Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов

Данного документа, пунктом 2 части первой статьи 26 , частью первой статьи 251 ГПК Российской Федерации признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности.

Пол­номочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целе­направленности с определенной долей условности подраз­деляются на две группы:

    1. направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц. Эти полномочия закреплены (ч. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ");
    2. направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона.

Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Для доступа на особо режим­ные (секретные) объекты прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий работы с докумен­тами и иными материалами, содержащими сведения, отне­сенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны;
    2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    3. вызывать должностных лиц и для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений доступа прокурора к документам в зависимости от их содержания и степени открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведе­ния, составляющие коммерческую тайну, информацию ме­дицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их.

При разглашении сведений, со­держащих служебную, военную или государственную тай­ну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Хотя в ст. 22 ФЗ и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам, их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должност­ным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нару­шением правил субординации. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть:

    • пра­вовые акты, изданные органом;
    • материалы и акты проверок, ревизий, обследований;
    • разного рода разрешения и лицензии;
    • приходно-расходные документы;
    • справки;
    • статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы.

В соответствии со ст. 6 ФЗ статисти­ческая и иная информация, справки, их копии и иные доку­менты, необходимые при осуществлении возлрженных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требова­нию прокурора и следователя безвозмездно.

Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего орга­на письменного требования с просьбой направления в рас­поряжение прокурора того или иного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми не­государственными органами (структурами), подлежат мате­риальному вознаграждению в виде выплаты гонораров. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного про­цесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для учас­тия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначе­ние специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности го­сударственных инспекторов (контролеров).

Полномочие требования от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган про­куратуры материалами и обращениями ре­ализуется путем направления в адрес руководителей орга­нов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более 10 суток со дня его поступле­ния. Чаще проведение проверок поручается органам конт­роля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

Требование от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и органи­заций реализуется чаще путем направления письменного требования и реже - путем вынесения моти­вированного постановления. Прокуроры вправе также тре­бовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (це­хах, участках, отделах, лабораториях, службах). Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соот­ветствующих постановлений.

При вызове должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона обычно прокуро­рами истребуются письменные объяснения. Объяс­нения приобщаются к материалам проверки.

Полномочия прокуроров, направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона

Данные полномочия закреплены в ст. 22-25 ФЗ "О прокуратуре РФ". К ним отно­сятся следующие права прокуроров:

    1. возбуждать производство об административном правонарушении;
    2. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
    3. предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    4. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    5. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    6. вносить представление об устранении нарушений закона.

В ст. 6 ФЗ "О прокуратуре РФ" закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытека­ющие из его полномочий, подлежат безусловному исполне­нию в установленный срок. Закреплено также, что неиспол­нение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову вле­чет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Полномочия прокурора - это круг прав и обязанностей, ко­торыми он наделен для осуществления надзора за исполнением законов и за законностью издаваемых правовых актов. Некото­рые авторы полагают, что полномочия - это только права, с чем нельзя согласиться. Как правильно отмечается в одном из учеб­ников «Прокурорский надзор в Российской Федерации», права не отделяются от обязанностей 85 , и это вытекает из социальной сущности прокурорского надзора. Наличие у прокурора прав требует, чтобы они корреспондировались с соответствующими обязанностями. С помощью полномочий прокурор выявляет, устраняет и предупреждает нарушения закона, выявляет причи­ны правонарушений и условия, им способствующие, а также привлекает к ответственности лиц, совершивших эти наруше­ния.

Статья 22 Закона «О прокуратуре РФ» устанавливает пол­номочия прокурора по надзору за исполнением законов. Эти полномочия можно классифицировать делением на три основ­ные группы. Первая группа - полномочия по выявлению нару­шений закона; вторая группа - полномочия по устранению на­рушений закона; третья группа - полномочия по предупрежде­нию нарушений закона.

