Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы Информационного права.
Информационные нормы.
Информационные отношения.
Источники Информационного права.
1 Вопрос: Понятие, предмет, метод, система, функции и приицпы информационного права.
Информационное право – как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.
Информационное право изучает информационную сущность права.
Информационное право связано с другими отраслями права, т.е. имеет характер комплексной отрасли.
Предмет отрасли – это то, что она регулирует.
Предмет информационного права – это часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, в том числе в области формирования и управления информационными ресурсами, в области использования новых технологических работ с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, в области установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, включая юридическую ответственность в названных областях.
Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации - организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.
Предмет Информационного права составляют три группы отношений:
Отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации;
Отношения, связанные с применением информационных технологий;
Отношения, связанные с обеспечением защиты информации.
Метод отрасли – это определенные приемы, способы и средства юридического воздействия права на общественные отношения.
Информационная отрасль использует следующие методы в качестве правового регулирования:
1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормы.
2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
3. Дозволение – юридическое разрешение совершения в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).
В теории государства и права под системой понимается упорядоченность по критерию единства предмета и метода правового регулирования совокупность правовых норм, которая складывается для регулирования данной области общественных отношений.
Система информационного права включает в себя 6 разделов.
1. Информационное право как часть отечественной правовой системы: понятие и виды информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь информационного права с другими отраслями права и т.д.
2. Информация с ограниченным доступом.
3. Массовая информация.
4. Документированная информация. Библиотечное и архивное дело.
5. Информационная безопасность.
6. Ответственность в информационной сфере.
Функции информационного права:
Правотворческая – выражается в наделении субъектов информационной деятельности полномочиями по нормотворчеству.
Правоисполнительная – информационное право непосредственно регулирует общественные отношения, воздействуя на них при помощи установленных правом методов.
Организационная – информационная деятельность является организационной, т.е. направленной на упорядочение общественных отношений в информационной сфере.
Координационная – заключается в обеспечении разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов информационных отношений.
Правоохранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима и защиту законных интересов всех участников информационных отношений.
Принципы информационного права:
Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования.
Под принципами информационного права понимаются основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.
1. Принцип приоритетности прав. В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайну отдельно взятой личности.
2. Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
3. Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.
4. Принцип ограничения доступа к информации только федеральным законом.
5. Принцип открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Принцип прозрачности.
6. Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации.
7. Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.
8. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
Глобальные изменения роли информации в жизни общества привели к созданию самостоятельной отрасли права. Данная отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с информацией, и получила название информационного права.
Вопрос создания информационного права поднимался в советской правовой науке, начиная с 1970-х годов. Первым данный вопрос был поставлен А.Б. Венгеровым, который предложил выделить информационные отношения в самостоятельную отрасль права Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления: Учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М., 1978; Венгеров А.Б. Нормативная система и эффективность общественного производства: Учебное пособие / Н. С. Барабашева, А.Б. Венгеров. - М., 1985. .
В 1980-х годах Ю.М. Батурин ввел понятие "информационно-компьютерное право" в узком и широком смысле Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге: Учебник / Ю.М. Батурин. - М., 1987. . В широком смысле информационно-компьютерное право понимается им как совокупность общественных отношений, составляющих "информационное право" и "компьютерное право", а в узком смысле - как произведение этих множеств.
В 1990-х годах в российской правовой науке выработалось несколько подходов к определению информационного права. Ю.А. Тихомиров относит "информационное право" к публичному праву и включает в его содержание информационные отношения как предмет правового регулирования, субъектов информационных отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник / Ю.А. Тихомиров. - М., 1995. С. 339. .А.Б. Агапов Агапов А.Б. Основы федерального информационного права: Учебное пособие / А. Б Агапов. - М., 1995. применяет термин "информационное право", но не дает его определения. И.Л. Бачило Бачило И.Л. Информация и информационные отношения в праве: Учебное пособие / И.Л. Бачило // НТИ. Сер. 01.1999. № 8. определяет, что для информационного права объектами являются, с одной стороны, предмет - информация в доступных для права формах; а с другой - возникающие по поводу данного предмета информационные отношения.
