Договор об отчуждении исключительных прав на произведения изобразительного искусства

ДОГОВОР

на произведения изобразительного искусства

№ ______

(место заключения договора)

и, именуем___ в дальнейшем «Приобретатель»,

(наименование организации)

(должность, Ф. И.О.)

в дальнейшем равно именуемые по отдельности «Сторона», а совместно – «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ.

1.1. Настоящий Договор носит рамочный характер и устанавливает отношения Автора и Приобретателя в отношении неопределенно широкого и заранее неопределенного числа Произведений одного Автора и прав на них, относительно которых заранее не известно, будут ли они созданы и переход прав на которые от Автора к Производителю не предполагается и не может предполагаться заранее и обусловлен не только фактом создания Автором Произведения, но и отчуждения прав на него по специально заключаемой Спецификации.

1.2. Дополнительное соглашение – двустороннее соглашение Сторон по вопросам, предусмотренным настоящим Договором, непосредственно относящимся к предмету Договора или затрагивающим его, которое, по отдельности или в совокупности, устанавливает, дополняет, изменяет, ограничивает, расширяет, отменяет (прекращает) и приводит в действие условия настоящего Договора и является его неотъемлемой частью.

1.4. Произведение – художественное творение Автора, представляющее собой аудиовизуальное произведение искусства – в виде визуального изображения, включающего текстовую, графическую и другую информацию и звуковое сопровождение, созданное творческим трудом Автора, на которую распространяется режим объектов авторского права и смежных прав. Произведение не ограничивается статическим состоянием, отображаемым в Эскизе, и является художественным образом с единым творческим замыслом и различными возможными вариантами исполнения в неограниченном количестве. Произведение является результатом интеллектуальной деятельности Автора и объектом его права интеллектуальной собственности . Произведение может быть единичным (одноэлементным) или композиционным (многоэлементным). Произведение может содержать в своем составе Центральный персонаж и Персонажи (далее Персонажи) Произведения (изображение, животного или предмета выполненное в реалистическом, абстрактном или ином стиле). Если Произведение состоит из одного элемента, то на него распространяется режим Центрального персонажа.

1.5. Эскиз – исполнение Произведения в виде изображения на бумажном носителе для целей настоящего Договора при передаче исключительных прав. Эскиз Произведения признается авторским оригиналом (образцом) и гарантирует индивидуализацию Произведения как объекта интеллектуальной собственности. В случае, если Произведение содержит звуковое сопровождение, то в Эскиз включается текстовое вербальное описание звуковой части, а Файл должен включать звуковой ролик.

1.6. Файл – Произведение, записанное в электронном виде для целей настоящего Договора при передаче исключительных прав, в один или несколько файлов одного или нескольких форматов, в зависимости от состава Произведения.

1.7. Спецификация об отчуждении исключительных прав на произведение изобразительного искусства (далее – Спецификация) – разновидность дополнительного соглашения – дополнительное соглашение разового характера к настоящему Договору, имеющее своим предметом отчуждение исключительных прав на одно конкретное Произведение изобразительного искусства на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

1.8. Акт приема-передачи Произведения и исключительных прав на него (далее – Акт) – двусторонний документ, подписываемый Автором и Приобретателем и фиксирующий исполнение возникших из конкретной Спецификации обязательств Автора передать, а Приобретателя – принять Произведение и исключительные права на него. Данный Акт фиксирует как переход исключительных прав на Произведение, так и переход Эскиза Произведения и Файла с Произведением.

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.

2.1. Автор обязуется передавать Приобретателю исключительные права на свои Произведения в объеме и на условиях, определенным настоящим Договором, а Приобретатель обязуется приобретать указанные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности и сам результат интеллектуальной деятельности на условиях настоящего Договора.

2.3. После передачи Приобретателю будет принадлежать исключительное право использовать Произведение в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ.

1) На неприкосновенность Произведения. Приобретатель сможет по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

2) Использования Произведения или его отдельных элементов независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в частности, следующими способами:

Воспроизведение Произведения или его отдельных элементов в любой форме, любыми способами, т. е. изготовление Произведения или его части в любом количестве экземпляров (тиражирование) в любой материальной или виртуальной форме и на любом носителе;

Распространение Произведения или его отдельных элементов путем продажи или иного отчуждения его экземпляров на соответствующих носителях;

Публичный показ Произведения или его отдельных элементов, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра Произведения;

Переработка Произведения или его отдельных элементов, то есть изменение его размера, цвета, местоположения на плоскости и в пространстве, в том числе относительно других объектов, и иных характеристик Произведения в целом или его отдельных элементов, перекомпоновка, удаление или дополнение элементов, а также любые другие преобразования Произведения или его отдельных элементов по усмотрению Приобретателя при условии, что такие изменения не повлекут столь существенное изменение преобразованного Центрального Персонажа и Персонажей Произведения, при котором оно или его части перестанут восприниматься как исходное Произведение или как исходные части Произведения.

3) На импорт, экспорт оригинала или экземпляров Произведения на любых материальных носителях в целях распространения Произведения.

4) На распоряжение Произведением – переуступку на договорных условиях полученных по настоящему Договору прав неограниченному кругу третьих лиц.

2.4. Отсутствие в перечне п. 2.3. настоящего Договора тех или иных прав и полномочий, отчуждаемых Автором Приобретателю, не должно толковаться как отсутствие, отрицание, умаление, ограничение, искажение данных прав и полномочий и как иные неприемлемые для Автора обстоятельства и последствия.

2.5. Права по настоящему Договору передаются на срок действия исключительного права на Произведение в соответствии с законодательством Российской Федерации .

