История возникновения и развития личных прав и свобод. Краткая история прав человека

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно- правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Теория госдарства и права/ Под. ред. В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.;2008.С.304

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать её и возвращаться. Признаётся право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Её права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвекции) и в национальном законодательстве.

Права человека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Само возникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствах Древнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовым возникновением наёмного труда, освобождением личности от феодальной зависимости человечество вышло на новый этап развития.

Была сформулирована общая идея свободы личности в государстве: «свобода-это право делать все, что дозволено законами». В процессе осмысления прав, свобод и их границ в 17-18 вв. сформировались три теории их обоснования, сохранившиеся до настоящего времени.

Теологическое учение признает человека божественным творением, на свободу которого не может посягать государственный деспотизм.

Теория естественного права опирается на сам факт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемых прав и свобод человека современная демократия провозглашает человеческое достоинство.

Историческая теория прав человека связывает свободу личности с развитием экономических, политических, социальных и идеологических закономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государства обогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однако реально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, которое утвердилось на основе права и демократии.

Государство, признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданина означало исторически новое положение личности в обществе и государстве. Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан. Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другого государства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправные личности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которые принадлежат только гражданину данного государства.

В истории воплощения требований прав и свобод человека в законах и их соблюдение государством сопровождалось длительной борьбой и социальными потрясениями, первоначально - антифеодальными революциями в Голландии и Англии (17в.), Франции (1789-1794), в борьбе за государственную независимость и свободу.

В новых государствах утверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свобод человека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства, свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности. Эти идеи получили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах, которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.

Наиболее влиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные и политические права, демократические принципы отношения личности и государства. К ним относились, свобода совести, свобода слова и убеждения. Конкретизировалось право на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконного задержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь в силу закона. Каждый «предполагается невиновным, пока не установлено обратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом». Декларация провозглашала, что «собственность есть право неприкосновенное и священное» и «никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости, и при условии справедливого и предварительного возмещения». Декларация закрепляла политические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать в выборах парламента, лично или через своих представителей - в законотворчестве, хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз, и право избирать распространялось лишь на взрослое мужское население.

Принципы и нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран в последующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первых антифеодальных революции, с развитием нового общества был признан недостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем не ограниченной эксплуатацией наемного труда (14-16 часовой рабочий день, эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). Двадцать первый век стал эпохой осознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничение рабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с начала двадцать первого века позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав и поэтому названного «чартизмом». Программа социалистического рабочего движения, в котором действовали партии разных направлений, также требовала преобразования капитализма в Западной Европе, России, США. В двадцать первом веке понятия «социалистический» и «социальный» имели в основном одинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделима для социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных и избирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями, не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформировать капитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г.Гегель, Г.Спенсер, П.И. Новгородцев.

Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там,- писал он,- где господствует закон, а не произвол.» Гегель. Философия права. М.;1990. С.28 Также известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности. Он видел основную и назначение права. Кант И. Соч.т.4.42. М.;1962.С.139-140 Только толстой, вопреки всем считал право насилием над личностью.

Борьба за социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры, организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определённым результатам лишь в двадцатом веке. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайное избирательное право. Революционные потрясение и мировые войны первой половины двадцатого века привели демократическое мировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведёт к историческим катастрофам.

Организация Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества». Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизировано принятыми 16 декабря 1966г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам, свободам и обязанностям личности во второй половине двадцатого века. Расширился принцип равноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признан также новый по сравнению с семнадцатым - девятнадцатыми веками принцип «социальной справедливости», утвердивший обязанность государства обеспечить права граждан на определённый минимальный уровень заработной платы, пенсии по старости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинское обслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частной собственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половине двадцатого века, признано, что собственность, её использование не должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

На основе Всеобщей декларации прав человека в 70-90 годы принят ряд международных документов (конвенций, деклараций), утверждающих и защищающих личность с учетом ее природных свойств и признаков. В них защищены права женщин, национальных групп, составляющих меньшинство в отдельной стране (права национальных меньшинств), права ребенка.

Конвенция о правах ребенка (1991г.) принята с учетом того, что сознание, воля и эмоции детей до 18 лет находятся в процессе развития. Однако уже на этом уровне защищается его человеческое достоинство, право иметь религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии, свободно высказывать свои убеждения, быть членом детских и юношеских организаций, быть защищенным от жестокого обращения в школе, в семье.

