ее реализуют не один экземпляр, а второй и даже третий, хотя Автор не хотел, чтобы на основании переданной документации было построено два и более объектов (в таком случае документация стоила бы дороже). Такое отношение к архитекторам часто приходится встречать, причём как у государственных Заказчиков, так и у частных инвесторов и крупных компаний.

«Документация сама по себе не является объектом исключительных прав»

Состав, содержание и оформление проектной документации будут различными в зависимости от вида проектирования и соответствующей отрасли. Но объединяет их одно: особый правовой режим проекта как результата интеллектуальной деятельности. Дело в том, что авторское проектирование всегда заключает в себе значительную творческую составляющую, а значит в результате создаются охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности.

В то же время, создаваемая по договору документация сама по себе не является объектом исключительных прав – это объективная форма, выражение и материальный носитель произведения архитектуры (или дизайна), науки, секрета производства (ноу-хау) или технологии. В юридической литературе высказывается мнение о том, что конструкторская документация – это и есть проект дизайна (См.: Ландин А.В. Охрана результатов НИОКР в качестве научных произведений // Патенты и лицензии. 2009 ). Но проект, как и любое произведение нематериален – это результат интеллектуальной деятельности, образ, нечто идеальное, которое если и материализуется, то в конкретной вещественной форме, например в документе, или в скульптуре, здании, территории (например, ландшафтный дизайн).

«Практическая реализация проекта защищается законом»

Проект защищается авторским правом, но не только от копирования. В объем защиты, в отличие от других объектов авторского права, включено и исключительное право на практическую реализацию как воплощение проекта (п. 3 ст. 1270 ГК РФ). Но это всё же не охрана содержания, а тоже охрана формы – ведь каждая изготовленная по проекту вещь – это новая объективная форма жизни проекта из неограниченного множества возможных.

Вернувшись в Главу ГК РФ, посвящённую подрядным отношениям, мы видим, что конструкция данного договора не распределяет интеллектуальные права на созданный по договору результат, более того, подрядная модель не предполагает, что проекту будет предоставлена такая защита. Результатом исполнения договора подряда на выполнение проектных работ по мысли законодателя является овеществленная «техническая документация».

Такая техническая проектная документация в Главе 37 ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, но сам договор:

Во-первых, ограничивает возможности подрядчика передавать такую документацию третьим лицам (п. 1 ст. 760 ГК РФ);

Ограничивает возможности заказчика использовать документацию на цели, не предусмотренные договором (ст. 762 ГК РФ);

Предоставляет заказчику право реализовать предусмотренные проектом решения в конкретных изделиях (прямо ГК РФ не предусмотрено, но следует из существа других положений).

«По умолчанию Заказчик прав не получает»

По умолчанию исключительное право осталось у Автора (или правообладателя – работодателя, исполнителя), а право собственности на материальный носитель независимо от интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Поэтому Заказчику кроме ограниченного права использования проекта и права собственности на вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ) ничего не достаётся.

В соответствии с приведенными положениями закона, будучи на стороне исполнителя – архитектора, мы рекомендуем указывать в договоре, что цена включает в себя только стоимость работ (компенсацию издержек и вознаграждение исполнителя за работу - п. 2 ст. 709 ГК РФ) и не включает вознаграждения за передачу интеллектуальных прав, которое может быть существенно выше цены договора подряда.

Но дело не только в этом. Процедура приёмки результатов работ по подряду – это только тест, проверка на соответствие техническому заданию. Никакие другие претензии от Заказчика Подрядчик не принимает и в этом абсолютно прав: распишись в получении сделанной документации и оплати работу. При этом, получив ценную вещь – материальный носитель, – Заказчик никаких интеллектуальных прав не приобретает.

«Заказчик не понимает, что это такое - проект»

А теперь примем во внимание то, что созданная по договору подряда документация может быть признана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, оцифровать – всё это Заказчику по договору подряда «не дано». Как правило, Заказчик не до конца понимает, что это такое – проект, что это такое – произведение дизайна или архитектуры.

