Поворот налево с трамвайных путей. Разворот на трамвайных путях. Проезд перекрестков с трамвайными путями

Здравствуйте. При сдаче экзамена в ГИБДД инспектор просит меня сделать разворот на оживлённом перекрёстке с трамвайными путями. Перекрёсток регулируется обычными светофорами (без дополнительных секций со стрелками). Я подъезжаю к перекрёстку, трамвайные пути находятся посередине на пересекаемой дороге, т.е. проходят перпендикулярно моему направлению движения в центре перекрёстка. Кратчайшая траектория (малый радиус) при развороте на перекрёстках, как правило, обычно является наиболее безопасной и оптимальной, т.к. автомобиль выполняет разворот за минимальное время. Если разворачиваться по кратчайшей траектории, когда ширина дороги и разметка позволяют выполнить манёвр не выезжая за край проезжей части пересекаемой дороги, то я разворачиваюсь, дождавшись зелёного сигнала светофора и пропустив машины со встречного направления - и всё в порядке. Но, разворачиваясь по кратчайшей траектории, когда ширина дороги недостаточна, я вынужден пересечь автомобилем край пересекаемой проезжей части, чтобы при развороте не упереться слева в поребрик на перекрёстке. Но тогда моя машина при выполнении разворота, когда она повернёт налево на 90 градусов относительно той дороги, с которой я выехал, окажется на встречной полосе пересекаемой проезжей части - это будет считаться нарушением?

Если, при оживлённом движении, для разворота на таком перекрёстке выезжать на его середину, мне придётся пропускать встречный поток автомобилей, пока нам не загорится красный сигнал светофора. И только тогда я смогу начать выполнять разворот. Но уже загорится зелёный светофор машинам с поперечного направления. И они поедут. Как показывает практика, далеко не всегда они дают закончить манёвр раворачивающемуся автомобилю. И в итоге я стою посередине перекрёстка на трамвайных путях, а тут ещё появляется трамвай, которому я мешаю проехать и сам тронуться не могу, потому что поперечный поток машин прёт не осатнавливаясь! И в итоге я создаю помеху трамваю – сплошная жесть и треш! Как же правильно выполнить разворот на экзамене на таком перекрёстке?

Лучший ответ:

Здравствуйте, Андрей!

Данная тема уже поднималась 11.02.2016 настраницах сайта. Повторюсь:

На вопрос, который Вы затронули, однозначного ответа нет. Формально п. 9.2 ПДД запрещает выезжать на встречную полосу только при обгоне и объезде, и в случае разворота он не применим. Также не применим и п. 8.6 ПДД, поскольку он регламентирует только поворот налево. Поэтому де-юро разворот по малому радиусу разрешен на всех перекрёстках, за исключением тех, на которых на центре нанесена сплошная линия разметки, есть островки безопасности или разделительные полосы.

Де-факто же инспектора ГИБДД гнут свою линию в том, что это есть выезд на встречную полосу. Особенно при сдаче Вами экзамена в ГИБДД. Вы там «слабое звено». Вот этим они и пользуются. Мировые судьи, в своей практике, как правило, принимают сторону инспекторов. Что говорит о том, что Вас могут лишить прав. Поэтому на практике настоятельно не советую этого делать, так как неожиданное появление встречного автомобиля тут же создает аварийную ситуацию, и вам необходимо успеть вернуться на свою сторону проезжей части, чтобы разъехаться с ним левыми бортами.

И напоследок. При сдаче очередного экзамена в ГИБДД со своими учениками, я напрямую поинтересовался у принимающего инспектора ГИБДД, как же всё - таки производить разворот на перекрестке. Я таки получил от него вразумительный ответ, после чего всех своих учеников учу только так. Итак. Дословно: "Разворот на регулируемом перекрёстке (за исключением см. 1 абзац моего ответа) можно выполнить по любой траектории. Как по малому радиусу, так и через центр. Это связано с тем, что на регулируемом перекрёстке поперечный транспорт стоит, и опасности для разворачивающейся автомашины не представляет. На нерегулируемых перекрестках разворот следует производить только через центр перекрестка. Транспорт на таких перекрёстках движется постоянно и существует реальная угроза лобового столкновения при движении на разворот по малому радиусу".

