Какой срок назначается генеральный прокурор рф. Порядок назначения на должность и освобождение от должности генерального прокурора рф и прокуроров всех звеньев системы прокуратуры рф. Представление вносится с целью

Статья 1

Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2009, N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

б) в абзаце третьем слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

2) статью 12 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона.";

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

"Статья 12 1 . Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.";

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.";

6) дополнить статьей 15 1 следующего содержания:

"Статья 15 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.";

7) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

"Статья 16 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее - прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.";

8) дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

"Статья 19 1 . Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.";

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

10) в пункте 1 статьи 26 слова "федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти," заменить словами "федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,";

11) пункт 5 статьи 40 1 признать утратившим силу;

12) подпункт "б" пункта 1 статьи 40 5 признать утратившим силу;

13) в статье 41 7:

а) в абзаце первом пункта 2 слова "в полном объеме" заменить словами ", предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 2 2 настоящей статьи";

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

"2 2 . Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине - на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры - на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.";

в) дополнить пунктом 2 3 следующего содержания:

"2 3 . Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.";

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: "Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.";

15) в пункте 3 статьи 48 слова "пунктом 2 статьи 14" заменить словами "статьей 12 1 ".

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий - двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт "в" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).

Президент Российской Федерации

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

1.1. На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона.

2. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

5.1. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Генерального прокурора Российской Федерации неоднократно. На Генерального прокурора Российской Федерации не распространяется установленный настоящим Федеральным законом предельный возраст нахождения на службе.

7. Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ – высшее должностное лицо прокуратуры , осуществляющее общее руководство Генеральной прокуратурой РФ.

Генеральный прокурор одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов , возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. В отсутствие Генерального прокурора его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей Генерального прокурора.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ . Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора. Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по ее укреплению. Генеральный прокурор принимает участие в заседаниях Верховного суда РФ , Высшего арбитражного суда РФ, а также вправе обращаться в пленум названных судов с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Полномочия Генерального прокурора по руководству системой прокуратуры:

  1. руководит системой прокуратуры;
  2. издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников;
  3. устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда , определяет полномочия структурных подразделений;
  4. устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ;
  5. назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ , их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
  6. назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей;
  7. несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.

Указания Генерального прокурора по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Генеральный прокурор устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. Генеральный прокурор имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. Генеральный прокурор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ – первый заместитель – назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010

а) Президент РФ

б) Председатель Правительства РФ

в) Государственная Дума Федерального собрания РФ

г) Совет Федерации Федерального собрания РФ

Вопрос 9

На какой срок назначается Генеральный прокурор РФ:

а) на 5 лет б) на 15 лет в) на неопределенный срок

Представление вносится с целью:

а) устранение нарушения закона

б) с целью повышения эффективности труда

в) разрешения трудового конфликта

В течение какого срока должны быть приняты меры по устранению указанных в представлении нарушений закона:

а) в течение 10 дней б) в течение 1 месяца в) в течение 3 месяцев

Вопрос 10

Какие меры необходимо предпринять по представлению прокурора, кроме устранения нарушения закона:

а) по устранению причин и условий, способствующих нарушению закона

б) проинформировать вышестоящее руководство о результатах рассмотрения представления

в) уволить лиц, виновных в нарушении закона

Сообщается ли прокурору о результатах принятых мер:

а) сообщается в обязательном порядке и в письменной форме

б) сообщается, если об этом есть просьба прокурора в тексте представления

в) в законе нет такой нормы

Участвует ли прокурор в рассмотрении представления:

а) участвует при рассмотрении всех представлений

б) вправе принять участие в рассмотрении коллегиальным органом

в) законом этот вопрос не урегулирован

Вопрос 11

Какого вида постановления прокурора не существует:

а) постановления о возбуждении уголовного дела

б) постановления о возбуждении производства об административном правонарушении

в) постановления о возбуждении гражданского дела

Какова цель прокурорского предостережения:

а) предупредить о том, что за лицом установлено наблюдение

б) предупреждение правонарушения

в) предупреждение о том, что лицо поставлено на учет

Какое из ниже перечисленных полномочий не принадлежит прокурору при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:



а) рассматривает и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина

б) оказывает в исключительных случаях материальную помощь за счет федерального бюджета

в) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод

г) принимает меры к пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина

Вопрос 12

В каком случае прокурор предъявляет иск в суде в защиту прав человека и гражданина

а) когда в защиту пострадавшего выступили средства массовой информации

б) когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично в суде отстаивать свои права и свободы

в) законом не предусмотрено

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), является, в частности:

