Сочинение эссе человек и закон. Эссе "я и закон"

Уважаемые читатели.Разрешите представить интервью текущего номера журнала, тема которого интересовала меня и многих других людей в России: качество российского закона.Несмотря на то, что юридическая наука накопила массу знаний о правотворчестве, мы провозгласили политическую цель - построить правовое государство, однако качество закона все хуже, и хуже.Учитывая, что с помощью закона у нас сейчас стремятся решить все социальные проблемы, то качество закона становиться значимой, ключевой проблемой общества.
Мнение русского народа о законах нам всем известно, что нашло отражение в известной пословице: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".Подтверждение этой пословице можно найти во многих принимаемых Государственной Думой РФ законах и изменениях к ним.Отказаться от закона мы не можем, поскольку он является одним из основных социальных регуляторов, значит его необхопоэтому нас интересует мнение специалистов в том, можно ли изменить сложившуюся ситуацию.
В этом интервью доктора юридических наук постарались разобраться с некоторыми аспектами проблемы и ответить на два главных российских вопроса: почему и что делать?


Клепицкий Иван Анатольевич - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Критерии качества закона простые, закон должен быть: 1) нужным, 2) понятным, 3) исполнимым.
Потребность и польза. Если отсутствует насущная потребность в законе - закон принимать нельзя.Всякий новый закон вреден, если убедительно научно не обосновано иное.Стабильность права - сама по себе благо весьма ценное.Всякий новый закон так или иначе ограничивает свободу человека и разрушает сложившийся правопорядок.Со временем люди могут приспособиться и к плохим законам, но они не могут приспособиться к законодательным бурям.Ситуация, когда ежегодно принимаются сотни законов - очень нехорошая ситуация.Отслеживать такую массу узаконений - непосильная задача, причем не только для обывателя, которому закон адресован, но и для профессионального юриста.Еще сложнее соблюдать и правильно применять новые законы.Полагаю, 10-20 законов в год - это тот предел, который может осилить общество.Больше не нужно, законов должно быть мало, и они должны быть бесспорно полезными.Специалисты при законотворческой работе должны всесторонне и на высоком научном уровне исследовать как полезные, так и вредные (что неизбежно) последствия нового закона, тщательно их взвесить и пояснить законодателям и гражданам (современные пояснения к законопроектам, написанные на коленке, не выдерживают никакой критики, достаточно их сравнить, напр., с Объяснениями к проекту Уголовного уложения 1903 г.

или даже с трудами чуждой нам британской Law Commission).Нужно уходить от диктатуры случайности в области законотворчества и приходить к систематической и планомерной научной работе.Сегодня ситуация столь запущена, что нужны какие-то сдерживающие факторы в этой области, например, полезно ввести солидную пошлину за внесение законопроекта в парламент, около 500 млн.рублей.Эти деньги можно было бы тратить на финансирование работы над законопроектами.
Понятность. Закон пишется не для бухгалтеров, налоговых консультантов и инженеров, он пишется для всех людей, за исключением тех, расстройства психики которых выражены столь сильно, что их следует признать недееспособными.Закон должен быть написан на простом русском языке, понятном для всякого, этим языком владеющего.При этом он должен быть по возможности краток, чтобы люди не тратили много время на ознакомление с законами, у них есть много других дел.В идеале порядочный человек, совершенно с законами не знакомый, не должен сталкиваться с проблемами, из этих законов вытекающими.Закон для людей, а не люди для законов.
Исполнимость. Нельзя принимать законы, которые не будут соблюдаться и исполняться.Это развращает людей и приводит к аномии.В особенности, нельзя тиранить людей, тирания вызывает естественное сопротивление.Если ничего нельзя, то можно все.Яркий пример - законы, направленные на борьбу с табакокурением и оборотом алкоголя.Если государство проявляет неуважение к человеку в своем законе, это рождает ответное неуважение человека к государству и его законам, не только подрывает легитимность власти, но и девальвирует ценность права как такового, а в итоге приводит и к нравственной деградации общества.Законодательство - слишком острый, опасный и сложный инструмент, им нужно пользоваться со знанием и с большой осторожностью.
Качества законодательства, к сожалению, падает, ситуация усугубляется.
Есть простой и многократно опробованный рецепт : нужно поручить сочинение законов профессионалам, ведущим специалистам в соответствующей области права.Это не бесплатный рецепт, но ведь мы доверяем, к примеру, лечение болезней или ремонт машин квалифицированным специалистам, оплачиваем их услуги адекватно сложности работы.Почему же сочинение законов мы доверяем энтузиастам? Депутаты и чиновники (в том числе и с научными степенями в области права) не должны заниматься законотворчеством, они должны заниматься политикой и администрированием.Дума - не фабрика законопроектов, а народное представительство.Депутаты формируют политическую волю, дают задание профессионалам на разработку законопроекта, делают замечания (вместе с «заинтересованными ведомствами»), на которые профессионалы отвечают и которые учитывают (если это полезные замечания).

Мнение «заинтересованных ведомств» также должно учитываться, но не более того.Они ведь заинтересованные, это большая опасность для качества закона.Клерки также не должны сочинять законы, законотворчество предполагает редкие таланты и способности.Законов должно быть мало, они должны сочиняться коллегиями реально ведущих специалистов, юристов, труд которых должен высоко оплачиваться.Энтузиазм не гарантирует качества, напротив, нездоровый интерес к проблеме свидетельствует о некой личной заинтересованности, исключающей беспристрастное и всестороннее ее исследование и лечение.
Экономистов и прочих экспертов можно привлекать для консультации, но нельзя их подпускать к тексту закона.Все законопроекты должны фильтроваться в коллегиях профессионалов - юристов, именно они обладают профессиональными познаниями, навыками и умениями в этой области.Конечно, депутаты могут проголосовать и за плохой закон, специалисты не могут подменить народное представительство.Но и народное представительство не может заменить специалиста.Мнение специалистов должно быть озвучено до голосования, оно должно быть доведено до сведения сенаторов и главы государства.
В идеале коллегии профессионалов должны работать на постоянной основе.Это может быть независимая Комиссия по кодификации права (к примеру, аналог упомянутой Law Commission), в составе которой Совет по кодификации частного права, Совет по кодификации уголовного права и процесса, Совет по систематизации публичного права.Можно вспомнить и высочайше утвержденные редакционные комиссии для составления гражданского и уголовного уложений.В любом случае нужно понимать, что законотворчество - это очень сложная работа, требующая большого труда и высочайшей квалификации.Нельзя экономить на качестве законов.


Звечаровский Игорь Эдуардович - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Качество российского закона: как его повысить? Принимая во внимание возможность трактовки понятия качества в различных значениях, наверное, в данном случае о качестве закона уместно говорить по признаку «хороший - плохой», имея в виду в первую очередь его содержание и юридико-технические параметры.
Любой нормативный правовой акт, в том числе имеющий форму закона, и более близкого для меня - уголовного закона, должен прежде всего, отвечать правилам живого великорусского языка в плане грамматики и синтаксиса.К сожалению, уже по этому, казалось бы банальному критерию, в действующем уголовном законодательстве можно привести ряд примеров, когда текст закона перегружен и словесно и терминологически, допускает неоднозначную его интерпретацию, а, соответственно, и применение (например, ч. 2 ст. 43, ст. 226.1, примечание 1 к ст. 228 УК РФ).
Говоря об языке закона, мы не должны забывать, кому адресован уголовный закон.