М.М. Рассолов дает следующее определение информационного права - формирующаяся отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом . При этом данные правовые нормы устанавливают правовое положение государственных органов, общественных организаций, средств массовой информации, предпринимательских структур и иных субъектов, регулирующих публичные информационные отношения в определенных сферах, а также частноправовые отношения различных субъектов информационной деятельности с гражданами, т.е. норм права, в той или иной степени соотносимых с информационной деятельностью Рассолов М.М. Информационное право: Учебник. / М.М. Рассолов. - М., 1999. С. 10. .
Наиболее полным представляется определение информационного права, предложенное В.А. Копыловым. Он определяет информационное право как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации . Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004. С. 87. .
Учитывая все имеющиеся отличия в подходах к определению информационного права, необходимо отметить, что авторы признают факт формирования новой комплексной отрасли российского права, выделяют специфические нормы права и информационные отношения как исходные понятия новой отрасли правовых знаний. Кроме того, эти ученые отмечают актуальность социального и юридического анализа субъектов информационных отношений, информационного обмена как такового, информационных сетей и новых информационных технологий в обществе.
Нормы информационного права не всегда выступают в чистом виде. Некоторые из них содержат в себе положения, связанные с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, уголовным и т.д. Например, нормы конституционного права фиксируют исходные положения информационной деятельности в стране, право человека на информацию как одно из фундаментальных прав человека (ст.24, 29 и др. Конституции). И эти нормы являются исходными для многих рассматриваемых положений информационного права.
Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения. Например, в Законе РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" рассматривается вопрос использования названных программ для ЭВМ по заключаемым договорам О правовой охране топологий интегральных микросхем: Закон РФ от 23. 09.1992 № 3526-1. Ст. 14-19 // Российская газета. 21. 10.1992. № 230. . Через гражданско-правовые средства и методы освящаются свободная купля-продажа программ, проблемы нарушения авторских прав и защиты прав на программы для ЭВМ и базы данных.
Информационное право как отдельная отрасль права ставит своей задачей регулирование особой однородной группы общественных отношений, которые называются информационными отношениями Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004. С. 97. .
Информационные отношения - это обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению гарантий информационных прав и свобод .
Информационные процессы - это процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации .
Основной особенностью информационных отношений является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации.
В качестве других особенностей информационных отношений можно отметить то, что в процессе их осуществления реализуется государственная политика в информационной сфере, а также применяются все методы правового регулирования, которые присущи российскому праву. Это связано с тем, что информационные отношения затрагивают все сферы жизнедеятельности общества и подвергаются как конституционному и гражданско-правовому регулированию, так административному и уголовно-правовому регулированию.
Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.
Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.
Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.
Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.
Информационно-правовая деятельность, осуществляемая в процессе информационных отношений, направлена на сбор и обработку информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т.д. В процессе этой деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются меры административного и уголовного характера.
Информационно-правовая деятельность государства должна обеспечивать условия для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы, создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России. Она должна создавать условия для эффективного информационного обеспечения потребителей на основе государственных информационных ресурсов, обеспечивать информационную безопасность государства и общества.
Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.
Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.
Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воздействует на отдельные, как правило, однородные группы общественных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздействие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т. е. характерные особенности и реальное содержание регулируемых отношений, определяет качественное своеобразие той либо иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права, следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.
Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности 1 .
Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права, но не является его пред-
1 При определении структуры предметной области информационного права мы исходим из конституционной нормы, провозглашающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (часть 4 ст. 29 Конституции РФ).
метом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же. время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т. е. информацией. Специфика информации состоит в том) что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.
Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права, весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступает информация и (или) производные от нее продукты, например информационные ресурсы.
Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права, хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, В. А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права, считая основными из них «информационные отношения, т. е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации 1 . И. Л. Бачило полагает, что «предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере» 2 .
Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической моде-
Копылов В. А. Информационное право: учеб. М, 2002. С. 84-87. Указ. соч. С. 151.