Надеюсь, я ответил, мало-мальски, на Ваш вопрос. Удачи на дорогах.

Но, если он разворачивается по минимальному радиусу, когда ширина дороги недостаточна, и вынужден пересечь автомобилем край пересекаемой проезжей части - ведь экзаменатор может ему вменить разворот с выездом на встречку? По правилам трамвайные пути делят дорогу на две проезжие части, независимо от того на одном они уровне или находятся на возвышающейся над дорогой разделительной полосе. Тогда на этом перекрёстке два пересечения проезжих частей и он оказывается на встречной полосе. Это как на разъяснении с сайта ГИБДД: http://www.gibdd.ru/mens/avtovladeltsam/download/p3.pdf , на картинке где машина выполняет разворот, только как вместо двойной сплошной там были бы трамвайные пути. Для меня этот вопрос тоже актуален, скоро сдавать экзамен на шоссе Революции, а там много таких перекрёстков...

Этот вопрос вызывает много споров, даже среди опытных автолюбителей. Многие из них уверены, что это абсолютно запрещено. И смягчающих обстоятельств нет. На самом деле, есть дозволенные ПДД обстоятельства, позволяющие беспрепятственное движение по попутного направления.

Разрешенные случаи

Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:

Пути проходят слева,

Рельсы находятся на уровне дорожного полотна,

Заняты все полосы попутного движения,

Трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.

Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

Существующие запреты

В Правилах дается четкое разъяснение того, что месторасположение трамвайных путей имеет большое значение. На рельсы, расположенные ниже дорожного полотна или выше, автомобиль не имеет права заезжать. Если имеется колея, то она должна восприниматься водителем как разделительная полоса, пересекать которую, как известно, запрещено.

Также табу наложено на движение по трамвайным путям попутного направления, если проходят они справа от движущегося транспортного средства.

Запрещено пересекать перекресток, если перед ним находится знак 5.15.1 или другой знак - 5.15.2.

Некоторые послабления

В они действительно есть. И касаются они маневров. Так, например, разрешено движение по трамвайным путям попутного направления (2016-2017 год, ПДД) при:

Совершении левого поворота,

Пересечении улицы на перекрестке,

Объезде,

Развороте.

Последний маневр разрешен при отсутствии двойной сплошной между трамвайными путями и знака 4.1.1, предписывающего движение только прямо. А также не должно быть создано препона продвижению трамвайному вагону и выезда на рельсы встречного назначения.

Объезд разрешен исключительно при высокой плотности попутного потока. Чаще всего, если дистанции между транспортными средствами минимальны для соблюдения безопасности на дороге, совершая движение автомобиля по трамвайным путям попутного направления для возможного обгона, вернуться на свою полосу движения вряд ли удастся (как указано в ПДД, пункте 11.4). Поэтому пункт 9.6 действущих Правил немного расширяет послабления пункта 11.4, той части, которая касается невозможности вернуться на полосу движения, занимаемую ранее. Оно заключается в разрешении задействовать трамвайные пути, идущие с дорожным полотном в попутном направлении. Тем не менее правило, гласящее, что рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилем никто не отменяет. Следовательно, применять эти послабления можно только не создавая помех движению вагона трамвая.

Водителю на заметку

Совершать маневры на трамвайных рельсах, расположенных по правую руку автомобилиста, строго запрещено. Несоблюдение чревато тяжелыми последствиями.

В местах с напряженным движением наносится специальная разметка на дорожном полотне и устанавливаются особые запрещающие дорожные знаки. То есть на таком отрезке всегда будет:

Указатель со словами «Полоса движения»,

Знак, запрещающий въезд любому автотранспорту,

Сплошная белая линия на асфальте.

Водитель обязан понимать, что трамвайный путь - это не дополнительная полоса для движения транспортных средств.

Любой маневр должен сопровождаться поворотными сигналами, которые выключаются только после его окончания.

