Виды правовых форм осуществления функций государства схема. Организационные и правовые формы осуществления функций государства. Их понятие и характеристика. (Байтин)

Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – это деятельность, направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность – этоповседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контро­лируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п. От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны.

Правоохранительная деятельность – это исполнительная правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.

Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Тема 2.2. Механизм государства

1. Понятие и структура механизма государства.

Государственный механизм - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Элементы механизма государства

1. государственный аппарат (основной элемент; системы государственных органов)

2. государственные предприятия (коммерческие)

3. государственные учреждения (социально-культурные; образования)

4. партия парламентского большинства

Вне механизма государства (входит в политическую систему, но в управлении делами государства не участвуют):

Коммерческие организации

Иные политические партии

Общественные организации

Иностранные государства

Международные организации

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы – создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую и правоприменительную деятельность.

В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики:

- Публично-правовой характер . Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер).

- Нормативный порядок формирования и функционирования . Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами.

- Объективность . Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих (отставка Правительства означает смену его состава, а не ликвидацию государственного органа).

- Обладание специальными правомочиями . Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

Структурированность

Профессиональная подготовленность сотрудников

Бюджетное финансирование

Государственный орган - создаваемый в установленном порядке, обладающий внутренней организационной структурой, состоящий из профессионально подготовленных сотрудников, осуществляющий свои полномочия посредством принятия нормативных или вынесения индивидуальных правовых предписаний структурный элемент механизма государства.

При помощи государственных органов осуществляется реализация функций государства в различных сферах. В связи с этим выделяются следующие критерии классификации государственных органов:

1) По способу образования:

Выборные (представительные),

Назначаемые (производные).

Формирование представительных органов осуществляется путем выборов, в которых могут принять участие все граждане государства, обладающие активным (правом выбирать) избирательным правом. В России активным избирательным правом обладают граждане, достигшие 18-летнего возраста. Выборы в представительные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе (как минимум два кандидата на одну должность).

Назначаемые (производные) органы государства формируются в административном порядке (путем принятия волевого решения о создании органа и назначения на должность сотрудника). В ряде случаев назначение на должность предполагает процедуру одобрения выдвинутой в административном порядке кандидатуры представительным органом. В частности, представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства должна одобрить Государственная Дума.

Назначение предполагает, что на должность претендует единственный кандидат. Если его кандидатура не получает одобрения, то процедура либо повторяется с участием этого же кандидата, либо рассматривается другая кандидатура.

2) По времени действия:

Постоянные (не ограниченные сроком действия),

Временные (ограниченные сроком действия).

Постоянные государственные органы не ограничены в своих профессиональных функциях какими-либо сроками или обстоятельствами, действуют до ликвидации (реорганизации).

Временные органы создаются для реализации конкретной функции и, после того, как эта функция выполнена, прекращают свое существование. Например, Конституция РФ устанавливает, что в случае возникновения необходимости в разработке и принятии новой Конституции, создается специальный орган – Конституционное Собрание, который полномочен решать вопрос о необходимости принятия новой Конституции и, в случае, если такое решение принято, разработать и принять Конституцию, после чего прекращает свое существование.

3) По функциональному назначению :

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Надзорно-контрольные и т.д.

Законодательные органы государственной власти осуществляют деятельность, связанную с разработкой и принятием нормативных актов (законов), обладающих высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми регуляторами (нормативными актами подзаконного характера, нормативными договорами, обычаями). К законодательным органам в Российской Федерации относятся Федеральное Собрание России, а также законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность, направленную на претворение в жизнь положений и принципов, получивших юридическое закрепление в действующем законодательстве. К исполнительным органам в Российской Федерации относятся федеральное Правительство, федеральные министерства, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти местного уровня.

Судебные органы государственной власти осуществляют правосудие по делам, связанным с разрешением спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации правовых предписаний, а также определяют степень виновности лиц и устанавливают вид и объем наказания при совершении правонарушений. К судебным органам государственной власти в Российской Федерации относятся: на федеральном уровнеКонституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд; на региональном уровне – Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; арбитражные суды субъектов Российской Федерации; на местном уровне – городские (районные) суды общей юрисдикции.

Надзорно-контрольные органы государственной власти осуществляют надзорно-контрольную деятельность за соблюдением требований законности во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и, прежде всего, в правоприменительной сфере, связанной с государственным принуждением. К надзорно-контрольным органам в Российской Федерации относятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, местные (городские, районные прокуратуры), а также специализированные (отраслевые) органы прокурорского надзора (военная прокуратура, транспортная прокуратура и т.д.). Счетная палата?

Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица - представители государственной власти государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступать от имени государства, принимать волевые решения, обеспечивать реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государственного принуждения.

4. В зависимости от функции государства:

Экономические

Социальные

Правоохранительные

5. в зависимости от порядка принятия решения:

Коллегиальные

Единоначальные

6. В зависимости от состава:

Коллективные - министерства

Единоличные - Президент

5. по сфере действия:

Общегосударственные

Региональные

2.Государственный аппарат: понятие, принципы организации и деятельности.

Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц - представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций.

Свойства государственного аппарата как системы управления:

1. эффективность (затраты – риски – результат);

2. физическая неоднородность и большое число элементов;

3. связи (координации и субординации);

4. эмергентность системы государственного управления (несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системе в целом);

5. иерархия;

6. многофункциональность;

7. гибкость;

8. адаптация;

9. живучесть (способность изменять цели и параметры функционирования при отказе или повреждении элементов);

10. надежность (постоянное качество);

11. безопасность;

12. стойкость (способность выполнять функции при выходе параметров внешних условий за допуски);

13. уязвимость (коррупция, риск, непрофессионализм);

14. устойчивость (способность возвращаться в исходное состояние).

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего государства, гарантируется и санкционируется всем государством. Иными словами, власть государства суверенна в том смысле, что обладает приоритетом (верховенством) по отношению ко всем другим видам власти и в этом смысле является неделимой.

Разделение власти рассматривается в двух смыслах: как разделение управленческого труда и как разделение объема властной компетенции.

В первом случае имеет место разделение функциональных обязанностей, связанных с управленческой деятельностью. Как правило, называют три направления управленческой деятельности:

Законодательная,

Исполнительная,

Судебная.

В подобном смысле разделение власти характерно для любого государства (в том числе для тоталитарного).

Разделение объема властной компетенции предполагает распределение объема властных полномочий между одноуровневыми органами (ветвями власти), которые могут не только реализовать управленческие функции в рамках своей компетенции, но и контролировать деятельность друг друга, препятствуя тем самым узурпации власти, перерастанию власти государства в деспотию.

Таким средством контроля и ограничения является для ветвей власти «механизм сдержек и противовесов», впервые получивший свое теоретическое обоснование в работе французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов». Юридическое оформление этот механизм получил в Конституции США 1787 года.

В России, свое официальное признание в качестве гаранта стабильности конституционного строя, предпосылки и условия формирования правового государства механизм разделения властей получил в Конституции 1993 г. Ст. 10 Конституции содержит положение о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Взаимодействие законодательной (в лице Федерального Собрания) и исполнительной (в лице Президента и Правительства) ветвей власти предполагает, что законотворчеством, как видом властной деятельности, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, однако, для того, чтобы принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон вступил в юридическую силу, он должен быть подписан Президентом. В том случае, если последний не делает этого (налагает вето), закон юридическую силу приобрести не может – вступает в действие сдерживающий фактор. Вместе с тем, если при повторном голосовании за отклоненный закон проголосует квалифицированное большинство парламентариев (2/3 от представителей обеих палат), вето считается преодоленным и Президент обязан подписать закон – фактор противовеса.

Следует подчеркнуть, что разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали (в ст. 11 Конституции закрепляется принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов).

Принцип единства и разделения государственной власти обуславливает необходимость оптимального сочетания тенденций централизации и децентрализации, возникающих в процессе формирования и функционирования государственного аппарата. Суть первой сводится к сосредоточению властных полномочий у высокоорганизованной команды профессиональных управленцев, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия, применения мер государственного принуждения. Децентрализация государственной власти, в свою очередь, предполагает ограничение властных полномочий административно-бюрократических структур рамками нормативных предписаний, определяющих пределы властной компетенции государственных органов и выступающих в качестве действенных средств взаимного контроля, взаимных сдержек и противовесов.

3. Должностное лицо как субъект властных полномочий.

Должностное лицо – сотрудник, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Должностные лица - представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения. Предполагается, что выработка и принятие властного решения по делу является результатом сознательного волевого поведения (усмотрения) должностного лица. Вместе с тем, должностное лицо принимает решение на основании и в рамках, предусмотренных действующим законодательством. При этом, превышение должностным лицом своих полномочий рассматривается как произвол.