ли специального права на информацию, которое бы выполняло функции, аналогичные функциям вещного права собственности. Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и, тем самым, попадает в правовое поле. Информация, если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.
Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.
Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.
В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации (императивный), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.
В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.
Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.
Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.
Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.
В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба базовых универсальных метода - императивный и диспозивтивный.
Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, дадим определение информационного права.
Информационное право ~ это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.
Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции РФ и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений и составляют принципы информационного права.
Принципы информационного права, как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права, относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права - задача правовой науки и, в частности, науки информационного права.
По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право, несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.
Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права:
Принцип приоритетности интересов государства;
Принцип строгого соблюдения законности;
Принцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека;
Принцип равенства граждан перед законом;
Принцип обеспечения информационной безопасности;
Принцип необходимости программно-целевого подхода 1 .
По мнению В. А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права:
Принцип приоритетности прав личности;
Принцип свободного производства и распространения;
Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;
Принцип свободного доступа (открытости);
Принцип полноты обработки и оперативности;
Принцип законности;
Принцип ответственности;
Принцип «отчуждения» информации от ее создателя;
Принцип оборотоспособности информации;
Принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;
Принцип распространяемости информации;
Принцип организационной формы;
Принцип экземплярности 2 .
Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права, например принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например принцип приоритетности прав личности либо интересов государства, и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права.
Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:
Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
Принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;
Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
1 Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 24-26.
2 Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 103-105.
Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления;
Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Показанные выше принципы, точнее, их система представляет собой весьма динамичную структуру, что происходит благодаря развитию информационного права, которое, совершенствуясь, формирует новые принципы, приходящие на смену прежним.
Информационное право как наука. В отличие от информационного права, которое, как показано выше, относится к комплексной отрасли права, регулирующей область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указанных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права. Поскольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область, кроме как через изучение особенностей частноправового, публично-правового и международно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и характерные черты. В числе этих направлений следует выделить следующие:
Изучение информации как объекта права;
Изучение правовых режимов информации;
Изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
Изучение различных видов закрытой информации (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т. д.);
Исследование структуры информационного права как комплексной отрасли;
Исследование практики применения норм информационного законодательства;
Изучение взаимосвязи информационного права с иными отраслями российского права;
Сравнительно-правовые исследования в информационно-правовой области;
Исследование роли информационного права в процессах глобализации;
Изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;
Изучение правовых проблем информационной безопасности. Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим,
поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право».
Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права, следует отметить, что она только зарождается и почти не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юридическим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым характером науки информационного права, требующим нетрадиционных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все чаще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки информационного права. Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на страницах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И. Л. Бачило, В. А. Копылова, В. А. Дозорцева, В. Н. Лопатина, М. А. Федотова, О. А. Гаврилова, М. М. Рассолова, А. Б. Венгерова, Е. А. Войниканис, М. В. Якушева, А. А. Снытни-кова, Л. В, Тумановой 1 .
Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П. У. Кузнецова «Теоретические основания информационного права», кандидатские диссертации Д. В. Огородова «Правовые отношения в информационной среде», С. И. Семилетова «Документы и документооборотот как объекты правового регулиро-
1 Бачило И. Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997; Бачило И. Л., Лопатин В. #., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005; Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978; Гаврилов О. А. Курс правовой информации: учеб. для вузов. М., 2000; Дозорцев В. А. Понятие исключительного права // Проблемы современного гражданского права: сб. статей. М., 2000. С. 287-320; Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002; Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999; Войниканис Е. А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет: традиции и новеллы в современном праве. М., 2004; Снытников А. А., Туманова Л. В. Обеспечение и защита права на информацию. М., 2001.
вания», О. В. Танимова «Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве», А. Л. Градова «Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере», О. С. Соколовой «Административно-правовые режимы конфиденциальной информации» 1 .
Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.
Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информационного права, раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимым для самостоятельной работы знаниями и навыками.
