Повторное нарушение выезд на встречную полосу. Выезд на встречную полосу. Когда выезд на «встречку» запрещен

Каждый добросовестный автолюбитель знает правила дорожного движения и знает, что если разметка дорожных полос не позволяет обгонять впереди идущий автомобиль, то этого не стоит делать. Почему? Как минимум это наказуемо штрафом, а в некоторых случаях водителя, нарушившего это правило, могут лишить водительского удостоверения!

Когда разрешен выезд на встречную полосу, а когда нет

Бывают случаи, когда выехавший на встречную полосу водитель не получит штраф. Но подобные случаи предусмотрены правилами дорожного движения, и сейчас мы постараемся разобраться, о чем речь:

  1. Когда на дороге три полосы движения. Перед Вами разметка и ни одного знака, запрещающего обгон. Если разметка отсутствует, то дорогу можно считать двух или четырех полосной.
  2. Узкая дорога. Перед Вами нет ни одного знака и разметки, которые запрещали бы обгон впереди идущего транспорта. То есть, нет никаких препятствий для того, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. В пункте 9.1 ПДД сказано, что определить количество полос можно при помощи разметки, либо при помощи дорожных знаков. Если все вышеуказанное отсутствует, водитель вправе самостоятельно принимать решение, естественно, учитывая габариты транспортного средства, размеры проезжей части и так далее.
  1. В пункте 9.2 ПДД установлено, что на встречную полосу запрещается выезжать на дорогах, на которых двустороннее движение, где четыре полосы или больше. В данном случае водитель может выехать на встречную полосу только для того, чтобы совершить поворот или разворот, и то, если это не запрещается разметкой или соответствующим знаком.
  2. Если перед водителем разметка, запрещающая выезд на встречку, это действие запрещено.
  3. Если перед водителем знак «Обгон запрещен», в таком случае неважно, сколько полос имеет дорога. В этом случае выезжать на встречку запрещено.

Всего существует на сегодняшний день 2 вида наказаний за выезд на встречную полосу, а именно:

  • лишение водительского удостоверения;
  • штраф.

Теперь поговорим более подробно о штрафах

  • Как гласит 3 часть статьи 12.15 КоАП, водитель будет наказан штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей в том случае, если он выедет на полосу встречного движения, или же выедет на трамвайные пути встречного направления с целью объезда препятствия на его пути. Что же касается препятствия, его мы воспринимаем как какой-нибудь недвижимый объект на дороге, который невозможно проехать без объезда последнего. Препятствием не считаются затор или иное транспортное средство, остановившееся по правилам дорожного движения. Например, впереди произошло ДТП. Вы вправе объехать место арии, или разбитый автомобиль, так как это препятствие. А вот если Вы стоите в пробке, и Вам там скучно, выезжать на встречку запрещается.
  • Как гласит 2 часть статьи 12.16 КоАП, если водитель разворачивается или поворачивает налево при запрещающей разметке или дорожном знаке, ему грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.
  • Если водитель выезжает на встречную полосу движения, либо на трамвайные пути встречного направления, и при этом он не объезжает никаких препятствий, ему грозит штраф в размере до 5000 рублей. Также его могут лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев. Водитель может получить штраф или лишиться прав, а зависит это от того, как именно было зафиксировано правонарушение. Например, если водитель нарушил правила, и это запечатлели камеры видеонаблюдения, то здесь, скорее всего, его ожидает штраф. Если же водителя остановил инспектор ГИБДД, то тут ситуация усугубляется, и он запросто может лишиться водительских прав.
  • Как гласит часть 4 статьи 12.15 КоАП, если водитель выехал повторно на полосу встречного движения, то его могут лишить водительского удостоверения на срок до 1 года или же он получит штраф в размере до 5000 рублей.

Выезд на встречную полосу: кто виноват и что с этим делать

Что характерно, нормы в КоАП касательно наказания за выезд на встречную полосу, появились не так давно, а именно, в 2007 году. С тех самых пор тема актуальна и по сей день!
Водители должны наказываться за нарушение этого правила дорожного движения, так как выезжая на встречку в неположенном месте он подвергает опасности не только себя и своих пассажиров, но и всех остальных участников движения.

Вообще, необходимо знать в совершенстве и применять на практике ПДД. Это может не только спасти жизнь водителю и его родным, но также и «утереть нос» инспекторам ГИБДД, которые довольно-таки часто пользуются безграмотностью автолюбителей, и тем самым набивают свои карманы.

Часть инспектора наказывают водителей за выезд на встречку, при учете того, что тот или иной водитель пытался развернуться, что, по сути, не запрещено! И неважно, намеренно или по незнанию инспектор остановил такого водителя, но в этом случае с ним можно и поспорить!

Бывают и такие случаи, когда водитель вынужден выехать на встречную полосу, но только для того, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия. То есть, у него попросту не было другого выбора. Как правило, сотрудники ГИБДД не обращают особого внимания, по какой причине водитель нарушил правила. Самое главное, что нарушил и все тут! Но в действительности, если Вы сможете доказать свою правоту, то с легкостью освободитесь от административной ответственности!

