К основным правам человека относятся. Право на мирные собрания и публичные манифесты. Основные виды прав человека

Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.

Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации ) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).

Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)

Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации . Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации , поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.

Формирование представлений о правах человека.

Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.

Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т.д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».

Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См . ФЕОДАЛИЗМ .)

Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.

Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).

С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка . Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.

Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции . Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.

Эволюция систем защиты прав человека.

Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –

1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;

2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;

3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.

В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).

Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.

Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными . Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.

10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).

Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.

Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Проблемы защиты прав человека.

Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.

Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.

Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.

Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».

Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.

С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм . Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).

Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.

Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.

Права человека в России.

На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.

Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.

Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».

После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).

Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.

Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.

Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.

Гражданские права человека - это понятие, с которым сталкиваются юристы, являющиеся специалистами во всех сферах юриспруденции. Данная формулировка встречается во многих законах и в различных нормативных правовых актах.

Что означает данное понятие? Какие права относятся к категории гражданских и, каково их значение? Рассмотрим это далее более детально.

Общее понятие

Определение гражданских прав человека дается во многих нормативных актах. Данное понятие подразумевает собой спектр прав, которые относятся к числу естественных. Всеми ими любой человек наделен с самого момента рождения, они неотъемлемо связны с его личностью, а также личной жизнью.

Общественность признает гражданские права человека наивысшей ценностью, таковыми он считаются и в мировом сообществе. Связано такое положение вещей с тем, что, по мнению мировой общественности, любое государство будет развиваться лишь тогда, когда в его пределах уважается честь и достоинство каждого человека, а личность признается наивысшей ценностью.

Особенности гражданских прав

Все личные гражданские права человека носят естественный характер и являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Именно данный фактор характеризует их и выделяет на фоне остальных.

Для чего необходимы гражданские права человека и гражданина? В первую очередь, их действие направлено на обеспечение защиты жизни и здоровья каждого индивидуума, а также остальных прав, которые неразрывно связаны с его личностью и индивидуальной жизнью.

Каждый человек обретает все личные права с момента своего рождения и не может отказаться от них.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательном закреплении понятия гражданских прав и свобод человека и гражданина, то оно производится на международном уровне.

Данное понятие впервые появилось после Второй мировой войны. В 1948 году перечень всех прав, отнесенных к этой категории, был представлен в тексте Декларации о правах человека, которую приняли на заседании Ассамблеи ООН. Содержание данного мирового документа состоит из 30 статей, в которых предусматриваются основные понятия относительно неотъемлемых свобод и прав личности. Кроме этого, данное понятие широко раскрывается и в других документах. Например, в Пакте о международных экономических правах, социальных и культурных и т.д.

В РФ гражданские права человека также отражены на законодательном уровне. Перечень возможностей человека, которые считаются неотъемлемыми и гарантируются государством, в полном объеме отражены тексте Конституции страны, а также в Гражданском кодексе. Кроме этого, так или иначе, понятие личных свобод и прав отражено в других нормативных актах, которые действуют в пределах государства.

Классификация

Все гражданские свободы и права человека законодатель подразделяет на несколько категорий. В основу их деления положены два фактора: относимость гарантии к какому-либо поколению, а также сфера активности человека, в которой она обеспечивается.

Рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельном порядке.

По поколениям

Что такое поколение права? Это тот период, в течение которого оно возникает. Юридической теории известно ограниченное число поколений - 3.

К гражданским правам человека первого поколения относятся все те, которые принято считать личными. Все они охраняются государством и считаются неотъемлемыми. К группе таковых относятся гарантии жизни, неприкосновенности, свободы слова, а также передвижения и т.п.

Права второго поколения связаны с гарантиями, дающимися государством относительно обеспечения нормального уровня жизни гражданина и человека. Существенную роль в числе таковых имеют те, которые относятся к группам социальных, культурных и экономических.