Такое непонимание оборачивается не в пользу обеих сторон договора: Заказчик начинает нарушать права архитектора, а архитектор справедливо возмущается и требует компенсации за нарушение прав.

А если бы стороны все эти моменты урегулировали в процессе заключения договора и включили в договор пункты о правах на интеллектуальную собственность и их распределение в результате исполнения договора, то спора можно было бы вовсе избежать. Если же спор не избежать, то в суде с таким договором у вас будет намного больше шансов доказать нарушение своих прав.

«Этому решению должны порадоваться все архитекторы»

Наш опыт свидетельствует, что в большинстве случаев проектная документация разрабатывается по шаблонным договорам подряда, реже – по договорам на проектирование (как повелось с советских времен). Заключая такой договор, стороны обращают пристальное внимание на порядок исполнения договора, соблюдение сроков, получение согласований и оплаты, нежели на требования к результатам проектирования, его охраноспособности, качеству и обременениям – это всё остаётся Техническому заданию, но такое задание содержит, как правило, только технические требования и соответствие техническим стандартам совместимости, унификации, надежности.

Данному решению должны порадоваться все архитекторы и проектировщики, так как в нём четко разложены
возможные доказательства нарушения авторских прав на проект и существенно расширены возможности для их защиты.

Создание охраняемых авторским правом результатов возможно не только по договорам авторского заказа –
соответствующие положения могут быть предусмотрены и в других гражданско-правовых договорах. Более
приспособлена для таких отношений модель договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, но и она несовершенна с точки зрения правового режима результатов. Следовательно, для
составления договора по каждому новому или нестандартному проекту лучше обращаться к специалисту и при этом
особо пристально обращать внимание на распределение интеллектуальных прав по итогам выполнения договора.

«Договаривайтесь не только о бумаге, но и о правах»

Как известно – договариваться лучше на старте. Если вы разрабатываете проектную документацию, то всегда лучше заранее оговорить права Заказчика на реализацию этого проекта – в каких формах, в каком количестве экземпляров, допустимы ли отступления от проекта, каков порядок согласования с Автором возможных изменений проекта. Не менее важным является вопрос какие права сохраняются за Автором проекта, а какие за его работодателем – Архитектурным бюро, может ли он использовать этот проект в неизменном или измененном виде, передавать на него права другим Заказчикам и т.д.

Как это сделать наилучшим образом, чтобы в последствии при нарушениях оговоренных условий Заказчиком иметь возможность получить компенсацию или пресечь нарушения прав?

На наш взгляд, эти договоренности лучше оформлять путем передачи строго ограниченных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые выражены в проектной документации. Поэтому включение в договор подряда соответствующих нормативных положений об интеллектуальных правах позволит заранее расставить все точки над i, сформировать справедливую цену договора, а также избежать многих ошибок и трудностей по разработке и дальнейшему использованию проектной документации, разрешению споров и возмещения ущерба правообладателей.

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

1. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15.
2. См.: п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».


Субъекты авторского права Автор произведения гражданин, творческим трудом которого создано произведение Правообладатель гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности Автор не всегда является правообладателем и наоборот!


Правовое регулирование Глава 70 ГК РФ (Статья 1259, 1266, 1294) – нормы об авторском праве Параграф 4 главы 37 ГК РФ – специальные нормы о договоре подряда на выполнение проектных работ Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ


Архитектурная деятельность Цель архитектурной деятельности - это создание архитектурного объекта, включает в себя: Творческий процесс создания архитектур- ного проекта Координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции Авторский надзор за строительством архитектурного объекта




Авторские права Использование проекта(получение вознаграждения, воспроизведение) Распоряжение (отчуждение проекта по договору, передача в пользование) Исключительные права на проект Право авторства (право признаваться автором произведения) Право на неприкосновенность произведения Право авторского контроля и надзора Личные неимущественные права на проект


Авторские права Использование архитектурного, градостроительного или садово- паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта (ст ГК РФ)


