Чем отличаются права от обязанностей человека? Что можно сделать в случае отказа в получении визы. Связь граждан с государством

Наши права и обязанности .

Подготовил: воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом»

Казыбаева Ляззат Ергановна

Цели: - ознакомить воспитанников с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
- формировать понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
- формировать систему правовых знаний;
- воспитывать правовую культуру воспитанников и чувство причастности к международному мировому сообществу;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

Адаптированный текст Конвенции прав ребенка;
- иллюстрации к сказкам с заданиями;
- бумага для записей и рисунков, фломастеры;
- памятка «Важные правила»

Ваши права

С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей.

Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите. В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, поэтому тема нашего классного часа «Ваши права».

Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах и обязанностях, а поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на две команды «Права» и «Обязанности». Надеюсь. что работать вы будете дружно и слаженно. За каждый правильный ответ команды будут получать жетон, а в конце классного часа мы определим победителя.

Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка.

Потребности 4-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

имя

уход

медицинская помощь

питание

ласка, любовь

забота

защита

родители, семья

жилище

образование

друзья, общение

творчество

свобода слова

свобода мысли

поддержка родителей

собственность

(плюс потребности 4-х месячного ребенка)

Ответьте на вопрос: как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

Так и с правовым статусом ребенка – права остаются те же, а обязанности и ответственность с возрастом возрастают.

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах человека. Познакомимся с перечнем прав ребенка. Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Правовой статус ребенка – это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Основные права детей:

Гражданские права и свободы детей:

Право на имя и гражданство
- право на защиту жизни, чести, достоинства
- право на свободу мысли, совести и религии
- право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

Право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)
- право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

Право на жизнь
- право на достойный уровень жизни
- право на охрану здоровья
- право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

Право на образование
- право на получение информации, способствующей всестороннему развитию
- право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту:

От любого вида опасности или насилия
- от похищения и торговли людьми
- от эксплуатации детского труда
- от злоупотребления наркотиками.

1 задание. Правовые пиктограммы

Пиктограмма – рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание.

Задание: «зашифровать» предложенную статью Конвенции. Угадать, о каком праве идет речь.

(1 группа – Досуг и отдых. Право на игру и участие в развлекательных и культурных мероприятиях.

2 группа – Охрана здоровья. Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи)

2 задание. Работа по группам с иллюстрациями к сказкам.

Задание: ответьте на вопросы к иллюстрациям.

1 группа

(рисунок 1- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»):

1. Кто нарушает право?

2. Какое право нарушено в этой сказке?

а) право на жизнь

б) право на получение образования

в) право на владение имуществом

(рисунок 2 – «Лягушка путешественница»)

1. Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

а) право на свободное перемещение

в) право на труд

2. Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

3. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право?

а) в пределах болота

б) в пределах страны

в) без ограничения

2 группа

(рисунок 1 – «По щучьему велению»)

1. Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке:

а) право на собственность

б) право на защиту от жестокого обращения

в) право на охрану здоровья

2. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ?

3. Какое право нарушил Емеля?

а) право на владение имуществом

б) право на свободу выражения мнения

в) право на защиту от жестоких, унижающих человеческое достоинство видов обращения

(рисунок 2- «Заяц и лиса»)

1. Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

а) право на жизнь

б) право на неприкосновенность жилища

в) право на справедливый суд

2. Кто нарушает это право?

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

3 задание. Составление таблицы

Задание: ответьте на вопросы, которые помогут найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Команды отвечают по очереди.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Право на отдых и здоровье

Право на здоровье

Право на доступ к информации и СМИ

Право на образование

4 задание. Закончите предложения:

1. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на … (личную неприкосновенность)

2. Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на … (неприкосновенность жилища).

3. Балда из сказки А. С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд) .

4. В сказке « Иван-Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на … (жизнь) .

А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(девочки с портфелями)

Ты пойдешь на физкультуру?

Нет, я освобождена. (все уходят, девочка начинает рисовать)

Ой, резинки то нет. У кого же взять? У … посмотрю.

(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит …)

Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.

