Взаимозависимые лица и контролируемые сделки для целей налогообложения. проверка формулы изобретения. проверка дополнительных материалов

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЖК РФ, органы местного самоуправления обязаны направить акт приемочной комиссии в орган (организацию) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 29 ЖК РФ, лица, виновные в самовольном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В настоящее время ответственность за данное правонарушение установлена в ст. 7.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которой лица, виновные в самовольном переоборудовании (переустройстве) жилых домов или жилых помещений, подвергаются административному штрафу в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Лица, виновные в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах, согласно той же статье, подвергаются административному штрафу в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Помимо административной ответственности, самовольное переустройство (перепланировка) жилых помещений влечет определенные негативные последствия в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Одновременно, ч.4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо не создается угроза их жизни или здоровью.

Такое правовое регулирование вызвало различное понимание процедуры сохранения переустроенного (перепланированного) жилого помещения в существующем состоянии. Основное расхождение проявляется по вопросу о возможности принятия решения об этом не только судом, но и во внесудебном порядке.

В юридической литературе преобладает точка зрения о том, что сохранение самовольных переустройств (перепланировок) допускается только на основании решения суда. В отдельных комментариях делается осторожная оговорка о возможности оформления перепланировки и переустройства, если в них нет существенных нарушений, органами местного самоуправления, поскольку эти действия находятся в их ведении.

Нет единого подхода к рассматриваемому вопросу и при регулировании отношений, связанных с оформлением самовольных переустройств и перепланировок жилых помещений, нормативными правовыми актами, принятыми в развитие положений ЖК РФ. В большинстве таких актов либо содержится отсылка к ст. 29 ЖК РФ, регулирующей последствия самовольно выполненных работ по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения, либо воспроизводятся правила этой статьи.

В частности, в г. Москве согласованием ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок помещений в многоквартирных домах и жилых домах занимается Мосжилинспекция (п. 4.2.2 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 № 336-ПП).

Возможность согласования во внесудебном порядке произведенных самовольно переустройств и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрена и рядом органов местного самоуправления, например п. 5.3. Постановлениия администрации городского округа Королев МО от 19.04.2012 № 675 «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений на территории города Королева Московской области» установлено, что решение о технической возможности сохранения жилых и нежилых помещений в перепланированном и (или) переустроенном состоянии, ранее документально не оформленное в установленном порядке, может быть принято на основании настоящего Порядка и оформлено в соответствии с действующим законодательством, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо не создается угроза их жизни и здоровью.

Права собственников жилого помещения на его переустройство, перепланировку и оформление выполненных работ непосредственно вытекают из положений главы 4 ЖК РФ. Согласование отнесено к компетенции органов местного самоуправления без какой-либо оговорки о недопустимости принятия положительного решения в отношении самовольно произведенных переустройств и (или) перепланировки (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ). Не предусматривает такое основание для отказа и ст. 27 ЖК РФ, определяющая исчерпывающий перечень случаев, когда орган местного самоуправления может отказать в согласовании.

Сохранение переоборудований, повышающих качество и благоустроенность жилого помещения, даже если они произведены без согласования, отвечает не только интересам граждан, но и общества в целом. Закон устанавливает административную ответственность за допущенное правонарушение, но не исключает реализации гражданами своих прав на оформление во внесудебном порядке самовольно выполненных переоборудований. Деятельность органа местного самоуправления, направленная на то, чтобы обязать гражданина, привлеченного к административной ответственности, восстановить жилое помещение в прежнем состоянии, а затем разрешить ему производство тех же переустройств (перепланировок), противоречила бы основополагающим принципам, закрепленным в ст. 18 Конституции РФ. Несерьезно возлагать на суд функции по принятию в эксплуатацию любого переустройства, перепланировки только по тому мотиву, что работы были произведены самовольно.

Сторонники противоположной точки зрения исходят из того, что последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения регулируются ст. 29 ЖК РФ, в которой предусмотрен только один порядок сохранения жилого помещения в существующем состоянии - по решению суда. Такой довод представляется недостаточно обоснованным. Суд не является органом, компетентным принимать выполненные строительные работы. Посредством правосудия обеспечиваются права граждан, защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы (ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2, 3 ГПК РФ).

