Особенность системы нормативных актов как источников псо. Источники права социального обеспечения

Источник права - форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Нормативный правовой акт - основной источник всякой отрасли права и ПСО в частности. Это официальный письменный документ, изданный правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, отмену или изменение правовых норм, направленных на определенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Классифицируются по видам: Конституция (устав), конституционный закон, закон, подзаконный правовой акт (указ, постановление, приказ, инструкция и т.д.). По содержанию источники ПСО делятся на нормативные акты, регулирующие общие вопросы социального обслуживания, регулирующие отдельные виды социального обслуживания, регулирующие социальное обслуживание отдельных категорий граждан.

Юридическая сила каждого нормативного акта определяется органом, его издавшим и соответствующим местом в системе законодательства.

Особенности источников ПСО в РФ: 1)0тсутствие единого кодифицированного акта; 2)многоуровневое регулирование отношений (федеральный, региональный, местный, локальный); 3)отнесение регулирования данной области к совместному ведению РФ и ее субъектов; 4)объемное международное регулирование. Ст.7, 35, 43, 58, 59 и др. Конституции РФ содержат базовые положения в области ПСО, в частности принцип всеобщности социального обслуживания, принцип всесторонности и многообразия его видов.

Базовые положения Конституции свое дальнейшее применение и развитие находят в федеральных законах: 1) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; 2) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; 3) «О трудовых пенсиях в РФ»; 4) «Об основах обязательного социального страхования в РФ»; 5) «О государственной социальной помощи в РФ»; 6) «О прожиточном минимуме в РФ»; 7) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; 8) закон о «монетизации льгот»; 9) «О медицинском страховании граждан в РФ»; 10) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Следующими источниками по своей значимости являются указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ должны обеспечивать реализацию единой государственной политики, конституционных прав граждан в области ПСО, способствовать развитию социального обеспечения и благотворительности. Акты Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по труду и занятости; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму) стоят на следующей ступени иерархии нормативных актов, однако полномочием нормотворчества наделено только профильное Министерство, акты которого представляют собой функциональные источники права. Большое число региональных актов с сфере ПСО - особенность РФ. Субъекты РФ издают нормативные акты на основе и во исполнение федерального законодательства. Вне предметов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование. К компетенции органов местного самоуправления отнесено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования в целом. Муниципальное образование участвует также в реализации федеральных и региональных программ по поддержке малоимущих, социальной защите детей. Они могут создавать собственные программы по поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, большую роль играют акты Фондов социального страхования - Пенсионного, Фонда социального страхования, Федерального фонда медицинского страхования, которые представляют собой ненормативные правовые акты.

В учебном пособии содержится теоретические и практические материалы, необходимые для изучения дисциплины "Право интеллектуальной собственности" и ее важнейшего раздела - авторского права. Материал пособия изложен в краткой, доступной форме в виде схем.

Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм, обучающихся по специальности (направлению подготовки) "Юриспруденция", преподавателей юридических вузов, а также практикующих специалистов.

100 руб


Настоящий учебник подготовлен авторским коллективом кафедры гра­жданского права юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в соответствии с разработанной им программой курса гражданского права, полностью соответствующей государственному стандарту высшего юри­дического образования.
В томе II данного учебника освещаются институты обязательственного права: Общая часть и отдельные договорные и внедоговорные обязатель­ства. В его содержании учтены изменения действующего гражданского за­конодательства и практики его применения по состоянию на 1 сентября 2009 г., а также использован широкий круг отечественной научной и прак­тической литературы по обязательственному праву. В конце каждой главы приводится список литературы, дополнительно рекомендуемой студентам для углубленного изучения соответствующей темы курса. Том снабжен алфавитно-предметным указателем.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами и преподавателями юридических и экономических вузов, а также служить пособием для повышения квалификации и переподготовки практикую­щих юристов.

2561 руб


В учебнике кратко изложен полный курс гражданского права для высших учебных заведений. Учебник построен на основе всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации и раскрывает закрепленные в нем институты, юридические конструкции.

Для студентов и преподавателей юридических и неюридических вузов.

