Богиня счастья в древней греции. Древнегреческая мифология

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.

Что такое мифология? Понятие о богах и героях

В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.

Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ - трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.

Чем миф отличается от религии?

Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.

Мифология и религия - понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, - это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство - все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.

Античная мифология как арсенал всей мировой культуры

Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.

Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.

Зарождение Земли

Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира - а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея - земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар - адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.

Боги греческой мифологии

Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.

Древнегреческие боги
Громовержец Зевс Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер.
Гера

Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову.

Гестия

Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка - "начинать с Гестией".

Посейдон Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией.
Аид

Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант.

Афина Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве.
Аполлон Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона.
Афродита

Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней.

Гермес Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров.
Арес Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите - Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание.
Артемида Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки.
Гефест Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться.

Римские боги

Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.

У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой - Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель - Нептун, а покровительница домашнего очага - Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником - Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем - Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера - богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.

Сизифов труд, панический страх и другие

Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.

Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки - как глыба раздавит его.

Наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.

Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".

Мифологические сюжеты в литературе последних столетий

Справедливо утверждать о влиянии на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.

Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте - богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.

Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.

Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.

Живопись и архитектура по сюжетам мифологии

Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.

В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.

Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.

Украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.

"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии

Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".

"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.

"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса - Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.

Мифология других народов

Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.

В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.

Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.

Где изучают мифологию?

Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками - от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств - Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.

В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.

Мифология Древней Греции имела огромное значение для человечества и в первую очередь для развития культуры. Для древних народов свойственен политеизм, то есть многобожие. Греческие боги были похожи на обычных людей, поскольку не обладали бессмертием и имели пороки. Жили они на самой высокой горе Олимпе, куда не могли попасть обычные люди. В мифологии много богов, которые имели свое предназначение и значимость для человека.

Важные боги греческой мифологии

Самым главным на горе Олимп был Зевс, которого считали всемогущим отцом богов. Он был покровителем ветром, грома, молнии и других явлений природы. Был у него скипетр, благодаря которому он мог вызывать штормы и также их успокаивать. Другие важные божества:

  1. Греческий Гелиос мог видеть все, что происходит во Вселенной, поэтому часто его называли еще всевидящим. Греки обращались к нему, чтобы узнать важную информацию. Изображали Гелиоса молодым парнем, в одной руке у которого находился шар, а в другой рог изобилия. Один из античных семи чудес света – Колосс Родосский, который является статуей Гелиоса. Каждое утро бог солнца на своей колеснице, запряженной четырьмя крылатыми лошадьми, выезжал на небо и дарил людям свет.
  2. Греческий бог Аполлон был покровителем многих направлений: медицины, стрельбы из лука, творчества, но чаще всего его называли богом света. Его неизменными атрибутами являются: лира, ларв и плектр. Что касается животных, то для Аполлона священными считались лебеди, волки и дельфины. Изображали этого бога молодым парнем, в руках у которого всегда находился лук, поскольку он был отменным стрелком, и лира. В честь этого бога проходили разные праздники и фестивали.
  3. Бог сновидений в греческой мифологии – Морфей . Он обладал способностью проникать во сны людей, причем в образе любого человека. Бог сна благодаря своим силам досконально копировал голос, повадки и другие качества. Представляли Морфея стройным юношей, у которого на висках были крылышки. Есть небольшое количество изображений этого бога в образе старика с маком в руках. Именно этот цветок был неизменным атрибутом Морфея, поскольку он обладал усыпительными свойствами. Эмблемой этого бога были сдвоенные ворота в мир снов. Одна половина была сделана из слоновой кости и открывала она вход неправдивым снам, а другая половина из рогов отвечала за правдивые сны.
  4. Бог врачевания в греческой мифологии – Асклепий . На многих изображениях он представлен старцем с большой бородой. Его атрибут – посох, который обвивает змея, символизирует вечное возрождение жизни. Изображение посоха до сегодняшнего дня считается символом медицины. Он знал все лечебные свойства растений, открыл противоядия от укусов, а также развил хирургию. В честь Асклепия было создано много храмов, где непременно была больница.
  5. Греческий бог огня – Гефест . Его считали покровителем кузнечного ремесла. Он изготовлял различные изделия, которые использовали другие боги Олимпа. Родился Гефест больным и хромым ребенком. Именно поэтому его мать Гера скинула его с Олимпа. Изделия Гефеста были не только прочными, но и красивыми и максимально правдоподобными. Изображали бога огня некрасивым, но при этом широкоплечим мужчиной.
  6. Греческий являлся правителем подземного царства . Люди не считали его злым и изображали мощным мужчиной в возрасте. Была у него большая борода. В общем, он был очень похож на своего брата Зевса. Было у этого бога несколько атрибутов. Главным считался шлем, дарящий невидимость. В руках Аид держал двузубые вилы или скипетр с головами трех псов. Символом бога подземного царства считались дикие тюльпаны. В качестве жертвы греки приносили Аиду черных быков.