Вопрос: какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:

Обязанности детей:

Каждый ребенок обязан:

Слушаться родителей или лиц их заменяющих
- принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
- получать основное общее образование
- соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
- уважать права и культурную самобытность других лиц.

Какую обязанность не выполнила девочка? (уважать права других людей)

Ответственность детей:

Каждый ребенок несет ответственность:

Перед своей совестью
- перед родителями или лицами их заменяющими
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

Исключение из школы
- возмещение причиненного вреда
- уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:

1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)

2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)

3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)

4. Что порождает каждое право? (обязанность)

Выводы:

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников –благодарностями; раздать памятку)

И в заключении предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.

«Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.

Тема:

«Я- гражданин и ученик»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино2013г

Игра

«Умники и умницы»

Воспитатель: Казыбаева Л.Е.

С.Мичурино 2013г.

Конституция как основной закон является печатным воплощением такого договора. Российская Федерация по праву рождения предоставляет своим гражданам, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ, неотчуждаемые права, ограничение которых возможно в строго регламентируемом порядке. Примером можно назвать лишение свободы, применяемое судебными органами как наказание за совершение преступления.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются каждому человеку в равной степени вне зависимости «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Разные авторы классифицируют права граждан РФ на несколько групп (от 3 до 6), это:
личные, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Личные права

Их еще называют естественными, то есть это права человека , закрепленное законодательно.
К таковым относят:
- право на жизнь и личную неприкосновенность
- право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и любых видов сообщений
- право на неприкосновенность жилища
- право на национальное самоопределение
- право пользоваться родным языком
- право на свободное перемещение в пределах РФ, на выезд за границу и на возвращение обратно
- право на свободу мысли и слова, совести, вероисповедания

Политические права

В отличие от личных прав, которые гарантированны любому человеку на территории РФ, политические права предоставляются исключительно гражданам, как-то:
- право избирать и быть избранным
- право на участие в делах государства
- право на объединение
- право на проведение митингов, собраний и т.д.
- право на доступ к государственной службе
- право на участие в отправлении правосудия
- право на обращение в государственные органы

Социально-экономические, культурные и экологические права

Российская Федерация гарантирует каждому гражданину:
- право осуществлять предпринимательскую деятельность
- право на частную собственность, в том числе и на землю и другими природными ресурсами
- право наследования
- право свободного выбора профессии, на безопасный и оплачиваемый труд
- право на отдых
- право на семью
- право на социальное обеспечение
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- право на благоприятную экологическую среду, право на информацию о состоянии экологии
- право на образование, в том числе на обязательное среднее и доступное высшее
- право на творчество, участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
- право на правосудие, на юридическую помощь
- право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обязанности человека и гражданина

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:
- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ
- родители обязаны заботиться о детях
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- уплачивать налоги и иные сборы
- защищать Родину, в том числе воинский долг
- получить среднее образование
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории
- бережно относится к окружающей среде

Это очень многочисленный перечень. Мы ответственны перед государством за многое. Но и права у нас тоже есть, и их немало. Правда, чаще всего в наше время обращают внимание на то, что должны люди, а не на то, что им можно. Что ж, стоит вкратце рассказать как об обязанностях, так и о правах человека и гражданина. Их должен знать каждый из нас.

Об образовании

Теперь и об этом. Основные обязанности граждан заключаются в получении ими образования. Как минимум общего. Так гласит Конституция. Родители или же опекуны обязаны помочь детям окончить школу. Получение среднего специального или же высшего образования является желательным, но не обязательным. И опять-таки каждый имеет на это право вне зависимости от своей расы, пола, родного языка, национальности, места жительства, вероисповедания, убеждений и т. д.

Культурные обязанности

Они выражаются в проявлении заботы о памятниках культуры и истории. Каждый из нас должен сохранить историческое и культурное наследие, а также постараться поспособствовать их сбережению.