Что касается третьего поколения прав, то они представляют собой коллективные гарантии. К числу таковых относится право на мир, чистую окружающую среду и т.п. Особенность данной группы заключается в том, что они касаются не одного конкретного индивида, а целой общественности. Однако рассматривая вопрос взаимодействия одного индивида и общественности, следует вывод о том, что права третьего поколения не должны ущемлять те, которые относятся к группе первого и второго этапов.

В зависимости от сферы действия

В зависимости от того, в какой сфере предусматривается действие того или иного права, осуществляется разделение гражданских прав человека на отдельные группы: личные, социально-экономические, культурные и политические.

Что касается конкретно политических, то эта группа прав касается исключительно тех лиц, которые считаются гражданами конкретного государства. В частности, только граждане РФ могут избирать и быть избранными, что является характерным признаком носителя прав политической группы.

Все остальные возможности предоставляются для любого человека, независимо от того, каков его статус личности относительно принадлежности тому или иному гражданству.

Рассмотрим более детально каждую группу гражданских прав человека по Конституции РФ, которые гарантируются в стране.

Личные

Под личными следует понимать те гарантии, которые предоставляются ему с самого рождения, независимо от пола, религии, места рождения и иных признаков. Что касается законодательного закрепления на международном уровне, то тема личных прав отражена в Декларации о правах человека. Гражданские права, прописанные в ней, отражены в конституциях многих стран, являющихся членами мирового сообщества.

Рассмотрим каждый вид личных прав более детально.

К числу личных относится право человека на жизнь. Оно считается основным для всех остальных, которые также присутствуют в данной группе. Что касается толкования нормы, то оно может производиться в двух формах. Во-первых, это прямая гарантия, данная государством на защиту человеческой жизни от различных посягательств с разных сторон: простых граждан, различных органов, а также самого государства. Во вторых, данное право трактуется, как неотъемлемая возможность личности самостоятельно распоряжаться своей жизнью, невзирая ни на что. Что касается высказываний о том, что оно является основополагающим для остальных гражданских прав, так как действие большей их части направлено на его надлежащее обеспечение (на социальное обеспечение, на личную жизнь, на охрану здоровья и т.п.).

Что касается роли государства, то оно должно признавать данное право и как следует охранять его. В России это очень четко выражается в том, что все преступления, предусмотренные уголовным законодательством, объектом посягательства которых является жизнь человека и его здоровье, признаются наиболее тяжкими. Кроме этого, российское законодательство выступает против насилия, которое также угрожает жизни человека.

Существенную проблему в реализации гражданского права на жизнь составляет наличие в некоторых странах смертной казни как высшей меры наказания. Сложность состоит в том, что данный метод наказания преступников подразумевает их самовольное лишение жизни, что противоречит данному праву. В России на эту меру введен мораторий, который предусматривает ее запрет в мирное время.

Еще один вид неотъемлемого гражданского права человека по Конституции - на достоинство. Данное понятие подразумевает то, что каждый человек является уникальной частицей всего сообщества, представляющей собой большую ценность. Следует отметить и то, что соблюдение достоинства личности - это цель, реализацию которой преследуют все остальные права. Некоторые юристы характеризуют данное понятие как источник свобод и право любого человека, охрана законом которого, несомненно, должна обеспечиваться в надлежащей мере.

Что касается вариантов нарушения права на достоинство, то данные действия могут быть выражены как в физической, так и в психической форме. Законодатель толкует, о том, что никакой человек, независимо от каких-либо факторов, не должен быть подвергнут насилию, унижению или же наказанию, которое принизит уровень его достоинства. Кроме всего этого также запрещается проведение над организмом человека и над ним самим каких-либо опытов.

Защита достоинства человека должна быть реализована государством в надлежащем объеме и в отношении любых лиц, независимо от того, кем они являются. Так, охрана этого права дееспособных лиц действует точно так же, как и для недееспособных, к числу которых могут быть отнесены больные люди, в том числе, и психически.