а) культурный и образовательный уровень сотрудников

б) соблюдение прав и свобод человека и гражданина

в) умение маскироваться при выполнении ОРД

Предметом надзора за исполнением законов органами предварительного следствия является, в частности:

а) взаимоотношения с адвокатом б) законность принимаемых решений

в) протяженность рабочего дня следователя

Вопрос 13

Следователь прокуратуры:

а) поддерживает в судах обвинение по делам, которые им расследованы

б) только проводит следствие

в) может поддерживать обвинение, если ему это поручит вышестоящий прокурор

Прокурор по уголовному делу:

а) не может сам расследовать уголовные дела

б) прокурор может расследовать только дело, подследственное прокуратуре

в) прокурор может расследовать любые преступления

Предметом надзора за исполнением законов в местах лишения свободы является:

а) состояние воспитательной работы с осужденными

б) законность нахождения лиц в местах лишения свободы

в) предупреждение побегов из мест лишения свободы

Вопрос 14

Осуществляя надзор за местами лишения свободы, прокурор может:

а) посещать места лишения свободы в рабочее время

б) посещать места лишения свободы в любое время суток

в) посещать места лишения свободы в соответствии с распорядком дня

В местах лишения свободы прокурор имеет право:

а) опрашивать осужденных б) разрешать им свидания с родственниками

в) разрешать передачи

Каким из ниже перечисленных полномочий прокурор не обладает:

а) имеет право проверять на соответствие закону приказов, распоряжений, постановлений администрации

б) имеет право требовать объяснений от должностных лиц

в) имеет право отстранить начальника колонии от исполнения обязанностей за допущенное нарушение

г) вносить протесты и представления

Вопрос 15

Каким правом не обладает прокурор, осуществляющий надзор в местах лишения свободы:

а) правом отменить дисциплинарное взыскание

б) правом немедленно освободить из штрафного изолятора, карцера, одиночной камеры

в) правом заменить один вид дисциплинарного наказания другим

Имеет ли право прокурор, осуществляющий надзор в местах лишения свободы, немедленно освободить находящееся там лицо:

а) да, если оно находится в местах лишения без законного основания

б) нет, пока не получит судебного решения

в) таких полномочий у прокурора нет

Обязательны ли постановления и требования прокурора для администрации мест лишения свободы:

Вопрос 16

Поддерживая обвинение в суде, прокурор выступает в качестве:

а) частного обвинителя б) общественного обвинителя

в) государственного обвинителя г) независимого обвинителя

Требуется ли сообщать о результатах рассмотрения протеста прокурора:

а) обязательно и незамедлительно, в письменной форме

б) если об этом есть просьба прокурора

в) закон этого не требует

Кем назначается прокурор субъекта Федерации

а) Президентом РФ б) Губернатором

в) Министром юстиции г) Генеральным прокурором

Вопрос 17

С кем согласуется вопрос о назначении прокурора субъекта Федерации:

а) с органами власти субъекта Федерации

б) с министром юстиции в) с Президентом РФ

Кому подчинены прокуроры субъектов Федерации:

а) губернатору б) Областной Думе

в) Министру юстиции г) Генеральному прокурору РФ

Кем освобождается прокурор субъекта Федерации от должности

а) Президентом РФ б) судом в) Генеральным прокурором РФ

Вопрос 18

Кем назначается Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ:

а) Генеральным прокурором РФ

б) Президентом РФ по представлению Генерального прокурора

в) Советом Федерации по представлению Генерального прокурора

Какое из подразделений Генеральной прокуратуры является совещательным органом:

а) Главное управление б) управление в) отдел г) коллегия

Какие акты по вопросам организации деятельности не относятся к компетенции Генерального прокурора:

а) приказы б) указания в) распоряжения г) законы

Вопрос 19

Какой акт Генеральный прокурор не вправе издать:

а) положение б) инструкцию в) указ

Прокурорские работники являются:

а) государственными служащими б) служащими

в) муниципальными служащими г) сотрудниками спецслужбы

Куда не вправе обжаловать вопросы о прохождении службы в органах прокуратуры:

а) в суд б) вышестоящему руководству прокуратуры в) Президенту РФ

Вопрос 20

Какое из требований не препятствует принятию лица на службу в органы прокуратуры:

а) имеет гражданство иностранного государства

б) признано судом недееспособным или ограничено дееспособным

в) осуждены и находятся в местах лишения свободы близкие родственники

г) лицо лишено судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока

Какое из требований не препятствует нахождению на службе в органах прокуратуры:

а) лицо имело или имеет судимость

б) имеет родственников за границей

в) имеет заболевание, которое препятствует исполнению служебных обязанностей

Какое из требований не препятствует службе в органах прокуратуры:

