Каковы основные направления формирования правового государства в рф

4.Что такое гражданское общество? Что является основой гражданского общества? Чем различаются гражданское общество и государство?

Дать определение такому явлению, как гражданское общество, достаточно непросто, в литературе существует множество точек зрения на этот счет. В самом общем виде ГО – это та сфера общественных отношений, в которую государство не имеет право вмешиваться административными методами.

В государственном управлении важную роль играют два социальных института – общество и государство. В политико-правовой литературе понятие «общество» и «государство» длительное время не разграничивались и употреблялись как синонимы. Вплоть до XVIII века большинство мыслителей отождествляет понятия «общество», «гражданское общество» и «государство». Гражданское общество рассматривалось как эквивалент государства и его законов.

Гражданское общество – это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц – носителей частных целей и интересов. Сообщество же граждан – это политическое сообщество, т.е. государство в его отличие от общества.

Осознание различий между государством и обществом формируется в политико-правовой литературе лишь в XVIII веке. До этого времени общественно-политическая мысль признавала существование общества как самостоятельного социального явления в так называемом естественном состоянии, которое предшествовало образованию государства.

Концепция государство против общества приобретает более или менее завершенную форму у Гегеля. Он считал, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству. Гражданское общество включает в себя частных лиц, классы, социальные группы и институты (формы государственного устройства), взаимодействие которых регулируется гражданским правом, и которые прямо не зависят от политического государства.

В гражданском обществе каждый для себя цель, все остальные для него ничто. Однако без взаимодействия с другими членами гражданского общества индивид не может достигнуть своих целей во всем их объеме. Частные интересы одних сталкиваются с частными интересами других, поэтому гражданское общество не может не управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть в виде конституционного государства может обеспечить свободу личности и общества в целом.

Государство представляет общество в его единстве. Оно представляет собой более сложное и более высокое сообщество, которое организовано политически.

В современной литературе не существует такого явного противоречия общества и государства. Гражданское общество считается необходимым атрибутом цивилизованного демократического правового государства. Вне развитого гражданского общества нормальное демократическое государство – иллюзия, самообман или обман власть предержащих. Демократическое государство – это формы человеческого общения и деятельности проживающего, – гражданского общества. В научной литературе существует много определений гражданского общества. Их различие состоит в том, что в одних подчеркивается независимость гражданского общества от государства, в других акцент делается на том, что гражданское общество подчинено государственным законам и установленному в государстве правопорядку. В качестве примера можно привести такие определения гражданского общества.

Под гражданским обществом понимается совокупность таких сфер общественной жизни, как семья, экономика, культурная жизнь, политическое взаимодействие, которое регулируется различными соглашениями между свободными индивидами и гражданами вне прямого контроля со стороны государства.

Гражданское общество – это правовое либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого являются свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка.

5.Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского общества?

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

6.Каковы особенности современного этапа формирования и гражданского общества?

Становления гражданского общества является актуальной проблемой для России, так как в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии, а, как известно, без гражданского общества ни одно государство не может быть названо демократическим.

В связи с этим важным шагом на пути становления гражданского общества в стране стало формирование нового института гражданского общества – Общественной палаты РФ, учрежденной Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ с целью усиления связи гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения. Общественная палата призвана стать площадкой для широкого диалога, где должны представляться и обсуждаться гражданские инициативы, проводиться экспертизы государственных решений и законопроектов. Иными словами, Палата является реальным каналом

взаимодействия народа и государства, усиливает общественный контроль над институтами публичной власти, обеспечивает обратную связь между гражданами и государством, поэтому ее следует признать формой народного представительства.

Одной из важных целей Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ«О политических партиях» было укрепление существующих партий через создание сильных и многочисленных региональных отделений. Результатом работы в этом направлении стало появление на политической арене действительно сильных политических партий. В то же время следует отметить, что за последние пятнадцать лет в России наметилась тенденция уменьшения количества политических партий и общественно-политических объединений. Об этом говорят следующие цифры.