Ещё важное место занимают экологические обязанности граждан. Это то, что закреплено на конституционном уровне. Все люди, находящиеся на территории России, обязаны и окружающую их среду. Здесь все понятно: не разбрасывать мусор, не кидать окурки, банки и прочее в море, реки и т. д. Существует даже Пункт 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ, гласящего об охране окружающей среды, говорит о том, что все люди, которые причинили вред природе (загрязнение, истощение, порча или другое воздействие), обязаны понести наказание и возместить ущерб в полном объеме.

Есть даже отдельный закон, предусмотренный для людей, которые являются частными предпринимателями без образования юрлица. Он же распространяется и на тех, кто занимает какую-либо должность. В чем заключается этот закон? Он гласит, что все руководители предприятий, а также те специалисты, которые несут ответственность за принятие каких-либо решений касательно осуществления хозяйственной деятельности, обязаны иметь подготовку в сфере экологической безопасности.

Военный вопрос

Обязанности граждан - это тема очень обширная. Она содержит в себе массу нюансов. И одним из важнейших является военная обязанность. Есть специальная статья, известная под номером 59. Она гласит, что каждый гражданин мужского пола должен защищать своё Отечество. Но в России живет немало людей, которые по своим убеждениям или же вероисповеданию не могут нести воинскую службу. Однако таковы обязанности человека и гражданина мужского пола. В таком случае они могут заменить военную службу на альтернативную гражданскую.

Есть еще профессиональные обязанности. Они заключаются в выполнении своих должностных функций. И конечно, в несении профессионального долга.

О правах

Об этом хотелось бы рассказать напоследок. Права и обязанности гражданина РФ - это общая тема. Но, как всегда, тому, что человек должен делать, уделяется больше всего внимания. В отличие от того, что он может получить. Потому нужно поговорить и о правах.

Каждый может получить бесплатное образование. Как общее, так и высшее. Поступление в вуз осуществляется на конкурсной основе. Также все мы имеем право на работу. Каждого человека с образованием и с соответствующими навыками и качествами обязаны принять на должность. Дискриминация в этом плане (по возрасту, полу, расе и т. д.) недопустима. Если человек считает, что потенциальный работодатель был некомпетентным, то он может обратиться даже в суд по поводу нереализованного права на получение рабочего места.

Самое важное - каждый имеет право на свободу слова. К сожалению, это в наше время далеко не всегда приветствуется. А еще все имеют права на свободу выбора. Никто не вправе заставлять человека что-либо делать против его воли. Также все могут рассчитывать на предоставление бесплатной медицинской, социальной помощи и на защиту своих интересов, свобод, жизни и неприкосновенности.

В общем, прав у нас много, но и обязанностей не меньше.

Общее понятие прав человека подразумевает под собой в первую очередь существование у каждой личности определенного комплекса естественных, то есть данных самой природой, прав и свойств. А вот обязанности человека являются уже следствием сформированного института прав и свобод. Сам факт, что человек существует, родился и живет в этом мире, является достаточным для И страны на высшей ступени своего развития гарантируют, что права и свободы будут соблюдены и защищены.

Именно во имя достижения этой главной цели самими же людьми был создан институт государства и государственной власти. Человек и государство - это краеугольный камень всей правовой науки и философии права, а также основа социальной сферы. Именно для защиты своих граждан, их интересов и счастья, существуют сегодня демократические государства. И высшая власть должна помнить, что именно от этого зависит успех и процветание целого большого организма - общества и страны.

Как возникли основные обязанности человека и гражданина

Основные права человека сформулированы довольно давно, и назывались они «естественными правами». Но, что интересно, в это же время в природе, то есть в естественной среде, человек покинут на произвол судьбы и совершенно не имеет ничего, кроме самозащиты. Права, свободы и обязанности человека возникают, или, лучше сказать, могут возникнуть только при условии существования некоей организации или общности. Без покровительства социума, в дикой среде, человек обязан каждую минуту защищать любое свое естественное право самостоятельно, начиная с собственной жизни. Именно для этой главной цели исторически начало формироваться общество. Возможно, оно не всегда, не везде и не полностью исполняет эту главную свою функцию, но на сегодняшний день человечество еще не придумало другого более действенного института. Итак, получая что-то от государства, а именно свою безопасность, человек, в свою очередь, должен что-то предложить взамен. Вот эта-то отдача и легла в основу такого понятия, как «основные обязанности человека и гражданина» перед той страной, которая гарантирует ему защиту.

