Н. Химичева: Финансовое право

Учебник может быть использован для изучения финансового права не только по программам высших и средних юридических учебных заведений, но также и в форме самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными исследованиями в сфере юриспруденции.

Н.И. Химичева,

заслуженный работник высшей школы РФ,

академик Международной академии наук

высшей школы, доктор юридических наук,

профессор

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований

1.1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.

Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упо­мянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денеж­ным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяет­ся особо.

Данный термин широко используется в человеческом общении, но всегда ли при том употребляется соответственно своему содер­жанию? И являются ли в действительности финансами, как о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего ко­шелька для покупки продуктов, одежды и т.п.?

Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить четкое пред­ставление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективно­го законодательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно– денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи­ческих программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз­можности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответ­ствующего финансового обеспечения, функционирования финан­сов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-поли­тическим строем используются и другие экономические катего­рии - деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выпол­няет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, сред­ство обращения, определение меры труда и меры потребления, сти­мулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли эко­номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено обще­ственным разделением труда, наличием разных форм собственнос­ти и основанных на них организационно-правовых форм хозяйст­венной деятельности, экономической обособленностью и равно­правием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В ре­зультате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законо­дательное закрепление разнообразия форм собственности и разви­тия рыночного механизма* определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Феде­рации.

* См.: ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отноше­ний. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территори­альных подразделений, а также предприятий, организаций, уч­реждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды, государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­ний), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность фи­нансов как экономической категории раскрывается не в их коли­чественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функцио­нировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функций. При таком подходе финансы - это экономические де­нежные отношения по формированию, распределению и использо­ванию фондов денежных средств государства, его территориаль­ных подразделений, а также предприятий, организаций и учреж­дений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых про­исходит распределение и перераспределение общественного про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.*

* О понятии финансов см. также, например: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 338; Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М., 1993. С. 11;

Дадашев А.З., ЧерникДТ. Финансовая система России. М., 1997. С. 10-11.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-эко­номическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производст­вом и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распре­деляются и используются денежные фонды, обеспечивающие раз­личные потребности общества и государства: расширенное воспро­изводство, экологическую безопасность, удовлетворение социаль­но-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обо­роны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного производст­ва, развитие всех его отраслей соответственно потребностям обще­ства в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы - важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осу­ществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции - необходимое условие функционирова­ния рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его дохо­дами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте за­долженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гипер­инфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие про­изводства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и со­циальных пособий, неэффективности налогового и кредитного ме­ханизма как стимуляторов производственной деятельности и др.* К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность - в разных ее проявлениях.

Финансовое право

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ВВС - Бюллетень Верховного Суда РФ

БК - Бюджетный кодекс РФ

БМД - Бюллетень международных договоров РФ

БНА - Бюллетень нормативных актов министерств и ве­домств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

ВВС - Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда на­родных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

ВК - Воздушный кодекс РФ

ГК - Гражданский кодекс РФ

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

КЗоТ - Кодекс законов о труде РФ

КоАП - Кодекс РСФСР об административных правонаруше­ниях

НК - Налоговый кодекс РФ

САПП - Собрание актов Президента и Правительства РФ

СЗ РФ - Собрание законодательства РФ

СП - Собрание постановлений Совета Министров (Прави­тельства) (СССР, РСФСР)

ТК - Таможенный кодекс РФ

УК - Уголовный кодекс РФ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России послед­него десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени зако­нодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительствен­ные постановления и инструкции центральных финансово-кре­дитных органов. Финансовое право не вызывало большого интере­са как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4-5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечасты­ми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юрис­пруденции.

В последние годы наблюдается иная картина. Активно форми­руется законодательная основа регулирования финансовых отно­шений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны уп­равленческих структур во всех областях хозяйственной деятель­ности, органов государственной власти и местного самоуправле­ния и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономи­ческих и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свобод­ное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйст­вующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;

конституционное закрепление основ местного самоуправления;

действие принципа разделения законодательной и исполнитель­ной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражда­нина согласно общепризнанным* принципам и нормам междуна­родного права.

Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансо­вого права и регулируемых им общественных отношений, претер­певших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответ­ствии с задачами общества и государства осуществляется с помо­щью норм финансового права.

Под воздействием норм финансового права находится бюджет­ная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний, обеспечивающих финансирование общезначимых потребнос­тей страны в целом и ее территориальных подразделений - разви­тие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С по­мощью норм финансового права образуются и используются госу­дарственные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осу­ществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулиру­ется деятельность банков, функции и система которых также от­ражают происшедшие экономические преобразования. Значи­тельное место в финансовом праве занимают нормы, регулирую­щие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного ре­гулирования экономики.

Новые явления в государственном устройстве и развитии мест­ного самоуправления отразились на структуре источников финан­сового права - в их состав, помимо нормативных актов феде­рального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно их компетен­ции. Одновременно в финансовом праве расширилась база зако­нодательных актов и усилилась их роль в регулировании финан­совых отношений, положено начало кодифицированию, о чем сви­детельствует принятие части первой Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (последний вводится в действие с 1 ян­варя 2000 г.).

Будучи призванным содействовать развитию рыночной эконо­мики, финансовое право вместе с тем содействует ее государствен­ному регулированию, исходя из общегосударственных задач.

Противоречивость социально-экономических и политических процессов в современной России, кризисные ситуации и неста­бильность не могли не проявиться негативно на формировании финансового права и уровне его действенности, выполнении им своего предназначения. Ему также сейчас свойственны нестабиль­ность, нередко - несогласованность с нормами других отраслей права, нечеткость некоторых положений, наличие юридических пробелов и другие недостатки, что требует продолжения большой нормотворческой деятельности в данной области.

И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом соответствует новым условиям жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии произ­водственного потенциала и укреплении государственных фи­нансов.

Глубокое изучение норм финансового права, понимание меха­низма их действия стало острой необходимостью прежде всего для юристов независимо от сфер их деятельности, а также и для лич­ного состава и аппарата представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти федерального и регионального уров­ней, органов местного самоуправления, для каждого предприни­мателя и гражданина.

Не ставя своей задачей критический анализ действующих фи­нансово-правовых норм, авторы стремились показать содержание финансового права, его особенности на базе новейшего законода­тельства, раскрыть закрепленные им основы деятельности госу­дарства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положе­ние участников соответствующих отношений и тем самым оказать содействие в освоении обширного и сложного правового материала всем его изучающим, в практическом применении финансово-пра­вовых норм, в том числе и в целях защиты своих прав и законных интересов.

Учебник может быть использован для изучения финансового права не только по программам высших и средних юридических учебных заведений, но также и в форме самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными исследованиями в сфере юриспруденции.

Н.И. Химичева,

заслуженный работник высшей школы РФ,

академик Международной академии наук

высшей школы, доктор юридических наук,

профессор

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований

1.1. Финансы и финансовая система Российской Федерации

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право.

Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Ведь иначе и упо­мянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денеж­ным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяет­ся особо.

Данный термин широко используется в человеческом общении, но всегда ли при том употребляется соответственно своему содер­жанию? И являются ли в действительности финансами, как о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего ко­шелька для покупки продуктов, одежды и т.п.?

Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить четкое пред­ставление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективно­го законодательства и правильного его применения.

Итак, что же такое финансы?

Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно– денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих задач.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономи­ческих программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз­можности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответ­ствующего финансового обеспечения, функционирования финан­сов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-поли­тическим строем используются и другие экономические катего­рии - деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выпол­няет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, сред­ство обращения, определение меры труда и меры потребления, сти­мулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли эко­номических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено обще­ственным разделением труда, наличием разных форм собственнос­ти и основанных на них организационно-правовых форм хозяйст­венной деятельности, экономической обособленностью и равно­правием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В ре­зультате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законо­дательное закрепление разнообразия форм собственности и разви­тия рыночного механизма* определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Феде­рации.