К числу полномочий по выявлению нарушений закона от­носится полномочие прокурора - право иметь доступ к докумен­там и материалам органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, и требовать от руководителей и других должностных лиц этих органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Оба этих полномочия необходимы для реализации такого основного полномочия, как право проверять исполнение законов в связи с

Прокурорский надзор в Российской Федерации. /Под ред. А.А. Чу-вилева, М., 1999. С.123.

поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах на­рушения закона.

Для того, чтобы иметь возможность осуществлять беспре­пятственно проведение проверок исполнения законов, прокурор имеет право по предъявлении служебного удостоверения бес­препятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п.1 ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ». Следует сказать, что право прокурора входить на террито­рию и в помещение органа, где должна производиться проверка, до принятия Закона «О прокуратуре РФ» нередко ограничива­лось ведомственными инструкциями, пропускным режимом и, якобы, секретностью объектов, куда хотел пройти прокурор. Ему приходилось обращаться с просьбой в пропускное бюро, чтобы реализовать свое полномочие по проведению проверки, т.е. фактически была создана разрешительная система, а разре­шение зависело от усмотрения должностных лиц, заинтересо­ванных нередко в создании препятствий для прокурорской про­верки. Между тем, это право прокурора является очень важным для того, чтобы своевременно выявить и пресечь допускаемое правонарушение. Невозможность пройти немедленно на терри­торию объекта не позволяет своевременно устанавливать факты правонарушений и создает обстановку для их укрытия от про­курора. Ныне в соответствующих ситуациях никакого другого документа, кроме служебного удостоверения, прокурору не тре­буется. В случае возникновения физических препятствий проку­рор может прибегнуть к принуждению, обратившись за помо­щью к милиции, другим правоохранительным органам, а также возбудить против виновных в невыполнении обязательных тре­бований прокурора производство об административном право­нарушении или уголовное дело о воспрепятствовании прокуро­ру в объективном, всестороннем и полном расследовании уго­ловного дела.

Следующим важным полномочием прокурора является его право требовать от руководителей и других должностных лиц органов, где проводятся проверки, выделения специалистов для выяснения возникших при надзорных проверках и в других слу­чаях вопросов. Выделение таких специалистов цозволяет проку­рору получить консультации по вопросам их компетенции, так как прокурор может не знать специфики деятельности прове­ряемых по вопросам надзора органов. В соответствии с законом СССР «О прокуратуре СССР» прокурор также имел это право

требовать выделения специалистов, 86 но он не был ограничен необходимостью требовать выделения специалистов только от руководителей и других должностных лиц того органа или ор­ганизации, где он проводил проверку, что имело важное значе­ние, поскольку специалисты проверяемого органа могли быть заинтересованными и не дать объективную консультацию. Ре­дакция закона 1979 года позволяла прокурору требовать выде­ления специалиста из любого государственного органа, учреж­дения, предприятия или организации, что давало основание счи­тать выделяемого специалиста независимым в даче консульта­ций. В прежней практике право требовать выделения специали­стов использовалось прокурорами для проведения независимых (от проверяемого органа) проверок и ревизий, что было умест­ным и правомерным с точки зрения необходимости получения нужной информации о правонарушениях в проверяемом органи­зации. Ныне такие варианты стали нереальными из-за коммер­циализации деятельности независимых организаций. Независи­мые специалисты могут проводить проверки за соответствую­щую оплату, но прокуратура зачастую не располагает для этого необходимыми финансовыми средствами ввиду отсутствия та­ковых в бюджетных ассигнованиях. При невыполнении требо­ваний прокурора о представлении документов, статданных, вы­делении специалистов, он может привлечь должностное лицо к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Право требовать необходимые документы, материалы, ста­тистические и иные сведения обусловлено соблюдением опре­деленных правил, установленных Законом «О государственной тайне». 87 Исходя из положений этого закона, сведения, имею­щиеся в документах, .содержащих государственную тайну, могут быть представлены прокурору, если он имеет соответствующий допуск. Определенные обязанности возникают у прокуроров, ознакомленных с сведениями, содержащими служебную или коммерческую тайну. Разглашение этих сведений может по­влечь ответственность, в том числе и гражданско-правовую, предусмотренную статьей 139 ГК РФ. В то же время Правитель­ством РФ установлен перечень сведений, не являющихся ком­мерческой тайной. К таким сведениям, в частности, относятся учредительные документы, устав юридического лица, лицензии, отчетные данные о финансово-хозяйственной деятельности, об

Советская прокуратура. М., 1981. С.245. СЗ. РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2700.