Так что такое «права человека»?

Если смотреть в общем и без сложных определений, основные наши права - это именно то, что у нас нельзя отобрать или от чего нельзя отказаться. Это некая нематериальная часть нас самих только потому, что мы родились людьми. Как и кто использует эту данность - другой вопрос. Задача государства и его институтов - защищать эти естественные и присущие каждому данности. Конституционные права, свободы и обязанности человека являются не просто случайным набором и аморфным сочетанием правил, а представляют собой согласованную систему, которая охватывает своим регулирующим влиянием все самые важные и существенные сферы жизни и деятельности человека. Сюда входит социальная, политическая, экономическая, а также сфера развития личных физических и духовных качеств.

Иерархия основных прав человека

Право на жизнь для демократического мира является первым и главным правом человека. Ни при каких обстоятельствах и никто во всем мире не может забрать жизнь другого человека. Единственным исключением может считаться разве что самозащита при нападении, потому что в таком случае это защита своего личного главного права на жизнь. Да и то надо иметь силу воли и трезво оценивать ситуацию, если угроза действительно реальна, и имело место покушение именно на жизнь, а не на что-либо другое. Во всех других случаях наступает ответственность и определяется мера наказания. За правом на жизнь следует ряд других личных и неотъемлемых прав для каждого. закреплены в основном законе любого государства. Они представлены не только личными, или естественными, но и политическими, социальными, а также социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами.

Связь прав с обязанностями

Итак, человек получает защиту государства и может свободно действовать, не переживая за собственную жизнь и получая ряд других возможностей. Но имея свободу в одном, так уж сложилось, мы по необходимости ущемляем себя в другом. Другими словами, каждое полученное право от государства и его защита тянет за собой наложение на человека некоей обязанности. Таким образом, права и обязанности человека постоянно переплетаются. В каком-то смысле, поручая государству собственную защиту, человек соглашается на некий союз с этим государством и становится его гражданином. И теперь гражданин несет обязанности перед своей страной, которые заключаются в помощи и непосредственном участии в делах государства. Например, уплата обязательных налогов, служба в вооруженных силах и т. д.

Связь граждан с государством

Учитывая характер непосредственной связи с государством, возникают и особенности в защищаемых правах их граждан. Как известно, счастье каждого из нас зависит от благосостояния и успеха всего, что нас окружает. В том числе это касается и целого государства. Свобода и процветание страны влечет за собой благополучие его граждан и чувство большей свободы каждой личности. Богатой будет лишь та страна, в которой большинство ее граждан живут в изобилии, а не на грани бедности. В противном случае долго такая страна существовать не сможет. И история очень явно демонстрирует такую тенденцию. Связь человека с государством возникает с рождением. Возможность менять гражданство существует, но она не является общедоступной и требует соблюдения целой процедуры и выполнения ряда требований. Институт гражданства - довольно сложный механизм, и он требует отдельной темы для исследования.

Обязанности человека в государстве и обществе

Достаточно часто сегодня говорят о правах, но почему-то об обязанностях в деталях чаще всего не упоминают. Но согласитесь, именно выполнение своих обязанностей каждым гражданином является единственным способом гарантировать ненарушение прав других личностей. За последнее время отовсюду только и слышны лозунги, что «каждый имеет право». Но где-то эти права должны заканчиваться, иначе одна чаша весов опустится, и тонкий баланс гармонии общества будет нарушен. А права человека заканчиваются там, где начинаются права его сограждан. И получается, что чем больше сообщество, тем меньше свободы на что-либо. Личное пространство замыкается на самом индивиде. А вот обязанности по отношению к соблюдению прав других, а также исполнение своих в развитом большом государстве стремительно возрастает. Вот так получается и сейчас, что обязанности человека РФ заставляют людей сетовать на собственную жизнь, а вот чувство, что страна печется о каждом, защищая его интересы и основные потребности, почему-то потихоньку угасает. Иногда волна патриотизма нивелирует это чувство, но течение жизни все же поднимает эти вопросы снова и снова.