Распоряжение авторскими правами и их использование Формы 1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение 2. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения 3. Смешанный договор с элементами договора подряда, авторского заказа, лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права на произведение


Архитектурная деятельность иностранных граждан Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами Российские граждане и юридические лица могут осуществлять архитектурную деятельность на территориях иностранных государств, если это не противоречит международным договорам РФ и законодательству РФ Ст ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» Ст ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»


Профессионально-творческие организации архитекторов Общественные профессионально- творческие организации архитекторов осуществляют функции защиты профессиональных интересов архитекторов Научный центр - Российская академия архитектуры и строительных наук


Авторско-правовая охрана Авторско-правовая охрана существует и при отсутствии договорных отношений между автором архитектурного проекта и нарушителем его авторских прав 1) признания права; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) пресечения действий, нарушающих право 4) компенсации морального вреда; 5) публикации решения суда о допущенном нарушении В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется путем:


Можно ли фотографировать здания? Например, чтобы делать снимок здания и потом поместить его в газете, вам необходимо заключить авторский договор с обладателем авторских прав на произведение архитектуры Использование фотографии здания в личных целях допускается



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

С начала 90-х годов в Российской Федерации происходит активный процесс обновления действующего законодательства, обусловленный возникновением насущной необходимости скорейшего придания правовых форм новым общественным отношениям, которые начинали динамично развиваться в тот период. Социально-политические и экономические преобразования в государстве потребовали принципиального изменения правового регулирования и абсолютного большинства общественных отношений, являющихся предметом гражданского права.

Признание за частным интересом права на существование, принцип свободы договора, а также осознание необходимости создания эффективного механизма защиты нарушенных гражданских прав, привело к кардинальному обновлению законодательства в области того раздела гражданского права, который регулирует общественные отношения по охране и использованию результатов творческой деятельности. Важнейшими этапами на этом пути стали принятые в 1992-1993 годах Патентный закон Российской Федерации, Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «О селекционных достижениях», а также Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Особое место в процессе реформирования российского законодательства в целом, и законодательства в области использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности в частности, имело принятие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в которой к числу объектов гражданских прав были прямо отнесены результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).

Одним из последних законов в указанной области является Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», с принятием которого российское законодательство сделало еще один шаг вперед по пути регулирования отношений по охране и использованию произведений науки, литературы и искусства. Наряду с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» является нормативным актом, содержащим подробное правовое регулирование охраны и использования одного из видов произведений, указанных в ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», а именно произведений архитектуры.

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Имущественные и неимущественные права

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет среди объектов авторского права на произведения архитектуры архитектурный объект. В соответствии со статьей 2 этого же Закона архитектурным объектом является здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

До принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» отношение к вопросу принадлежности архитектурного объекта, прежде всего здания (сооружения), к объектам авторского права было самым разным. Дореволюционные авторы однозначно относили отстроенные здания и прочие архитектурные объекты к объектам авторского права. Например, А. Н. Гейне считал само собой разумеющимся, что «к категории подлежащих охранению правом авторским архитектурных произведений следует относить не только здания, дворцы, церкви... но и триумфальные арки, гробницы, памятники» с «придаточной орнаментикой». М. Г. Диканский не сомневался, что отстроенное здание является предметом авторской собственности.

Кроме перечисленных двух мнений существует и третье: авторское право должно охранять не любое возведенное здание и сооружение, не типовое строение, а здание, обладающее «художественностью или архитектурностью».

После принятия Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который прямо назвал архитектурный объект, то есть готовые здания и сооружения, объектом авторского права, большинство авторов согласилось с тем, что готовое, «отстроенное» здание является объектом авторского права. Действительно, нет никакого сомнения, что архитектурный объект, то есть здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений и т. д., является охраноспособным объектом авторского права.