Как осуществляется реализация права на достоинство? Большинство юристов определяют то, что для его реализации необходимо соблюдение других личных возможностей и прав: на защиту чести и доброго и имени, личную неприкосновенность, свободу и т.п. Что касается самих механизмов, то они обеспечиваются целым спектром гарантий социально-экономического характера. К числу таковых можно отнести запрет принудительного труда и право на свободу труда, на социальное обеспечение и т.д. Данный вид личного права, как и жизнь человека, активно охраняется государством. Такой вывод можно сделать, проанализировав законодательство, где предусмотрена ответственность за посягательство на честь и достоинство человека.

К гражданским правам и свободам человека относится также право на свободу и личную неприкосновенность. Под это понятие попадает возможность осуществлять тайной переписки, совершение телефонных звонков, на личную жизнь, а также на семью. Что касается гарантий, которые предоставляются государством по защите данного права, то они заключаются в установлении запрета на сбор информации относительно частной жизни какого-либо лица без наличия на то его согласия, а также распространение этих сведений и их хранение. Право на свободу отдельно гарантируется установленным Конституцией РФ определенного порядка произведения ареста лиц, а также то, что любой человек может быть заключен под стражу исключительно при наличии на то судебного решения.

К гражданским правам человека относится также свобода передвижения по территории страны, а также самостоятельный выбор места для проживания или временного пребывания. Данное право также предусматривает возможность беспрепятственного выезда за пределы России, а также возвращение на ее территорию.

К группе личных прав человека также относятся некоторые возможности, связанные с национальными признаками. В частности, любое лицо имеет право баз каких-либо запретов разговаривать на своем родном языке. Кроме этого, на территории России личность вправе определять свою принадлежность к какой-либо национальности.

Перечень личных гражданских прав человека также дополняет то, которое предусматривает неприкосновенность жилища. Оно подразумевает невозможность вторжения в место проживания человека посторонних лиц, без добровольного согласия на то самого владельца.

Экономические и социальные гражданские права человека

К числу данной группы прав относятся все те, которые предусматривают свободы человека в сосуществовании с другими индивидами, а также возможности реализации своего духовного и культурного самообразования.

Так, к ряду экономических гражданских прав человека относится возможность беспрепятственно и без какого-либо принуждения вести трудовую деятельность. Это положение, предписанное Конституцией России, также предусматривает возможность самостоятельного выбора между тем, будет человек работать или нет. Он имеет право сделать собственный выбор по отношению к какой-либо профессии или место работы. Кроме этого, каждый человек имеет право на безопасный труд, а также его оплату, причем, без какой-либо дискриминации в данном вопросе. Для того, что бы установить гарантии для трудящихся, государство предлагает трудоспособному населению определенную минимальную сумму оплаты труда, ниже которой заработная плата попросту не может быть назначена. Сами работники имеют право оспаривать решения работодателя в установленном законом порядке и отстаивать свои законные интересы.

Кроме занятия трудовой деятельностью на предприятиях различной формы, люди также имеют право на ведение предпринимательской деятельности - оно предусмотрено законом, активно защищается им и относится к группе социально-экономических гарантий. В соответствии с этой узаконенной возможностью, любой человек может вести предпринимательскую, деятельность, но только в том случае если ее суть не является противозаконной. К тому же, закон вносит определенные гарантии для частных предпринимателей, обеспечивая предписанными нормами добросовестную конкуренцию и запрещая монополизацию рынка.

В ряде гражданских и социальных прав огромное значение имеет охрана здоровья. Любой человек имеет право на это, а также на медицинскую помощь. Конституция РФ предусматривает возможность бесплатного лечения в специализированных учреждениях, а также свободу выбора своего врача.

Какие права человека в гражданском обществе предусматриваются государством? Немаловажным в группе таковых считается возможность получения бесплатного и надлежащего образования, которое представлено несколькими ступенями - от школьного до высшего.