Сотрудники ДПС рекомендуют обратить внимание на совершение поворотов. Если нет специального знака, то маневр должен проходить под прямым углом. Бывают случаи, когда водители игнорируют это и поворачивают, двигаясь по рельсам. Инспекторы ГИБДД расценивают это как езду по трамвайным рельсам встречного направления, что, естественно, принимается за выезд на полосу встречного направления и наказывается штрафным взысканием в 1 500 рублей или (реже) утратой водительского удостоверения.

Если нанесена разметка

На некоторых городских магистралях может встретиться сплошная полоса разметки. Эта тема вызывает множество вопросов в автошколах и диспутов на специализированных форумах.

С одной стороны, согласно по трамвайным путям попутного направления не запрещено, а с другой, как указывается в той же норме в пункте 1.1, сплошную пересекать нельзя.

На неоднократные обращения с просьбой разъяснить ситуацию, официально руководители ГИБДД сообщили, что эта линия разметки показывает край проезжей части. за игнорирование этих требований, предписанных разметкой дорожного полотна, в этом году составляют тысячу и полторы тысячи рублей.

Встречаются ситуации, когда трамвайные пути изолируют от дорожного полотна бордюром. ПДД приравнивают его к сплошной линии.

Маневры на перекрестке

Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

Пересечение трамвайной колеи на дозволено в следующих эпизодах:

Транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;

При движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;

Трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно. Въезжая на дорогу с обозначенным нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна. Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

Поворот налево

Согласно ПДД, разрешается этот маневр лишь при соблюдении следующих условий:

На дорожном полотне нет разметки,

Трамвайная колея находится справа от движущегося по крайней полосе транспортного средства.

Водитель обязан помнить, что этот поворот должен совершаться в соответствии с пунктом 8.5 ПДД. То есть при отсутствии на повороте знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18, идущие слева и наравне с дорожным полотном трамвайные рельсы позволяют с них машине повернуть налево. Главное не забывать, что автомобиль не должен быть преградой для вагона трамвая.

Штрафные санкции

Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

Самое скромное из них - пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

ДТП, совершенные на трамвайных путях

Главное, что необходимо помнить: транспортное управление населенного пункта будет взыскивать через суд с виновника происшествия упущенную выгоду. Ведь во время ожидания инспекторов ДПС, разбора и по маршруту не будут курсировать трамваи. А это убытки для парка электротранспорта. Они могут составить десятки тысяч рублей. Суды, кстати, практически всегда становятся на сторону представителей управления. Поэтому машину как можно быстрее нужно убрать с путей.

Даже если движение по трамвайным путям попутного направления спровоцировало происшествие, в котором не участвовал трамвай, как можно скорее необходимо начертить схему ДТП, произвести фотосъемку с разных ракурсов, записать номера телефонов свидетелей и убирать транспортное средство с рельсов. Затем и пострадавший, и виновник должны явятся в ближайшее отделение ГИБДД для оформления и подписания протокола. Или, если нет разночтений между участниками ДТП, можно прибегнуть к набирающей популярность схеме оформления транспортного происшествия по европротоколу.

Если ДТП случилось с участием трамвая, то вагоновожатый может быть виноват исключительно в двух случаях:

Вагон продолжал движение на запрещающий сигнал светофора,

Трамвай покидал в этот момент депо.

Во всех остальных случаях водитель должен помнить, что любой разрешенный маневр на трамвайных рельсах не должен мешать движению электротранспорта.

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?

Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.

Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);

2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .

Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

Это – наши действия в так называемом «чистом» виде. Но есть еще один вариант развития событий.

Не секрет, что ПДД предусматривают установку и разметки. Среди них есть большое и разнообразное семейство «братьев»-знаков (5.15.1 и 5.15.2) и одной «сестрички»-разметки (1.18).

И вот они-то как раз и вносят серьезные коррективы в наши действия.

При их наличии на проезжей части, водитель должен воздержаться от выезда на трамвайные пути попутного направления. Методика наших действий здесь предписана знаками и/или разметкой. Грубо говоря, что показывают знаки и разметка, то мы и выполняем — без выезда на трамвайные пути .

Интересно было бы задаться вопросом: «А почему?».

Когда знаков и разметки нет, водитель должен определять свое положение на проезжей части самостоятельно (в соответствии с пунктом 9.1 ПДД). Поэтому водителю в таких условиях и не возбраняется занимать крайне левое положение, даже если оно будет располагаться и на трамвайных путях.