Бывает и такое, что сотрудник дородной полиции может позволить себе подменить нормы КоАП. Такое случается довольно часто. Вот, например, данная ситуация:

Все мы знаем, что означает дорожный знак «Въезд запрещен». Как правило, подобные знаки водители наблюдают на дорогах с односторонним движением. То есть, если водитель сворачивает в эту зону, то он не выезжает на встречку, согласно статье 12.15 КоАП. Тут произошло нарушение положения статьи 12.16, то есть, в данном случае водителю грозит штраф в размере 500 рублей. А если водитель не только совершил поворот, но и продолжил движение, то это уже считается передвижением по встречной полосе с односторонним движением, статья 12.15 КоАП, и, как следствие, штраф до 5000 рублей, либо лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Можно ли защитить свои права

Предположим, Вы были остановлены сотрудником ГИБДД, который обвиняет Вас по статье 12.15. о штрафе речи не идет. Вас желают лишить водительского удостоверения, не смотря на то, что Вы, как водитель, прекрасно знаете, что Вы правы, а инспектор – нет. как же быть в сложившейся ситуации?

Как только инспектор составил протокол, Ваша основная задача – тщательно ознакомиться с протоколом и всем тем, что в нем написано. Скорее всего, у Вас возникнут возражения, несогласие с тем, что написал инспектор. Все это Вы лично должны указать в том же протоколе. Это необходимо для того, чтобы предъявить документ, как доказательство, в суде, если Вы все-таки решите давать ход этому делу.

На сегодняшний день у каждого человека имеется мобильный телефон со встроенной фото и видеокамерой. Необходимо зафиксировать все условия, при которых Вас остановили за выезд на встречную полосу, и в первую очередь, дорожное полотно. Эти фото и видео также пригодятся Вам в суде, и так Вы сможете доказать, что правы именно Вы.

Как только у Вас на руках появляется копия протокола, знайте, что на обжалование этого документа у Вас будет всего десять рабочих дней. Но даже если Вы не успели это сделать, и причины уважительные, не переживайте, так как обжалование подлежит восстановлению.

Не стоит забывать, что лишить водительского удостоверения водителя можно только через суд, потому необходимо быть во все орудия. А вообще, лучше не нарушать ПДД. и тогда проблем не возникнет!

Выезд на встречную полосу движения – опасное и непредсказуемое нарушение правил, ведь когда два автомобиля двигаются навстречу, скорость удваивается и времени на принятие решения остается намного меньше. Наиболее громкие ДТП связаны именно со столкновениями на встречной полосе. Учитывая этот факт, не вызывает сомнений правильность отнесения такого нарушения правил к наиболее опасной группе правонарушений, за совершение которых водитель уплатит значительный штраф, а в более серьезных случаях — лишится права управления ТС.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» . Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно!

Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной . Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос . Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.


Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу

Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.

разрешен

Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП.

Есть ряд ситуаций, в которых выезд на встречную полосу по статьям ПДД не влечет за собой наказание:

  • на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
  • объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
  • поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
  • обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
  • выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен

Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:

  • П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
  • В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
  • П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
  • Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
  • П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно!

Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.


Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.

Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:

  • При объезде препятствия;
  • По другим причинам.

Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением. Также могут быть случаи, когда иного выхода просто нет – препятствие нет возможности преодолеть другим путем. Если удастся доказать, что совершенные действия были единственно возможными, то ответственности можно избежать.

Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение

Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:

  • пересечение разделительной полосы.
    Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций.
  • выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
    Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).

Важно! Перестроение на реверсивную полосу с неработающим светофором также является нарушением ПДД!

Готовы ответить на интересующие вас вопросы в комментариях.

Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2019 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.

Совершение такого маневра для того, чтобы обогнать автомобили, идущие впереди, является самым опасным маневром. Такое действие является угрозой не только для самого водителя и его пассажиров, но и для тех добросовестных автомобилистов, которые спокойно едут с соблюдением правил.

Способы наказаний за маневрирование на встречной полосе зафиксированы ст. 12.15, 12.16 КоАП РФ :

  • необходимость уплаты денежного штрафа (не более 5000 руб.);
  • возможность лишиться прав на вождение на период от 4 до 6 месяцев.

Если гражданин совершил нарушение первый раз за год, вместо возможно применить штрафные санкции. При этом решающую роль играют следующие нюансы:

  • Нарушение рассматривается, как первое, если за последние 12 месяцев водитель ни разу не привлекался к ответственности по подобному нарушению.
  • Когда автомобиль выезжает на встречную полосу, не совершая обгона, закон предусматривает штраф, хотя возможно лишение прав. Но точных критериев выбора способа наказания не разработано.
  • Повторное нарушение по пункту 12.15 КоАП РФ в течение одного года приводит к лишению водительских прав, причем не на 6 месяцев, а на целый год.

Выбор передается на полное усмотрение судьи, именно он определяет, какого наказания заслуживает нарушитель. При обнаружении перестроения на встречную полосу инспектор на дороге скорее всего заберет права, вместо них будет вручено временное удостоверение, но только суд решает, стоит ли лишать водительских прав или следует ограничиться уплатой штрафа.