а) проживает менее 5 лет в данном регионе

б) состоит в родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью

в) отказывается от процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

Вопрос 21

На должность прокурора района, города назначаются лица не моложе:

а) 21 года б) 23 лет в) 25 лет

Для назначения на должность прокурора района (города) требуется стаж работы не менее 3-х лет в органах:

а) юстиции б) адвокатуры в) суда г) прокуратуры

На должность прокурора субъекта Федерации и приравненного к нему назначаются лица, достигшие возраста:

а) 25 лет б) 35 лет в) 30 лет

Вопрос 22

Для назначения на должность прокурора субъекта Федерации требуется стаж работы:

а) не менее 3 лет б) не менее 5 лет в) не менее 10 лет

Какие требования по стажу работы и возрасту предъявляются к Генеральному прокурору РФ:

а) не менее 35 лет и стаж 10 лет б) не менее 40 лет и стаж 15 лет

в) в законе не указано

Какова продолжительность испытания при приеме на службу в органы прокуратуры:

а) 6 месяцев б) 9 месяцев в) 1 год

Вопрос 23

Лицо, впервые назначаемое на должность следователя или прокурора:

а) дает клятву б) принимает присягу

в) законом такой формы не предусмотрено

Кто назначает на должность старших следователей и следователей по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ:

а) Генеральный прокурор РФ б) Заместитель Генерального прокурора

в) Председатель Следственного Комитета

Кто назначает следователей районной и городской прокуратур:

а) Генеральный прокурор б) прокурор субъекта Федерации

в) прокурор города (района)

Вопрос 24

В перечне целей аттестации прокурорских работников закон не указывает одну из нижеперечисленных:

а) определение соответствия занимаемой должности

б) повышение квалификации

в) повышение заработной платы

г) укрепление служебной дисциплины

Прокурорским работникам присваиваются:

а) квалификационные классы б) классные чины в) разряды

В каких случаях ношение форменного обмундирования для прокурорского работника обязательно:

а) при выезде на место происшествия б) на рабочем месте в прокуратуре

в) при рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в судах

Вопрос 25

Какой вид поощрения прокурорского работника не указан в законе:

а) выдача денежной премии

б) награждение ценным подарком

в) предоставление дополнительного отпуска

г) награждение Почетной грамотой

Какого вида дисциплинарной ответственности не указано в законе «О прокуратуре»:

а) выговор б) понижение в классном чине в) лишение классного чина

г) предупреждение о неполном служебном соответствии

Прокуроры субъектов Федерации налагают дисциплинарные взыскания:

а) на работников, назначаемых ими на должность

б) на любых работников, включая заместителей

в) вышеперечисленной градации закон не предусматривает

Вопрос 26

Какие действия в отношении прокурора и следователя допустимы:

а) досмотр вещей б) досмотр используемого транспорта

в) задержание при совершении преступления

Каков предельный возраст нахождения прокурорских работников на службе:

а) 50 лет б) 55 лет в) 60 лет

Продление срока службы свыше 60 лет возможно:

а) до 62 лет б) до 63 лет в) до 64 лет г) до 65 лет

Вопрос 27

Не может быть основанием для отставки прокурора или следователя из числа нижеперечисленных:

а) выход на пенсию

б) несогласие с решениями или действиями государственного органа

в) несогласие с действием или решением вышестоящего руководителя:

г) несогласие с решением суда по делу, по которому прокурор выступал с обвинением, а следователь расследовал дело

Работник прокуратуры, избранный депутатом, на период осуществления депутатских обязанностей:

а) прекращает службу в органах прокуратуры

б) приостанавливает службу в органах прокуратуры

в) совмещает оба вида деятельности

После прекращения полномочий депутата, прокурорскому работнику:

а) предоставляется ранее занимаемая должность

б) переводится на ступень ниже

в) закон не дает никаких гарантий

Вопрос 28

Должностные оклады прокурорских работников устанавливаются:

а) в соответствии с единой тарифной сеткой

б) в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ

в) в порядке, установленном для спецслужб

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора) не является одно из ниже перечисленных:

а) соблюдение Конституции РФ субъектами надзора

б) исполнение законов субъектами надзора

в) соблюдение законов гражданами РФ

г) соответствие законам правовых актов, издаваемых субъектами надзора

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры:

а) не подменяют иные государственные органы

б) могу выполнять функции любого государственного органа

в) могут отстранять от должности любых должностных лиц

Вопрос 29

При осуществлении возложенных на него функций общего надзора прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения:

а) беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций

б) должен заранее письменно уведомить руководителя о предстоящей проверке

в) должен иметь судебное решение на право проникновения в помещение, если нет согласия руководителя организации

При осуществлении общего надзора прокурор:

а) не имеет доступа к документам, если не возбудит уголовное дело

б) вправе иметь доступ к документам и материалам

в) ограничивает информацией руководителя в письменном виде

а) представить необходимые документы

б) представить автотранспорт для выезда на проверяемые объекты

в) представить необходимые материалы

г) представить статистические сведения

Вопрос 30

Какое требование прокурора не основано на законе:

а) выделить специалистов для выяснения возникших вопросов

б) назначить проверку по поступившему в прокуратуру материалу

в) прекратить производственную деятельность на период проверки

г) назначить ревизию

Какое полномочие прокурора из ниже перечисленных не указано в законе «О прокуратуре»:

а) право вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения законов

б) право отстранять должностное лицо от должности на период проверки

в) право вызывать граждан для дачи объяснений

Какое из действий прокурора выходит за пределы его полномочий в рамках общего надзора:

а) возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении

б) требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности

в) предостерегает о недопустимости нарушения закона

г) отстраняет правонарушителя от должности

Вопросы для подготовки к зачету (первые 55 вопросов) и к экзамену (все 100 вопросов) по дисциплине «Гражданское право, часть первая»:

1. Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Система гражданского права.

2. Принципы гражданского права (основные начала гражданского законодательства).

3. Источники гражданского права: система и общая характеристика. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства.

4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского законодательства по аналогии.

5. Понятие, характерные черты и элементы гражданских правоотношений.

6. Классификация гражданских правоотношений.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (юридические факты).

8. Правоспособность граждан: понятие и содержание.

9. Понятие и виды дееспособности граждан (по возрастному критерию). Эмансипация.

10. Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности гражданина.

11. Опека и попечительство: понятие, цели, установление и прекращение. Органы опеки и попечительства. Патронаж над дееспособными гражданами как особая форма попечительства.

12. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.

13. Предпринимательская деятельность граждан. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

14. Имя и место жительства гражданина.

15. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: порядок, условия и правовые последствия. Акты гражданского состояния и их регистрация.

16. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридического лица.

17. Правосубъектность юридических лиц (возникновение, прекращение, виды и способы реализации правоспособности). Представительства и филиалы юридических лиц. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

18. Виды юридических лиц.

19. Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.

20. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, процедура, защита прав кредиторов.

21. Ликвидация юридических лиц: понятие, процедура.

22. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).

23. Полное товарищество: понятие, фирменное наименование, учредительные документы, управление и ведение дел, реорганизация и ликвидация.

24. Складочный капитал полного товарищества. Правовой статус участника полного товарищества.

25. Товарищество на вере.

26. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.

27. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.

28. Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.

29. Управление акционерным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.

30. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.

31. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.

32. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.

33. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.

34. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.

35. Общественные и религиозные организации (объединения).

36. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.

37. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

38. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.

39. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.

40. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.

41. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.

42. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.

43. Защита чести, достоинства и деловой репутации.

44. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».

45. Форма и государственная регистрация сделок.

46. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.

47. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности.

48. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.

49. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.

50. Основания возникновения представительства. Представительство без полномочия.

51. Доверенность: понятие, виды, форма, прекращение. Передоверие.

52. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Исчисление сроков.

53. Исковая давность: понятие, виды, течение и применение. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

54. Понятие, принципы, способы и пределы осуществления гражданских прав.

55. Защита гражданских прав: понятие, порядок и способы. Понятие и состав убытков в гражданском праве.

56. Понятие, виды и признаки вещных прав.

57. Собственность и право собственности: соотношение понятий. Содержание и границы осуществления права собственности. Правоотношение собственности. Формы и виды собственности по российскому законодательству.

58. Первоначальные способы приобретения права собственности (за исключением самовольной постройки и приобретательной давности).

59. Приобретение права собственности на самовольную постройку и в силу приобретательной давности.

60. Производные способы приобретения права собственности.

61. Классификация и общая характеристика способов прекращения права собственности. Приватизация (понятие, правовое регулирование, порядок осуществления, способы приватизации) и национализация.

62. Принудительное изъятие имущества у собственника.

63. Право собственности граждан.

64. Право собственности юридических лиц.

65. Право государственной и муниципальной собственности: специфические черты, субъекты, объекты, осуществление.

66. Право хозяйственного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

67. Право оперативного ведения: субъекты, содержание, осуществление, приобретение и прекращение.

68. Земельный участок как объект вещных прав. Система и общая характеристика вещных прав на землю.

69. Особенности прекращения вещных прав на землю.

70. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения.

71. Понятие, виды и основания возникновения общей собственности.

72. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности. Распоряжение долей в праве общей долевой собственности.

73. Раздел имущества, находящегося в общей собственности, и выдел из него доли.