Древнюю Грецию до прихода греков населяли пеласгийские народности. Они так и не ассимилировались в дальнейшем с греками, уйдя в небытие. Благодаря им, по мнению Геродота, у древних эллинов возникла религия с богами Древней Греции в современном её понимании.

Характерные черты религии Древней Греции.

При возникновении первой государственности Эллады, примерно 3000 лет до н.э., религия стала играть всё большую роль в жизни древних греков. Главными богами были титаны, которые олицетворяли стихии природы.

Верховный бог титанов Кронос в борьбе за власть убил своего отца. Он боялся такой же участи и поэтому пожирал своих сыновей. Одного из них спасла Рея, жена Кроноса. Его звали Зевсом. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть проглоченных сыновей из своей утробы и объединив силы с другими богами, начал борьбу с титанами.

Старшие боги

В этих многочисленных битвах, согласно мифам Древней Греции, победили боги во главе с Зевсом. После победы они поделили власть и ушли жить на священную гору Олимп.

  • Зевс стал править небом, молниями и громом. Он стал главным в пантеоне двенадцати старших богов. Все остальные боги подчинялись ему и считали его самым справедливым. Древние греки установили статую Зевсу, она находилась на острове Посейдон и достигала 15 метров.

Рис. 1. Статуя Зевса на острове Посейдон.

  • Морями и океанами стал править Посейдон . Он был женат на богине Амфитрите, от которой родился сын Тритон. В гневе этот бог был страшен: мог вызвать наводнение, или волнами разбить морской порт. Там где ступал Посейдон по земле, начинала бить ключевая вода. Этого бога почитали все морские путешественники и моряки.
  • Аид не захотел править наземным миром и ушёл в Тартар, где и стал править царством мёртвых. На цепи у входа в подземное царство сидел его верный трёхголовый пёс Цербер, который не пускал живых в Тартар. Аид выкрал у Зевса его любимую племянницу Персефону и заставил её выйти за него замуж. Древние греки приносили в жертву Аиду чёрного быка. Обычно его клали перед расщелинами или входом в пещеру, которые олицетворяли вход в царство мёртвых.
  • Главной женской богиней у греков считалась Гера . Последняя жена Зевса была покровительницей брака и карала жестоко за измену состоявших в браке людей. Древние греки поклонялись ей и просили о рождении крепких и здоровых детей.
  • Богом солнечного света и венцом мужской красоты был . Кроме духовной чистоты этот бог был наделён способностями врачевателя. Позднее, древние греки почитали его, как покровителя искусств, в том числе и музыки.

Рис. 2. Аполлон.

Религия древней Греции не несла символов бессмертия, боги, как и люди, имели вполне человеческие черты: они влюблялись, страдали, были способны на милосердие или предательство. В представлении древних греков, боги завоевали мир у природных стихий, сделали этот мир лучше и стали его покровителями и защитниками.

  • Богом всех границ, отделяющих одно от другого, и дорог являлся Гермес . Он обладал острым умом, изворотливостью, ведь он был покровителем торговли, знал несколько языков и выделялся блестящими манерами. Кроме купцов, этого бога почитали пастухи и путешественники.
  • Гефест – бог огня – покровительствовал кузнечному ремеслу, сам, при этом, считался непревзойдённым кузнецом. Был хромоногим на обе ноги, потому что, согласно легенде, он был сброшен вниз Зевсом, за то, что помог Гере выбраться из оков.
  • Арес – бог несправедливых войн. Был сыном Зевса и Геры. Зевс втайне ненавидел его за дикий и необузданный нрав. Арес любил дикие забавы и мог начать конфликт безо всякого повода. Был женат на Афродите.