При наличии же знаков и разметки количество полос уже оговорено, направления движения из них регламентированы. Поэтому водитель не может своими действиями нарушать уже установленный порядок движения.

Как выходит, все максимально просто и наглядно!

Вместо заключения

Вот, собственно, и все. Чтобы проще запомнить правильность действий в этой ситуацию, выведем универсальную формулу: поворачивая налево или на разворот, всегда предварительно выезжаем на трамвайные пути попутного направления (пропустив трамвай). А если есть знаки и разметка, то поворачиваем только по их стрелкам (как они и показывают).

Безаварийной вам езды, доброго гаишника и «зеленой улицы»!

P.S.: Мы не стали рассматривать мотивацию создателей Правил, когда они регламентировали наши действия в подобных дорожных ситуациях. Поверьте на слово: это сделано для обеспечения нашей максимальной безопасности!

Видео — поворот налево должен выполняться с трамвайных путей:

Однако если есть среди читателей пытливый ум, мегамозг, — пишите, мы рассмотрим и этот – очень простой – вопрос.

Видео — примеры правильного и неправильного поворота налево при наличии трамвайных путей попутного направления:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям , поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:

  • трамвайные пути должны находиться слева;
  • трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • трамвайные пути должны идти в попутном направлении.

Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:

  1. Трамвайные пути находятся справа от дороги . В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
  2. Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и транспортных средств.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде . Однако об этом речь пойдет чуть позже.

Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.

Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.

Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.

Движение прямо по трамвайным путям

Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные на дороге.

Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в , поэтому повторно рассматриваться не будет.

Поворот налево через трамвайные пути

Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:

  1. Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
  2. Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
  3. Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.

Разворот на трамвайных путях

Правила разворота на трамвайных путях совпадают с правилами выполнения поворота налево, речь о котором шла выше.

Еще раз обращаю внимание, что трамвайные пути в данном случае необходимо проехать под прямым углом, чтобы никому не дать повода заподозрить Вас в выезде на встречные пути.

Обгон по трамвайным путям

Выполнение обгона по трамвайным путям в настоящее время невозможно, т.к. обгон должен быть связан с выездом на полосу встречного движения, но движение по трамвайным путям встречного направления запрещено во всех случаях.

По трамвайным путям попутного направления правилами не запрещено.

Изменение правил дорожного движения

Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).

ДТП на трамвайных путях

В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

Штрафы за движение по трамвайным путям

Выезд на попутные трамвайные пути

Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.

Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки - 500 рублей.

Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье "

Практически в каждом большом городе есть трамваи, а водителю, управляя автомобилем, приходится нередко осуществлять такой маневр, как поворот налево с трамвайных путей.

Трамвай всегда был особенным участником городской жизни.

Для его движения с незапамятных времен выделена центральная часть дороги. Поэтому взаимоотношения автомобиля и трамвая тоже сложились «особенные».

Главный «закон» для всех, кто выезжает на проезжую часть – трамвай, имея преимущество, всегда первым производит маневр, транспорт на колесах должен дать ему дорогу.

Правда есть несколько исключений:

  1. При пересечении регулируемого перекрестка, в том случае, когда электрический транспорт движется «по стрелке». То есть для него загорается красный свет в дополнительной секции, при этом для автомобилей включается разрешающий сигнал светофора.
  2. Если говорить о нерегулируемом перекрестке, когда рельсовое транспортное средство выезжает со второстепенной дороги, автомобиль может проезжать первым. То есть для трамвая есть знак - уступи дорогу, а для автомобилей, соответственно знак - главная дорога. Но стоит помнить о том, что один из главных дорожных законов – «помеха справа» в случае с трамваями не работает.
  3. Когда трамвай покидает депо и только отправляется в путь

Если на регулируемом перекрестке зеленый свет одновременно загорается и для трамваев, и для автомобилей, рельсовое транспортное средство всегда будет иметь преимущество, оно совершает маневр первым. Автомобиль не должен выезжать на перекресток, пока водитель не убедился в том, что транспортное средство не является помехой для трамвая.

