Уголовное право понятие предмет и метод. Гражданское право: понятие, предмет, метод, источники

Гражданское право — одна из основных составных частей всякой развитой правовой системы. Термин «гражданское право» берет свое начало от наиболее древней части римского правопорядка — «цивильного права» (ius civile), под которым понималось право жителей Рима (cives Romani) как государства-города (civitas), т. е. право исконных римских граждан — квиритов (ius civile Quiritium, «квиритское гражданское право»). В дальнейшем, как известно, ius civile охватило практически всю область частного права (ius privatum) и стало отождествляться с ним, а затем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law). Здесь оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому гражданское право сейчас нередко называют цивильным правом, цивилистикой, а занимающихся им специалистов — цивилистами.

Термин «Гражданское право» употребляется во всех системах права, хотя его содержание в определенной мере меняется с изменением экономических, политических и культурных условий жизни того или иного общества.

В современном праве термин «гражданское право» многозначен. Под ним понимаются, в частности:

а) отрасль права как определенная совокупность правовых норм;

б) наука как система знаний, идей, представлений о гражданско-правовых явлениях;

в) учебная дисциплина.

Понятие гражданского права — это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права — это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

1. Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ.

Имущественно-стоимостные отношения отличаются следующими признаками:

  • по объектам — эти отношения возникают по поводу материальных благ, имеющих стоимость, т. е. являющихся товаром и поэтому имеющих цену и исчисляемых в деньгах;
  • по субъектам — их участники обладают обособленным имуществом и наделены распорядительной самостоятельностью, они являются, как правило, собственниками либо субъектами других вещных прав;
  • по содержанию — они являются эквивалентно-возмездными, т. е. обеспечивают получение материальной выгоды обеими сторонами.

2. Личные неимущественные отношения — отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями. Существуют также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

В нынешних современных условиях рынка следует обратить внимание, на то, что в проекте Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской федерации (рекомендован Президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 2 от 11 марта 2009 г.) 1 уделяется внимание такому вопросу, как предмет регулирования гражданского законодательства (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а именно, законодатель, отказавшись от формулирования закрытого перечня видов гражданско-правовых отношений, указал признаки, позволяющие отграничивать их от отношений, регулируемых иными отраслями права. Этот подход оправдывает себя.

В то же время в п. 1 ст. 2 ГК РФ перечислены наиболее значимые, системообразующие виды гражданских правоотношений. В их числе не названы отношения, связанные с участием в юридических лицах и с управлением ими (корпоративные отношения). Особо интересен вопрос о корпоративных отношениях. В настоящее время сформирована обширная практика, рассматривающая отношения, связанные с участием в юридическом лице и с управлением им (корпоративные отношения), в качестве особых гражданско-правовых отношений, которые не могут быть сведены ни к вещным, ни к обязательственным правоотношениям. Отсутствие упоминания о корпоративных отношениях в п. 1 ст. 2 ГК РФ следует отнести к недостаткам действующего ГК РФ.

Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Основные методы:

1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

2. Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения.

Функции гражданского права

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций.

Функции гражданского права — это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные содержанием общественных отношений, которые включены в предмет гражданско-правового регулирования. Различают регулятивную, охранную, предупредительно-воспитательную и предупредительно-стимулирующую функции.

Реализация регулятивной функции обеспечивает урегулирование нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, а также личных неимущественных. 2

Действие охранной функции обеспечивает защиту нарушенных субъективных имущественных и личных прав. 3

Предупредительно-воспитательный эффект достигается посредством института гражданско-правовой ответственности. Сам факт существования гражданско-правовых норм об ответственности позитивно влияет на правосознание граждан, удерживая их от правонарушений.

1.2. Система и принципы гражданского права. Основные принципы гражданского законодательства РФ

Под равенством участников гражданских отношений понимается отсутствие между ними отношений власти и подчинения. В то же время объем принадлежащих участнику таких отношений субъективных прав может быть различным.

Неприкосновенность собственности – это не только один из основных принципов гражданского законодательства, но и важнейший конституционный принцип, сформулированный в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Например, понятие «свобода договора» содержится в ст. 421 ГК РФ.

Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела означает, что любое ограничение свободы усмотрения субъектов гражданских правоотношений в приобретении и осуществлении своих гражданских прав или получение информации о частной сфере этих субъектов помимо их воли допустимо лишь на основании и в порядке, установленных законом.

Осуществление и защита гражданских прав раскрыты в ст. 9 – 16 ГК РФ.

Осуществление гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе представляет собой общий принцип гражданского права. Отступление от него допускается при реализации полномочий представителя, своей волей осуществляющего гражданские права представляемого в интересах последнего. О представительстве см. комментарий к ст. 182 – 184 ГК РФ.