До последнего времени вопросы информационного права практически не излагались в рамках отдельной правовой дисциплины. Сегодня ситуация начинает меняться, что свидетельствует о новых подходах в осуществлении государственной образовательной и научной политики. Подготовлен и издан ряд учебников и учебных пособий по информационному праву, разработаны программы одноименного учебного курса, проводятся научные и научно-практические конференции по проблемам информационного права. Таким образом, информационное право как учебная дисциплина становится самостоятельным предметом преподавания, содержащим довольно обширный и разнообразный правовой материал.
Курс информационного права представляет собой системное изложение предметной области этой комплексной отрасли, основанное на логической группировке правового материала и последовательном характере его освещения.
1 Кузнецов П. У. Теоретические основания информационного права. Авто-реф. дисс. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2005 г.; Огородов Д. В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Семшетов С. И. Документы и документооборот как объекты правового регулирования. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Таиимов О. В. Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М, 2004; Градов А. Л. Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004; Соколова О. С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
компоновка которых подтверждает комплексный характер этой юридической дисциплины 1 .
В настоящем учебнике информационное право освещается по схеме, отличной от предлагаемых в существующих по данной учебной дисциплине учебниках и учебных пособиях. В начальных разделах рассматриваются общие положения, характерные для большинства комплексных юридических дисциплин и включающие себя специфику предмета, метода и содержания, характер правового режима информации, которые привносят то особенное, что отличает изучаемый предмет от других смежных предметов юридического цикла. Следующая группа разделов посвящается особенностям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения = информационной сфере.
§ 2. МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, в высшей степени многогранны и весьма динамичны. Между ними не существует раз и навсегда установленных границ, и поэтому в практике правового регулирования, да и правоприменения тоже часто возникают проблемы разграничения предмета правового регулирования для целей отнесения той либо иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права. Поизбные проблемы имеют место и в отношении информационного права. Например, если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу информации или производных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов;своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации. Если предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на сертификацию информационных систем и лицензирование деятельности по нормированию и использованию информационных ресурсов, а участники этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям, следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации.
1 См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное т?аво: учеб. СПб., 2005. С. 703-711; Копылов В. А. Информационное право: --:еб. М., 2002. С. 423-429.
Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли 1 .
Профилирующие (базовые) отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными юридическими режимами, своим предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также процессуальные отрасли.
Специальные отрасли являются подразделениями права, приспособленными к особым сферам жизни общества. Они характеризуются модифицированными правовыми режимами.
Специальные отрасли представлены трудовым правом, земельным правом, финансовым правом, правом социального обеспечения, семейным правом, уголовно-исполнительным правом.
Комплексные отрасли заимствуют у нескольких профилирующих отраслей часть их норм, имеют свой предмет регулирования, но не имеют специфического метода. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право, морское право, право прокурорского надзора, информационное право.
Как отмечает С. С. Алексеев, «юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей. Во вторичную структуру они входят, все время будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права» 2 .
Следует подчеркнуть, что понятие комплексных отраслей права было введено в научный обиход В.К. Райхером, который отмечал, в частности, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья; гражданско-правового института договора о найме жилой площади и кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных и дачно-строитель-ных кооперативов. Выделяемые из своих основных отраслей права и объединенные по предмету регулирования, они составили вторичное образование системы права - комплексную отрасль права 3 .
Информационное право как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.
1 Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44-46.
2 Алексеев С. С. Теория права. М., 1993. С. НО.
3 Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 188, 189.
Эта взаимосвязь прослеживается, в частности, на следующих примерах.
Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования информационного права. Нормы Конституции РФ провозглашают свободу информации, закрепляют содержание конституционного права на информацию, гарантируют защиту информации, находящейся в режиме личной, семейной, государственной тайны.
Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объектам гражданских прав. Гражданское законодательство также регулирует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ).
Административное право взаимодействует с информационным правом прежде всего посредством наличия в том и другом отношений субординации. Например, запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне»).
Взаимодействие информационного права с профилирующими и специальными отраслями права не стирает границ, которые объективно пролегают между сферой общественной жизни и деятельности, связанной с информацией, и другими сферами общественных отношений, урегулированных нормами иной отраслевой принадлежности.