239 руб


Уголовное право. Общая часть. Учебник. В 2 томах. Том 1

Учебник по Общей части уголовного права подготовлен в соответствии с программой курса уголовного права на основе действующего российского законодательства и сложившейся правоприменительной практики. В отличие от других изданий подобного рода особое внимание в учебнике уделено освещению таких важных в научно-практическом смысле тем, как мотив преступления, свобода воли, определяющая деяние, нюансы психических расстройств, не исключающих вменяемости. Впервые в учебной литературе предложено подробное исследование о школах уголовного права, дано эссе о социальных основаниях уголовно-правового запрета.
Основной акцент в учебнике сделан на полемические положения Общей части уголовного права. Издание состоит из двух томов.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и практикующих юристов.

999 руб


Курс гражданского права. Общая часть. Том 1

Данное издание является наиболее полным изложением курса гражданского права в отечественной цивилистике. Его особенностью является использование общенаучной методологии раскрытия содержания гражданского права Республики Беларусь и России, применение комплексно-индивидуального метода гражданского правоведения и праворегулирования, который в таком систематическом виде и объеме излагается впервые.

Для преподавателей и студентов высших юридических учебных заведений, магистров, аспирантов, а также правоприменительных, правотворческих, хозяйственных органов и предпринимателей.

175 руб


Научно-практический комментарий к жилищному кодексу Российской Федерации

Научно-практический постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации представляет собой комплексную работу, объединяющую толкование норм действующего Жилищного кодекса РФ с учетом самых последних изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ, вступивших в силу 1 сентября 2008 г., анализ результатов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также систематизацию современной судебной практики по жилищным спорам.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов, судей, адвокатов, специализирующихся на ведении жилищных дел, а также всех граждан, интересующихся вопросами жилищного права.

165 руб


Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО

В новое издание учебника внесены необходимые изменения и дополнения, обусловленные прежде всего принятием новых или изменением действующих федеральных законов и других нормативных правовых актов, решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленумов Верховного суда РФ или Высшего арбитражного суда РФ, а также международных договоров и конвенций. Изложены основные положения учебного курса «Гражданское право». В книгу включены более 100 тестовых вопросов, тренировочные задания, вопросы семинарских занятий, глоссарий, вопросы к экзаменам, примерная тематика и методические указания к выбору курсовых и дипломных (выпускных) работ.

979 руб


Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 3. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы. В 2 книгах. Книга 2. Права исключительные, личные и наследственные

Вы держите в руках современный, максимально полный, абсолютно избавленный от пустой информации учебник по гражданскому праву. Результат огромного научного труда, позволяющий читателю проанализировать очень большой объем информации. Хорошо написанный, решенный оригинальным образом (деление текста на нумерованные абзацы, гиперссылки), что обеспечивает лаконизм подачи материала и возможность проследить связи проблем по всему курсу. Это та книга, которую должен иметь в своей библиотеке каждый уважающий себя специалист и по которой необходимо учиться каждому думающему студенту-юристу. Качество и объем материала учебника приравнивают его к справочному, энциклопедическому изданию.

Издание состоит из двух книг и CD-диска с дополнительной литературой. В книге в систематизированном виде изложены основные вопросы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
С учетом отраслевого общедозволительного метода регулирования, присущего коммерческому праву, вместо комментирования норм и институтов предпочтение уделено показу ценного практического опыта правовой деятельности в торговой сфере.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов. Может быть рекомендован руководителям и специалистам коммерческих организаций, сотрудникам государственных и муниципальных органов.

323 руб


Римское право. Шпаргалки

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы "Римское право". Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

26 руб

Источники права социального обеспечения

(установочная лекция)

    Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

    Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Право социального обеспечения – это одна из отраслей российского права, нормы которой адресованы всему населению. Они сопровождают каждого человека с момента рождения и до конца жизни, так как основой возникновения правоотношений в указанной сфере является нуждаемость в социальной поддержке в силу обстоятельств, не зависящих от самого человека (в частности, такие юридические факты, как рождение человека, временная нетрудоспособность, наступление старости, смерть, признание безработным, потеря кормильца и т.д.).

Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации (т.е. по юридической силе); 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявшим нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правовым институтам; 6) по видам регулируемых общественных отношений; 7) по субъектам отношений; 8) по организационно-правовым формам социального обеспечения.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Согласно Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1993 г. К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991г. постановлением Верховного Совета РСФСР. Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в России. В ст.7 Конституции говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и другие.

