Вопросы субъектного состав Российской Федерации. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Конспект лекции: Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ Глава iv. заключительные

Приказы Минфина и ФНС России

    "Граждане могут заявить о разрушении объекта капстроительства для прекращения его налогообложения"

    "О включении в реестр контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники"

    "О методических рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу, заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу

    "Таблица соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации"

    "О применении освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации"

    "О форме заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц"

    "О продлении срока нахождения в реестре экспертных организаций Общества с ограниченной ответственностью "АТОЛ ДРАЙВ"

    "О казначейском сопровождении средств, получаемых юридическими лицами из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)"

    "О письме Минфина России N 02-06-07/43076, Казначейства России N 07-04-05/02-12069 от 11.06.2019"

    "О внесении изменений в контрольные соотношения налоговой декларации по НДД"

    "Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за май 2019 года"

    "О направлении контрольных соотношений налоговой декларации по НДД"

    "Об актуальном реестре аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в целях применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

    "О направлении письма Минфина России от 29.05.2019 N 03-11-09/40094" (вместе с "Письмом" Минфина России от 29.05.2019 N 03-11-09/40094)

    3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

    Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

    1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается.

    (п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

    1.1. Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации.

    (п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

    1.2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.

    (п. 1.2 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

    1.3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными.

    (п. 1.3 введен Федеральным конституционным законом от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

    2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.

    3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год.

    (п. 3 в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 N 7-ФКЗ)

    4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

    Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

    1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом Российской Федерации.

    2. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

    а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

    б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

    в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями;

    г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации;

    д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

    е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.

    Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

    1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

    2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

    Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент

    Российской Федерации

    Москва, Кремль

Нормативные акты:

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г., в ред. Федерального закона от 31 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. (с изменениями и дополнениями).

Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г.

О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Конституции РФ: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Часть 5 ст. 66 гласит: «5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом».

Согласно ч. 1 ст. 137: « 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».

Из трех вариантов, предусмотренных ч. 1 ст. 137, принятие и образование нового субъекта РФ, подлежащие регулированию специальным федеральным конституционным законом, воплощены в законодательстве – см. об этом далее. Третий вариант – изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ – еще не нашел отражения в специальном нормативном акте и вызывает немало вопросов (интересующиеся могут ознакомиться со статьей: Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2003. № 2).


Мы переходим к рассмотрению вопросов, связанных с принятием и образованием нового (новых) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Специальным нормативным правовым актом по данным вопросам является

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 31 октября 2005 г. № 7-ФКЗ) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» .

«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части .

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части».

Как видим, принятие четко обозначено с включением в состав Российской Федерации иностранной территории в виде иностранного государства или его части. Несколько смущает термин присоединение , который сам по себе допускает как добровольное вхождение в Российскую Федерацию иностранного государства или части его территории, так и принудительное включение таких территорий в Российскую Федерацию. Но как показывает дальнейший анализ Закона, он исходит из добровольного варианта.

Образование нового субъекта: предшествующая практика своей страны свидетельствует о том, что было несколько путей возникновения новых субъектов федеративного государства или новых крупных административно-территориальных единиц, потом становившихся субъектами такого государства:

Разделение единого субъекта на два новых (пример: на смену единой Чечено-Ингушской республике пришли две – Чеченская и Ингушская);

Объединение двух субъектов в один новый (пример – в истории Карачаево-Черкесской республики были период отдельного существования карачаевской и черкесской автономий);

Выделение субъекта из состава другого субъекта или включение в состав другого субъекта соответственно с повышением или понижением статуса (примеры: в истории Союза ССР было время вхождения Карело-Финской автономной республики в состав РСФСР, выделение ее в самостоятельную республику в составе СССР, преобразование в Карельскую АССР с вхождением ее в состав РСФСР);

Возможность образования новой территории путем объединения («собирания») в нее нескольких соседних территорий или, в свою очередь, разделение этой территории на несколько более мелких территорий (примеры – создание во времена СССР крупных территорий на основе совнархозов и затем восстановление прежних территорий).

Поэтому ФКЗ 2001 года осторожно подошел к формулированию понятийного ряда и назвал образованием нового субъекта «изменение состава субъектов Российской Федерации».

Однако эта «осторожность» тут же утрачена в ст. 5 Закона «Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта». Она четко гласит:

«1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации».

Можно сделать вывод, что в Законе сознательноисключены иные способы образования нового субъекта Российской Федерации. В этом плане остается только желать, чтобы такие способы в жизни не возникали, поскольку это незамедлительно поведет к локальным конфликтам. Примеры: есть националистические настроенные политики в Карачаево-Черкессии, которые хотят отделения Черкессии; такое же периодически наблюдается в Кабардино-Балкарии с желанием отделиться Балкарии).

В свою очередь в Горном Алтае и Адыгее есть политики, настроенные на возвращение в качестве автономии в состав соответствующих краев, где как положения Закона могут быть использованы.

Обратим внимание на особенности нормативной основы процессов принятия и образования. Конституция РФ и названный Федеральный конституционный закон 2001 года являются лишь общей основой соответствующих процессов. Далее она состоит из таких актов (согласно ст. 2):

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта .

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта .

Таким образом, очевидно, что принятие нового субъекта – это сначала международно-правовой процесс, предполагающий согласование воли Российской Федерации и другого государства, далее – внутригосударственный процесс Российской Федерации. Что касается образования нового субъекта – это только внутригосударственный процесс.