Требование прав и свобод личности утверждалось в неразрывном единстве с обязанностью уважать права и свободы других членов общества. Всеобщая декларация прав человека в ст.20 установила:

«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Это же требование закреплено в каждом из Международных пактов о правах. Таким образом, признание прав и свобод человека и гражданина не означает ничем не ограниченных действий. Взрослый и ребенок, мужчина и женщина, человек любой национальности обязаны не нарушать чужие права, воздерживаться от оскорбительных слов и действий по отношению к окружающим, не посягать на их жизнь, физическую неприкосновенность, собственность, уважать их веру, убеждения.

Права и свободы человека и гражданина во всем их объеме существуют только в демократическом обществе. Поэтому международные акты запрещают использовать права и свободы для подрыва демократических государственных и общественных учреждений.

Государство, провозглашающее и обеспечивающее равноправие, социальную справедливость, всю совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признается правовым и социальным государством.

Таким образом, все то что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной, и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошло и современности. В этой связи представляется, что знаменитое изречение Пифагора « Мера всех вещей- человек» имеет непосредственное отношение к праву. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства человека. Человек - существо разумное, справедливое, а значит, правовое. Теория госдарства и права /Под ред.В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.; 2008.С.306

История прав человека изучается в различных аспектах: во-первых, подлежат исследованию общественные отношения, сам исторический процесс, а именно: законодательство, история идей о правах человека, концепции прав человека. Во-вторых, при изучении истории прав человека особое внимание уделяется понятиям, связанным с правами человека. Права человека обладают исторически преходящим характером; изменяясь, они пытаются отвечать на вызовы своего времени. Динамичность прав человека является следствием конкретно-исторических условий, которые корректируют значимость и актуальность тех благ, что стоят за правами. Развитие прав человека показывает, что, развиваясь на каком-то этапе, они приобретают новые свойства, позволяющие расширять и изменять оценку возможностей прав.

Большинство исследователей считает, что только в XVII-XVIII вв. возникают права человека в современном их понимании, но общие идеи появляются еще в античное время. История прав человека является составной частью человеческой истории, а закономерности развития прав человека – это закономерности развития истории человечества.

В научной литературе нет единого взгляда на классификацию этапов развития прав человека. Так, профессор Ф.М. Рудинский выделял три этапа развития прав человека. Первый этап охватывает период Древнего мира до конца XVIII в., то есть до принятия Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Второй этап связан с принятием Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и длится до принятия Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Третий этап связан с принятием Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и продолжается до конца XX-начала XXI вв.

С другой стороны, профессор Л.И. Глухарева выделяет пять этапов развития прав человека: «первый этап – зарождение идеи (со второй половины V в. до н.э.) и формирование учения о правах человека (с Нового времени); второй этап – позитивное закрепление прав человека как системного образования (со второй половины XVIII в.); третий этап – социализация прав человека (с начала XX века); четвертый этап – интернационализация прав человека (с середины XX столетия); пятый этап – глобализация прав человека (на рубеже XX-XXI вв.)» .

В основу классификации этапов развития прав человека положен исторический критерий. Представляется, что представления о правах человека могли возникнуть только, когда стала ясна ценность человеческой личности. Исходя из этого, предлагаем выделить три этапа: этап зарождения прав человека; этап утверждения, «универсализации» прав человека, а также этап имплементации прав человека в национальное законодательство. Каждый из обозначенных этапов, в свою очередь, делится на отдельные периоды на основе того или иного решающего фактора.

Первый этап: «Этап зарождения прав человека».

  1. В первобытнообщинном строе человек – это племенное существо, который не осознает себя как индивидуальность. Безусловно, говорить о появлении прав человека в современном их понимании в этот период представляется несостоятельным. Для мононорм, действовавших в то время, было характерным то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, то есть закрепляли «первобытное равенство», характерное для потестарных (от лат. «potestus» – власть, мощь) обществ. Однако это равенства состояло в отсутствии свободы, поглощении человека сообществом, в регламентации всей его деятельности, в консервативности отношений.
  2. В условиях рабовладельческого строя появляются два вида людей: рабовладельцы и рабы. Раб – это instrumentum vocale, «говорящее орудие». Здесь возникли представления о правах личности, которыми могли обладать только свободные.

Существенное правовое значение имеют суждения о праве, законе, государстве, личности мудрецов Древней Греции: Солона, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.

