Гражданская процессуальная дееспособность по общему правилу. §2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность. Гражданская процессуальная дееспособность

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Культура поведения человека в обществе - воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание — это процесс уподобления.

    Культура поведения человека в обществе сводиться в формировании личности ребенка и приспособлении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

    Культуру поведения человека в обществе мы все как будто хорошо представляем себе. Что стоит за словами культура поведения? И все же полезно обратиться к научному определению понятия. Здесь нам поможет «Словарь по этике». Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

    Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нрав-ственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

    В культуру поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхож-дения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

    А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одевать-ся, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи - умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

    Культура поведения рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

    Выходит, что культура поведения человека в обществе — это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

    *****************************************************************************************

    Нравственность и культура поведения
    Этика, мораль, нравственность

    Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос - жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса - этос-ный (ethicos - относящийся к нраву, темпераменту) и этика - наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.

    В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.

    В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).

    Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравственность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии. - И. К.), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».

    Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.

    Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально-исторически обусловлена, то следует говорить об исторических изменениях предмета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктом человеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мораль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Индивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древнегреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр), «Мера - это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует тушить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т. д. Этика зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам (применительно к той или иной исторической эпохе) придается абстрактная, всеобщая форма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

    Следует отметить, что мораль изучает не только этика, но и педагогика, психология, социология, ряд других наук. Однако лишь для этики мораль оказывается единственным объектом исследования, придавая ей мировоззренческую интерпретацию и нормативные ориентиры. Вопросы о том, в чем заключается источник морали (в природе человека, космосе или социальных отношениях) и достижим ли нравственный идеал, трансформируются в третий, пожалуй, основной для этики вопрос: как и ради чего жить, к чему стремиться, что делать?

    В истории этики эволюция объекта исследования прослеживается следующим образом. Античная этика характеризуется как учение о добродетелях, добродетельной (совершенной) личности. Здесь добродетель идентифицируется с каким-либо конкретным ее носителем (тем же героем мифов) и связывается прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, щедрость и т. д.

    Гуманисты итальянского Возрождения дополнили эти добродетели еще одной, в которой были объединены традиции античной и средневековой культуры, - добродетелью человеколюбия. К. Салютати (1331-1406) назвал эту добродетель humanitas; в ней сочетается идущее от Цицерона и Авла Геллия толкование humanitas как образованности, наставления в благородных искусствах и отношение к humanitas как к совокупности природных свойств человека в средние века. Humanitas, по Салютати, - это та добродетель, «которую также имеется обыкновение называть благожелательностью». Глава Флорентийской академии М. Фичино (1433-1499) определял humanitas в качестве главного морального свойства. Под влиянием humanitas как добродетели человеколюбия, полагал он, людям становится присуще стремление к единству. Чем больше человек любит равных себе, тем более он выражает сущность рода и доказывает, что он человек. И наоборот, если человек жесток, если он отстраняется от сущности рода и от общения с себе подобными, то он человек только по названию.

    Христианская этика средневековья основное внимание уделяла изучению морали как объективного, внеличностного явления. За пределы личности были вынесены критерии различения добра и зла. С точки зрения христианской этики абсолютным источником нравственности является Бог. В нем человек находит причину, основание и цель своего бытия. Нормы морали возводятся в мировой закон, следуя которому человек, богоподобный по своей сущности, но в социально-природном измерении безнадежно греховный, способен преодолеть разрыв между своим назначением (быть подобным Богу) и повседневным бытием. К названным выше добродетелям христианская этика добавляет еще три новых - веру (в Бога), надежду (на его милость) и любовь (к Богу).

    В этике нового времени новое звучание получило одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. В конце XVIII в. это требование получило название «золотого правила», которое формируется следующим образом: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». И. Кант дал более строгое выражение этого правила, представив его в виде так называемого категорического императива. Причем здесь следует обратить внимание на то, что тем самым Кант задает нравственности важную гуманистическую доминанту: «Поступай так, - пишет он в "Критике практического разума", - чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д.

    Проследив эволюцию объекта этики, необходимо указать три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика подразделяется на эмпирически-описательную, философски-теоретическую и нормативную части.

    Здесь необходимо отметить некоторые отличия нравственности от морали, хотя на уровне обыденного сознания эти понятия признают синонимами. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а, наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Если соотнести нравственность с таким образом понимаемой моралью, она представляет собой сферу нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро.

    Следует указать еще на одно толкование морали и нравственности. Первое - это выражение человечности (гуманности) в идеальной, завершенной форме, второе фиксирует исторически конкретную меру морали. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный - относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

    Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

    Нравственный прогресс в мире культуры человеческих отношений

    Нравственная культура личности есть продукт развития человеческих отношений и, следовательно, обусловлена социальным прогрессом. В этой связи издавна ведутся дискуссии о нравственном прогрессе. Иллюзия это или реальность? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Нас же сам вопрос о нравственном прогрессе и возможных ответах на него интересует в связи с вопросом о том, как нравственный прогресс раскрывается в мире культуры человеческих отношений, там, где опредмечивают-ся (и распредмечиваются) ценности материальной и духовной культуры, их творение и освоение.

    Очевидно, что нравственный прогресс является одним из аспектов социально-исторического прогресса человечества. В равной степени следует говорить об экономическом, научно-техническом и других видах прогресса, причем каждый из них обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью и собственными критериями.

    Критерий нравственного прогресса раскрывает перспективы нормативно-ценностного совершенствования человека. Истоки такого рода совершенствования человека (как в практически-воспитательном, так и в научно-этическом плане) лежат в знаменитом тезисе Протагора «Человек есть мера всех вещей». Из этого положения следовало, по крайней мере, три суждения. Во-первых, в человеческом бытии установления культуры (прежде всего обычаи, нравы) коренным образом отличаются от законов природы. Тем самым в человеке был выделен своего рода культурный пласт, несводимый к его природному существу. А этот пласт подвержен формированию, воспитанию. Во-вторых, этот культурный пласт, «вторая природа», предстает как результат активности, творчества самого человека. Мир культуры есть продукт деятельности самого человека. И, в-третьих, самое главное: культурное содержание человеческого индивида зависит от его отношений с другими индивидами. А потому не сам по себе индивид является носителем культуры (а внутри нее прежде всего морали): и культура, и мораль находятся вне его тела, в обществе, в котором он живет, в отношениях с другими индивидами. Так античная традиция понимания морального человека трансформировалась в критерии нравственного прогресса, что явилось отражением развития господства человека над стихийными силами природы, над своими социальными отношениями, над собственным душевным миром, над самим собой.