Во-первых, построенное здание является воплощением творческой идеи автора. Это воплощение идеи автора архитектурного проекта даже можно назвать более полным и наглядным по сравнению с проектом или документацией для строительства. М. Г. Диканский точно заметил: «Если бы законодатель... хотел бы признать готовое здание лишенным защиты, он, конечно, не стал бы охранять и чертежи, -- это было бы совершенно бесполезно».

Во-вторых, архитектурный объект следует считать объектом авторского права хотя бы потому, что он появился в результате творческого труда архитектора и выражен в объективной форме.

Трудно согласиться с мнением некоторых авторов, что типовые здания не являются объектом авторского права. Во-первых, все типовые здания построены по конкретным архитектурным проектам, являющимся объектами авторского права, и, во-вторых, авторское право охраняет все произведения независимо от их назначения и достоинства.

Действующее законодательство относит к архитектурным объектам как объектам авторского права интерьеры помещений. Зачастую бывает очень сложно отграничить интерьер помещений от произведений дизайна. На этом основании случается, что авторам интерьера помещений отказывают в защите прав, предоставленных авторам произведений архитектуры.

Так, например, ООО «Кром» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ) об обязании ответчика предоставить возможность провести фото- и видеосъемку интерьеров помещения СЗТУ (дело № А56-11221/98 (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 17.12.1998 N А56-11221/98)). Истец основывал свои требования на том, что ему, как организации, выполнившей работы по проектированию и воссозданию интерьеров помещений, занимаемых СЗТУ, принадлежит такое право в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Ответчик возражал против заявленных требований, считая, что истец является автором произведения дизайна, а не произведения архитектуры, и потому не обладает правом, предоставленным автору произведения архитектуры.

Такая позиция представляется неверной. И дизайн помещения, и интерьер помещения являются фактически одними и теми же произведениями, объектами авторского права. В обоих случаях произведения создаются в целях удовлетворения эстетических и бытовых потребностей собственников или пользователей зданий, строений или помещений. Право доступа предоставлено автору произведения дизайна как произведения изобразительного искусства так же, как право требовать предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку предоставлено автору интерьера как произведения архитектуры. Эти авторские правомочия практически идентичны.

Действующее законодательство среди различных объектов авторского права называет и произведения архитектуры. Пункт 1 статьи 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1) относит к объектам авторского права произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ) определяет как объекты авторского права на произведения архитектуры архитектурный проект, разработанную на его основе документацию для строительства и архитектурный объект. Часть четвертая статьи 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» детализирует перечень архитектурных объектов, относя к ним здания, сооружения, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.

Очевидно, что законодательство относит к числу объектов авторского права самые различные произведения. Одни из них являются результатом художественного творчества, другие же возникают в результате не только художественного, но и технического творчества.

Можно сказать, что произведением архитектуры следует считать любое произведение в сфере архитектурной деятельности независимо от его назначения и достоинства, если оно является результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме.

Специфика архитектурной деятельности состоит в том, что идеи и решения архитектора не сразу воплощаются в зданиях и сооружениях, а вначале объективируются (материализуются) в проекте. Х. А. Пизуке выделяет в проекте его архитектурную часть, то есть объективированные (материализованные) идеи и решения архитектора о функциональной, конструктивной и художественной сторонах будущего здания или сооружения. Кроме этого, выделяется практическая часть -- технические и организационные решения о методах осуществления архитектурных идей и решений в натуре. Признается же объектом авторского права не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Далее автор приходит к выводу, что охраняемую часть архитектурного проекта составляют произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, планы, схемы, разрезы, фасады, перспективы, рисунки, макеты и модели.

Похожее определение понятия архитектурного проекта как произведения архитектуры в смысле объекта авторского права дает А. А. Заславский. По его мнению, произведение архитектуры, именуемое архитектурным проектом, есть результат творческой самореализации личности в архитектурном искусстве, представляющий собой воплощенную в объектах материального мира оригинальную совокупность графических и текстовых знаков и символов, а также условных объемно-пространственных структур, отображающих композиционное построение архитектурного объекта, художественное оформление его внешнего и внутреннего облика.

