Информацией ограниченного доступа являются. Ограничение доступа к информации в Интернете: новые основания

20 декабря Госдумой был принят федеральный закон, предусматривающий введение еще одной категории информации, которая сможет блокироваться во внесудебном порядке (далее – Закон) . Речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка . При этом процедура ограничения доступа к такой информации значительно отличается от всех предусмотренных российским законодательством. Центральным элементом новой системы должна стать Генеральная прокуратура РФ – именно ее должностные лица смогут единолично принимать соответствующие решения.

Документ был внесен в нижнюю палату ее депутатом Андреем Луговым . Закон вполне предсказуемо породил достаточно широкий общественный резонанс и обсуждение среди экспертного сообщества. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции отметила недостаточную юридико-техническую и концептуальную проработку закона и сочла документ несвоевременным . Также возможность серьезного ущемления конституционных прав граждан в случае принятия закона в своем официальном заявлении отметил Совет при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.

В данном материале мы разберемся в предлагаемой депутатами технологии блокировки "информации, распространяемой с нарушением закона" в контексте уже существующих процедур и возможных последствиях вступления документа в законную силу с 1 февраля 2014 года.

Используемые в настоящий момент госорганами процедуры блокировки информации в Интернете


Решения федеральных органов исполнительной власти

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти . Это детская порнография, материалы об изготовлении наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В зависимости от компетенции, соответствующее решение принимает Роскомнадзор, ФСКН России или Роспотребнадзор, а действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

Несмотря на очевидные недостатки данной процедуры, законом все же установлены четкие сроки совершения всех необходимых этапов и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти. При этом что немало важно, лицам, разместившим в Интернете соответствующую информацию, представляется возможность обжаловать решение госоргана или устранить выявленные нарушения,

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность также имеют право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ " "). При этом оказание услуг связи может быть приостановлено операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Возобновить оказание услуг операторы связи обязаны на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей упомянутых органов (см. ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ " ").

Также предварительная цензура и контроль за СМИ, в том числе и в Интернете, может быть введена указом Президента РФ, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение (см. п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ " " и п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ " ").

Ограничения доступа к Интернет-ресурсам судом по инициативе госорганов

Судебный порядок является наиболее приоритетным, так как предполагает не только наличие волевого решения государственного органа, но и необходимость доказывать, что информация является запрещенной. Одновременно оператор связи или владелец ресурса получают возможность убедить суд в обратном.

На данный момент, вступившее в законную силу решение суда о том, что размещенная в Интернете информация является запрещенной для распространения в России, служит основанием для включения ее в специальный и принятия Роскомнадзором действий, направленных на блокировку такой информации (см. ч. 5-7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ). Также госорганы в рамках своей компетенции имеют возможность подавать в суд иски непосредственно к операторам связи или владельцам ресурсов с требованием об ограничении доступа к запрещенной информации. Подобный подход активно практикуется прокурорами, несмотря на существование описанного выше механизма блокировки с участием Роскомнадзора. Ограничения также могут на основании определения суда о применении обеспечительных мер, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Говоря о судебной блокировке, с учетом планов по наделению Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по внесудебному ограничению информации, в частности, содержащей призывы к экстремистским действиям, логично обратить внимание нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " ". На данный момент, он уже содержит ряд инструментов, позволяющих прокурорам предпринимать действия, направленные на ограничение доступ к экстремистским материалам в Интернете. В основном это происходит в судебном порядке – прокурорами к операторам связи (реже, к владельцам ресурсов или хостинг-провайдерам) подаются иски в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к соответствующим ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

При этом информационные материалы могут признаваться судом экстремистскими как до предъявления иска в рамках отдельного производства, так и непосредственно в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " "). Одновременно существует возможность условно добровольного удаления материалов – на основании предостережения прокурора, а также предупреждения прокурора или Роскомнадзора (в случае со СМИ или общественной/религиозной организацией), которое может быть обжаловано в суд.