    Нравственный прогресс выступает как сложный, многоплановый процесс утверждения гуманистических начал в сознании и деятельности человека как творца истории. В связи с этим уместно упомянуть о том, что К. Маркс выделял в истории три качественных типа общественных отношений, в связи с которыми можно говорить о ступенях нравственного прогресса и утверждении принципов гуманизма в культуре человеческих отношений. «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные), - пишет К. Маркс в "Экономических рукописях 1857-1858 гг.", - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, - такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей»*. Этим трем крупным формам общественных связей индивидов между собой, которые коренятся в соответствующем способе производства, соответствуют и определенные исторические типы нравственности, характеризующие направление ее прогресса.

    Личная зависимость - личная независимость (основанная на вещной зависимости) - свободная индивидуальность (основанная на универсальном развитии индивидов) - вот та логика исторического процесса, которая преломляется в критериях нравственного прогресса и развитии нравственной культуры.

    Рассматривая этический характер культуры, А. Швейцер также ставил вопрос об «этическом прогрессе». Сущность культуры, полагал он, двоякая. Культура есть господство человека над силами природы и господство его разума над человеческими убеждениями и помыслами. А. Швейцер полагал, что господство разума над образом мыслей человека важнее, нежели господство человека над природой. Только это даст нам «гарантию, что люди и целые народы не используют друг против друга силу, которую сделает для них доступной природа, что они не втянутся в борьбу за существование, гораздо более страшную, нежели та, какую человеку приходилось вести в цивилизованном состоянии». Можно, конечно, не согласиться с утверждением мыслителя о том, что «этический прогресс - это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры», но это суждение выглядит, скорее, реакцией на значительные «достижения духа в материальной сфере». Иначе говоря, научно-технический прогресс еще с прошлого века, как полагает А. Швейцер, был сопряжен с тем, что «силы этического прогресса иссякли», а «культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

    По сути дела, А. Швейцер высказывает, хотя и несколько в ином аспекте, мысль о том, что некий как бы витающий в воздухе ансамбль абстрактных требований морального сознания задает вполне определенные нравственные отношения и обращается в нравственную культуру, специфичную как для определенной исторической эпохи (античность, средневековье, Возрождение и т. д.), так и для того или иного общества. Отсюда делается вывод о большей значимости нравственного прогресса, нежели прогресса материального.

    Наличие ценностного момента в нравственном прогрессе создает значительные трудности для понимания развития нравственности как реального, эмпирически фиксируемого процесса смены одних нравов и моральных принципов другими - новыми, более совершенными, более гуманными и пр. С достаточной степенью уверенности можно утверждать, что нравственный прогресс непосредственно не зависит от уровня развития производительных сил, материального прогресса или экономического базиса. На том или ином историческом этапе развития материальной и духовной культуры критерием нравственного прогресса выступает уровень развития и свободы личности. Этот уровень характеризуется степенью участия не только горстки «избранных», а максимально большей части человечества как в созидании, так и в освоении материальной и духовной культурыы

    Культура поведения и профессиональная этика

    Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему нас миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности характера человека, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и проч.

    У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. В этом смысле мы даем характеристику тому или иному человеку: «жизнерадостный человек», «угрюмый человек», «легкомысленный человек» и т. п., хотя в каждом из этих случаев не исключаются ситуации отклонения в личном настроении в ту или иную сторону. Устойчивое настроение, его общий фон, присущий конкретному индивиду, распространяется на окружающих, что имеет принципиальное значение, скажем, при комплектовании так называемых малых профессиональных групп (отряд космонавтов, команда подводной лодки). В других случаях это происходит, как правило, стихийно, без каких-либо предварительных социально-психологических проработок. Если поведение отдельных членов коллектива препятствует складыванию его в целостный социальный организм, то мы говорим о тяжелом морально-психологическом климате в коллективе.

    Выделяют два вида поведения - словесное (вербальное) и реальное. Вербальное поведение - это наши высказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведение, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми, сила слова огромна (поэт Е. Евтушенко выразил это так: «Словом можно заcечь, словоv можно спасти, словом можно полки за собой повести»). Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человеческое существование. (Вспомним, к примеру, суждение Эзопа о языке из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».)

    Выше уже шла речь о том, что появление мышления, воли и языка явилось основной предпосылкой культуро-генеза на рубеже перехода от хабилисов к неоантропам. С той поры, т. е. с завершения биологической эволюции человека, слово стало регулятором поведения, отношений, передающихся в устном и письменном творчестве. Недаром одним из элементов «семи искусств» обучающих программ античности и средневековья была риторика, наука об ораторском искусстве (и шире - о художественной прозе вообще), которая оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в.

    Основные разделы классической риторики, в которых раскрываются различные стороны вербального поведения - это: 1) нахождение, т. е. систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение, т. е. деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение, т. е. учение об отборе слов, об их сочетании, а также о простом, среднем и высоком стиле речи; 4) запоминание; 5) произнесение.

    Можно привести великое множество мудрых изречений, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, языке общения, которые облекается в язык культуры исторической эпохи или же какого-либо этноса на протяжении всей длительности его существования.

    Реальное поведение - это наши практические действия, поступки, совершаемые в соответствии с определенными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нравственного поведения, что свидетельствует о высокой нравственной культуре личности. Иная ситуация - это лицемерие, расхождение слова и дела и т. п. При сопоставлении поведения какого-либо человека с принятыми нормами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», деви-антном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его поступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно судить о поступках, реальном поведении человека по отношению к окружающей его действительности, и прежде всего к другим людям, к самому себе.

