Правила объезда препятствия на дороге. Правила дорожного движения

Ситуация с объездом препятствия – наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины – ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод – значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора — регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы – очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса – единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия — наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ – общие положения, которые ничего не запрещают – такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего четыре:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.5. «Обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. При этом ограниченная видимость определяется знаками 1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот», 1.12.1, 1.12.2 — «Опасные повороты», 1.29 «тоннель», 1.31.1, 1.31.2 «Направление поворота на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью».
  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия собралась в ВТО. В этой связи, мы будем обязаны подписывать Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами – это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР

Объезд препятствия через сплошную линию разметки 1.1 (одинарная сплошная) или такой же объезд препятствия но через двойную сплошную разметку (п. 1.3 приложение ПДД) вызывает очень много вопросов. Как трактовать такой объезд препятствия? Считается ли это выездом на встречную полосу, а, следовательно, может ли быть применено наказание в виде лишения прав за подобный объезд препятствия и т.д. Разберемся по пунктам.

Обгон через двойную сплошную

Казалось бы, какой смысл совершать обгон через двойную сплошную, когда есть как минимум по две полосы в каждом направлении?

Что такое препятствие?

Определение дается в ПДД РФ. "Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Можно ли считать автобус или маршрутку препятствием? Об этом поговорим в разделе объезда препятствия по встречной полосе.

Что такое объезд препятствия через сплошную?

Это объезд препятствия справа или слева предварительно убедившись в безопасности совершаемого маневра. При этом, объезд препятствия может осуществляться через сплошную линию, справа через тротуар или велосипедную дорожку. Все будет зависеть от ситуации.

Как по-другому можно объехать препятствие?

Так уж повелось, что считается, что если препятствие невозможно объехать не через сплошную (то есть справа) то и нарушения никакого нет, следовательно, нет и ответственности. Это не так. В ПДД и КРФобАП нет такого комментария, а потому, любой объезд через сплошную (если будет установлено что это препятствие) влечет за собой какую-нибудь ответственность. Какую? Решает суд!

Какое наказание за объезд препятствия через сплошную?

Минимальное наказание это штраф. Максимальное - лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. В нашей практике достаточно много дел, когда инспекторы ДПС, оформляющие ДТП, тут же выборочно останавливали автомобили, объезжавшие препятствие через сплошную (автомобили занимали обе полосы) и оформляли их за езду по встречной.

Каждый ли объезд какого-либо препятствия через сплошную влечет лишение прав?

Следует помнить, что объезд препятствия через сплошную линию разметки без выезда на полосу встречного движения может наказываться штрафом в размере 300 рублей по ст.12.16.1 КРФобАП . Однако, данная статья не интересна инспекторам ДПС. Гораздо выгоднее с любой точки зрения оформить протокол о выезде на встречную и при этом, если сам водитель не обратит внимания, вовсе не указывать на то, что осуществлялся объезд препятствия через сплошную. Обычно указывается просто о нарушении разметки и выезде на встречную полосу движения.

Буквально все водители хотя бы один раз в жизни сталкиваются с необходимостью объезда препятствия, возникшего на попутной стороне дороги. Обуславливать подобные блокировки может как обыкновенное ДТП, так и неправильно остановившаяся маршрутка или автобус.

В подобных ситуациях любой водитель становится перед непростым выбором. Он может подождать немного, пока дорога освободится или попытаться выполнить маневр, именуемый как объезд препятствия. ПДД допускают подобные действия со стороны водителей даже в ситуациях, когда выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Правила дорожного движения существуют для обеспечения безопасности на проезжей части. Однако некоторые водители просто не задумываются о такой, казалось бы, очевидной необходимости. Поэтому нередко в наше время водители не знакомятся с дорожными знаками и понятия не имеют, что могут означать те или иные изображения. Дополнением к этому является неумение управлять транспортным средством, что нередко приводит к ошибкам в нестандартных ситуациях, которые приводят к летальному исходу.