Правило относительно свободы определения любых не противоречащих законодательству условий договора конкретизируется применительно к договорным отношениям принципом свободы усмотрения участников гражданских правоотношений, их правом совершать сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

ГК РФ допускает основания ограничения гражданских прав и воспроизводит соответствующие положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом ограничение существующего субъективного права не следует отождествлять со случаями, когда само право по своему содержанию изначально является ограниченным в силу закона по сравнению с другим аналогичным, но более «сильным» правом, как это имеет место при сравнении, например, права собственности с производными от него иными вещными правами – правом хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и правом оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

В целом гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов.

Система гражданского права

Гражданское право как система включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть гражданского права — основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданского оборота, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем гражданским правоотношениям. Она имеет важное системообразующее, теоретико-познавательное и вместе с тем практическое правоприменительное значение, ибо составляющие ее правила так или иначе учитываются при применении всех других гражданско-правовых норм. С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть гражданского права.

Гражданское право делится на подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующие однородные группы отношений и имеющие свои общие положения. В настоящее время можно выделить в российском гражданском праве шесть таких подотраслей:

  • вещное право, оформляющее принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки и результата имущественного оборота;
  • обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот. Обязательственное право в свою очередь разделяется на подотрасли договорного и деликтного права, имея при этом единую для них собственную Общую часть;
  • исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (т. е. права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов — произведений науки, литературы и искусства, изобретений и полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т. п.);
  • наследственное право, регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам;
  • международное частное право, регулирующее права, подлежащие применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или осложненных иным иностранным элементом;
  • защита нематериальных (личных неимущественных) благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т. п.).

В свою очередь перечисленные подотрасли делятся на институты — совокупности норм, регулирующих менее крупные однородные группы общественных отношений. Так, в подотрасли вещных прав можно выделить институты права собственности, ограниченных вещных прав, вещно-правовых способов их защиты, а в подотрасли обязательственного договорного права – институты отдельных договорных обязательств (купли-продажи, аренды, подряда и т. д.). Институты разделяются на более мелкие совокупности норм – субинституты. Например, институты договорных обязательств разделяются на субинституты, охватывающие правила об отдельных их разновидностях (институт договора купли-продажи – на субинституты розничной купли-продажи, поставки поставки, контрактации и т. д.).

Термин «источник права» многозначен. В большинстве случаев речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение.

К источникам гражданского права относится законодательство — законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры.

В качестве источников гражданского права рассматриваются ныне международно-правовые акты (положения). В п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве акта российского права.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют ныне весьма значительный по объему законодательный массив. Именно поэтому для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его упорядочения и систематизации. Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Во главе этой системы действующего законодательства стоит Конституция РФ, нормы которой имеют высшую юридическую силу в отношении норм любых законов и других нормативных актов.

Следует обратить внимание на то, что нормы гражданского права содержатся и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (в частности, Жилищный кодекс РФ). Поэтому перечисленные нормативные акты могут приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Центральным актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей (федеральных законов). Это проистекает не только из общего характера содержащихся в нем правил, но и требования о том, чтобы все иные гражданские законы, а также другие законы, содержащие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК РФ). В то же время кодекс существенно повысил роль федеральных законов в регулировании имущественных отношений, установив своих нормах прямые отсылки к конкретным законам.

Входят в систему гражданского законодательства (понимаемую в широком смысле) и подзаконные акты. Прежде всего, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты министерств и иных государственных ведомств. Среди них наиболее распространены в последнее время нормативные акты Правительства РФ, имеющие гражданско-правовое значение. Но правительственные постановления могут и должны приниматься лишь «на основании и во исполнение» актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК РФ). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ).

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Их принятие обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК РФ), однако они регулируют значительную часть разнообразных хозяйственных отношений имущественного характера.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно как для определения момента вступления соответствующего акта в силу, так и для ознакомления с его содержанием всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз.2 п. 3 ст. 1 ГК РФ).

В проекте Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской федерации (рекомендован Президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 2 от 11 марта 2009 г.) в предложения по совершенствованию законодательства предусмотрено, в частности, следующее: положения ст. 5 ГК РФ нуждаются в изменении в части устранения существующего ограничения сферы применения обычая как сложившегося и широко распространенного в гражданском обороте правила поведения только предпринимательскими отношениями. В ст. 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права должны быть названы обычай и его разновидность – обычай делового оборота.

Соответственно необходимо скорректировать ссылки на обычай делового оборота в тексте кодекса.