Проанализировав содержание и место ст. 29 ЖК РФ в системе норм ЖК РФ, можно сделать вывод о том, что она регулирует отношения, возникшие на той стадии, когда гражданину компетентным органом отказано в согласовании переустройства, перепланировки и предъявлено требование о приведении жилого помещения в прежнее состояние; при невыполнении данного требования органу местного самоуправления предоставляется право обратиться в суд с соответствующим иском. В качестве одного из непременных условий вынесения судом решения о продаже такого жилого помещения с публичных торгов либо о расторжении в отношении его договора социального найма в ч. 5 этой статьи указывается на непринятие судом предусмотренного ч. 4 решения о сохранении жилого помещения.



Таким образом, ст. 29 ЖК РФ по смыслу ее частей 4 и 5, подлежащих толкованию в неразрывном единстве, направлена на защиту прав граждан и позволяет суду отказать в удовлетворении предъявленного иска о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма, если им будет принято решение о сохранении жилого помещения в существующем состоянии (при наличии соответствующего встречного заявления), поскольку этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. В таком случае в резолютивной части решения суд указывает не только об отказе в удовлетворения иска органа местного самоуправления и о сохранении жилого помещения, но и о том, что данное решение является основанием для внесения организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества соответствующих изменений в документацию на жилое помещение. Тем самым посредством правосудия защищается нарушенное (оспариваемое) право гражданина на сохранение жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии.

Определяя указанное право суда, рассматриваемая статья не ограничивает общие полномочия органов местного самоуправления и не содержит для них запрета на согласование по заявлению гражданина самовольно произведенных переустройств, перепланировок жилого помещения. Это было бы не логично, поскольку при отрицании возможности оформления выполненных работ во внесудебном порядке может сложиться неопределенная ситуация, когда орган местного самоуправления, будучи неправомочным принять заявление гражданина об оформлении, сам не обращается в суд с соответствующим иском, тогда как самовольные переустройство, перепланировка фактически сохраняются.

С учетом существующего регулирования следует признать, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть поданное гражданином заявление об оформлении результата выполненных работ и принять по нему соответствующее решение. Отказ в рассмотрении заявления либо в принятии положительного решения по нему может быть оспорен гражданином в суд. В частности, отказ не может считаться правомерным в том случае, когда гражданином были представлены органу местного самоуправления вместе с заявлением об оформлении все необходимые документы, а проведенные им переустройство, перепланировка жилого помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством требованиям, не нарушают прав и законных интересов других лиц. В этом случае суд принимает решение, которым признает отказ неправомерным, и обязывает орган местного самоуправления осуществить согласование произведенных переустройств и (или) перепланировки жилого помещения.

В судебной практике зачастую решения о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии дублируются, их все объединяет принятое положительное решение, они, в свою очередь, отличаются лишь истцом и видом перепланировки, но в основном выглядит все следующим образом: «Иванова И.И. обратилась в суд с иском о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии к Администрации г. Королева МО, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Королев МО, ул. Строителей, д. №, кв. №. С целью улучшения условий проживания и повышения комфортности жильцами спорной квартиры были произведены перепланировка проходной комнаты, увеличение площади коридора, оборудование отдельной комнаты площадью 12, 7 кв.м., увеличение площади второй комнаты за счет демонтажа перегородки между кладовкой, демонтирование дверного проема со стороны второй комнаты в квартире по адресу: г. Королев МО, ул. Строителей, д. №, кв. №. Истец Иванова И.И. ссылается на то, что произведенная перепланировка ничьи права не нарушает, всеми заинтересованными службами города даны положительные заключения. Просит признать перепланировку квартиры соответствующей нормам СНиП и сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии и т.д.».

В. обратилась в Сургутский городской суд с иском к Администрации г. Сургута о сохранности жилого помещения в перепланированном состоянии, мотивируя свои требования тем, что на основании договора социального найма она является нанимателем квартиры по адресу: В связи с необходимостью в приватизации квартиры, она обратилась в Сургутское отделение филиала ФГУП «РТИ» для изготовления техпаспорта на жилое помещение. В результате выезда техника было обнаружено несоответствие между изначальным планом квартиры и имеющимся состоянием, поэтому технический паспорт на квартиру выдан не был. Об имеющейся перепланировке она не знала. С целью получения согласований и заключений в отношении выполненной перепланировки она обратилась в компетентные органы. Согласно акта обследования СГАЛУП «Эксперт» было установлено, что кухня объединена с коридором, совмещен проем входа в комнату, совмещен и расширен за счет коридора санузел с перестановкой оборудования и с присоединением комнаты. Экспертом сделан вывод, что перепланировка не коснулась несущих конструкций и не оказала влияния на их прочность и устойчивость. Согласно заключения ООО «Олюр» перепланировка не нарушила нормы и правила пожарной безопасности РФ. Филиалом Федерального государственного Учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по ХМАО-Югра в г. Сургуте и Сургутском районе» согласована перепланировка вышеуказанного жилого помещения.