74. Общая совместная собственность супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

75. Правовая охрана отношений собственности. Система гражданско-правовых средств (способов) защиты вещных прав. Защита прав владельца, не являющегося собственником.

76. Гражданско-правовое обязательство: понятие, характерные черты, основания возникновения, виды.

77. Стороны и участники обязательства. Третьи лица в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Особенности долевых и солидарных обязательств.

78. Перемена лиц в обязательстве.

79. Понятие и значение гражданско-правового договора. Принцип свободы договора. Договор и закон. Действие договора.

81. Виды гражданско-правовых договоров.

82. Заключение договора: общие положения.

83. Особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах.

84. Изменение и расторжение договора: основания, порядок и последствия.

85. Понятие и система принципов исполнения обязательств.

86. Надлежащее исполнение обязательств: требования к субъектам, предмету, сроку, месту и способу исполнения.

87. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязательств. Специфика обеспечительного обязательства. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств.

88. Удержание и задаток как способы обеспечения обязательств.

89. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, правовая природа, основания возникновения, виды, прекращение. Предмет залога и обеспечиваемое залогом требование.

90. Субъекты залогового правоотношения и их права и обязанности. Обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация.

91. Ипотека (залог недвижимости).

92. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязательств.

93. Независимая гарантия, как способ обеспечения исполнения обязательств.

94. Понятие, функции и виды гражданско-правовой ответственности.

95. Возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами как формы гражданско-правовой ответственности.

96. Основания и условия гражданско-правовой ответственности.

97. Уменьшение размера ответственности. Просрочка должника и кредитора.

98. Прекращение обязательства исполнением и невозможностью исполнения. Отступное. Прощение долга.

99. Прекращение обязательства зачетом. Случаи недопустимости зачета. Зачет при уступке требования.

100. Прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, смертью гражданина и ликвидацией юридического лица. Новация.

9.5. Примерные вопросы для оценки знаний на зачете (1-65) и на экзамене (1-143)

Адм. право

1. Управление: понятие, признаки и виды.

2. Исполнительная власть в системе разделения государственной власти: понятие и принципы функционирования.

3. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

4. Механизм государственного управления: отрасли, сферы, регионы.

5. Принцип сочетания централизма и децентрализации в государственном управлении.

6. Предмет административного права.

7. Соотношение административного права с другими отраслями права.

8. Метод административного права.

9. Административно-правовые режимы: понятие, виды, порядок введения и отмены.

10. Административно-правовые нормы: понятие, виды, структура.

11. Административно-правовые отношения: понятие, виды, структура, их особенности и способы защиты.

12. Источники административного права: понятие и виды.

13. Субъекты административного права: понятие и виды.

14. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

15. Право граждан участвовать в управлении делами государства.

16. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

17. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.

18. Обращения граждан, общий и специальный порядок их рассмотрения.

19. Административный (внесудебный и досудебный) порядок рассмотрения споров в публичном управлении.

20. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

21. Понятие и виды коллективных субъектов. Административно-правовой статус коллективных субъектов.

22. Формы и процедуры участия институтов гражданского общества в государственном управлении.

23. Административно-правовой статус общественных объединений.

24. Административно-правовой статус некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

25. Административно-правовой статус саморегулируемых организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

26. Административно-правовой статус религиозных организаций.

27. Административно-правовой статус политических партий.

28. Административно-правовой статус государственных корпораций.

29. Административно-правовой статус благотворительных организаций.

30. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий.

31. Административно-правовой статус государственных учреждений.

32. Президент Российской Федерации и исполнительная власть в системе государственной власти.

33. Органы исполнительной власти: понятие и основы правового статуса.

34. Правовой статус Правительства Российской Федерации.

35. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства: понятие, виды, порядок организации и деятельности, компетенция, взаимодействие в системе исполнительной власти.

36. Территориальные органы исполнительной власти.

37. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

38. Формирование органов исполнительной власти.

39. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти.

40. Административно-правовые отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

41. Виды государственной службы, должностей и государственных служащих по действующему законодательству. Реестры должностей государственной службы.

42. Государственная служба: понятие, принципы, правовые основы.

43. Система государственной службы: федеральная государственная гражданская служба, государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации, военная служба, правоохранительная служба.

44. Государственные служащие: классификация, права, обязанности, ответственность.

45. Должностное лицо: понятие и виды.

46. Поступление на государственную службу и иные виды службы.

47. Прохождение государственной гражданской службы.

48. Меры поощрения и стимулирования.

49. Ответственность служащих за служебные проступки и её виды. Дисциплинарные взыскания.

50. Прекращение служебных отношений (основания и порядок).