Первые теоретические разработки и законодательные положения об индивидуальных правах имели место еще в Древних Афинах, широко распространивших и передавших в наследство человечеству опыт политических прав, демократии, прямого законотворчества и личной ответственности за злоупотребление своими свободами. Античные законы провозглашали идеи равенства прав, но это было особое равенство – равенство по достоинству, в зависимости от личного вклада.

Особый интерес представляет понимание Солоном закона и его власти как сочетание права и силы, всеобщности закона и правового равенства. Важную роль в формировании идей правового равенства людей сыграло учение Пифагора и его последователей. Необходимость соблюдения всеми разумных и справедливых законов обосновывал Сократ. В проекте идеального государства Платона отсутствуют частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие женщин и мужчин. Правовая концепция государства и связь права и прав индивида с государством находят отражение в учении Аристотеля .

Вершина древнегреческой философии, обосновавшая идею достоинства человека знаменитая формула Протагора «мера всех вещей – человек» и сегодня обладает огромным общегуманистическим потенциалом. Софист Ликофрон выводит, что люди равны по природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором и гарантией личных прав. Эпикур трактует свободу человека как его ответственность за разумный выбор своего образа жизни и за себя.

Древнегреческие стоики полагали, что мироздание – это взаимосвязанные между собой земные и небесные явления, они управляются божественным провидением, естественным разумом. Жизнь всех людей определяла судьба. Стоики также обосновывали космополитические представления о том, что все люди по своей природе и по закону мироздания являются гражданами единого мирового государства и что человек есть гражданин Вселенной.

Человек в Древнем Риме являлся участником правоотношений, было разработано понятие естественного права как составная часть прав. Идеи естественного права развивал выдающийся мыслитель Марк Туллий Цицерон, который считал, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что «между людьми никакого различия нет», что «человек – гражданин всего мира, как бы единого града». Идеи естественного права нашли отражение и в творчестве римских стоиков. Так, Луций Сенека считал, что всечеловеческие законы и государства подчинены «закону судьбы» (праву природы) .

Феодальный строй характеризуется личной зависимостью крепостного от феодала, но в отличие от раба крепостной – владелец средств труда. Разделение труда создало, в свою очередь, много форм деятельности.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в Средние века. В этот период христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Главная особенность развития правовой мысли в этот период состоит в определяющем влиянии на нее христианства и римско-католической церкви.

В X-XI вв. в Европе возникает система правосудия (суд присяжных). В 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, ее положения были направлены на ограничение прав королевских чиновников, Хартия предусматривала возможность применения наказания свободных граждан не иначе как по законному приговору и по закону страны.

Новое время – эпоха буржуазных революций XVI-XVII вв. В этот период появляются новые идеи о правах человека.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. были направлены на освобождение личности от феодально-сословных ограничений, тормозивших производство, препятствующих развитию производительных сил общества. Поэтому требования естественных прав человека были экономически обусловлены потребностями развития производства и торговли.

Реформация и движение протестантизма (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер) выступили против засилья и привилегий католической церкви, проявив повышенное внимание к вопросам земного устройства человеческой жизни. Немецкий теолог Мартин Лютер сформулировал ряд тезисов, которые лежат в основе протестантизма: принцип равноправия, т.е. никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы; человек спасается от греха только своей верой, а не обрядом; чтобы молитва дошла до Бога необязательно ходить в церковь и пользоваться услугами священника. Каждый верующий имеет право читать и толковать Библию. Последнее говорит о появлении свободы слова.

В период возрождения и реформирования формируется гражданское общество, отрицающее сословную организацию общественной жизни и предполагающее гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, религиозных и других ограничений.

Свое наивысшее социальное звучание идеи естественного права получили в условиях общего кризиса феодализма. Именно в это время окончательно оформилась рационалистическая теория естественного права: естественные права продиктованы разумом; это свойства людей, полученные от природы; это основа общественного договора, когда люди заключили соглашение о том, что правительство должно соблюдать эти права человека; естественные права ставили выше божественного права. Рационалистическая теория естественного права отражена в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсона. Своей критикой феодализма и обоснованием необходимости господства права в отношениях между индивидуумом и государством, новыми представлениями о правах и свободах личности эта теория внесла большой вклад в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. В частности, исключительное значение имела концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства .

Так, Ж.Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» указывает различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Как справедливо отмечает Л.И. Глухарева, «его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже ляжет в основу концепции прав человека и гражданина» .

Второй этап: «Этап утверждения, «универсализации» прав человека».