Еще один механизм ограничения доступа в судебном порядке предусмотрен в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы , в том числе кинофильмы, телефильмы. Определение об ограничении доступа в качестве обеспечительной меры принимает Мосгорсуд, причем он вправе сделать это и до подачи иска. Тем не менее, иск должен быть подан срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения. Действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В этом случае также установлены четкие сроки совершения всех необходимых процедур и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти и судебных актов, а также устранения выявленных нарушений, до применения процедуры блокировки.

Новая модель ограничения госорганами доступа к интернет-ресурсам

Изменения касаются информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Планируется, что в случае ее обнаружения Генеральный прокурор РФ или его заместители будут направлять требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Роскомнадзор в свою очередь будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу в Интернете, или к информации, размещенной на нем .

Кроме того, ведомство должно незамедлительно определить провайдера хостинга и направить ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации. Дата и время направления уведомления будет фиксироваться Роскомнадзором. Оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу. Провайдер хостинга в свою очередь в течение суток с момента получения уведомления обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, размещаемую с нарушением закона.

В случае если владелец ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор (сделать это можно в электронном виде). После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Таким образом, в отличие от всех описанных выше механизмов ограничения, в данном случае не прописаны ни возможность обжалования, ни устранения нарушения до блокировки. Не определены и сроки осуществления процедур , связанных с ограничением доступа к информационному ресурсу (используется термин "незамедлительно"). Одновременно Генпрокуратура РФ получает право единолично без решения суда признавать ту или иную информацию содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, полномочия Генеральной прокуратуры РФ по ограничению доступа к интернет-ресурсам по широте и степени неурегулированности сравнимы разве что с полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения.

"Стоит вспомнить, что данный механизм блокировки предлагался обществу как способ ограничить детей от вредной информации. Почти сразу этот закон стал использоваться для ограничения коммерчески или политически неугодного контента. При этом надо заметить, что уже на примере произошедших блокировок эффективность от них весьма сомнительна и приводит к обратному эффекту", – комментирует Закон сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Шакиров .

По его мнению, с технической точки зрения идеального механизма ограничения не существует в связи с архитектурой Интернета, принципы построения которой таковы, что никакая информация удалена быть не может – к любой информации всегда можно получить доступ.

Станислав Шакиров , сопредседатель Ассоциации пользователей интернета

"Интернет спроектирован и функционирует так, что любые блокировки возможно обходить нехитрыми методами, а свойства информации и общества такие, что то, что блокируется, обычно распространяется в разы быстрее. Если блокировки будут касаться, действительно, информации, которая попадает под понятие hate-speech и интересна только узкому кругу граждан, то последствий от этого закона можно и не заметить, но скорее всего здесь мы видим попытку получить рычаги легитимной блокировки информации об акциях протеста а-ля "болотная", "майдан" и т.д. В данном случае распространение информации будет происходить в разы быстрее, нежели чем без блокировок – согласно "эффекту Стрейзанд " [заключается в том, что попытка ограничить информацию приводит к еще большему ее распространению. – Ред .]".

"Существующие блокировки просто усложняют доступ к информации, и, если раньше для этого требовался один "клик", то теперь необходимо будет сделать три. Зато интерес к такой информации повышается", – отмечает Станислав Шакиров .

При этом в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " " прописано понятие "экстремистские материалы". Оно, в частности, включает в себя предназначенные для обнародования документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности . Как уже отмечалось выше, материалы признаются экстремистскими только в судебном порядке. В принятом Законе существует понятие "информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности ". Похоже, что по задумке авторов документа, к экстремистским материалам она по какой-то причине не относится и поэтому может ограничиваться во внесудебном порядке. Таким образом, у Генеральной прокуратуры РФ появляется возможность по своему усмотрению применять судебный или внесудебный порядок признания информации экстремистской и ограничивать доступ к ней, в зависимости от того, будет ли она формально расценена (самой же прокуратурой) как экстремистский материал или информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

"Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к "экстремистской" или "призывающей к разжиганию национальной розни". Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом", – отмечает Глеб Шуклин , координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам.

