Свидетельство о регистрации права на землю. Получение выписки из егрн. Оформление земли под строительство дома

С 2001 года работает закон со сложным для непосвященных названием и содержанием, который в народе сразу окрестили «дачной амнистией». Всех ли собственников земельных участков касаются его положения и в каких случаях?

Если у вас есть свидетельство о праве собственности на землю и все, что на ней построили, и оформлены документы на вас, а не на покойного дедушку, то волноваться по поводу приватизации не надо.

Новый упрощенный порядок переоформления земли нужен тем, кто приобрел участки еще в прошлом веке. У многих таких собственников документов на свой дом и участок нет совсем (тогда дачникам выдавали только книжку садовода). Считать себя собственником своей земли, вкладывая в ее обустройство душу и средства, не означает быть ее полноправным владельцем формально. А если еще «прихватизировать» часть «ничейной» земли, самовольно добавив ее к своим владениям! Подобные юридические неувязки ликвидирует новый закон.

Пользоваться и дальше своим участком, конечно, можно и по старым документам, и совсем без них. Но продавать, дарить, завещать или сдавать в аренду свой «капитал» теперь возможно только при наличии документов нового образца — свидетельства о праве собственности, за которым надо обращаться в Федеральную регистрационную службу.

Как грамотно оформить земельный участок

Регистрация права собственности дает полную свободу распоряжения землей: продажу, передачу в наследство или в дар, а также защиту своих прав в спорах с соседями или местными властями. Любой гражданин РФ по Земельному кодексу может бесплатно оформить землю один раз за всю свою жизнь.

В дальнейшем регистрация для физлиц, при повторных обращениях будет платной, как и для юридических. Можно оформлять земельный участок и в совместную, долевую или единоличную собственность. Для регистрации участков законодательство устанавливает определенные ограничения ─ не оформляют по этому закону земли на территории парков, кладбищ, государственных заповедников. Нельзя приватизировать также земли, которые изъяли из оборота: территория, где расположены объекты атомной энергетики, участки земли вооруженных сил.

Документы для приватизации земли

Если укомплектован правильно пакет документов, регистрация права собственности на земельный участок проходит достаточно быстро: до 30 дней с даты обращения заявителя с документами и соответствующим заявлением. Для оформления процедуры нужно передать в регистрирующий орган пакет документов:

  • паспорт владельца;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследство, приказ о выделении участка, постановление о предоставлении участка, судебное решение о признании права собственности или другой правоустанавливающий документ;
  • кадастровый план участка;
  • заявление о госрегистрации участка.

Собрать документы быстро удается не всегда, поэтому процедура регистрации задерживается. Связано это с тем, что многие собственники не имеют правоустанавливающего документа и кадастрового паспорта. Особенно те, кто приобрел свой участок до 2001 года, когда в силу вступил Земельный кодекс с упрощенной системой оформления. (По подсчетам риелторов, до принятия закона для регистрации прав на землю надо было обращаться в 15 инстанций!) Даже если в наличии все документы, но оформлялись они очень давно и по устаревшим правилам, полной информации для регистрации участка там нет, что может задерживать оформление.

Получение кадастрового плана

Последовательность действий при получении кадастрового плана следующая: владелец участка обращается с заявлением, паспортом и квитанцией об уплате госпошлины в кадастровый орган. При регистрации права собственности на земельный участок госпошлина для физлиц на сегодняшний день составляет всего 200 рублей.

Если границы участка известны, в кадастре есть вся нужная информация, то получить такой план вполне реально за 10 дней.

Ситуация усложняется, если часть сведений, необходимых для приватизации, отсутствует в кадастре. Тогда кадастровый орган отклоняет прием документов, но обязательно выдает справку с перечнем недостающих материалов для составления стандартного кадастрового плана.

Чтобы уточнить границы своего участка, владелец за свой счет проводит процедуру межевания ─ находит коммерческую фирму с соответствующей лицензией и заключает с ней договор. Межеванием ─ описанием территории с разметкой ее границ ─ занимаются профессионалы, ведь межевание ─ это сбор информации, обработка документации, связанной с использованием участка, составлением плана, где должны быть отображены все объекты. Эти работы требуют и финансовых, и временных ресурсов. В рамках землеустроительных работ владельцу земли надо согласовать его границы с соседями. Если с хозяевами соседних территорий договориться не удается, такой спор решает суд. Когда все необходимые землеустроительные работы выполнены, владелец участка должен снова обратиться в кадастровый орган. Список документов для кадастрового паспорта:

  • описание участка;
  • правоустанавливающий документ;
  • запрос на кадастровый учет.
Учет в кадастре проводят за 30 дней (дополнительных расходов здесь нет), затем выдают кадастровую выписку или паспорт на участок.