Датой, положившей начало существованию института прав человека как самостоятельному явлению, следует считать создание в Новое время в Америке и в Европе деклараций прав человека, которые политически и юридически закрепили некоторую совокупность гарантированных возможностей, без которых не могла состояться личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида. Л.И. Глухарева отмечает, что закреплению требования уважения достоинства и свободы личности оказалось возможным благодаря нескольким историческим фактам: «во-первых, важным моментом стала достаточно ранняя по сравнению с Востоком выделенность института частной собственности, его самостоятельное существование. Во-вторых, усвоение европейцами новой веры – иудейско-христианской с ее представлениями о человеке как образе и подобии Божьим привело к сознанию значимости каждой личности, пониманию ценности человеческого достоинства и укоренению взглядов о равенстве людей. В-третьих, сказались некоторые демократические традиции германских племен (народные собрания, выборность вождей, судей и т.п.). В-четвертых, основы прав человека закладывались и юридической системой… Оформление правового статуса личности… стало знаменательным событием… В-пятых, менталитет, образ жизни и дисциплинирующие уклады повседневности благоприятствовали ощущению европейцами повышенного динамизма окружающего времени. В-шестых, ценностные ориентации нравственного, правового и политического характера также сыграли свою роль в возникновении феномена прав человека. В-седьмых, западноевропейская научная мысль со времен античности работала в направлении, теоретически и идейно подготавливающем почву для возникновения и обоснования прав человека» .

Этап «универсализации» прав человека воплощает в себе не только политические, экономические, социальные и правовые учения, но и религиозные доктрины. Религии мира исходят из представления о духовности личности и равенстве всех перед Богом. Ценности христианства как самой распространенной мировой религии о равенстве всех в первородном грехе, ислама, который по примерным подсчетам исповедует примерно около четверти населения планеты – о равенстве в повиновении перед Богом, буддизма – о равенстве в страдании нашли свое воплощение в универсальной концепции прав человека.

Этап утверждения, прав человека можно условно подразделить на несколько периодов, связанных с принятием важных документов в области прав человека. К таким периодам можно отнести принятие Декларации независимости США 1776 г. ; Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. ; Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г.; Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. .

Особенностями рассматриваемого этапа развития прав человека является то, что появляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам; декларациями Нового времени закрепляется система личных и политических прав, которые государства «приравнивают к закону», который сами же и обязаны исполнять в первую очередь.

Декларация независимости США 1776 г. закрепила, что все равны и обладают неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительство существует для защиты прав человека. В Конституции США 1787 г. и десяти поправках к ней, составивших американский Билль о правах 1789-1791 гг., юридическое закрепление получила свобода индивида. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. стала вехой на пути к созданию всемирной концепции прав человека. Декларация зафиксировала права первого поколения – естественные, неотчуждаемые и священные права человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Декларация закрепила презумпцию невиновности, свободу мыслей и мнений, право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г. закрепил право частной собственности и свободу договора, создал условия для товарно-денежных отношений, положения которого были реципированы законодательством многих государств мира.

В этот период претерпевают изменения и научные взгляды на права человека. XIX век характеризуется распространением различных философских теорий.

Во-первых, в первой половине XIX в. влиятельным политическим и интеллектуальным течением становится либерализм, который провозгласил свободу; право частной собственности; выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь общества; закрепил избирательные права, которые не принадлежали бедным.

И. Кант приступает к систематическому обоснованию идее либерализма. Он утверждал, что каждое лицо обладает совершенным достоинством и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей даже во имя общего блага. Его «категорический императив» – нравственное требование, которое лежит в основе морали и права; человек должен поступать так, чтобы его поступки были примером для законодателя. Его главная идея, что человек не может быть средством, он всегда ценен, является основой современной теории прав человека.

Г.В.Ф. Гегель разрабатывал концепцию целостной свободы государственно организованного народа, неотъемлемой частью которой считал свободу отдельного человека.

Во-вторых, теории К. Маркса и Ф. Энгельса обосновывали движение пролетариата. Марксизм критиковал либеральные теории, поскольку последние не учитывали социальных реалий, пренебрегали материальными гарантиями.

В-третьих, анархические теории прав человека (Пьер-Жозеф Прудон, М.А. Бакунин) в отличие от марксистов отрицали государственную власть вообще. Общество должно быть основано, по их мнению, на общинных началах.