    Культура поведения раскрывается и в том, как человек способен разобраться в самом себе, оценить свои поступки и их мотивы. М. М. Пришвин тонко подметил, что мы всегда если и судим о самом себе, то судим с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону и называется совестью, моральным самоконтролем.

    Нередко в обиходной речи мы говорим о «культурном поведении человека» и о «поведении культурного человека» .

    Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим. Культурное поведение предполагает правильное и красивое поведение за столом, вежливое и предупредительное отношение к старшим, женщинам, умение держать себя в обществе (как знакомом, так и малознакомом), соблюдение норм профессиональной этики и т. п.

    Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

    Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

    Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

    Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.

    http://www.xserver.ru/user/niklp/

    Понятие субъекта гражданского процессуального права, участника гражданского судопроизводства, неразрывно связано с такими юридическими категориями, как правоспособность и дееспособность.

    Субъектами гражданских процессуальных правоотношений могут быть лишь те лица, которые наделены процессуальной правоспособностью. Гражданская процессуальная правоспособность есть предоставленная законом способность иметь гражданские процессуальные права и нести процессуальные обязанности . Гражданская процессуальная правоспособность граждан возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.

    Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов (ст. 36 ГПК РФ). При этом имеется в виду лишь потенциальная возможность участия их в гражданском процессе в качестве сторон (ст. 38 ГПК РФ). В этом смысле гражданское процессуальное законодательство не допускает никаких ограничений процессуальной правоспособности.

    Если возникновение соответствующих материальных прав и обязанностей закон связывает с фактом рождения их потенциального обладателя, то для участия в гражданском судопроизводстве в качестве истца, ответчика, заявителя либо третьего лица гражданину достаточно родиться. Это означает, что гражданская процессуальная правоспособность как способность быть стороной или третьим лицом в таких случаях возникает у граждан с момента их рождения. К числу субъективных прав и юридических обязанностей, возникновение которых приурочивается к моменту появления физического лица на свет, относятся значительная часть гражданских прав (например, право иметь имущество на праве собственности), часть семейных, жилищных прав. Так, согласно ст. 47 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее – СК РФ) права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. А согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) несовершеннолетний член семьи нанимателя, совместно проживающий с ним, пользуется равными с нанимателем правами и несет равные обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

    Однако возникновение у граждан целого ряда субъективных прав и обязанностей, например трудовых, семейных (право вступать в брак), гражданских (право заниматься предпринимательской деятельностью, отвечать за причиненный ущерб) приурочивается не к дате появления физического лица на свет, а к дате достижения этим лицом определенного возраста. Это, в свою очередь, означает, что способность гражданина защищать в судебном процессе свои субъективные права и законные интересы, способность выступать в процессе стороной или третьим лицом (гражданская процессуальная правоспособность) возникает в таких случаях не с момента рождения, а с момента достижения гражданином соответствующего возраста. Например, чтобы стать истцом по трудовому спору, надо достичь возраста трудовой правосубъектности, а чтобы стать ответчиком по делу о возмещении вреда, надо достичь возраста 14 лет.

    Различают два вида гражданской процессуальной правоспособности : общую, возникновение которой связывается с фактом рождения гражданина, и специальную, возникновение которой обусловливается иными юридическими фактами..

    Юридические лица обладают процессуальной правоспособностью с момента возникновения. Прекращение юридического лица ведет к прекращению его процессуальной правоспособности. Гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность юридических лиц осуществляют их органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными. Все основные процессуальные акты (заявления, жалобы) должны исходить от них.

    Все граждане и организации наделяются законом одинаковой процессуальной правоспособностью в отличие от гражданского права, устанавливающего, как правило, специальную правоспособность юридических лиц.

    Что качается наличия правоспособности у других субъектов (суд, прокуратура и др.), то этот вопрос также является спорным. Так, например С.Н.Абрамов считает, что она имеется только у сторон и третьих лиц . Однако А.А. Мельников, А.Ф. Козлов считают, что правоспособность распространяется на всех участников процесса. «Ведь у всех участников процесса есть права и обязанности, но нельзя иметь процессуальные права и обязанности, не имея способности к их обладанию (правоспособности)» .

    Таким образом, гражданская процессуальная правоспособность определяет потенциальную возможность лица или организации обратиться за защитой своего нарушенного или оспариваемого права в органы правосудия. Используя термин «правоспособность», закон гарантирует для лица возможность обладания определенным комплексом прав и обязанностей. Даже если лицо не достигло возраста дееспособности или в установленном законодателем порядке будет ограничено в дееспособности или признано судом недееспособным оно не лишается прав на судебную защиту. Однако действия по защите его прав будут осуществлять иные лица (опекуны, законные представители и т.д.). Этим определяется основополагающее значение правоспособности в гражданском процессе.

    Для непосредственного осуществления процессуальных прав и обязанностей в суде посредством совершения процессуальных действий необходимо обладать процессуальной дееспособностью.

    Гражданская процессуальная дееспособность – способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (ст. 37 ГПК РФ), т.е. способность лично совершать процессуальные действия (самому предъявлять иск, заключать мировое соглашение, отказаться от иска или признать иск, заявлять ходатайства в процессе, доказывать и т.д.).

    Юридические лица обладают процессуальной дееспособностью с момента возникновения. Процессуальные права и обязанности юридического лица осуществляются его органами непосредственно или через представителей (ч. 2 ст. 48 ГПК РФ).

    Главный вопрос, который возникает при анализе гражданской процессуальной дееспособности граждан, – вопрос о моменте ее возникновения и последствиях ее отсутствия.

    С точки зрения возраста и состояния здоровья, определяющих возникновение и существование гражданской процессуальной дееспособности, все граждане поделены на четыре категории.

    Первая категория – это граждане, достигшие 18 лет и в силу этого обладающие полной процессуальной дееспособностью, могущие своими собственными действиями осуществлять процессуальные права и обязанности, а также поручать ведение дела представителю (ч. 1 ст. 37 ГПК РФ).