От конституционного права информационное право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий реализации права на информацию, а не отношения по установлению пределов и характера государственного регулирования в основных сферах общественного развития и взаимоотношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и закреплены лишь основные устои информационных отношений, определенные через права и свободы человека и гражданина.
Отграничение гражданского права от информационного права состоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем. Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому отличается специфическим режимом юридического регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отношений и товарно-денежном характере этих отношений.
От административного права, являющегося отраслью, призванной регулировать управленческие отношения и обладающей устойчивым предметом регулирования, информационное регулирование отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти и подчинения, но они касаются управления лишь частью спектра информационных отношений, за пределами которых соподчинен-ность прекращается. Элемент субординации, присутствующей в информационном праве, носит строго ограниченный законом характер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.
Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод: информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования М., 1999. С. 44-46.
Банило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.
Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. М., 1947.
Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 81-121.
Банило И. Л., Лопатин В, Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 145-167.
Глава III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией.
Предмет информационного права - часть общественных отношений, которые связаны с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов.
Информационное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации.
В информационном праве используется два метода правового регулирования информационных правоотношений.
Это диспозитивный - предоставляющий свободу выбора, равенство сторон, и императивный - централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация.
Информационное право имеет свою структуру. Как любая отрасль права, оно состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему.
Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.
Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:
- гипотезу;
- диспозицию;
- санкцию.
По содержанию информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты.
Институт - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.
Система информационного права существует объективно, поскольку отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли.
Информационное право подразделяется на две части - Общую и Особенную.
В Общей части информационного права содержатся нормы, которые устанавливают основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования информационной деятельности. Дается характеристика источников информационного права. Изучается правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности.
Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного и архивного дела) и информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных).
Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.
В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить:
- на информационно-правовые нормы международных актов (например, Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Минске 26.05.1995 г.; Окинавская Хартия глобального информационного общества, принята 22.07.2000 г. в г. Окинаве и др.);
- информационно-правовые нормы Конституции РФ (например ст. 23: «...каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»; ст. 24: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом»; ст. 29: «.каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» и др.);
- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства (например, закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 в ред. от 28.07.2012 г., с изм. от 01.09.2012 г.; закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 в ред. от
- г.; федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ в ред. от 10.0.2003 г.; федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 г. № 85-ФЗ в ред. от 29.06.2004 г.; федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в ред. от 28.07.2012 г. и др.);
Различают следующие классификации информационного законодательства.
- Законодательство, регулирующее общие положения.
- Управление в сфере информации и информатизации.
- Информационные ресурсы пользования.
- Информатизация, использование информационных технологий.
- Средства массовой информации.
- Реклама.
- Информационная безопасность.
Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовыхкатегорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.
Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции РФ и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений и составляют принципы информационного права.
Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.
Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.
Глава 2. Предмет, методы информационного права и его место в системе российского права
2.1. | Предмет, методы, понятие и принципы информационного права |
2.2. | Место информационного права в системе российского права |
Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воздействует на отдельные, как правило, однородные группы общественных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздействие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т.е. характерные особенности и реальное содержание регулируемых отношений, определяет качественное своеобразие той либо иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права, следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.
Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права. К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности .
Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права, но не является его предметом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т.е. информацией. Специфика информации состоит в том, что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.
Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права, весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступает информация и (или) производные от нее продукты, например информационные ресурсы.
Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права, хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, В.А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права, считая основными из них «информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации . И.Л. Бачилополагает, что «предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере» .
Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация, а производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической модели специального права на информацию, которое бы выполняло функции, аналогичные функциям вещного права собственности. Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и, тем самым, попадает в правовое поле. Информация, если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.
Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.
В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации (императивный ), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.
В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.
Второй - метод координации (диспозитивный) , который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.
Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.
Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.
В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба базовых универсальных метода - императивный и диспозитивный.
Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация, производные от нее продукты и деятельность, связанная с ними, дадим определение информационного права.
Информационное право - это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.
Принципы информационного права, как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права, относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права - задача правовой науки и, в частности, науки информационного права.