Кроме того, на сегодняшний день запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " " запрещено распространение). Также не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 " "). Ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). Иными словами, для запрета определенной информации, ее распространение должно являться общественно опасным в соответствии с или либо ограничение доступа к ней должно быть прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается призывов к массовым беспорядкам , то ответственность за совершения таких деяний предусмотрена . Таким образом, законодательство уже сейчас предоставляет возможность прокурорам предъявлять иски к операторам связи в интересах неопределенного круга лиц с требованием ограничить доступ к интернет-сайтам в случае размещения на них призывов к массовым беспорядкам. Перевод данных правоотношении во внесудебную плоскость, с учетом отсутствия внятного регулирования, также может привести к значительным злоупотреблениям и формированию неоднозначной практики блокировки такой информации.

Законом предусмотрена возможность ограничения информации, содержащей "призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях , проводимых с нарушением установленного порядка". При этом в законодательстве такое понятие отсутствует. Применительно к массовым акциям, существуют понятия: "публичные мероприятия", "массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан в общественных местах". Административная или уголовная ответственность за распространение какой-либо информации, связанной с проведением таких мероприятий, а равно ограничения по ее распространению федеральными законами не предусмотрены. Исключение составляют публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах (). Однако в данном случае присутствует необходимое условие – последствия в виде нарушения общественного порядка или санитарных норм и правил функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и др. Соответственно, исходя из логики и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такая информация не должна подлежать запрету или ограничению, до тех пор, пока не будут внесены необходимые изменения в федеральное законодательство.

"Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов, предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению", – отмечается в официальном заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека .

Как отмечает Станислав Шакиров , принятие Закона будет иметь не только юридические, но и экономические последствия – ухудшение инвестиционного и бизнес-климата в российском ИТ-секторе.

"В области рынка хостинга за 2013 год наблюдается падение спроса на услуги отечественных хостинг-компаний и отток клиентов к зарубежным компаниям. Многие отечественные интернет-компании переходят в европейскую юрисдикцию с понятными и предсказуемыми правилами игры. Привлечение денег в российские интернет-стартапы усложняется. В целом, рост интернет-рынка остается положительным, но темпы замедляются и оказываются значительно ниже, чем могли бы быть при отсутствии вмешательства государства", – поясняет он.

Ограничения доступа к информации на основе закона.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
примечание - По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 .
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

5. Понятие и структура информации с ограниченным доступом. Институт тайны как правовой режим информации с ограниченным доступом. Конфиденциальность информации. Классификация видов тайн.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.



Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

Реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

Сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

Конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

Персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).

Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие информации с ограниченным доступом и основания ее классификации. Нормативно-правовое регулирование информации с ограниченным доступом. Государственная тайна как предмет изъятый из гражданского оборота. Служебная и профессиональная тайна.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    Сущность и виды информации, ее основные свойства. Классификация правовых режимов информации. Режимы свободного доступа: исключительных прав, общественного достояния, массовой информации. Построение и охрана системы информации с ограниченным доступом.

    доклад , добавлен 13.10.2011

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

    Понятие об информации, информационных ресурсах, их место в современном праве. Признаки информации с ограниченным доступом. Правовой режим защиты, составляющей государственную, служебную, профессиональную тайну; обеспечения недоступности третьим сторонам.

    реферат , добавлен 13.12.2013

    Секреты производства ноу-хау по Гражданскому Кодексу РФ. Сущность коммерческой тайны как режима конфиденциальности информации. Меры по ее охране, принимаемые ее обладателем. Ответственность за разглашение сведений, составляющих секрет производства.

    презентация , добавлен 18.09.2015

    Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

    статья , добавлен 02.12.2010

    Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законным способом. Установление ограничений доступа к ней только федеральными законами. Равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Анализ реализуемых в автоматизированной системе компьютерных преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, их характерных особенностей, способов реализации, их сущность и направления реализации. Статистическое моделирование.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2012

Для общедозволительного типа правового регулирования характерно тщательное прописывание исключений из правила - запретов. Теоретической базой для введения запретов в информационной сфере является понятие информационной безопасности. Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства (Закон «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2). Немаловажное для нашей темы наблюдение сделано западными специалистами: в обеспечении информационной безопасности удельный вес правовых методов составляет 60%, а программно-технических и организационных соответственно 30 и 10%.