В ряде социальных прав также предлагаются возможности дополнительного обеспечения незащищенных слоев населения. Любой человек, в случае наступления страхового случая, имеет право на получение дополнительной помощи от государства в виде материальной выплаты. В России практикуется предоставление нуждающимся пособий по безработице, на детей, по беременности и родам. Отдельное внимание в ряде всех этих выплат заслуживает пенсия. Она также может производиться по ряду причин: при наступлении определенного возраста, по потере кормильца, в случае приобретения инвалидности.

Право на жилище - еще одна гарантия, предоставляемая государством лицам. Она также относится к числу социальных и имеет характер личного гражданского права. Значение его состоит в том, что ни один человек не может быть лишен своего жилья - это также предусмотрено Конституцией. Что касается обеспечения его со стороны государства, то в нем реализуются программы относительно предоставления жилплощади малоимущим семьям, а также тем лицам, которые относятся к категории многодетных. К тому же, с целью реализации такого права, активным образом происходит жилищное строительство.

Политические

К числу гражданских политических прав человека и гражданина относятся те, реализация которых напрямую связана с осуществлением гражданами управления тем государством, в котором они проживают. Кроме этого, многие из них связаны с функционированием уже сформированной власти.

Что касается политических прав, то к данной группе законодатель относит свободу слова, которая в России предоставляется для каждого. Данное понятие подразумевает обеспечение свободы выражения своих мыслей, мнений и взглядов. За какое бы то ни было ущемление данного права, законодатель предусматривает ответственность.

Еще одно право, которое относится к группе политических - на информацию. Оно предусматривает возможность находить ту информацию, которая находится в свободном доступе, хранить ее, а также использовать по своему усмотрению. Законодатель предусматривает и то, что любой человек может получать сведения относительно и самого себя, причем, совершенно беспрепятственно.

Что касается остальных политических прав, то они связаны непосредственно с ведением деятельности по управлению государством или его территориальными единицами. К гражданским и политическим правам человека относятся законные возможности на проведение публичных мероприятий, на объединение в партии, а также на обращение в государственные органы. Что касается последнего, то данной возможностью могут пользоваться не только лица, имеющие гражданство России, но также и все остальные представители населения.

Если говорить об объединениях, то они в их качестве могут выступать не только партии, но еще и общественные организации, например, такие как профсоюзы.

Что касается права на управление государством, то оно предназначается исключительно для тех лиц, которые являются гражданами Российской Федерации. Управление государством предусматривает две возможности: избирать и быть избранным. Реализация такого права подразумевает участие граждан в выборах Президента страны, референдумах, а также баллотироваться на должности управляющих лиц и на посты государственных служащих. Однако данное право имеет определенные исключения. В особенности, они касаются тех людей, которые находятся в местах лишения свободы, а также тех, которые по решению суда были лишены дееспособности.

Культурные права

Развитие гражданского общества и прав человека по культурной части напрямую зависит от того, имеет ли население страны доступ к культурным ценностям. Что касается населения России, то законодатель предусматривает для него обширный перечень культурных прав, которые отмечены в Конституции страны и являются отдельной категорией гражданских.

Так, в соответствии со статьями основного закона государства, любой человек, который проживает на его территории, имеет полное право на беспрепятственный доступ к литературе различного характера, прочтение которой способствует его развитию как личности. Кроме этого, любой представитель российского населения имеет право на свободное преподавание любых учений, содержание которых не противоречит законодательству.

К числу культурных прав также относится и то, которое закрепляет интеллектуальную собственность. Авторское право - это неотъемлемый элемент культурных прав человека.

К числу данной группы также относится право на образование, участие в культурной жизни общества и населения, а также доступ к ценностям, составляющим достояние народа и его культуры.