>

* См.: ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отноше­ний. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территори­альных подразделений, а также предприятий, организаций, уч­реждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды, государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­ний), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность фи­нансов как экономической категории раскрывается не в их коли­чественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функцио­нировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функций. При таком подходе финансы - это экономические де­нежные отношения по формированию, распределению и использо­ванию фондов денежных средств государства, его территориаль­ных подразделений, а также предприятий, организаций и учреж­дений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых про­исходит распределение и перераспределение общественного про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.*

>

* О понятии финансов см. также, например: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 338; Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М., 1993. С. 11;

Дадашев А.З., ЧерникДТ. Финансовая система России. М., 1997. С. 10-11.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-эко­номическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производст­вом и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распре­деляются и используются денежные фонды, обеспечивающие раз­личные потребности общества и государства: расширенное воспро­изводство, экологическую безопасность, удовлетворение социаль­но-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обо­роны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного производст­ва, развитие всех его отраслей соответственно потребностям обще­ства в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы - важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Активное использование регулирующей роли финансов, осу­ществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции - необходимое условие функционирова­ния рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его дохо­дами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте за­долженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гипер­инфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие про­изводства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и со­циальных пособий, неэффективности налогового и кредитного ме­ханизма как стимуляторов производственной деятельности и др.* К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность - в разных ее проявлениях.

>

*См.: пост. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Феде­рации «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» от 2 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998 № 37. Ст. 4571.

Итак, финансы и деньги - различные экономические катего­рии. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство пла­тежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охваты­вают всех денежных отношений (например, денежных отноше­ний, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эквивалентный характер). Содер­жанием финансовых отношений являются только те из них, по­средством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, уч­реждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

Финансы как целостная экономическая категория, обладаю­щая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их выделе­ния обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю эконо­мику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в со­став финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует фи­нансовую систему страны.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономи­ческими и политическими условиями (переход к рыночным отно­шениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внут­реннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят:

Бюджетная система, состоящая из государственных (феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).* Названные звенья финансовой системы существуют как на фе­деральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местно­го самоуправления. Все они обладают общими свойствами финан­сов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

>

* Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки (см., например: Финансовое право/ Отв. редактор Горбунова О.Н. М., 1996. С. 15-17 (автор - Горбунова О. Н.);

Грачева ЕЮ, Куфакова НА, Пепеляев С Г Финансовое право России. М., 1995. С. 6-7 (автор - Грачева Е.Ю.); ХудяковА И. Финансовое право Республики Казах­стан. Алма-Ата, 1995. С. 14-18. Вместе с тем в экономической финансовой литера­туре высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако каждое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодей­ствуя между собой как составная часть единой категории. Взаимодействует с ними и кредит (см.: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. III. С. 312-314). Другие экономисты, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, включают в нее государственный кредит (см.: Финансы / Под ред. Родионовой В.М. М.,1993. С.20).

Развитие финансовой системы Российской Федерации на совре­менном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Лик­видирована государственная монополия на имущественное и лич­ное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобре­тает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, проис­ходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические ус­ловия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специ­фические финансовые отношения, посредством которых образуют­ся и используются соответствующие виды денежных фондов (дохо­дов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен­ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб­ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе­ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо­ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюдже­та, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд за­нятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федера­ции занимает бюджетная система. Путем ее использования обра­зуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Россий­ской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физичес­ких лиц. Однако используется привлечение средств и на возврат­ной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды со­здаются соответствующими представительными или исполнитель­ными органами государственной власти и местного самоуправле­ния. Их средства должны направляться на определенные цели со­

ответственно своему предназначению. К ним относятся, в частнос­ти такие социальные фонды, как Пенсионный фонд. Фонд госу­дарственного социального страхования, Фонд занятости населе­ния, фонды обязательного медицинского страхования, сформиро­ванные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязатель­ных платежей юридических и физических лиц, так и за счет по­ступлений на добровольной основе. В установленных законода­тельством случаях в них могут направляться и бюджетные средст­ва. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансо­вые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной систе­ме (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэф­фективного использования их в рамках фондов* проведено вклю­чение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступ­ностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

>

* Например, при обсуждении на сессии Верховного Совета Российской Феде­рации вопроса о создании государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы депутаты поставили под сомнение такое мероприятие, ссылаясь на неконтролируемость использования средств необоснованно увеличива­ющегося числа различных фондов, рост затрат на обслуживающих их чиновников (Российская газета. 1993. 13 февр.). Будучи созданным и затем ликвидированным, фонд был впоследствии сформирован в качестве федерального бюджетного фонда в составе федерального бюджета на 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1464).