2.6. Действие передаваемых исключительных прав не ограничивается территорией Российской Федерации, равно как и иными территориальными пределами.

2.8. Автор передает Приобретателю исключительные права только на те Произведения и Персонажи, которые отражены в Эскизах, оформляемых к настоящему Договору. На иные произведения Автор сохраняет свои права в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.9.

2.9. Автор не сохраняет за собой права использовать переданные Произведения самостоятельно или предоставлять аналогичные права на их использование третьим лицам. Автор также утрачивает указанные права в отношении любых созданных им вариантов разработки (работы над Произведением в процессе его создания до передачи прав на Произведение) и переработки (после передачи прав на Произведение) ранее отчужденного им Произведения, при условии, что Произведение и Персонажи Произведения продолжают восприниматься как исходные.

2.10. Права на каждое Произведение, передаваемые по настоящему Договору, подлежат передаче равным образом без каких-либо изъятий, оговорок, ограничений и исключений в отношении одного или нескольких Произведений из числа тех, права на которые передаются.

2.11. Передача исключительных прав на Произведение от Автора к Приобретателю может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В случае передачи исключительных прав на возмездной основе Приобретатель обязан также уплатить Автору вознаграждение в обусловленных настоящим Договором размере и порядке.

2.12. Автор соглашается на хранение, обработку и использование своих персональных данных Приобретателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, а Приобретатель обязуется обеспечить защиту персональных данных Автора.

3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА.

МОМЕНТ ПЕРЕХОДА ПРАВ.

3.1. При заключении настоящего Договора Стороны обязаны обеспечить свою идентификацию и указать реквизиты для связи и осуществления взаимных расчётов (раздел 16 настоящего Договора). Автор предоставляет Приобретателю копию документа, удостоверяющего его личность, которая Приобретателем сверяется с оригиналом, заверяется и остается в распоряжении последнего, а также сообщает банковские реквизиты.

3.2. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация Произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3.3. Переход исключительных прав на Произведение от Автора к Приобретателю осуществляется на основании Спецификации к настоящему Договору, заключаемой Сторонами в отношении конкретного Произведения. Все права и обязанности Сторон, обусловленные передачей исключительных прав на конкретное Произведение, возникают с момента заключения в отношении него Спецификации. Спецификация может заключаться в отношении как одного, так и нескольких Произведений.

3.4. Для подтверждения перехода прав Автор передает Приобретателю Эскиз Произведения. Для использования Произведения и реализации прав на него Автор передает Приобретателю экземпляр Произведения в виде Файла, содержащего Произведение в электронном виде. Вместо Файла допускается передача подлинника Произведения.

3.5. Автор передает Произведение Приобретателю в виде подробного Эскиза на бумажном носителе в качестве Приложения к настоящему Договору и соответствующей Спецификации, а также дублирует в виде Файла по электронной почте или на магнитном (оптическом) носителе. Указанные действия Автор по своему усмотрению вправе совершить одновременно или в разное время, но в любом случае обязан выполнить их в срок не позднее ____ с момента заключения Спецификации. Эскиз Произведения исполняется Автором за свой счет.

3.6. Материальный носитель (носители) Произведения, на котором исполнен Эскиз, передается Приобретателю в собственность. Право собственности Приобретателя на материальный носитель Произведения возникает одновременно с переходом исключительных прав на само Произведение.

3.7. Эскиз Произведения прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. Одновременно Эскиз Произведения является Приложением к соответствующей Спецификации.

3.8. После подписания Спецификации и передачи Приобретателю Произведения в виде Эскиза Стороны составляют Акт приема-передачи Произведения и прав на него. Стороны обязаны подписать Акт в срок не позднее ____ с момента передачи Эскиза и Файла, в зависимости от того, какое из действий совершится позднее. В Акте фиксируется переход исключительного права, а также факты и существенные обстоятельства (дата, время, место, способ) передачи Эскиза и Файла. Стороны вправе также сверить содержание Файла с Эскизом, отразив результаты сверки в Акте.

3.9. Акт прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. Одновременно Акт является Приложением к соответствующей Спецификации.

3.10. Исключительные права на Произведение переходят от Автора к Приобретателю в момент передачи Эскиза или Файла по Акту, в зависимости от того, какое из указанных действий совершится ранее. Если этот момент определить затруднительно или невозможно либо при определении этого момента возникает спор, то исключительные права на Произведение считаются переданными Приобретателю с момента подписания Сторонами Акта.

3.11. Если Акт не подписан в установленный п. 3.8. срок, и одна Сторона или обе Стороны необоснованно уклоняются от подписания Акта, то исключительные права не считаются переданными Автором Приобретателю. Действия, совершенные Приобретателем с исключительными правами в период с передачи Эскиза и Файла по момент истечения срока подписания Акта и признания факта уклонения, являются юридически ничтожными. В случае пропуска срока подписания Акта Стороны вправе расторгнуть Спецификацию как в одностороннем, так и в двустороннем порядке.

3.12. Приобретатель с момента приобретения будет вправе использовать и распоряжаться Произведением и исключительными правами на него по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

3.13. После отчуждения исключительных прав Автор приобретает право на получение вознаграждение на условиях – в размере, сроки и порядке, установленных настоящим Договором.

3.14. Возмездный либо безвозмездный характер передачи исключительных прав на конкретное Произведение определяется в Спецификации в отношении данного Произведения.

3.15. В случае возмездного характера передачи исключительных прав Приобретатель обязан выплатить Автору вознаграждение после приобретения исключительных прав и после получения прибыли от коммерческого использования Произведения. По своему усмотрению Приобретатель вправе выплатить Автору вознаграждение ранее получения такой прибыли или безотносительно к ее получению.

4. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ.

4.1. В случае возмездной передачи исключительных прав на конкретное Произведение размер вознаграждения Автора, порядок и сроки его выплаты и иные взаимосвязанные условия определяются Спецификацией, заключенной в отношении данного Произведения.

4.2. Все расходы по созданию Произведения и его передаче Приобретателю Автор несет за свой счет.

На каждое передаваемое Произведение не имеется охранных документов и права Автора не подлежат государственной регистрации, Автором не поданы заявки на получение таких документов или регистрацию;

На момент заключения каждой Спецификации Автор не осведомлен о правах третьих лиц, которые могли быть нарушены отчуждением исключительных прав на соответствующее Произведение по настоящему Договору;

На момент заключения каждой Спецификации исключительные права ни на соответствующее Произведение не отчуждены, не заложены, не переданы иным способом иным лицам;

На момент заключения каждой Спецификации права Автора на соответствующее Произведение не оспорены в суде или иным законным способом;

В ходе исполнения каждой Спецификации исключительные права на соответствующее Произведение не будут отчуждены иным лицам.

5.2. Приобретателем предполагается Авторство данного Автора на каждое Произведение, права на которое передаются по настоящему Договору, поскольку иное не признано в письменном виде самим Автором или не установлено вступившим в законную силу решением или приговором суда.

5.4. Приобретатель гарантирует:

Соблюдение законных интересов и неотчуждаемых прав Автора.

Использование Произведений в полном соответствии с условиями настоящего Договора.

6. ЗАЩИТА ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

6.1. Настоящим Стороны гарантируют надлежащее взаимодействие и совместный характер действий по защите своих прав, переданных и возникших по настоящему Договору. Каждая Сторона гарантирует немедленное извещение другой Стороны о предъявлении первой Стороне каких-либо исков, требований или претензий.

6.2. Если после заключения любой Спецификации какое-либо третье лицо оспорит права Автора на соответствующее Произведение и предъявит ему какие-либо иски, требования или претензии, то Приобретатель незамедлительно после того, как ему станет об этом известно, предпримет все возможные законные меры и действия по защите прав Автора.

6.3. В случае если к Приобретателю будут предъявлены иски, требования или претензии по поводу нарушения прав третьих лиц в связи с использованием Произведения по настоящему Договору, то Автор незамедлительно после того, как ему станет об этом известно, предпримет все возможные законные меры и действия по защите прав Приобретателя.

6.4. Понесенные Сторонами расходы и убытки в результате урегулирования указанных выше ситуаций будут распределены между Сторонами согласно договоренности.

7. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

9.7. При нарушении Автором обязанности предоставить Приобретателю Эскиз и Файл Произведения и тем самым передать исключительные права на Произведение в установленный Договором срок Приобретатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть Спецификацию или настоящий Договор в целом и потребовать возмещения убытков, причиненных ее (его) расторжением.

9.8. В случае возникновения у третьих лиц претензий к Приобретателю вследствие виновных действий Автора, в том числе в случае нарушения Автором прав этих лиц или отсутствия авторства на Произведение у лица, выдававшего себя за Автора, Автор (лицо, выдававшее себя за Автора) несет перед Приобретателем и указанными лицами ответственность в виде компенсации причиненного материального вреда (реальные убытки), расходов, понесенных ими в связи, ущерба деловой репутации и неполученных доходов в полном объеме.

9.9. В случае нарушения Договора потерпевшая Сторона вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения (пресечения) действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, изъятия материального носителя, публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

9.10. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, ответственность Сторон определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

10. ФОРС-МАЖОР.

10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если это явилось следствием обстоятельств форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые Стороны не являются ответственными. Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются обстоятельства, возникшие после заключения настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые не зависят от воли Сторон и которые Стороны не могли ни предвидеть в момент заключения Договора, ни предотвратить разумными мерами при их наступлении. К таким обстоятельствам чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение или иные явления природы, а также войны, военные действия, забастовки, восстания, эпидемии, акты или действия государственных органов и любые другие обстоятельства вне разумного контроля Сторон, непосредственно затрагивающие предмет настоящего Договора и препятствующие, затрудняющие или исключающие исполнение Договора.

10.2. При наступлении указанных в п. 10.1 обстоятельств Сторона, подвергшаяся их действию, обязана в течение одного рабочего дня известить о них в письменной форме другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

10.3. При прекращении указанных в п. 10.1 обстоятельств Сторона должна в течение одного рабочего дня известить об этом другую Сторону в письменной форме. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательства по настоящему Договору.

10.4. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. п. 10.2. и 10.3, то она обязана возместить другой Стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.

10.5. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства, указанные в п. 10.1, должна в течение разумного срока передать другой Стороне по ее просьбе удостоверение компетентной организации соответствующего государства о наличии этих обстоятельств, сроке и характере действия этих обстоятельств и их последствий.

10.6. В случаях, предусмотренных в п. 10.1, срок выполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.

10.7. В случаях, когда обстоятельства непреодолимой силы и их последствия продолжают действовать более ____________ или когда при наступлении данных обстоятельств становится ясным, что они и их последствия будут действовать более этого срока или эти обстоятельства не обнаруживают признаков прекращения, Стороны в возможно более короткий срок совместно определяют дальнейшую юридическую судьбу настоящего Договора и проведут переговоры с целью выявления приемлемых для них альтернативных способов исполнения настоящего Договора и достижения соответствующей договоренности. При этом любая Сторона может отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Договора. В этом случае каждая Сторона обязана вернуть другой Стороне все полученное по настоящему Договору. Убытки возмещению не подлежат.

11. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ.

11.1. В случае возникновения споров между Сторонами по вопросам, предусмотренным настоящим Договором или в связи с ним, не нашедшим своего разрешения непосредственно в тексте данного Договора, Стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров на основе действующего законодательства.

11.2. При неурегулировании спорных вопросов в процессе переговоров эти споры разрешаются в суде по месту нахождения Приобретателя в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

12. МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА,

ПОРЯДОК И СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА, ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА.

12.1. Настоящий Договор вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения, то есть подписания Сторонами. Спецификации к настоящему Договору вступают в силу с момента их заключения (подписания Сторонами). Иные дополнительные соглашения к настоящему Договору вступают в силу с момента их заключения (подписания Сторонами), если иное не предусмотрено в самих таких соглашениях.

12.2. Настоящий Договор действует бессрочно. Спецификации действуют в течение срока действия исключительного права на произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляемого с момента передачи прав по актам. Соглашение о финансовых условиях действует в течение срока действия Договора. Иные дополнительные соглашения к настоящему Договору действуют в течение срока действия Договора, если в них не предусмотрено иное.

12.3. Настоящий Договор прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных самим Договором и законодательством РФ.

12.4. В случае прекращения действия настоящего Договора его положения сохраняют свою силу для обязательств, возникших на его основе и не исполненных Сторонами в период его действия, за исключением случаев, когда уполномоченная из обязательства Сторона утратила к нему интерес, о чем надлежащим образом известила обязанную Сторону.

12.5. Прекращение Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения, допущенные в период его действия.

13. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА.

13.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

13.2. Изменения и дополнения к настоящему Договору оформляются в виде дополнительных соглашений к настоящему Договору, которые являются его неотъемлемой частью.

14. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА.

14.1. Стороны вправе расторгнуть Договор в одностороннем или двустороннем порядке в случаях, предусмотренных настоящим Договором и законодательством РФ.

14.2 Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий Договор по взаимному письменному соглашению.

14.3. Приобретатель вправе в любой момент отказаться от Спецификации или настоящего Договора в целом, если Автор просрочил исполнение своих обязательств, а из условий Договора и обстановки явно вытекает, что при нарушении срока исполнения обязательств, Приобретатель утрачивает интерес к соответствующей Спецификации или Договору в целом.

14.4. В случае уклонения Стороны от подписания Акта другая Сторона вправе расторгнуть соответствующую Спецификацию или Договор в целом в одностороннем порядке.

Неоднократного нарушения Приобретателем обязанности выплачивать вознаграждение Автору – невыплаты Приобретателем Автору вознаграждения в течение срока свыше 12 месяцев;

Непредоставления Приобретателем возможности Автору ознакомиться с документами об использовании Произведения;

14.6. Приобретатель вправе расторгнуть Договор в случае, если Автор не обладает исключительными правами на Произведение или переданный Приобретателю экземпляр Произведения в электронном виде не соответствует переданному Произведению на Эскизе. При расторжении Договора по указанному основанию Автор обязан возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по Договору. Приобретатель вправе также расторгнуть Договор в случае неисполнения Автором условий заключенной Спецификации, то есть непредставления Эскиза и Файла Произведения.

14.7. Стороны вправе расторгнуть одну или несколько Спецификаций, не расторгая при этом Договор в целом. Если к настоящему Договору заключено несколько Спецификаций, в том числе по ним переданы права на несколько Произведений, а по поводу одного или некоторых из них возникает спор, либо одна или несколько из таких Спецификаций расторгается, то в отношении остальных Произведений Договор и остальные Спецификации сохраняют свою силу и действуют в установленном порядке как во время спора, так и после его разрешения и безотносительно к результатам спора, за исключением случаев, предусмотренных п. 9.7 настоящего Договора. Если по одной Спецификации передано несколько Произведений, а спор между Сторонами возникает в отношении одного или части из них, то в остальном Спецификация сохраняет свою силу и действует в установленном порядке как во время спора, так и после его разрешения и безотносительно к результатам спора, за исключением случаев, предусмотренных п. 9.7 настоящего Договора.

14.8 Приобретатель вправе в одностороннем порядке расторгнуть одну или несколько Спецификаций, в случае принятия решения о коммерческой нецелесообразности использования соответствующих Произведений.

14.9. При расторжении Договора исключительное право на все Произведения возвращаются к Автору, если они фактически были переданы и за исключением случая, когда Договор расторгается по основанию отсутствия авторства у соответствующего лица. При расторжении одной или нескольких Спецификаций исключительные права на соответствующие Произведения возвращаются к Автору за исключением случая, когда Спецификация расторгается по основанию отсутствия авторства у соответствующего лица.

14.10. В остальных случаях настоящий Договор может быть расторгнут в соответствии с законодательством РФ.

15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

ПРОЧИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ.

15.1. К отношениям Сторон по тем вопросам, которые не урегулированы или не полностью урегулированы настоящим Договором, применяется право Российской Федерации.

15.2. Все Приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью. В состав Приложений входят как формы (бланки) соответствующих документов, заключаемых Сторонами в дополнение к настоящему Договору и во исполнение настоящего Договора (Спецификация, Эскиз, Акт), так и сами эти документы, а также все иные документы, подписанные по поводу конкретных объектов, прав и обязанностей и непосредственно регулирующие (устанавливающие, изменяющие и прекращающие) отношения Сторон, фиксирующие исполнение договорных обязательств и иные юридически значимые для настоящего Договора факты, действия, события и состояния. Все Приложения имеют как единую (сквозную) нумерацию, так и специальную нумерацию в рамках соответствующей группы (вида) Приложений.