По сфере действия источники делятся на федеральные, региональные, муниципальные и локальные. По видам общественных отношений необходимо выделять акты, регулирующие отношения: а) по пенсионному обеспечению; б) по обеспечению пособиями и компенсационными выплатами; в) по предоставлению социальных услуг.

В зависимости от субъектов могут быть правовые акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, детей, безработных, малоимущих граждан и других лиц.

С учётом организационно-правовой формы социального обеспечения необходимо отдельно рассматривать нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемое в порядке обязательного социального страхования, и нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение за счёт ассигнований из бюджетов всех уровней

2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в современных условиях располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права.

1) Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ). В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребёнка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признаётся ребёнком. Конвенция «О равных возможностях лиц, обременённых семейными обязанностями» (1995 г.), также ратифицированная Российской Федерацией, предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая меры, осуществляемые через систему социального обеспечения. К источникам права социального обеспечения данного уровня относится Конвенция «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985 г.), ратифицированная Россией в 1988 г.

Источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. В частности, 13 марта 1992 г. было заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения». В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. В настоящее время государствами - членами СНГ подписан ряд конкретных соглашений, в том числе и в области социального обеспечения.

2) Вторую группу источников права социального обеспечения составляют федеральные законы. Среди них особое место, как уже было подчёркнуто выше, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплён правовой статус граждан в области социального обеспечения. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст.41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46). Важное значение имеют также ст.37, провозглашающая свободу труда в обществе и запрещающая принудительный труд, и ст.53, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Одним из важнейших источников права социального обеспечения являются Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993. Данный нормативный акт закрепляет: основные принципы охраны здоровья граждан; компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления; организацию охраны здоровья граждан в РФ; права граждан в области охраны здоровья; права отдельных групп населения в области охраны здоровья (семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и др. лиц); права граждан при оказании медико-социальной помощи; медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека; гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам; виды медицинской экспертизы; права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

Необходимо отметить, что в сфере источников права социального обеспечения действует большое количество федеральных законов. Для данной отрасли права характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Основные федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обеспечения, следующие:

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12. 2001.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07. 2002.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993.

ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995.

Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996.

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. В качестве примера можно привести Закон Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 29.12.2003.

3) Третью группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные нормативные акты, среди которых имеются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.

Можно выделить следующие важнейшие подзаконные нормативные правовые акты:

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 «О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации».

Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Утверждено пост. Правительства РФ от 08.07.2002.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Утверждено пост. Правительства РФ от 24.07.2002.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».

Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Утверждено пост. Правительства РФ от 30.12.2006.

Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Утверждены пост. Правительства РФ от 07.04.2008.

Правила признания лица инвалидом. Утверждены пост. Правительства РФ от 20.02.2006.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002.

Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты. Утверждены пост. Минтруда РФ от 30.06.2003.

Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Утверждены пост. Пенсионного фонда РФ и Минтруда РФ от 16.02.2004.

Разъяснение «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Утверждено пост. Минтруда РФ от 15.04.2003.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения. Например, постановлением Правительства Вологодской области от 29.11.2004 был утверждён Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребёнка.

Необходимо отметить, что на современном этапе важное значение приобретают также муниципальные и локальные акты как источники права социального обеспечения. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне и на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к федеральным и региональным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться, в частности, акты органов местного самоуправления, коллективные договоры.

При изучении права социального обеспечения необходимо использовать соответствующую учебную литературу. Это, прежде всего, следующие учебники:

Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2008.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2005.

Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2005.

Право социального обеспечения инвалидов в РоссииКурсовая работа >> Социология

Будет продолжать увеличиваться. Предмет исследования – право социального обеспечения инвалидов в России. Объект исследования – условия... транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития...

  • Понятие и система социального обеспечения

    Реферат >> Социология

    192 с. 7. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева... Право социального обеспечения : Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2006. – С. 31. 28 Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения ...

  • Основные принципы права социального обеспечения

    Контрольная работа >> Государство и право

    И сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Таким образом, право на социальное обеспечение каждого...

  • Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация

    Реферат >> Государство и право

    Финансовых средств в целевых источниках . Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью...