Должностные лица осуществляют государственную власть на профессиональной (возмездной) основе и не имеют права заниматься другими видами оплачиваемой деятельности (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Выступая в качестве полномочных представителей государства чиновники не должны использовать властные полномочия в эгоистических интересах личного или корпоративного характера.

Наряду с представителями государственной власти - профессиональными чиновниками, существует особая категория должностных лиц, которые, находясь на государственной службе, вместе с тем являются представителями государственной власти только в период реализации конкретных профессиональных функций (часовой на посту, пограничник, охраняющий государственную границу, сотрудник ГИБДД, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения и т.д.). Особенностью в данном случае является выведение указанных лиц на время реализации ими государственно-властных полномочий за пределы служебной субординации. Выполняя эти функции, лицо является полномочным представителем государства и обязано подчиняться требованиям закона, даже в тех случаях, когда эти требования идут вразрез с приказами начальников (командиров).

Тема 2.3. Политическая система общества


| | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Понятие и классификация функций государства

Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только самого государства, но и общества в целом.

Вообще, государственные функции - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение. Исходя из данного определения функций государства, можно выделить следующие их основные признаки:

1. Функции государства являются отражением степени развитости общечеловеческого и классового начал в содержании государства. Уровень развития того и другого показывает степень учета классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества.

2. В государственных функциях воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису. Кроме того, через функции государства реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на мировом уровне.

3. Функции государства, как правило, соответствуют историческим задачам и целям, стоящим перед государством. Государство выполняет свое социальное назначение путем осуществления соответствующих функций.

4. Функции государства, наряду с иными факторами, являются отличительной особенностью того или иного исторического типа и формы государственности.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

Внешние функции - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

Внутренние функции - служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;


Неосновные функции - являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Группы основных и неосновных функций государства выделены отдельно в силу наличия ряда специфических признаков, присущих данным категориям государственных функций. К таким признакам, в частности, относятся:

1. В основных функциях наиболее ярко и четко проявляются классовое и общечеловеческое начала в сущности государства, его социальное назначение. В неосновных же функциях данные категории не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения неосновных функций в связи с содержанием той или иной основной функции.

2. В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, которые, как правило, осуществляются специально созданными для этого государственными органами (например, финансовая деятельность, наука, образование, дипломатия и др.), основные государственные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются целыми звеньями государственных органов.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов - это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций - основных, неосновных и функций государственных органов - проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

От функций государства необходимо отличать его задачи, а также принципы осуществления государственной деятельности. В задачах государства определяются его социальное назначение, в свою очередь функции государства - это средство реализации, выполнения государственных задач. Задачи же государства воплощаются на практике посредством осуществления его функций. Принципы государственной деятельности - это основные начала, конституционные основы, исходные установки, в соответствии с которыми осуществляется государственная деятельность.


Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства - это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная деятельность - это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная деятельность - это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни - развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная деятельность - это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность - это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви - законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

1. Правовая форма - это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

Правотворческая деятельность - издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

Правоприменительная деятельность - это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность - связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность - это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная форма - подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

Организационно-регламентирующая деятельность -направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

Организационно-хозяйственная деятельность - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах.

В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

Правотворческая деятельность, т.е. форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

Правоисполнительская деятельность, т.е. деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т.д.

Правоохранительная деятельность подразумевает собой охрану порядка, прав и свобод граждан и т.д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

От правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственную деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т.д.



Наряду с изложенной классификацией в науке получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы обладает федеральное собрание.

Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции РФ).

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Говоря о методах осуществления функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект- определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет целую цепь последующих негативных явлений в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. В любом случае, задачи, на которые направлены функции, несут объективный характер, в то время как выбор формы разрешения, способа разрешения и метода разрешения проблемы субъективен. Сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причём всё это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

ункции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в законе;
- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права).
Функции государства осуществляются в особых правовых формах - т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность).
Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
- оперативно-исполнительной деятельности - властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
- правоохранительной деятельности - властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
- функции государственных органов - функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
- виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
- цели и задачи государства - цель - это то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства се достижения, а функции - это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача - на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции - это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

    охранительные;

    регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Функции государства имеют следующие признаки.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства - поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Это - устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.

Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

    по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

    по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

    по продолжительности действия: постоянные и временные;

    по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные - в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

    правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

    правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

    правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

    организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

    организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

    организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

    Общая характеристика внутренних и внешних функций современного государства

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

    установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

    контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;

    непосредственное осуществление экономической деятельности;

    поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

    структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;

    централизованная инвестиционная политика;

    приватизация;

    управление государственной собственностью;

    создание условий для иностранных инвестиций;

    создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.