уплате налогов, о штатном составе, сведения, относящиеся к охране труда, сведения об участии должностных лиц в предпри­нимательской деятельности и т.д." 8

Важным полномочием прокурора является его право требо­вать проведения проверок и ревизий деятельности подконтроль­ных или подведомственных организаций. Понятие подкон-трольности и подведомственности предполагает, что прокурор может требовать проведения рсвичий или специальных прове­рок только от тех органов или ведомств, которые осуществляют нормативно установленный контроль или у кого в ведении на­ходятся проверяемые организации. Например, Федеральная служба по экологическому надзору контролирует соблюдение законов об охране окружающей среды на определенных терри­ториях, находящимися на ней предприятиями. Прокурор вправе при наличии сведений о нарушении указанных законов потре­бовать от органов этой службы проведения проверок в соответ­ствующих организациях. Или, прокурор вправе предложить проведение проверок о соблюдении законодательства по защите прав потребителей территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека, для выявления нарушений, связанных с вы­пуском и продажей товаров потребления, или выполнения услуг населению.

Органам местного самоуправления, имеющим в своем ве­домственном подчинении муниципальные предприятия, проку­рор вправе поручить проверки или ревизии на этих предприяти­ях н т.д.

Требование прокурора о назначении проверки или ревизии может быть оформлено в письменной форме письмом или по­становлением

В части 4 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» указано, что должностные лица обязаны приступить к выполнению требова­ния прокурора или его заместителя о проведении проверки и ревизии незамедлительно. Однако, в ней нет указания, как, на­пример, было сказано в Законе «О прокуратуре СССР», в какой срок должно быть выполнено его требование. Ныне в ст. 6 Зако­на РФ установлено, что требование прокурора подлежит безус­ловному исполнению в установленный срок. Поскольку законо­датель умолчал, кем устанавливается этот срок, прокурор, пору-

"СП.РФ. 1992. №1-2.

чившии проверку или ревизию, вправе его установить по своему усмотрению. Конечно, такие сроки должны определяться в пре­делах разумного. При умышленном невыполнении этого закон­ного требования прокурором может быть возбуждено в отноше­нии не исполнившего его (требования) должностного лица про­изводство об административном правонарушении на основании ст. ст. 17.7 и 28.4 Кодекса РФ об административных правонару­шениях.

К числу полномочий по выявлению нарушений закона от­носится право прокурора вызывать должностных лиц или граж­дан для объяснений по поводу нарушения закона. Вызов являет­ся необходимым для проверки ставшими известными фактов правонарушений и закрепления возможных доказательств. В большинстве случаев правильным является вызов непосредст­венно в прокуратуру. Но в тех случаях, когда одновременно с вызовом необходим просмотр и анализ значительного объема документов, ознакомление с другими данными, возможно взя­тие объяснения по месту работы должностного или другого фи­зического лица. При неявке по вызову прокурора должностного лица для дачи объяснений по поводу нарушений закона без уважительных причин, он может понести административную ответственность на основании ч, 3 п.1 ст. 22 Закона «О прокура­туре РФ» по ст. 17.7 КоАП РФ.

Вторая группа полномочий - устранение нарушений закона, включает: право прокурора или его заместителя возбудить уго­ловное дело или производство об административном правона­рушении, а также требовать - привлечения к ответственности лиц, нарушивших закон.

Решение прокурора о возбуждении уголовного дела прини­мается, когда прокурор располагает достаточными данными, указывающими на признаки преступления. Это решение оформ­ляется постановлением.