Однако в ходе принятия нового субъекта в Российскую Федерацию связь международного и внутригосударственного процессов надо видеть не только в том, что принятие предполагает тут же определение статуса нового субъекта и это надо сделать специальным федеральным конституционным законом. Может быть и так, что принимаемый субъект хочет объединиться с существующим субъектом РФ в новый субъект РФ. И возникает вопрос: всё делать в два этапа с разрывом по времени или же решать вопросы одномоментно.

Пример: Южная Осетия захочет стать субъектом Российской Федерации и объединиться с Северной Осетией в одну республику в составе Российской Федерации; надо ли в этом случае проводить на ее территории референдум с двумя вопросами, а также референдум на территории Северной Осетии? Или же сначала пусть войдет в состав РФ как субъект, и спустя некоторое время, если обе осетинские республики захотят, они объединятся в одну республику?

Федеральный конституционный закон 2001 г. в ст. 3 «Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта» назвал следующие условия соответствующих процессов:

Во-первых, это добровольность : «1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе».

Во-вторых, это учет государственных интересов России и иных важных факторов : «2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности ».

Хотелось бы обратить внимание на последний фактор – социально-экономические возможности субъектов Российской Федерации. В своем курсе конституционного права мы рассматриваем условия образования нового субъекта Российской Федерации. При этом предлагается учитывать социально-экономический потенциал субъектов Российской Федерации, в том числе и вновь создаваемых, в также роль этого потенциала в экономическом и социальном развитии Российской Федерации в целом.

Часть вторая статьи 65 К. предусматривает возможность увеличения числа субъектов РФ. Такая возможность может быть реализована двумя способами: путем принятия в состав РФ нового субъекта, т.е. иностранного государства или его части; путем формирования такого субъекта внутри РФ, например, путем объединения имеющихся в ее составе субъектов. Любые варианты реализации возможности увеличения числа субъектов РФ могут осуществляться только в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ", принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Это принятие осуществляется по взаимному согласию РФ и соответствующего иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным РФ с соответствующим иностранным государством. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или части и заключения соответствующего международного договора является данное иностранное государство. Президент РФ после поступления такого предложения уведомляет о нем Совет Федерации, ГД, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляется в соответствии с ФЗ "О международных договорах РФ". После подписания международного договора Президент РФ обращается в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ этого договора. В случае, если КС РФ признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции РФ, этот договор вносится в ГД на ратификацию. Одновременно с международным договором в ГД вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта. ФЗ о ратификации международного договора и Федеральный закон о принятии в РФ нового субъекта принимаются обеими палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для РФи для иностранного государства международного договора.

Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Предложение об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ. Президент РФ уведомляет о получении предложения Совет Федерации, ГД, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ. Если на референдумах были приняты соответствующие решения, Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ закона (без изм. и доп.) 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ ___________________________________________________________________ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН о порядке ПРИНЯТИЯ в РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ и ОБРАЗОВАНИЯ в ЕЕ составе НОВОГО СУБЪЕКТА Российской Федерации Одобрен Государственной Думой 30 ноября 2001 года Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ в РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ в СОСТАВЕ Российской Федерации НОВОГО СУБЪЕКТА Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона ______________________________________________________________________________ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе 1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта 1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Статья 3. Основные требования к принятию в Российскую Федерацию и образованию в ее составе нового субъекта 1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. 2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально - экономические возможности. Статья 4. Условия принятия в Российскую Федерацию нового субъекта 1. в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. 2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее - международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. 3. в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области. 4. в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи международным договором. Статья 5. Условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта 1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению. 3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации. Глава II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ в РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НОВОГО СУБЪЕКТА Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию 1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство. 2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. 3. Рассмотрение предложения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Статья 7. Вопросы, регулируемые международным договором 1. Международным договором могут быть урегулированы следующие вопросы: а) наименование и статус нового субъекта Российской Федерации; б) порядок приобретения гражданства Российской Федерации гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина Российской Федерации; в) правопреемство в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; г) действие законодательства Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; д) функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта Российской Федерации. 2. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. 3. По отдельным вопросам, связанным с принятием в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, Российской Федерацией и данным иностранным государством могут быть подписаны специальные протоколы, подлежащие ратификации одновременно с ратификацией международного договора. 4. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора. Статья 8. Внесение в Государственную Думу международного договора на ратификацию и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта 1. в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". 2. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. 3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему. Статья 9. Принятие и вступление в силу федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации 1. Федеральный закон о ратификации международного договора принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации. 3. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора. 4. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации. Глава III. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ в СОСТАВЕ Российской Федерации НОВОГО СУБЪЕКТА Статья 10. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта 1. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации (далее - заинтересованные субъекты Российской Федерации). 2. Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально - экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. в качестве сопроводительных материалов одновременно представляются: а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации; б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации; г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. 3. Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта 1. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. 2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме. 3. Если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год. 4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации. Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта 1. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом Российской Федерации. 2. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы: а) формирование органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации; б) внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года; в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами и международными организациями; г) функционирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных судов на территории нового субъекта Российской Федерации; д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации; е) действие законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации. Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации 1. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации. 2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции Российской Федерации. Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