    Вторая категория – несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности в установленном законом порядке. По общему правилу в соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК РФ права и законные интересы этой категории граждан защищают в суде их законные представители в лице родителей, усыновителей, попечителей. Однако участие в процессе самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными, обязательно. Из общего правила о судебной защите прав и интересов граждан в возрасте от 14 до 16 лет их законными представителями СК РФ предусматривает три исключения. Согласно п. 2 ст. 56, ст. 62 и 142 СК РФ граждане, достигшие 14-летнего возраста, имеют право на самостоятельную судебную защиту прав и законных интересов.

    Третью категорию граждан образуют граждане в возрасте от 14 до 18 лет обладающие полной гражданской процессуальной дееспособностью. Данная категория граждан, а также условия возникновения у них полной гражданской процессуальной дееспособности предусмотрены в ч. 2, 4 ст. 32 ГПК РФ; п. 2.ст. 21, п. 2 ч. 2 ст. 26, ст. 27 ГК РФ; ст. 13 СК РФ; ст. 63, гл. 42 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).

    К четвертой категории граждан относятся несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), а также граждане, признанные в установленном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. Данная категория лиц не обладает гражданской процессуальной дееспособностью, т.е. правом на самостоятельную защиту своих прав и интересов. В соответствии с ч. 5 ст. 37 ГПК РФ права и законные интересы указанных лиц защищают в суде их законные представители.

    Процессуальная дееспособность граждан прекращается с их смертью, либо с признанием в установленном законом порядке их недееспособности, однако признание гражданина недееспособным не прекращает его правоспособности. У юридических лиц процессуальная правоспособность и дееспособность практически совпадают, и с утратой правоспособности утрачивается и дееспособность.

    Стороны

    Стороны в гражданском процессе – субъекты спорных материально-правовых отношений, выступающих в защиту своих материально-правовых и процессуальных интересов, на которые распространяется законная сила судебного решения и которые, как правило, несут судебные расходы по делу. В качестве сторон в гражданском процессе могут выступать граждане, организации, индивидуальные предприниматели, а та же иностранные граждане и организации, лица без гражданства.

    В каждом деле искового производства всегда две стороны – активная и пассивная. Активная сторона (истец) – это та сторона, которая обращается к суду с требованием о защите нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса. Пассивная (ответчик) – та, которая привлекается судом для дачи объяснения по поводу заявленного требования и возможного привлечения к ответственности.

    Действующее гражданское процессуальное законодательство различает две основных формы участия истца в гражданском процессе:

    Истцом является лицо, обратившееся в суд за защитой своего оспариваемого или нарушенного права на основании ч. 1 ст. 38 ГПК РФ;

    Истцом также будет считаться лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора и других лиц, имеющих право на обращение в суд за защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

    Истцовую сторону принято называть активной, поскольку действия в защиту ее прав и интересов влекут за собой возникновение процесса. Это название во многом условно, т.к. например, в соответствии со ст. 137 ГПК РФ, ответчик вправе до вынесения судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском, против которого обороняться будет уже истец.

    Ответчик – лицо, которому предъявлен судебный иск.. Сравнительный анализ ст. 38 и 41 ГПК РФ дает право говорить об ответчике, во-первых: как о лице, на которого указано как на нарушителя субъективных прав и охраняемых законом интересов лицом, обратившимся в суд и, во-вторых: как о лице привлекаемом судом к участию в деле в качестве предполагаемого нарушителя субъективного права или охраняемого законом интереса истца.

    Обе стороны являются субъектами спорного материального правоотношения. Но поскольку суд только в судебном решении может дать окончательный ответ, то до момента вынесения решения он исходит из предположения, что данные лица являются субъектами спорного материального правоотношения. Поэтому истец и ответчик – это только предполагаемые субъекты спорных прав.

    Очевиден ряд существенных признаков сторон:

    1. От имени сторон ведется процесс по делу, они персонифицируют гражданское дело, закон запрещает предъявление и рассмотрение уже разрешенного иска между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 134, 220 ГПК РФ).

    2. Отношения между сторонами в результате предъявления иска приобретают официально спорный характер. Задача суда состоит в том, чтобы эти отношения урегулировать.

    3. Стороны – субъекты спорного материального правоотношения – имеют в деле материально-правовой интерес. Необходимо подчеркнуть, что личные интересы сторон диаметрально противоположны. Судебное решение повлияет на их материальные права, они либо приобретут какие-нибудь материальные блага, либо лишатся их.

    4. Вступив в процессуальные правоотношения с судом, стороны имеют в деле процессуальную заинтересованность, состоящую в возможности защиты своих прав, в стремлении получить благоприятное решение и реализовать его.

    5. Судебное решение выносится на имя сторон.

    6. Его сила распространяется на стороны. Сказанное, однако, не означает, что для самого суда, физических лиц и организаций, не участвующих в процессе судебное решение не имеет никакой силы. Суд, после вступления в силу решения, может вносить в него только исправления описок и арифметических ошибок, не меняющие сути решения. Факты, установленные судебным решением, используются в качестве преюдиционных в связанных процессах. Иные физические и юридические лица обязаны учитывать факты и обстоятельства, утвержденные судебным решением, при участии в гражданско-правовых и публичных отношениях. Но лишь для сторон судебное решение разрешает определенный спор, защищает права и интересы.

    7. Стороны как главные участники процесса обязаны нести судебные расходы.

    Стороны пользуются равными процессуальными правами – общими и диспозитивными, закрепленными в ст. 39 ГПК РФ.

    Субъективное гражданское процессуальное право стороны – установленная и обеспеченная нормами гражданского процессуального права мера возможного поведения стороны в гражданском судопроизводстве и возможность требовать определенных действий от суда.

    Гражданская процессуальная обязанность стороны – требуемое и обеспеченное процессуальным законом должное поведение стороны в гражданском судопроизводстве.