9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина информационной безопасности. Этот документ лишь определяет общие направления политики в соответствующей сфере, не имея нормативной силы, однако и законодательной, и исполнительной властями он оценивается как чрезвычайно важный. Согласно Доктрине «интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.



Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

Исключения из дозволительного режима в информационной сфере могут быть классифицированы на абсолютные запреты (запрещается создание и распространение ложной информации) и общие запреты (без соблюдения соответствующих процедур запрещается доступ к тайнам этих субъектов). Абсолютные запреты многообразно проявляются в зависимости от сферы общественных отношений, содержания ложных сведений, мотивов предоставления информации, не соответствующей действительности, и т. д. Один из видов ложной информации - ложная информация, наносящая ущерб репутации субъекта, - будет нами рассмотрен специально, иные - по необходимости в соответствии с логикой наших рассуждений. Общие запреты независимо от субъекта охраняемого права (т. е. и в отношении государства, и в отношении общества, и в отношении личности) выражаются в понятии информации с ограниченным доступом.

Согласно ст. 10 Закона «Об информации» информация с ограниченным доступом делится на государственную тайну и конфиденциальную информацию (схема 1),

Отношения, связанные с государственной тайной, регулируются Законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. Его ст. 2 определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 приводится полный перечень сведений, составляющих государственную тайну.

Закона о конфиденциальной информации в России нет. В его отсутствие само понятие конфиденциальной информации остается неясным . Закон «Об информации» определяет конфиденциальную информацию как вид государственных информационных ресурсов Российской Федерации. Вместе с тем Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г., утверждающий перечень сведений конфиденциального характера, относит к конфиденциальной информации врачебную, нотариальную, адвокатскую тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почто вых отправлений и пр. Не прослеживается сколько-нибудь строгого употребления этого понятия и в других нормативных актах.

Комментируя схему 1, следует отметить несколько принципиальных моментов.


1. Если порядок отнесения к государственной тайне строго определен, то порядок отнесения к конфиденциальной информации специально не оговаривается. Фактически единственным документом, вводящим регулирование в этой сфере, является «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. Таким образом, для того чтобы информация могла считаться конфиденциальной, необходимо выполнение двух условий:

а) наличие соответствующего содержания;

б) осуществление заинтересованным лицом некоторых действий для предотвращения неконтролируемого распространения этой информации. Так, если вы говорите по телефону из своей квартиры, то, очевидно, предполагаете, что содержание вашего разговора составляет тайну, но если вы выходите с трубкой на балкон, возможность ссылаться на конституционно защищенную тайну телефонных переговоров утрачивается.

2. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Если суд признает необоснованность засекречивания сведений, они подлежат рассекречиванию в установленном порядке (ст. 15 Закона «О государственной тайне»). Обоснования отнесения сведений к конфиденциальной информации не требуется.

Следует отметить также, что существуют некоторые виды информации, не отнесенные к информации с ограниченным доступом, свобода распространения которых тем не менее ограничена. Согласно Закону «Об участии в международном информационном обмене» ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной:

♦ к государственной тайне или иной конфиденциальной информации;

♦ общероссийскому национальному достоянию;

♦ архивному фонду;

Возможность вывоза такой информации определяется Правительством Российской Федерации в каждом отдельном случае.

Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории России документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации.

Право ввоза иностранных информационных продуктов, которые могут быть использованы для осуществления каких-либо противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, например, Постановлением Правительства от 10 марта 2000 г. № 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

