XIII. Порядок контроля за исполнением Правил. Кто и каким образом контролирует деятельность нотариусов

нотариусами, занимающимися частной практикой

(см. текст в предыдущей редакции)

179. Проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми и внеплановыми.

180. Проверки исполнения Правил осуществляются комиссией в составе не менее двух человек, в которую включаются представители территориального органа и нотариальной палаты.

181. Плановые проверки исполнения Правил проводятся в соответствии с ежегодными графиками проведения проверок, утверждаемыми приказами территориального органа по согласованию с нотариальной палатой, не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверок.

В случае невозможности соблюдения графика проведения проверок приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой в график могут быть внесены соответствующие изменения.

182. В графике проведения проверок указываются нотариальный округ, фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса, подлежащего проверке, срок проведения проверки (календарный месяц).

183. Ежегодные графики доводятся территориальным органом до сведения нотариальной палаты и нотариусов, подлежащих проверке, в течение трех рабочих дней со дня утверждения графика, в том числе посредством размещения на официальном сайте территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

184. Персональный состав комиссии, дата начала проверки и вопросы, по которым проводится проверка, утверждаются приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой по каждой проверке отдельно.

Срок проведения проверки не должен превышать 5 рабочих дней в пределах рабочего времени нотариуса. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой. Кандидатуры для включения в персональный состав комиссии представляются нотариальной палатой не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу проведения проверки, определенному в ежегодном графике.

В случае непредставления нотариальной палатой указанных кандидатур и предложений о дате начала проверки территориальный орган определяет состав комиссии и дату начала проверки самостоятельно с уведомлением нотариальной палаты о принятом решении.

185. О конкретной дате плановой и повторной проверки члены комиссии информируются территориальным органом не позднее чем за 7 рабочих дней до ее проведения.

О дате прибытия проверяющих нотариус, подлежащий проверке, извещается территориальным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до намеченной даты проверки.

О дате проведения внеплановой проверки уведомление нотариуса, подлежащего проверке, не требуется.

186. В случае невозможности участия члена комиссии в проведении проверки по уважительным причинам он должен известить об этом территориальный орган и нотариальную палату.

187. При возникновении непредвиденных обстоятельств, препятствующих кому-либо из членов комиссии принять участие в проведении проверки, приказом территориального органа по согласованию с нотариальной палатой утверждается иное лицо, уполномоченное участвовать в проведении назначенной проверки.

188. В случае увольнения федерального государственного гражданского служащего территориального органа, сложения полномочий нотариусом, являющихся членами комиссии, по предложению территориального органа и нотариальной палаты в персональный состав комиссии приказом территориального органа вносятся соответствующие изменения.

В случае отсутствия при проведении проверки единственного представителя нотариальной палаты или территориального органа либо нотариуса, подлежащего проверке, принимается решение о переносе даты проведения проверки. При невозможности участия члена комиссии в проведении проверки в состав комиссии вносятся изменения.

189. В ходе плановой проверки проводится выборочная проверка номенклатурных дел за период, прошедший с даты проведения предыдущей проверки.

В ходе проверки комиссия вправе делать копии документов в случае, если в них не содержится информация о персональных данных и (или) сведения, составляющие нотариальную тайну.

Предметом плановой проверки являются следующие вопросы:

1) наличие номенклатуры дел и своевременность ее представления для утверждения, своевременность направления номенклатуры и итоговой записи в нотариальную палату;

2) наличие описей дел постоянного и временного сроков хранения, описи наследственных дел и своевременность их направления в нотариальную палату;

3) правильность оформления номенклатурных дел временного и постоянного срока хранения;

4) соблюдение сроков хранения документов временного хранения;

5) соответствие количества номенклатурных дел индивидуальной номенклатуре нотариуса и итоговой записи;

6) наличие и правильность оформления реестров, книг и журналов на бумажном носителе, предусмотренных Правилами;

7) своевременность внесения сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Проверка регистрации нотариусом нотариальных действий в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата проводится с ограничением доступа к сведениям о содержании нотариального действия с использованием средств единой информационной системы нотариата.