    Все процессуальные права сторон вытекают из установленного ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту. Суд обязан в полной мере содействовать сторонам в реализации их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

    В постановлении Пленума Верховного Суда № 2 от 14 апреля 1988 г. с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума №19 от 22 декабря 1992 г.; №11 от 21 декабря 1993 г.; № 9 от 26 декабря 1995 г.; №10 от 25 октября 1996 г. «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», подчеркивается, что, поскольку лица, участвующие в деле, пользуются процессуальными правами и несут обязанности, судье с целью обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного исследования дела следует разъяснять участникам процесса их права и обязанности, а также выяснять мнение лиц, участвующих в деле, по поводу единоличного рассмотрения дела.

    1) права на участие в судебном заседании;

    2) права, реализация которых влияет на динамику судопроизводства;

    3) права, обеспечивающие сторонам судебную защиту.

    К первым относятся права: на личное участие в судебном разбирательстве, на судебное представительство, на участие в прениях, на представление доказательств и другие.

    Ко вторым относятся права, выражающие принцип диспозитивности: право на изменение основания и предмета иска, на отказ от иска и признание иска, на заключение мирового соглашения и другие. Реализация данных прав отчасти контролируется судом, но делается это в интересах самих сторон и иных лиц. Так, суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

    К третьим: право на обеспечение иска, право на отвод, право на принесение замечаний на протокол судебного заседания.

    ГПК наделяет стороны следующими группами прав:

    1) общие права лиц участвующих в деле (ст. 35 ГПК РФ);

    2) исключительные (специальные) права, принадлежащие только сторонам (ст. 39 ГПК РФ и др.);

    3) иные процессуальные права.

    Возможно также выделить небольшие группы прав, которые принадлежат только истцу или только ответчику. Так только истец может:

    1) предъявить исковые требования к ответчику;

    2) изменить основание или предмет иска;

    3) увеличить или уменьшить исковые требования;

    4) отказаться от иска.

    Только ответчик вправе:

    1) предъявить встречный иск;

    2) возражать против исковых требований;

    3) признать иск.

    Нельзя не заметить, что эти права в основном противостоят друг другу.

    Статья 35 ГПК РФ не содержит перечня обязанностей, которые возлагаются на истца и ответчика, они закреплены в других статьях ГПК РФ (ст. 56, 100, 131, 167 и др.).

    Стороны и другие участники процесса имеют различные процессуальные обязанности.

    Процессуальные обязанности сторон делятся на общие и специальные. В ряду общих обязанностей важное место занимает добросовестность. Обладая широкими процессуальными правами, стороны обязаны добросовестно их использовать (ст. 35 ГПК РФ).

    Наряду с этой общей обязанностью сторон закон устанавливает обязанность доказывания, т.е. каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ) Стороны обязаны подчиняться процессуальной регламентации совершать процессуальные действия в установленные законом или судом сроки, своевременно оплачивать расходы по делу, представлять процессуальные документы по установленной законом форме. Статья 167 ГПК РФ возлагает на стороны обязанность известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин

    Специальные процессуальные обязанности возлагаются на стороны в связи с необходимостью совершения отдельных процессуальных действий. Так, например, закон установил, что лицо, ходатайствующее перед судом об обеспечении письменного доказательства, должно обозначить это доказательство, обстоятельства, для подтверждения которых необходимы эти доказательства; указать причины, побудившие заявителя обратиться с просьбой об обеспечении доказательств (ст. 65 ГПК РФ).

    Процессуальное соучастие.

    Согласно ст. 40 ГПК РФ, иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Такая ситуация называется процессуальным соучастием . Норма сформулирована так, что предполагает наличие множественности лишь на одной стороне. В связи с тем, что в материальном праве не исключается множественность как управомоченных, так и обязанных субъектов (например, п. 1 ст. 308 ГК РФ), нет оснований полагать, что невозможна смешанная множественность и в процессуальных правоотношениях.

    Процессуальное соучастие – это участие в одном и том же процессе нескольких истцов или нескольких ответчиков, права, требования или обязанности которых отвечать по иску не исключают друг друга.

    Соучастие возможно как на истцовой, так и на ответной стороне. В первом случае речь идет о процессуальных соистцах, во втором – о процессуальных соответчиках. В литературе нередко соучастие на стороне истца называют активным, а на стороне ответчика пассивным, исходя из того, что возбуждается дело, и к участию в нем привлекаются ответчики по инициативе истца. Соучастие может возникнуть и в случае предъявления иска несколькими истцами (соистцами) к нескольким ответчикам (соответчикам). Соучастие на обеих сторонах называется смешанным.

    Основанием соучастия является, как правило, характер спорного материального правоотношения, заключающийся во множественности либо управомоченных, либо обязанных лиц .

    Процессуальное соучастие обычно возникает в результате совместного предъявления иска несколькими истцами или к нескольким ответчикам. Соучастие может возникнуть по инициативе суда в тех случаях, когда в процесс должны привлекаться соответчики (п. 4 ст. 150 ГПК).

    По смыслу закона процессуальное участие допустимо в следующих случаях:

    а) если предметом иска служит общее право (например, иски, вытекающие из права общей собственности);

    б) если исковые требования вытекают из одного и того же основания (например, из совместного причинения вреда несколькими лицами);

    в) если требования однородны, хотя и не тождественны по основаниям и предмету. Примерами такого соучастия могут быть иски о выплате заработной платы, предъявляемые к одному нанимателю несколькими работниками и др.

    Целью процессуального соучастия является наиболее удобное с точки зрения экономии времени и усилий суда, а также всех участвующих в деле лиц, осуществление в гражданском судопроизводстве задачи по защите прав и законных интересов граждан и различного рода органов, объединений и организаций.

    Соучастие бывает обязательным и факультативным. Обязательное соучастие имеет место в том случае, когда характер спорного материального правоотношения не позволяет решить вопрос о правах или обязанностях одного из участников процесса без привлечения в процесс остальных субъектов спорного материального правоотношения. Факультативное процессуальное соучастие возможно лишь в тех случаях, когда оно способствует правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела (ч. 4 ст. 151 ГПК РФ). Судья вправе выделить одно или несколько требований в отдельное производство, если признает, что раздельное рассмотрение требований будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела (ч. 3 ст. 151 ГПК РФ).