Очевидно, таких адресатов два - тот, кто должен соблюдать его требования, и тот, кто должен применять закон.На мой взгляд, величайшим заблуждением, особенно практических работников, является мнение, что закон адресован только им.Если уголовный закон принимается для того, чтобы его соблюдали, а не для того, чтобы его нарушали, его положения должны быть понятны обычным людям, а точнее физическим лицам, не обремененным знаниями уголовного права, толкованиями уголовного закона Верховным судом России.Творцы уголовного закона должны всегда помнить об этом и не допускать ситуаций подобной той, которая присутствует при определении правил необходимой обороны в ст. 37 УК РФ.Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту прав и свобод способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).Но дело то в том, что все способы необходимой обороны, интересующие уголовный закон, запрещены этим же законом, а в названной статье Уголовного кодекса предусмотрено правило, однозначного толкования которому не могут дать даже юристы-профессионалы.Ничего не говорится в этой статье и о так называемых «условиях правомерности необходимой обороны» и уж тем более в контексте отдельно относящихся к посягательству и отдельно - к обороне.
Еще раз подчеркну, что основным адресатом уголовного закона выступают те, кто обязан соблюдать его требования.Здесь я сознательно не стал употреблять слова «граждане», чтобы не повторять ошибку законодателя, допущенную им в названии ст. 4 УК РФ.Строго говоря, в качестве основных адресатов уголовного закона могут выступать не только граждане, но и лица без гражданства, и иностранные граждане.И такая терминологическая строгость должна быть обязательным атрибутом уголовного закона.Словоблудие и ненужная синонимичность здесь недопустимы.
Мы, по-моему, уже привыкли к межотраслевой рассогласованности правовых норм в нашем законодательстве.Однако в одном случае она точно не допустима: когда речь идет о нестыковках материального и процессуального уголовного закона.На эту тему очень много сказано, но, к сожалению, мало что сделано или сделано просто небрежно.Например, у нас до настоящего времени обстоятельства, исключающие преступность деяния (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42 УК РФ) не имеют своей процессуальной формы реализации.Мы спокойно относимся к ситуации, когда уголовно-процессуальный закон предписывает прекращать уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием со ссылками на уголовный закон.Тогда зачем же нужны ст. 28, 28.1 УПК РФ?
В рамках затронутого вопроса с чем нельзя мириться точно, так это с противоречиями внутри отдельной отрасли законодательства, в данном случае - уголовного.Таких противоречий специалистам известно немало.

Обращу внимание лишь на одно.Несомненным достоинством УК РФ является закрепление в нем принципов, на которых он базируется (ст. 3-8).Однако всегда ли это обстоятельство осознает и помнит сам законодатель? Не противоречит ли принципу законности, предусмотренная в четырех случаях в УК РФ (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53) возможность замены назначенного судом наказания более строгим наказанием при том, что более строгое наказание здесь назначается за деяние, вообще не являющееся преступлением? Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение или снятие судимости прекращает все правовые последствия, связанные с судимостью.Очень серьезная декларация.Но тогда почему такой вид наказания как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) имеет бессрочный характер? Может быть потому, что по своей сути не является уголовным наказанием?
В заключение хотелось бы сделать два общих замечания, касающихся функциональных параметров качества уголовного закона.
Во-первых, каким бы совершенным, «качественным» не был закон с точки зрения содержания и юридической техники, его результативность зависит от своевременного доведения до всеобщего сведения.Знает ли наше население, например о том, что любое лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (а это три четверти всех ежегодно регистрируемых в стране преступлений), в случае деятельного раскаяния в содеянном может выйти полностью «сухим из воды» - из конфликта с уголовным законом (ст. 75 УК РФ)? Вопрос глубоко риторический.
И второе.Законодатель должен крайне осторожно обращаться с уголовным законом в решении тех или иных социально-экономических (и уж те более - политических) проблем.По моему глубокому убеждению, если такие проблемы не решаются с помощью гражданского, административного законодательства, тщетны надежды на их решение с помощью законодательства уголовного.Если, конечно, при этом не создавать в глазах обывателя лишь иллюзию их решения.


Курченко Вячеслав Николаевич - председатель судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда, профессор УрГЮУ, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный работник судебной системы РФ

Качество российского закона: как его повысить? Совершенствование уголовного законодательства никогда не теряет своей актуальности.Данный процесс предполагает повышение его законодательно-технического качества.В период разработки УК РФ 1996 года основное внимание было направлено на определение существа уголовно-правовых предписаний.Вносились предложения о включении в УК одних составов и исключении других.Были споры о том, какой быть системе наказаний.

Однако с тех пор прошло 20 лет.
Однако в уголовный кодекс продолжают вноситься те или иные изменения, корректируются санкции статей.С одной стороны, законодатель ограничивает пределы судейского усмотрения, а с другой, эти пределы значительно расширяет.
Гуманизация уголовного законодательства должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» из статьи 111 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, исключен нижний предел санкции .В результате этого изменена санкция части 4 статьи 111 УК РФ - лишение свободы до 15 лет.Ранее за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего нижний предел лишения свободы составлял 5 лет.Возник очень большой разрыв между нижним и верхним пределом санкции.
Применение к виновным мер уголовно-правового воздействия за особо тяжкие преступления предопределяется теми потенциальными возможностями, которые заложены в соответствующей санкции законодателем.Важно поэтому установить в законе строго выдержанные, взаимно согласованные, соизмеримые с тяжестью преступления санкции.Размеры их должны быть таковыми, чтобы, с одной стороны, судья не был стеснен чрезмерно узкими пределами санкции, имел достаточный простор для судейского усмотрения при избрании наказания, а с другой стороны, чтобы этот простор не трансформировался в судейский произвол, не порождал субъективизма, что имеет место, когда законодателем допускается слишком большой разрыв между минимальными и максимальными границами санкции.
На наш взгляд, во вносимых изменениях в уголовный кодекс отсутствует системность относительно законодательной регламентации преступлений, наказаний, видов освобождения от уголовной ответственности и других явлений.Отсутствие четкой законодательной техники объективно мешает законодателю делать продуктивные предложения, направленные на совершенствование законодательства криминального цикла.Назрела потребность в разработке нового уголовного кодекса.Должна быть детально проработана методика системного построения уголовно-правовых предписаний, методика построения состава преступления, санкций
На хорошее качество закона можно рассчитывать, если законодателем будут учитываться разрабатываемые теоретические проблемы уголовного права, касающиеся уголовного правотворчества, оформления уголовно-правовых предписаний, структуры уголовного закона.Качество действующего закона показывает, что законодатель не в полной мере, а иногда и вовсе не учитывает научные рекомендации, мнение правоприменителей.Рассмотрение проектов уголовного закона в контексте его конструирования немаловажно с учетом позиции практикующих юристов.
Реализация принципа законности требует прежде всего четкого описания непосредственно в законе объективных и субъективных криминообразующих признаков соответствующих деяний, признаваемых преступлениями.