15.3. Все уведомления и сообщения в рамках настоящего Договора должны направляться Сторонами друг другу в письменной форме.

15.4. Стороны обязуются своевременно письменно извещать друг друга об изменении своих реквизитов.

15.5. Во всем остальном, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

15.6. Настоящий Договор составлен на русском языке в двух подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

16. АДРЕСА, ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ, ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН.

Приобретатель: __________________________________________________

__________________________________________________________________

Приобретатель: ________________________

17. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение. Спецификация (бланк).

Приложение. Эскиз Произведения (бланк).

Приложение. Акт приема-передачи Произведения и прав на него (бланк).

(подпись) (подпись)

Приложение

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

Приложение № _____________

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

СПЕЦИФИКАЦИЯ

об отчуждении исключительных прав

на произведение изобразительного искусства

№ ____

_____________________ "___"__дата_ ____ г.

(место составления спецификации)

Именуемый в дальнейшем «Автор», с одной стороны,

(Ф. И.О., дата рождения, паспортные данные)

(наименование организации)

в лице _________, действующего на основании ________, с другой стороны,

(должность, Ф. И.О.)

заключили настоящую Спецификацию к Договору от _____ № ______ об отчуждении исключительных прав на произведения изобразительного искусства (далее – Договор), о том, что

1.2. Приобретатель обязуется принять передаваемые исключительные права на Произведение согласно Эскизу и выплатить (выплачивать) Автору вознаграждение по основаниям, на условиях, в порядке, сроки и размере, предусмотренных Договором.

1.3. К настоящей Спецификации прилагаются Эскиз Произведения и Акт по факту их подписания Сторонами.

1.4. Исключительные права на Произведение по настоящей Спецификации передаются на возмездной / безвозмездной основе.

За передачу исключительных прав на Произведение Приобретатель выплачивает Автору вознаграждение в виде процентов (доли, части) от суммы единовременного / регулярного вознаграждения, полученного / получаемого Приобретателем от использования исключительных прав на Произведение, в размере _____ от суммы соответствующего вознаграждения Приобретателя. Вознаграждение выплачивается Приобретателем Автору ежемесячно в срок не позднее ____ числа каждого последующего за отчётным месяца.

1.5. Вариант 2 – единовременная разовая фиксированная выплата Автору.

За передачу исключительных прав на Произведение Приобретатель выплачивает Автору единовременное разовое вознаграждение в размере _____ / Вознаграждение выплачивается Приобретателем Автору в срок не позднее ____ с момента подписания Акта.

1.5. Вариант 3 – симбиоз.

За передачу исключительных прав на Произведение Приобретатель выплачивает Автору комбинированное вознаграждение (единовременное и последующее регулярное), в порядке и сроки, предусмотренные для соответствующих форм – элементов комбинированного вознаграждения.

1.6. Вариант 1 (для случаев, предусмотренных вариантом 1 п. 1.5)

Финансовые обязательства Приобретателя перед Автором возникают с момента получения Приобретателем дохода от использования Произведения. Заключение дополнительных соглашений и подписание актов сами по себе не влекут финансовых обязательств Приобретателя перед Автором.

1.6. Вариант 2 (для случаев, предусмотренных вариантами 2 и 3 п. 1.5)

Финансовые обязательства Приобретателя перед Автором возникают с момента подписания Акта.

1.7. Приобретатель считается связанным финансовым обязательством перед Автором с момента возникновения такого обязательства и до момента его исполнения или иного погашения в предусмотренном законодательством порядке.

1.8. Приобретатель считается исполнившим свое финансовое обязательство в момент соответственно выдачи Автору наличных денежных средств из кассы или направления своему банку платежного поручения о перечислении денежных средств на банковский счет Автора, в соответствующих суммах.

1.9. Все сборы, налоги и другие расходы, связанные с заключением и выполнением настоящего Договора и Дополнительных соглашений к нему, Стороны несут самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

1.10. Настоящая Спецификация вступает в силу с момента заключения (подписания Сторонами), является дополнительным соглашением к Договору и действует в течение срока действия исключительного права на Произведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляемого с момента передачи этого права по Акту.

1.11. Настоящая Спецификация с момента вступления в силу является неотъемлемой частью Договора.

_____________________________ _____________________________

(подпись) (подпись)

Приложение

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

на произведение изобразительного искусства (бланк)

Приложение № _____________

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

на произведение изобразительного искусства

ЭСКИЗ

Произведения изобразительного искусства

№ ____

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

_____________________________ _____________________________

(подпись) (подпись)

Приложение

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

на произведение изобразительного искусства (бланк)

Приложение № _____________

к Договору от _____ № ______

об отчуждении исключительных прав

на произведение изобразительного искусства

приема-передачи Произведения и исключительных прав на него

№ ____

к Спецификации от _____ № ______

_____________________ "___"__дата_ ____ г.

(место составления акта)

Именуемый в дальнейшем «Автор», с одной стороны,

(Ф. И.О., дата рождения, паспортные данные)

и _________________________, именуем___ в дальнейшем «Приобретатель»,

(наименование организации)

в лице _________, действующего на основании ________, с другой стороны,

(должность, Ф. И.О.)