Перед проведением плановой проверки нотариальная палата представляет членам комиссии справку, содержащую сведения о количестве нотариальных действий, зарегистрированных в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, а также сведения о количестве нотариальных действий, зарегистрированных несвоевременно.

Комиссия вправе проверить сведения о причинах несвоевременной регистрации нотариусом нотариального действия в единой информационной системе нотариата, в том числе путем направления запросов для подтверждения обстоятельств (сведений), указанных нотариусом.

При необходимости члены комиссии имеют право запрашивать объяснения от нотариуса по фактам выявленных нарушений Правил.

190. По итогам проверки составляется справка по итогам проверки исполнения Правил (далее - справка) (приложение N 33.1) , в которой указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) нотариуса;

реквизиты приказа территориального органа о назначении на должность нотариуса, номер записи в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;

адрес электронной почты территориального органа и нотариальной палаты для направления возражений в электронной форме;

место нахождения нотариальной конторы;

нарушения, в случае их выявления в ходе проверки, с описанием нарушения и указанием нарушенной нормы Правил;

предложения по результатам проверки;

особое мнение членов комиссии (при наличии);

сведения о возражениях проверяемого нотариуса по итогам проверки (при наличии).

Выявленные и исправленные в ходе проведения проверки нарушения Правил включаются в справку с пометкой "Устранено в ходе проверки".

191. Комиссия вправе отразить в справке положительный опыт соблюдения Правил нотариусом.

192. Справка составляется в трех экземплярах не позднее 14 рабочих дней со дня проведения проверки и подписывается лицами, осуществляющими проверку.

По итогам проверки комиссия вправе принять одно или несколько следующих решений, которые отражаются в справке:

1) признать работу нотариуса удовлетворительной;

2) предложить нотариусу исправить выявленные в ходе проверки нарушения Правил;

3) назначить повторную проверку;

4) направить материалы проверки в нотариальную палату для возбуждения дисциплинарного производства в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации и решения вопроса о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности.

192.1. При отсутствии согласованной позиции членов комиссии о решении по итогам проверки проводится согласительное совещание у начальника территориального органа или заместителя начальника территориального органа, курирующего данное направление, с участием президента нотариальной палаты или уполномоченного им лица. По итогам совещания начальник территориального органа или заместитель начальника территориального органа, курирующий данное направление, принимает одно или несколько решений по итогам проверки в соответствии с пунктом 192 Правил.

192.2. В справке устанавливается срок для принятия мер по устранению выявленных нарушений Правил, который должен составлять не более 6 месяцев со дня окончания проверки.

Справка передается нотариусу, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления в течение одного рабочего дня после ее подписания. Справка может передаваться нотариусу лично, направляться по почте или электронной почте.

192.3. В случае если нотариус, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с замечаниями комиссии, указанными в справке, он вправе представить возражения в течение трех рабочих дней, со дня получения справки. Указанный срок может быть продлен по просьбе нотариуса решением комиссии.

Возражения могут быть направлены нотариусом в электронной форме на адреса электронной почты нотариальной палаты и территориального органа, указанные в справке.

Возражения нотариуса прилагаются к справке.

При наличии возражений на отраженные в справке нарушения Правил со стороны нотариуса комиссия повторно рассматривает справку в течение 30 рабочих дней со дня поступления возражений.

Нотариус вправе присутствовать при обсуждении результатов проверки.

Отсутствие проверяемого нотариуса при рассмотрении справки не препятствует ее рассмотрению.

Решение комиссии по итогам рассмотрения возражений отражается в дополнении к справке и направляется нотариусу, в нотариальную палату и территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

192.4. Экземпляры справок хранятся в территориальном органе, в нотариальной палате, у нотариусов, в отношении которых проводились проверки.

192.5. В установленные справкой сроки нотариус направляет отчет о проделанной работе по устранению нарушений Правил в территориальный орган и нотариальную палату.

Несвоевременное представление отчета и невыполнение нотариусом решения комиссии о необходимости устранить выявленные нарушения является основанием для проведения повторной проверки. В этом случае решение о проведении повторной проверки принимается территориальным органом по согласованию с нотариальной палатой. При проведении повторной проверки комиссией проверяются вопросы применения норм Правил, по которым были выявлены нарушения при проведении плановой проверки.