В судебном заседании истица В. поддержала свои исковые требования о сохранности жилого помещения в перепланированном состоянии в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что перепланировкой не нарушаются права и законные интересы граждан, и это не создает угрозу их жизни и здоровью. Кроме того, требований по приведению жилого помещения в прежнее состояние к ней никто не предъявлял.

Представитель ответчика Администрации г. Сургута в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела надлежащим образом, в письменном виде сообщает, что грубых нарушений в перепланировке квартиры не выявлено, перепланировка не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью. Сохранение произведенной перепланировки возможно, также просят рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Государственной жилищной инспекции по г. Сургуту в судебное заседание не явился, извещался о слушании дела надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав истца, суд признал иск подлежащим удовлетворению. Член семьи нанимателя В. в письменном виде согласна с перепланировкой квартиры. Частичное несогласование Сургутским отделом инспектирования Госжилинспекции ХМАО перепланировки спорной квартиры в части совмещения и расширения за счет коридора санузла с перестановкой оборудования с присоединением спальной комнаты и присоединения колясочной и части коридора лестничного лифтового блока в связи с самовольным присоединением к квартире части общего имущества помещений в многоквартирном доме не могут являться основанием для отказа в удовлетворении данной части исковых требований, поскольку требования по приведению жилого помещения в прежнее состояние к истцу не предъявлялись. Истцом в свою очередь предоставлены доказательства /план квартиры, акт обследования СГМУП «Эксперт», заключение ООО «Олюр» и заключение филиала ФГУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии, что перепланировкой не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах исковые требования истца о сохранности жилого помещения в перепланированном состоянии были удовлетворены в полном объеме.

Следует отметить, что решения судов о сохранении помещений в перепланированном или переустроенном виде все же обжалуются. В основном кассационные жалобы с просьбой отменить принятое решение подаются администрацией района по тем основаниям, что суд не выяснил мнение всех членов семьи нанимателя относительно произведенных переустройства или перепланировки.

Так, например, оставляя без изменения решение Балтийского районного суда г. Калининграда об удовлетворении исковых требований А. В. Е. к администрации Балтийского района, мэрии г. Калининграда о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, а кассационную жалобу администрации Балтийского района, полагавшей решение подлежащим отмене по вышеуказанным мотивам, без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда не усмотрела нарушений судом требований п. 5 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ и пришла к выводу, что доводы ответчика не основаны на материалах дела и отмену судебного постановления не влекут. Откорректирована только резолютивная часть решения.

Судебной коллегией было установлено, что с нанимателем проживала его жена A.M.В., которая была привлечена к участию в деле. Ею, как видно из представленных суду документов, оформлялись заявки на выполнение технического заключения, обследование квартиры органами пожарного надзора. Суду A.M.В. направила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, из которого также следует, что против перепланировки квартиры она не возражает.

В судебной практике имеют место и дела, решения по которым оспариваются по причине невыяснения мнения всех собственников квартир либо собственника дома относительно произведенных перепланировки и переустройства, в том числе и когда переустройство было произведено за счет площадей общего пользования.

Так, М.В.В. обратился в Балтийский районный суд г. Калининграда с иском к администрации Балтийского района, мэрии г. Калининграда, указав, что вместе с несовершеннолетней дочерью является собственником квартиры № 5 в доме по ул. Нансена в г. Калининграде. Для повышения благоустройства квартиры им произведены ее переустройство и перепланировка, в результате которых за счет чердачного пространства над квартирой устроено мансардное помещение площадью 9,7 метра. После переустройства увеличилась общая площадь квартиры с 30,9 до 42,3 кв. метра, а также площадь кухни с 4,3 до 4,4 кв. метра, санитарного блока с 1 до 2,2 кв. метра. Все работы были произведены без оформления необходимых документов. Проживающие с ним совершеннолетние члены семьи не возражали против переустройства.