на основании и во исполнение Спецификации от _____ № ______ об отчуждении исключительных прав на Произведение изобразительного искусства (далее – Спецификация) к Договору от _____ № ______ об отчуждении исключительных прав на произведения изобразительного искусства (далее – Договор), составили настоящий Акт к Договору и Спецификации о том, что Автор передал, а Приобретатель принял следующие активы:

Эскиз Произведения № _____ в качестве Приложения № ____ к Договору на _____ листах формата _____;

Файл с записью экземпляра Произведения в электронном виде на _____ (указать вид носителя или способ передачи данных, а также наименование, формат, объем, дату создания и иные индивидуальные характеристики Файла, адреса, дату и время отправления и получения электронной почты и иные подобные сведения по необходимости).

Настоящим также удостоверяется переход исключительных прав на Произведение от Автора к Приобретателю в объеме и сроки согласно Договору.

Претензий к качеству Эскиза, Файла и их материальных носителей Приобретатель не имеет.

_____________________________ _____________________________

(подпись) (подпись)

1. Комментируемая статья относится к тем договорам, предметом которых является отчуждение оригинала произведения. Оригинал произведения является одним из видов материальных носителей, в которых выражается произведение. Следует, однако, отметить, что не любой материальный носитель, воплощающий произведение, является оригиналом. Понятие "оригинал" применимо лишь к произведениям изобразительного искусства.

Оригинал как материальная форма, как вещь всегда уникален, всегда единственный в своем роде. Даже в том случае, если автор картины повторяет эту картину, он создает авторский повтор, новый, но не тот же оригинал. Если же картина повторяется, копируется от руки другим автором, то также появляется новый оригинал, отличный от первого. Иными словами, двух оригиналов быть не может.

Если произведение изобразительного искусства, например картина, скульптура, репродукция, повторяется с помощью технических приемов и способов, техническими средствами, то появляется копия.

Копия передает не все особенности оригинала, хотя техника копирования все время развивается, все большее количество элементов оригинала отражается в копии, а сами эти элементы все вернее отражаются в копии. Но всегда оригинал выражается в копии не совсем адекватно. У других объектов авторского права (кроме произведений изобразительного искусства) понятия "оригинал произведения" нет.

2. Литературное произведение, музыкальное произведение и другие подобные произведения выражаются (воплощаются) в материальных носителях (вещах), которые являются не оригиналом и копиями, а "экземплярами" этих произведений.

Любой экземпляр таких произведений полно и адекватно, во всей глубине отражает форму и содержание таких произведений.

Рукопись литературного произведения - это не оригинал литературного произведения. Это оригинал произведения изобразительного искусства - каллиграфического произведения; возможно, этот оригинал может быть использован для научных, например литературоведческих исследований, но это не оригинал произведения литературы.

Приведенное выше понятие "оригинал произведения" необходимо учитывать при применении норм комментируемой статьи, а также других статей ГК РФ, в которых упоминается "оригинал" произведения.

3. Как указывается в п. 1 и 2 данной статьи, нормы этой статьи применяются в случаях "отчуждения" оригинала произведения.

Поскольку оригинал произведения понимается в комментируемой статье как материальный носитель (вещь), под отчуждением следует понимать переход права собственности на эту вещь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки. Отчуждение может иметь место и в силу закона (ст. 218 ГК РФ).

Если оригинал произведения передается или переходит во владение и пользование другого лица без отчуждения права собственности на него, то нормы комментируемой статьи на данный случай не распространяются. О применимости к этому случаю норм данной статьи по аналогии см. п. 10 комментария к данной статье.

4. Пункт 1 комментируемой статьи относится к случаю, когда автор произведения отчуждает оригинал своего произведения другому лицу.

Как следует из п. 3 рассматриваемой статьи, в понятие "автор" включаются и все лица, которые владеют правами на это произведение как наследники в пределах срока действия исключительного права.

5. Общая норма, содержащаяся в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, предусматривает, что при отчуждении автором оригинала своего произведения другому лицу "исключительное право на произведение сохраняется за автором".

Отсюда может быть сделан вывод о том, что нормы п. 1 распространяются лишь на те случаи отчуждения автором оригинала произведения, когда исключительное право на это произведение во время отчуждения принадлежит автору.

Следует, однако, учитывать, что в некоторых случаях автор отчуждает исключительные права на свое произведение другому лицу, оставляя при этом за собой оригинал в собственности. Логично предположить, что нормы п. 1 комментируемой статьи должны распространяться и на этот случай.

Кроме того, необходимо учитывать и различия в формулировках между п. 2 ст. 1227 ГК РФ и абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, которые при указанном выше формальном (узком) толковании п. 1 просто невозможно объяснить.

При таком (широком) толковании основная норма, содержащаяся в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, формулируется следующим образом:

6. К общей норме, содержащейся в абз. 1 п. 1, имеется одна оговорка: эта общая норма применяется, "если договором не предусмотрено иное".

Иными словами, в заключенном автором договоре об отчуждении оригинала может быть предусмотрено, либо что воплощенное в оригинале исключительное авторское право отчуждается приобретателю, либо что приобретателю предоставляются определенные права на использование этого произведения.

Включение таких условий в договор приводит к тому, что из договора об отчуждении оригинала договор превращается в лицензионный договор или договор об отчуждении исключительных прав либо, по крайне мере, в смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Вместе с тем включаемые в договор об отчуждении автором оригинала условия не могут ограничивать норму, предусмотренную в абз. 2 п. 1 данной статьи, поскольку эта последняя норма имеет императивный характер (см. п. 8 комментария к данной статье).

Интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации включают в себя исключительное право, являющееся имущественным правом, так и (в случаях предусмотренных Гражданским кодексом) личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 1291 ГК (При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.).

При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.



Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.


3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (понятие, признаки, содержание).