С точкой зрения Х. А. Пизуке можно согласиться. Действительно, творческий характер имеет только та часть проекта, которую он называет архитектурной частью. «Практическая» его часть имеет техническое содержание и не требует при создании творческого подхода. Эту точку зрения с некоторыми изменениями, продиктованными действующим законодательством, следует поддержать. А вот с определением понятия архитектурного проекта как объекта авторского права, данным А. А. Заславским, можно согласиться только с точки зрения теории архитектуры, но не науки и практики авторского права. Определение A. A. Заславского не конкретизирует четко, что же является объектом авторского права: весь архитектурный проект или его часть. К тому же не понятно, что представляет собой архитектурный проект с правовой точки зрения.

Действующее законодательство по-разному определяет понятие архитектурного проекта. Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» называет архитектурным проектом архитектурную часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащую архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Другим нормативным актом, регламентирующим процесс архитектурной деятельности, является принятая постановлением Минстроя Российской Федерации от 30.06.95 № 18-64 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений -- СНиП 11-01-95 . Пункт 4.1 СНиП 11-01-95 перечисляет разделы, из которых состоит проект на строительство:

общая пояснительная записка;

генеральный план и транспорт;

технологические решения;

организация и условия труда работников;

архитектурно-строительные решения;

инженерное оборудование, сети и системы;

организация строительства;

охрана окружающей среды;

инженерно-технические мероприятия гражданской обороны;

сметная документация;

эффективность инвестиций.

Раздел «Архитектурно-строительные решения» в соответствии с пунктом 4.1.5 СНиП 11-01-95 состоит из сведений об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства; описания и обоснования архитектурно строительных решений; мероприятий по электро-, взрыво- и пожаро-безопасности; мероприятий по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии; основных чертежей -- планов, разрезов и фасадов основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций. Представляется, что из перечисленных составляющих проекта на строительство произведением архитектуры как объектом авторского права можно считать только архитектурные решения (основные чертежи и т. д.) раздела «Архитектурно-строительные решения». Ведь только они создаются творческим трудом в полном смысле этого слова. Все остальные составляющие проекта, будь то технологические решения, сметная документация и прочее, не требуют творческого подхода в процессе своего создания.

Статья 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» дает определение архитектурного решения. Это авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства. Таким образом, архитектурным проектом как объектом авторского права можно считать только его архитектурную часть, называемую архитектурным решением, выраженную в рисунках, эскизах, чертежах, планах, разрезах, схемах, моделях и т. д.

Специфика правового регулирования архитектурной деятельности

Авторскому праву на произведения архитектуры в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», а именно произведений архитектуры, отведена специальная глава, состоящая из четырех статей. Нормы авторского права содержатся и в других статьях закона. Существенные правовые новеллы, направленные на расширение круга как личных неимущественных, так и имущественных прав архитектора, как автора архитектурного проекта, также отличают правовую форму общественных отношений в области создания и использования произведений архитектуры, установленную Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от общего правового режима по использованию произведений.

Насущная необходимость обстоятельного анализа и подробного изучения цивилистической наукой авторско-правовых отношений в области архитектурной деятельности обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, возникла потребность в выявлении специфики правового регулирования архитектурной деятельности не столько как материального производства, сколько производства духовного. Так, в науке оставлен без внимания такой аспекты проблемы как соотношение результатов архитектурной деятельности как материального производства и как соответствующей интеллектуальной деятельности, в связи с чем переосмыслению подлежит само понятие «произведение архитектуры» как объект авторского права.

Во-вторых, формирование новейшего российского законодательства привело к кардинальному обновлению всей гражданско-правовой доктрины в области авторского права. Существенному расширению подвергся не только перечень произведений, охраняемых авторским правом, но изменился и уровень правовой охраны прав, как самих авторов, так и правомерно использующих произведение лиц. Детальное изучение авторских правоотношений в отдельных областях творческой деятельности стало при этом первостепенной задачей. В области авторского права на произведения архитектуры научному анализу необходимо подвергнуть не только вопрос о сущности произведений архитектуры, но и особенности правового статуса автора этих произведений, содержание субъективных авторских прав, специфику договорных отношений при создании и использовании архитектурных произведений и другие вопросы.