Все олимпийские боги и богини вели увеселительный образ жизни, предаваясь интригам и страстям. Каждый из богов был по-своему могущественным, поэтому распри очень часто заканчивались компромиссом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Младшие боги

У старших богов появились дети, это поколение было более многочисленным, чем предыдущее, некоторые из них:

  • Дионис – бог плодородия и виноделия. Он покровительствовал разведению винограда и танцам. Согласно легендам Древней Греции, Гера ненавидела Диониса и свела его с ума. Где бы ни появлялся Дионис, ему сопутствовало безудержное пьянство, беспричинное веселье и даже убийства.
  • Гелиос – бог солнца. Этот бог выполнял такие же функции, как и Аполлон, был солнечным божеством, а заодно и глазами Зевса: знал, что и где творится в бренном мире людей. В Греции возведено много статуй в честь Гелиоса, одна из них носит название Колосса Родосского и относилась к семи Чудесам Света. Статуя достигала 33 метров и стояла на острове Родос в Эгейском море.

Рис. 3. Колосс Родосский.

  • Ирида выполняла мелкие и большие поручения богов. Она несла людям послания и вести о богах Олимпа. Древние греки почитали её ещё и как богиню радуги.
  • Фемида – богиня правосудия, защитница несправедливо обвинённых. Помогла Зевсу развязать Троянскую войну. Греки изображали эту богиню с завязанными глазами, что означало её беспристрастность. Рог изобилия в руках Фемиды означал меру воздаяния представшему перед её справедливым судом.

По религии Древней Греции можно воссоздать картину жизнедеятельности древних греков.
В следующей таблице представлен краткий список и описание богов Древней Греции:

Имя бога

Чем управлял(ла)

Характеристика

Небом, молниями и громом

Первым из богов вложил в людей понятия честности, совести и стыда. Обладал карающей силой.

Посейдон

Морями и океанами

Изображался с гневным лицом. Не терпел возражений, не выносил обид.

Подземным Царством мёртвых

Часто изображался щедрым и гостеприимным.

Домашним очагом

Ревнивая и властолюбивая Гера жестоко наказывает за супружескую измену.

Артемида

Любит животных, хотя и покровительствует охоте.

Покровительствует кузнечному искусству, изготовлял молнии для самого Зевса, потому что сам был непревзойдённым мастером-кузнецом.

Растительностью

Покровительствовал театрам, виноделию и танцам.

Правосудием

Была первой прорицательницей. Созывала на совет богов Олимпа. Считалась самой беспристрастной и справедливой судьёй.

Почитание бога Диониса, которое пришло с севера Балкан, развивалось отдельно от остального многобожия. Спустя время, это почитание стало монотеистическим (монотеизм-один бог). Историками принято считать, что поклонение Дионису было первым предвестником образования христианской религии.

Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги играли важные роли в устройстве мира, выполняя каждый свою функцию. Бессмертные божества были похожи на людей и вели себя вполне по-человечески: грустили и радовались, ссорились и мирились, предавали и жертвовали своими интересам, хитрили и были искренними, любили и ненавидели, прощали и мстили, наказывали и миловали.

Поведением, а также повелениями богов и богинь древние греки объясняли природные явления, происхождение человека, морально-нравственные устои, общественные отношения. Мифология отражала представления греков об окружающем их мире. Мифы зарождались в разных районах Эллады и со временем слились в упорядоченную систему верований.

Древнегреческие боги и богини

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп . Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Итак, боги Древней Греции, список и описание:

Зевс - бог Древней Греции - в мифологии назван отцом богов, Зевсом-громовержцем, повелителем молний и облаков. Именно он обладает могущественной силой творить жизнь, противостоять хаосу, учреждать порядок и справедливый суд на земле. Легенды рассказывают о божестве, как о существе благородном и добром. Повелитель молний породил богинь Ор и Муз. Ор управляют временем и сезонами года. Музы несут людям вдохновение и радость.

Женой громовержца была Гера. Греки считали её вздорной богиней атмосферы. Гера - хранительница дома, покровительница жён, хранящих верность мужьям. С дочерью Илитией Гера ослабляла боли при родах. Зевс славился своей страстностью. После трехсотлетнего брака повелитель молний стал посещать обычных женщин, которые рождали от него героев - полубогов. Являлся Зевс своим избранницам в разных обликах. Перед красавицей Европой отец богов престал как бык с золотыми рогами. Данаю Зевс посетил как золотой дождь.

Посейдон

Морской бог - повелитель океанов и морей , покровитель моряков и рыбаков. Греки считали Посейдона справедливым богом, все кары которого посылались людям заслуженно. Готовясь к плаванию, моряки возносили молитвы не Зевсу, а владыке морей. Перед выходом в море на жертвенниках возносились курения, чтобы угодить морскому божеству.

Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Его великолепная золотая колесница появлялась из морской пены, запряжённая быстроногими конями. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Жена Посейдона - богиня шумящего моря Амфтрита. Трезубец - символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами. Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Его верность Зевсу не подвергалась сомнению - в отличие от Аида, повелитель морей не оспаривал первенства громовержца.

Аид

Господин подземного мира. Аид с женой Персефоной правил царством мёртвых. Жители Эллады боялись Аида больше, чем самого Зевса. Попасть в подземный мир - а тем более, вернуться - без воли мрачного божества невозможно. Аид путешествовал по поверхности земли в колеснице, запряжённой конями. Глаза лошадей пылали адским огнём. Люди в страхе молились, чтобы мрачный бог не забрал их в свои обители. Любимец Аида треглавый пёс Цербер охранял вход в царство мёртвых.

Согласно легендам, когда боги делили власть и Аиду досталось владычество над царством мёртвых, небожитель остался недоволен. Он посчитал себя униженным и затаил обиду на Зевса. Открыто Аид никогда не выступал против власти громовержца, но постоянно старался как можно больше навредить отцу богов.

Аид похитил прекрасную Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, силой сделав её своей женой и правительницей подземного мира. Зевс не имел власти над царством мёртвых, поэтому отказал Деметре в просьбе вернуть дочь на Олимп. Огорчённая богиня плодородия перестала заботиться о земле, настала засуха, затем пришёл голод. Повелителю грома и молний пришлось заключить договор с Аидом, по которому Персефона две трети года будет проводить на небесах, а треть года в подземном мире.

Афина Паллада и Арес

Афина - наверное, самая любимая богиня древних греков. Дочь Зевса, рождённая из его головы, она воплощала три добродетели:

  • мудрость;
  • спокойствие;
  • проницательность.

Богиня победоносной энергии, Афина изображалась могущественной воительницей с копьём и щитом. Она также была божеством чистых небес, имела власть разгонять тёмные тучи своим оружием. Дочь Зевса путешествовала с богиней победы Никой. Афину призывали как защитницу городов и крепостей. Именно она ниспослала справедливые государственные законы Древней Элладе.

Арес - божество бурных небес , вечный соперник Афины. Сын Геры и Зевса, он почитался как бог войны. Воин, исполненный ярости, с мечом или копьём - таким рисовало Ареса воображение древним грекам. Бог войны наслаждался шумом боя и кровопролития. В отличие от Афины, которая рассудительно и честно вела битвы, Арес предпочитал яростные схватки. Бог войны утвердил трибунал - специальный суд над особо жестокими убийцами. Холм, где проходили суды, назван в честь воинственного божества Ареопагом.

Гефест

Бог кузнечества и огня. Согласно легенде, Гефест был жесток к людям, пугал и губил их извержениями вулканов. Люди жили без огня на поверхности земли, страдая и погибая в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, не хотел помогать смертным и даровать им огонь. Прометей - титан, последний из старшего поколения богов, был помощником Зевса и обитал на Олимпе. Исполненный сострадания, он принёс огонь на землю. За похищение огня громовержец обрёк титана на вечное мучение.

Прометею удалось избежать кары. Обладая провидческими способностями, титан знал, что Зевсу в будущем угрожает смерть от руки собственного сына. Благодаря подсказке Прометея, повелитель молний не соединился в брачном союзе с той, кто родила бы сына-отцеубийцу, и укрепил своё владычество навечно. За тайну сохранения власти Зевс даровал титану свободу.

В Элладе существовал праздник бега. Участники соревновались с зажжёнными факелами в руках . Афина, Гефест и Прометей были символами торжества, которое послужило зарождением Олимпийских игр.

Гермес

Божествами Олимпа были свойственные не только благородные порывы, ложь и коварство нередко руководили их поступками. Бог Гермес - плут и вор, покровитель торговли и банковских дел, магии, алхимии, астрологии. Рождён Зевсом от плеяды Майя. Его миссией было передавать волю богов людям через сновидения. От имени Гермеса произошло название науки герменевтики - искусства и теории толкования текстов, в том числе древних.

Гермес придумал письменность, был молод, красив, энергичен. Античные изображения рисуют его как симпатичного юношу в крылатых шляпе и сандалиях. Согласно легенде, Афродита отвергла ухаживания бога торговли. Гремес не женат, хотя детей у него много, как много и возлюбленных.