Исключительное право – абсолютное право на нематериальный объект. ИсклП выполняют для нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности для материальных объектов, хотя этим не исчерпываются. Поэтому можно констатировать существование в гражданском праве двух видов соответствующих этим объектам исходных прав – права собственности и ИсклП.

Обладатель ИсклП на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель) вправе использовать этот результат или средство по своему усмотрению любыми не противоречащими закону способами и может, если иное не установлено законом, самостоятельно распоряжаться этим правом. Лица, не являющиеся правообладателями, не вправе использовать результат интеллектуальной д. или средство индивидуализации без согласия.

ИсклП на результат интел.д. или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. В некоторых случаях, самостоятельные ИсклП на один и тот же результат интеллектуальной д. или на одно и то же средство индивидуализации могут одновременно принадлежать разным лицам.

ИсклП на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение определенного срока, за исключением случаев, предусмотренных ГК.

ИсклП также дает возможность правообладателю: разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной д. или средства индивидуализации; распоряжаться своим правом. ИсклП является абсолютным и должно соблюдаться любыми субъектами.

Первоначальным субъектом ИсклП является автор – гражданин, творческим трудом которого создан результат интел.д. Права на результат интеллектуальной д, созданной совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно.

Признаки исключительного права:

· действие в течение определенного срока;

· действие на ограниченной территории;

· необходимость государственной регистрации в случаях, установленных ГК РФ;

· возможность ограничения законом (такие ограничения не должны наносить неоправданный ущерб обычному использованию объекта интел.собственности и ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей).

ИсклП на результаты интеллектуальной д. и средства индив-ии обладают общими свойствами :

а) они возникают только при наличии прямого указания закона. Каждый новый охраняемый вид объектов исключительных прав должен быть назван в законе;

б) они представляют собой особую ветвь абсолютных прав. Характерно то, что оно возникает у правообладателя независимо от воли третьих лиц и что такому праву корреспондирует обязанность всех окружающих воздерживаться от действий, способных нарушить это право. Правообладатель может самостоятельно осуществлять использование такого объекта тем или иным способом, а также разрешить другому лицу использовать соответствующий объект.

ИсклП по своему содержанию является имущественным правом. Оно передаваемо, отчуждаемо, легко обособляется от личности автора или иного правообладателя. Авторы (создатели) творческих результатов также имеют личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя), которым присущи неотчуждаемость и непередаваемость (ст.150 ГКР Ф).

ИсклП могут переходить по наследству. Специфика заключается в том, что ИсклП переходят по наследству только на определенный срок, а по его окончании результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации становятся общественным достоянием.

Защита ИсклП осуществляется общими способами. Особенности защиты исключительных прав устанавливаются специальными законами (например, в Законе о товарных знаках назван такой способ защиты, как удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака и др.).

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства имеют нематериальный (идеальный) характер, в связи с чем необходимо различать экземпляр, материальный носитель, в котором выражено произведение, и само произведение. При этом передача материального носителя произведения не влечет переход прав на него. Согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 настоящего Кодекса.

Нормы комментируемой статьи предусматривают особенности, характерные для оригиналов некоторых произведений, к которым относятся:

— рукописи;

— произведения живописи;

— скульптуры.

Распространение данной нормы на рукописи является новеллой ГК РФ. При наличии нескольких рукописей произведения отчуждение исключительного права на произведение допускается в отношении лишь одной из рукописей, что должно быть определено автором.

Особыми признаками перечисленных в статье объектов и их правового режима являются:

— неразрывная связь произведения с материальным носителем;

— существование в единичном экземпляре;

— копия оригинала, выполненная в результате творческой деятельности человека, представляющая собой новый объект;

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «с отчуждением исключительного права на художественное произведение нельзя смешивать отчуждение права собственности на это произведение. Закон, опасаясь такого смешения, счел необходимым указать, что отчуждение художником художественного произведения не переносит на приобретателя авторское право на это произведение, если в договоре не упомянуто об этом (ст. 69551). Однако отчуждение права собственности отражается несколько и на исключительном праве. Картина, бронза, мрамор имеются в одном экземпляре. Осуществляя свое право собственности, собственник художественного произведения не обязан допускать художника к пользованию этим произведением для повторения, размножения или издания его (ст. 69553). С другой стороны, то же осуществление права собственности приводит к возможности без нарушения исключительного права художника поместить его произведение на публичной выставке, не испрашивая его согласия (ст. 69556, п. 5). Художник защищается против нарушений его права тем же двояким способом, как и писатель. Особенностью является только то, что в иске об отобрании подлежащие приведению в негодность художественные произведения, а равно служащие исключительно для их изготовления орудия (формы, камни, доски и т.п.) могут по ходатайству правонарушителя и за его счет вместо приведения в негодность быть изъяты из пользования и подвергнуты описи и аресту на срок действия исключительного права на эти произведения (ст. 69558). К архитектурным произведениям и сооруженным памятникам требование о приведении в состояние, негодное к употреблению, не имеет и вовсе применения» .

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. С. 448.

2. Исключительные права на вышеназванные произведения ограничены отдельными правомочиями собственника оригинала произведения, а именно следующими правами:

— демонстрировать оригинал произведения;

— воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, но при условии, что они посвящены коллекции собственника, т.е. наряду с другими произведениями;

— передавать для демонстрации на других выставках.

3. При передаче по договору произведения для использования автор считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В договоре об отчуждении оригинала произведения может быть предусмотрен переход с правом собственности и исключительного права, включая весь объем прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, с ограничениями, обусловленными личными неимущественными правами автора, а также иными правами (правом доступа, правом следования). В дальнейшем собственник — обладатель исключительного права при передаче права собственности на объект по общему правилу отчуждает и исключительное право. Иное может быть предусмотрено договором, а именно сохранение исключительного права за бывшим собственником или предоставление права на основании лицензионного договора. Заключение договора аренды или безвозмездного пользования в отношении оригинала произведения не влечет отчуждение или предоставление исключительного права, если иное не предусмотрено договором.