Экономия законодательного материала здесь неуместна.Обращаясь к анализу объективной стороны преступлений, предусмотренных ст.ст.228.1, 234, 234.1 УК РФ следует отметить, что объективная сторона этих деяний должна быть тождественной и не может существенно отличаться.В ст.228.1 УК РФ установлена уголовная ответственность только за производство, сбыт и пересылку наркотических средств.психотропных веществ.Между тем такие деяния, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление признаются самостоятельными оконченными деяниями в ст.ст.234 и 234.1 УК РФ.
Законодатель при формулировании диспозиции уголовно-правовой нормы должен избегать выходов как за минимальную границу допустимого уровня абстрактности, так и за максимальную.
Достаточно много вопросов у правоприменителей, касающихся определений групповой и организованной преступности.Существует проблема разграничения таких форм соучастия, как организованная группа, преступная организация и преступное сообщество ввиду их терминологической и качественной неопределенности в нормах действующего УК РФ.Необходимо регламентировать уголовную ответственность за преступление, совершенное группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителей, но один из них не является субъектом преступления.Например, лицо признано невменяемым либо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Любые изменения в УК РФ, а тем более разработка нового проекта уголовного кодекса, должны быть предметом широкого обсуждения и комментирования юридической общественности.Нет необходимости ежеквартально оптимизировать уголовный кодекс, а возникает насущная потребность в новом кодексе.Новый УК РФ должен содержать концептуальные решения по целому ряду вопросов разделов и глав.В условиях качественно иного развития России накопилось немало системных проблем, которые сложно решить только лишь коррекцией действующего УК РФ.В процессе реформирования необходимо сохранить базовые, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты, осуществив лишь их необходимую модернизацию в целях защиты охраняемых интересов от современных угроз.
Следует обратить внимание на юридическую терминологию и технику, используемую разработчиками для воплощения поставленных задач.
Возможно, в новом УК разъяснить некоторые понятия, содержащиеся в кодексе.Например, можно подумать над раскрытием содержания и признаков вреда здоровью человека, тяжких последствий.
Судебные ошибки зачастую допускаются из-за неопределенности или недостаточной определенности в уголовном законе отдельных понятий и терминов.Новый УК призван устранить подобные затруднения в правоприменительной практике, разгрузить конструкции статей УК, повысить качество уголовного закона.

На наш взгляд, избыточными являются составы преступлений, предусмотренные ст.ст.159.1 - 159.6 УК РФ.Эти нормы явно излишни, в судебной практике возникли проблемы применения старой и новой редакций УК РФ, коллизии специальных составов мошенничества.Как правоприменитель негативно оцениваю существование в УК РФ ст.210.Участники преступных объединений могут отвечать за конкретные преступления в соответствии со ст.33 и 35 УК РФ.Статья 210 УК ориентирована на аморфное участие в криминальном объединении.При конструировании данного состава преступления необходим учет доказательственных аспектов.По ст.210 УК немало оправдательных приговоров.Признаки, вводимые в состав преступления должны быть достаточно четкие, понятные правоприменителю.Многочисленные и несистемные поправки в УК снижают качество уголовного закона.


Курбатов Алексей Янович - профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, доцент

Качество российского закона: как его повысить? Качество законов в настоящее время большинство специалистов оценивают как достаточно низкое.
По моему мнению, это является следствием наличия ряда проблем системного характера в правовой системе России.Отмечу основные из них.
Во-первых, отсутствует единая стратегия законодательной деятельности.В результате принимаются несогласованные разноплановые решения.Например, российской правовой системе «навязывается» абсолютно чуждая ей медиация, но при этом целенаправленно уничтожается третейское разбирательство, которое существовало даже в советский период.
Во-вторых, принятие законов стало основным способом решения различных проблем.Появилась проблема - необходимо принять закон, причем как можно быстрее.Особенно это проявляется применительно к уголовной и административной ответственности, хотя уже давно известно, что тяжесть наказания и количество правонарушений в прямой зависимости не находятся.На количество правонарушений прямое влияние оказывает неотвратимость наказания.
В-третьих, право стало рассматриваться как средство реформирования.Сейчас перепишем какой-нибудь американский закон и у нас сразу появится рынок ценных бумаг, исчезнет недобросовестная конкуренция, суд станет справедливым и т.д.и т.п.Или перейдем на международные стандарты или рекомендации международных организаций и все наладится, даже если нет их официального и адаптированного к российской правовой системе перевода.
В-четвертых, произошло «разбалансирование» законодательного процесса.Какая-то группа неофициальных лиц может превратить непонятно во что реформу в целой отрасли права (имею в виду гражданское право).

Или, наоборот, за несколько дней более чем сомнительный закон принимается, подписывается Президентом РФ и вводится в действие (в качестве примера приведу Федеральный закон от 01.12.2014 г.№ 403-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 г.№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В-пятых, поменялась последовательность действий.Сначала принимаем - потом начинаем думать, что с этим делать.В качестве примера можно привести саморегулирование.Причем это порождает замкнутый круг.С одной стороны, низкое качество законов в совокупности с падением уровня юридического образования порождает всякие утопические мысли, например, что с помощью принципа справедливости суды могут решить все проблемы.С другой стороны, участники законодательного процесса перестают тщательно работать над текстами законов - пусть их на практике потом «подкорректируют».
В-шестых, под влиянием компрадорской политики, проводимой рядом федеральных министерств и государственных организаций, произошла подмена понятий, с помощью которых оценивается «качество» законов.Обеспечение баланса интересов в праве, когда интересы одних ограничиваются с целью охраны интересов других, заменили эффективностью и целесообразностью, хотя в большинстве случаев, что это такое вразумительно объяснить невозможно.
Пока эти проблемы не будут хотя бы частично устранены, изменений к лучшему не будет.
Перечень общих необходимых для этого мер здесь очевиден.
1.Разработка единой стратегии законотворческой деятельности.
2.Осознание того, что хороший закон небольшой группой лиц за несколько месяцев написать невозможно.В законодательный процесс по максимуму должны быть включены профессиональное и научное сообщество, его мнение должно иметь хоть какое-то значение.Вывешивание законопроектов на сайте для дачи замечаний всеми, кому не лень, или создание экспертных советов, которые собираются два раза в год, - это фикция.
3.Вспомнить, что основное значение и права вообще, и законов в частности - это придание стабильности отношениям.Право предназначено для установления обязанностей и введения ограничений, его возможности по стимулированию развития весьма ограничены и сводятся, в основном, к устранению препятствий.
4.Возможность принятия и введения в действие законов за несколько дней должна быть полностью исключена.
5.Любые большие законодательные изменения должны начинаться с предварительной разработки и публичного обсуждения концепций этих изменений.


Рахманова Екатерина Николаевна - заведующая кафедрой уголовного права Северо-Западного филиала ФБОУВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, доцент


Качество российского закона: как его повысить? Вопрос о качестве закона приобретает особое звучание применительно к качеству уголовного закона.

Законодатель, как минимум, должен понимать, что уголовно-правовые запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.Здесь можно вспомнить Конституционный Суд РФ, который указал, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.Требование ясности и недвусмысленности уголовно-правовой нормы напрямую связано с недопустимостью пробелов уголовно-правового регулирования, с непротиворечивостью закона и с пределами его толкования.В этой связи возникают вполне закономерные вопросы: в каких случаях отсутствие в УК РФ нормы о преступности какого-либо деяния следует рассматривать как пробел закона, принимая во внимание, что само по себе отсутствие нормы не означает отсутствия защищенности объекта; до каких пределов допустима конкретизация закона? Ответы на эти ключевые вопросы, на наш взгляд, следует искать в области гуманитарной теории.Объективным, фактически осязаемым, подлежащим проверке критерием в рассматриваемых случаях выступают права человека.Если отсутствие в УК РФ нормы не обеспечивает эффективной правовой защиты прав человека, значит, в законе имеется пробел; если отсутствие ясности в законе приводит к нарушению прав человека, значит установленный запрет неопределенен; если толкование уголовного закона нарушает гарантии прав человека, следовательно, оно нелегитимно.