Государственная тайна

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что субъектами отношений, возникающих в сфере государственной тайны, является относительно небольшая группа лиц. В отношении физических лиц это означает, что ответственность за неразглашение государственной тайны несут только должностные лица и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие с государством в правоотношения по защите государственной тайны. К этой категории могут быть отнесены служащие военных ведомств, работники закрытых предприятий, участники судебных процессов, в ходе которых возникла необходимость в раскрытии секретной информации, переводчики в той же ситуации и т. д. Разглашение государственной тайны пресс-секретарем соответствующих структур, безусловно, должно повлечь его ответственность, но распространение этой информации журналистом уже не является правона рушением. Это положение особенно важно для толкования ст. 4 Закона «О СМИ», которая устанавливает недопустимость использования СМИ для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Так, В. Познер, обучая студентов, предлагает им выбрать вариант «правильного» поведения в следующей ситуации. Журналист берет интервью у министра обороны, неожиданно у того возникает необходимость покинуть кабинет, в котором он оставляет журналиста. Оставшись один, интервьюер замечает на столе чиновника секретный документ, в котором говорится о скором вступлении страны в военные действия. С точки зрения В. Познера, профессиональный долг журналиста состоит в немедленном сообщении этой информации обществу. Не комментируя этический аспект этих действий, отметим, что позиция мэтра отечественного телевидения вполне соответствует цивилизованному правомерному толкованию Закона «О государственной тайне», Уголовного кодекса и Закона «О СМИ». Иное дело, если речь идет об аккредитованном (см. с. 54 наст, изд.) при Министерстве обороны журналисте. Скорее всего, правилами аккредитации, которые он добровольно обязуется исполнять, предусмотрена невозможность разглашения ставшей ему известной государственной тайны. В этом случае при обнародовании им содержания указанного документа ответственность должна наступить в полной мере.

Статья 283 Уголовного кодекса определяет мер}" ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения были правомерно получены разгласившим их лицом, а при разглашении отсутствуют признаки государственной измены. При этом первая часть статьи устанавливает наказание за разглашение государственной тайны, не повлекшее за собой никаких последствий, и лишь вторая - наказание за разглашение, по неосторожности повлекшее тяжкие последствия.

УК РФ предусматривает также ответственность за разглашение данных предварительного расследования (ст. 310), а также сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311) и в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320). Эти сведения, хотя и не всегда относятся к государственной тайне, несомненно, являются предметом государственного интереса.

Закон «Об информации» устанавливает список сведений, не подлежащих отнесению к информации с ограниченным доступом:

¨ законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

¨ документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

¨ документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

¨ документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Аналогичный список с поправкой на специфику регулируемого предмета содержит ст. 7 Закона «О государственной тайне». Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

¨ о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

¨ о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

¨ о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

¨ о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

¨ о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

¨ о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

¨ о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Неправомерное отнесение информации к государственной тайне может повлечь кару по ст. 237 Уголовного кодекса. Она определяет ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, которые создают опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если сокрытие и искажение информации совершены лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (от штрафа в 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) до лишения свободы на срок до пяти лет). Впрочем, под действие этой статьи подпадают лишь нарушения в отношении двух первых пунктов списка сведений, не подлежащих засекречиванию, содержащегося в ст. 7 Закона «О государственной тайне», а статьи, регулирующей эту ситуацию в общем случае, в Уголовном кодексе нет.

Конфиденциальная информация

Вопрос сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), регулируется различными нормативными актами.

Статья 137 УК посвящена нарушению неприкосновенности частной жизни. Состав преступления определяется здесь следующим образом: это незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан. Так же, как и в случае с отказом в предоставлении информации, следует отметить, что для привлечения нарушителя конституционной нормы к ответственности необходимо еще доказать, что его действия преследовали некоторую выгоду и причинили вред правам и законным интересам граждан. При отсутствии хотя бы одного из этих условий юридические гарантии соблюдения конституционного права не обнаруживаются.

Статья 138 УК определяет наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Представляется, что формулировка статьи необоснованно сужает круг потенциальных потерпевших, поскольку адресантами сообщений вполне могут являться юридические лица. В качестве положительного момента подчеркнем, что при нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не требуется ни доказательства заинтересованности виновного, ни наличия вреда для какого-либо конкретного лица. В самом деле, в этом случае действия виновного являются посягательством на основы конституционного строя, и поэтому в них наличествует состав уголовно наказуемого деяния. Но ведь то же самое можно сказать и о нарушении права на неприкосновенность частной жизни!

Кроме того, УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления/удочерения (ст. 155).