    При процессуальном соучастии суд выносит общее решение, в котором определяются права и обязанности каждого из соучастников. Это решение объединенное; в нем должен содержаться ответ по каждому требованию (ст. 207 ГПК РФ).

    В ходе процесса по конкретному делу может возникнуть необходимость замены участвующих в деле лиц, при чем не только в порядке замены ненадлежащей стороны надлежащей, но и в результате правопреемства, которое произошло в материальных правоотношениях.

    Процессуальное правопреемство , то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе. Основой правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права, в частности нормами ГК РФ. Как правило, это бывает в случае перемены субъекта права или обязанности в правоотношении, когда новый субъект полностью или частично принимает на себя права или обязанности своего правопредшественника, так называемого универсального или сингулярного правопреемства в материальном праве.

    В связи с этим в силу ст. 44 ГПК РФ суд в любой стадии процесса должен обсудить возможность замены выбывшей стороны ее правопреемником.

    Вступление в процесс правопреемника-истца зависит от его волеизъявления . Привлечение в процесс правопреемника – ответчика также зависит от воли истца или другого участвующего в деле лица. Только после того, как будет определен правопреемник выбывшего лица (п. 1 ст. 217 ГПК РФ), а от заинтересованных лиц поступит соответствующее заявление, приостановленное в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, производство по делу может быть возобновлено.

    Универсальное правопреемство может иметь место в случае смерти гражданина и перехода его имущества по закону или по завещанию к его наследникам.

    Основанием для правопреемства юридических лиц является реорганизация юридического лица. Что касается правопреемства в отдельном материальном правоотношении (сингулярном) по гражданскому праву, то оно влечет за собой процессуальное правопреемство.

    Порядок процессуального правопреемства подчиняется определенным правилам и проходит в определенных рамках, установленных законом.

    1) Правопреемство возможно на любой стадии процесса, то есть на той стадии, на которой выбывает правопредшественник;

    2) Заявляя ходатайство о вступлении в процесс в качестве правопреемника, заинтересованное лицо должно себя легитимировать в качестве данного участника процесса и представить соответствующие доказательства в виде необходимых документов, подтверждающих переход к нему прав и обязанностей правопредшественника;

    3) В случаях наступления обстоятельств, являющихся основанием для правопреемства в материальном праве, производство по делу должно быть обязательно приостановлено (п. 1 ст. 215 ГПК РФ), однако, в отличие от материального права, в процессуальном праве нет разделения на универсальное и сингулярное правопреемство, поскольку правопреемник полностью заменяет собой правопредшественника, во всем объеме его процессуальных прав и обязанностей;


    1. Гражданская процессуальная правоспособность - это преду­смотренная законом возможность иметь проц9ссуальные права и нести процессуальные обязанности (ст. 36 ГПК РФ). Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами РФ, коммерческими и неком­мерческими организациями при наличии прав юридического лица.

    В соответствии с ГПК РФ в равной степе­ни с гражданами России гражданской процессуальной правоспособностью наделяются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации.

    Граждане РФ обладают гражданской процессуальной право­способностью в силу факта их рождения. Для коммерческих и некоммерческих организаций граждан­ская процессуальная правоспособность устанавливается путем проверки устава либо положения организации и факта ее реги­страции в установленном законом порядке. Например, участ­ники договора о совместной деятельности (простое товарище­ство) не могут выступать в качестве стороны и иного лица, участвующего в деле, поскольку простое товарищество не яв­ляется юридическим лицом.

    2. Гражданская процессуальная дееспособность - это способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела пред­ставителю.

    Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит граж­данам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам. Различия в объеме дееспособности касаются только физиче­ских лиц, то есть граждан.

    Полная процессуальная дееспособность наступает по общему правилу по достижении совершеннолетия, то есть 18 лет. Од­нако гражданин, вступивший в брак до Достижения 18 лет, также приобретает полную гражданскую процессуальную дее­способность и уже не теряет её даже в случае расторжения брака до достижения совершеннолетия. Полностью дееспособным может быть объявлен несовершен­нолетний, достигший 16 лет, если он работает по трудовому договору (или контракту) или с согласия родителей или попечителей занимается предпринимательской дея­тельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью, дееспособным (эмансипация) производится по ре­шению органа опеки и попечительства с согласия обоих роди­телей, усыновителя или попечителя либо, при отсутствии тако­го согласия - судом.

    Частичной процессуальной дееспособностью наделены несовер­шеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Их права должны защищаться в суде их законными представителями (родителями, усыновителями или попечителями), однако суд обязан привле­кать к участию в таких делах самих несовершеннолетних: они вправе совершать в суде процессуальные действия, но отказываться от иска, заключать мировое соглашение или признавать иск эти лица могут только с согласия своих законных представителей.

    Если материальная правосубъектность в других сферах матери­альных правоотношений установлена с 14 лет, то в вопросе ус­тановления частичной процессуальной дееспособности все равно действуют правила, установленные ст. 37 ГПК РФ: в случае возникновения спора права и интересы несовершеннолетних в возрасте до 14 лет должны защищать их законные представи­тели, за исключением случаев, когда иное прямо не преду­смотрено законом.

    Ограниченная процессуальная дееспособность. Признание граж­дан ограниченно дееспособными производится в судебном по­рядке в случае, если они злоупотребляют спиртными напитка­ми или наркотиками. Ограничение дееспособности означает, что они сами не могут совершать сделки, за исключением мел­ких бытовых, получать и распоряжаться заработком, пенсией и иными доходами. Их интересы в суде представляют попечите­ли. Однако самих граждан, признанных ограниченно дееспособными, суд также обязан привлекать к участию в судеб­ном рассмотрении дела.

    По спорам неимущественного характера указанные граждане являются полностью дееспособными и обладают всеми закон­ными правами для участия в гражданском судопроизводстве.