51. Противодействие коррупции административно-правовыми средствами в системе государственной службы.

52. Правовой механизм противодействия административному произволу и административному усмотрению.

53. Формы управленческой деятельности: понятие и сущность.

54. Виды форм управленческих действий.

55. Правовой акт управления: понятие, признаки, юридическое значение, классификация.

56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

57. Административно-правовые договоры как правовая форма управления.

58. Действие правовых актов управления: юридическая сила, ее утрата, приостановление исполнения.

59. Правовая природа административного регламента исполнения государственной функции.

60. Правовая природа административного регламента оказания государственной услуги.

61. Правовая природа технических регламентов.

62. Методы государственного управления: понятие, признаки и виды.

63. Административно-правовое убеждение: понятие, виды, правовые основы, значение и виды.

64. Административно-правовое принуждение: понятие, особенность и виды.

65. Дисциплинарная ответственность: понятие, основания, порядок применения. Основные институты зарубежного административного права.

66. Контрольно-предупредительные (превентивные) меры: формы и правовая природа мероприятий по контролю, субъекты контрольных мероприятий, цели, объем, сроки и порядок проведения плановых и внеплановых проверок, гарантии государственной защиты при проведении контрольных мероприятий, характеристики документарной проверки, правовой режим постоянного государственного контроля (надзора), правовой режим плановых (рейдовых) осмотров, обследований, допустимость осуществления отдельных контрольных полномочий организациями, подведомственными органам исполнительной власти, юридическое значение акта проверки, юридические последствия государственного контроля (надзора).

67. Административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд.

68. Пресекательно-обеспечительные меры административного принуждения

69. Административно-восстановительные меры в системе мер административного принуждения

70. Виды административных наказаний и правила их применения.

71. Правовые основания и условия административной ответственности.

72. Субъекты административной ответственности.

73. Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

74. Законность и дисциплина в государственном управлении: понятие, сущность и особенность.

75. Способы и средства обеспечения законности в государственном управлении.

76. Государственный контроль и его виды в системе государственного управления.

77. Президентский контроль в системе государственного управления.

78. Контроль вышестоящих органов исполнительной власти за нижестоящими органами.

79. Административный надзор: понятие и виды.

80. Федеральные службы: правовой статус, виды.

81. Понятие, принципы, особенности и виды административно-процессуальной деятельности.

82. Административно-нормотворческий процесс как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты). Административно-нормотворческие производства.

83. Лицензирование как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

84. Регистрация актов гражданского состояния, прав на объекты недвижимости, транспорта и др. как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

85. Аккредитация, сертификация как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты).

86. Понятие и характеристика приватизационного административного процесса.

87. Административные процедуры, их отличие от административного судопроизводства.

88. Административно-юрисдикционный (правоохранительный) процесс: особенности, черты. Административно-юрисдикционные производства.

89. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях.

90. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.

91. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

92. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях.

93. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Соблюдение законов и сохранение правопорядка в стране зависят от того, кто стоит во главе одной из главных структур нашей страны - Генеральной прокуратуры РФ. Этот орган обязан реагировать на любое нарушение в части исполнения законодательных актов, прав и свобод граждан, осуществлять прокурорский надзор с целью контроля за соблюдением организациями нормативно-правовых актов и законов РФ. Кто может занимать эту должность и что именно входит в перечень полномочий генерального прокурора? Об этом в статье ниже.

Назначение и вступление в должность

Генеральный прокурор РФ является должностным лицом, которое возглавляет Прокуратуру. Кандидат на данную должность выдвигается президентом России. Генеральный прокурор вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность его первых заместителей. В случае если за кандидата на должность Генпрокурора на Совете Федерации Федерального Собрания РФ не будет набрано нужного количества голосов, то дается еще один месяц на подбор другого кандидата.

Назначение на должность генерального прокурора РФ происходит на основании решения наивысшего органа исполнительной и законодательной власти Советом Федерации ФС РФ.

В случае положительного решения кандидат вступает в должность с момента принятия присяги, которую он приносит председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ. Текст клятвы содержит следующие слова: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, ориентироваться в своей деятельности на интересы граждан, защищать их права и свободу, а также защищать в первую очередь интересы своего государства».

Требования к кандидату

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Срок деятельности и отчетность о ее результатах

Срок полномочий генерального прокурора РФ ограничен и составляет не более 5 лет. Любые изменения, касаемые деятельности генпрокурора, публикуются в прессе, в частности в «Российской газете». Это касается также и освещения результатов его деятельности, о которых он ежегодно должен докладывать лично на заседании Федерального Собрания. Текст доклада включает в себя сведения и цифры статистики об уровне преступности, раскрываемости преступлений, состоянии правопорядка в стране, а также о мерах, которые были предприняты для улучшения общей ситуации.