На рубеже XIX-XX вв. появляется тенденция к демократизации общественно-политических процессов. В этот период происходит борьба рабочего класса за свои права, социалистические революции в ряде стран, национально-освободительное движение в колониальных и полуколониальных странах. Стремление прогрессивных сил к демократии и свободе привели к формированию новых прав человека и закреплению их в законодательстве. Документом, продолжившим идеи французской и американской деклараций в России, стала Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. , которая закрепила, что Россия – республика Советов; цель власти – устранение деления общества на классы; подавление эксплуататоров; была введена всеобщая трудовая повинность. При этом экономические, социальные и культурные права были провозглашены позже.

Как было сказано ранее, идея прав человека появилась еще в далекие времена, однако, только с созданием ООН эта идея получила официальное и международное признание. История показывает, что права человека не могут быть только национальной проблемой, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток независимо от территориальных или идеологических барьеров. Поэтому закономерно, что права человека были расценены мировым сообществом как важнейшая, фундаментальная проблема. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает в себя большое количество основополагающих международных договоров и деклараций. Особое место среди них занимают Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. ; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Как правовые документы они имеют различную юридическую силу. Так, ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются нормами-рекомендациями. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора его положения становятся обязательными для применения внутри страны. Следует обратить внимание, что достижения сегодняшнего дня в области международных договоренностей и рекомендаций по правам человека – результат длительного их осмысления мировым сообществом и вычленения истинных человеческих ценностей. На международном уровне права человека находят отражение в основных источниках международных стандартов прав человека. К ним можно отнести вышеназванные документы, а также Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую Хартию о местном самоуправлении, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и др.

Важную роль в разработке основных международных стандартов прав человека, в «универсализации» прав человека сыграла Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Этот документ имеет огромное значение, поскольку с ее принятием впервые в истории международных отношений был определен круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым актом, который определил основной комплекс прав и свобод человека. Принятая в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека являлась рекомендацией, которая не обладала юридически обязательной силой. А сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных норм. Всеобщая декларация прав человека рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидированная воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано практикой его действия .

Причины, которые заставляют не один раз обращаться к тексту Всеобщей декларации прав человека, видятся в следующем. Во-первых, Декларация была самым первым международным документом, в котором государства попытались описать (очертить) правовой статус личности, зафиксировать перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать. Во-вторых, Декларация – документ, который был принят именно как рекомендация, а не как юридическое обязательство. В-третьих, Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. В-четвертых, Всеобщая декларация прав человека заложила основы унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «… всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», т.е. решено было добиваться положения, при котором права человека одинаково трактовались в государствах с разными политическими системами, в разных точках земного шара. Иначе говоря, Всеобщая декларация заложила начало «стандартизации» в сфере прав человека. Но в этом смысле она явилась лишь первой ступенью. Встал вопрос о необратимости и неизбежности развития, уточнения и дополнения установленного перечня прав человека. Впоследствии положения Всеобщей декларации были расширены и конкретизированы в многочисленных соглашениях по правам человека. В-пятых, Всеобщая декларация прав человека представляет собой универсальную культурно-историческую концепцию человечества. «Мы должны вновь рассматривать Декларацию как констатацию проблемы прав человека в универсальном духе и отвергнуть тенденцию рассматривать ее как всего лишь специфический продукт европейской культуры…» . Итак, важнейшим направлением международного сотрудничества в гуманитарной области является выработка нормативов, регламентирующих правовой статус личности. И Всеобщая декларация прав человека дала импульс для развития не только универсального, но и регионального сотрудничества по правам человека.

Третий этап: «Этап имплементации прав человека в национальное законодательство».

С юридическим закреплением универсальной концепции прав человека (принятием Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 года) возникает необходимость создания политико-правовых механизмов соблюдения и защиты прав человека на национальном уровне. В современном мире права человека становятся основой конституционализма, ориентиром развития национального законодательства о правах человека. Идеи прав человека легли в основу всех конституционных актов мира. С начала XIX в. конституции наиболее развитых стран мира провозглашают права человека (Франция, Бельгия, Германия и др.). Болгарская Тырновская конституция 1879 года приобретает известность как документ, закрепивший самый широкий перечень прав и свобод для XIX в. Высоким уровнем демократичности прав подданных отличалась Конституция Царства Польского 1815 года. Но главным недостатком первых конституционных закреплений прав человека, требующим исправления, было то, что они весьма скупо фиксировали права и свободы человека, зачастую ограничивались перечнем лишь гражданских и политических прав. Так, этап имплементации прав человека в национальное законодательство характеризуется широким включением в конституционные акты социальных, экономических и культурных прав и свобод, совершенствованием качества юридических формулировок прав и свобод, созданием принципиально нового законодательства о правах и свободах человека и гражданина, соответствующего в целом международным стандартам.