Даже у многих водителей, обладающих немалым стажем управления транспортными средствами, нередко возникают вопросы относительно правил объезда препятствий, В подобных ситуациях неопытные водители нередко наталкиваются на сотрудников ГИБДД, поскольку не понимают разницы между объездом препятствия справа или слева и обыкновенным обгоном.

Что такое объезд препятствия

Существующие ПДД не дают конкретного определения данному понятию. Однако на основе отдельных положений законодательной базы можно сделать вывод, что под объездом подразумевается конкретный маневр, выполняемый в случае невозможного дальнейшего проезда по первоначальной полосе дороги. Следовательно, когда водитель меняет полосу движения, такое действие в ряде случаев может подразумевать объезд.

Существуют конкретные правила объезда препятствия на дороге, поскольку подобные маневры могут быть рассмотрены в качестве обгона другого участника дорожного движения или его опережения. Следует также отметить, что штраф за объезд препятствия по встречной полосе, выполненный не по правилам, значительно меньше чем за нарушение ПДД во время обгона.

Пересечение сплошной линии

Некоторые неопытные водители нередко задают вопрос: можно ли объехать препятствие через сплошную? Какой бы ни была ситуация, пересечение сплошной линии будет расцениваться, как нарушение действующих ПДД. В подобных ситуациях рассматриваются три основных разновидности штрафных санкций:

  • Выписывается административный штраф в объеме 500 рублей или простое предупреждение в ситуациях, когда выхода на встречную полосу не было. В таких случаях нет разницы между обгоном и объездом. Учитывается сам факт пренебрежения требованиями разметки на конкретном участке проезжей части.
  • Взыскание в объеме от 1000 - до 1500 руб. предусматривается после объезда препятствия через двойную сплошную на двусторонней дороге.
  • Лишение водительских прав на период от 4 до 6 месяцев, если выполняется объезд препятствия с выездом на встречную полосу.

Объезд места ДТП

Если проезжая часть перекрывается по причине аварии, можно выполнить объезд возникшего препятствия по встречной полосе. В случае когда дальнейшее движение по дороге затрудняется из-за неправильно остановившегося общественного транспорта, желательно подождать несколько минут до возобновления движения.

Нередко условия позволяют выполнить манёвр, не выдвигаясь на встречную полосу. Водителям нужно понимать, что выполнять обгонный маневр по встречке нельзя, когда действует запрещающий дорожный знак. За подобные нарушения предусмотрено административное взыскание либо лишение прав на определенный период.

Согласно положениям законодательной базы, каждый участник дорожного движения имеет полное право выражать несогласие и оспаривать заключения дорожных инспекторов, если считает, что штраф выписывается незаслуженно. Судебные инстанции уполномочены заниматься подобными вопросами. Составление заявления имеет особую актуальность в ситуациях, когда водителя лишают прав.

Для того чтобы результат судебного разбирательства оказался в пользу водителя, необходимо предоставить для рассмотрения все существующие доказательства. В подобных ситуациях никогда нельзя учитывать словесные заявления. Чтобы утверждение можно было учитывать, рекомендуется снимать происходящее на дороге на видеорегистратор. Такие устройства помогают водителям в различных спорных вопросах.

Объезд на перекрестке

Однако, нередко возникают ситуации, когда в недобросовестном отношении можно обвинить не только водителей, но и самих сотрудников ГИБДД. Известны случаи, когда сотрудники автомобильной инспекции устраивали автомобилистам самые настоящие подставы на дорогах с целью привлечения их к ответственности за грубые нарушения ПДД. Одним из таких примеров является объезд препятствия по встречке на перекрестке. Для этого на перекрестке перед самим светофором ставится грузовой автомобиль с зажжёнными аварийными сигнальными огнями. Все это происходит на дороге с двусторонним движением.

Подъезжающее к грузовику транспортное средство выходит на встречную полосу, выполняя объезд препятствия слева, но в этот момент грузовик внезапно начинает движение. Сотрудники ГИБДД, стоящие на другой стороне перекрестка, естественно, останавливают водителя за обгон на перекрестке, что, по сути, является очень грубым нарушением ПДД.