В случае невозможности исполнения своих должностных обязанностей полномочия и права Генерального прокурора РФ переходят на его первого заместителя. А если они оба лишены права на занимаемую должность либо имеют место иные причины, то полномочия переходят ниже по иерархической лестнице. Один и тот же человек может быть назначен на должность генерального прокурора РФ неоднократно.

Структура правления

Генеральной прокурор РФ имеет в подчинении очень большую структуру. Следующие за ним по иерархической лестнице - первые заместители, всего их два. В ведение одного входит руководство системой территориальных прокуратур: прокуратуры федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов и городов. Второй заместитель ведает отраслевыми прокуратурами, куда относятся транспортные, военные, торговые, технические, природоохранные и др., на территории субъектов и федеральных округов нашей страны.

В решении особых вопросов генпрокурору помогают старшие помощники (в том числе по особым делам), советники, помощники. Роль совещательного органа играет коллегия генпрокуратуры России.

Нормативные акты, издаваемые генпрокурором

Свои указания Генеральный прокурор РФ излагает в виде: приказов, инструкций, положений, указаний, распоряжений. На основании данных документов происходит:

  • Регулирование вопросов деятельности прокуратуры России.
  • Определение порядка мер материального и социального обеспечения сотрудников прокуратуры и другие вопросы, которые регламентируются законом о прокуратуре.

Основные вопросы, касающиеся организации надзора и управления в нижестоящих структурных подразделениях; контроля за соблюдением законов, и др. вопросы отражаются в приказах. Также в данном нормативном акте могут быть закреплены задачи для выполнения мероприятий по розыску людей.

Более узкие вопросы, касающиеся деятельности работы подразделений, отражаются в указании. Это нормативный акт, который, к примеру, нацелен на улучшение внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля за исполнением отдельных вопросов и другие аспекты. Примечательно то, что с целью контроля за исполнением изложенных в нем указаний может быть проведена предварительная проверка. Обязательными для исполнения являются указания, которые касаются вопросов дознания, за исключением тех, которые требуют урегулирования на законодательном уровне.

Кратковременные задачи излагают в виде распоряжений, они направлены на выполнение разовых поручений. С помощью положений регулируют статус подразделений и отделов всей системы российской прокуратуры. Четкое распределение обязанностей внутри каждого внутреннего подразделения, действий относительно совершения тех или иных мероприятий (например, о хранении документов, делопроизводстве, вещественных доказательств) излагается в инструкциях.

Любой из вышеназванных нормативно-правовых документов публикуется в печати, издание называется «Законность».

Полномочия

В число полномочий генерального прокурора РФ входят:

  • Руководство системой прокуратур.
  • Установление штатной численности и структуры Генпрокуратуры, подчиненных учреждений и органов. Исключение составляет Следственный комитет при прокуратуре РФ.
  • Издание нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность прокуратуры и организационные вопросы, порядок выполнения социальных и материальных мер обеспечения сотрудников прокуратуры.
  • Определение в рамках фонда оплаты труда и штатной численности количества сотрудников Генпрокуратуры России, а также полномочия подведомственных структурных подразделений.
  • Ответственность за выполнение поставленных перед прокуратурой задач.
  • Назначение и освобождение занимаемой должности: прокуроров и их заместителей в субъектах нашей страны; директоров или ректоров, заместителей образовательных и научных учреждений системы прокуратуры.

Полномочия генерального прокурора РФ позволяют ему устанавливать сроки и порядок проведения аттестации сотрудников прокуратуры. Стоит отметить, что сюда не входят следователи. Также на сотрудников Следственного Комитета при прокуратуре РФ не распространяются полномочия генерального прокурора РФ по наложению дисциплинарного взыскания.

Права и обязанности

Как и у любого должностного лица, права и обязанности Генпрокурора имеют четко очерченные границы. В число компетенций генерального прокурора РФ входят:

  • На основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлять полное руководство органами и подразделениями прокуратуры.
  • Реорганизовывать, образовывать и ликвидировать учреждения, органы прокуратуры, определять их компетенцию и статус.
  • Утверждать план проведения комплексных проверок, относительно деятельности прокуратуры субъектов или специализированных прокуратур, время приема граждан заместителями, начальниками главных управлений генпрокуратуры, а также план работы Генпрокуратуры и ее коллегии.
  • Принимать решение о выдаче лиц, являющихся иностранными гражданами или без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении какого-либо преступления. Сюда также относятся ситуации, когда лицо уже осуждено на территории иностранного государства.
  • Перекладывать ряд функций на органы военной прокуратуры в те регионы, где осуществление полномочий гражданской невозможно, в том числе и за пределами нашей страны, где расположенные вооруженные силы РФ.
  • Устанавливать или менять порядок принятия прокурорами присяги.
  • Принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного суда, Верховного Суда РФ, комитетов и комиссий Федерального Собрания РФ и др.
  • Иные права и обязанности, которые закреплены в законе.