Решением суда от 8 ноября 2005 г. исковые требования М. были удовлетворены, жилое помещение сохранено в перепланированном и перестроенном состоянии.

В кассационной жалобе на решение Балтийского районного суда от 8 ноября 2005 г. администрация Балтийского района просила указанное решение отменить и в иске отказать, ссылаясь на то, что суд не выяснил мнение всех собственников квартир, а также собственника дома ОАО относительно произведенных перепланировки и переустройства.

Суд кассационной инстанции с такими доводами не согласился и оставил решение суда без изменения, дополнив только лишь резолютивную часть решения. При этом суд кассационной инстанции указал, что собственник квартиры № 4 З.Н.И. дал письменное согласие на реконструкцию чердачного пространства, его подпись заверена должностным лицом ОАО, который является его собственником и осуществляет эксплуатацию. Собственниками квартиры №6 являются И.B.C. и Л.Д. Согласие И.В.С. было получено, а И.Л.Д. умерла. Также установлено, что собственник дома о перепланировке и переустройстве квартиры № 5 был поставлен в известность, на освоение чердачного пространства М. был согласен, к участию в деле привлечен. Решение суда ОАО не обжалуется.

Кроме того, в суде кассационной инстанции директор ОАО также подтвердил то обстоятельство, что права собственника действиями М. не нарушаются, устройство мансардного помещения способствует сохранности жилого дома (№ 336678/2005 г.).

Другой пример. Признавая законным решение Балтийского районного суда от 7 октября 2005 г. по иску Б.Ю.Л. к администрации Балтийского района, мэрии г. Калининграда о сохранении помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, судебная коллегия указала, что суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении в данном случае требований ч. 3, 4 ст. 36 ЖК РФ, предусматривающих возможность уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме.

Судом первой инстанции было установлено, что Б., являющийся нанимателем квартиры в доме по ул. Толстикова в г. Калининграде, с согласия всех проживающих в доме лиц произвел перепланировку и переустройство жилого помещения, в результате которых увеличилась площадь кухни за счет переоборудования смежного отапливаемого помещения, находящегося в общем пользовании жильцов дома, оборудовал кухню, установил раковину, газовую плиту. Кроме того, им были остеклены балконы. Все работы были произведены без оформления необходимых разрешений. Проживающие с ним совершеннолетние члены семьи не возражали против переустройства и перепланировки квартиры.

Доводы администрации района о том, что истцом не было представлено доказательств согласия всех собственников квартир дома на присоединение к его квартире, находящейся в общем пользовании площади размером в 4,9 кв. метра, судебная коллегия признала не основанными на материалах дела, поскольку согласие всех собственников квартир в доме имеется. Представитель мэрии г. Калининграда в судебном заседании также не возражал против сохранения квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии.

Если же судом не принято такое решение по причине нарушения прав и законных интересов граждан либо в том случае, если с заявлением о принятии такого решения никто не обращался, то обязанность привести жилое помещение в прежнее состояние сохраняется за лицом, допустившим самовольную перепланировку.

В том случае, если такое лицо в разумный срок и в порядке, который определил орган местного самоуправления, не привело жилое помещение в прежнее состояние, то указанный орган обращается в суд с соответствующим иском.

В данной ситуации возможны два варианта судебного рассмотрения . Во-первых, если в суде еще не рассматривался вопрос о возможности сохранения жилого помещения в переустроенном виде, то суд может рассмотреть его после обращения с иском органа местного самоуправления. Если вопрос решается положительно, то собственнику или владельцу жилого помещения разрешается сохранить жилое помещение в переустроенном виде.

Если принятие такого решения невозможно, то суд выносит другое решение, содержание которого зависит от юридического статуса лица, осуществившего самовольную перепланировку. Если это лицо - собственник жилого помещения, то выносится решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на нового собственника.

Если же речь идет о нанимателе по договору социального найма, то выносится решение о расторжении договора социального найма с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на собственника данного помещения, который является наймодателем по договору социального найма.