Персональный состав комиссии, дата начала повторной проверки и вопросы, по которым проводится повторная проверка, утверждаются приказом территориального органа с учетом положений

Занимает особое место в ряду правоохранительных органов. Нотариус - это не предприниматель, а защитник прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений.
Как и судья, нотариус выступает от имени Российской Федерации. Установлены следующие гарантии нотариальной деятельности:
- беспристрастность;
- независимость;
- руководство только Конституцией РФ и законом;
- нотариальная тайна.
Частнопрактикующие нотариусы:
- удостоверяют сделки;
- выдают на долю в общем имуществе супругов;
- налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
- свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
- свидетельствуют подлинность подписи на документах;
- свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
- удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- удостоверяют время предъявления документов;
- передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
- принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
- совершают исполнительные надписи;
- совершают протесты векселей;
- предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
- принимают на хранение документы;
- совершают морские протесты;
- обеспечивают доказательства;
- удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также
- совершают иные нотариальные действия.
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают все вышеперечисленные нотариальные действия и вдобавок выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
Если в нотариальном округе нет государственной нотариальной конторы, то совершение названных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы.
Нормативное регулирование в сфере нотариата осуществляет Министерство юстиции РФ.
Обратиться с жалобой на действия государственного нотариуса можно в письменной форме (адрес: 119991, ГСП-1, г. Москва, улица Житная, дом 14), на личном приеме (адрес приемной: г. Москва, ул. Житная, д. 14, понедельник - четверг - с 10:00 до 12:00, с 14:00 до 17:00, пятница - с 10:00 до 12:00, с 13:00 до 15:00), с помощью электронной приемной (http://minjust.ru/ru/electronic-appeal).
Контроль за нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.
Так, Федеральная нотариальная палата (ФНП) - это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования, которая объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ.
Любой нотариус, действующий на территории нашего государства, автоматически становится членом ФНП одновременно с назначением на должность и вступлением в региональную нотариальную палату.
Нотариальные палаты субъектов РФ, в свою очередь, основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона.
На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет нотариальные палаты 82 субъектов РФ и, помимо прочего, осуществляет контрольные полномочия. В частности, на сегодняшний день при Федеральной нотариальной палате постоянно действует Комиссия по этике, профессиональной чести и имиджу, изучающая вопросы внутрикорпоративной этики, взаимоотношения нотариусов и клиентов, организации нотариальной деятельности, а также контролирующая исполнение Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации.
Для интереса рассмотрим некоторые моменты данного документа, тем более что человеку, не имеющему профильного образования, довольно трудно оценить, насколько корректно поведение того или иного профессионала.
Так, установлено, что нотариус обязан соблюдать следующие морально-этические обязательства:
- защищать интересы человека, общества и государства, соблюдая требования закона;
- способствовать утверждению в обществе веры в закон и справедливость;
- не совершать в личных интересах или в интересах других лиц действий, которые могли бы поставить под сомнение беспристрастность и независимость нотариальной деятельности, скомпрометировать нотариуса в общественном мнении, причинить ущерб чести и достоинству профессии нотариуса;
- относиться к коллегам по юридической профессии в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества;
- поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в нотариальной конторе и нотариальном сообществе в целом, избегать проявления вредных привычек и особенностей поведения, которые могут оскорблять человеческое достоинство и негативно восприниматься окружающими;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень, техническую компетентность, изучать действующее законодательство и нотариальную практику;
- сохранять профессиональную тайну;
- соблюдать требование об обязательном страховании нотариальной деятельности, соизмерять уровень и объем страхования своей профессиональной ответственности с объемами и рисками своей деятельности;
- нести полную личную и имущественную ответственность за соблюдение требований законодательства;
- обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения, в любой ситуации стремиться сохранять выдержку и личное достоинство.
Нотариус обеспечивает в соответствии с законодательством права и законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся к нему за совершением нотариального действия.
Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, если требования лиц выходят за пределы закона.
При совершении нотариальных действий нотариус оказывает физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняет им права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Нотариус обязан хранить тайну совершенного нотариального действия, соблюдать доверительные отношения между нотариусом и обратившимися лицами по поводу нотариального действия или получения другой конфиденциальной информации.