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, нахо­дящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предпри­ятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функцио­нируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммер­ческих и некоммерческих организаций.* Так, коммерческими ор­ганизациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджет­ные организации такой цели не имеют, хотя на основании зако­нодательства последних лет они вправе заниматься предприни­мательской и иной деятельностью для получения дополнитель­ных доходов в целях более полного выполнения ими своих функ­ций.

>

* О коммерческих и некоммерческих организациях см.: ГК РФ. Ст. 50; Феде­ральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансо­вой системы, так как они непосредственно связаны с материаль­ным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении - это обособленные денежные фонды различного назначения, создавае­мые на каждом конкретном предприятии и используемые для раз­вития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производст­ва и реализации произведенной продукции, что создает возмож­ности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их ис­пользование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, со­здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отече­ственных и иностранных хозяйственных организаций.* Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряже­нии партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

>

* Такие предприятия стали распространяться с 1987г. на основании норматив­ных актов Союза ССР (СП СССР. 1987. № 8. Ст. 38. № 9. Ст. 40).

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере матери­ального производства, функционируют также финансы других хо­зяйствующих субъектов, которые занимаются предприниматель­ской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кре­дитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает форми­рование страховых денежных фондов, направляемых на возме­щение материального ущерба, причиненного физическим и юри­дическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями. и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Од­нако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, госу­дарственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование пере­стало быть государственной монополией. Наряду с государствен­ными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзо­ром государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное исполь­зование на началах возмездности и срочности. Кредит предостав­ляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита;

а) государственный и муниципальный;

б)банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отноше­ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юри­дических и физических лиц государством при недостаточности го­сударственных (бюджетных) доходов для осуществления намечен­ных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качест­ве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кре­диторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска обли­гаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и согла­шениями. Государственный долг образуется на федеральном уров­не, а также на уровне субъектов РФ.* В условиях нестабильности Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

>

* См.: гл. 14 БКРФ.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъ­ектам в целях их финансовой поддержки, развития экономичес­ких взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом.* Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

>

* См., например– ст. 122 Бюджетного кодекса РФ, в которой термин «государ­ственный кредит» применяется именно в этом смысле.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кре­дит.* На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предо­ставлять находящиеся в их ведении средства во временное поль­зование.

>

* См.:ст. 16 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; ст. 100БКРФ.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению бан­ками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платнос­ти), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным обра­зом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объек­тов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государст­венной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собствен­ности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.*

>

* См.: О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране // Российская газета. 1998. 17 нояб.

В процессе функционирования финансовой системы произво­дятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранив­шиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финан­сов осуществляются на основе заключения соответствующих дого­воров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с дру­гими зарубежными странами. Все они являются предметом меж­дународного финансового права.

1.2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль и методы

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и це­ленаправленное образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных и муниципальных централизован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении.* Она представляет собой осу ществление функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления.

>

*См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изме­нениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и разли­чается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Содержание финансовой деятельности государства и муници­пальных образований выражается в многочисленных и разнооб­разных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных или муниципальных (местных) де­нежных фондов* . Неотъемлемым элементом каждой из них явля­ется функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержа­нию всей данной деятельности.

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансо­вой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по со­зданию, распределению и использованию разнообразных видов де­нежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых де­нежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, госу­дарственных и муниципальных предприятий, организаций и уч­реждений.