Пункт 6 ст. 29 ЖК РФ распространяет свое действие уже на нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, либо на собственника жилого помещения в котором проживает наймодатель. Они после принятия судом указанного решения обязаны привести жилое помещение в прежнее состояние в срок, который для них устанавливает соответствующий орган местного самоуправления.

Если жилое помещение вновь не приведено в прежнее состояние в установленный срок, то данное помещение подлежит продаже с публичных торгов на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 29 ЖК РФ с компенсацией собственнику стоимости жилого помещения за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением на нового собственника обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние.

Задачи

1. Гражданин М. установил металлическую дверь. Является ли это перепланировкой? Обоснуйте свой ответ.

2. Гражданин Иванов А.А., осуществляя капитальный ремонт принадлежащей ему на праве собственности 4-х комнатной квартиры, произвел следующие работы: полностью разобрал ненесущую перегородку между комнатой и кухней; заделал дверной проем между двумя смежными комнатами и устроил дверной проем в другом месте, в результате чего, комнаты стали раздельными; объединил туалет и ванную комнату; застеклил балкон. Данные работы были осуществлены Ивановым А.А. самостоятельно без надлежащего разрешения. Какие правовые последствия влекут за собой действия гражданина Иванова А.А.?

3. Исходя из условий предыдущей задачи, составьте исковое заявление о сохранении жилого помещения в существующем состоянии от имени гражданина Иванова А.А.

Тесты

1. Выберите правильный ответ

1.1. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения заявитель в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения не представляет:

а) заявление о переустройстве и (или) перепланировке;

б) проект переустройства и (или) перепланировки;

в) согласие в письменной форме всех членов семьи собственника;

г) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя;

д) технический паспорт.

1.2. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма:

а) обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние;

г) обязан заплатить штраф;

д) данный вопрос законодательно не урегулирован.

1.3. С каким требованием в суд в отношении собственника может обратиться орган осуществляющий согласование, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в определенный срок:

а) о продаже с публичных торгов такого жилого;

б) о возложении обязанности по приведению в прежнее состояние;

в) о его выселении совместно с другими членами семьи в общежитие;

г) о выселении;

д) о взыскании компенсации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под переоборудованием жилого помещения?

2. Что такое перепланировка жилого помещения? В чем отличие перепланировки от реконструкции?

3. Чем переоборудование отличается от перепланировки жилого помещения?

4. Какие видоизменения жилой площади не разрешается производить?

5. Какой орган дает согласие на проведение переустройства и перепланировки? Назовите перечень документов, которые заявитель должен предоставить для согласования переустройства и перепланировки.

6. В каких случаях переустройство и перепланировка признаются самовольными?

7. Назовите правовые последствия, наступающие в случае самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения, а также субъектов жилищных правоотношений, на которых они будут распространяться.

8. В каком случае, и в каком порядке жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии?

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: В соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Каков порядок фиксации сделок с бездокументарными ценными бумагами лицами, ведущими учет прав на бездокументарные ценные бумаги? На основании каких документов осуществляется учет таких сделок? (Консультация эксперта, 2005)

Вопрос: В соответствии с п.2 ст.149 ГК РФ операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав.
Каков порядок фиксации сделок с бездокументарными ценными бумагами лицами, ведущими учет прав на бездокументарные ценные бумаги?
На основании каких документов осуществляется учет таких сделок?
Ответ: Пункт 2 ст.149 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что лицо, ведущее учет прав на бездокументарные ценные бумаги, обязано надлежащим образом фиксировать все совершаемые с ними сделки. В случае внесения в реестр неверных сведений владелец счета вправе предъявить к реестродержателю соответствующий иск (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.1998 N 2208/98). Аналогичный иск может быть заявлен к депозитарию.
Собственники бездокументарных ценных бумаг вправе совершать с ними любые сделки, которые приводят к переходу права собственности (купля-продажа, мена, дарение, заем, отступное и т.п.). Исполняются указанные договоры только путем перевода бездокументарных ценных бумаг со счета депо должника на счет депо кредитора. Аналогичным образом исполняются обязательства в отношении бездокументарных ценных бумаг, учитываемых в системе реестра владельцев ценных бумаг. В процессе перевода бездокументарных ценных бумаг регистрирующий орган (реестродержатель или депозитарий) осуществляет контроль за законностью совершаемой сделки. Факт списания переводимых бездокументарных ценных бумаг со счета должника и факт их зачисления на счет депонента-кредитора по основному обязательству и представляют собой факт "фиксации сделки" по терминологии п.2 ст.149 ГК РФ.
В соответствии с п.5.2 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 N 36, основанием для совершения записей по счету депо клиента (депонента) являются: поручение клиента (депонента) или уполномоченного им лица, включая попечителя счета, отвечающее требованиям, предусмотренным в депозитарном договоре; в случае перехода права на ценные бумаги не в результате гражданско-правовых сделок - документы, подтверждающие переход прав на ценные бумаги в соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Л.Г.Ефимова
Ассоциация российских банков
04.03.2005