Перед совершением каждого нотариального действия нотариус обязан информировать обратившихся лиц о размере тарифа за совершение нотариальных действий, устанавливаемого в соответствии с нормативными актами.
Нотариус при совершении нотариальных действий не должен поддаваться давлению третьих лиц, влияниям политической конъюнктуры, обязан строго соблюдать требования законодательства и законные интересы обратившихся к нему лиц.
Нотариус должен проявлять терпение, вежливость и тактичность в отношении с теми, с кем он взаимодействует в рамках профессионального и личного круга общения, не допуская проявления антигуманного отношения к людям и невнимания к их законным интересам, а также соблюдать культуру речи, поведения, внешнего вида.
Нотариус при исполнении профессиональных обязанностей не должен допускать:
- нарушения без уважительных причин установленных режима работы нотариальной конторы и требований к помещению и техническому оснащению нотариальной конторы;
- необоснованного отказа в выезде к обратившимся за совершением нотариального действия лицам в случаях, предусмотренных законодательством;
- передачи функций по совершению нотариальных действий, в том числе по выполнению технических работ, подготовке проектов документов, изготовлению оригиналов и копий, размножению документов, иным лицам, кроме сотрудников нотариальной конторы;
- осуществления в состоянии наркотического или алкогольного опьянения приема посетителей, курения во время приема без согласия посетителей и иных проявлений неуважительного отношения к личности, достоинству и правам посетителя, в том числе предложений оскорбительного, аморального характера или других недостойных действий в отношении лиц, с которыми нотариусу приходится взаимодействовать в процессе своей профессиональной деятельности;
- отсутствия на рабочем месте в нотариальной конторе без уважительных причин.
Во внеслужебное время у нотариуса тоже есть определенные обязанности:
- соблюдать нормы этики и морали;
- воздерживаться от какой-либо деятельности, способной негативно повлиять на осуществление профессиональных обязанностей нотариуса или вызвать сомнение в его независимости и объективности, а также препятствовать вовлечению членов семьи в эту деятельность;
- воздерживаться от совершения действий, которые могут нанести ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подорвать доверие и престиж профессии в обществе, в том числе от получения дорогостоящих подарков и необоснованных льгот от лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от посещения заведений с сомнительной общественной репутацией;
- противостоять оказываемому на нотариуса давлению в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и безотлагательно информировать об этом нотариальную палату и (или) компетентные правоохранительные органы.
В числе дисциплинарных проступков нотариусов Кодекс называет, в частности:
- совершение нотариальных действий, противоречащих требованиям законодательства;
- занятие предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
- оказание посреднических услуг при совершении нотариальных действий;
- осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;
- нарушение нотариусом тайны совершения нотариального действия;
- совершение нотариусом нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);
- незаконный отказ в совершении нотариального действия;
- совершение нотариальных действий вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;
- свидетельствование подлинности подписей и совершение иных нотариальных действий в отсутствие соответствующих физических лиц или представителей юридических лиц;
- произвольное изменение размера нотариального тарифа в сторону его завышения или занижения в сравнении с размером тарифов, установленным законом или рекомендациями (решениями) нотариальной палаты;
- задержка на срок более одного месяца уплаты членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;
- непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, необходимой информации или данных по запросам нотариальной палаты, налоговых, судебных, следственных и иных органов, действующих в пределах их компетенции;
- отсутствие без уважительных причин постоянного места совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более 6 месяцев в течение календарного года;
- отсутствие на рабочем месте без уважительных причин;
- виновная утрата либо незаконная передача другим лицам личной гербовой печати нотариуса, реестров совершения нотариальных действий, архива нотариуса, бланков и других служебных документов и материалов;
- непосещение без уважительных причин общих собраний нотариальной палаты или проводимых ею мероприятий по повышению профессиональной квалификации и другим вопросам, неявка по приглашению на заседания органов управления нотариальной палаты;
- грубое или неоднократное (два и более раз) нарушение правил ведения нотариального делопроизводства, установленного режима работы нотариальной конторы, необеспечение надлежащих условий для приема обратившихся за совершением нотариального действия лиц и для хранения документации;
- нарушение морально-этических норм, предусмотренных Кодексом;
- нарушение решений органов управления нотариальных палат субъектов Российской Федерации;
- несоблюдение налогового и иного законодательства Российской Федерации;
- исполнение нотариусом полномочий нотариуса в период исполнения их лицом, временно его замещающим.
Мерами дисциплинарного воздействия являются:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор.
В случае неоднократного совершения дисциплинарных проступков, нарушения законодательства в отношении нотариуса может быть подано в суд ходатайство о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.