Интервью содержит полезные мысли по улучшению качества закона и многое из них будет реализовано в будущем.Практически повышение качества закона возможно при введении ответственности законодателя за принятые законы, а именно установление прямой зависимости между качества закона и оплатой труда.

Федеральный закон от 7 марта 2011 г.№ 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации.2011.№ 11.Ст.1495.

Современное общество невозможно без существования законов. Законы ограничивают преступность человека, ставят его в определенные морально-ценностные рамки. Ведь что было бы с нашим обществом, если бы вокруг процветало беззаконие и анархия? Это даже трудно представить.

Закон охраняет каждого человека от преступлений и правонарушений в его сторону. Защитой людей с помощью использования законов занимаются правоохранительные органы: полиция, прокуратура и другие. Все люди равны перед законом, а также в нашем государстве используется презумпция невиновности, которая звучит следующим образом:"Человек невиновен до тех пор пока не доказано обратное". Если человек является подозреваемым в совершении какого-либо преступления, он заключается под стражу (либо с него берется подписка о невыезде) в то время, пока следствие ведет поиск улик, доказывающих или опровергающих его вину. Каждое лицо, против которого было совершено преступление или правонарушение, имеет право обратиться за помощью в правоохранительные органы, написав заявление, которое обязано быть рассмотренным. Человек имеет право также забрать заявление.

Одна из главных обязанностей каждого человека и всего общества в целом - это соблюдение законов. Все законы государства прописаны в нормативно-правовых документах: уголовном, административном, гражданско-процессуальном, налоговом, трудовом и т.д.. Изучением и применением на практике этих документов, помимо сотрудников правоохранительных органов, занимаются также юристы, судьи, адвокаты. Адвоката может нанять любой человек, являющийся обвиняемым, которому требуется защита во время судебного процесса.
Подводя итог, хочется сказать, что важность законов в жизни человека и государства довольно трудно переоценить.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Проблема сиротства

    Если обратиться к словарям русского языка, то в них мы прочтём, что сирота - это ребёнок, у которого один или оба родителя умерли. Наше время несколько расширило это понятие.

  • Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова

  • Сочинение Чего я жду от лета рассуждение

    Лето – самое чудное время года. Чего я жду от лета? От лета, в первую очередь, я жду, как и все те, кто учатся в школе, в институте, в университете, я жду долгожданных летних каникул.

  • Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва сочинение

    «Капитанская дочка» - произведение А.С. Пушкина. События, описанные в данном романе (повести) происходят во время пугачёвского бунта. Основным местом действия является Белогорская крепость

  • Образ и характеристика Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    Червяков – персона особая, со своими уникальными чертами характера, это человек, который привык сидеть тише воды ниже травы, и не показываться на людях

Я ознакомилась с высказыванием французского писателя, правоведа и философа Шарля Луи де Монтескьё: «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл». И в этом эссе мы порассуждаем над цитатой – что именно подразумевалось, как следует ее понимать.

Эссе по цитате философа

Суть сказанного известным философом состоит в том, что установленные в любом государстве законы должны соблюдаться всеми его гражданами, а наказание за их невыполнение должно действовать на любого человека, проживающего на территории данного государства и нарушающего их. Я готова полностью согласиться с точкой зрения Монтескье. Проблема, поднятая философом, является актуальной и сегодня, и я хочу попробовать рассмотреть два случая её проявления на примере нашей страны.

Во-первых, в Российской Федерации большое количество законов, на мой взгляд, не всегда нужных и полезных. Обилие нормативных актов не способствует ни запоминанию, ни пониманию их простым населением. К тому же, все эти законы составлены витиевато, длинно, и нередко лишены конкретики, что не позволяет многим гражданам нашей страны разобраться в них самостоятельно, без помощи квалифицированного специалиста. А если учитывать в обществе наличие людей, постоянно пытающихся найти выгоду и присвоить себе что-либо незаслуженно и даром, то можно понять, что некоторые граждане оборачивают смысл законов в собственную пользу, найдя в них «лазейку». Конечно же, в большинстве случаев подобное приносит вред другим людям и всему государству в целом.

К тому же, законодательство очень часто обновляется, в законы вносятся поправки и дополнения, что тоже не способствует ясности понимания.

Во-вторых, в России распространены такие случаи, когда чиновники или другие должностные лица совершают противоправные деяния, но наказанию почему-то не подвергаются в отличие от остальных: задержанных государственных служащих отпускают через некоторое время после того, как в прессе уляжется вся шумиха, и народ слегка подзабудет об этом. Чиновники гуляют на свободе, уезжают жить заграницу, растрачивают деньги, взятые из бюджета, и при этом ещё умудряются возмущаться отношением к ним, требовать полной неприкосновенности.

В то же время, мы наблюдаем, что обычных людей, не облаченных властью, часто преследуют по самым незначительным поводам, например, нередки реальные сроки за посты и перепосты в сетях с туманными формулировками, например, за так называемое «оскорбление чувств верующих». Хотя в Конституции есть закон и о свободе слова, и о свободе вероисповедания. К тому же, вновь принятые законы не должны входить в противоречие с ранее существующими. И таких примеров можно привести еще очень много.

В заключение я хочу сказать, что полный порядок в государстве возможен лишь тогда, когда все граждане в равной степени подчиняются установленным законам, когда созданы условия для исполнения всех требований и обязательств. Когда нет людей вне закона и над законом, то есть, перед законодательством должны быть все равны. Только в этом случае возможно доверие к власти, и только при выполнении данного условия государство может считаться по-настоящему демократическим и правовым. Монтескье был прав, «законы должны для всех иметь одинаковый смысл».

1) Я только что прочитала высказывания различных авторов, предложенные в качестве темы эссе, и выбрала тему по правоведению (почему?), которая мне наиболее близка и понятна.

2) Автор затрагивает (поднимает) проблемы: равенства граждан перед законом, действие принципа верховенства закона (который является характерным признаком правового государства), факторов обеспечения равноправия граждан, законности и правопорядка в стране.

3) Данная проблема весьма актуальна сегодня для всего мирового сообщества и, конечно же, для нашей страны. (Почему?) Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.

4) Ж. Даламбер считает, что истинное равенство людей в обществе можно обеспечить лишь только в том случае, если они будут подчиняться единым законам одинаковым для всех без исключения (пересказ точки зрения автора своими словами).

5) Я поддерживаю точку зрения автора, так как принцип равноправия означает официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом. Этот принцип предполагает равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А еще невозможность существования особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп (представление своей точки зрения, аргументация).

6) В силу этих положений, большинство ученых-правоведов считают принцип РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ – одним из важнейших принципов демократического правового государства и основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества (аргументация со ссылками на др. авторитеты).

7) Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. К сожалению, история нашей страны да и других стран изобилует примерами использования закона должностными лицами в своих целях. Хотелось бы, чтобы в нашей стране в скором будущем все это воплотилось в практической реальной жизни (использование понятий обществоведческого курса + примеры и ссылки на собственный социальный опыт и практику жизни).

8) В заключение хотелось бы отметить, что только в условиях неукоснительного действия в стране принципа верховенства закона мы можем говорить о цивилизованном обществе. Только тогда, когда все органы государственной власти, должностные лица и граждане подчиняются праву, когда каждый должен подчинять свое поведение законам, не допуская их нарушения и не злоупотре 🙂 я своими правами и властными полномочиями, когда нет никакой разницы в правах между теми, кто правит, и теми, кем правят, возможно говорить о реализации истинного равенства граждан (вывод).