Но если подобное нарушение повторится в течение одного года, это приведет к лишению на 12 месяцев. На оплату штрафа отводится 2 месяца. За просрочку платежа предусмотрены пени. Кроме того, при уклонении от уплаты нарушителя могут привлечь к обязательным работам или административному аресту.

Когда можно избежать наказания

ПДД не предусматривает никаких условий, которые бы допускали обгон без наложения санкций. А то, что вписано в автомобильное законодательство РФ, довольно расплывчато, поэтому при рассмотрении таких случаев часто возникают непонятные моменты.

Имеются некоторые условия, соблюдение которых поможет не подвергнуться штрафу за выезд на встречную полосу:

  • Обогнать по встречной полосе возможно и даже разрешено, если на данном участке не имеется никаких разметок или запрещающих знаков. То, что не запрещено, можно считать разрешенным. Следует также учитывать ситуацию на дороге в данный момент.
  • Если дорога состоит из трех полос, то обгон совершается по средней полосе, она существует именно для совершения маневров. При этом нужно избегать выезда на крайнюю противоположную полосу.

ПДД предусматривают возможность обгона с учетом габаритов автомобиля и широты дороги. Но ввиду отсутствия конкретных критериев, методика учета этих факторов расплывчата и на практике применяется не часто.

Когда нельзя выезжать на «встречку»

Правилами 2019 года запрещается выезд на встречную полосу при наличии определенных условий. Такими условиями считаются:

  • Обгон на 2-х и 4-х полосных трассах, то есть имеющих четное количество полос (п.9.2 ПДД ), если там нет разрешающего знака. Если такой знак есть, то обгон возможен.
  • Наличие запрещающего знака (например, знака «Обгон запрещен»), независимо от количества полос.
  • Специальные или опасные участки дороги, например, пешеходные переходы, мосты и туннели, регулируемые перекрестки, железнодорожные переезды и 100-метровая зона вокруг них.

Также запрещается обгон по крайней полосе, по которой навстречу движутся машины.

Выезд на встречную полосу для объезда препятствия

Если при движении автомобиля на его пути появляется препятствие, то ему невольно приходится выехать на обочину или на встречную полосу. Препятствием считаются:

  • Наличие ограждений по причине ремонта дороги, например, при настилании или ремонте асфальта.
  • На данном участке произошла авария, объехать которую другим путем нельзя.
  • На дороге стоит автомобиль с выставленным знаком и аварийной сигнализацией.
  • На дороге имеется упавшее дерево, большой камень, другие предметы, создающие препятствие для передвижения по прямой.

Препятствием не считаются лужи, пробки, заторы, стеклянные осколки, мешки с мусором, коробки из бумаги. В данной ситуации нарушение рассматривается по ст. 12.15 (ч. 4). Судья может вынести решение лишить водителя прав, для этого дело также отравляют в суд.

Если автомобилист выезжает на встречную полосу, с одновременным пересечением сплошной линии, степень ответственности определяется ст.12.15 (ч. 3).

Перестроение на реверсивную полосу

На некоторых трассах имеются полосы, которые регулируются не постоянно, а только при возникновении определенных обстоятельств. Это так называемые . Их можно определить по следующим признакам:

  • они ограничены двойной прерывистой линией;
  • они регулируются светофором.

На реверсивную линию разрешено перестроиться только при появлении зеленой стрелки светофора. Запрещено въезжать на нее, если горят оба сигнала или светофор не работает. Не нужно забывать, что с противоположной стороны также может гореть разрешающий сигнал.

Данное нарушение приравнено к передвижению по встречным полосам и также предусматривает выплату нарушителем 5000 рублей и изъятием водительских прав, при условии, что гражданин допустил подобное нарушение впервые. При повторном нарушении дело также отправят в суд, но гражданин лишится права водить автомобиль на 1 год.

Кто и как фиксирует маневры на встречной полосе

Обычно нарушение фиксируется камерой фото- или видеофиксации, которая расположена на месте совершения нарушения. С автоматикой спорить бессмысленно, автомобилист получает постановление и квитанцию об оплате штрафа, размер которого составит от 1000 до 1500 руб. Кроме того:

  • Выезд на обочину наказывается штрафом 1500 руб.
  • Объезд по пешеходной или велосипедной дорожке – 2000 руб. Это наиболее опасный способ маневрирования.
  • Выезд на «встречку» при повороте, вызванном появлением препятствия, сумма штрафа составляет 1000-1500 руб.

Вторым способом зафиксировать нарушение становится наличие инспектора ГИБДД вблизи места нарушения. С ним, в отличие от камеры видефиксации, можно поспорить при наличии веских оснований для выезда на «встречку».

Для того, чтобы избежать нарушения и штрафа, водитель может переждать, пока препятствие будет устранено. Если правила не запрещают, можно сдать немного назад и объехать препятствие другим способом. Но в некоторых случаях движение назад становится нарушением и облагается суммой 500 руб. согласно ст.12.14 (ч. 2).

Выезд на встречную полосу: штраф 2019 обновлено: Февраль 12, 2019 автором: admin