Понятие и характеристика финансовых правоотношений. Понятие и признаки финансового правоотношения

Финансовое правоотношение — разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы , следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущйости обусловлено государственной волей, интересами государства .

Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Имеется в виду следующее.

Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права , которая является средством реализации интересов всего общества , различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Финансово-правовое отношение является, в сущности, отношением экономическим. Е.А. Ровинекий отмечал, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отношений. Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму.

В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов , сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоя-нием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований собственно финансовых отношений в режиме сложившейся экономической ситуации. Так, представительный орган власти утверждает бюджет, закладывая в него те нормативы, которые в той или иной мере сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отношений, а, следовательно, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, можно утверждать, что все они в сущности являются отношениями экономическими.

Одной из характерных черт финансового правоотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем — от последних к различным субъектам. Однако, подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, надо помнить, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материальные. К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. К организационным, или процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование ; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо организационные отношения имеют конечной целью движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств

Финансовое правоотношение в сущности является властеотношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон финансового правоотношения всегда является: а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ); б) муниципальное образование; в) уполномоченный государством орган. Все эти субъекты способны давать властные предписания.

В науке финансового права признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традици-онно характеризуется как властно-имущественное.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Последнее нередко возникает в сфере финансовой деятельности государства и носит имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы. При этом права данного вида, как правило, четко выражены в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов. НК РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами. В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки, вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д. Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими, т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия госу-дарственных органов являются их компетенционными правами, которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Однако ана-лиз показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации, а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и в зависимости от этого принимать решения. Например, налоговый орган, обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

Вместе тем в рассматриваемых финансовых правоотношениях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации. Главным такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделяются и государственные органы.

Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансовом правоотношении пассивного типа, то она проста и заключается в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу-ществлении его права.

Таким образом, в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собствен - ные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных случаях — госу-дарственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятствовать осущест-влению этого права.

3. Регулятивное финансовое правоотношение — это почти всегда правоотношение со сложной структурой, что также оказывает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом правоотношении. Финансовое правоотношение со сложной структурой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъективных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями. В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений: а) межбюджетные правоотношения; б) правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу; в) налоговые правоотношения с длительным налоговым периодом. В их правоотношение со сложной динамической структурой; обычное сложное правоотношение; система правоотношений (или комплексное правоотношение), в которой центральное правоотношение со сложной структурой сопровождают производные и зависимые от него иные правовые связи. В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные. Ос-новное финансовое правоотношение создает как бы скелет, несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязанности в структурно сложном финансовом правоотношении можно разделить на основные и производные.

Правоотношением со сложной динамической структурой в финансовом праве является бюджетно-процессуалъное правоотношение. Оно характеризуется тем, что по мере накопления юридических фактов его структура изменяется, переходя из одной стадии в другую. К примеру, факт составления проекта бюджета образует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению и утверждению проекта бюджета. Отсюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основных пра-воотношений, к которым привязаны производные. В качестве одного из основных может быть выделено, например, правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по рассмотрению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются

Обычным сложным финансово-правовым отношением является межбюджетное правоотношение. Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне, которая имеет право требовать их выделения, но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролировать такое использова-ние, производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение — выделение финансовых ресур-сов — настраиваются все остальные.

Систему правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение, которое включает правоотношение, базирую-щееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, на праве требования его уплаты. Оно является структурно сложным, так как к этому правоотношению как бы привязываются все другие, в рамках которых осуществляется реализация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля (главным образом в виде камеральных проверок) и т.д. Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности, в частности обязанность вести налоговый учет , встать на учет в налоговых органах, проводить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Соответственно, не имели смысла права налоговых органов, закрепленные в

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной и иной деятельности). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности (процессуальные финансовые правоотношения), также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все указанные специфические черты, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т. п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 БК РФ. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Лучшему пониманию содержания и особенностей финансовых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защиты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или Необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном счете регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов.

В процессе воздействия государства с помощью правовых норм на отношения в сфере финансовой деятельности возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения. Участники этих отношений выступают как конкретные носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами. Финансово-правовые отношения являются юридической формой проявления и закрепления финансовых отношений.

В финансовых правоотношениях оказываются субъективные права их участников, то есть происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, участвующих в этой деятельности.