    Полностью недееспособными являются несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (за исключением случаев, предусмотренных ГПК), а также граждане, страдающие психическими расстройствами, не способные в силу этого понимать значение своих действий и по этой причине признанные судом недееспособными. Их права и законные интересы защищаются в суде их законными представителями (родителями, усыновите­лями, опекунами).

    Еще по теме Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.:

    1. Билет 28 Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
    2. 14.Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.
    3. § 3. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность
    4. § 2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальная правоспособность иностранных организаций и международных организаций 1. Предоставление иностранным гражданам, юридическим лицам, лицам без гражданства национального режима
    5. §3. Понятие гражданском процессуальной правоспособности юридического лица и се соотношение с материальной гражданской правоспособностью
    6. Лнанских Елена Сергеевна. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПОНЯТИЕН СООТНОШЕНИЕ, 2005
    11 12 16 ..

    §2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность

    1. Гражданская процессуальная правоспособность - предусмотренная законом возможность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Она тесно связана с гражданской правоспособностью (ст. 17,18 ГК РФ), но не тождественна ей. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются не только дела, возникающие из гражданских правоотношений, но и дела, возникающие из административных, трудовых, семейных, налоговых, государственных и иных правоотношений. Для гражданского права сейчас аксиоматично, что субъектами права являются: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; российские и иностранные юридические лица; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
    Граждане обладают гражданской процессуальной правоспособностью с момента рождения, а прекращается их правоспособность в момент смерти. Что касается организаций, то их процессуальная правоспособность возникает с того момента, когда они стали субъектами материального права. Именно с этого момента они обладают правом на использование средств процессуальной защиты.
    Что касается вопроса о том, распространяется ли процессуальная правоспособность лишь на стороны и третьи лица или является понятием более широким, имеющим в виду также и других субъектов (суд, прокуратура, судебные представители и др.), то вопрос этот продолжает оставаться спорным.
    2. Гражданская процессуальная дееспособность - способность самостоятельно осуществлять защиту своих прав в суде: лично возбудить гражданское дело, лично распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, лично участвовать в судебном разбирательстве, поручать ведение своего дела судебному представителю и т. д.
    Полная гражданско-процессуальная дееспособность граждан возникает с 18 лет (ч. 1 ст. 32 ГПК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может лично осуществлять свои права и обязанности в суде, в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация - ч. 1 ст. 27 ГК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства - с согласия обоих родителей либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ч. 2 ст. 27 ГК).
    Права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а так же граждан признанных ограниченно дееспособными, должны защищаться в суде их законным представителем. В случае возбуждения дела, в котором стороной является несовершеннолетний от 14 до 18 лет либо лицо, ограниченно дееспособное, суд обязан привлечь к участию в деле несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного, которые вправе совершать в суде соответствующие процессуальные действия, однако отказываться от иска, заключать мировое соглашение или признавать иск эти лица могут только с согласия своих законных представителей.
    В некоторых правоотношениях (трудовые, колхозные, из причинения вреда и др.) несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и интересы. Так, например, уволенный по инициативе администрации несовершеннолетний 17 лет, вправе самостоятельно предъявить в суд иск о восстановлении на работе. Привлекать ли в этом случае к участию в деле его законных представителей зависит от усмотрения суда.
    Если несовершеннолетний (до 18 лет) вступил в брак с соответствующего разрешения, он приобретает дееспособность в полном объеме, в том числе и в части гражданского процесса. «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет» (ст. 21 ГК). Так, вступившая в брак 16-летняя, вправе самостоятельно возбудить дело о признании этого брака недействительным (или о его расторжении), она может предъявить иск о взыскании алиментов на ребенка и о разделе имущества. В этот же период она вправе предъявить любой другой иск, вытекающий из иных (например, жилищных) правоотношений.
    Полностью недееспособные лица (не достигшие 15 лет, объявленные недееспособными в установленном законом порядке) не могут самостоятельно вести процесс, их права и интересы защищают их законные представители (родители, усыновители, опекуны) - ч. 2 ст. 32 ГПК
    В некоторых случаях недееспособный может добиться возбуждения дела не имея на это соответствующих прав. Закон в таком случае обязывает суд оставить заявление без рассмотрения и привлечь к участию в деле законного представителя недееспособного (п. ст. 221 ГПК). Законный представитель может подтвердить все действия недееспособного либо некоторые из них. Если судья отказал в принятии заявления по основанию п. 8 ст. 129 ГПК, это не препятствует законному представителю недееспособного вторичному обращению в суд с заявлением по тому же делу, если будет устранено допущенное нарушение (ст. 129 ГПК, последний абзац).

    Страница 3 из 3

    § 3. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность

    При изучении гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности необходимо иметь в виду следующее. Указанные процессуальные категории, как и многие другие, могут быть поняты и объяснены только с учетом тесной диалектической взаимосвязи материального права, прежде всего гражданского, семейного, конституционного, административного, и гражданского процессуального. Субъекты гражданского процессуального права наделяются процессуальными правоспособностью и дееспособностью в связи с необходимостью защиты принадлежащих им прав и интересов как участников материальных правоотношений, поскольку не должна возникнуть ситуация, когда субъект материального права не имеет возможности участвовать в гражданском процессе.