Социальная функция включает в себя:

Функция финансового контроля (фискальная) - это:

    установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;

    проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);

    контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

    борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

    государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

    сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;

    признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

    охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;

    выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

    политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;

    участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;

    сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

    Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:

    укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;

    обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

    участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

    участие в деятельности международных экономических организаций;

    совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;

    предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

    Понятие государственного аппарата. Органы государства и их классификация. Соотношение государственного аппарата и механизма государства.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации

Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.

Признаки механизма государства:

    Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;

    Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;

    Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;

    Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;

Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства состоит из:

    Государственные органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;

    Государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция;

    Государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы;

    Государственные предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;

    Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из:

    Органов законодательной власти;

    Органов исполнительной власти;

    Органов судебной власти;

    Надзорных органов;

    Дипломатических органов;

Механизм государства – совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.

Таким образом, в механизм государства можно включить:

    Органы, входящие в аппарат государства;

    Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;

    Администрации государственных предприятий и организаций;

Принципы представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства.

В настоящее время к принципам организации и деятельности государственного аппарата относятся:

    Принцип гуманизма;

    Принцип демократизма;

    Принцип гласности;

    Принцип законности;

    Принцип разделения властей;

    Принцип федерализма;

    Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

    Принцип профессионализма;

    Суд в системе органов государства.

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, имеющую свои особенности, переданную государством, уполномоченным государственным органам - судам, которая реализуется должностными лицами в виде выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

Особенностью судебной власти является то, что, во-первых, осуществляется она специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; во-вторых, выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в-третьих, в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

Судебная ветвь власти представляет политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

Существование судебной власти , наряду с законодательной и исполнительной, является обязательным признаком демократического государства.Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Решения, принимаемые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие (лишение и ограничение свободы).

Правомерна характеристика судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Судебной власти свойственен ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей. Один из них - исключительность судебной власти. Принцип разделения властей предполагает известную монополию на «свой» вид государственной деятельности каждой из властей. Однако известное переплетение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти как исключение из правил все же возможно. Что же касается основной функции судебной власти, - осуществление правосудия, то она не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда, ни при каких условиях.

Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции, в статье 118: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

Специфика судебной власти заключена и в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности, детально регламентированной законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или арбитражному спору.

Данная ветвь власти отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда.

Судебная власть - это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленными процессуальными формами путем применения как процессуаль­ного, так и материального закона.

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, с одной стороны, обладает такими полномочиями, которых не имеет и не может иметь законодательная и исполнительная власть. Он вправе на основе закона лишить человека свободы, конфисковать у физического или юридического лица его имущество, распустить политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенции и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено определят место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной системы. Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первой и второй (кассационной) инстанций и суды надзорной инстанции.

Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой соотношениями по осуществлению правосудия.

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3) . (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209) :

    законодательная;

    управ­ленческая (исполнительная);

    судебная;

    контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание - парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го­сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су­дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функ­ций государства посредством действия всех разновидностей госу­дарственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Россий­ской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокуро­ром РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей спосо­бов и средств служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имею­щая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций (см. приложение схема №4) .. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государст­во использует право для выполнения своих задач и функций. Сооб­разно этой классификации в работе всех звеньев механизма госу­дарства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - ор­ганизационная.

Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более отри­цания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Од­нако далеко не все организационные формы - правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государ­ства понимается однородная по своим внешним признакам (ха­рактеру и юридическим последствиям) деятельность государ­ственных органов, связанная с изданием юридических актов. Со­ответственно этому к правовым формам реализации функций госу­дарства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность , которая, в свою очередь, подразделяется на:

    оперативно-исполнительную деятельность;

    правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность - это деятельность го­сударственных органов по выполнению законов и подзаконных нор­мативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются опера­тивно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних во­просов управления делами общества властную, творческую испол­нительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов приме­нения норм права, служащих основанием для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность - это форма осуществ­ления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушен­ного права, реализации юридической ответственности лица, совер­шившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внеш­ним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельно­сти государственных органов по осуществлению функций государ­ства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хо­зяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.) (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).

Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций со­стоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма госу­дарства по выполнению его функций, тесно соотносится с принци­пом разделения властей.