Получение правоустанавливающего документа

До 2011 года земельные вопросы в РФ в законодательном порядке не были урегулированы на 100%, поэтому у многих владельцев участка правоустанавливающих документов нет. Вместе с земельным участком дачники тогда получали только членскую книжку садовода. Регистрация права собственности на земельный участок в 2014 году возможна в нескольких вариантах:

  • можно попытаться найти продавца своего участка, составить с ним доверенность и оформить договор купли-продажи по новым правилам;
  • доказать факт купли-продажи участка в суде с целью получить правоустанавливающий документ. Суд потребует дополнительные аргументы: членскую книжку, свидетельские показания, платежные документы, подтверждающие наличие регулярных членских взносов, постановление администрации о закреплении земельного участка за владельцем;
  • если земельный участок выделен не конкретному человеку, а садоводческому товариществу, то сначала нужно приватизировать землю на коллективного собственника, а потом уже заниматься межеванием участка и оформлением его в собственность.

После получения документов можно отправляться в регистрационный орган. Для оформления коллективной собственности надо принимать решение на общем собрании с подачей коллективного заявления в администрацию. Кроме заявления, нужны еще акт об отводе земли с планом границ, схема границ индивидуальных участков в составе общей собственности и акт, закрепляющий каждый участок, генеральный план всей площади. Дополнительно общество предоставляет в территориальную администрацию уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, а также свидетельство о госрегистрации общества.

Администрация обязана за 30 дней вынести распоряжение о выделении земли и утвердить план границ общественной собственности. Это распоряжение ─ основание для межевания всех участков.

В реальности на все процедуры (с межеванием и получением кадастрового паспорта) уходит полгода. Следующий шаг – регистрация права собственности на общий земельный участок, на которую уходит до 30 дней. На последнем этапе каждый владелец земельного участка оформляет его в индивидуальную собственность.

Арендованный земельный участок — в собственность

Оформление участков, которые выделяют в аренду под жилищное строительство, имеет определенные особенности. Чтобы перевести в собственность арендованную землю, надо:

  • построить жилой дом;
  • зарегистрировать право собственности;
  • обратиться со свидетельством о его регистрации в администрацию.

Регистрация «самозахвата»

В процессе землеустроительных работ по межеванию иногда выясняется, что фактический размер участка и тот, что указан в документах, не совпадают. Причины такого явления в том, что в недалеком прошлом не особенно беспокоились о точности измерений, вот и выходило из шести соток у одного пять с половиной, у другого ─ шесть с половиной. Иногда и сам владелец, устанавливая забор, резервировал лишнее или присваивал за домом бесхозный пустырь. Неучтенные земли легализовывают одновременно с законным участком, но лишь тогда, когда у соседей по этому поводу претензий нет. Если участок увеличился за счет соседних владений, то соседу надо дать письменное подтверждение о том, что он не против таких корректировок. В противном случае проблему может решить только суд. Если участок расширяют за счет дороги или окраины леса, луга, надо согласовывать с местной властью. И не каждый «самозахват» ей понравится ─ здесь руководствуются региональными предписаниями. Такие строгие меры больше относятся к местам, где земля является дефицитом и большой ценностью. А в провинции, где непаханные и нехоженные массивы на многие километры, все решается проще.

Оформление участка без межевания

Если право собственности зарегистрировано до 1998г. или не зарегистрировано вообще, то можно провести его регистрацию и без межевания. Для тех, у кого свидетельство выдано Главным управлением Федеральной регистрационной службы, эта информация не актуальна.

Очевидная польза от такой формы регистрации ─ возможность сэкономить на межевании до 15 тысяч рублей, ведь в некоторых регионах стоимость землеустроительных работ приближается к стоимости самого земельного участка. На выходе ─ свидетельство о госрегистрации права нового образца, которое позволяет свободно распоряжаться участком. Кадастровый паспорт участка получают с отметкой «границы и площадь с достаточной точностью не определены». Минус такой экономии в том, что покупателя "кота в мешке" найти сложнее. Участок можно оставлять в банке как залог, но специалисты не советуют оформлять землю по такому варианту. Потратив деньги на межевание, в будущем можно избавить себя от проблем при продаже или дарении.

На практике указанная форма регистрации участка работает не всегда. Органы власти отказывают в переходе прав собственности, если участок не прошел процедуру межевания. Мотивация отказа ─ неопределенность объекта, который просит оформить заявитель. Эту позицию нередко поддерживают и суды, признавая действия органов власти правомерными, хотя в законодательстве нет обязательного требования уточнения границ при регистрации права собственности.

Для экономии денег и времени в перспективе при подаче межевого дела можно заказать вместе с кадастровым паспортом ещё и 2 экземпляра кадастровой выписки. Сейчас эти документы можно получить бесплатно, а позже придётся оплачивать.

Регистрация права собственности на земельный участок без межевания:

Изучаем правоустанавливающие документы. Если свидетельство старого образца, то там непременно есть ссылка на основной документ. Выписку из похозяйственной книги выдают в местной администрации, а постановления — в архиве. Этот шаг занимает от недели до месяца.