Основанием для возбуждения производства об администра­тивном правонарушении является установление прокурором достаточных данных о факте административного правонаруше­ния. В этом случае прокурор или его заместитель выносит соот­ветствующее постановление, в котором указываются данные, подтверждающие факт правонарушения, и дастся квалификация административного проступка. Постановление направляется органу, компетентному принять решение о привлечении к адми­нистративной ответственности. "<;-

В некоторых случаях прокурор может потребовать привле­чения лиц. нарушивших закон, к дисциплинарной или имущест­венной ответственности. В законе нет указания, каким актом это осуществляется. Практика пошла по пути внесения прокурором представления, в котором наряду с другими вопросами ставятся и требования о привлечении к дисциплинарной или имущест­венной ответственности,

Следующим важным полномочием прокурора является его право освобождать своим постановлением лиц, незаконно под­вергнутых административному задержанию на основании реше­ний нссудсбных органов.

Осуществляя проверку законности административного за­держания и установив, что для этого отсутствуют достаточные основания, прокурор своим постановлением освобождает неза­конно подвергнутых административному задержанию лиц. В случае административного ареста лица судьей прокурор может внести протест судье суда субъекта Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе принести протест или внести представле­ние.

Протест приносится на незаконные правовые акты, как нор­мативные, так и иравоприменительные, с целью принятия мер для отмены или изменения актов, противоречащих закону или его нарушающих. Протест может быть внесен, как в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, так и в выше стоящий орган. Если прокурор не считает возможным опротестовать про­тиворечащий закону правовой акт в указанном выше порядке, он обращается в суд или арбитражный суд с требованием о при­знании такого акта недействительным или недействующим. Так же действует прокурор, если его протест отклонен адресатом. Требования, предъявляемые к такому акту прокурора, изложены в ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ». Со стороны некоторых представительных и исполнительных органов государственной власти было предпринято обращение в Конституционный Суд с целью выяснить, обязан ли прокурор обращаться для отмены незаконного акта в орган или к должностному лицу, принявшим угот акт с целью сю отмены. По этому поводу было разъяснено, что право прокурора обратиться в суд не обязательно должно быть следствием отклонения протеста и является альтернативой его полномочия. Однако, введение в АПК РФ процедуры при­мирения позволяет органу, чей акт оказался обжалованным в

суд, согласиться на его отмену до рассмотрения дела в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ ответчик может в письменной форме сообщить о признании иска.

  • ПОЛНОМОЧИЯ
  • ПРОКУРОР
  • ПРОКУРАТУРА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье рассматриваются полномочия прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением законности в СИЗО.

  • Структурный анализ современного инновационного образовательного процесса
  • Механизм использования налоговых льгот образовательными учреждениями
  • К вопросу о вовлечении несовершеннолетних в занятие азартными играми
  • Сравнительный анализ законодательств о наследовании во Франции и Российской Федерации
  • Анализ правоприменительной практики по договорам потребительского кредитования

Прокурорский надзор это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая реализуется от имени Российской Федерации, заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения законов, которые действуют на территории государства.

Одним из направлений деятельности прокуратуры, согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является осуществление функции надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера задержанных в отношении задержанных, также лиц, заключенных под стражу.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере заключается не только в обеспечении предусмотренных законодательством России прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных правовых актах.

Важность прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее СИЗО) определена, прежде всего, тем, что их деятельность основана на необходимости в определенных ограничениях прав граждан (в том числе личной неприкосновенности и свободы передвижения и др.).

Возможностей отстаивания своих прав, у лиц, содержащихся под стражей гораздо меньше, чем у лиц, которые находятся на свободе, а возможность нарушения прав данной категории граждан со стороны сотрудников СИЗО, наоборот выше. В связи с этим, прокурорский надзор в таких случаях является действенной гарантией обоснованности и законности ограничения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

Сутью данного направления деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности деятельности администраций СИЗО, по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопроизводства.