Первый принцип конституционной защиты

Конституционные обязанности человека - это мера не просто необходимого, а обязательного поведения. И в гражданском обществе, где действуют каждому его члену необходимо соблюдать свои обязанности во имя нормального функционирования других субъектов этого общества. И по отношению к правам обязанности человека являются логическими и обязательными аналогами соответствующих по отдельности прав и свобод. Поэтому, другими словами, если у одного есть право на личную самореализацию, то такое же право есть и у других. И эти границы нарушать нельзя. Этот принцип очень похож на моральный закон - поступай всегда с другими людьми так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с тобой. Несоблюдение этого закона тянет за собой возникновение целого ряда трудностей и даже трагедий, которые мы повседневно можем наблюдать не только в новостях, но и в повседневной нашей жизни.

От чего зависит объем прав и обязанностей?

Объем прав и непосредственных обязанностей каждого напрямую зависит от целого ряда факторов. Например, от наличия гражданства, возраста и пола человека, особенностей его здоровья и условий труда. Права и обязанности граждан России не должны иметь здесь исключений. От человека требуется тем больше, чем больше он имеет и чем выше он занимает положение в обществе. Так, должностные лица в гражданском обществе всегда имеют больше обязанностей по сравнению с простыми гражданами. А вот прав и возможностей государственный служащей имеет куда меньше чем обычный человек. Это касается свободного перемещения, права владеть материальными ценностями и прочее. То есть этот принцип можно выразить и так, что простой человек вполне может делать все, что в данном государстве прямо не запрещено законом. А вот должностное лицо не имеет права делать ничего, что прямо не прописано для него в законе. Несоблюдение этого принципа всегда влечет за собой рост коррупции, узурпацию власти, нарушение законов и прав простых граждан.

Гарантии государства в защите граждан

Еще одним важным пунктом в затронутой здесь теме является механизм защиты человеком своих прав и свобод. Это юридический механизм взаимодействия носителя прав и свобод с соответствующим государственным органом. Поскольку основной целью развитого государства на сегодня является отстаивание прав своих граждан, конституционно-правовой механизм защиты представляет собой целую систему государственной власти, функцией которой является не просто соблюдение, но и оборона права граждан согласно прописанной процедуре такой защиты, а также предоставление права каждому на такую защиту. Статьи Конституции РФ содержат целую систему гарантий основных прав и общих свобод как общечеловеческих, так и гражданских. Все это представляет собой систему норм, принципов, условий и требований, что в своей совокупности обеспечивают соблюдение прав, свобод и законных интересов участвующих лиц.

Несколько штрихов истории. Сначала было слово

В разные эпохи истории во всех государствах существовали, да и поныне существуют различные наборы установленных законом прав и свобод для своего народа. Самым ярким примером для понимания может служить положение женщины в обществе, как в историческом контексте, так и в сравнении с исламскими государствами сегодня. Современная модель понимания равенства всех граждан в демократическом государстве начинает формироваться в Европе в период революций XVII-XVIII вв. Тогда же и обязанности человека претерпевают свои метаморфозы. Религиозное понимание постепенно сменяется на этическое и даже философское. Работы философов и ученых, сформировавших в дальнейшем каркас политико-правовых учений, заложили фундамент универсальности и верховенства прав человека над государством, властью и всеми остальными возможными интересами отдельных личностей, а также идеологий.

Реализация идеи

Но пока что это были всего лишь слова. Чувство же необходимости воплощения этих слов цивилизованный мир почувствовал, пережив Вторую мировую войну. Принятие целого ряда международных конвенций, соглашений и пактов, возникновение международных организаций для защиты установленных правил положило начало практическому внедрению защиты прав и свобод граждан.