Собираем пакет документов: правоустанавливающие, свидетельство старого образца (иногда не стоит показывать его вообще) и отправляем в кадастровую палату. Через месяц выдают кадастровый паспорт с отметкой «площадь и границы с достаточной точностью не определены». Кадастровый паспорт заказывают в количестве двух экземпляров. Присвоенный кадастровый номер указывают в заявлении в администрацию при уточнении адреса, целевого назначения и категории участка.

Находим в документах категорию, адрес, целевое назначение земли. По земельному кодексу 2001 года главными характеристиками считаются категория и целевое назначение участка. Возможно, эти характеристики придется уточнять, в местной администрации так же следует узнать о необходимости уточнять адрес участка. На этот этап можно затратить больше месяца. В заявлениях надо обязательно указывать присвоенный кадастровый номер.

Передаём в регистрационную палату документы:

  • паспорт владельца;
  • кадастровый паспорт;
  • правоустанавливающие документы.
Сроки регистрации права собственности на земельный участок нового образца – 1 календарный месяц. Кроме объектов индивидуального строительства, на которые установлен срок до 01.03. 2015 года, дачная амнистия по оформлению в собственность участков земли бессрочна.

Оформление участка, полученного по наследству

Как известно, право на землю регистрируют в разных случаях:

  1. Если владелец обладает правом бессрочного пользования (получал когда-то участок от завода или кооператива).
  2. При наличии договора аренды на землю, заключенного с местной администрацией.
  3. Если хозяин участка имеет право пожизненного владения или земля принадлежала родителям, супругу, детям, то участок автоматически переходит по наследству, даже если на него нет документов.

Если земельный участок переходит по наследству по завещанию, то оформление его в собственность ─ процедура предельно упрощенная. Согласно ст. 1181 ГК РФ у граждан есть право наследования, и дополнительных процедур для регистрации участка в свою собственность не надо. Это право имеет отношение и ко всем строениям, возведенным на участке, а также природным недрам. Порядок регистрации права собственности на земельный участок, переданный по наследству:

Открыть у нотариуса наследственное дело

В течение полугода после смерти наследодателя заполнить у нотариуса заявление, чтобы принять наследуемый земельный участок. Нотариус выдает доверенность для ведения наследственного дела, которая поможет собрать документы:

  • кадастровый паспорт и план участка на дату смерти наследодателя;
  • выписка из Роснедвижимости;
  • выписка об отсутствии на участке строений;
  • техническая характеристика;
  • выписка из ЕГРП на наследодателя (форма №3), где указано, какая недвижимость была у наследодателя;
  • рыночная оценка и договор об оказании оценочных услуг на участок, которую заказывают в любой профильной компании, где есть лицензия;
  • справка о последнем месте регистрации наследодателя (решение суда об установлении факта открытия наследства с отметкой о вступлении его в законную силу);
  • выписка из земельного кадастра;
  • свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справка загса с копиями – или другие документы, подтверждающие родственные отношения;
  • через полгода после смерти наследодателя понадобится решение суда об установлении факта принятия наследства;
  • завещание с отметкой нотариуса о том, где оно оформлялось;
  • справка из налоговой, если наследодатель получил участок в наследство или в дар;
  • если участок используется под дачу, то необходим Устав садового сообщества.

Получить свидетельство

После закрытия наследственного дела получают у нотариуса свидетельство на участок с подтверждением права на наследство. Каждый наследник получает отдельное свидетельство.

Зарегистрировать свидетельство

Для регистрации выданного нотариусом наследнику свидетельства надо обратиться в регистрирующий орган (УФРС или МФЦ), оплатить госпошлину 1000 руб., приготовить документы:

  • паспорт владельца;
  • заявление о регистрации права на землю;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • свидетельство по наследственному делу;
  • свидетельство о смерти наследодателя.

Регистратор забирает поданные для регистрации документы и выдает расписку с датой получения свидетельства: самое большое — 7 — 10 дней. Каждому наследнику выдают свое свидетельство.

Помощь в приватизации

Новый закон предоставляет владельцам земли некоторые послабления, но совсем простой процедура регистрации не стала: предстоит получить документы своей администрации, найти землеустроителей, дождаться результатов межевания, согласовать все «лишние» сотки, заполнить и сдать декларации, дождаться свидетельства…Для тех, кто свое время ценит больше, чем деньги, есть и другой вариант приобретения земли ─ проще, быстрее, но дороже.

Можно передоверить сбор документов риэлтерской или юридической фирмам, оказывающим подобные услуги и обещающим решить любую проблему по оформлению на любом этапе регистрации, начиная от сбора недостающих документов и заканчивая регистрацией «под ключ». Но это — довольно дорогое удовольствие. Цена зависит от того, какие документы уже есть на руках у владельца участка и какие операции с недвижимостью он намерен осуществить. Так, получение кадастрового паспорта через посредников в Москве обойдется в 7000 рублей, оформление строений по «дачной амнистии» — 15000 рублей, а регистрация полного комплекта документов «под ключ», как и оформление наследства на землю, — 40 000 рублей. Выезд к заказчику и консультации на всех этапах обещают провести бесплатно.