Солидный вклад в дело защиты персональных данных внес Трудовой кодекс, в котором этому вопросу посвящена глава 14 (ст. 85-90).. Здесь, в частности, устанавливаются ограничения на сбор сведений о работнике его работодателем; необходимость под расписку ознакомить работника с порядком сбора и обработки персональных данных, принятых в организации, и т. д. Работодатель может сообщать ставшие ему известными персональные данные работника третьим лицам лишь в трех случаях:

¨ для предупреждения угрозы жизни и здоровью данного работника;

¨ в случаях, установленных федеральным законом (например по решению суда);

¨ при наличии письменного согласия работника (ст. 88).

Ответственность за сохранность предоставленных ему персональных данных возлагается на работодателя. Таким образом, следует иметь в виду, что простое сообщение номера домашнего телефона или даты рождения работника третьим лицам или не слишком тщательное сохранение их в тайне может повлечь наказание. Административная ответственность за нарушения предусмотренных в ТК обязанностей наступает по статьям Кодекса об административных правонарушениях. Статья 13.11 «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)» определяет в качестве мер ответственности предупреждение или штраф до 10 МРОТ для должностных лиц. Статья 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» устанавливает штраф до 50 МРОТ. Впрочем, эти меры ответственности не исключают для пострадавшего возможности требовать компенсации понесенного ущерба в гражданско-правовом порядке.

Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет коммерческую и служебную тайны как одно и то же понятие: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ст. 139.1). Отметим, что признак коммерческой ценности довольно четко отличает коммерческую и служебную тайну от государственной, определяемой на основании военной безопасности. Вместе с тем в литературе высказывалось мнение, что служебная тайна должна определяться иными условиями. Так, сведения о системе организации охраны на предприятии должны входить в перечень информации, содержащей служебную тайну: вряд ли организация охраны представляет коммерческий интерес для других предприятий. Но конкретный порядок и правила, применяемые на данном предприятии для обеспечения и сохранности материальных и нематериальных ценностей, не должны быть известны даже собственным работникам, за исключением сведений о тех объектах, которые охраняются ими непосредственно. Нельзя не согласиться с резким замечанием авторов комментария к Закону «О государственной тайне»: «Заложенное в статье 139 Гражданского кодекса фактическое отождествление понятий служебной и коммерческой тайны ничего, кроме путаницы, не внесло».

Согласно второй части той же ст. 139 лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Кроме того, согласно ст. 81 п. 6 в Трудового кодекса РФ работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае разглашения работником охраняемой законом тайны, ставшей ему известной в связи с, исполнением трудовых обязанностей. Но при этом работодатель должен быть готов доказать, что работник знал о факте охраны.

Статья 727 Гражданского кодекса устанавливает, что, если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон. Охране конфиденциальной информации посвящены ст. ГК 857 «Банковская тайна» и 946 «Тайна страхования».

Сведения, относимые к конфиденциальной информации, могут стать известными государственным органам в силу исполнения ими своих функций. В связи с этим законодательство определяет недопустимость разглашения или использования для деятельности, не связанной с несением государственной службы, сведений, ставших известными указанным путем. Характерна в этом отношении ст. 102 Налогового кодекса. Налоговая тайна определяется ею как любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например по решению суда).

Кроме того, собственник информации может обжаловать действия государственного органа или органа местного самоуправления, если предполагает, что они выходят за пределы компетенции последнего.

Наконец, ст. 183 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Поскольку в данном случае речь идет об уголовном преследовании, действует презумпция невиновности, т. е. обвинителю еще предстоит доказать, что обвиняемый получил доступ к информации, используя способы, которые либо прямо запрещены законом (проникновение в жилище, вскрытие корреспонденции и т. д.), либо противоречат общим принципам добросовестной конкуренции (например приобретение информации у контрагента обладателя права на коммерческую тайну). Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшим гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую тайну, были разглашены или незаконно использованы государственными служащими, соответствующие требования могут быть адресованы прямо государству (ст. 16 ГК РФ).

Для всех шести видов конфиденциальной информации списков сведений, которые не могут быть засекречены, не существует. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. утвержден лишь список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

учредительные документы;

♦ документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

♦ сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

♦ документы о платежеспособности;

♦ сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

♦ документы об уплате налогов и других обязательных платежей;

♦ сведения о загрязнении окружающей среды, несоблюдении, безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения.