7.С какими проблемами сталкивается процесс становления гражданского общества в России?

Рассматривая особенности формирования гражданского общества в современной России, необходимо отметить проблемы, замедляющие процесс его становления. Они сформулированы рядом автором, например, Е.Ю.Суворовой .

Хотелось бы особо выделить следующие из них:

– отсутствие четко сформулированной и принимаемой народом национальной идеи;

– несформированность среднего класса;

– правовой нигилизм;

– низкий уровень политической культуры населения;

высокий уровень социальных девиаций, включая преступность;

– отсутствие практики общественного контроля за деятельностью властных

структур;

– недостаточно эффективные формы парламентского контроля;

– недостаточный судебный контроль за действиями властных структур;

– разнородность социального, экономического и культурного развития субъектов РФ;

– бессистемность институционального развития гражданского общества.

Динамичному развитию гражданского общества в России препятствует так- же слабая законодательная база, регламентирующая деятельность институтов гражданского общества. Эксперты критически оценивают Федеральные законы РФ «Об общественных объединениях» (1995), «О некоммерческих организациях» (1996), «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005), «Об автономных учреждениях» (2006) и ряд других. Несовершенство законодательной техники, пробелы и противоречия вышеуказанных законов значительно затрудняют механизм их должного исполнения. Как справедливо подчеркивает Д.А.Новиков, «…мало принять закон или распоряжение – необходимо предусмотреть механизмы их реализации» .

Начавшейся с 1985 года преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и

тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля. Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые “правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике. В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так

как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства. Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные каммунестическим режимом,

которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь психологический дискомфорт параждает такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено. Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким

уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять"

(исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры.

Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения

этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1. В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствовании

Российское общество вновь оказалось перед делимой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа. Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит неприкосновенности прав индивидов.

8.Как вы считаете, появился ли в России свободный индивид как основа гражданского общества?

Гражданское общество как общество свободных индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется только с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан.

9. Высказывание:а)интересы государства выше интересов личности. Противоречит правовому государству. Т.к. в правовом государстве прежде всего должны учитываться интересы личности гражданина права которого закреплены соответствующими документами.

б) высказывание суд должен быть независимым от законодательной и исполнительной власти.

Так же не верно. Потому, что суд должен выносить приговоры на основе каких то законов, которые в свою очередь должны быть кем то утверждены.


Похожая информация.


Догосударственное общество или первобытное обще­ство заняло в истории человечества более тридцати тыся­челетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где первобытно­общинный строй существует в чистом виде, и период рас­пада первобытного общества, когда идет процесс разложе­ния первобытнообщинного строя и его постепенной заме­ны государством. Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Род - это семейно-производственный союз, основанный на кров­ном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соци­альном равенстве. Главное отличие рода от иных обще­ственных союзов первобытного мира, что это был не территориальный союз, а именно родственный: на одной территории могли жить несколько родов, которые тем не менее ощущали себя независимыми (или враждебными) единицами общества. В роде чужих не было, только соро­дичи. Управлялся род всей общностью его членов, иначе это называется самоуправлением.

В родовой общине как первичной форме объедине­ния людей власть, а вместе с ней и управление, выгля­дели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода и решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Его власть держалась исклю­чительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой долж­ности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя ро­довое собрание избирало военного предводителя (воена­чальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

Другой важнейшей формой общественного объеди­нения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, ко­торое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. В то же время парал­лельно с родовой организацией возникали и общинные объединения не по признаку родства, а по признаку со­вместного проживания на территории или в результате об­щей профессиональной деятельности - фратрии и союзы племен.

Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщин­ного строя. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основ­ным органом власти и управления был совет старейшин (вождей), могло существовать и народное собрание (со­брание племени). В состав совета старейшин входили ста­рейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на вре­мя военных походов избирался вождь племени. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не суще­ствует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда, то есть разделение труда между различными племенами или различными социальными группами: происходит вы­деление пастушеских племен (первое крупное обществен­ное разделение труда), отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда), появ­ление купечества (третье крупное общественное разде­ление труда). С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи.