Регистрация права собственности на земельный участок имеет много нюансов, требует соблюдения правил и норм законодательства. Недостаток знаний в этой области может увеличить и временные, и финансовые затраты на приватизацию земли, поэтому готовиться к этой процедуре надо заранее, внимательно изучая нормативные акты и консультируясь у опытного юриста.

Если у человека в собственности есть любая недвижимость, то права на нее должны быть зарегистрированы официально. Требуется это для государственного учета материальных ценностей граждан. Все сведения о наличии у гражданина земельного надела хранятся в едином государственном Реестре. А документом, который подтверждает данный факт, становится .

В этой статье

Предназначение свидетельства

Наличие на земельный участок является подтверждением того, что у конкретного человека зарегистрированы права на данную недвижимость. То есть лицо, имеющее данный документ на свое имя, может распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Это означает, что его можно продавать, сдавать внаем, оформлять дарственную, завещать, возводить на территории постройки, делить и прочее.

Свидетельство о имеет отношение к документации, удостоверяющей право. Помимо этого, существуют и правоустанавливающие документы, которые свидетельствуют о возникновении такого права. То есть при совершении любых сделок предъявлять необходимо будет оба документа, в противном случае они просто не состоятся или будут признаны недействительными.

Свидетельство, наряду с правоустанавливающим документом, будет требоваться для осуществления таких действий:

  • приватизации участка;
  • совершения сделок купли-продажи надела;
  • подтверждения факта заключения таких сделок, как дарение, мена, наследование.

С самого начала регистрации прав в Росреестре данный документ был представлен в бумажном варианте. Данный бланк имел вид розового удостоверения с водяными знаками, гербом и другими отличительными особенностями. Начиная же с 2015 года произошли видоизменения, и стали выпускать удостоверения нового образца, выглядящего как обычный лист формата А4. С новыми правилами сократился период его действия: теперь выдаваемое удостоверение действительно всего один месяц.

Сокращение срока действия данной бумаги связано с тем, что при необходимость следует обращаться в подразделение Росреестра и получать новый документ, который будет содержать актуальную информацию на конкретный момент времени. В противном же случае данные могут просто устареть.

Все действия с государственной регистрацией прав регламентированы действующим законодательством (122-ФЗ). В Земельном кодексе содержатся все права граждан на наделы (глава 3 и 4). А в Гражданском кодексе можно найти определения, когда будут иметься основания для возникновения таких прав.

Получение свидетельства

Прежде чем оформить в индивидуальную собственность земельный участок, потребуется собрать определенный перечень необходимых бумаг. С ними же потом направляются в регистрационную палату. В список документов должны входить:

Регистрация проводится в местных органах исполнительной власти. Предоставленные документы проходят процедуру проверки и оценки их подлинности и достоверности специалистами отделения. Если будут обнаружены любые неточности, ошибки или выявлена подделка документов, то заявитель получит отказ в праве зарегистрировать землю на себя. Если же проблем не обнаружено, тогда готовое свидетельство выдается через десять календарных дней.

Чтобы получить требуемую бумагу, можно направиться непосредственно в подразделение Росреестра с собранными документами. А также можно воспользоваться услугами многофункциональных центров, которые выступают в качестве посредников при осуществлении подобных сделок. Стоит понимать, что, оформляя бумаги через МФЦ, времени вы затратите несколько больше, поскольку вся корреспонденция будет пересылаться по месту непосредственного назначения.

Что содержит в себе документ

По внешнему виду документ уже не имеет таких отличительных особенностей, которые были ранее, начиная с 1992 года. Теперь это лист обычной бумаги. Некоторые граждане с опаской относятся к таким новшествам, поскольку утрачиваются гарантии подлинности документа. Но государство, в целях обезопасить граждан, выдает такие удостоверения на ограниченный срок, который и указывается на самой бумаге. Делается это с целью предоставления достоверных данных в любой промежуток времени, поскольку в Реестр могут вноситься коррективы.

В свидетельстве имеются следующие сведения:

  • когда было выдано;
  • на основании чего образовались ;
  • дата получения документа;
  • информация о субъекте собственности с указанием его личных данных;
  • тип владения земельным наделом;
  • номер кадастрового учета;
  • с какой целью используется земля и какой вид деятельности на ней разрешен;
  • категория участка с указанием, для чего она предназначена (пример тому - земля сельскохозяйственного назначения);
  • при наличии обременений или ограничений указываются и они;
  • сведения о регистрирующей стороне и печать инстанции.

Когда документ заменятся новым, то на нем будет проставлена пометка о том, что он является повторным.

При наличии свидетельства с собственностью можно совершать различные имущественные сделки, проводя при этом государственную регистрацию. Лишь официально оформленный документ сможет служить доказательством прав конкретного лица на владение территорией.