Вместе с тем, следует отметить, что теоретическое исследование проблемы авторского права в области архитектурной деятельности имеет важное практическое значение, поскольку осмысление закономерностей правового регулирования в данной сфере является существенным фактором как в совершенствовании законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике.

В современной правоприменительной практике встречаются попытки признать задание на проектирование результатом творческого труда и на этом основании признать лицо, выдавшее техническое задание на проектирование, соавтором архитектурного произведения.

Так, например, ООО «Сора» обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Рубеж» в защиту авторских прав на архитектурный проект (дело № А56-27782/02).

Ответчик возражал против заявленных требований, считая себя правомочным обладателем авторских прав на архитектурный проект. Его позиция основывалась на том, что ООО «Рубеж» при заключении договора с ООО «Сора» на создание архитектурного проекта передало последнему задание на проектирование. Задание на проектирование подготовили сотрудники ООО «Рубеж», соответственно, они являются соавторами архитектурного проекта, а так как задание на проектирование создавалось как служебное задание, то оно является служебным произведением, и потому права на использование архитектурного проекта принадлежат работодателю, то есть ООО «Рубеж». авторский право архитектура неприкосновенность

Такая позиция не соответствует ни действующему законодательству, ни доктрине авторского права. Несмотря на то что техническое задание на проектирование входит в состав проекта на строительство (приложение А и Б к СНиП 11-01-95), оно не является частью архитектурного проекта или архитектурного решения. Задание на проектирование представляет собой всего лишь приложение к проекту и не имеет отношения к архитектурному проекту или архитектурному решению как объекту авторского права. Конечно, выдаваемое заказчиком задание на проектирование способно оказать существенное влияние на творческий процесс создания архитектурного проекта. Заказчик исходя из экономических и иных интересов может установить достаточно узкие рамки для творческой деятельности архитектора. Но, даже если архитектурный проект выйдет за рамки задания на проектирование и заказчик откажется принять такой архитектурный проект, ничто не помешает признать этот архитектурный проект объектом авторского права. Очевидно, что на основании одного и того же технического задания разные авторы своим творческим трудом создадут разные архитектурные произведения. Таким образом, техническое задание следует отнести к технической части архитектурного проекта или архитектурного решения и не признавать его частью объекта авторского права.

Понятно, что разные определение и наименование в действующем законодательстве одного и того же объекта авторского права -- архитектурный проект по Закону РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и архитектурное решение по СНиП 11-01-95 -- не способствуют единообразному толкованию и применению норм права. В связи с этим, наверное, было бы целесообразно внести надлежащие изменения в законодательство, а именно в Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». СНиП 11-01-95 более логично и точно выделяет разделы в проекте на строительство, обосновывает содержание этих разделов и выделяет из всего содержания проекта именно творческую его часть. Поэтому было бы правильнее обозначить один из объектов авторского права на произведение архитектуры не как «архитектурный проект», а как «архитектурное решение». Тем более что определение понятия «архитектурное решение» уже дано в статье 2 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и требует лишь небольшой корректировки.

Документация архитектурного проекта

Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» впервые назвал одним из объектов авторского права на произведения архитектуры документацию для строительства, разработанную на основе архитектурного проекта.

Существует мнение, что документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, является результатом реализации архитектурного проекта и именно поэтому должна охраняться авторским правом. Думается, что это мнение является лишь повторением содержания пункта 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Между тем указание законодателя на этот объект авторского права не раскрывает его содержания. В то же время другой нормативный акт, регламентирующий архитектурную деятельность, а именно СНиП 11-01-95, называет этот объект авторского права по-другому.