Таким образом, общественные отношения, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, будучи урегулированными нормами права, приобретают форму финансовых правоотношений (финансово-правовых отношений). Эти правоотношения возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимосвязи через субъективные юридические права и обязанности, и такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. За пределами правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может. Финансовые отношения существуют только в форме правоотношений.

Понятно, что фактические (материальные) отношения в сфере финансов могут отклоняться от предписаний (правовых норм), установленных государством (например, сокрытие дохода от налогообложения), является правонарушением, а не финансовыми отношениями вне правоотношений.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют определенную присущую только им специфику. Основными особенностями финансово-правовых отношений являются:

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

2. Объект финансовых отношений - деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязательств.

3. Одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган.

4. В финансовых правоотношениях не бывает равенства сторон.

5. Финансовые правоотношения выражают организующую роль государства в распределении и перераспределении национального дохода страны;

6. Финансовые отношения носят государственно-властный имущественный (денежный) характер, поэтому эти общественные отношения можно определить как властно-имущественные.

7. Права и обязанности сторон финансовых правоотношений определяются непосредственно законом или нормативно-правовым актом. Поэтому возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений всегда связано с законом или иным нормативно-правовым актом.

Совокупность указанных рис определяют специфику финансовых правоотношений. Ни одна из них в отдельности не может охарактеризовать финансово-правовые отношения в полной мере.

Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают круг, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма лиц; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений. Например, модель поведения участников правоотношений при уплате налога на добавленную стоимость сформулирована Законом Украины об этом налоге. В Законе установлены права и обязанности участников финансовых отношений при внесении налога на добавленную стоимость, который является одним из основных доходов Государственного бюджета. Конкретизируются эти предписания государства в финансовых правоотношениях, возникающих между органом государственной налоговой службы, уполномоченным банком и плательщиком налога. В случае невнесения налогового платежа в срок, непредставления необходимых документов в действие будут приведены юридические средства обеспечения прав органов налоговой службы, представляющие интересы государства в целом и обязанности плательщика. Одновременно с обеспечением юридических прав органов налоговой службы в правоотношениях обеспечивается и право другой стороны - налогоплательщика (например, право обжаловать действия налоговой инспекции).

В финансовых правоотношениях реализуются все финансово-правовые нормы. Предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования фондов денежных средств, содержащихся в нормативно-правовых актах, является юридической формой, которая наполнена материальными средствами при осуществлении позитивных действий (внесении обязательных платежей, использовании средств внебюджетных целевых фондов и др.), этим и достигается цель финансово-правового регулирования.

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим - субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой. Признаки субъективного права и юридической обязанности приведены на рис. 3.1.

Субъективные права - это мера разрешенной (возможной) поведения, принадлежит финансовому или кредитном органа для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, и обеспечена юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщиком налога) .

Рис. 3.1. Признаки субъективного права и юридической обязанности

Именно обязанности другой стороны финансовых правоотношений, содержащиеся в финансово-правовой норме, и является гарантией соблюдения прав уполномоченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может заключаться в сдержанности от действий (использование бюджетных средств не по бюджетным назначениям), или, наоборот, выполнении долга (уплатить налог). Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях - это приписана обязанному субъекту (например, получателю бюджетных ассигнований) и обеспечена возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган, который должен выполнить предписание, например Верховной Рады Украины, содержащийся в законе о Государственном бюджете Украины.

Для возникновения финансовых правоотношений недостаточно издания только нормативно-правового акта, поскольку в нем содержатся только типичные признаки для возникновения таких правоотношений.

Так, ст. 67 Конституции Украины содержит норму, которая возлагает обязанность на всех, кто доход, платить налог. Все об этом знают, но пока гражданин или юридическое лицо, опираясь на налоговое законодательство, не подаст налоговую декларацию - индивидуальный юридический акт, является юридическим фактом, с которым будет связано возникновение налоговых правоотношений, они не возникнут.

Юридический факт - это жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В финансовых правоотношениях, как и во всех видах правоотношений, юридические факты подразделяются на действия и события.

Юридические факты - действия в финансовых правоотношениях, которые можно подразделить на правомерные и неправомерные.