Эссе «Законы изобретены для блага граждан» Цицерон (ЕГЭ обществознание)

«Законы изобретены для блага граждан» Цицерон

Высказывание великого оратора и философа заставляют задуматься нас над вопросом – для чего были созданы законы и какую функцию они выполняют? Автор убеждён в том, что законы нужны обществу только во благо, и выступают в качестве регулятора общественных отношений, что необходимо обществу в любом виде. Мораль совершенна в качестве регулятора общественных отношений, поэтому есть законы, которые вместе с моралью образуют, комплекс правил поведения в обществе.

Чтобы полностью раскрыть смысл данного высказывания, нам стоит обратиться к понятиям закон и гражданин. Закон – это нормативно-правовой акт издаваемый государством, который устанавливает правила поведения в обществе. Гражданин- это лицо, имеющие правовые и политические связи с государством.

Для того, чтобы раскрыть свою позицию, нужно проиллюстрировать данную ситуацию примерами. Когда с движением времени общество стало развиваться, то в нём выразилась резкая потребность в законах, то есть определённых правил поведения.

У самых древних государств, возникших в устье или около берегов больших рек, тоже были некие своды законов и правил. А нужны они были для того, чтобы урегулировать отношения в обществе, так как мораль выступала в роли необязательного права. А закон устанавливал правила общеобязательные, именно поэтому сила их исполнения была законной, нежели норм морали.

Вторым примером я хочу привести пример общественной ситуации. Закон нам даёт право наказывать преступников по уголовному праву, тем самым ограждая от себя опасность их противоправных деяний. В этом, как и в остальных случаях, закон выступает только в свете блага для общества.

Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что законы в основной своей массе несут лишь благую силу обществу, так как позволяют нам пресекать противоправные действия людей, которые не хотят соблюдать общественные нормы (преступники, правовые нигилисты и так далее). Поэтому с высказыванием Цицерона невозможно не согласиться.

Эссе на тему «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций) (ЕГЭ обществознание)

Нормы морали появились намного раньше права. Моральные нормы обусловлены историческим развитием человечества, представлениями общества о добре и зле; социальная норма, регламентирующая правила поведения человека в обществе.

Нравы – правила поведения морального содержания. Правовая норма – формальная норма, закрепленная в законе и исполнение которой гарантируется силой государственного принуждения. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но у них есть как и общие черты, так и различия. Мораль – неформальная норма, то есть исполнение ее гарантируется общественным неодобрением. Но эти нормы преследуют общую цель – контроль над поведением общества, урегулирование общественных отношений.

В основе правовых норм лежит мораль. Большая часть правовых норм в России основана принципах морали. Законодательство РФ учитывает вероисповедание россиян, (большинство православие) международные документы(Конвенция о правах человека) для создания свода действующих законов.

Так, в священной книге христиан – Библии сказано: «Не убей, не укради». В УКРФ убийство человека карается сроком на 6 лет в тюрьме. Человек может не совершать преступлений по двум причинам. Во-первых, это правила и внутренние принципы индивида(мораль), которая не позволяет совершать противоправное деяние. Во-вторых, те люди, которые не считаются с нормами морали, считаются с законом, не совершают преступления в силу страха перед законом, наказанием за деяние. Таким образом, право и мораль – важные составляющие общества, сохраняющие мирное общественное устройство.

Нравы и право – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.

Мы не всегда замечаем, что пользуемся нормами права, потому что это вошло в привычку и является привычным делом.

Таким образом, нравы – основа для благоприятного развития общества, функционирования законов страны и их соблюдения. Общество, где сильны нравы, не совершает преступлений. В современном мире важно сохранять нормы морали, развивать их, для гуманизации общества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Рабор хорошего эссе по обществознанию

Напомним план , по которому пишется хорошее эссе:

1. Объяснение высказывания в виде мини-сочинения (не менее пяти предложений).

2. Выражение своего мнения или идей по поводу точки зрения автора.

3. Первый аргумент + пример в защиту/объяснение своей позиции.

4. Второй аргумент + пример в защиту/объяснения своей позиции (Начать абзац рекомендуем со слова «во-вторых»).

5. Вывод (если ничего в голову не приходит, вывод можно и не писать).

Идея по поводу высказывания (Ваша личная) может быть только одна (и вы её защищяете двумя аргументами с примерами), а может быть две идеи и каждую вы иллюстрируете примером.

Теперь читаем пример эссе , написанный по предложенному плану эссе!

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он хотел подчеркнуть существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм, либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.

На мой взгляд, с утверждением Гельвеция можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества.

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов. И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права). То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников).

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. Достаточно представить появление в исламской стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что некоторые мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться.

В-третьих, нравы – это то, что способно менять уже существующие законы. Человечество с каждым прожитым веком становится гуманнее, оно мудреет, и поэтому в определенные моменты прежние законы становятся символами несправедливости и под давлением изменившихся представлений о нравственности, они исчезают. Вспомним Россию 1861 года. Несколько столетий в нашей стране существовало крепостное право. Долгое время крестьян считали все равно, что вещью, их продавали, покупали, жестоко с ними обращались. Но в XIX в. нравы стали меняться. Появилось представление о том, что владеть рабами не только экономически несовременно (а часто и невыгодно), но и стыдно. И вот царь принял знаменитый Манифест об отмене крепостного права, приведя, таким образом, закон в соответствие с новыми представлениями о справедливом общественном устройстве.

Проанализируем это эссе с точки зрения требований к нему и механизма написания (разбор эссе по частям)

В задании сказано:

«При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы, при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)»

Итак, рассмотрим, где в нашем эссе:

А также запомним, какими словами можно начинать фразы и излагать свои мысли.

К. Гельвецию принадлежит фраза: «Законы обязаны своей силой нравам». Этими словами он (ЕСЛИ ИЗВЕСТНО, МОЖНО УТОЧНИТЬ: ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, УЧЕНЫЙ И Т.П.) хотел подчеркнуть / Гельвеций хотел сказать / имел в виду / указал на / существование тесной взаимосвязи между законами и нравами. Закон не будет соблюдаться, если он противоречит господствующим в обществе нравам – вот суть мысли Гельвеция. Никогда не получит одобрения закон, разрешающий воровать или, например, продавать людей в рабство, потому что мораль современного общества осуждает подобные действия. Закон обязан быть справедливым или таковым казаться подавляющему числу жителей страны, где его принимают. Иначе люди перестанут уважать законы, и в стране либо распространится правовой нигилизм (ПОНЯТИЕ), либо вернется практика самосуда, что приведет не к стабильности и спокойствию жизни, но, напротив, к напряженности и ожесточению.

На мой взгляд / мне кажется / я думаю , с его утверждением можно согласиться, и законы нельзя рассматривать в отрыве от нравов общества (ПОЯСНЕНИЕ СВОЕГО СОГЛАСИЯ — ЭТО ПОВТОРЕНИЕ УЖЕ ОБЪЯСНЕННОЙ ФРАЗЫ, НО НЕМНОГО ДРУГИМИ СЛОВАМИ).