Вопрос: ООО направляет своих работников в длительную командировку за пределы РФ на неопределенный срок для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Организация заведомо понимает, что по итогам налогового периода данные работники изменят статус налогового резидента РФ.

Верно ли ООО понимает, что в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ такие работники по результатам налогового периода не будут признаваться плательщиками НДФЛ по доходам в виде заработной платы, полученным во время нахождения в длительной служебной командировке за пределами РФ?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период их нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Как указывается в рассматриваемом письме, российская организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица, в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса, не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Итого: Если в течение налогового периода физлицо приобретает статус нерезидента РФ и сохраняет его до конца периода, то указанное лицо не уплачивает НДФЛ с доходов, полученных в этом периоде от источников за пределами России.

Вопрос задан в 2012 году.

Это нужно знать наизусть!

Регистрация ИП

Регистрация ИП производится только по месту постоянной прописки (регистрации).

Работать ИП может где угодно на территории РФ.

ИП может сам себя оформить на работу но это совершенно не зачем. ИП может свободно распоряжаться доходом.

УСН

В декларации УСН указываются только НАЧИСЛЕННЫЕ суммы налога. Платежи и штрафы не указываются

При УСН используется кассовый метод признания доходов. Таким образом доход это то, что фактически поступило в кассу и на р/с.

Можно уменьшить налог УСН социальными платежами, но не более чем на 50%(до 2012).

Пример: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 3 000. Итоговый налог 3 000 р.

Пример: налогооблагаемая база - 1 000 000 р., налог - 60 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем на все 20 000. Итоговый налог 40 000 р.

Пример для ИП без НР с 2012: налогооблагаемая база - 100 000 р., налог - 6 000 р., социальные платежи(ПФР, ФОМС, ФСС) - 20 000 р. Налог уменьшаем всего на 6 000. Итоговый налог 0 р.

ЕНВД

ЕНВД подается и платится в налоговую по месту деятельности

На ЕНВД становятся в течение пяти дней ПОСЛЕ начала деятельности

Можно уменьшить налог ЕНВД, также как УСН(см. выше) социальными платежами, но не более чем на 50%. Платежи тогда лучше платить поквартально.

Возможно совмещение ЕНВД и УСН.

ПФР

За себя ИП платит страховые взносы как хочет(каждый месяц, квартал, раз в год). Подает расчет РСВ-2 раз в год до 1 марта.

Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа « Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» , но в законную силу он пока еще не вступил.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание: В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,
  • финансовые,
условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку * в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

1. Налога на прибыль организаций.

2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой .

При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:
  • невозможно,
  • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:
  • товаров,
  • работ,
  • услуг,
хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

  • за 2012 год - 3 млрд. рублей,
  • за 2013 год - 2 млрд. рублей.
2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание: В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:
  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н.

Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Одним из основных нормативных актов РФ, устанавливающих правовой статус иностранных граждан в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Это означает, что иностранный гражданин может быть принят на работу в России, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в РФ, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.

Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона N 115-ФЗ понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от установленных для иностранных граждан.

Правовой статус работников-иностранцев при осуществлении трудовой деятельности в значительной степени зависит от режима и основания пребывания в РФ.

Иностранных работников можно разделить на тех, кто проживает на территории России постоянно или временно, и тех, кто пребывает временно на основании визы или в безвизовом режиме.

1. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать на территории РФ, а также право на свободный выезд и въезд, является вид на жительство. Помимо этого, он является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Вид на жительство выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия он может быть продлен также на пять лет. Данный срок можно продлевать неограниченное количество раз. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 115-ФЗ до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Он вправе осуществлять такую деятельность на всей территории РФ. При этом работодатель не обязан уведомлять о приеме на работу государственные органы (территориальный орган ФМС России и службу занятости населения).