* Помимо этой, широко распространенной в юридической и экономической литературе точки зрения на содержание финансовой деятельности, высказан и другой взгляд, соответственно которому она ограничивается лишь функциями об­разования и распределения денежных фондов, исключая их использование (см.:Худяков А.А. К вопросу о предмете и понятии советского финансового права // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 3. С. 78-79). Впоследствии названный автор несколько смягчил свою позицию, при­знав наличие в составе финансовой деятельности элемента организации использо­вания денежных фондов (см.: Худяков АА. Основы теории финансового права. Алма-Ата, 1995. С. 28). Однако такое ограничение представляется необоснован­ным. Ведь именно в использовании финансовых ресурсов соответственно стоящим перед государством задачам и заключается в конечном итоге смысл финансовой деятельности. А отношения, возникающие в процессе этой деятельности, могут обслуживаться, помимо финансового права, и другими отраслями права.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть ме­ханизма социального управления. Это выражается в том, что ак­кумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приори­тетности финансируемых мероприятий на соответствующих эта­пах развития страны, ее внешних и внутренних условий.* При этом государство и муниципальные образования берут на себя обес­печение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.**

>

* Например, из федерального бюджета выделялись средства на целевую про­грамму «О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в России до 2000 года», на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на программу Министерства РФ по атомной энергии, конверсию оборонной промышленности и т.д. ** См.: Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономичес­кого регулирования. М., 1996. С.2.

Осуществление эффективной финансовой деятельности госу­дарства является фактором, необходимым для проведения спра­ведливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон пос­ледней (нестабильность материального положения членов общест­ва при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.).

Посредством финансовой деятельности создается материаль­ная основа, необходимая для функционирования органов государ­ственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на со­циально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на оп­ределенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процент­ных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стиму­лирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ог­раничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных от­ношений и местного самоуправления. Важной ее стороной являет­ся распределение финансовых ресурсов между федеральными ор­ганами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масшта­бах всей России, а также соответствующих территориальных уров­ней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономичес­кого развития регионов при создании единого экономического про­странства.*

>

* См.: Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2756

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на раз­витие рыночных отношений. На необходимость проявления такой роли государства обращал внимание американский ученый Р. Клитгаард, отметивший, что эффективный рынок не создается сам собой, а является, в частности, продуктом или результатом разумного законодательства, государственной политики. «Успех рыночных реформ, - считает он, - в решающей степени зависит от государственного управления. Этот урок является неожидан­ностью для тех, кто приветствовал самоустранение государства от управления экономикой».*

В последнее время органы государственной власти РФ разраба­тывают меры по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, включая область финансов.**

>

* Клитгаард Р. Рыночные реформы. М., 1992. С. 18.

** См., например: пост. Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О неот­ложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной эконо­мики» от 11 июня 1997 г.//СЗ РФ. 1997. №25. Ст. 2828; №42. Ст. 4732; «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федера­ции по стабилизации социально-экономического положения в стране» // Россий­ская газета. 1998. 17нояб.

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, рас­пределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в про­цессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, уч­реждений по реализации их задач.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполни­тельных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распре­деление финансовых ресурсов внутри отраслей экономики - орга­нами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность осущест­вляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющих­ся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; при­оритетности мероприятий и т.д.

Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Они охватывают несколько видов платежей, каждый из которых отличается своеобразием. Например, основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, государственные пошлины с юридических и физи­ческих лиц. Существуют обязательные платежи и отчисления, за­числяемые в целевые внебюджетные фонды. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обя­зательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депониру­ются обязательные резервы.

Наряду с этим используются и добровольные методы для фор­мирования государственных и муниципальных денежных фондов:

лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д.

При распределении государственных денежных средств приме­няются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Оба эти метода подразделяются на несколько видов в зависимости от

цели использования средств, их источников, организационно-пра­вовой характеристики субъектов, участвующих в этих отношени­ях, и других факторов. Государственные и муниципальные орга­низации получают средства государства путем и финансирования, и кредитования, негосударственные - главным образом путем кредитования (например, предоставление кредитов на льготных условиях фермерским хозяйствам).

Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством рас­четных операций. Они производятся методами безналичных де­нежных расчетов в разных формах и платежами наличными де­нежными средствами.

Расчеты предприятий, учреждений, организаций, государст­венных органов и органов местного самоуправления производятся в основном в безналичном порядке, платежи населения - глав­ным образом наличными денежными знаками. Однако в послед­нем случае применяются и безналичные расчеты (например, при взимании подоходного налога, страховых платежей из заработной платы рабочих и служащих). Государство содействует расшире­нию сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стаби­лизации денежной системы и более эффективного использования денежной массы.

При внешних экономических, научных, культурных, других связях используются различные формы международных расчетов, совершаются валютные операции.

Методы финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований изменялись соответственно их задачам на каж­дом этапе развития. Существенные перемены в них произошли на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов и других обязательных платежей, добровольных методов привлечения денежных средств. В финансировании учреждений применяется нормативный метод, исходящий из выполнения определенной работы (лечение больно­го, подготовка специалистов и т.д.), а не из количества штатных единиц. Новые методы вошли в кредитные отношения, где банки становятся партнерами хозяйствующих субъектов, активно ис­пользуется процентная ставка за кредит и т.д.

Развивается, приобретая новые черты, финансовый рынок как сфера реализации ценных бумаг - акций, облигаций и других, а также кредита. Он используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, а также для пополнения фи­нансовых ресурсов государства и органов местного самоуправле­ния.* Законодательство защищает финансовый рынок от монопо­лизма.**

>

* Расширение рынка ценных бумаг началось еще в условиях существования Союза ССР. См.: пост. Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и орга­низациями ценных бумаг» от 15 декабря 1988 г. // СП СССР. 1988. № 35. Ст. 100. Впоследствии в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; Российская газета. 1999. 14 июля.

** См.: Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174.

В определенной мере рынок ценных бумаг в стране существовал и до проведения рыночных реформ (распространение облигаций государственных займов, кредит), но в ограниченной сфере. Те­перь существенно разнообразились и виды ценных бумаг, увели­чился и круг субъектов, выпускающих и приобретающих их, рас­ширилась сфера применения банковского кредита.

При характеристике финансовой деятельности Российской Фе­дерации на современном этапе важно отметить, что она осущест­вляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества со­здан специальный орган - Министерство по делам Содружества Независимых Государств (Минсодружество России). В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, со­стоящий из заместителей глав правительств и являющийся посто­янно действующим органом Экономического союза.* Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвра­щении уклонения от уплаты налогов).

>

* См.:БМД. 1995. №6.

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специ­альным федеральным законом.*

>

* См.: Федеральный закон «О координации международных и внешнеэконо­мических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. №2. Ст. 231.

Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денеж­ных фондов Федерации и ее субъектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2. Какие функции свойственны финансам?

3. Что выражают понятия: «финансы Российской Федерации», «феде­ральные финансы», «финансы субъекта Российской Федерации», «мест­ные (муниципальные) финансы»?

4. Что такое финансовый рынок?

5. Что такое финансовая система как экономическая категория?

6. Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы как экономической категории?

7. Какие изменения произошли в финансовой системе Российской Фе­дерации в условиях перехода к рыночным отношениям?

8. Каково соотношение понятий «государственные финансы», «фи­нансы предприятий», «финансы государственных предприятий»?

9. Что понимается под финансовой деятельностью государства?

10. Что понимается под финансовой деятельностью органов местного самоуправления?

11. Каковы основные направления, в которых действуют функции финансовой деятельности государства?

12. Каковы организационно-правовые особенности финансовой дея­тельности государства?

13. Что понимается под финансовой деятельностью государства и му­ниципальных образований?

14. Какими методами осуществляется образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных (местных) денежных фондов? Какие новые явления возникли в этих ме­тодах в связи с переходом к рыночной экономике?