Американская концепция прав человека более широкое развитие получила в 1950 – 1960-е гг., в ряде федеральных законов о гражданских правах, в судебных прецедентах, в конституциях и законах штатов, многие из которых закрепели принципиально новые права и свободы, такие как, право на здоровую окружающую среду, право на информацию, равноправие мужчин и женщин и др. Неоднократно вносились изменения и в Конституцию Франции, а не самый объемный для современного демократического государства перечень прав и свобод, указанный в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбуле к Конституции 1946 г. был обеспечен системой усовершенствованных гарантий. В Великобритании в 1975 – 1976 г. было принято специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку, в 1973, 1978, 1984, 2002 – 2003 гг. – система актов, связанных с борьбой против терроризма, в 2000 г. – Закон о политических партиях, выборах и референдумах. Некоторые демократические государства, например, Испания, для более эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина учредила специальный институт – институт омбудсмена, Народного защитника (статья 54 Конституции Королевства Испании). Конституция СССР 1977 года стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, стандартный для европейских стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Принятие Конституции Российской Федерации и выборы 12 декабря 1993 года способствовали формированию политико-правовой определенности в государственном строе России, открывали новые возможности для дальнейшего развития института прав и свобод человека и гражданина. В этот период Россия получила принципиально новое избирательное законодательство, соответствующее в целом международным избирательным стандартам; новое законодательство о печати, общественных объединениях. Был утвержден принцип гласности, отменена цензура.

  1. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). – М.: Юристъ, 2003. – 304 с.
  2. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. Учебное пособие. Под ред. профессора И.И. Лукашука. - М.: МЗ Пресс, 2002. – 267 с.
  3. Декларация о правах трудящегося и эксплуатируемого народа (принята III Всероссийским съездом Советов 13.01.1918) // СУ РСФСР. № 15. 1918.
  4. Французская Республика. Конституция и законодательные акты / Пер. с фр.; сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин. М.: Прогресс, 1989. – 448 с.
  5. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – 8-е изд., исправл. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.
  6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1999. 784 с.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  9. Шишенина И.В. Права человека в российских конституционных проектах (1990-1993 гг.). – М.: Права человека, 2010. – 168 с.
  10. Э. Димер. Философские основы прав человека // Международное сотрудничество и права человека. Реф. сб. М., 1989.
Количество просмотров публикации: Please wait

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообществ: признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты.



Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека.

Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости.

России пришлось пройти очень тяжелый в плане построения и структуры правовой системы этап - советский период. Начало становления советского права, ограничений прав и свобод можно отнести еще к 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР, где были закреплены права на свободу совести, защиту в суде, личной неприкосновенности. Помимо Конституции, существовали некоторые правовые акты, кодексы, которые закрепляли некоторые права граждан, например, в ст.5 Гражданского кодекса РСФСР было провозглашено: «...каждый гражданин РСФСР... имеет право свободно передвигаться селиться на территории РСФСР.» . Таким образом, не закрепленное в Конституции право на свободу передвижения в Советской России имело место.

Конституция 1978 года коренным образом изменила представление о личных правах человека. Она послужила началом нового периода в жизни общества - периода «утепления» отношений между обществом и государством.

В Основном законе страны жизнь человека была закреплена как объект конституционной охраны, населению были дарованы права тайны телефонных переговоров, телеграфных сообщений, было наиболее раскрыто понятие свободы совести.

Седьмой этап. Современный период (время с принятия современной Конституции Российской Федерации 1993 года до настоящего времени).

В ряду основ конституционного строя России приоритетом обладает именно положение о правах и свободах человека как высшей ценности, причем принцип их уважения пронизывает все содержание Конституции РФ

Ограничения личных прав и свобод человека и гражданина получила четкую регламентацию.

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обусловлена целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, регулирующей режим чрезвычайного положения, а также ряд некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах. Кроме того, в ч.3 ст.17 Конституции РФ закреплено традиционное для российской и мировой правовой системы положение, согласно которому «осуществление прав и свобод человекам и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

Итак, для того чтобы Российская Конституция приняла тот вид, который она имеет сейчас, для того чтобы создать в обществе максимально комфортную атмосферу посредством наделения его личными правами и свободами, стране пришлось пройти этапы послереволюционной экономической и политической разрухи, тяжелого военного времени, а также послевоенного восстановления. Все эти этапы были закономерным путем развития государства.

Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. К нормативно-правовым актам данной группы концепций является и Конституция РФ 1993 года.

План.

1. Понятие прав человека и их сущность.

2. История идеи прав человека.

3. Теория поколений прав человека.

Цель лекции: Изучить развитие понятия «права человека» в мировой истории, современные концепции понимания прав человека. Охарактеризировать теорию поколений прав человека.

Ключевые понятия: естественное право, идея прав человека, юридическое равенство, система позитивных прав, солидарные права

1. Права человека - это определенные возможности человека, которые необходимы для ее существования и развития в конкретно-исторических условиях, объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей.

Следовательно, это, во-первых, некоторые свободы человека, то есть ее способность действовать определенным образом или воздерживаться от определенных поступков с тем, чтобы обеспечить себе (и своей семьи) должное существование, развитие, удовлетворение тех потребностей, которые сформировались. И, если речь идет именно об основных правах, то следует иметь в виду такие возможности, без которых человек не может нормально существовать.

Что означает "Нормально"? Ответ на этот вопрос обусловлено биологической и социальной обоснованностью потребностей человека. Сами же потребности как результат исторически природного и социального развития человека не являются неизменными. В таком понимании рассматриваемого феномена реализовано теоретико-методологический подход, который можно назвать "потребовать". Ведь указанные возможности человека должны использоваться прежде всего для удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и именно в этом заключается личностная значимость, ценность таких возможностей (т.е. прав человека).

Во-вторых, содержание и объем возможностей человека зависят прежде всего от возможностей всего общества, главным образом от уровня его экономического развития. И с этой стороны, права человека - явление социальное: они порождаются самим обществом.

В-третьих, эти возможности по их основным, "начальными" показателями ("дозами") должны быть ровными, одинаковыми у всех людей. Только тогда они будут правовыми (согласно срокам или понятий "праведный", "правильный", "справедливый", "правый" и т.п.).

В-четвертых, они не должны отчуждаться, отбираться, ликвидироваться кем-либо, они быть и "подарком" со стороны государства или любой другой организации или лица.

В документах различных организаций (в частности, международных) и в национальном законодательстве, в научной и публицистической литературе часто употребляется выражение "права и свободы человека". Однако различие между правами и свободами как социальными явлениями, а также между соответствующими понятиями (если не считать их тождественными) еще и доныне однозначно не выяснена даже на общетеоретическом уровне. Поэтому термины "права" и "свободы" в основном используются как синонимы. И если содержание понятия прав человека раскрывается нами через философскую категорию "возможностей", то такая его интерпретация занимает, пожалуй, также и понятие свобод человека.

Понимание прав человека как ее определенных возможностей имеет место, так или иначе, в трудах многих юристов, обществоведов. Что касается других интерпретаций данного понятия в современной научной литературе, отметим лишь, что они могут быть сведены в самом общем виде к следующему:

· права человека - это определенным образом нормирован ее свобода;

· права человека - это определенные его потребности или интересы;

· права человека - это его требования о предоставлении определенных благ, направленные обществу, государству, законодательству;

· права человека - это определенный вид (форма существования, способ проявления) морали.

Все указанные подходы (кроме первого) отражают, как кажется, достаточно существенные, но не онтологические, не "субстанциональные" статусы исследуемого феномена. И только категория возможности (свободы) позволяет наиболее адекватно отразить именно онтологическую социальную сущность прав человека.

Права человека, как и любое другое явление, характеризуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные показатели раскрываются, прежде всего, содержанием прав человека, количественные - понятием объема прав человека.

Понятие содержания прав человека и понятия объема прав человека, например, в ст. 22 Конституции Украины. В частности, часть 3 этой статьи устанавливает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав человека. Упомянутое положение является очень важным, поскольку в нем Конституция Украины касается рассматриваемой нами проблемы ограничения прав человека. Ведь сужение содержания и сокращения объема прав человека и основным следствием их ограничения.

Характеризуя содержание прав человека, необходимо опираться на философскую категорию содержания. С философской точки зрения, смысл - это определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Структура, внутренняя упорядоченность является необходимым компонентом содержания. С изменением структуры, организации существенно изменяется содержание объекта, его свойства. Какие же элементы можно выделить в таком явлении, как права человека?

