Договор об отчуждении исключительных прав на произведения изобразительного искусства. Интеллектуальные права и право собственности. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства имеют нематериальный (идеальный) характер, в связи с чем необходимо различать экземпляр, материальный носитель, в котором выражено произведение, и само произведение. При этом передача материального носителя произведения не влечет переход прав на него. Согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 настоящего Кодекса.

Нормы комментируемой статьи предусматривают особенности, характерные для оригиналов некоторых произведений, к которым относятся:

— рукописи;

— произведения живописи;

— скульптуры.

Распространение данной нормы на рукописи является новеллой ГК РФ. При наличии нескольких рукописей произведения отчуждение исключительного права на произведение допускается в отношении лишь одной из рукописей, что должно быть определено автором.

Особыми признаками перечисленных в статье объектов и их правового режима являются:

— неразрывная связь произведения с материальным носителем;

— существование в единичном экземпляре;

— копия оригинала, выполненная в результате творческой деятельности человека, представляющая собой новый объект;

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «с отчуждением исключительного права на художественное произведение нельзя смешивать отчуждение права собственности на это произведение. Закон, опасаясь такого смешения, счел необходимым указать, что отчуждение художником художественного произведения не переносит на приобретателя авторское право на это произведение, если в договоре не упомянуто об этом (ст. 69551). Однако отчуждение права собственности отражается несколько и на исключительном праве. Картина, бронза, мрамор имеются в одном экземпляре. Осуществляя свое право собственности, собственник художественного произведения не обязан допускать художника к пользованию этим произведением для повторения, размножения или издания его (ст. 69553). С другой стороны, то же осуществление права собственности приводит к возможности без нарушения исключительного права художника поместить его произведение на публичной выставке, не испрашивая его согласия (ст. 69556, п. 5). Художник защищается против нарушений его права тем же двояким способом, как и писатель. Особенностью является только то, что в иске об отобрании подлежащие приведению в негодность художественные произведения, а равно служащие исключительно для их изготовления орудия (формы, камни, доски и т.п.) могут по ходатайству правонарушителя и за его счет вместо приведения в негодность быть изъяты из пользования и подвергнуты описи и аресту на срок действия исключительного права на эти произведения (ст. 69558). К архитектурным произведениям и сооруженным памятникам требование о приведении в состояние, негодное к употреблению, не имеет и вовсе применения» .

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. С. 448.

2. Исключительные права на вышеназванные произведения ограничены отдельными правомочиями собственника оригинала произведения, а именно следующими правами:

— демонстрировать оригинал произведения;

— воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, но при условии, что они посвящены коллекции собственника, т.е. наряду с другими произведениями;

— передавать для демонстрации на других выставках.

3. При передаче по договору произведения для использования автор считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В договоре об отчуждении оригинала произведения может быть предусмотрен переход с правом собственности и исключительного права, включая весь объем прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, с ограничениями, обусловленными личными неимущественными правами автора, а также иными правами (правом доступа, правом следования). В дальнейшем собственник — обладатель исключительного права при передаче права собственности на объект по общему правилу отчуждает и исключительное право. Иное может быть предусмотрено договором, а именно сохранение исключительного права за бывшим собственником или предоставление права на основании лицензионного договора. Заключение договора аренды или безвозмездного пользования в отношении оригинала произведения не влечет отчуждение или предоставление исключительного права, если иное не предусмотрено договором.

Положения комментируемой статьи применяются как к авторам произведений, так и к их наследникам.

Текущая редакция ст. 1291 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1291 ГК РФ

Кодекс предусмотрел возможность отчуждения оригинала произведения и установил правила, касающиеся распределения исключительного права на использование произведения.

Данная статья распространяется не только на произведение живописи и скульптуры, но и на литературные произведения, что является новшеством в российском законодательстве. Однако, устанавливая в комментируемой статье возможность отчуждения оригинала литературного произведения, было бы целесообразно дать определение, раскрыть, что понимается под оригиналом произведения.