Поскольку вероятность возникновения подобных ситуаций на проезжей части высока, всем владельцам транспортных средств рекомендуют устанавливать у себя в машинах устройства видеорегистрации. При отсутствии подобного приспособления можно воспользоваться видеокамерой, установленной на мобильном телефоне или другим устройством.

Объезд справа

Дорожный знак 4.2.1, обозначающий «объезд препятствия справа». Он ставится на конкретных участках проезжей части, не подлежащих восстановлению и обеспечению нормального передвижения транспортных средств в ближайшем будущем. При помощи такого знака обозначается направление, по которому препятствие можно объезжать, не нарушая ПДД. Таблички с соответствующими изображениями устанавливаются чаще всего при разделении полосы на проезжей части или в случае, когда выполняются ремонтные работы.

Этот знак допускает возможность объезда любого объекта только справа, без каких-либо других вариантов. За выполнение маневра в другом направлении на водителя может быть наложен штраф. Участникам дорожного движения следовало бы воспринимать подобные обозначения на проезжей части как указание на оптимальный вариант преодоления возникшего препятствия без каких-либо последствий.

Объезд слева

Как было сказано ранее, в соответствии с существующими ПДД, объезд какого-либо препятствия на дороге допускается только справа. Но нередко возникают ситуации, когда по причине каких-либо других препятствий такой способ преодоления препятствия оказывается невозможным. В подобных ситуациях в порядке исключения может быть установлен знак, обозначающий возможность объезда препятствия слева, допускающий маневры, запрещенные ПДД.

Дорожный указатель 4.2.2 выполняет функцию информирования участников дорожного движения относительно допустимого способа преодоления возникшего препятствия на дороге. Также водители должны быть соответствующим образом оповещены о том, что объезд справа выполнять не рекомендуется.Такой знак в большинстве случаев используется на технических средствах, находящихся в распоряжении коммунальных служб или неподалеку от объектов благоустройства. Нередко знак устанавливается в местах выполнения ремонтных работ, если объезд препятствия справа не представляется возможным. Если автомобиль движется по проезжей части со сплошной линией дорожной разметки, а на определенном отрезке пути установлен знак объезда препятствия слева, водитель обязан неукоснительно следовать указанию. Требование линии разметки в подобной ситуации может быть проигнорировано.

Внимание! Следует отметить, что после выполнения маневра участники движения должны снова занять свою дорожную полосу.

Некоторые ситуации, возникшие на дороге, допускают установку знака, обозначающего возможность объезда препятствия справа или слева. Подобные знаки позволяют участникам движения самостоятельно определять наиболее подходящий вариант дальнейшего продвижения. В большинстве случаев такие знаки используются в процессе выполнения ремонтных работ на дороге или буквально посреди улицы. Оптимальным вариантом будет, естественно, объезд препятствия справа. Тем не менее каждому водителю в подобных ситуациях предоставляется возможность выбора.

Больше информации по данной теме можно получить, ознакомившись с видеороликом:

Двухполосная дорога, транспортные потоки разделены сплошной линией разметки 1.1. Автобус совершает остановку для высадки и посадки пассажиров на неизвестное время. Автомобиль сзади совершает объезд и пересекает разметку. Разберем эту ситуацию подробно. На примере этого случая подробно рассмотрим определение “Препятствие” и выясним, что остановка в местах, где остановка запрещена не всегда является нарушением Правил дорожного движения .

Сразу отметим, что водитель автомобиля является заложником нарушений других лиц. Либо недопустимая организация дорожного движения, либо водитель автобуса осуществляет посадку или высадку вне остановочного пункта.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Это требование Правил дорожного движения не имеет исключений из чего следует, что данный маневр выполнен с нарушением требований ПДД.

Основной вопрос это правильно квалифицировать нарушение. Конфликт между двумя частями статьи 12.15 КоАП РФ(актуальный текст на декабрь 2014 года – 2015 год):

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев .

Разница в ответственности внушительная, а в случае повторного нарушения с ответственностью по части 4 статьи 12.15 лишение права управления уже будет на один год без возможности оплаты штрафа. Задача поставлена – определить является ли автобус в такой ситуации препятствием или нет.

Является ли автобус на остановке препятствием?

Препятствие имеет определение в Правилах дорожного движения:

“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

  • Может ли автомобиль продолжить движение по полосе? – нет.
  • Остановился ли автобус в соответствии с требованиями Правил? – нет.

Если первое утверждение не вызывает сомнений, то второе следует пояснить. Часто фразу “в соответствии с требованиями Правил” трактуют как “без нарушения Правил” и ввиду нарушения водителем автобуса п.12.4 который запрещает остановку, если до сплошной линии разметки менее 3 метров не применяют второй абзац из определения “Препятствие”. Почему такая трактовка неверная?

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В тексте Правил в принципе не могут рассматриваться случаи, подразумевающие нарушение этих Правил. То есть фраза “остановившееся на этой полосе движения” в дописке “в соответствии с требованиями Правил” не нуждается, это исходит из п.1.3. Что же означает эта дописка в определении “Препятствие” и какой в ней смысл?

Остановка и остановка

“Остановившееся” транспортное средство и совершившее “Остановку” или “Стоянку” это разные понятия.

“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. “Пассажир” – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Транспортное средство остановившееся в заторе, не совершает остановку и не является препятствием. Аналогично не являются препятствием, не совершают остановку и транспортные средства, остановившиеся в соответствии с требованиями Правил, а именно :

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Если вас инспектор остановил в месте, где остановка запрещена он не сможет наказать за нарушение правил остановки, потому что это не преднамеренное прекращение движения, а остановка в соответствии с требованиями Правил

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16)

Например, представьте, светофор установлен в зоне действия знака “Остановка запрещена”, а вы остановились в этой зоне, далее первого ряда, ближе 3 метров от сплошной линии разметки и ближе 5 метров перед пешеходным переходом.


11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться , чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 м до ближайшего рельса.

При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться .

Как видно “Остановка в соответствии с требованиями Правил” не является “Остановкой” по определению. “Вынужденная остановка” также не является “Остановкой” по определению, лишь с той разницей, что имеет отдельный термин.

Итак, сколько бывает случаев прекращения движения, описанных в Правилах?

Прекращение движения:

  • при совершении остановки – преднамеренное прекращение движения по определению;
  • при совершении стоянки – преднамеренное прекращение движения на длительное время по определению;
  • при совершении вынужденной остановки – вынужденное прекращение движения по определению;
  • в заторе;
  • в соответствии с требованиями Правил.

Препятствие или нет?

Возвращаясь к определению “Препятствие” – не является препятствием только два из пяти случаев прекращения движения – в заторе и в соответствии с требованиями Правил.

Остановка, вынужденная остановка и стоянка, на полосе движения не позволяющие продолжить движение по ней – являются препятствием.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Дорожная обстановка склонна ежесекундно меняться. Возникают такие ситуации, в которых водителю необходимо принять быстрое и единственно верное решение. Одной из таких ситуаций является внезапно возникшее препятствие на дороге, преграждающее дальнейшее движение. Каким образом его объехать, при этом не помешав другим участникам движения и не нарушить существующие правила?

При неправильных действиях водитель может попасть в затруднительную ситуацию при общении с инспектором ГИБДД, а наказанием за это будет штраф либо . Что полезно знать и как правильно выполнять манёвр объезда препятствия разберёмся в данной статье.

Что в ПДД считается препятствием, отличие объезда от обгона

«Препятствием» называется статичный объект, находящийся на проезжей части, предназначенной для движения автомобильного транспорта, который препятствует продолжению движения по полосе дороги.

  • сломанный автомобиль с выставленным знаком аварийной остановки;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • ремонтные работы;
  • различные посторонние предметы, мешающие проезду.

Нарушение целостности дорожного полотна в виде больших ям, провалов или размытых участков дороги также будет считаться препятствием.