  • Введение

    Глава 1. Источники права социального обеспечения

    § 1. Понятие источников права социального обеспечения и ихклассификация

    § 2. Общая характеристикаосновных источников права социального обеспечения

    Глава 2. Финансирование социального обеспечения

    § 1. Общие положения

    § 2. Единый социальный налог

    Заключение


    Введение

    Термин «источник права»обычно имеет два значения.

    Первое раскрывает причинусоздания права. Государство выступает в основном правообразующей силой" закрепляющейв праве волю и интересы народа.

    Второе значение понятияисточника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оноопределяет результаты правотворческой деятельности.

    Правотворчество рассматриваетсякак вид деятельности государства по установлению юридических норм или признаниююридических или иных социальных норм на основе познания законов экономическогоразвития общества.

    Правотворчество являетсяисточником права в материальном смысле.

    Из общей теории права мы знаем,что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческойдеятельности государства, с помощью которой воля законодателя становитсяобязательной для исполнения.

    Для российского права характерното, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличиеот других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократноеприменение.

    Источники права социальногообеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тоткомплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отраслиправа.

    В источниках права социальногообеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества; с ихизменениями меняются и источники права социального обеспечения.

    В настоящее время это происходитдовольно часто, в связи с чем законодательство в области социальногообеспечения бурно обновляется. Устаревшие нормативные акты права социальногообеспечения отменяются или изменяются дополняются либо принимают/>ся новые, болеепрогрессивные, соответствующие рыночный отношениям.


    Глава 1. Источники права социального обеспечения§ 1. Понятие источников права социальногообеспечения и их классификация

    Источники права социальногообеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

    по степени их важности исубординации, т.е. по юридической силе;

    по сфере их действия;

    по органам, принявшимнормативный правовой акт;

    по форме акта;

    по правовым институтам;

    по источникам финансирования;

    Среди перечисленных вышеклассификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источниковправа социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые ихпринимают.

    По степени важности и субординацииисточники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфересоциального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и им придаютприоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Этообъясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным)органом власти РФ и ее субъектов. Законы, в свою очередь, делятся на виды. Особоеместо среди них занимает основной закон государства, который называетсяКонституцией. Конституция Российской Федерации является базой для всеготекущего законодательства в России. Действующая Конституция РФ примята путемвсенародного голосования 12 декабря 1993 г.

    Следовательно, Конституция РФимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые вРоссийской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

    По Конституции РФ вопросырегулирования отношений в области социального обеспечения относятся ксовместной компетенции РФ и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст.72).

    В соответствии со ст.55 (п.2) КонституцииРФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободычеловека и гражданина. Российская Федерация - социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.

    В Российской Федерацииохраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержкасемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развиваетсясистема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, социальныепособия и иные гарантии социальной защиты.

    />Статья 18Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являютсянепосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФзакреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

    Федеральные законы, в своюочередь, делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральнымконституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам,прямо указанным в Конституции РФ,

    Текущими называются федеральныезаконы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции иконституционных федеральных законов. В праве социального обеспечения оникасаются отдельных правовых институтов.

    В особый вид выделяют такжекодифицированные законы - это крупные акты, предназначаемые комплекснорегулировать определенную сферу общественных отношений. Кодифицированным актомв области социального обеспечения являются Основы законодательства РоссийскойФедерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Кроме того,в качестве кодифицированного источника можно назвать Федеральный закон от 16июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Внем закреплены основные принципы осуществления обязательного социальногострахования, виды социальных страховых рисков, перечислены страховые случаи,права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

    По форме акта источники правасоциального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъясненияМинтруда РФ, Миграционной службы и др.

    По сфере действия источникиправа социального обеспечения делятся на общефедеральные, республиканские всоставе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые,муниципальные и локальные.

    Разновидностью классификации посфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормызаконодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, чтодифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости отобъективных производственных факторов, природно-климатических условий либо сучетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

    § 2. Общая характеристика основных источников правасоциального обеспечения

    Право социального обеспечения вусловиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системойюридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этойотрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразныеобщественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношенияпо поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного ипроцессуального характера!