Защита гражданских прав

Человек имеет возможность осуществлять защиту своих законных интересов и прав. Сделать это можно в судебном порядке, предварительно подав иск с изложением ситуации в суд подходящей инстанции. В ходе рассмотрения дела по существу судья примет решение относительно восстановления нарушенного права, если будет установлено, что оно является таковым. Однако следует понимать и то, что в судебном порядке может быть защищено только то право, которое было закреплено договорным путем.

За защитой своих нарушенных прав граждане и другие представители населения страны могут обратиться в органы исполнительной власти, однако, сделать это можно исключительно по тем вопросам, которые относятся к их компетенции. Решения, которые принимаются такими органами, всегда могут быть отменены в судебном порядке.

Лицо, чьи законные интересы и права были нарушены, может обратиться в указанные выше инстанции не только с требованием возмещения материальных ценностей, но еще и морального вреда, который исчисляется в денежном эквиваленте и утверждается в судебном порядке.

права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности.

В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического и проч. устройства. В рамках теории «позитивного права» права человека возникают только в государстве, фиксируются, записываются и отражаются законах, моральных, нравственных, религиозных, культурных нормах.

Представления о правах человека складывались в глубокой древности. По необходимости они обеспечивались суровыми, нередко карательными мерами тогдашних обществ и, как правило, облекались в форму императивов - соблюдение религиозных табу, поклонение властителю или вовсе его обожествление. Вместе с тем, уже в первых письменных памятниках юридической мысли были основательно прописаны многие права человека, до сих пор считающиеся базовыми: право на жизнь, право на защиту собственности («Законы Хаммурапи», римские «Законы двенадцати таблиц» и Кодекс Юстиниана, германские «варварские правды» и «Русская правда» Ярослава Мудрого и пр.).

Мощный толчок в осознании человеком своих прав произошел в античное время, в Греции и Риме. Возникло понимание того, что гражданина полиса и его общину связывают некие взаимные обязательства, зафиксированные в правовых установках.

Представления о правах человека обусловлены как историческими обстоятельствами, так и национальным характером. В Китае, например, долгие столетия были убеждены, что законы вообще не следует доводить до народа, чтобы не возбудить у него чувство обладания правами. Во взаимоотношениях древнего народа Израиля (а позднее - христиан) и Рима выкристаллизовалась норма о «свободе совести» - праве человека молиться своему Богу, а не тому, который чтится официальным государством, гражданином или гостем которого на данный момент человек является.

Истоки современных представлений о правах человека, до сих пор определяющих отношения между государствами и, во многом, облик нынешней цивилизации, восходят к XVII–XVIII вв.

Основы буржуазного права были заложены в ходе буржуазных революций в Англии, ее североамериканских колониях и Франции. Оно базировалось на идеях Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка о «естественном праве», вытекающем из природной сущности человека.

Представления о неотчуждаемых правах человека - свободы исповедовать любые политические взгляды и религиозные убеждения, обладать и распоряжаться собственностью, равенство всех перед законом и другие - оформились в нормы социального поведения и, подкрепленные концепцией «общественного договора», легли в основу нынешнего «правового государства».

Разумеется, процесс развития правосознания не прекращается и по сей день. Еще в XIX в. в самых развитых демократиях мира - США, британской и французской колониальных империях - существовало рабовладение, женщины в большинстве европейских стран были лишены избирательного права вплоть до начала XX в., существовал имущественный ценз.

Две страшные мировые войны потребовали от человечества введения в мировое право таких понятий как «преступления против человечности», ответственность за геноцид и этноцид.

В значительной мере именно СССР серьезно изменил представление в мире о правах человека. По примеру СССР в законодательствах разных стран был отменен имущественный ценз, предоставлены права женщинам. Только в 1960-е гг. в США официально прекратилась дискриминация негров.

СССР требовал расширения прав человека за счет гарантированного права на труд, на бесплатное образование, бесплатную охрану здоровья, на гарантированную пенсию.