Во-первых, закон есть лишь официальное закрепление уже существующих в обществе взаимоотношений или нравов (ПОНЯТИЕ, ЗНАНИЕ). И, как известно, обычаи (а нравы – это обычаи, имеющие нравственное значение) (ПОНЯТИЕ, ЗНАНИЕ) – это один из источников права (кровная месть – первоначально обычай, а с появлением первых законодательств – норма права) (ФАКТ, ЗНАНИЕ). То есть вспомним саму историю появления законов, к примеру, в Древней Руси. Сначала там появился обычай кровной мести людям, что убили чьих-то родственников. Этот обычай никак не противоречил господствующей тогда морали (а мораль – это принятые в обществе представления людей о добре и справедливости, правильном и неправильном) (ПОНЯТИЕ), и поэтому в первом письменном своде законов Руси – Русской Правде – мы видим статью, закреплявшую кровную месть и ее «правила исполнения» (распространялась только на близких родственников). (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)

Во-вторых, если закон, даже необходимый, пойдет в разрез с нравами людей, он просто не будет действовать. Достаточно представить появление в исламской (ПОНЯТИЕ) стране законов о защите животных, существующих ныне во многих европейских странах. Этот закон не сможет соблюдаться, потому что мусульманские праздники требуют принесение в жертву животных. (ФАКТ, ЗНАНИЕ, ПРИМЕР) Или, например, в современной России защищается детство и господствует представление о необходимости оберегать детей и помогать им. И представим, что выйдет закон о разрешении принимать на низко квалифицированную работу детей с 12 лет. Закон выйдет, но станут ли работодатели в действительности им пользоваться и нанимать детей уборщиками в свои офисы или разносчиками пиццы? Скорее всего, нет. Хотя бы для того, чтобы не подвергнуться осуждению окружающих. Такой закон будет существовать на бумаге, но никто не будет им пользоваться. (ПРИМЕР ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ)

В-третьих, нравы – это то, что способно менять уже существующие законы. Человечество с каждым прожитым веком становится гуманнее (ПОНЯТИЕ), оно мудреет, и поэтому в определенные моменты прежние законы становятся символами несправедливости и под давлением изменившегося представления о нравственности (ПОНЯТИЕ), они исчезают. Вспомним Россию 1861 года. Несколько столетий в нашей стране существовало крепостное право. Долгое время крестьян считали все равно, что вещью, их продавали, покупали, жестоко с ними обращались. Но в XIX в. нравы стали меняться. Появилось представление о том, что владеть рабами не только экономически несовременно (а часто и невыгодно), но и стыдно. И вот царь принял знаменитый Манифест об отмене крепостного права, приведя, таким образом, закон в соответствие с новыми представлениями о справедливом общественном устройстве. (ПРИМЕР ИЗ ИСТОРИИ)

Каким должно быть пятибалльное эссе по обществознанию?

Для начала всегда нужно обратиться к критериям оценивания задания, которое мы разбираем. Скачайте его и продолжайте читать:

Cкачать демоверсию ЕГЭ по обществознанию 201 7

Выделение проблемы

Итак, давайте заглянем на самые последние страницы того документа, что Вы загрузили и взглянем на пункты К1-К3, попытаясь выделить из этого формулу хорошего эссе, которое будет оценено экспертами

Во-первых, нужно непосредственно понять высказывание: выделить проблему, раскрыть ее смысл и выделить аспекты проблемы. Здесь Вам поможет ряд клише, ведь экзамен традиционно построен на шаблонах и это помогает при подготовке

Какие бывают проблемы на экзамене. По своему опыту я могу выделить 6 основных «флангов» на которые надо примерять свой афоризм:

  • Проблема сущности…
  • Проблема противоречивости…
  • Проблема роли…
  • Проблема отношений…
  • Проблема взаимосвязи…
  • Проблема единства…

Что значит раскрыть смысл? Вообще, своим ученикам я говорю, что эссе надо переводить «с русского на русский», фактически с языка литературного в научный, исходя из того блока, на который вы пишете свою работу. Завершить все можно «основанием для повышения балла»: посмотреть на проблему с различных сторон. Это и будет структурой первой части сочинения

Теоретическая аргументация

Теперь переходим ко второму критерию, он включает в себя аргументацию на основе теории. Что это значит и какие части должно включать Ваше эссе?
Естественно, это термины. Отсюда, если Вы абитуриент, готовящийся самостоятельно, ВСЕГДА изучайте ту или иную тему в контексте каких-либо понятий из той сферы, что Вы проходите

Также Вы должны четко, ясно и последовательно формулировать свои утверждения и выводы из того, что Вы заявили в тезисе Вашего эссе – это очень важный элемент, обратите на него внимание. Кроме того, необходимо приводить в пример различные принципы и походы, доказывать свою позицию и раскрыть причины и следствия тех событий, о которых идет речь в формулировке задания

Фактическая аргументация

В качестве фактажа Вы должны доказать теоретический материал, о котором говорилось выше, с помощью сообщений СМИ, материалами учебных предметов (как правило гуманитарных), фактами из социального опыта и собственных рассуждений. Самое интересное, что Вам необходимо привести 2 АРГУМЕНТА фактического характера, причем оба они не могут быть из сообщений СМИ, либо же истории, политической жизни… Это важно понимать, иначе эксперт снизит Вам балл

Ну и в конце делаете качественный вывод на основе тезиса, просто записывая его же другими словами, с «оттенком» законченности. Это все, что необходимо знать из теории по тому, как писать 29 задание по обществознанию

Выступление Т.Лисковой - Особенности решения второй части на ЕГЭ-2017

Видео с ее выступлением прикреплено ниже.

Готовые эссе

Теперь разберемся со структурой. Ниже я прикрепляю 4 самых первых работ своих учеников по политике. Предлагаю Вам просмотреть их, выделить составные элементы, найти ошибки, если они есть, и отписаться о них в комментариях

Первое эссе

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон)

В своем высказывании американский историк и политик Дж. Актон ставит вопрос о влиянии власти на поведение человека, обладающего ей. Это высказывание можно трактовать так: чем больше человека наделяют властью, тем чаще он начинает выходить за границы дозволенного и действовать лишь в своих интересах. Данная проблема не теряла своей актуальности на протяжение многих столетий и истории известны многие случаи, когда безграничная власть правителя приводила страну в разорение.

Так что же такое власть и для чего она существует? Власть - это возможность и способность влиять на поведение людей независимо от их на это желания. В любом государстве власть, прежде всего, направлена на поддержание порядка и контроля за соблюдением законов, но часто чем безграничней становится власть, тем сильнее она развращает человека и перестает быть гарантом справедливости, именно поэтому я полностью поддерживаю мнение Дж.Актона.

Примеры для раскрытия К3

Правитель, наделенный большой властью перестает заботиться о благосостоянии всего народа и еще больше пытается усилить свое положение. Возьмем, к примеру, первого русского царя Ивана IV Грозного: стремясь к неограниченному самодержавию, он ввел в стане опричнину, которая заключалась в массовом терроре, насилии, устранении не только недовольного боярства, но и любой оппозиции. Так, по подозрению в измене были казнены многие невинные люди, что, в конечном счете, привело страну к кризису, разорению городов и к гибели огромного числа людей.

С последствиями безграничной власти в период правления И.В.Сталина столкнулась и моя семья. В во время раскулачивания семья моей бабушки была репрессирована, ее отец отправлен в ГУЛАГ, а шестеро детей были вынуждены жить в бараке с такими же репрессированными семьями. Политика Сталина была направлено на уравнивание слоев населения, однако число раскулаченных в годы его правления значительно превысила число реальных кулаков, что является явным нарушение прав и свобод человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что безграничная власть развращает людей и приносит не столько пользы, сколько разорения и падения уровня жизни населения. В современном обществе абсолютная власть уже не главенствует в большинстве стран, что делает их жителей более свободными и независимыми.