Раскрытие этой информации регламентируется целым рядом законов и подзаконных актов. Так, например, ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает обязанность раскрыть некоторую информацию в отчете для Федеральной комиссии по ценным бумагам; Налоговый кодекс (НК РФ) устанавливает штраф за непредставление налоговому органу необходимых сведений в размере от 50 руб. за каждый непредставленный документ до 5000 руб. в зависимости от состава правонарушения (ст. 126); согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденному Министерством финансов 29 июля 1998 г., годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться по требованию всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.

Вместе с тем представляется, что законодательство в этом вопросе не вполне отвечает уровню современных потребностей. С одной стороны, не все исключения из режима коммерческой тайны выглядят оправданными: вред, который может принести разглашение информации о заработной плате и условиях труда, можно было наблюдать в апреле 2001 г., когда органы прокуратуры оповестили всю страну о размерах кредита, предоставлявшегося работникам НТВ для приобретения жилья. Сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, относятся законодательством к налоговой тайне; таким образом, налицо противоречие, которое должно разрешаться в пользу Налогового кодекса (см. с. 32-33 наст. изд.). С другой стороны, действующее регулирование позволяет российским предприятиям не отвечать одному из важнейших показателей развитой экономики - открытости.

Случай из практики

В качестве практической ситуации в конце главы о правовом режиме информационной сферы автор - единственный раз в книге - решил привести случай из американской жизни. Почему? Потому что достаточно сесть в вагон метро, чтобы вам предложили купить CD с персональными данными, о способах получения которых мы можем делать довольно правдоподобные предположения. С другой же стороны, использование общедоступной информации, как, например, чтение газет, может привести вас за решетку (см. дела Гр. Пасько, А. Никитина, И. Сутягина - список, кажется, не закрыт).

Ситуация

Скандал Клинтон-Левински начался с передачи в прокуратуру кассеты с записью признаний Моники ее подруге Линде Трипг;. Журналисты, освещавшие скандал, обратились в Пентагон, чтобы поподробнее узнать о его сотруднице Трипп, и Пентагон поделился имевшейся у него информацией. В результате журнал New Yorker рассказал всему свету, что во время учебы в школе Линда имела привод в полицию за воровство.

Действия сторон

Линда Трипп обратилась в суд с иском к оборонному ведомству США с требованием компенсации морального ущерба в связи с нравственными страданиями, причиненными ей фактом распространения персональных данных.

Пентагон предпочел не доводить дело до вынесения судебного решения и выплатил Трипп компенсацию в размере $590 000 (!).

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация пронизывает все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные и этические суждения о событиях, фактах, лицах зависят от качества информации о них, от надежности источника информации, от своевременности ее получения и использования. Информация составляет основу нашего мировосприятия, поведения.

С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой информации с ограниченным доступом. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Данная дипломная работа является попыткой анализа наиболее острых проблем, связанных с определением понятия и видов такой информации.

Что же есть информация? В латинском языке «informatio» означает разъяснение, изложение, осведомление. С.И. Ожегов дает следующее определение информации - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989. С. 253... Сведения же он определяет как познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо Там же. С. 698.. Легальное определение этого понятия дано в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.. В соответствии с положениями вышеуказанного закона всю информацию можно разделить на открытую (или свободно распространяемую), информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию ограниченного доступа (то есть такую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законом для защиты прав и законных интересов ее обладателей) Ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.. В литературе имеются и другие определения информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации), например, А.В. Семашко определяет данный вид информации как объективно выраженные секретные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, неизвестные широкому кругу лиц, имеющие средства правовой охраны и защиты, доступ к которым ограничен законом на федеральном уровне в силу того, что их использование или распространение нарушит права и законные интересы собственника информации и (или) иных лиц Семашко А.В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд.юрид.наук: защищена 12.02.2008. М, 2008. С. 4. .

Именно информации с ограниченным доступом и посвящено данное исследование.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

Доступ ограничен в соответствии с законом;

Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства См.: Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. С. 95-96..

Для характеристики информации с особым режимом доступа используется еще термин «конфиденциальная информация». В ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» есть понятие «конфиденциальности информации», под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448..