В этой ситуации особую сложность представляют литературные произведения, ведь не исключено, что автор может подготовить несколько экземпляров рукописи. Поэтому важно ответить на вопрос, какую рукопись можно считать оригиналом, какими признаками она должна обладать, чтобы однозначно сделать вывод о том, что именно это оригинал произведения. Видимо, данные вопросы должны быть урегулированы в заключаемом сторонами договоре об отчуждении оригинала произведения.

По общему правилу при отчуждении оригинала произведения исключительное право на использование сохраняется за автором.

В статье установлены случаи свободного использования (т.е. без получения разрешения правообладателя и выплаты авторского вознаграждения) произведения:
демонстрация оригинала произведения;
воспроизведение в каталогах, выставках и изданиях;
передача другим лицам для демонстрации на выставках.

Данная позиция законодателя согласуется со ст. 1268 Кодекса, в соответствии с которой автор, передавший свое произведение другому лицу для использования, считается согласившимся на обнародование.

В пункте 3 комментируемой статьи установлены обратные правила для тех случаев, когда оригинал произведения отчуждает не автор. В этих случаях и при условии, что лицо, отчуждающее оригинал произведения, обладает и исключительными правами, исключительное право на использование произведения переходит к приобретателю оригинала произведения; вместе с тем данный принцип может быть изменен сторонами в договоре.

Консультации и комментарии юристов по ст 1291 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 1291 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В последнее время в прессе и сети Интернет активно обсуждаются авторские права художников, а также собственников произведений искусства. При этом, какие-то издания приводят мнение художников и галеристов, что безусловно важно, но иной раз те выражают свою субъективную оценку происходящего, не основываясь на законодательстве РФ. Другие материалы нередко основываются на законодательных актах, которые уже потеряли силу. Попробуем разобраться, учитывая действующее законодательство РФ, какие права в действительности есть у художников и коллекционеров.

Во-первых, всегда при возникновении спорной ситуации или вопросов, связанных с вашими правами, обращайтесь не к публикациям и обсуждениям в сети Интернет, а к закону, а лучше к юристу, специализирующемуся на авторском праве! Имейте в виду, что Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу и недействителен, в связи с вступлением в силу 4 Части ГК РФ. А сам Гражданский Кодекс РФ регулярно притерпевает поправки и дополнения: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Незаконное использование произведений искусства. Например, в изготовлении определенной продукции.

Ваши отношения с художником или, напротив, коллекционером, во избежание возникновения споров и претензий, лучше оформлять в договорной форме. Правообладатель может разрешать или запрещать использование произведения на основании двух типов договоров. Это договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, когда право пользования произведением устанавливается в установленных договором пределах. При этом отсутствие запрета не является разрешением, однако в суде правообладателю необходимо будет доказать факт наличия у него исключительных или иных прав на произведение, а также доказать факт их нарушения. В качестве примера, предлагаем изучить решение суда по одному из подобных дел. Однако, имейте в виду, что в нашей судебной пратике, такие дела скорее исключение.

Также обратите внимание, что с 01.01.2016 в ГК РФ были внесены изменения, в частности в статье 1291 "Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение" говорится следущее:

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции , а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения , если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Активно обсуждается сегодня то, что художникам гарантируют выплаты за последущую перепродажу их картин. Обратите внимание, что речь идет о так называемом Праве Следования (статья 1293 ГК РФ). Что это такое?

ГК РФ Статья 1293. Право следования

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора (после его смерти) на срок действия исключительного права на произведение (которые в нашей стране за некоторыми исключениями существуют в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора).

Автор или его наследники могут получать определенный % от дальнейшей перепродажи произведения искусства, даже если они не обладают более правом собственности) только при условии публичной перепродажи юридическим лицом или ИП. При этом сами торги могут быть и закрытыми, это все равно будет считаться "публичной перепродажей". Продажа между частными лицами без посредников исключается. Само право следования заключается в том, что автор вправе при каждой публичной перепродаже оригинала произведения получить от продавца определенный процент от цены перепродажи. Этот процент ("процентные отчисления") определяется от "цены перепродажи".

  • при первой "перепродаже" этот процент исчисляется от всей цены сделки;
  • при второй и каждой последующей перепродаже - от цены сделки за минусом цены предшествующей публичной перепродажи.