Восстановление свидетельства

Могут возникнуть различные ситуации, когда человеку потребуется восстановить свое удостоверение прав собственности. Это может быть не только при окончании срока его действия, а также и при утере. Иногда в данных могут быть допущены ошибки, в таком случае документ также будет подлежать замене новым.

В некоторых ситуациях может быть выдан новый документ, когда произвести нужно межевание участка. Все сведения в обязательном порядке будут занесены в ЕГРН. После этого документация переоформляется, и собственник получает новое удостоверение.

Можно получить дубликат свидетельства, которое было выдано после 1998 года, для этого потребуется обратиться в регистрационную палату. Человек, которому требуется получение повторного свидетельства, составляет соответствующее заявление, оплачивает государственную пошлину и представляет личный паспорт сотруднику инстанции вместе с заявлением. Сотрудник службы, найдя в архиве информацию, сможет повторно выдать заявителю копию свидетельства.

При совершении любых сделок с недвижимостью требуется получать новую выписку из ЕГРН. Именно в ней будут содержаться точные данные о действующем положении вещей относительно имущества. Если при покупке участка продавец не представляет обновленный документ, то следует задуматься о необходимости заключения сделки с ним.

Недостаточно просто владеть участком земли длительное время. Рано или поздно потребуется подтвердить свое право собственности. Какие же документы на землю в 2019 году является правоустанавливающими?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Покупка земли под приусадебное хозяйство, передача в наследство частного дома, приобретение земельного надела в дар. Любой факт получения земли требует документального сопровождения.

Больше всего вопросов вызывает подтверждение права собственности и основание его возникновения. Какие правоустанавливающие документы на земельный участок должны иметься у собственника в 2019 году?

Общие моменты

Для того чтобы стать собственником земли недостаточно ее купить. П.1 ст.130 ГК РФ причисляет участки земли к вещам недвижимым.

Документы обязаны отвечать тем нормам закона, какие функционировали на момент их получения в месте нахождения участка. Документ содержит сведения о правообладателе, виде права на землю.

Кроме того должно наличествовать подробное описание участка земли, дозволяющее недвусмысленно истолковать и идентифицировать конкретную территорию.

Отдельно нужно сказать о документах, полученных в советское время или до принятия нынешних форм документов.

Актуальность правоустанавливающих документов существует и для собственников, не планирующих отчуждение своей земли. С 1.01.2017 изменились нормы о регистрации прав на недвижимость.

С 1.01.2017 законодательство несколько изменилось. На смену ЕГРП пришел ЕГРН. Выписка из него включает «старую» выписку из ЕГРП и кадастровый паспорт.

Последствия пользования землей без них (отсутствие)

Многие россияне, особенно имеющие дачные и приусадебные участки, пользуются землей десятки лет и не имеют при этом никаких документов, свидетельствующих о праве собственности.

При этом некоторые утратили даже документы, считающиеся правоустанавливающими. Чем это грозит?

В первую очередь, признанием участка «ничейным» на основании ФЗ №218, вступившего в силу с 1.01.2017.

Отсутствие сведений об участке в ЕГРН (ЕГРП) становится основанием для передачи земли в собственность муниципальных образований.

Если местным органам самоуправления вдруг понадобится подобный участок для каких-то целей, то он будет попросту конфискован без каких-либо компенсаций «собственнику».

Кроме того, нельзя продать, подарить, оставить в наследство имущество, если нет правоустанавливающих и, следовательно, правоподтверждающих документов.

Если для строительства

Собственник земли может построить на нем жилое/нежилое помещение, если назначение земель отвечает цели. Удостоверяется соответствие выдачей разрешения на строительство.

Для приобретения оного потребуется представить правоустанавливающие документы.

Не прилагать оные к запросу может застройщик, чьи права на землю зарегистрированы в ЕГРП. В этом случае Росреестр самостоятельно запрашивает сведения о нужных документах.

Потребуются правоустанавливающие документы и для введения в эксплуатационное использование готового объекта строительства.

При отсутствии разрешения на строительство и акта о вводе в эксплуатацию зафиксировать право собственности на возведенный объект не получится.

Где действительна копия

Нередко копии правоустанавливающих документов запрашивают потенциальные покупатели земельного участка. Собственники опасаются давать подобные документы.

Некоторые считают, что на основании копий правоустанавливающей документации третье лицо зарегистрирует право собственности.

Видео: основное нарушение – отсутствие правоустанавливающих документов

Опасения бессмысленны, поскольку копии документов нужны лишь для проверки «юридической чистоты» квартиры. Зарегистрировать право собственности можно только на основании оригиналов.

Для спокойствия при выдаче копий документов можно написать на них крупными буквами «Образец». Нотариус не вправе заверить копию документа без представления оригинала.

Но есть ситуации, когда копии правоустанавливающей документации имеют действительную юридическую силу. Речь идет о дубликатах документов.