Администрация СИЗО должна выполнять требования и постановления прокурора, по вопросам соблюдения правил порядка содержания под стражей и отбывания наказания, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Правовой статус лиц, которые содержатся в СИЗО, определён в ст.36 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и в Уголовно исполнительном кодексе РФ (далее УИК РФ).

Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, государство охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивает личную защиту и правовую безопасность законность при применении средств исправления, а также при исполнении наказаний.

Прокуроры во время проведения проверок законности в следственных изоляторах, обязаны обращать особое внимание на факты произвола, унижения человеческого достоинства, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, жестокого обращения со стороны сотрудников СИЗО, а также на обеспечение гуманных условий содержания, и соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Считаем весьма важным изучение прокурорами практики реализации в СИЗО социальных прав, пребывающих там граждан, таких как право на образование, общение с родственниками и т.д.

Прокуроры во время проверки состояния законности в СИЗО обязаны обращать внимание на соблюдение законности применения специальных средств, газового и огнестрельного оружия, а также применения физической силы сотрудниками СИЗО и иными сотрудниками правоохран6ительных органов, которые привлекаются для обеспечения правопорядка в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными нормативными правовыми актами.

Применение специальных средств относится к числу крайних мер, не соблюдение которых является грубым нарушением. Также, строго ограничено и применение огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником, администрация СИЗО немедленно обязана, уведомить надзирающего прокурора. После чего он проверяет законность и обоснованность применения оружия (проводя ознакомление с материалами и заключениями служебного расследования, которое обычно проводят сотрудники территориального органа уголовно-исполнительной системы).

Повышенное внимание прокурор уделяет подразделениями специального назначения, созданных при региональных управлениях ФСИН, главной функцией которых является обеспечение порядка в СИЗО и исправительных учреждениях. Прокурор следит за тем, чтобы деятельность данных подразделений проходила в рамках законов.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обвиняемые и подозреваемые имеют право на личную безопасность даже в местах заключения под стражей. При какой-либо угрозе, сотрудники мест содержания под стражей должны немедленно принять меры по обеспечению безопасности такого лица. Вопросы личной безопасности лиц, содержащихся под стражей, также входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

При проверке следственных изоляторов, выявляются различные нарушения закона (в том числе и по медико-санитарному и бытовому обеспечению подозреваемых). Следует отметить, что данные нарушения законодательства, носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора РФ. Кроме этого, в сотрудники СИЗО также часто нарушают законность, незаконно применяя к обвиняемым и подозреваемым специальные средства, неправомерно налагая на них дисциплинарные взыскания и т.д.

Конечно, нарушения законности могут быть выявлены в процессе судебного или ведомственного контроля, но стоит отметить, что преимуществом прокурорского надзора является в его независимости от государственных органов власти. Например, надзорные функции суда реализуются только по инициативе заинтересованных лиц, по мере того, как поступают соответствующие материалы. Надзорная же функция прокурора отличается оперативностью, которая не нуждается в особой процедуре, обязательной для судопроизводства. Прокурор при необходимости может провести проверку внезапно, без предупреждения сотрудников СИЗО, для того, чтобы они не успели скрыть свои нарушения. Кроме этого, определены жёсткие сроки изучения органами прокуратуры писем, в которых указываются нарушения законности.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен в тех местах, где невозможен судебный контроль. Кроме этого, особенности форм реализации надзорных полномочий наделяют прокуратуру возможностью проводить проверки, как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе.

Полноценная реализация Прокуратурой своих полномочий, вкупе с внутриведомственным, общественным и судебным контролем, способна обеспечить соблюдение законности в деятельности СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016).
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
  5. Абхалимов В.И., Булычев Е.Н.. 2016. Т. 3. № 55. С. 227-232.
  6. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  7. Булычев Е.Н. Принцип равенства и право задержанного по подозрению в совершении преступления на телефонный разговор / Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Материалы VI международной научно-практической конференции. Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2016. С. 238-241.
  8. Воронин О.В. О современной сущности прокурорского надзора / Вестник Томского Государственного Университета. Право. 2015.№6.