Обращения граждан в адрес Генпрокурора РФ

Одна из компетенций руководителя Генеральной прокуратуры - реагирование на обращения граждан. Требуются веские основания или причины для того, чтобы написать жалобу генеральному прокурору РФ. Как правило, обращение в эту инстанцию относится к числу последних, которые могли бы разрешить спорную ситуацию, поскольку предыдущие результата не принесли. Подать обращение можно письменно с оставлением в канцелярии прокуратуры, в электронном виде на официальном сайте, по почте, при личном визите к генеральному прокурору.

Любой гражданин, без ограничений, имеет право на защиту его интересов. Для этого существует определенный порядок, который регламентирует процесс рассмотрения и разрешения обращений. Если сведения, которые в нем указаны, не требуют дополнительного разбирательства, проверки и изучения, то ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней. В остальных случаях срок составляет тридцать календарных дней. В случае если за это время решение принято не было, то срок может быть продлен еще на такой же период либо обращение передается в инстанцию, компетенции которой достаточны для решения спорной ситуации.

Полномочиями Генпрокуратуры определен ограниченный перечень вопросов, рассматриваемых в ее ведении. Так, гражданин может обратиться со следующими вопросами:

  • О признаках коррупции со стороны должностных и высокопоставленных лиц.
  • О неправомерных и противоправных действиях со стороны чиновников и должностных лиц.
  • О решениях федеральных органов власти, которые противоречат закону.
  • О вопросах обеспечения интересов государства и общества.

Это лишь часть из того, что может быть рассмотрено генеральной прокуратурой. Естественно, если в тексте обращения, жалобы содержатся сведения, которые относятся к ведению нижестоящих инстанций (прокуратур), то таковые будут переданы на рассмотрение им. Только в том случае, если гражданин уже обращался в другие инстанции и не получил там ответа или удовлетворительного решения, приложил его к своему обращению (или указал текст ответа в нем) и направил уже в генпрокуратуру, то оно будет рассмотрено в должном порядке.

При передаче жалобы, заявления генеральный прокурор может оставить за собой право на установление контроля за его исполнением. В течение 7 дней документ должен поступить в соответствующее подразделение.

Прокурорские проверки

Один из способов контроля - прокурорские проверки, под надзором могут оказаться как физические, так и юридические лица. Это не означает, что тот, кто назначает генерального прокурора РФ на должность, не может проконтролировать и его самого. Так, по поручению Президента Российской Федерации могут быть инициированы прокурорские проверки, которые касаются правомерности действий руководителей федеральных и государственных структур, органов власти. Сюда же относятся ведомства регионов и субъектов федерации.

Срок проведения проверки составляет тридцать календарных дней. Он может быть приостановлен на время для проведения дополнительных действий, экспертиз, испытаний, исследований, необходимых для подготовки окончального вывода. В целом длительность приостановлений проверки не должна быть более шести месяцев. Генеральный прокурор может дать разрешение, в исключительных случаях, на продление срока проверки. Однако на это должны быть веские основания.

Прокуроры в России

За 27 лет в должности Генпрокурора России побывало не так много людей:

  1. Валентин Георгиевич Степанков - с 28 февраля 1991 года по 05 октября 1993 года. В те времена назначение на должность осуществлялось на основании постановления Верховного Совета РСФСР.
  2. Алексей Иванович Казанник - с 05 октября 1993 года по 25 апреля 1994 года. В это время уже президент это тот, кто назначает генерального прокурора РФ, на основании указа.
  3. Алексей Николаевич Ильюшенко и Олег Иванович Гайданов - исполняли свои обязанности друг за другом, пока подбирали подходящую кандидатуру на пост Генпрокурора.
  4. Юрий Ильич Скуратов - с 24 октября 1995 года по 19 апреля 2000 года. В 1999 году на него было возбуждено уголовное дело, в связи с чем был освобожден от занимаемой должности.
  5. Владимир Васильевич Устинов - первый бывший генеральный прокурор РФ, который за весь многолетний период (с 17 мая 2000 года по 02 июня 2006 года) был переназначен на свою должность дважды. Стоит отметить, что он являлся первым заместителем генпрокурора Скуратова вместе с Юрием Чайкой.
  6. Юрий Яковлевич Чайка - занимает свою должность уже третий раз подряд, с 23 июня 2006 года и по настоящее время.