Первая кража Гермеса - 50 коров Апполона, он совершил её совсем ещё в юном возрасте. Зевс задал малышу хорошую «трёпку» и тот вернул украденное. В дальнейшем громовержец не раз обращался к находчивому отпрыску , чтобы решать щекотливые проблемы. Например, по просьбе Зевса Гермес выкрал у Геры корову, в которую обратилась возлюбленная повелителя молний.

Аполлон и Артемида

Апполон - бог солнца у греков. Будучи сыном Зевса, Апполон зимнее время проводил в землях гиперборейцев. В Грецию бог возвращался весной, неся пробуждение природе, погружённой в зимнюю спячку. Апполон покровительствовал искусству, а также был божеством музыки и пения. Ведь вместе с весной к людям возвращалось желание творить. Апполону приписывалась способность исцелять. Как солнце изгоняет тьму, так небожитель изгонял хвори. Бог солнца изображался чрезвычайно красивым юношей с арфой в руках.

Артемида - богиня охоты и луны, покровительница животных. Греки верили, что Артемида совершала ночные прогулки с наядами - покровительницами вод - и проливала росу на траву. В определённый период истории Артемида считалась жестокой богиней, которая губит мореплавателей. Божеству приносились человеческие жертвы, чтобы добиться расположения.

Одно время девушки поклонялись Артемиде как устроительнице крепкого брака. Артемиду Эфесскую стали считать богиней плодородия. Скульптуры и картинки Артемиды изображали женщину с большим количеством сосцов на груди, чтобы подчеркнуть щедрость богини.

Вскоре в легендах появился бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Апполон остался божеством музыки и искусства, Артемида - богиней охоты .

Афродита

Афродите Прекрасной поклонялись как покровительнице влюблённых. Финикийская богиня Афродита сочетала два начала:

  • женственность, когда богиня наслаждалась любовью молодого человека Адониса и пением птиц, звуками природы;
  • воинственность, когда богиню изображали как жестокую воительницу, которая обязывала своих последовательниц принимать обет целомудрия, а также была ревностной хранительницей верности в браке.

Древним грекам удалось гармонично соединить женственность и воинственность, создав совершенный образ женской красоты. Воплощением идеала стала Афродита, несущая чистую, непорочную любовь. Богиню изображали как прекрасную нагую женщину, выходящую из пены моря. Афродита - самая почитаемая муза поэтов, скульпторов, художников того времени.

Сын прекрасной богини Эрос (Эрот) был её верным посланником и помощником. Главной задачей бога любви было соединять жизненные линии влюблённых. По преданию, Эрос выглядел как упитанный малыш с крылышками .

Деметра

Деметра - богиня-покровительница земледельцев и виноделов. Земля-мать, так ещё ее называли. Деметра была воплощением природы, которая дарит людям плоды и злаки, впитывая солнечный свет и дожди. Изображали богиню плодородия с русыми, пшеничными волосами. Деметра даровала людям науку хлебопашества и урожаи, выращенные тяжёлым трудом. Дочь богини виноделия Персефона, став царицей подземного царства, связывала мир живых с царством мёртвых.

Вместе с Деметрой почитался Дионис - божество виноделия. Диониса изображали весёлым молодым человеком. Обычно его тело оплетала виноградная лоза, а в руках бог держал кувшин, наполненный вином. Дионис научил людей ухаживать за виноградными лозами, петь буйные песни, которые позже легли в основу древнегреческой драмы.

Гестия

Богиня семейного благополучия, единения и мира. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, поэтому в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. Они были символом гражданского единения и мира. Существовала примета, что, если в дальнее путешествие взять угли с жертвенника пританея, то богиня окажет своё покровительство в пути. Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.

Храмы Гестии не строили , ведь ей поклонялись в каждом доме. Огонь считался чистым, очищающим природным явлением, поэтому Гестия воспринималась как покровительница целомудрия. Богиня испросила у Зевса разрешения не выходить замуж, хотя Посейдон и Аполлон добивались её расположения.

Мифы и легенды складывались в течение десятилетий. При каждом пересказе истории обрастали новыми подробностями, возникали неизвестные ранее персонажи. Список богов увеличивался, позволяя объяснять природные явления, суть которых древние люди понять не могли. Мифы передавали мудрость старших поколений молодым, поясняли государственное устройство, утверждали морально-нравственные принципы общества.

Мифология Древней Греции подарила человечеству множество сюжетов и образов, которые нашли отражение в шедеврах мирового искусства. На протяжении веков художники, скульпторы, поэты и архитекторы черпали вдохновение в легендах Эллады.