Второе эссе

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют» (Саади)

Смысл высказывания Саади я вижу в том, что законность является основой построения демократического государства, в то время как тирания противостоит общественному благу и направлена лишь на достижение собственных интересов. В данном высказывании выражены два аспекта: участие граждан в жизни государства при разных политических режимах и отношение правительства к общепринятым законам.

Тирания часто присуща государствам с неограниченной властью одного правителя; в большинстве своем, это страны с тоталитарным режимом. Основным его отличием от демократии - политического режима, которому характерно равенство всех людей перед законом и принадлежность власти народу, является сосредоточение всей власти в руках одного правителя(партии) и контроль над всеми сферами жизни общества. При неограниченной власти, правитель может трактовать законы в собственную пользу, или вообще их переписать, и народ при этом не имеет права выражать собственное мнение, что абсолютно не отвечает принципу законности. Нельзя не согласиться с мнением Саади, и история знает множество подтверждений этому.

Примером тирании может послужить Италия в период правления Б. Муссолини. Подавив в стране права и свободы, Муссолини установил тоталитарный режим, применял политические репрессии. Возглавляя семь министерств и будучи одновременно премьер-министром, он ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство.

О беззаконности тоталитарного режима говорит А.Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». В произведении показана жизнь бывшего солдата, который, как и многие другие после фронта попал в тюрьму. Солженицын описал положения людей во время правления И.В.Сталина, когда солдаты, сумевшие сбежать из немецкого плена, объявлялись врагами народа и, вместо того, чтобы попасть к своим родным, вынуждены были десятками лет работать в колонии.

Рассмотрев данные примеры, можно прийти к выводу, что при правлении тирана права человека не имеют никакого веса, и народ не имеет права открыто высказывать свое мнение, так как постоянно находится в страхе за свою жизнь.

Третье эссе

В своем высказывании П. Сир выразил свое отношение к проблеме характерных черт и особенностей власти. Автор утверждает, что любые решения, которые когда-либо придется принять обладающему властью человеку, должны быть тщательно продуманными и проанализированными со всех сторон. Данные слова можно рассмотреть с двух точек зрения: положительного и отрицательного влияния власти на общество.

Раскрытие теоретической части

Высказывание П. Сира не теряет своей актуальности и по сей день, ведь все время необдуманные действия приводили к плохим последствиям как для самих руководителей, так и для тех, кто им подчиняется. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора в отношении данной проблемы. Для того, чтобы подтвердить актуальность оной, сперва стоит рассмотреть ее с точки зрения теории.

Начать стоит с самого простого: что же такое власть? Как нам известно, власть – это возможность влиять на поступки и решения людей вопреки их желанию. Обыкновенно подобное происходит как за счет убеждения и пропаганды, так и с помощью применения насилия. Власть является неотъемлемым атрибутом любой организации и человеческой группы, ведь без нее порядок и организация попросту не могут сформироваться. В качестве основных источников власти можно выделить как личное отношение каждого подчиненного к лидеру, так и уровень его авторитета, материального состояния, уровня образования и силы.

Чтобы подтвердить актуальность высказывания П. Сира, можно привести пример из истории. В качестве непродуманных действий может выступить проведенная царем Алексеем Михайловичем денежная реформа, заменившая серебряные деньги медными. Из-за нехватки в казне монет из последнего материала, именно серебряниками собирались налоги, что в скором времени привело к практически полному обесцениванию медяков. Реформа, не предполагавшая такого варианта развития событий, не позволила исправить положение, что привело к Медному бунту 1662 года. Итогом восстания стало изъятие медных монет из оборота. Данный пример наглядно иллюстрирует нам отсутствие продуманности и логичности в действиях политика, которому пришлось отменять проведенное им преобразование для того, чтобы успокоить разгневанный народ.

В качестве второго примера, на этот раз – удачных и спланированных преобразований, можно привести события из новейшей истории. Речь идет о политике Российской Федерации, проводимой с начала существования оной. Продуманные, планомерные реформы смогли укрепить распавшуюся страну. Также эффектом данных преобразований стало укрепление государства и его позиций на международной экономической и политической арене. Данный пример демонстрирует нам, что политика, предполагающая не внезапные и необдуманные преобразования, а структурированные и последовательные реформы способна привести к улучшению ситуации в государстве.

Подводя итог можно сказать, что проблема особенностей власти и ее характерных черт никогда не перестанет быть одним из самых важных вопросов, от решения которого зависят и будут продолжать зависеть судьбы государств. Особенно сейчас, в постиндустриальный век, для которого характерна глобализация, неправильно осуществленные реформы могут оказать влияние не на отдельные страны, а на все державы вместе.

Четвертое эссе

«Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность.» (М. Дебре)

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения. Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Для того, чтобы привести первый пример, обратимся к древнейшей истории. Государства у всех народов начали формироваться по схожим причинам, но в данном случае рассмотрим этот процесс и его последствия на примере восточнославянских племен. Одной из основных предпосылок формирования Древнерусского государства являлась необходимость в защите от внешнего противника – Хазарского каганата. Разрозненные и враждующие друг с другом племена не могли по одиночке справиться с неприятелем, однако после образования государства победа над кочевниками стала лишь вопросом времени. Это наглядно иллюстрирует нам действие одной из важнейших функций государства – оборонительной.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами

Надеюсь статья помогла Вам разобраться с достаточно проблемным вопросом экзамена. Помогите распространить информацию из этой статьи: кликайте на кнопки социальных сетей и подписывайтесь на обновления блога, чтобы своевременно получать новые статьи на свою электронную почту. Всем пока

Хотите разобраться со всеми темами курса обществознание? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

  • Проверить штрафы ГИБДД в Воронеже Ни один человек по собственной воле не захочет расставаться с деньгами, особенно когда дело касается штрафов. Но так уж случилось, что за нарушения правил дорожного движения надо платить. Если Вы читаете эту статью, то либо хотите проверить свои штрафы ГИБДД в Воронеже, […]
  • Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
  • Исковое заявление о взыскании заработной платы При задержках выплаты заработка в суд подается исковое заявление о взыскании заработной платы. Получение заработной платы для работника является главным стимулом осуществления трудовой деятельности, поэтому нарушение работодателем установленных сроков и порядка […]
  • Об организации осуществления контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительств Положение устанавливает порядок продления срока […]
  • Материнский капитал в Московской области До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК): федеральная, продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и региональная, действующая до 2017 года и […]
  • Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
  • Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]
  • Судебный участок №81 195248, Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 26 вторник четверг: с 10-00 до 13-00 с 14-00 до 17-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная подсудность Реквизиты для оплаты пошлины Слушания дела Информация об участке Недоспасова Елена Сергеевна Егорова Анастасия […]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое качество зако на

Введение

Законы играют особую роль в жизни общества. Они обеспечивают его стабильное развитие, поддерживают справедливость в нем. Общество заинтересовано в том, чтобы законы реализовывались наиболее полно.

Критерием эффективности реализации законов выступает их качество. Именно о качестве законов, а также об одном из его видов - правовом качестве законов, пойдет речь в этой главе.