Необходимо решить вопрос о месте обычая в иерархии источников гражданского права. Возможны два варианта:

б) Закрепить приоритет обычая над диспозитивной нормой права, что будет соответствовать значению, которое придано ему в международных договорах (в частности, в ст. 9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и др.), в зарубежном законодательстве и общепризнанной международной практике. В современных условиях такой подход послужит стабильности оборота. Поскольку международная практика касается только торговых обычаев (по ГК РФ — обычаи делового оборота), необходимо специально обсудить вопрос о том, можно ли распространить описанный подход на иные обычаи.

В зависимости от решения по вопросу о приоритете обычая перед диспозитивной нормой, изменить формулировку п. 2 ст. 5 и привести в соответствие с ней ст. 6, возможно ст. 7, ст. 421 и др. ГК РФ.

Обратите внимание, что цивилистическая доктрина не является источником права, так как обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера.

Поэтому наиболее интересен в современных условиях построения России как правового государства Указ Президента РФ от 18.07.2008 г. 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права при Президенте РФ было получено разработать Концепцию развития гражданского законодательства в срок до 1 июня 2009 года, обеспечив ее публичное обсуждение. Концепция разбита на несколько разделов, например уже одобрены проекты:

  • Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России.
  • Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации
  • Концепции развития законодательства о юридических лицах.
  • Концепции развития законодательства о вещном праве.
  • Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках.
  • Концепции совершенствования раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Концепции совершенствования раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право».

Гражданское право и гражданское законодательство - понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собою совокупность норм права, то второе — это совокупность нормативных актов. Законодательство есть форма выражения права, или, как принято говорить, источник права. Оно играет важную роль в жизни общества.

Соотношение понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство» выражается в следующем:

  1. Гражданское право представляет собой систему правых норм, а гражданское правовое законодательство – систему законодательных и иных правых актов, содержащих гражданско-правые нормы.
  2. Гражданское право, выражающееся в системе гражданско-правых норм, представляет собой содержание гражданского законодательства, а последнее – основную форму гражданского права, состоящую из знаковых элементов законодательных и иных правовых актов;
  3. гражданское право по своему объему шире гражданского законодательства, поскольку источниками гражданского права являются не только законодательные и иные нормативные правовые акты, но и правовые обычаи и правовые прецеденты.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

Практикумы

Название практикума Аннотация

Презентации

Название презентации Аннотация

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

  • управленческие отношения, имеющие государственное содержание – в сфере исполнительной власти (внешние);
  • внутриорганизационные отношения в органах ветвей власти и иных государственных органах (внутренние).

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Гражданское право является основной частью частного права и необходимым элементом правовой системы государства. В Древнем Риме это было право етїаз, т.е. право города (Рима), - свод прав римских граждан. В дальнейшем, в эпоху Средневековья и вплоть до буржуазных революций, оно выступало то как римское право, противопоставляемое церковному праву и обычаям, то как личное право и право денежных интересов - в противопоставлении уголовному праву. Но после буржуазных революций и в наши дни, после уточнений, стало правом повседневной жизни, регулирующим всю сферу обычных социальных отношений, касающихся всех физических лиц, от рождения до смерти, и юридических лиц, от момента их возникновения до прекращения.

Гражданское право - одна из ведущих отраслей права, регулирующая экономические отношения в обществе.

Понятие гражданского права является многоплановым и включает в себя: 1) отрасль права как систему норм; 2) гражданское законодательство как систему нормативных актов; 3) науку как систему знаний о гражданско-правовых явлениях (в статике) и как деятельность по производству новых знаний (в динамике); 4) учебный курс как систему информации о гражданско-правовых знаниях.

Гражданское право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников.

Гражданское право как наука изучает внутренне организованную на принципах единства и дифференциации совокупность правовых норм, регулирующих основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а в случаях, предусмотренных законодательством, - на властном подчинении одной стороны другой имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения в целях повышения благосостояния общества, закрепления, наиболее полного осуществления и развития прав и законных интересов личности, организации нормальных экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права. Право образует определенную систему, наиболее крупные звенья которой называются отраслями права. Под системой права следует понимать внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих правовых общностей, основу которых составляет Конституция РФ. Целью системы права является функционально направленное воздействие на общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Основные критерии разграничения отраслей права - предмет и метод правового регулирования. С их помощью можно выделить не только гражданское право из единой системы права, но и характерные его особенности, которые позволяют иметь ясное представление об отрасли гражданского права.

Понятие предмета тесно связано с общественными отноше-ниями, которые регулируются нормами гражданского права. Эти отношения весьма обширны, так же как и их участники - юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, граждане. Например, гражданин вступает в общественные отношения с транспортной организацией, пользуясь услугами общественного транспорта, с учреждением, в котором оставляет на хранение в гардеробе верхнюю одежду, с продавцами магазина, приобретая продукты питания или промышленные товары.