Положения комментируемой статьи применяются как к авторам произведений, так и к их наследникам.

В последнее время в прессе и сети Интернет активно обсуждаются авторские права художников, а также собственников произведений искусства. При этом, какие-то издания приводят мнение художников и галеристов, что безусловно важно, но иной раз те выражают свою субъективную оценку происходящего, не основываясь на законодательстве РФ. Другие материалы нередко основываются на законодательных актах, которые уже потеряли силу. Попробуем разобраться, учитывая действующее законодательство РФ, какие права в действительности есть у художников и коллекционеров.

Во-первых, всегда при возникновении спорной ситуации или вопросов, связанных с вашими правами, обращайтесь не к публикациям и обсуждениям в сети Интернет, а к закону, а лучше к юристу, специализирующемуся на авторском праве! Имейте в виду, что Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу и недействителен, в связи с вступлением в силу 4 Части ГК РФ. А сам Гражданский Кодекс РФ регулярно притерпевает поправки и дополнения: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Незаконное использование произведений искусства. Например, в изготовлении определенной продукции.

Ваши отношения с художником или, напротив, коллекционером, во избежание возникновения споров и претензий, лучше оформлять в договорной форме. Правообладатель может разрешать или запрещать использование произведения на основании двух типов договоров. Это договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, когда право пользования произведением устанавливается в установленных договором пределах. При этом отсутствие запрета не является разрешением, однако в суде правообладателю необходимо будет доказать факт наличия у него исключительных или иных прав на произведение, а также доказать факт их нарушения. В качестве примера, предлагаем изучить решение суда по одному из подобных дел. Однако, имейте в виду, что в нашей судебной пратике, такие дела скорее исключение.

Также обратите внимание, что с 01.01.2016 в ГК РФ были внесены изменения, в частности в статье 1291 "Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение" говорится следущее:

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции , а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения , если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Активно обсуждается сегодня то, что художникам гарантируют выплаты за последущую перепродажу их картин. Обратите внимание, что речь идет о так называемом Праве Следования (статья 1293 ГК РФ). Что это такое?

ГК РФ Статья 1293. Право следования

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора (после его смерти) на срок действия исключительного права на произведение (которые в нашей стране за некоторыми исключениями существуют в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора).

Автор или его наследники могут получать определенный % от дальнейшей перепродажи произведения искусства, даже если они не обладают более правом собственности) только при условии публичной перепродажи юридическим лицом или ИП. При этом сами торги могут быть и закрытыми, это все равно будет считаться "публичной перепродажей". Продажа между частными лицами без посредников исключается. Само право следования заключается в том, что автор вправе при каждой публичной перепродаже оригинала произведения получить от продавца определенный процент от цены перепродажи. Этот процент ("процентные отчисления") определяется от "цены перепродажи".

  • при первой "перепродаже" этот процент исчисляется от всей цены сделки;
  • при второй и каждой последующей перепродаже - от цены сделки за минусом цены предшествующей публичной перепродажи.

Автор также не может уступить другому лицу свое право следования. Но автор вправе не предъявить требования о выплате причитающейся ему суммы после того, как у него возникло право на ее получение.

В данный момент обсуждаются поправки в ГК РФ, подразумевающие гарантированные отчисления либо от продавца либо отпосредника, в виду того, что последние (аукционные дома, галереи) часто отказываются назвать имя продавца, поэтому неизвестно с кого брать отчисления. Но пока эти изменения не были внесены.

Что если автор произведения не является гражданином РФ? В данном случае, стоит обращаться к международным соглашениям. Статья 14ter (2) Бернской Конвенции содержит только упоминание о взаимности: страны-участницы обязаны предоставить право следования авторам третьих стран только, если страна автора сама использует в своем законодательстве право следования ("Охрана...может быть истребована в любой стране Союза, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор, это разрешает, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана"). То есть не предусматривает обязательств стран для введения этого права в своих законодательствах. С другой стороны, статья 7 (1) Директивы 2001/84/EC от 27 сентября 2001 года обязывает государства-участников предоставлять авторам третьих стран право следования только на основании взаимности (то есть, когда и третья страна будет предоставлять такие же права гражданам из стран-участниц Директивы). Двойственность этих трактовок дает много версий для интерпретаций судебных решений.

Право следования в других странах.

Пример: Роберт Раушенберг в 1958 продал свою работу Thaws за $800, а в 1973 коллекционер перепродал ее за $85 000. Раушенберг возмутился и стал требовать выплаты и ему процента. Тем не менее в США право следования принято только в штате Калифорния, что по мнению европейских дилеров дает американским преимущества в торговле произведениями искусства.

Во Франции наследники получают до 70% выплат по droit de suitte (право следования), а в Германии наследникам уходят суммы в 7 раз превышающие выплаты авторам. В 2006 Великобритания была вынуждена подчиниться директиве ЕС и ввести норму права следования, но в отличие большинства других стран ЕС здесь процент выплачивает не продавец, а покупатель. Сбор выплат монополизировало Общество авторских прав дизайнеров и художников. От 10 до 40% выплачивается именно организациям посредникам. В Германии - это фонд социального страхования, в Норвегии художественный фонд. Величина отчислений колеблется в Бельгии 2%, в Исландии 10%.

2016 сайт и Карцева Екатерина Александровна