Правила пересечения трамвайных путей

Не будет являться нарушением правил, если водитель пропускает трамвай, имея преимущество в движении (например, при выезде из депо).

Соблюдение данного правила - не формальность. Это гарантия того, что при совершении маневра водитель может обезопасить себя от ДТП. Поскольку тормозной путь у трамвая гораздо больше чем у автомобиля вследствие различия устройства тормоза. Огромная машина просто может не успеть остановиться, и в такой аварии автомобиль пострадает сильнее.

Пересечение с предварительным перестроением на трамвайные пути

Здесь важно сказать, что повернуть налево или развернуться с выездом можно только на трамвайные пути попутного направления. Об этом говорится в пункте 8.5 правил дорожного движения.

Итак, посмотрим, что предписывают правила дорожного движения:

  • Необходимо убедиться, что автомобиль не станет помехой позади идущему трамваю. Для этого используются зеркала заднего вида.
  • Если позади движется трамвай, необходимо его пропустить и только после этого осуществить перестроение. Здесь важно также не мешать другим участникам дорожного движения, позади идущим автомобилям. Для этого перестроение на пути необходимо совершать параллельно рельсам.
  • Согласно правилам, автомобилист обязан пропустить и всех участников встречного движения. Не только трамвай, а также колесные транспортные средства.
  • Закончить поворот налево.

Трамвай в городе

При повороте налево с пересечением рельс попутного направления, которые располагаются на том же уровне, что и проезжая часть, маневр выполняется исключительно с перестроением на трамвайные пути. (пункт 8.5 ПДД)

Но произвести такой маневр запрещает знак движение по полосам. Если есть такой знак, поворачивать нужно из крайней левой полосы.

Для нарушителей данного правила дорожным кодексом также предусмотрены штрафы.

Пересечение без перестроения на трамвайные пути

Рассмотрим вариант, когда перестроение невозможно согласно ПДД.

О таком запрете сигнализируют предписывающие знаки - движение по полосам.

Если есть такой знак, поворачивать налево придется, не выезжая на пути, из крайней левой полосы, предназначенной для колесного транспорта.

В данной ситуации правила предписывают необходимость уступить дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления. Только потом можно приступить к выполнению маневра.

При совершении поворота или разворота, водитель также обязан пропустить движущиеся по встречной полосе автомобили.

Поворот налево при наличии трамвайных путей попутного направления

Итак, рассмотрим на примере, как правильно совершить поворот налево, если по центру проезжей части проходят трамвайные пути:

  1. Первое что необходимо сделать - перестроиться в крайнюю левую полосу и продолжить движение параллельно рельсам. Здесь нужно оценить сложившуюся на дороге обстановку.
  2. Посмотреть в зеркала заднего вида. Убедиться, что позади нет трамвая, или же он располагается достаточно далеко, что дает возможность без лишней спешки совершить маневр.
  3. Затем можно перестроиться на трамвайные пути попутного направления. Правила предписывают делать это также параллельно, чтобы не собрать пробку из движущихся позади автомобилей.
  4. Следующий шаг - посмотреть на встречную полосу. Причем важно обратить внимание не только на трамваи, но и на машины. Как говорится в правилах, поворачивая налево водитель обязан уступить дорогу всем участникам движения. Это касается как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков. Если встречный трамвай движется «по стрелке», и для него загорается красный сигнал, можно продолжать движение.
  5. Если дорога свободна, можно завершать маневр.

Если автомобиль не успел завершить маневр, задержался на рельсах, а сзади «подоспел» трамвай, необходимо уступить ему дорогу. Резонный вопрос: как поступить в такой ситуации?

Согласно пункту 64.3 правил дорожного движения, водители машин движущихся по крайней левой полосе, в данной ситуации должны дать дорогу автомобилю, стоящему на трамвайных путях. Проще говоря, машине с трамвайных путей необходимо будет вернуться на полосу для колесных транспортных средств, чтобы трамвай мог продолжить движение.

Но на практике выходит иначе. Вернуться в поток автомобиль не может, поскольку есть опасность получить удар сзади. Поэтому трамваю приходится также ждать своей очереди, чтобы продолжить движение, и это является нарушением правил ПДД.