    Множество и разнообразиеисточников права социального обеспечения предопределяют возможностьохарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которыхзакрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения,отражаются требования и условия их предоставления, регламентируетсяорганизационно-правовой порядок осуществления указанных предписанийсоответствующих нормативных актов.

    Первую группу источников правасоциального обеспечения составляют нормы международных актов.

    В соответствии с п.4 ст.15Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Следовательно, можно сделатьвывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридическойсилой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормыМеждународного пакта об экономических, социальных и культурных правах человекаи гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948г.

    К первой группе источников такжеотносятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях инормах социальной политики» (1962 г), где закрепляется важное положение,согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качествеосновной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «Оравноправии в социальном обеспечении» (1962 г).

    />Важноезначение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играютрекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в областисоциального обеспечения» (1983 г) и др.

    Новыми источниками правасоциального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странамиСодружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядоксоциального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое.Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ вобласти пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Всоответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились опроведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Крометого, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которыеприобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза иреализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

    На сегодняшний день государстваСНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социальногообеспечения.

    Так, например, двустороннееСоглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения,подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г.,вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение междуПравительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантияхгражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающимна комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФот 5 сентября 1998 г.

    Вторую группу источников правасоциального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди нихособое место, как ранее было сказано, занимает. Конституция РоссийскойФедерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан вобласти социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основнойисточник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст.7,18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФкаждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии исоциальные пособия.

    Статья 41 Конституции РФпредоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинскаяпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохраненияоказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета,страховых взносов, других поступлений.

    Важное место отводится Основамзаконодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля1993 г., которые введены в действие с 1 сентября 1993 г. Этот нормативный актзакрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, аименно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, атакже женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантииобеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получениеразличных видов медико-социальной помощи.

    В сфере права социальногообеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отраслихарактерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник,регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет правасоциального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной видсоциального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующихпенсионное обеспечение: 4 Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации" от 15 декабря 2001 г.; «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации» от 17 декабря 2001 г.; «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; 40 пенсионномобеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, вучреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12февраля 1993 г.

    Следует отметить, что существуетбольшой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждансоциальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» вредакции от 10 января 2003 г.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. «Опогребении и похоронном деле»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Обобязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний» и др.

    Действует ряд федеральныхзаконов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемыхгражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральныйзакон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилоговозраста и инвалидов»; Федеральный закон, от 24 июля 1998 г. «Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    Самостоятельную группусоставляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот дляинвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на ЧернобыльскойАЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральный закон от 2 января 2000гг.«О ветеранах»; Федеральный закон от 9 января 1997 г. «Опредоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полнымкавалерам ордена Трудовой Славы» и др.

    Следует знать, что к даннойгруппе источников права социального обеспечения относятся законы субъектовФедерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии посоциальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, атакже малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъектаФедерации.

    Третью группу составляютподзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимаютуказы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст.90Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

    К области социальногообеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: *О мерах по социальнойподдержке многодетных семей" от 5 мая 1992 г., «Об обеспечениидеятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственныхсоциальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от7 февраля 2000 г.

    Важно помнить, что Президент РФсвоими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

    Четвертую группу средиподзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которыеустанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социальногообеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливатьдополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например,Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утвержденоположение «О порядке назначения и выплаты государственных пособийгражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997 г.; ПостановлениеПравительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье»; ПостановлениеПравительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспеченииграждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также онекоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами»; ПостановлениеПравительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарноеобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд других.

    Среди источников правасоциального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группаподзаконных нормативных правовых актов.

    Важную роль в нормотворчестве посоциальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральныеминистерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда исоциального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно являетсяцентральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющимруководство по обеспечению единой государственной политики в области социальнойзащиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которыенуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерноеположение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденноеПостановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также ПостановлениеМинтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работытерриториальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми - сиротами,детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей». Кроме постановлений Минтрудиздает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

    Существует ряд нормативных актовдругих министерств и ведомств. Так, например, приказом Министерства образованияРФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежныхсредств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,находящихся под опекой (попечительством)».

    Минздрав и Фонд социальногострахования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердилиИнструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизывременной нетрудоспособности» и др.