Препятствием не является:

  • затор на перекрестке;
  • автомобильная пробка;
  • лужа или выбоина;
  • транспортное средство, припаркованное на полосе дороги по правилам.

Отличие объезда от обгона

Объезд и обгон – это два схожих термина. Они означают совершение манёвра с целью преодоления возникшего препятствия, затрудняющего движение ТС по полосе.

Конкретного определения, что такое объезд препятствия в ПДД, не существует.

Объездом считается манёвр, который совершается водителем ТС из-за невозможности дальнейшего движения по полосе следования транспортного средства. То есть, если движение по вашей полосе осуществляется с небольшой скоростью, (к примеру тихоходное ТС), тогда такой манёвр будет считаться обгоном.

При объезде преодолевается статичное препятствие, например яма, открытый канализационный люк, припаркованный у края дороги автомобиль.

Объезд выполняется на гораздо меньшей скорости движения, в отличие от обгона. Сложность его состоит в заблаговременном снижении скорости перед возникшим препятствием. Обнаружение препятствия и правильная реакция на его преодоление усложняется в .

Обгоном принято называть действие водителя, при котором совершается выезд на полосу встречного движения, с намерением опережения впереди идущего ТС и дальнейшим возвращением в свою полосу.

Обгон является более сложным маневром. При его совершении необходимо иметь приличный запас пространства для безопасного совершения опережения, не создав при этом помех при движении попутному и встречному транспорту.

Объезд препятствия справа

Обозначается знаком 4.2.1. Этот дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения справа. Объезд слева запрещён.
Объезжать препятствие справа необходимо без заезда на тротуар , в противном случае сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф размером 2 тыс. рублей. Ст. 12.15 КоАП часть 2 “Выезд на тротуар или велосипедную дорожку”.

Объезд препятствия слева

Обозначается знаком 4.2.2. Данный дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения слева. Объезд справа запрещён.

Знаки, обозначающие направление объезда, относятся к категории “Предписывающих знаков”. Оба знака могут быть установлены на обочине дороги или непосредственно перед препятствием на металлический каркас, столб или на специальную тумбу.

Места установки предписывающих знаков объезда препятствия:

  • участки проведения дорожных работ;
  • обозначение островков безопасности;
  • задний борт аварийно-ремонтных автомобилей;
  • начало разделительной полосы.

Если, подъезжая к участку дороги со сплошной линией разметки, водитель видит установленный знак «объезд слева», то выехав на полосу встречного движения, правила он не нарушит.

В данной ситуации нужно руководствоваться действием установленного знака, не обращая внимания на разметку. После преодоления препятствия водитель должен занять прежнюю полосу движения.

За игнорирование знаков 4.2.1 и 4.2.2 (объезжая препятствие в любую другую сторону) предусмотрен штраф.

Зоной действия обоих знаков будет являться непосредственно объект, препятствующий движению либо знак, установленный в конце ремонтного участка дороги 3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Объезд препятствия справа или слева

Обозначается знаком 4.2.3. Этот знак также является предписывающим и предлагает водителю выбрать наиболее удобный способ для объезда препятствия. Он устанавливается на проезжей части во время ремонта и в местах разделения полос.

Выезд на встречную полосу через сплошную при объезде

Объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещается в следующих случаях:

  • если дорога имеет четыре и более полос;
  • если дорога из трёх полос;
  • перед железнодорожным переездом.

В тех случаях, когда нет возможности объехать препятствие, не нарушив ПДД, водитель, согласно действующим правилам, должен остановиться непосредственно перед препятствием и дождаться устранения сложившейся ситуации.

Наиболее безопасным манёвром при объезде препятствия считается объезд справа. Эта мера убережёт водителя от неоправданного выезда на встречную полосу и не создаст лишних помех для движения встречного потока.

Важно помнить, что не всегда дорожные знаки, указывающие направление объезда препятствия, могут быть выставлены вовремя. Особенно трудно различить не обозначенные препятствия в темное время и в тяжелых климатические условиях. Для этого всегда выбирайте правильную скорость движения и необходимую дистанцию в соответствии с дорожной ситуацией.