СНиП 11-01-95 содержит пункт 4.3, который называется «Рабочий проект». Рабочий проект является сокращенным по объему и составу проектом на строительство, и в состав рабочего проекта включается рабочая документация. Какие разделы проекта на строительство исключены из рабочего проекта в СНиП 11-01-95, не указано. Представляется, что исключены следующие разделы -- общая пояснительная записка, охрана окружающей среды, мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, сметная документация, эффективность инвестиций. Несомненно, что в рабочем проекте оставлены такие разделы, как архитектурно-строительные решения, технологические решения, решения по инженерному оборудованию. Таким образом, составляющей частью рабочего проекта являются и архитектурные решения.

Назначение рабочего проекта -- способствовать практической реализации проекта на строительство. Поэтому, по моему мнению, понятие «документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта» (пункт 2 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»), и понятие «рабочий проект» (пункт 4.3 СНиП 11-01-95) имеют одно значение.

Поскольку документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, или, иными словами, рабочий проект, является сокращенным по объему и содержанию проектом на строительство и в нее в обязательном порядке входит архитектурный проект, или, иными словами, архитектурное решение, охраняемый авторским правом, то именно поэтому и сама документация для строительства охраняется авторским правом. Недаром пункт 3 статьи 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» признает именно за автором архитектурного проекта авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства.

Таким образом, следующим объектом авторского права на произведение архитектуры является документация для строительства, разработанная на основе архитектурного проекта, которая представляет собой сокращенный по объему и составу проект на строительство, или рабочий проект.

1. Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и настоящим Федеральным законом.

3. Гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Ему принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и на архитектурный объект.

4. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную или организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и строительства, контроль за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами.

1. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта.

2. Автор архитектурного проекта имеет также исключительное право осуществлять или разрешать воспроизведение, распространение, публичный показ и переработку своего архитектурного проекта, разработанной на его основе документации для строительства, а также изображений архитектурного объекта, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

3. Передача исключительных прав, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется на основании договоров.

4. Размер авторского вознаграждения за использование произведения архитектуры определяется договором и не может быть ниже минимальных ставок авторского вознаграждения, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

5. Использование архитектурного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. При этом архитектурный проект, а также выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно исключительно с согласия автора архитектурного проекта и с выплатой автору или его наследникам авторского вознаграждения.

1. Автор архитектурного проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта в порядке, установленном федеральным органом архитектуры и градостроительства, а также имеет другие личные неимущественные права, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

2. Автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

1. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

2. Договор между работодателем и автором должен содержать предусмотренные Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Заключение

Таким образом, можно предположить, что никакого принципиального различия между произведениями графики, дизайна и произведениями архитектуры (архитектурный проект, интерьер) нет. Эти произведения схожи и в своей неразрывной связи с материальными носителями, и в объективной форме своего выражения, и в своем практическом применении, и даже в дополнительных правах, предоставленных авторам этих произведений. А потому только сам автор произведения вправе определять, чем оно является: произведением дизайна или произведением архитектуры.

архитектурный проект, а именно часть проекта на строительство, называемая архитектурным решением;

разработанная на основе архитектурного проекта документация для строительства, а именно рабочий проект как сокращенный по объему и содержанию проект на строительство;

архитектурный объект, то есть любое построенное здание, сооружение и т. д. как воплощенный в объемно-пространственной форме архитектурный проект.

Список используемой литературы

1. Конституция российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ, 2008, ст.44;

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая.// СЗ РФ, 2006, гл. 70, 71;

3. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006. (Серия "Классический университетский учебник");

5. Пиленко А. А. Право изобретателя. ? М.: Статут, 2001. (Классика российской цивилистики).