    В соответствии с ч.2 ст.76Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативныхактов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель такихисточников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующихуровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации.Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержкиграждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привестиследующие нормативные правовые акты: Указ Президента Республики Адыгея «Овыделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихсясемей» от 21 августа 1996 г. № 145; Постановление администрации Брянской/> области «Обустановлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственнымитоваропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования исоциальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89.

    На современном этапе развитиянашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значениеприобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники правасоциального обеспечения.

    Таковым, например, являетсяПостановление Главы администрации г. Казани от 1 июня 1998 г. «Опредоставлении льготных бытовых услуг» и др.

    В качестве локального источникаможно назвать коллективный договор конкретной организации.

    Следовательно, цельмуниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокийуровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, науровне конкретной организации.

    Такова классификация источниковправа социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности исубординации).

    Следует иметь в виду, чтоисточники права социального обеспечения можно также классифицировать взависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии стакой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов,регулирующих общественные отношения:

    по пенсионному обеспечениюграждан;

    по обеспечению граждан пособиямии компенсационными вы платами;

    по предоставлению социальныхуслуг по системе социального обеспечения.

    Кроме того, можно классифицироватьисточники права социального обеспечения в зависимости от источникафинансирования; по содержанию нормативных правовых актов.


    Глава 2. Финансирование социального обеспечения§ 1. Общие положения

    Конституция Российской Федерациине содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации правграждан на социальное обеспечение, так же как не содержит указаний наконкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такимимеханизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальноестрахование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящеевремя основным механизмом, в рамках которого реализуется право гражданРоссийской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательнойсоциального страхования. Это подтверждается действующим Законодательством, атакже позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в рядеего решений.

    В России в начале 90-х годовпрошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практическисформирована правовая и институциональная основа системы социальногострахования. В частности, были созданы независимые специализированные институтысоциального страхования - так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданныеструктуры - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РоссийскойФедерации - обладали главными характеристиками институтов социальногострахования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Ихсредства не (были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечиваятем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно нанужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитойот определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамкахсамостоятельных отраслей социальной защиты:

    старость, инвалидность, потерякормильца;

    медицинская помощь;

    временная нетрудоспособность,включая беременность, роды и уход за малолетними детьми;

    безработица.

    Каждый из фондов осуществлялсбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работникомв случае обязательного пенсионного страхования), что определяло «ответственностькаждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядокуплаты и размеры взносов устанавливались законом.

    Словом, созданнаяинституциональная структура и ее правовое обеспечение, как никогда до и послетого, соответствует принципам социального страхования, таким как субсидиарностьсо стороны государства, социальная демократия для участников системы, страховоймеханизм возмещения утраченного заработка и др.

    В июле 1999 г. был принятФедеральный закон „Об основах обязательного социального страхования“.Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, относящемся крегулированию прав граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочныйхарактер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционированиявсей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что вседругие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования,должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. Вчастности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектовсоциального страхования, изложены их права и обязанности.

    Впервые в этом Законе закрепленыосновные принципы обязательного социального страхования:

    устойчивость его финансовойсистемы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

    всеобщий и обязательный характер;

    доступность для застрахованныхлиц;

    государственная гарантиясоблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;

    исполнение страховщикомобязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансовогоположения;

    государственное регулированиесистемы обязательного социального страхования;

    паритетность участия субъектов ворганах управления;

    общественный контроль.

    Также предусмотрены правовыемеханизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального/> страхования. Устанавливаетсяавтономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входятв бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включеныположения о разделении полномочий федеральных и региональных органовгосударственной власти в сфере обязательного социального страхования, определенкруг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.

    В ст.24 этого Законапредусмотрены государственные гарантии устойчивости финансовой системыобязательного социального страхования в виде предоставления дотаций, а также ввиде возможности вложения временно свободных денежных средств только пообязательствам Правительства Российской Федерации, обеспечивающим их доходность.Профсоюзные организации имеют право контроля за использованием этих средств.

    Для ведения финансовойдеятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаютсяфедеральные законы о бюджетах фондов на очередной финансовый год и утверждаетсяисполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовыйгод.

    Тем не менее изменения последнихлет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, вчастности его порядок финансирования, говорят скорее о стихийном, чемпоследовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.