Материальные блага начинают оседать в отдельных се­мьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (соб­ственности отдельных семей). Постепенно семья превра­щается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть. Все это делает невозможным нормальное функционирование пу­бличной власти первобытного общества и требует ее за­мены новой публичной властью - государственной.

В развитии человеческого общества существовал пе­риод, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концен­трируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

С укреплением власти военного вождя постепенно ме­няется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя переда­ется по наследству. Таким образом, при военной демокра­тии закладываются черты будущего государства с королев­ской властью и правами наследования среди знати.

Ряд современных исследователей выделяет свое­образный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходно­го от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет именование чифда (вождество). Для протогосударства характерно сочетание элементов родо­племенной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппара­та управления и принуждения, объединение людей по тер­риториальному признаку - все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Государство могло образоваться двумя разными путя­ми - восточным (азиатским) и европейским.

Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. Огром­ное влияние на способ формирования власти оказали гео­графические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строи­тельство ирригационных систем). Потребность в сооруже­нии и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу само­стоятельной публичной власти. В рамках общины основ­ным назначением власти становилось управление особы­ми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных ад­министраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Извлекая из своего положения ряд выгод и преиму­ществ, общинные администраторы оказывались заин­тересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновни­чество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по ази­атскому типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функ­циями. Административно-государственные структуры, по­явление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев.

На Востоке узурпировались не сами (род< !«а произ­водства, а управление ими.

В результате возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ран­га и т. д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственно­стью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетво­ренного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интен­сивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. В Древних Афинах, например, государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, за­менив их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публич­ная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужден­ная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно па­триархальный характер, когда рабы использовались в ка­честве домашней прислуги и не были основной произво­дительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного со­брания, базилевса (выступавшего военачальником, вер­ховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Постепенно формируемая частная собственность ста­новится базой, фундаментом для утверждения экономи­ческого господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и ис­пользовать их для защиты своих интересов. Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственно­сти, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Пути возникновения государства (западный или вос­точный) в решающей степени зависят оттого, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условия­ми, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическо­му появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое ими феодаль­ное) государство.

Государственный аппарат всегда возникает из аппа­рата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная груп­па, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплу­атирующая остальное общество, либо верхушка господ­ствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Причинами появления государства были следую­щие:

1.Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

2.Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

3.Необходимость подавления сопротивления эксплу­атируемых.

4.Необходимость поддержания в обществе поряд­ка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

5.Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В древнем обществе можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о зарождения государства:

1.Наличие отделенной от общества публичной вла­сти.

2.Взимание налогов и сборов.

3.Разделение населения по территориальному прин­ципу.

Следует выделить признаки государства, которые отличают его от других сообществ и союзов: 1) это единственная организация власти в масштабе всей страны, ко­торая охватывает все население и обладает суверенитетом, как внешним, то есть независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - неза­висимостью от всякой иной власти внутри страны, верхо­венством по отношению к любым другим организациям; 2) только государство имеет специальный аппарат при­нуждения - специальные силовые структуры (суд, про­куратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечива­ют реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами; 3) только оно имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения норма­тивные акты - законы, указы, постановления и т. п.

Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Это раз­витие включает совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избы­точного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообуслов­лены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту произ­водства. Регулирование отражает происходящие измене­ния и в определенной степени способствует совершен­ствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

Условия возникновения первых цивилизаций

ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В эпоху неолита впервые явно начинает себя проявлять неравномерность развития различных территорий планеты. Страны и регионы, находящиеся в более благоприятных климатических или сырьевых условиях, располагавшиеся в контактных зонах с другими племенами и культурами, резко опережают своих соседей, не обладавших подобными преимуществами. Именно здесь ранее всего складываются предпосылки возникновения первых цивилизаций:

– благоприятная экологическая среда: долины великих рек, расположенных в мягком, теплом климате, регулярные разливы рек, плодородные почвы;

– демографический оптимум: увеличение плотности населения;

– оседлость, определение территорий;

– необходимый уровень производств, который ведет к возрастанию избыточного продукта;

– потребности в новых формах организации общества, разделение труда;

– развитие знаний о природе;

– усложнение духовного мира людей (культы, религия и т. д.).

Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непо­средственно из первобытности. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует зна­чительный момент первобытных верований, традиций и форм обще­ственного взаимодействия. Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тыс. до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте и между реками Тигри Ефрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тыс.до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации – западный. Таким образом, уже в древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный.

Протогосударство. Первоначально его представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку – резиденция вождя и его окружения. Функции вождя: административная (порядок), хозяйственная, защита, расширение владений за счет военной силы. На базе объединения нескольких протогосударств создается сложное составное протогосударство, которым руководит определенный штат администраторов, жрецов, имеющих свой штат обслуживания (слуг, рабов, ремесленников). Расширяется круг профессиональных воинов, выполняющих роль защитников, захватчиков и полицейских. Более четко в коллективе выделяются различные прослойки по профессиональному признаку: металлурги, гончары и прочие ремесленники, торговцы, жрецы. Вождь одновременно выступает первосвященником (цель – укрепление авторитета). Постепенно власть становится пожизненным правом, а выборы вождя – все более редким явлением. Власть становится наследственной. В роду вождя выделяется одна главная линия: от отца к сыну. Боковые линии уходят на второй план.



На этом этапе начинают складываться особенности европейской и восточной цивилизации: в основе – развитие частной собственности. Власть рождает понятие собственности. Собственность становится функцией владения и власти. Власть и собственность не разделимы. На Востоке характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Чем выше должность, тем больше избыточного продукта присваивается. Остается коллективная собственность на землю (поля, реки…). Никто не может ни продать, ни купить землю, она принадлежит государству. Доходы от ее эксплуатации – разные, в зависимости от положения в обществе и объема власти индивида. Тогда же складывается система «рента – налог». Рента шла на содержание правителя, налог – на содержание административного аппарата и войска. Как следствие в обществе начинает развиваться система заискивания и угодничества перед властью.

На Западе (Греция, Рим) в античной структуре главное место заняла частная собственность. Ее владельцы менее зависимы от общества и рано чувствуют свою индивидуальность, независимость, самоуважение. Для защиты частной собственности от неимущих быстро разрабатываются системы законов. Собственники принимают участие в управлении государством (право гражданства). Меняется морально-психологический климат общества, система воспитания детей (детям развивают способности и таланты; семья старается дать им знания, которые принесут доход).

Раннее государство . На этой стадии развития клановые связи теряют всеобщность, становятся признаком избранности (аристократизма). Слой родовой аристократии становится обширным. Ее представители борются за влияние на верховную власть (цель – занять высокое положение). Опасаясь заговоров, правители начинают приближать к себе людей из низов общества с целью создания слоя лично преданных людей. Формируется второй слой: аристократии – служивой. Кроме того, в обществе идет расслоение на верхи и низы (верхи – все лица, относящиеся к управлению, низы – производители).

Это более крупное и сложное образование, которое создается за счет многочисленных завоеваний. С ростом территории расширяется и система управления. Должности выстраиваются в иерархической последовательности (главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители, управители дворцовых и храмовых служб и т. д.). Признаком раннего государства является процесс урбанизации: монументальноегородскоестроительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов и т. д. Необходимость усиления авторитета верховного правителя ведет к процессу его обожествления.