Из приведенного выше понимания прав человека становится очевидным, что центральным, стержневым их элементом есть определенные возможности человека - возможности действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Как известно из общей теории деятельности, последняя характеризуется определенными составляющими, свойствами, чертами. К ним относятся: цель, предмет (объект) деятельности, условия деятельности, способы (формы) деятельности, возможностях, результатах деятельности и другие составляющие. Наиболее важными, определяющими среди них есть условия и средства деятельности, поскольку именно ими обусловлено реальность использования возможностей субъекта, то есть их осуществимость. Поэтому понятие содержания прав человека можно определить как условия и средства, они составляют возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития.

2. История идеи прав человека «берет» свои истоки в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенства людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалась равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя во времена рабовладения и феодализма господствовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.). Ее развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении - признание равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII-XVIII вв. эта идея отражается в теории естественного (прирожденного) права (лат. jus naturale ), которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить преобразования в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк,Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 г. выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечения к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода взглядов, мысли, слова и прессы, защищаемой «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знания о правах человека (их умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и др.) Происходят в целом с позиций и в пределах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, понимания, толкования к, государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека является качественным скачком в юридическом познании. История развития идеи о правах человека - это прежде всего история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).

В середине XX в. идея прав человека высветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционном уровне. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине XX века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (что отождествляет право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что отразилось в конституционной и судебной практике государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношений государства и личности, содержится в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личными, социальными ценностями и направился путем положительного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не умаляет ее роль. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обзоре появилась теория трех поколений прав человека.

3. Первое поколение прав человека - неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это - право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязующих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, урегулированы этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека - Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др..

Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или в любой (другой) способ обездоленная.. . как по законному приговору равных ему и по закону страны ». С таких же оснований к первому поколению прав человека можно отнести и Литовские Уставы (1529, 1566, 1588 гг.) - Юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. У них было провозглашено идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (благородной) лица, личной ответственности перед законом и др.. Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовские Уставы и др.). Строилось согласно феодально-иерархической, сословной структуры общества, когда отсутствовала юридическое равенство граждан.

Отсчет первого поколения прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждения буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие с идеальной категории начала воплощаться в реальную действительность, приобретя конституционного или другого законодательного оформления. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, сказал им подлинно демократического характера.

После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека - углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.). - сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций XX в. (Мексиканские Соединенные штаты, 5 февраля 1917 p.; Итальянская Республика, 2 декабря 1947 и др.)., Во внесенных дополнениях и поправках в старых конституциях. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества - правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах лица, не связанные с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам человека отведено главное место (право на солидарность, право на международное общение и др..).

Становление третьего поколения прав человека (права человека - часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Последние привели к интернационализации юридических формулировок прав человека, создание международных (или континентальных) пактов о правах человека, законодательного сотрудничества стран в вопросах о правах человека, достояние наднационального характера законодательствами тех государств, подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств. Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

Заключение: Права человека неотъемлемы. Это означает, что вы не можете их утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого существования. При определенных обстоятельствах действие некоторых из них, хотя и не всех, может быть приостановлено или ограничено. Например, если кто-то признан виновным в совершении преступления, его или ее могут лишить свободы; или во время гражданских беспорядков правительство может ввести комендантский час, ограничивающий свободу передвижения.

Они неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека по существу связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от осуществления многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

Они универсальны, что означает, что они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Следует отметить, что универсальность прав человека никоим образом не угрожает богатому многообразию индивидуальностей или культурных различий. Многообразие может существовать и в обществе, где все равны и в равной мере заслуживают уважения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что являют собой права человека?

2. На какую эпоху приходится активность в развитии идеи о правах человека.

3. Охарактеризируйте «естественные, неотчуждаемые и священные права человека» которые изложила Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798года.

4. Какие нормативно-правовые документы можна отнести к первому поколению прав человека?

5. Охарактеризируйте первое поколение прав человека.

6. Что являет собой второе поколение прав человека?

7. С какими процесами связано становление третьего поколения прав человека?

Тесты:

1. Понятие прав человека как отдельная категория возникло в эпоху:

а) Средневековья;

б)Просвещения;

в) Гуманизма;

2. Признаны обществом и обеспечены всей системой общественной жизни формы и способы человеческой самореализации это:

а) обязанности;

3. Права человека- это права:

1)дарованные государством (октроированные);

Естественные.

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.