2. Финансовое право Российской Федерации как отрасль права

2.1. Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований требует правовой урегулированности от­ношений, возникающих в процессе ее осуществления: четкого за­крепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финан­совой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватыва­ются отношения, возникающие в связи с функционированием го­сударственных и муниципальных финансов, что обусловлено пуб­личным характером тех и других. С другими составными частями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, по­скольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образо­ваний, а также их использованием (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосудар­ственных формах собственности).

Следует заметить, что в связи с финансовой деятельностью го­сударства и муниципальных образований возникают, помимо фи­нансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Фи­нансовое же право регулирует только финансовые отношения.

Итак, финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возни­кают в процессе образования (формирования), распределения и

использования централизованных и децентрализованных денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муници­пальных образований, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствую­щих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права составляют обще­ственные отношения, возникающие в процессе деятельности го­сударства и муниципальных образований по планомерному обра­зованию (формированию), распределению и использованию денеж­ных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределе­ния, с разными сторонами жизни общества и государства; разно­образен также и круг участников финансовых отношений: Россий­ская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъек­тами, последние - с муниципальными образованиями, органы го­сударственной власти и местного самоуправления - с организа­циями и физическими лицами, взаимодействуют между собой го­сударственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в со­ответствии со своей компетенцией в области финансов.*

>

* Такая связь финансового права именно с государственными финансами под­черкивалась в русской дореволюционной литературе (см., например: Ходский JIJB. Основы государственного хозяйства. СПб., 1894. С. 11; Слуцкий М.И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902. С. 16). Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают эту мысль. Французский ученый П.М. Годме, в частности, пишет: «Финансовое право - отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные фи­нансы» (см. Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 37).

Таким образом, данные определения предмета и понятия фи­нансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классифика­цию на централизованные и децентрализованные.*

>

*По вопросу о предмете и понятии финансового права см.: Ровинский ЕА. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 61-64. Ана– логичную позицию с некоторыми особенностями разделяют другие авторы. См.:

Советское финансовое право. М., 1982. С. 34-37; Воронова Л.К., Мартьянов ИЗ. Советское^финансовое право. Киев, 1983. С. 23-25; Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 28; Грачева Е.Ю., Соколова ЭД. Финансовое право. М., 1998. С. 18. Однако не всегда авторы отмечают вхождение в предмет финансо­вого права отношений, связанных с функционированием муниципальных финан­сов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только государ­ственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рас­смотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов в них отража­ются муниципальные финансы и финансовая деятельность органов местного само­управления (например, бюджетные права муниципальных образований, или орга­нов местного самоуправления). Таким образом, эти авторы фактически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем выска­зано мнение, согласно которому в предмет финансового права не следует включать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти (см.: Карасева МЛ. Финансовое правоот­ношение. Воронеж, 1997. С. 48), что не представляется убедительным.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансо­вой системы и конституционному требованию о проведении в стра­не единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансо­вого права, можно выделить следующие группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципаль­ными образованиями и входящими в состав последних админи­стративно-территориальными единицами в лице соответствую­щих органов представительной и исполнительной власти, возни­кающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной сторо­ны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государст­вом, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных де­нежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципаль­ных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными, в том числе казенными, и муници­пальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муници­пальными) органами - с другой, в связи с распределением и ис­пользованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а, также собственных средств предприятий, организаций, учреж­дений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, в связи с обра­зованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с вы­полнением обязанностей последних по внесению платежей в госу­дарственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, вне­бюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу от­ношений. Возможна классификация и по другим критериям, на­пример, по содержанию финансовых отношений, по методам фи­нансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при класси­фикации финансовых отношений углубляет представления о пред­мете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содер­жание - направленность на образование, распределение и исполь­зование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возника­ют при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства - органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денеж­ных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для фор­мирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они ре­гулируют также порядок получения и использования государст­венных и муниципальных денежных средств, источники образова­ния финансовых ресурсов государственных и муниципальных де­нежных средств, источники образования финансовых ресурсов го­сударственных и муниципальных предприятий, организаций, уч­реждений и т. п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепля­ют права и обязанности государственных органов, органов местно­го самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности рабо­ты государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных обра­зований, а также граждан, предприятий, организаций, учрежде­ний, а в конечном итоге - для выполнения государством своих