На последней стадии начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Правитель, нуждаясь в поддержке верхов, вынужден постоянно одаривать их подарками. Раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну, следовательно, неизбежны войны, которые приносят материальные блага и подарки (сначала – рабов, домашних животных, затем, недвижимое имущество – землю). Земля, подаренная кому-либо, рассматривалась как частная собственность и, следовательно, могла передаваться по наследству. В результате происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться ими. С развитием производительных сил излишки растут. Они становятся товаром. Возникают товарные рынки и, как следствие, деньги – всеобщий эквивалент. Это делает возможным переход к следующей стадии.

Развитое государство. Для данного этапа развития государства характерно два основных признака: а) дальнейшее развитие и распространениечастной собственности; б) появление элемента принуждения по отношению к соплеменникам. Сначала разлагается земледельческая община, в которой выделяется хозяйство малых семей. Передел земли в общинах происходит все реже и затем прекращается вообще.

Но на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление власти. Система управления принимает законы, сдерживающие развитие частной собственности (законы Хаммурапи). Так государство пыталось остановить частного собственника. Собственники копили капитал, при определенной сумме которого пытались купить должность в аппарате, приобретая легальную защиту. Следовательно, на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей независимо от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в очень сложной ситуации. Например, в Иудее в VIII в. до н. э. было много ростовщиков, в кабалу к которым попало большое количество людей. Страна ослабла и в VII в. до н. э. была завоевана Египтом, а в VI в. – Вавилонским царством. В Киевской Руси в конце XI в. появляется вотчина, ослабляется власть, и, как следствие, распад государства и завоевание монголо-татарами.

Принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам. Когда начинается подчинение своих общинников, это порождает рост недовольных. Отсюда неизбежно появление системы наказания, принуждения, регламента.

Таким образом, все три этапа формирования государств закономерны и были пройдены всеми цивилизациями только в разное время.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные факторы, необходимые для образования государств.

2. Какие цивилизации называются первичными и что для них характерно?

3. Какие типы цивилизаций существовали в древности?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления первых государств.

5. В чем состоит кардинальное различие государств на Востоке и на Западе?

Оценивая роль государства в жизни общества и личности, французский поэт Поль Валери (1871 - 1945) как-то заметил: "Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое - мы погибаем". Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствовали формированию государства.

Государство существовало не всегда. Догосударственно организованные общества упорядочивали взаимоотношения между людьми, согласовывали их интересы, используя мононормы как нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. При этом функции управления не закреплялись на постоянной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него.

В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, осуществляющим их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность такие люди получают жалованье.

Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в Афинском государстве в период его расцвета (V в. до и.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков. 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. -всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граждан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.

Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми. Когда-то создатель американской конституции Дж. Мэдисон (1751 - 1836) заметил:

Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства... однако... до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им, различия во мнениях неизбежны... Таким образом, скрытые причины раздоров заложены в человеческой природе.

Вместе с тем Мэдисон полагал:

Наиболее общий и долговременный источник раздоров - неравное распределение богатства... Интересы, связанные с земельной собственностью, производством, торговлей, финансами, вместе со многими другими интересами вырастают в цивилизованных странах из необходимости, они делят общество на классы, и это деление усиливается разными чувствами и взглядами.

Следовательно, можно выделить экономические причины возникновения государства (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности), социальные (раскол общества на классы), географические, культурные и др.

Пути формирования государства

Очевидно, что при своем возникновении государства у различных пародов имели особенности. Они были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • 1) восточный:
  • 2) западный:
  • 3) синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам.

Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу, поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т.п. Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управлении.

В условиях низкой производительности труда эта функция включала и распределение произведенного продукта. Занятие "должности" позволяло общиннику забирать себе большую часть произведенного продукта, накапливать богатства. Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайших советников деспота (монарха), визирей, чиновников низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления господствующим классом. Земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.

Западный путь образования государства был иным. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать, и они стали правящим классом. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (пищу, домашнюю утварь). Происходило глубокое разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров.

Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения знатью различными способами переходит в частную.