Адвокатура и нотариат: конспект лекций Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 29. Контроль за деятельностью нотариусов. Ответственность нотариусов

1. Контроль за совершением нотариальных действий

Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:

1) судебный контроль (ст. 33);

2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);

3) налоговый контроль (ст. 34).

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.

Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).

Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.

По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.

2. Ответственность нотариуса

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии (например, выдал справку или иной документ, предоставленный нотариусу сотрудникам правоохранительным органам до возбуждения уголовного дела) или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ (например, удостоверение сделки, не соответствующей требованиям законодательства), обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке (к примеру, посредством системы социального страхования, но если ущерб превышает страховую сумму, то взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой).

В зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой, – Основами закреплены два порядка привлечения к ответственности:

1) в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в главе 7 Основ (ч.2 ст. 17 Основ);

2) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 17 Основ). В данном случае применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ об увольнении.

За определенные дисциплинарные проступки нотариусы могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные нотариусы – на основании норм ТК РФ, частнопрактикующие нотариусы – на основании норм Профессионального кодекса нотариусов РФ, также возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты.

В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган необходимых сведений нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, ст. 129.1 НК РФ устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Из книги Закон о милиции автора Законы РФ

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы автора Законы РФ

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

Из книги Адвокатура и нотариат автора

36. Стажер и помощник нотариусов Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной

Из книги Адвокатура и нотариат: конспект лекций автора Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 19. Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Стажеры и помощники нотариусов 1. Порядок назначения на должность нотариусаОбщее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов 1. Правомочия нотариусаСовокупность законодательно закрепленных полномочий, предоставленных нотариусу, составляют его компетенцию, которая подразделяется на: предметную и территориальную.Предметная

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов Вопросы профессиональной этики занимают значительное место в деятельности нотариусов, поскольку к нотариусу предъявляются высокие требования и как к профессиональному юристу, и как человеку с точки зрения его

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Глава 3 Контроль за деятельностью нотариусов § 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят

Из книги Адвокатура и нотариат. Шпаргалки автора Антонов Алексей Сергеевич

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов 1. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусовВ силу своего места в правовой системе России особое место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В современной правовой

Из книги Государственный и муниципальный контроль (надзор) в отношении граждан. Нормативное регулирование и реализация на практике автора Кнутов Александр Владимирович

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Соотношение деятельности нотариуса и государственного регистратора по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

Из книги автора

21. Права и обязанности нотариусов как членов нотариальной палаты В соответствии с Основами о нотариате частнопрактикующий нотариус обязан быть членом нотариальной палаты, что обусловливает наличие правовых связей между указанными субъектами правоотношений. Как член

Из книги автора

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

Кто и каким образом контролирует деятельность нотариусов?

Главой VII Основ о нотариате предусмотрено две формы контроля за деятельностью нотариусов.

Первая форма - судебный контроль, который заключается в проверке судом правильности совершения нотариального действия или отказа в его совершении. Такая проверка проводится по заявлению заинтересованного лица, которое считает нарушенным свое право в результате неправильного совершения нотариального действия или отказа в нем и обжалует это путем подачи в суд соответствующего заявления.

Вторая форма представляет собой контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Данный вид контроля является внутриведомственным и по большей степени затрагивает внутреннюю кухню нотариальной деятельности: ведение делопроизводства, уплата взносов, отчетность и прочие дисциплинарные моменты.

Контролирующий орган определяется в зависимости от того, в какой форме осуществляется нотариальная деятельность – государственная нотариальная контора или частная практика.

В первом случае – это осуществляющее контроль в сфере нотариата Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), во втором – нотариальные палаты. Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата региона Российской Федерации независимо от количества ее членов. В аппарате крупных нотариальных палат существуют отделы (секторы) контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, которые ведут повседневный контроль за организацией работы нотариусов.