    Федеральным законом РоссийскойФедерации с 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное социальноестрахование были консолидированы в составе единого социального налога (взноса).Таким образом законодательно был усилен процесс нивелирования различий междуобязательными страховыми взносами и налогами. Специалисты в областимеждународного трудового права и управления социальной защитой, а такжепрофсоюзные лидеры предупреждают об опасности смешения правового статуса этихобязательных платежей. Особый статус обязательных взносов на социальноестрахование признается одним из эффективных инструментов достижения финансовойустойчивости и прозрачности систем социального страхования, а также основнымусловием реализации страхового принципа организации этой системы.

    Также начиная с 2001 г; пересталдействовать Государственный фонд занятости, другими словами, была ликвидированасистема социального страхования от безработицы. Обеспечение безработныхпроисходит теперь на основе бюджетного финансирования, что в корне меняетсложившуюся систему.


    § 2. Единый социальный налог

    />Единыйсоциальный налог (ЕСН) был введен Законом от 5 августа 2000 г. № 118 „Овведении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Он зачисляетсяв Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды обязательногомедицинского страхования, а также в Фонд социального страхования (заисключением взносов на обязательное социальное страхование от профессиональныхрисков и платежей на обязательное медицинское страхование неработающегонаселения). Уплачивать его должны все работодатели, индивидуальныепредприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера,занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства,адвокаты, частные нотариусы и др.

    Объект налогообложения почти неразличается более в зависимости от вида социального страхования - единымсоциальным налогом облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользуработника. Исчисление дохода с целью уплаты части ЕСН в ПФР ведется нарастающимитогом с начала года по каждому работнику.

    Ответственность за сборобязательных страховых взносов, его своевременность и полноту возложена наналоговые органы.

    Принятие нового пенсионногозаконодательства с 1 января 2002 г. повлияло на порядок сбора ЕСН. В течениевсего 2001 г. в Пенсионный фонд зачислялась вся часть единого социальногоналога, предназначенного для выплаты трудовых пенсий. А с 2002 г. в связи спринятием новых пенсионных законов и дополнительными изменениями налоговогозаконодательства при той же налоговой нагрузке на фонд оплаты труда платеж,зачисляемый в Пенсионный фонд, делится на две части. Одна часть в размере до14% от Выплат в пользу работника зачисляется в федеральный бюджет и идет навыплату базовой части пенсии. Данная часть платежей в пенсионную систему носитналоговый характер, т.е. является безвозмездной и индивидуально обезличенной. Втораячасть (оставшиеся около 14% от максимально возможного 28-прбцентного тарифа) зачисляетсяв бюджет Пенсионного фонда и предназначена для выплаты страховой инакопительной частей пенсии. Эта часть, таким образом, имеет другую правовуюприроду и именуется пенсионными страховыми взносами, а в российском Налоговомкодексе - »сборами (взносами)".

    В целом следует отметить, что втерминологии пенсионного и налогового законодательства отсутствует единообразие.Иногда формулировки Налогового кодекса приводят к неоднозначному/> прочтениюфундаментальных для системы обязательного социального страхования положений. Нивелированиеразличий между страховыми и налоговыми платежами на концептуальном уровнеспособствует нестрогому подходу к целевому предназначению средств социальногострахования.

    Например, ст.234 Налоговогокодекса РФ предусматривает, что единый социальный налог (взнос), зачисляемый вгосударственные внебюджетные фонды, предназначен для мобилизации средств дляреализации права граждан на государственное и социальное обеспечение имедицинскую помощь. Из этой нормы вытекает, что ЕСН может служить источникомфинансирования как страховых, так и нестраховых социальных выплат. А этоподрывает основы социального страхования.

    При введении ЕСН были такжеприняты важнейшие решения в отношении социального страхования как экономическойсистемы - в частности, были снижены тарифы на обязательное социальноестрахование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы.Декларируемые при этом цели в целом совпадали с целями либерализации экономикии облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющиеболее высокий доход:

    упрощение для работодателяперечисления взносов;

    повышение собираемости налогов;

    снижение налоговой нагрузки нафонд оплаты труда;

    стимулирование работодателя неуходить от уплаты налогов и т.д.