Когда собственник по какой-то причине утратил правоустанавливающие документы, он может обратиться в Управление Росреестра, выдавшее свидетельство о госрегистрации права собственности.

Росреестр может выдать справку о содержании правоустанавливающих документов на землю. Такая справка отображает всю необходимую информацию и используется как аналог потерянного документа.

Можно запросить в Росреестре выдачу копий договоров и иных документов, касающихся односторонних сделок, свершенных в простой письменной форме.

Копии замещают утраченные бумаги. Однако копии нотариально заверенной документации не выдаются. В такой ситуации предоставляется справка о содержании документа.

В случаях, когда регистрация права собственности осуществлялась до 1.01.1999 года, то для восстановления утраченных документов, необходимо обратиться в архив соответствующего региона.

В архиве будут выданы дубликаты документов. Для их получения потребуется предъявить справку из ЕГРП (ЕГРН) о зарегистрированном праве собственности.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.

Д.С. Лихачёв - филолог, искусствовед, академик РАН

Эта страница является логическим продолжением статьи " ". Но после изучения этого материала у вас однозначно возникнет желание снова вернуться к названной статье с целью проверки всех сведений о вашей недвижимости, заложенных в Свидетельство на право собственности на землю, и идентичных им сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости . Речь пойдёт о так называемых в народе "розовых" и "синих" свидетельствах о праве собственности на землю. Такие свидетельства выдавались гражданам РФ в период, начиная с 1992 по 1999 годы включительно.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно статей 69 " " и 70 " ". За его пояснениями, типа "Караул, грабят" стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг "синих" и "розовых" свидетельств на право собственности на землю , то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью - это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

Давайте начнём разбираться. Времени до даты 01.01.2018 года , о которой шла речь на предыдущей странице, осталось мало.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены два образца "синих" свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для физлица

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для с/т

Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется "Свидетельство о праве собственности на землю ". Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано: "Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы" . Что это за форма и с чем её едят, увидим ниже, а также в связи с временностью документа не будем разбирать его подробно. Но на детали посмотрим:

Очень интересно само содержание документа, к-й слева. При увеличении (щелчок мышкой на снимке экрана) видно, что свидетельство является подтверждающим документом для Садоводческого товарищества "Здоровье" о том, что товарищество на основании решения Администрации Ногинского района получило в коллективную совместную собственность землю общего пользования в садоводческом объединении. Первый экземпляр выдан товариществу, а второй хранится в Комитете по земельной реформе. Ну и что?


Постановление мэрии Калининграда 334 от 07.03.1995 г. о предоставлении
в общую совместную собственность ЗОП и в собственность гражданам -
членам товарищества занимаемых ими земельных участков

А вот что: в многочисленных письмах, поступающих на почтовый ящик сайта, садоводы очень часто полагают, что земля общего пользования принадлежит им на праве собственности (общей, долевой, совместной - это вопрос второй). Как доказательство предъявляется постановление администрации того или иного органа самоуправления граждан. Это ошибочное мнение, к-е не подтверждается нормами права. Рассмотрим снимок слева. Это одно из таких постановлений № 334 от 07.03.1995 г. мэрии г. Калининграда. Нам очень интересны пункты 4 и 9 постановления. Согласно первому С/т "Пищевик" предоставлена бесплатно в общую совместную собственность ЗОП без выделения доли каждого члена товарищества в натуре. А в пункте 9 правлению предписывается получить в Комитете по земельным ресурсам Свидетельство на право общей совместной собственности на земли общего пользования и обеспечить его хранение. История Пищевика не отвечает на вопрос: почему никто не удосужился получить свидетельство о праве собственности на ЗОП? Несомненно одно: документ - основание был, а реализован он в процессе чьего-то неразумного царствования в с/т не был.

Очень странно, что наши садоводы очень хорошо понимают весь процесс приватизации своего земельного участка, но не понимают аналогичный процесс в отношении земли общего пользования . Справа внизу вам предоставлена копия с оригинала выписки из Постановления мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г., к-я выдавалась каждому члену садоводческого товарищества для того, чтобы он мог оформить своё право собственности на занимаемый им к моменту выхода постановления садовый земельный участок. В этом же постановлении имеется приложение № 1, включающее в себя весь полный список членов с/т по состоянию на 7 марта 1995 г. Выписка сделана согласно этому приложению. Тогда фактически все садоводы Пищевика, исключая единицы, оформили в Комитете земельных ресурсов Московского района г. Калининграда свои первые свидетельства на право собственности на землю.