Право на свободу слова и свободу собраний рассматривалось правительством СССР как право на демагогию, как второстепенное для человека. Поэтому во время холодной войны СССР и США взаимно обвиняли друг друга в нарушении прав человека и предъявляли свои доказательства: одни показывали всеобщую занятость, гарантированное жилье, бесплатную медицину и образование, другие демонстрировали свободную прессу, суды присяжных, митинги против правительства в доказательство большей свободы народа.

Стремительный научно-технический прогресс заставил мировую общественность по-иному взглянуть на свободу слова: бурный рост количества пользователей интернета радикально меняет сложившиеся представления о пределах этого краеугольного принципа современной демократии.

В условиях всплеска активности международного терроризма в ревизии нуждается и право на ношение оружие, зафиксированное в качестве одной из основополагающих поправок к американской Конституции.

Деятельность деструктивных, тоталитарных сект и экстремистских организаций заставляет более серьезно задуматься о границах толерантности в отношении вероисповедания. Право человека на свободу частной жизни нередко вступает в противоречие с интересами окружающих, когда его поведение начинает носить девиантный характер (однополые браки, случаи усыновления детей представителями сексуальных меньшинств, легализация «легких» наркотиков, пропаганда «безопасного секса» среди младших школьников и т. п.).

Основополагающие нормы международного права, обозначающие основные права и свободы, зафиксированы в Уставе ООН, международных документах о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и нашли отражение в конституциях практически всех стран мирового сообщества.

Однако нередко борьба за соблюдение прав человека используется в качестве инструмента политического и военного давления. Под предлогом установления демократии США осуществили варварскую бомбардировку Югославии в 1999 г., оккупировали Ирак в 2003 г. и вторглись в Афганистан. Агрессия обернулась десятками тысяч жертв, когда ни в чем не повинных мирных жителей «во имя защиты прав человека» лишали главнейших прав - на жизнь, на неприкосновенность жилья, на охрану здоровья, вводили жесточайшую цензуру, зверски пытали.

Под лозунгами защиты прав человека в ряде государств, в т. ч. на территории бывшего Советского Союза, были осуществлены антиконституционные перевороты (в Российской Федерации - в 1991 и 1993 гг., в Грузии - в 2003 г., на Украине - в 2004 г., в Киргизии - в 2005 г.).

Правозащитное движение в Советском Союзе не носило массового характера и имело узкую социальную базу. Диссиденты сосредоточивали активность главным образом на борьбе за возможность открыто высказывать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, и публиковали свои материалы в «самиздате» и «тамиздате» - за рубежом. Они сознательно шли на нарушение действующих советских законов. Многие из них были подвергнуты репрессиям, высланы из страны (А. Солженицын), отправлены в ссылку (А. Сахаров), посажены в исправительно-трудовые колонии и психиатрические лечебницы.

Нынешняя немногочисленная российская «демократическая» оппозиция, возглавляемая теми, кто виновен в массовом нарушении прав граждан Российской Федерации в 1990-е гг., пытается обвинить нынешнюю кремлевскую власть в нарушении основополагающих принципов международного права. При этом значительная часть противников нынешнего политического курса получает серьезную финансовую, политическую, организационную поддержку от западных стран.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - права для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, национальности и или религиозной принадлежности. В рамках «теории естественного права» права человека считаются врожденными, независящими от политического, экономического… … Большая актуальная политическая энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может… … Юридическая энциклопедия

    - (human rights) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий… … Политология. Словарь.

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

    Характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на: абсолютные, ограничение или временное… … Словарь бизнес-терминов

    Англ. rights, human; нем. Menschenrecht. Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как соц. существа (права на жизнь, на свободомыслие, на проявление способностей и таланта и т. д.). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Права человека - см. Правовой статус личности … Энциклопедия права

    Права человека - (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Права человека в вооруженных конфликтах , Русинова Вера Николаевна. Права человека в вооруженных конфликтах. Проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека. Монография посвящена носящим как теоретический,…

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.