Оформлять на работу таких граждан следует в том же порядке, что и граждан РФ.
См. также:

Консультация эксперта : Есть ли ограничения в приеме работников, имеющих вид на жительство в РФ?

2. Граждане Республики Беларусь
Для приема на работу граждан Республики Беларусь не требуется соответствующего разрешения. В силу п. п. 1 , 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" граждане Беларуси имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права. Согласно данному решению в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Данные гарантии подтверждены также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности. В отношении их не нужно уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудового договора.

С гражданами Белоруссии наравне с российскими гражданами заключаются трудовые договоры. При приеме на работу они должны предоставить те же документы, что и россияне. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

3. Граждане Республики Казахстан
С 2012 года, в соответствии с Соглашением "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей" от 19.11.2010 (далее - Соглашение), упростились правила приема на работу граждан Казахстана. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Во-первых, для того чтобы трудиться в России, гражданам Казахстана не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения).

Во-вторых, российские работодатели, заключая (расторгая) с ними трудовой договор, не должны уведомлять об этом ФМС России и службу занятости. Этот вывод сделан на основании следующего.

Обязанность извещать указанные органы установлена п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ). Формы и порядок представления сведений утверждены Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147 (Приложения N 5 , N 6 , N 10 ). Одно из требований - соблюдение одновременно двух условий: иностранный гражданин должен прибыть в Россию в порядке, допускающем отсутствие визы, и иметь разрешение на работу.

Однако граждане Казахстана привлекаются к работе в России без учета ограничений по защите национального рынка труда (ст. 3 Соглашения). На них, в частности, не распространяется квота на выдачу разрешений на работу.

Впрочем, несмотря на упрощенный режим приема на работу, иные требования закона в отношении указанных граждан работодатель должен соблюдать. Например, направить в соответствующих случаях работника на предварительный медицинский осмотр, запросить у него необходимые документы о квалификации (ст. 213 , абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

При заключении трудового договора гражданин Казахстана должен представить работодателю определенные документы (ст. 65 ТК РФ).

Также гражданин обязан подтвердить законность нахождения на территории России (ст. 4 Соглашения). Это можно сделать с помощью следующих документов (ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

Вид на жительство;

Разрешение на временное проживание;

Виза и (или) миграционная карта;

Иной предусмотренный федеральным законом или международным договором документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.

Отметим, что граждане Казахстана, как и другие иностранцы, подлежат миграционному учету. Подробнее об этом см. п. 5.2 настоящего материала.

4. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации
Временно проживающий в России иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, которое представляет собой отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо документ установленной формы, выдаваемый в России лицу без гражданства, не имеющему удостоверяющего его личность документа (абз. 7 п. 1 ст. 2 , п. 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
Важно! Временно проживающему в России иностранному гражданину, так же как и постоянно проживающему, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Следует помнить, что иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако существуют исключения из этого правила, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. Так, согласно п. 2 данного Приказа временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях:

а) при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

При этом иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень таких профессий (должностей) установлен также данным Приказом . Обращаем внимание, что с 27.11.2011 в указанный перечень профессий (должностей) включены должности "геолог" и "главный геолог" (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2011 N 1195н).

5. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы
Виза - разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения. Это определение содержится в п. 4 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335 (далее - Положение о порядке выдачи визы).

В зависимости от цели въезда в Россию и пребывания на ее территории иностранным гражданам выдаются визы следующих категорий (п. 18

а) дипломатическая (ДП);

б) служебная (СЛ);

в) обыкновенная (О);

г) транзитная (ТР1 или ТР2);

д) виза временно проживающего лица (ВП).

Обыкновенная виза имеет несколько разновидностей в зависимости от цели въезда иностранного гражданина на территорию РФ и цели его пребывания в стране (п. 27 Положения о порядке выдачи визы):

а) частная (Ч);

б) деловая (Д);

в) туристическая (Т), в том числе групповая (ТГ);

г) учебная (У);

д) рабочая (Р);

е) гуманитарная (Г);

ж) виза на въезд в РФ в целях получения убежища (А).
5.1. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию

5.1.1. Для чего нужно приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии обыкновенной рабочей визы, которая оформляется на срок до трех месяцев (п. 35 Положения о порядке выдачи визы). Указанный срок впоследствии может быть продлен.