формирующееся финансовое право Российской Федерации от­ражает новые экономические и политические условия страны. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловлен­ные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов незави­симо от формы собственности и соответственно этому - их финан­совых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятель­ности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и наце­ленность финансово-правовых институтов на стимулирование про­изводства, использование их для регулирования экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответст­венность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой дея­тельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточ­ном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России фе­деративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Россий­ской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы пра­вового регулирования. Одновременно такую же направленность

финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (напри­мер, положения о местных налогах и сборах).

И, наконец, в-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляю­щие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принцип разделения властей.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Финансовое право

2 Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова Финансовое право Учебно-методический комплекс Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор Н. И. Химичева Издательство НОРМА Москва, 2005

3 УДК (470)(075.8) ББК67.402я73 Х46 Серия учебно-методических комплексов издается под общей редакцией доктора.юридических наук, профессора А. В. Малько Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Е. Ю. Грачева (Московская государственная юридическая академия); кафедра финансового и административного права юридического факультета Ростовского государственного экономического университета. Х46 Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. М.: Норма, с. (Серия учебнометодических комплексов). ISBN Х Издание подготовлено на основе новейшего законодательства и в соответствии с действующими государственными стандартами высшего образования по юридическим специальностям. В книгу включены учебно-методические материалы, предназначенные как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов: краткий курс учебника, словарьсправочник, вопросы и задания для самоконтроля, планы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных работ, список нормативных актов, специальной литературы и др. Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами финансового права. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова, 2005 ISBN Х ООО «Издательство НОРМА», 2005

4 Содержание Н. И. Химичева. Предисловие * 11 Методические рекомендации по изучению и преподаванию курса. Программа курса Планы практических (семинарских) занятий Вопросы для экзамена.. 40 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и научных докладов 44 Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ 48 Методические рекомендации по подготовке к экзамену Темы научных докладов и курсовых работ 59 Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ 64 Список нормативных актов по финансовому праву 67 Список основной и дополнительной литературы по финансовому праву Список газет и журналов, публикующих материалы по проблемам финансового права. 87 Учебник: Краткий курс Общая часть Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства Понятие и роль финансов Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации Финансовая деятельность государства как механизм социального управления 98 Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 104

5 6 Содержание 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности 107 Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права Понятие, предмет и метод финансового права Принципы российского финансового права Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права Система и источники финансового права 129 Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения Понятие и виды финансово-правовых норм Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды Субъекты финансового права Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля Понятие, значение и методы финансового контроля Виды финансового контроля Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля Аудиторский финансовый контроль 164 Особенная часть Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов 169 Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета Бюджетное право и бюджетные правоотношения Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами 179 Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 186

6 Содержание 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации. ; Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса Понятие бюджетного процесса и его принципы Общие правила формирования бюджета Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета, 209 Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов..." Правовой режим целевых бюджетных фондов Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов _..." Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов 222 Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций) 224 Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права. 226 Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий... / Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

7 Содержание 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 235 Глава 12. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов Система государственных и муниципальных доходов Неналоговые государственные и муниципальные доходы 240 Глава 13. Налоговое право: общие положения Понятие налогов, их роль и система Налоговое право Российской Федерации и его источники Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности Ответственность и защита прав налогоплательщиков Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит 265 Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи Федеральные налоги Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней Федеральные пошлины, сборы, иные платежи 281 Глава 15. Региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы Региональные налоги Местные налоги и сборы. 299 Глава 16. Специальные налоговые режимы Вводные положения Упрощенная система налогообложения Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог) Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах. 316

8 Содержание 9 Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды Общие положения.... ; v Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 326 Раздел IV. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) и организации страхового дела Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг Формы государственного и муниципального долга.., Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом Правовое регулирование сберегательного дела 342 Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела Виды страхования. Обязательное страхование Обязательное медицинское страхование Обязательное пенсионное страхование Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 358 Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов 360 Глава 20* Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов,. г,...,<,. Ш

9 _}