    О результативности такойполитики за прошедшие два года поступают самые разноречивые сведения.

    Будучи отстранены от функциисбора страховых средств и их аккумуляции, внебюджетные фонды сталинеполноценными распорядителями страховых средств. Средства собираются на счетахказначейства, создавая возможность их нецелевого использования в связи схроническими сложностями пополнения бюджета. Такая опасность традиционносуществует и более или менее успешно преодолевается при таком же распределениифункций в странах, где уже сложилась более эффективная межведомственнаякоординация при управлении государственными финансами, где существуют традициив повышении открытости и прозрачности управления.

    Специального регулирования,безусловно, потребовало обязательное социальное страхование в отношенииненаемных работников в ходе изменения порядка уплаты страховых взносов. Изменениябыли внесены и в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. ФЗ «О едином налогена вмененный доход для определенных видов деятельности».

    Ряд организаций и индивидуальныхпредпринимателей не платили единый социальный налог (взнос), а платили единыйналог на вмененный доход. Сумма этого налога рассчитывалась в различныхрегионах в зависимости от неодинаковых экономических факторов и совершенно независела от вклада конкретного работника в производственный процесс. Эти лицаосвобождены от уплаты ЕСН за себя и платят фиксированный платеж в бюджетПенсионного фонда. Этот платеж является обязательным для уплаты и закреплен вНалоговом кодексе. Такое же положение распространено и на индивидуальныхпредпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, частных детективов, членовкрестьянских (фермерских) хозяйств и др.


    Заключение

    Важнейшим направлениемсоциальной политики (в том числе системы социальной защиты населения) являетсягосударственная поддержка на федеральном уровне различных субъектов РФ вобласти развития системы социального обслуживания: развитие нормативно-правовыхоснов организации и функционирования учреждений социального обслуживания; Принятыефедеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РоссийскойФедерации" и “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов" стали основой правового регулирования деятельности социальныхслужб, которое распространяется на все субъекты РФ и вносит новые компоненты вправовые отношения, возникающие между федеральными органами государственнойвласти и органами управления субъектов Российской Федерации создают правовоеполе для формирования в регионах единых комплексов социальных служб и ихкадрового обеспечения.


    Список использованной литературы и нормативные акты

    Законы Российской Федерации

    1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Юридическаялитература», 1998. .

    2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательногосоциального страхования» // Правовая система «Гарант».

    3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» // В сборнике: «Пенсионнаяреформа в Российской Федерации».

    4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» // В сборнике: «Пенсионнаяреформа в Российской Федерации».

    5. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» // В сборнике: «Пенсионная реформа в РоссийскойФедерации».

    6. Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социальногообеспечения осужденных // Журнал российского права. 2002. №7.

    7. Захаров М. Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новомупенсионному законодательству. М. 2002.

    8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2001.

    9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Практический и научный комментарий к законуРоссийской Федерации: «О государственных пенсиях в Российской Федерации».М., 2003.

    10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право).М.2000.

    11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальномустрахованию // Вестник Московского университета. Серия П. Право. 1998. № 6.

    12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное инеотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.

    14. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимостькодификации законодательства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.2005. № 6.

    15. Мачульская К Е. Социальный риск как объективная. основа социальногообеспечения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2004. № 1.

    16. Мачулыкая Е.Е., Горбачева ЖЛ. Право социального обеспечения. М. 2004.

    17. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцыдокументов / Под ред. Тучковой. М. 2005.

    Относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

    Правовая база для этого заложена Конституцией РФ , в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

    Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы - это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН .

    Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

    Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

    В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

    В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.). Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) - средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

    Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

    Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти , по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал » и др.

    Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества , что в полной мере касается и социального обеспечения.

    Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

    Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

    Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

    Международно-правовые акты

    Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения . Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

    Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.

    По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.

    В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

    Характеризуя международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую социальную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

    Особое место среди международных социального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвящена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

    Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели - создание Сообщества интегрированных государств.

    Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

    Первым шагом на пути гармонизации национального законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

    Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.93г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

    Большой круг вопросов социального обеспечения регулируется межправительственными соглашениями государств-участников СНГ: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др.

    Классификация нормативно-правовых актов

    Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

    Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

    Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

    Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

    Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится разработка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

    Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.