Правомерны ли действия как волевое поведение, предполагается финансово-правовой нормой, делятся на: 1) индивидуальные акты; 2) юридические поступки; 3) правомерные действия, направленные на поддержку финансовых интересов государства.

Индивидуальный акт - это правомерное действие стороны финансовых правоотношений, с которой связаны юридические последствия. Например, подача налоговой декларации в налоговую инспекцию.

Юридический поступок - это правомерное действие, с которой финансово-правовая норма связывает юридические последствия за сам факт волевого действия. Например, налогоплательщик заявляет об обнаружении неполного подсчета доходов, подлежащих налогообложению.

К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, благотворительные взносы в Государственный или местные бюджеты), но и неправомерные действия, то есть поведение лиц, не соответствует требованиям финансово-правовых норм, приводит к правонарушениям (нецелевое использование субвенции местным органом) и вызывает защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов.

И наконец, юридические факты в виде юридических событий - это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но несет за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение ребенка дает право одному из родителей, если его месячный доход не превышает 10 минимальных заработных плат, на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум доходов граждан.

Изменение финансовых правоотношений, следовательно, происходит на основании нормативно-правового акта, в котором предусматриваются различные юридические факты.

Прекращение финансовых правоотношений осуществляется также в строго предусмотренных нормативно-правовыми актами случаях, например выход на пенсию, погашение финансовых обязательств и др.

Государство и органы местного самоуправления должна постоянно управлять финансовой деятельностью; мобилизовать, распределять и использовать денежные ресурсы, концентрированные в фондах. В связи с этим государство и органы местного самоуправления в финансовых правоотношениях участвуют как властные субъекты, которые на основании нормативно-правовых актов распоряжаются денежными средствами (денежные средства - имущество), а отношения, возникающие при этом, носят властно имущественный характер.

Финансовые отношения могут иметь и организационный характер (финансовый контроль, составление, рассмотрение и утверждение финансовых планов в виде бюджета, сметы и др.). Но на основе этих организационных отношений неизбежно возникают и денежные отношения. Финансовый контроль осуществляется для проверки правильности расходования средств из денежных фондов, то есть на основе организационных финансовых правоотношений возникают конкретные финансовые правоотношения, по материальному содержанию и по финансово-правовых институтов классифицируются на: бюджетные; отношения по формированию и использованию целевых государственных и муниципальных внебюджетных фондов; по обязательным платежам (налоговым и неналоговым) по государственному долгу; государственного кредита; сметно-бюджетного финансирования; государственного кредитования; государственного страхования; денежного обращения; валютного контроля. Через эти отношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие распоряжение этих норм по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для функционирования государства, органов местного самоуправления и органов, разрешенных государством.

Финансовые правоотношения весьма многочисленны и многообразны. их можно классифицировать по кругу участников, по способу государственной защиты, по продолжительности действия и другим основаниям. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация в зависимости от структуры финансовой системы государства.

В связи с наличием материальных и процессуальных норм финансового права финансовые отношения можно разделить на материальные и процессуальные.

Из-за материальных финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов, которые выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, перераспределения, изъятия и др. этих конкретно определенных финансовых средств.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают в ходе установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, порядка их распределения, форм и методов контроля за их использованием. Государственно-властный элемент проявляется в данном случае в определении и регламентации форм, методов, порядка и сроков поступлений средств, определении целей и мероприятий, на которые они могут быть использованы.

Финансовое право регулирует отношения, включаются в его предмет, определяет права и обязанности их участников, то есть органов государства, местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в финансовой деятельности. Эти участники и являются субъектами финансового права, и, как правило, становятся субъектами финансовых правоотношений. Но не всегда субъекты финансового права являются субъектами конкретных финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений - юридические лица и граждане, которые на основании правовых норм могут быть участниками финансовых отношений. К ним можно отнести все три основные группы, на которые делятся субъекты права:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

Но при этом следует обратить внимание на то, что одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган.