Развитие частной собственности породило и имущественное неравенство среди людей: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники. Долгая борьба имущих и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников. Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества - между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), по и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий - неграждан (перегринов). Так, во II в. до и.э. из 70 млн населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн, что составляло менее 3%.

Однако не только имущественное неравенство явилось причиной возникновения государства па Западе, по и насилие. Об этом говорит опыт Спарты. Там институт частной собственности не играл такой важной роли. Спартанское государство возникло в результате захвата спартанской общиной (дорийцами) соседних территорий, население которых было превращено в общественных рабов (илотов). Численность спартиатов, т.е. полноправных граждан, была в десять раз меньше, чем населения покоренных народов. Для их усмирения было создано сильное государство. Его особенностью является отсутствие имущественного неравенства, сохранение общественной собственности на землю, которая лишь передавалась в пользование полноправным гражданам, т.е. они не могли ее продать, подарить, завещать. Таким образом, государство в Спарте было следствием конфликта между полноправными гражданами (спартиатами) и покоренными народами (неполноправными).

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем пародам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным. Для этого пути образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.

Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси. Ирландии и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Некоммерческое акционерное общество

Алматинский Университет Энергетики и Связи

Факультет: «Электроэнергетика»

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа № 1

По дисциплине: «Политология»

По теме: «Развитие государства»

Выполнил: ст. гр. ЭУ-13 Байгазиев Алмаз.

Проверила: к.э.н., ст. пр. Маркашбаева Р.Р.

Алматы 2014

  • Введение
  • 1. Сущность государства
  • 2. Образование государства
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно произошло.

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности).

Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство»

1. Сущность государства

государство политический общественный конституционный

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: "полития", "княжество", "королевство", "империя", "республика", "деспотия", "правление" и др. Одним из первых от традиции широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati" и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосновано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

2. Образование государства

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

Возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

Завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

Демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

Психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории "общественного договора" создавалось американское государство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;

Антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, "есть естественная форма общежития"110. Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь "организацию публичной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную"111. Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с прошлым.

3. Конституционное государство

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.

В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин "конституция" в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином "реальная конституция", восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой "Политике" трактовал конституцию как "определенный порядок для жителей одного государства". Иными словами, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства. Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения.

Во втором, наиболее распространенном значении термин "конституция" - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом "общественного договора", заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего (квалифицированного) большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.

Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791 г. Билль о правах) и во Франции (в 1789 г. "Декларация прав человека и гражданина" ив 1791 г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше -в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.

Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие "правовое государство"

Заключение

Вопрос о дальнейшем существовании и развитии государства давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции -- регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена).

Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее» идей идеологов всеобщего социального равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. Попытки прямой атаки на нее (в СССР и ряде других стран) не увенчались успехом. Кроме того, наличие не только частной, но и всех других форм собственности предполагает необходимость регулирования отношений между ее владельцами на основе права, а также охрану данного права со стороны государства. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны государственных структур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства, а, следовательно, и говорить о его отмирании.

Список использованной литературы

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2000

2. Политология: Учебник для вузов. В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1999

3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.

4. Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 1996.

5. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект Пресс, 2000

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Происхождение и сущность государства как основного института политической системы общества. Признаки и функции государства. Государство как источник права и закона, его важнейшие институты. Формы государственного правления: монархия, республика, империя.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Гражданское общество. Федерализм. Идея правового государства. Политическая элита. Классификация политического лидерства. Авторитарные партии. Государство как основной институт политической системы общества. Социальное государство и его функции.

    шпаргалка , добавлен 11.01.2009

    Сущность понятий "страна", "государство" и "общество". Предмет теории управления. Социальные модели государственного устройства. История развития советского общества, оценка его социальной системы. Социальная структура и ценности Советского государства.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества. Место и роль государства в политической системе общества. Способы влияния государства посредством Конституции: в Германии, США, Франции, Испании, Швеции, Японии, СССР.