История второй половины ХХ века кардинально изменила понимание и отношение к этим и подобным вопросам. Но этот путь оказался настолько сложным, что достижение успеха и признание естественных прав человека все еще продолжает вызывать непонимание, конфликты и даже откровенную борьбу на политической арене. А обязанности человека, как уже было описано выше, непосредственно с этим связаны. Ведь принятие и даже подписание конвенций о защите прав человека еще не являются гарантией того, что эти нормы с того же дня начнут соблюдаться в данном государстве. И довести понимание принципов до каждого гражданина тоже оказалось не самым легким делом. А в круги, где рулят власть и деньги, донести светлые истины о защите простого человека и его личной сферы оказалось еще более сложным. Таковы уж реалии нашего бытия.

Конституционные права и обязанности граждан России

Конституционные права - это высшие личностные права каждого. Они являют собой небольшую, но главную часть всех прав, которые государство берется защищать по отношению к своим гражданам и людям в целом. Каждая страна определяет набор таких прав для себя индивидуально. Но именно по ним можно судить о мере демократии и развитости этого государства. Конституция РФ закрепляет все основные, общепринятые и выделенные правовой наукой как обязательные, права и свободы. Углубление в отдельные сферы прав и свобод граждан закрепляются уже в общих положениях соответствующих отраслей законодательства. Детализированные разъяснения и процедурные моменты изданы также во многих подзаконных актах.

Какие обязанности приписаны гражданам РФ?

Конституционные обязанности человека - это опять же закрепленные Конституцией РФ нормы права о мере не просто возможного, а должного поведения каждого человека, который живет и действует в данном обществе. Ознакомиться с ними лучше непосредственно через нормативный акт, но для общего понимания достаточно упомянуть основные: обязанность соблюдать статьи Конституции РФ, уважать и не нарушать права и свободы других граждан. Общеобязательным именно для граждан является защита своей страны, а также уплата налогов и всех видов сборов для любого человека, занимающегося теми или иными видами деятельности на территории государства или в связи с ней. К конституционным также относятся обязанности в социальной сфере: необходимость иметь хотя бы основное общее образование, соблюдать требования по защите природы, окружающей среды, исторического и культурного наследия общества. Особое внимание уделяется в главном законе заботе о детях и нетрудоспособных гражданах. Если каждый член общества будет помнить о том, что он должен делать, и лишь потом - на что он имеет право, общество от этого только выиграет и будет процветать.

1. Объясни понятия.

Права человека и гражданина — Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз-можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра-вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су-ществовать независимо от их государственного признания и законода-тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Обязанности гражданина — это закрепленные в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку, как гражданину, чтобы они действовали определенным, четко определенным конституционной нормой образом (или воздержалась от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечет за собой юридическую ответственность.

2. Объясни, в чём проявляется естественный характер прав человека.

Права человека носят естественный характер: возникают на основе природной и социальной сущности человека и развиваются под воздействием условий общественной жизни.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод - принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

3. Заполни схему, используя приведённый ниже текст из Конвенции ООН о правах ребёнка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Гражданские : 7) право на свободу мысли, религии; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 2) право на имя и приобретение гражданства; 1)Право на жизнь;

Политические : 9) право на защиту государства от всех форм насилия;

Экономические
: 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Культурные : 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг;

Социальные : 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 6) право на доступ к необходимой информации; 3) право на сохранение индивидуальности;

1) Как ты думаешь, почему права ребёнка провозглашаются в отдельном документе?

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

2) Среди прав ребёнка права какой группы преобладают? Почему?

Среди прав ребёнка права гражданской группы преобладают.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

4. Закончи предложение.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению.

5. Объясни, для чего государства закрепляют права человека в законах. Почему было недостаточно ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов?

Потому что права человека должны отражаться в письменном виде для различных видов ситуаций, для решений суда, чтобы точно разобраться с делами общества, не придумывая что-то неприемлемое.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие - меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.

6. Соотнеси характеристики прав человека и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.

7. Ивану 13 лет, Коле 15,лет. Сравни правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростка. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право работать по трудовому договору с согласия одного из родителей
4) давать согласие на изменение своего имени и фамилии

8. Используя ресурсы Интернета, найди информацию о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в твоём регионе. Запиши любые два-три направления его деятельности.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

Обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.