8. Близнец И.А. Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского и смежных прав. // www.copyright.ru.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Институт авторского права, его основные компоненты и проблематика. Особенности исключительных прав. Субъекты авторских прав в современной России. Защита имущественных и личных неимущественных прав авторов. Права третьих лиц на объекты авторского права.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие авторского права, его цели, задачи, объекты и субъекты. Основные нормативно-правовые источники авторского права. Возникновение и осуществление авторских прав. Пределы осуществления авторских прав. Истечение срока действия авторского права.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Понятие и экономические аспекты авторского права. Субъекты авторского права, субъективные авторские права, их сущность как одного из институтов гражданского права. Виды и объекты авторских прав, Свободное использование произведений. Защита авторских прав.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2016

    Понятие авторского произведения, анализ его специфики и системы исключительных прав. Основные источники правового регулирования. Особенности авторского права России. Содержание авторского произведения и его виды. Исключительные права как имущественные.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2013

    История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие, история развития, нормы и принципы авторского права, его субъекты и объекты. Права авторов и иных лиц, условия, способы охраны и защиты. Применение законодательства о защите авторских и смежных прав, административная и уголовная ответственность.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.


Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное.


2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.


3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.




Комментарии к ст. 1294 ГК РФ


1. Комментируемая статья призвана заменить правовое регулирование, которое осуществлялось гл. 4 Закона об архитектурной деятельности.

Однако в отличие от указанной главы в ст. 1294 регулирование осуществляется комплексно в отношении как объектов архитектуры, так и объектов градостроительства и садово-паркового искусства.

При рассмотрении данной статьи прежде всего необходимо отметить определенные особенности в отношении объекта права.

Произведением архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства признается соответствующий проект. Это следует из пункта 1 комментируемой статьи, а также из п. 1 ст. 1259 ГК.

В то же время представляется необоснованным отнесение к объекту авторского права разработанной на основе архитектурного проекта документации для строительства, как это было указано в п. 2 ст. 16 Закона об архитектурной деятельности. Эта документация представляет собой результат использования соответствующего произведения, но не само произведение. Произведение архитектуры - это результат творческой деятельности, воплощенный в проекте, чертежах, изображениях и макетах, а также в архитектурном объекте.

В целях защиты прав автора в Кодексе предусматривается (в качестве диспозитивной нормы) возможность только однократного использования архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации (абз. 2 п. 1). Такая же норма была предусмотрена п. 5 ст. 17 Закона об архитектурной деятельности.

2. Практическая реализация проекта требует четкого и правильного воплощения как идей, так и инженерно-технических решений, заложенных в проекте. Поэтому автор проекта наделяется соответствующими правами авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания (сооружения), за устройством садово-паркового ансамбля либо иной реализацией соответствующего проекта. Данные права предоставляются автору во всех случаях, и договором, в соответствии с которым создан проект, эти права не могут быть исключены.

В настоящее время действует Свод правил СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", одобренный и введенный в действие Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44. В пункте 4.1 данного Свода правил указывается, что авторский надзор "осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации". При этом, как следует из введения, авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику. На практике в отношении авторского надзора заключается договор возмездного оказания услуг, и авторский надзор подлежит отдельной оплате. Судебная практика признает такие договоры и взыскивает соответствующие средства по ним. Как указано в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа, суд апелляционной инстанции "правильно указал на то, что авторский надзор - это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, заключающийся в наблюдении за процессом реализации этого проекта в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в этой документации, выполняемым работам. В рамках договора истец обязался осуществлять авторский надзор, по отношению к которому подлежат применению нормы о возмездном оказании услуг (ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации)" .

Содержание права авторского надзора раскрывается в п. 6.1 указанного Свода правил, где перечислены "основные права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор". К ним относятся: доступ во все строящиеся объекты строительства и места производства строительно-монтажных работ; ознакомление с необходимой технической документацией, относящейся к объекту строительства; контроль за выполнением указаний, внесенных в журнал; внесение предложений в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительных и монтажных работ, выполняемых с выявленными нарушениями, и принятии мер по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с законодательством.

3. Помимо авторского надзора и авторского контроля автор проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта (п. 3 ст. 1294). Однако в договоре между ними может быть предусмотрено иное, в т.ч. и согласие сторон, что автор проекта не участвует и не будет участвовать в реализации проекта.