По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право, несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.
Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права:
· принцип приоритетности интересов государства;
· принцип строгого соблюдения законности;
· ппринцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека;
· принцип равенства граждан перед законом;
· принцип обеспечения информационной безопасности;
· принцип необходимости программно-целевого подхода .
По мнению В.А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права:
· принцип приоритетности прав личности;
· принцип свободного производства и распространения;
· принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;
· принцип свободного доступа (открытости);
· принцип полноты обработки и оперативности;
· принцип законности;
· принцип ответственности;
· принцип «отчуждения» информации от ее создателя;
· принцип оборотоспособности информации;
· принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;
· принцип распространяемости информации;
· принцип организационной формы;
· принцип экземплярности .
Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права, например принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например принцип приоритетности прав личности либо интересов государства, и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права.
Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:
· принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
· принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
· принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
· принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;
· принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
· принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления;
· принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
· принцип недопустимости установления нормативными правовыми актамикаких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Показанные выше принципы, точнее, их система представляет собой весьма динамичную структуру, что происходит благодаря развитию информационного права, которое, совершенствуясь, формирует новые принципы, приходящие на смену прежним.
Информационное право как наука. В отличие от информационного права, которое, как показано выше, относится к комплексной отрасли права, регулирующей область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указанных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права. Поскольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область, кроме как через изучение особенностей частноправового, публично-правовогои международно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и характерные черты. В числе этих направлений следует выделить следующие:
· изучение информации как объекта права;
· изучение правовых режимов информации;
· изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
· изучение различных видов закрытой информации (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т.д.);
· исследование структуры информационного права как комплексной отрасли;
· исследование практики применения норм информационного законодательства;
· изучение взаимосвязи информационного права с иными отраслями российского права;
· сравнительно-правовые исследования в информационно-правовой области;
· исследование роли информационного права в процессах глобализации;
· изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;
· изучение правовых проблем информационной безопасности.
Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное право. Финансовое право. Информационное право».
Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права, следует отметить, что она только зарождается и почти не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юридическим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым характером науки информационного права, требующим нетрадиционных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все чаще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки информационного права. Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на страницах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.А. Дозорцева, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова, О.А. Гаврилова, М.М. Рассолова, А.Б. Венгерова, Е.А. Войниканис, М.В. Якушева, А.А. Снытникова, Л.В. Тумановой .
Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П.У. Кузнецова «Теоретические основания информационного права», кандидатские диссертации Д.В. Огородова «Правовые отношения в информационной среде», С.И. Семилетова «Документы и документооборот как объекты правового регулирования», О.В. Танимова «Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве», А.Л. Градова «Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере», О.С. Соколовой«Административно-правовые режимы конфиденциальной информации» .
Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информационного права, раскрыть особенностиинформационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимым для самостоятельной работы знаниями и навыками.
До последнего времени вопросы информационного права практически не излагались в рамках отдельной правовой дисциплины. Сегодня ситуация начинает меняться, что свидетельствует о новых подходах в осуществлении государственной образовательной и научной политики. Подготовлен и издан ряд учебников и учебных пособий по информационному праву, разработаны программы одноименного учебного курса, проводятся научные и научно-практическиеконференции по проблемам информационного права. Таким образом, информационное право как учебная дисциплина становится самостоятельным предметом преподавания, содержащим довольно обширный и разнообразный правовой материал.
Курс информационного права представляет собой системное изложение предметной области этой комплексной отрасли, основанное на логической группировке правового материала и последовательном характере его освещения.
В настоящем учебнике информационное право освещается по схеме, отличной от предлагаемых в существующих по данной учебной дисциплине учебниках и учебных пособиях. В начальных разделах рассматриваются общие положения, характерные для большинства комплексных юридических дисциплин и включающие в себя специфику предмета, метода и содержания, характер правового режима информации, которые привносят то особенное, что отличает изучаемый предмет от других смежных предметов юридического цикла. Следующая группа разделов посвящается особенностям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения в информационной сфере.