С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского «confidentia» - доверие, и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный» Новый словарь иностранных слов./ Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. М.: Азбуковник, 2003. С. 461.. В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» - «откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная» Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. М.: Вече, 1998. Т.2. С. 154..

В законодательстве для определения конкретных видов конфиденциальной информации используется понятие тайны. «Тайна» - «кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое» Даль В. И. Указ. соч. Т.4. С. 368.. Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация и тайна. Поэтому, говоря об особых правовых режимах информации, правомерно также использовать термин «режим тайны».

Информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Однако существуют определенные признаки, позволяющие выделить информацию, находящуюся в ограниченном обороте, из всего массива информации.

К таким признакам относятся:

1. Информация не является государственной тайной. Изъятие из оборота сведений, составляющих государственную тайну, направлено на предотвращение ущерба безопасности государства, в то время как вводимые государством ограничения на оборот вышеуказанных видов информации направлены на обеспечение стабильности общества и на защиту прав, свобод и законных интересов собственников и владельцев информации от неправомерных действий других лиц по распространению этой информации.

3. Меры по охране и защите информации, принимаемые ее собственником или законным обладателем См.: Дегтярев А., Текиева Ю. Режим конфиденциальной информации. // Налоги. 2007. № 2. С. 42..

В юридической литературе существует несколько определений понятия «тайна». Например, А.А. Фатьянов определяет тайну как сферу объективной реальности, скрытую от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, пишет он, это то, что на данный момент не осознано человеческим интеллектом, а с другой - это нечто, уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление Ее виды. // Гос. и право. 1998. № 6. С.5. .

Законодательством РФ охраняется несколько видов тайн.

Так, В. Лопатин указывает, что в российском законодательстве обозначено около 40 видов тайн. Он предлагает сделать шесть основных видов и определить этот перечень в соответствующем законе, а не Указом Президента, как это сделано в настоящее время (это государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни). Кроме этого, по его мнению, в информации как объекте права должен быть выделен третий сегмент, который нельзя отнести ни к информации без ограничения доступа, ни к информации с ограниченным доступом. Особенностью этой информации является то, что ее распространение наносит объективный вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. Сюда относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне. Сюда можно относить и то, что называется ложной рекламой, а также информацию, деструктивно воздействующую на психику человека. Это так называемая «вредная» информация. Сегодня в законодательстве установлены основания для отнесения информации к вредной информации. Но они разбросаны по всему законодательству и поэтому этот сегмент нужно определить в Законе «О праве на доступ к информации» Лопатин В. Законодательные ограничения права на доступ к информации. // URL: http://ksdi.ru.reachall/opit/ lopatin.html (дата обращения 18.11.2008). .

Следующую классификацию тайн дает А.А. Снытников:

1. тайна частной жизни - это личная тайна и семейная тайна, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений, тайна исповеди, тайна голосования, персональные данные;

2. профессиональная тайна - банковская тайна, врачебная тайна, журналистская тайна, редакционная тайна, тайна совещательной комнаты, тайна страхования, секреты мастерства, налоговая тайна, сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных органов, служебная информация о рынке ценных бумаг, геологическая информация о недрах;

3. коммерческая тайна - конфиденциальные данные и сведения, имеющие коммерческую ценность, «ноу-хау»;

4. государственные секреты - это служебная тайна, государственная тайна Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-Издат, 2001. С. 234..

Н.Н. Ковалева выделяет следующие виды информации с ограниченным доступом:

1. государственная тайна;

2. конфиденциальная информация, которая, в свою очередь, подразделяется:

а). коммерческая тайна,

б). тайна частной жизни;

в). служебная тайна;

г). профессиональная тайна Ковалева Н.Н. Указ. соч. С. 96..

А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

Собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

Области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

На кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение) Алексенцев А. И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны. // Безопасность информационных технологий. 1999. № 3. С.65. .

А. А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. //Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С.27 .

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст.8 Закона РФ «О государственной тайне», устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». В США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - «конфиденциально (confidential)», «секретно (secret)», «совершенно секретно (top secret)» См.: Фатьянов А.А. Указ. соч. С. 26.. Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне», использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.