Выписка из постановления мэрии
№ 334 от 07.03.95 г.
- основание для приватизации

А потом настали другие времена. На месте с/т чудесными, волшебными действиями председателя с/т, точно также не обладающему знанием права, никогда не заглядывающему в нормы ст. 39 "Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66 от 15.04.98 г. и аналогичными действиями налоговой службы в декабре 2001 года вдруг нарисовалось СНТ. А это уже совсем другая песня и другое юридическое лицо, с другими правами и обязанностями отличными от с/т. Поэтому получить ЗОП в собственность по постановлению 1995 года невозможно. Всю эту работу теперь закон взвалил на садоводов. Вот только никто не может объяснить необходимость, нужность, а главное, выгоду от приватизации ЗОП в СНТ. Ничего кроме дополнительных расходов, ответственности и обязанностей по содержанию земля общего пользования не несёт. Ну, а если всё же появляется собственник в лице СНТ, то тогда тут же нарисовываются чиновники с желанием построить в одну шеренгу, заставить, оштрафовать, запретить и другие любители применять на практике прочие отрицательные глаголы. Двигаемся дальше.

Что имеем на выходе почти повсеместно:

1. У с/т, как правило, есть (вернее было) основание для получения свидетельства на право собственности на ЗОП. Др. словами был документ, по которому можно было оформить право собственности. Само постановление право собственности на землю общего пользования, как и право собственности на садовый земельный участок не даёт.
2. У с/т мог бы быть, но нет право подтверждающего документа на ЗОП, к-м является только свидетельство на право собственности на землю.

Подытожим. Постановление органа самоуправления граждан являлось основанием для регистрации права собственности с/т на ЗОП. Нет документа о зарегистрированных правах - нет и права собственности. В настоящее время ничего не изменилось. Для регистрации права собственности на землю общего пользования орган самоуправления точно также издаёт постановление, на основании к-го СНТ может зарегистрировать права за ЗОП в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вторая страница документа
с основными сведениями

Лицевая сторона документа,
(красным подчеркнуты; серия, номер)

Вернёмся к образцам документов. В 1995 году, по крайней мере в Калининграде точно, Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От "синих" свидетельств "розовые" отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в "синих" только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

3-я внутренняя сторона документа
(важен текст напечатанный вверху)

Приложение к Свидетельству
на право собственности на землю

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II "Право собственности и другие вещные права". Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью . Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2016 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. Двигаемся дальше.

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей " (проследовав по ссылке, вы откроете для себя полный текст документа, скачанного с системы Консультант+ с изменениями внесёнными 25.01.1999 г. В конце текста постановления есть ссылка, по к-й можно вернуться к этому месту статьи).

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

    Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

    Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

  2. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

    Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

  3. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

    Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй " (полный текст инструкции вынесен на отдельную страницу, ссылка для возвращения к этому месту статьи имеется). Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

    Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.
  • Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. "Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй " Министерства сельского хозяйства.
  • Обратите внимание: "право пользования землёй" - не есть "право собственности на землю". Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.

Нижеизложенный текст страницы до второй части статьи написан в соавторстве с экспертом в области СНТ и прочих объединений, связанных с землёй, Андреем Францевым.

"Что даёт нам эта Инструкция?" - может возникнуть вопрос. А вот что:

Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

  • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
  • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
  • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт .
  • Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта выполнены в полном объёме.

Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

1. Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями. Так, к примеру, Садоводческое товарищество "Пищевик" и земля, на к-й располагались все садовые участки и земля общего пользования, относилась к Калининградскому мясокомбинату. Учёт и контроль пользования участками комбинат осуществлял через профсоюзную организацию. На всех документах товарищества стояла печать профсоюза.

2. В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

3. Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

4. Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

5. В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам - Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

6. С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:
- право собственности (др вещного права) на земельный участок;
- наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
- надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

Что всё это значит? Можно ли спать спокойно, зная о том, что все документы находятся в надёжном хранилище в двух разных независимых друг от друга местах? Можно ли надеяться на то, что органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сами, без посторонней помощи, согласно требованиям действующих федеральных законов 122-ФЗ от 21.07.1997 г., 221-ФЗ от 24.07.2007 г. и вступающего в силу 218-ФЗ от 13.07.2015 г. приведут все учёты и внесут все необходимые сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Конечно, можно, если не вспоминать: один из факторов нашей истории, который с одной стороны всегда мешает развитию страны, а с другой не даёт врагам правильно оценить резервы России. Этот фактор является героем многих анекдотов и имя ему: разгильдяйство.

Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: "На бога надейся, а сам не плошай" . Что из этого следует:

Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтвержают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого "розового" свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

2. Связь свидетельства на право собственности на землю образца 1992 г.
с современным законодательством

Как уже говорилось, одной из главных задач органов государственной регистрации, кадастра и картографии является точное и скрупулёзное перенесение всех данных о правах на недвижимость из различных источников в формируемый Единый государственный реестр недвижимости , вступающий в действие с 1 января 2017 г. согласно нормам ФЗ-218 от 15.07.2015 г. Как будет выполнена эта сложная задача нам с вами неведомо. Механизм для нас не виден под скрытыми от посторонних глаз внутриведомственными инструкциями. Причём, часть таких инструкций можно увидеть и прочитать, если они утверждены и зарегистрированы в установленном порядке через Министерство юстиции РФ, а др. часть внутренних приказов, служебных указаний и распоряжений до нас никогда не будет доведена. Но необходимости их читать нет. Почему? А потому что все эти документы основываются на требованиях нормативных правовых актов государства. А ими являются законы, принятые Государственной Думой и постановления, распоряжения правительства Российской Федерации. Следовательно, в действиях каждого собственника земельного участка, другого объекта недвижимости должны быть использованы только нормы указанных документов. И только при этих условиях вы всегда сможете отстоять свои права, в том числе, и в суде любой инстанции.