Автор также не может уступить другому лицу свое право следования. Но автор вправе не предъявить требования о выплате причитающейся ему суммы после того, как у него возникло право на ее получение.

В данный момент обсуждаются поправки в ГК РФ, подразумевающие гарантированные отчисления либо от продавца либо отпосредника, в виду того, что последние (аукционные дома, галереи) часто отказываются назвать имя продавца, поэтому неизвестно с кого брать отчисления. Но пока эти изменения не были внесены.

Что если автор произведения не является гражданином РФ? В данном случае, стоит обращаться к международным соглашениям. Статья 14ter (2) Бернской Конвенции содержит только упоминание о взаимности: страны-участницы обязаны предоставить право следования авторам третьих стран только, если страна автора сама использует в своем законодательстве право следования ("Охрана...может быть истребована в любой стране Союза, только если законодательство страны, к которой принадлежит автор, это разрешает, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана"). То есть не предусматривает обязательств стран для введения этого права в своих законодательствах. С другой стороны, статья 7 (1) Директивы 2001/84/EC от 27 сентября 2001 года обязывает государства-участников предоставлять авторам третьих стран право следования только на основании взаимности (то есть, когда и третья страна будет предоставлять такие же права гражданам из стран-участниц Директивы). Двойственность этих трактовок дает много версий для интерпретаций судебных решений.

Право следования в других странах.

Пример: Роберт Раушенберг в 1958 продал свою работу Thaws за $800, а в 1973 коллекционер перепродал ее за $85 000. Раушенберг возмутился и стал требовать выплаты и ему процента. Тем не менее в США право следования принято только в штате Калифорния, что по мнению европейских дилеров дает американским преимущества в торговле произведениями искусства.

Во Франции наследники получают до 70% выплат по droit de suitte (право следования), а в Германии наследникам уходят суммы в 7 раз превышающие выплаты авторам. В 2006 Великобритания была вынуждена подчиниться директиве ЕС и ввести норму права следования, но в отличие большинства других стран ЕС здесь процент выплачивает не продавец, а покупатель. Сбор выплат монополизировало Общество авторских прав дизайнеров и художников. От 10 до 40% выплачивается именно организациям посредникам. В Германии - это фонд социального страхования, в Норвегии художественный фонд. Величина отчислений колеблется в Бельгии 2%, в Исландии 10%.

2016 сайт и Карцева Екатерина Александровна

А́вторское пра́во - в объективном смысле - институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературыили искусства. Интеллектуальная собственность - закрепленное законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельностиили средства индивидуализации.

Переход произведения в общественное достояние

1. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение

1. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. 2. Если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в абзаце втором пункта 1 статьи 1291 ГК РФ.

В случае нарушения условий лицензионного договора или договора на отчуждение исключительного права на произведение стороны несут гражданско-правовую ответственность. Ответственность автора на основании ст. 1290 ГК РФ ограничена суммой реального ущерба, под которым в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые сторона договора, чье право было нарушено, должна будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение, причиненные одной стороной договора другой стороне (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Исключение составляет случай, когда в самом договоре не оговорена ответственность в меньшем объеме. В этом случае применению подлежит не норма закона, а условие договора. Таким образом, ответственность автора является ограниченной.

13. Коллективное управление авторскими правами. Авторские права переводчиков. Наследники и правопреемники.

А́вторское пра́во – институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и произведений науки,литературыили искусства.

Индивидуальное управление правами является практически невозможным в отношении некоторых видов использования в силу ряда практических причин. Автор не имеет материальных возможностей для того, чтобы следить за всеми видами использования своего произведения. Практическая неосуществимость индивидуального управления такой деятельностью как для правообладателей, так и для пользователей, приводит к необходимости создания организаций коллективного управления , чья роль состоит в том, чтобы стать связующим звеном между пользователями и правообладателями в этих ключевых областях.Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку . Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследникамиавторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права в отличие от иной наследственной массы к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим или юридическому лицу независимо от профиля его деятельности и местонахождения. В теории авторского права наследникирассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследниковпо закону или по завещанию, принятия наследниками наследства.