Нормы гражданского права распространяют свое действие на отношения, которые возникают и между самими гражданами (например, при заключении договоров займа, имущественного найма, дарения), и в результате распространения о гражданине необъективных сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, и на те, в которых граждане вообще не принимают участия (например, между организациями при реализации произведенной продукции, перевозке ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страховании этого груза, осуществлении расчетов за поставленную продукцию). Наконец, гражданским правом регулируются отношения с участием России, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также в случае завещания гражданином своего имущества государству.

Однако далеко не все общественные отношения, участниками которых становятся граждане, регулируются гражданским правом. Так, выбирая кандидатов в депутаты представительной власти, граждане становятся участниками общественных отношений, которые регулируются конституционным, а не гражданским правом.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что невозможно дать их исчерпывающий перечень. В задачу гражданско-правовой науки входит выявление тех общих свойств, которые и позволили объединить их в предмете одной отрасли - в гражданском праве.

Имущественные отношения возникают по поводу различного рода материальных благ - вещей, работ, услуг и т.д. Гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, а только определенную их часть - имущественно-стоимостные, т.е. прежде всего товарно-денежные, а также имущественные, которые не связаны непосредственно с денежным обращением (например, отношения по использованию имущества в качестве основных фондов в собственном производстве).

В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно-стоимостных отношений составляют товарно-денежные. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе товарно-денежных отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая форма. Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным юридическим инструментарием, обеспечивающим воздействие на экономические интересы участников общественного производства аппаратом государственного принуждения.

Еще одной составляющей предмет гражданского права являются личные неимущественные отношения (ст. 2 ГК РФ). Они обладают следующими признаками: 1) возникают по поводу нематериальных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское про-изведение, изобретение, промышленный образец и т.п.; 2) неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц; 3) в этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций.

Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу нематериальных благ общественные отношения, в которых проявляются индивидуальные особенности гражданина или организации. Например, если гражданин написал роман, то между ним и окружающими его лицами по поводу созданного им произведения возникает личное неимущественное отношение, в котором проявляются индивидуальные творческие, нравственные и иные социальные качества писателя, нашедшие отражение в его произведении, и эти свойства получают соответствующую оценку со стороны читателей. Это личное неимущественное отношение регулируется нормами гражданского права, в соответствии с которыми писатель наделяется правом авторства на созданное им произведение; правом использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя); правом обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование); правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

В задачу цивилистической науки входит обоснование пред-метного единства гражданского права. Для этого необходимо, несмотря на внешнюю противоположность этих двух составных частей предмета гражданского права, выявить то общее свойство, которое и позволяет объединить имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной и той же отрасли - гражданском праве. И те и другие предполагают взаимную оценку участниками этих отношений, но в первом случае - количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются, а во втором - нематериальных благ. В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных - в первую очередь в нравственной или иной социальной форме. Вместе с тем при нарушении нематериальных прав может применяться денежная компенсация морального вреда, причиненного обладателям таких прав.

Следовательно, предмет гражданского права можно определить

как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод гражданско-правового регулирования. Если понятие предмета связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода - как они регулируются нормами гражданского права. Между предметом и методом существует весьма тесная взаимосвязь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер. Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон. Поэтому имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения получают наиболее полное развитие только в том случае, если регулируются на основе юридического равенства сторон. Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Применение этого метода обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом, что имеет чрезвычайно большое значение для развития гражданского оборота в условиях рыночной экономики.

Метод - это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли. Такое понятие метода можно использовать для раскрытия содержания гражданско-правовой формы, отразив в нем все многообразие различных приемов и способов воздействия на многочисленные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно и привести все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско- правовую отрасль в системе права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон.

Понятие уголовного права в собственном, наиболее точном своем значении - это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно - правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической науки уголовное право - это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.
Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право»

Предмет уголовного права - это совокупность общественных отношений возникающих в связи с совершением лицом преступления урегулированных нормами уголовного права. Так же под предмет уголовного права можно понимать то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами - будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя: предмет уголовно-правовой охраны и предмет уголовно-правового регулирования.
Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения - наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

1)отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;

2)отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции.

В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Специфические черты
- это наличие особого предмета, метода, задач и функции правового регулирования.
- наличие факта совершаемого преступления является основанием для возникновения особых уголовно-правовых отношений между лицом совершившим деяние и правоохранительными органами.
- в содержание уголовно-правовых отношений входят субъекты их юридические обязанности и субъективные права.

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов по средствам которых осуществляются регулирования общественных отношений входящих в предмет.
- основным методом в уголовном праве является императив (метод властного запрета)
1) Установление законодательного заперта на совершение определенного общественно-опасного деяния.
2) Установление наказания за нарушение указанного запрета (санкции)
3) Наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты собственных интересов