1. Понятие качества закона

Разработка и последующая доработка проекта закона на всех стадиях его подготовки и обсуждения должна обеспечить высокое качество законодательного акта, т.е. соответствие его всем содержательным критериям и формально-юридическим требованиям. Понятие «качество закона» характеризует совокупность свойств и связей, которые должен иметь любой качественно совершенный закон и, соответственно, которые необходимо придать ему еще на стадии проектирования законотворчества, поэтому данное понятие занимает центральное место среди проблем законодательной техники. Качество закона не только определитель задач, решаемых в процессе законотворчества, но и в то же время критерий эффективности подготовленных законопроектов.

К сожалению, в российском правоведении пока нет единого понимания понятия «качество закона», поскольку оно было введено в научный оборот сравнительно недавно и в значительной мере является дискуссионным. В настоящее время имеется лишь ряд попыток раскрыть содержание этого понятия.

Основной подход к пониманию качества закона основывается на соотношении качества закона и его способности соответствовать экономическим и социальным реалиям, общественным потребностям и способности обеспечивать регулирование общественных отношений соответственно поставленным при издании закона целям. При этом выделяются три аспекта качества закона: социальный, политический и юридический.

Социальная характеристика качества закона включает в себя, во-первых, степень адекватности отражения в законе происходящих в обществе процессов, во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, в-третьих, прогнозирование возможных путей развития сфер общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей правового регулирования, их видоизменении в желательном для законодателя направлении. Политическая характеристика качества закона представляет собой степень соответствия выбранных законодателем вариантов регламентации общественных отношений требованиям законодательной политики и задачам общественного развития на ту или иную перспективу.

В качестве показателя качества закона необходимо выделить также степень эффективности реализации правовых норм, содержащихся в законе.

В самом общем виде понятие «качество закона» можно определить как совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений.

2 . Правовое качество закона

В системе свойств, которыми должен обладать любой качественно совершенный закон, особое место занимают его юридические свойства. В связи с этим некоторые правоведы, наряду с более общим подходом к качественно-правовой проблематике закона, выделяют самостоятельную категорию юридической науки «правовое качество закона», которая призвана сфокусировать исследовательское внимание в основном на правовых характеристиках качества закона, не умаляя, при этом, неправовые характеристики качества закона. Те и другие в равной степени важны для обеспечения качественного законотворчества.

Правовое качество закона - это вид качества закона.

В наиболее общем плане правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность правовых свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями. Правовое свойство закона обобщает в себе несколько правовых характеристик. Базисным для правовых характеристик будет соответствующее правовое свойство.

Целесообразно выделение трех основных групп (видов) качественно-правовых свойств закона:

1) свойства правовой легальности содержания закона;

2) свойства правовой легальности издания закона;

3) технико-юридические свойства закона.

Свойства правовой легальности содержания закона - это правовые свойства качества соответствия. Они отражают соответствие принятого закона нормам о нормотворческой компетенции данного законодателя, соответствие предписаний изданного закона предписаниям Конституции Российской Федерации, а также предписаниям законов более высокой юридической силы.

Свойства правовой легальности издания закона - это правовые свойства качества процедуры издания закона. Не только содержание и форма закона должны быть легальными, но и сам процесс принятия закона должен отвечать всем требованиям норм о законодательном процессе и отдельных законодательных процедурах. Свойства процедурной легальности закона отражают соответствие действий законодателя установленным правилам законодательного процесса. Процедурная легальность закона является одним из важнейших критериев оценки его правовой законности вообще.

Технико-юридические свойства закона - это правовые свойства качества техники его изложения. Они отражают соответствие закона стандартам и другим правилам законодательной техники. Без соблюдения законодателем выработанных наукой и апробированных нормотворческой практикой правил и приемов законодательной техники (требования к внешнему оформлению самого юридического документа, требования, которые относятся к содержанию и структуре документа, требования к языку нормативно-правового акта и т.д.) невозможно достижение высокого уровня качества законотворчества. Именно законодательная техника, наряду с познанием и использованием объективных социальных закономерностей, национальных традиций и других значимых социальных факторов, позволяет выразить мудрость, логичность, строгость, четкость и ясность сформулированных в законах правовых предписаний. Законотворчество только в том случае добивается успеха, если основывается на научном знании, правовой культуре и законодательной технике.

С учетом изложенного, правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность свойств правовой легальности, в смысловом своем содержании тесно связанных с социальным и политическим аспектами качества закона, а также технико-юридических свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями.

Список использованной литературы

закон правовой общество

1. Конституция Российской федерации.

2. Конституция Чувашской Республики от 30 ноября 2000 года // Российская газ. - 2000. - 07.12. - С. 3

3. О потребительской корзине ЧР: Закон Чувашской Республики от 9 июня 2004. №23 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - Ст. 3670

4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997. №134-ФЗ // Российская газ. - 1997. - 01.11. - С. 2

5. О потребительской корзине в целом по российской федерации: Федеральный закон то 31 марта 2006 №44-ФЗ // Российская газ. - 2006. - 07.04. - С. 4

6. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших

учебных заведений / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.

7. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества жизни / А.Л. Васильев // Стандарты и качество. - 2007. - №4. - С. 80-84.

8. Платошкин, А. Повышать доходы, но не цены / А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. - 2008. - №4. - С. 17-18.

9. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 г. / Федеральная служба государственной статистики // Регионология. - 2008. - №2. - С. 76-109.

10. Милосердов, В. Нужен закон о продовольственной безопасности / Владимир; В. Милосердов // Российская Федерация сегодня. - 2007. - №24. - С. 33-34.

11 Денисов, В. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России / В. Денисов. // Общество и экономика. - 2007. - №8. - С. 72-82.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "право" и "закон", их основные характеристики, а также взаимодействие этих понятий и формулирование определения правового закона. Определение права, его признаки и принципы. Признаки закона и понятие правового закона, его основные компоненты.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Сущность и назначение права и закона, их характеристики. Проблемы соотношения права и закона. Определение права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Понятие и концепция правового закона, его основные компоненты. Соотношение права и закона.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2016

    Принципы и признаки правового государства, особенности и суть верховенства закона. Понятие и функции социального государства, деятельность парламента. Теория и практика формирования правового и социального государства в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Понятие, значение и сущность уголовного закона. Понятие уголовного закона. Значение и сущность уголовного закона Российской Федерации. Принципы и задачи уголовного закона. Принципы уголовного закона в пространстве. Задачи уголовного закона.

    реферат , добавлен 29.09.2007

    Концепция правового государства. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Особенности техники уголовного закона. Понятие и состав законодательной техники. Проблемы терминологии уголовного закона. Проблемы уголовного законотворчества.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Сущность и понятие уголовного закона. Конституция как юридическое основание уголовного законодательства. Нормы о действии уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона. Анализ вопросов действия уголовного закона во времени и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Становление и развитие идеи правового государства в истории политической мысли. Особенности формирования представлений о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Система разделения властей в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Изучение становления и развития идеи правового государства в контексте определения его важнейших признаков. Определение сущности верховенства закона в правовой системе России. Анализ проблем и перспектив развития института правового государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Закон как источник конституционного права Российской Федерации. Классификация законов и их соотношение. Характеристика федерального конституционного закона и его отличия от федерального закона. Общая характеристика иных законов в современной России.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Высшая юридическая сила уголовного закона, порядок его принятия, отмены или изменения. Основание и принципы уголовной ответственности, виды наказаний за совершение преступных действий. Принципы и структура уголовного закона, уголовно-правовые нормы.