Виза выдается на основании приглашения на въезд в РФ (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ).

Форма такого приглашения утверждена Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142.

5.1.2. Как оформить приглашение на въезд в Российскую Федерацию?
Приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности выдаются в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ. В 2013 г. такая квота составляет 410 126 приглашений на въезд в РФ в целях работы (Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137).
Важно! Если иностранец - высококвалифицированный специалист, то квота на выдачу приглашений на него не распространяется (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 п. 48 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденный Приказом ФМС России от 06.06.2008 N 142; далее - Регламент по оформлению приглашений).
Выдает приглашение на въезд в РФ ФМС России или ее территориальный орган (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, абз. 8 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. п. 1 , 7.13.16 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).

Обратиться за оформлением приглашения вправе российские работодатели и иностранные юридические лица, которые ведут деятельность в России (п. 8

Ходатайствовать о приглашении высококвалифицированных специалистов могут (пп. 1 п. 5 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 46

Российские коммерческие организации;

Российские научные, образовательные и иные учреждения, которые развивают науку в определенных перспективных направлениях;

Филиалы иностранных юридических лиц.
Важно! Приглашение не выдается организации, которая не имеет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Подробнее об этом см. раздел "Привлечение и использование иностранной рабочей силы".
Для получения приглашения ключевыми являются следующие этапы:

Подготовка необходимых документов и представление их в ФМС России или ее территориальный орган (п. п. 10 , 33

Уплата госпошлины (п. 6 Регламента по оформлению приглашений);

Получение оформленного приглашения или уведомления об отказе (п. 39 Регламента по оформлению приглашений).

1. Подготовить документы для постановки на учет в ФМС России.

Постановка на учет осуществляется один раз - при первичной подаче ходатайства об оформлении приглашения (п. 32 Регламента по оформлению приглашений).

Для этого работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 33.1 - 33.4 Регламента по оформлению приглашений):

Заявление о постановке юридического лица на учет (Приложение N 4 к указанному Регламенту);

Копию документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;

Копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе РФ;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для работодателя - юридического лица, которое ведет свою деятельность в России, но зарегистрировано за ее пределами). Такая копия не нужна, если приглашается высококвалифицированный специалист.

Форма разрешения на привлечение и использование иностранных работников утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 369.

Если работодатель ранее обращался за оформлением приглашения на въезд (состоит на учете), то повторно собирать указанные документы не нужно.
Важно! Если сведения, указанные в заявлении о постановке на учет (приложение N 4 к Регламенту по оформлению приглашений), изменились, то работодатель должен подать новое заявление (абз. 2 п. 34 указанного Регламента).
2. Подготовить документы для оформления приглашения на въезд.

Для оформления приглашения на въезд работодатель должен подготовить следующие документы (п. п. 10.1 - 10.4 Регламента по оформлению приглашений):

Ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ (Приложение N 1 к указанному Регламенту);

См. образец заполнения ходатайства.
Важно! Если данные, указанные в ходатайстве (например, реквизиты паспорта иностранца), изменились, то работодатель может подготовить новое ходатайство. Однако срок оформления приглашения будет исчисляться со дня приема последнего ходатайства (абз. 4 п. 12 Регламента по оформлению приглашений).
- копию паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) иностранного гражданина;

Гарантийные письма об обязательствах по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого работника. Эти гарантии будут действовать в период пребывания указанного лица в России (п. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ). Минимальный объем гарантий установлен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167. В частности, зарплата иностранца не может быть ниже МРОТ, определенного федеральным законом;

Копию разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

Копию разрешения на работу или заявления, подтверждающего прием от работодателя документов на оформление разрешения на работу для каждого иностранного работника.

В отдельных случаях нужно также представить разрешение (иной документ, согласованный с ФСБ России) на въезд иностранного гражданина на территорию со специальным режимом (п. 11 Регламента по оформлению приглашений).
Важно! Для оформления приглашения высококвалифицированного специалиста работодатель подает иной комплект документов (п. 10.5 Регламента по оформлению приглашений): копии трудового договора и ходатайства о привлечении специалиста (форма ходатайства утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487). Это предусмотрено п. 47 Регламента по оформлению приглашений.