Субъект финансового права - это участник финансовых отношений, который по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Свойство юридического или физического лица быть носителем юридических прав и обязанностей через юридические нормы называется правосубъектностью. Правосубъектность в финансовом праве включает два элемента: возможность иметь права и нести обязанности (правоспособность) и возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности (дееспособность). Так, граждане Украины знают, что ст. 67 Конституции Украины возлагает обязанность на каждого, что доход, подавать ежегодно декларацию об имущественном положении и своих доходах за прошлый год и платить налог. Гражданин, имеющий заработанный доход, является субъектом финансового права и потенциальным субъектом финансовых правоотношений. После подачи декларации о доходах гражданин вступает в конкретные финансовые правоотношения с органом налоговой службы. Правосубъектность в финансовом праве - понятие более широкое, чем субъекты финансовых отношений. Субъекты финансового права - это юридические и физические лица, которые наделены правосубъектностью и могут стать участниками финансовых правоотношений.

Субъектами финансового права является государство, административно-территориальные образования; юридические лица - предприятия всех форм собственности, учреждения, общественные организации, то есть коллективные субъекты, и граждане - индивидуальные субъекты.

Государство выступает, как правило, в лице Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров, Министерства финансов и Национального банка Украины. Например, в отношениях по государственному кредиту Украине выступает в лице Кабинета Министров, а ответственность за государственным долгом Украины несет как государство, являющееся субъектом финансового права.

Вопросы классификации правовых отношений всегда привлекали внимание ученых. И это не случайно. Классификация помогает научному осмыслению всего массива отношений, охватываемых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления.

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотношений. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой специфики, могут быть выделены и специфические критерии классификации правоотношений.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-правовых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они про- изводны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл. 16 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особенностях способа индивидуализации субъектов. Относительные право-отношения (двусторонне индивидуализированные) - это те, в ко-торых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия. Основная масса финансовых право-отношений - это относительные правоотношения, что обусловлено методом властных предписаний с опорой на позитивные обязы- вания, доминирующим в финансовом праве. Здесь управомочен- ному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюд-жетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, от-ношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в сравнении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) - это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственное/на основе процессуальных финансово-правовых норм. «В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению использованию определенных финансовых ресурсов... В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юри-дическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых их распределение и использование

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга- требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д. К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по о налоговых наруше

ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения: а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю; б) бюджетные; в) по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий; г) налоговые; д) по неналоговым доходам; е) по государственному внутреннему долгу; ж) по сметно-бюджетному финансированию; з) по государственному внебюджетному финансированию; и) по государственному страхованию; к) по денежному обращению и расчетам; л) по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделены на имущественные и неимущественные на основании особен-

См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 63-64.

ностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне-бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в виде, т.е. не

как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осу ществ лению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве.

Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налого-вые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотношения в системе сложного прежде всего осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством и муниципальными образованиями. К ним относятся: в налоговом правоотношении правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; в межбюджетном правоотношении - правоотношение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию обязанности в определенный срок и в причитающихся

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Думу.

На основе этого правоотношения, как основного, строятся производные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Го"сударственной Думе в первом чтении и, в частности, правоотно-шение между Государственной Думой и Правительством РФ в связи с неудовлетворительной подготовкой проекта бюджета (возврат проекта бюджета в Правительство РФ на доработку, направление в согласительную комиссию и др.).

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор - это лишь своего рода разъяснение к такому решению. Здесь финансовый орган лишь несколько конкретизируют обязанность организации в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсюда, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий финансового органа. Соответственно, договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения - явление достаточно редкое. Это, например, отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления - на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно-шения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним отйосятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное чейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения жсубъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финан- правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю. К двусторонним финансовым со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должников. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ при реорганизации предприятия допускается несколько преемников в качестве должников по налоговому обязательству.

Контрольные вопросы и задания

Специфические характеристики финансового правоотношения.

В чем заключается властно-имущественный характер фи-нансового правоотношения?

Дайте понятие-финансового правоотношения.

Во всех ли случаях субъект финансового права и субъект финансового правоотношения совпадают в одном лице?

Приведите основные научные позиции по вопросу об объекте правоотношения.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  • 1) бюджетные;
  • 2) налоговые;
  • 3) в области страхования;
  • 4) кредита (государственного и банковского);
  • 5) расчетов, регулируемых финансовым правом:
  • 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • 7) контрольные.

По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности. финансовое правоотношение бюджет субъект

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

по структуре их юридического содержания -- простые и сложные;

по объекту -- имущественные и неимущественные;

по юридическому характеру взаимоотношений участников -- на вертикальные и горизонтальные;

по форме проявления -- двусторонние и многосторонние и т.д.