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в нотариальную палату по месту нахождения официально зарегистрированного помещения нотариальной конторы нотариуса, занимающегося частной практикой.

Так, нотариальные палаты рассматривают обращения и жалобы, связанные с отказами в принятии заявлений для открытия наследственных дел, затягиванием сроков выдачи свидетельств о праве на наследство, отказами в возмещении расходов на похороны. Рассматриваются также жалобы на нотариусов, которые не выдают по требованиям обращающихся лиц постановления об отказе в совершении нотариального действия, направляют для оформления документов вне помещения нотариальной конторы своих сотрудников, проявляют грубость и невнимательность в обращении с людьми и другими действиями.

В связи с поступающими заявлениями и жалобами граждан нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений, касающихся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений.

По результатам проведенной нотариальной палатой проверки нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение норм законодательства при совершении нотариальных действий или при отказе в их совершении.

материал подготовлен Л. Г. Щербаковой, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданско-процессуальных дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) РПА Минюста России,автором практического пособия "Порядок обжалования нотариальных действий или отказ от них"

Рассматривают следующие виды контроля за деятельностью нотариуса Ярков В.В. Нотариальное право России / Учебник. - М. - 2003. - С. 19.:

· Профессиональный контроль

· Налоговый контроль

· Судебный контроль.

Профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. При этом проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями, о которых речь шла ранее.

Как следует из ч. 2 ст. 34 Основ проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года, причем первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не раньше чем через год после наделения его полномочиями нотариуса. Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате, о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.

Одним из механизмов контроля за нотариусами, занимающимися частной практикой, являются нотариальные палаты. Нотариальная палата в соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности. Поэтому, кроме нотариусов, членами нотариальной палаты могут быть также стажеры нотариусов, нотариусы, вышедшие на пенсию. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. На практике возникал достаточно острый вопрос о количестве нотариальных палат в одном субъекте Российской Федерации. Здесь высказывались различные точки зрения Репин В.С.Комментарии к Основам законодательства Российской Федерации. - М. - 2003. - С. 54..

Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (п.3 ч.5 ст. 12, ч.2 ст.17 и ч.1 ст.34 Основ). Реализация такого рода полномочий предполагает обязательность членства в нотариальной палате нотариусов, занимающихся частной практикой. Кроме того, нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи - оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (ч.2 ст.25 Основ). Таким образом, обязательное членство в нотариальной палате является одним из элементов контроля за деятельностью нотариусов.

Налоговый контроль определяется ст. 87 налогового кодекса РФ. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком Налоговый кодекс РФ часть 1 от 16 июля 1998 года.. В соответствии со ст. 89 НКРФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа.

Уголовная ответственность нотариуса устанавливается ст.202 УКРФ «злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Согласно части 1 указанной ст. использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев Уголовный кодекс РФ часть 1 от 24 мая 1996 года..

Судебный контроль за совершением нотариальных действий является, пожалуй, основной формой контроля. «Контроль суда за деятельностью нотариата сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства» Аргунова В.Н Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / М: «СПАРК». - 1996. - С.112..

В юридической литературе выделяется прямой и косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариусов Галеева Р.Ф., Зайцева Т.И., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса / Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) - М.: Издательство БЕК. - 2003. - Том 1. - С. 142..

Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в его совершении в рамках особого производства гражданского процесса.

Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве гражданского и арбитражного процесса.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами. Так, при рассмотрении судами споров о признании сделок купли-продажи недвижимости, иных сделок, прошедших нотариальное удостоверение, суд общей юрисдикции осуществляет косвенный судебный контроль за действиями и актами нотариуса, поскольку права и обязанности сторон, по поводу осуществления которых возник спор, основаны на нотариально удостоверенной сделке. Практика работы судов общей юрисдикции складывается таким образом, что суды привлекают нотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

При разрешении дел в арбитражном процессе арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль за нотариальными актами. Однако прямого контроля за действиями нотариусов арбитражные суды осуществлять не вправе, равно как и привлекать их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, поскольку споры с участием нотариусов арбитражным судам неподведомственны.