    1. Гражданская процессуальная правоспособность

    1. Гражданская процессуальная правоспособность

    Общим основанием участия в гражданском процессе для всех лиц, участвующих в деле, является наличие гражданской процессуальной правоспособности (ст. 36 ГПК). Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
    Субъекты гражданского процессуального права наделяются гражданской процессуальной правоспособностью при различных и неоднозначных условиях. Гражданская процессуальная правоспособность признается за всеми гражданами России в силу факта их рождения, за коммерческими и некоммерческими организациями - при наличии прав юридического лица. На основании ст. 398 ГПК в равной степени с гражданами России гражданской процессуальной правоспособностью наделяются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации.
    Граждане правоспособны в равной мере независимо от их возраста, пола, расы, психического состояния и других критериев. Поэтому практическое значение имеет проверка наличия процессуальной правоспособности только для юридических лиц, которая производится в соответствии со ст. 49, 51 ГК и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц". Следовательно, не могут выступать в качестве стороны и иного лица, участвующего в деле, участники договора о совместной деятельности (простое товарищество), поскольку простое товарищество не является юридическим лицом. Участники договора о совместной деятельности могут выступать по спорам, связанным с их деятельностью, в качестве соистцов или соответчиков. Не могут выступать в самостоятельном качестве в суде филиалы и представительства, которые вправе участвовать в гражданском процессе только в пределах полномочий, которыми они наделены органом, утвердившим положение о филиале или представительстве.
    От имени Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальных образований в гражданском процессе соответственно выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК). Такой же порядок установлен для органов исполнительной власти всех уровней и местной администрации. В качестве условия наделения их гражданской процессуальной правоспособностью выступает компетенция органов власти либо управления, которой они наделяются актами, определяющими правовой статус этих органов, с момента создания и до прекращения их деятельности.
    Приведенные положения относятся и к общественным объединениям. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, утверждении его устава, формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов. Государственная регистрация общественного объединения необходима только для приобретения последним прав юридического лица. Но в любом случае, и при отсутствии прав юридического лица, общественное объединение вправе участвовать в суде по делам, связанным, например, с приостановлением их деятельности либо ликвидацией.
    Встречающиеся порой в научной литературе суждения о том, что для государственных органов при защите интересов других лиц основанием участия в гражданском процессе является непосредственно их компетенция, сомнительны*(39). Факт рождения для граждан, наличие прав юридического лица для организаций либо компетенции для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных образований представляют собой различные условия наделения указанных субъектов гражданского процессуального права процессуальной правоспособностью, являющейся единым основанием для участия в гражданском процессе для лиц, участвующих в деле. Данные положения вытекают из содержания ст. 36, 38, 46, 47 ГПК и ст. 124-126 ГК.

    2. Гражданская процессуальная дееспособность

    Правовой статус субъектов гражданского процессуального права связывается также с наличием гражданской процессуальной дееспособности (ст. 37 ГПК). Под нею понимается способность осуществлять свои процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия (18 лет), и организациям.
    Коммерческим и некоммерческим организациям гражданская процессуальная дееспособность принадлежит с момента их наделения правами юридического лица, а государственным органам и органам местного самоуправления - с момента их создания. Таким образом, для указанных организаций и органов гражданская процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность возникают одновременно, в связи с чем в качестве основания их участия в гражданском процессе можно рассматривать такую интегрирующую юридическую категорию, как гражданская процессуальная правосубъектность.
    Практическое значение установление наличия гражданской процессуальной дееспособности имеет только для граждан. Можно выделить несколько уровней или этапов наступления процессуальной дееспособности.
    Во-первых, полная процессуальная дееспособность, которая наступает по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. До достижения 18 лет полная процессуальная дееспособность возникает в том случае, если несовершеннолетний вступил в брак с разрешения местной администрации. В соответствии со ст. 21 ГК приобретенная в результате заключения брака гражданская, а также гражданская процессуальная дееспособность сохраняются в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
    В соответствии со ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - судом (в порядке, установленном гл. 32 ГПК). Лица, признанные в результате процедуры эмансипации полностью дееспособными в гражданском праве, соответственно приобретают в полном объеме и гражданскую процессуальную дееспособность до достижения 18 лет.
    Поэтому в ч. 2 ст. 37 ГПК прямо сказано о том, что несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипация).
    Во-вторых, частичная гражданская процессуальная дееспособность. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних.
    В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.
    Как видно, по общему правилу права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются их законными представителями. Вместе с тем, если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельной защиты своих прав и интересов. Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст. 7 Федерального закона "О производственных кооперативах". Соответственно несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в суде при возникновении споров, вытекающих из членства в кооперативах.
    На основании ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, несовершеннолетние вправе обращаться в суд за судебной защитой, например, если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. В соответствии со ст. 63 ТК заключение трудового договора допускается с 16 лет, а в отдельных случаях - с 14 и 15 лет. Поскольку такие лица наделяются трудовой правосубъектностью, то, соответственно, они должны обладать и процессуальной дееспособностью для защиты их интересов в суде.
    Другим примером может быть п. 3 ст. 62 СК, согласно которому несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
    В-третьих, ограниченная процессуальная дееспособность. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК права и охраняемые законом интересы граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их попечителями. Признание граждан ограниченно дееспособными возможно только в судебном порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Подобные граждане ограничиваются в дееспособности в части совершения сделок, за исключением мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. 30, 33 ГК) и, соответственно, их интересы в суде представляют попечители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих граждан, признанных ограниченно дееспособными.
    По остальным спорам неимущественного характера данные граждане являются полностью дееспособными и без всяких ограничений могут выступать в качестве стороны либо иного лица, участвующего в деле, например, по делам о расторжении брака (не связанным с разделом имущества), по искам о защите чести и достоинства, об установлении отцовства и другим делам неимущественного характера.
    В-четвертых, полностью недееспособные лица, которые вообще не могут выступать в суде в качестве лиц, участвующих в деле. К полностью недееспособным гражданам относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, а также граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими и признанные по данным основаниям недееспособными судом. Согласно ч. 5 ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
    Хотя ч. 4 ст. 63 ТК разрешает в отдельных случаях заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет (например, в организациях кинематографии), в случае возникновения спора в суде права и интересы таких малолетних лиц будут защищать их законные представители.
    Изложенное показывает тесную взаимосвязь категорий правоспособности и дееспособности в материальном и процессуальном праве. Условия наделения процессуальной правоспособностью, равно как и правила определения процессуальной дееспособности, должны быть достаточно гибкими, обеспечивая всем заинтересованным лицам доступность судебной защиты.
    Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность реализуются путем совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий. Граждане реализуют свою процессуальную правоспособность и дееспособность самостоятельно либо через своих представителей. Организации, а также государственные органы и органы местного самоуправления реализуют процессуальную правосубъектность через свои коллегиальные либо единоличные органы также с соответствующим подтверждением полномочий их представителей.