Сейчас нам нужно по идее внимательно проанализировать все три федеральных закона, касающихся в той или иной степени объектов недвижимости, документальному оформлению прав и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав (с 01.01.2017 г. в ЕГРН). Но такое длинное и утомительное путешествие по нормам законов мы проводить не станем. Ограничимся их упоминанием, а разберём только последний из законов, к-й чётко всё расставляет на свои места: обязанности и работу государственных органов с одной стороны, обязанности и права собственников недвижимости с другой стороны.

Итак, на сегодняшний день существует три основных действующих федеральных закона:

  • ФЗ-122 от 21.07.1992 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (редакция 29.12.2015);
  • ФЗ-221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (редакция 13.07.2015 г.);
  • ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Обратите внимание на то, что первые два закона обновлены в 2015 году, что связано с новыми требованиями и нормами 218-фз от 13.07.2015 г.

Может возникнуть вопрос о цели принятия последнего 218-фз. А целью на наш взгляд являются два повода:

Во-первых, завершается планомерное реформирование всей системы государственного учёта недвижимости, к-е проводится на основе

Во-вторых, с 1 января 2017 года начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (под него и создан закон). До этой даты существует две параллельные системы, одна из которых занимается кадастровым учётом недвижимости, а вторая - реестром прав на эту недвижимость.

Чтобы не допускать иносказаний, перевёртывания норм закона наизнанку, трактовки отдельных положений с целью набивания себе популистского рейтинга попробуем разобрать прямой текст, к-й напрямую связывает старые свидетельства на право собственности на землю и текущее законодательство:

  • В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
    1. имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
    2. Т.е., в случае поступления запроса от физического или юридического лица на предоставление сведений из ЕГРН, орган регистрации обязан внести сведения на основе того, что у него имеется о ранее учтённом объекте недвижимости, несмотря на то, что на момент запроса сведений нет.

    3. документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации " и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

      Как раз здесь идёт речь о том, что собственник в ходе проверки сведений, содержащихся в реестре (ЕГРН), выясняет то, что информация фактически отсутствует. В целях предотвращения неприятностей в будущем собственник обращается в органы регистрации с заявлением, прикладывая копии имеющихся в его распоряжении документов на недвижимость. Орган регистрации обрабатывает заявление и вносит сведения из документов в ЕГРН. На выходе собственник получает кадастровую выписку об объекте недвижимости и внесённые в неё сведения, что и подтверждает проведённую органом работу.

      Внимательно смотрим на норму ФЗ-137 от 25.10.2001 г. Это очень важно для связывания воедино старых свидетельств образца 1992 г., новых свидетельств о регистрации права и ЕГРН:

      Статья 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

      1. Государственные акты , свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

        Из этого количества слов мы выуживаем то, что нам необходимо. Свидетельства на право собственности на землю (это старые свидетельства образца 1992 г. утвержденные постановлением 493 от 17.09.91 г. и временные свидетельства, утвержденные постановлением 177 от 19.03.92 г.) действительны, если они были выданы уже после введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 года и до начала выдачи новых свидетельств о регистрации права, утвержденных постановлением правительства 219 от 18.02.1998 г.

        Свидетельства на право собственности, выданные до введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 г., исходя из норм первого абзаца п. 9, признаются юридически действительными наряду с другими документами без условий и оговорок. Важно только то, чтобы они были на руках у собственника.

      2. 1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Можно и нужно воспользоваться этим правом и оформить права собственности, пока государство не передумало.

        В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Государство и здесь идёт навстречу при условии, что гражданин обрабатывает землю и хочет это делать в дальнейшем. Важно иметь хоть что-то, хоть какой-то документ о принадлежности к садоводческому объединению, членскую книжку, лицевой счёт члена СНТ, справку от председателя и можно оформить права собственности на участок. Следует подчеркнуть, что данный номер не пройдет, если участок заброшен и никто на нём не появляется уже много лет. Маловероятно, что СНТ пойдет навстречу и будет ходатайствовать о предоставлении такого заброшенного участка в собственность бездельнику. А без СНТ и его ходатайства тут не обойтись.

        Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

        Это случаи, когда участок, к примеру, находится в природоохранной зоне, на территории объекта культурного наследия и в др. случаях предусмотренных законом.

        Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

        В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

        (п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

    4. документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
  • Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
  • А вот в этом пункте указан механизм, к-й предусматривает направление запроса из органа регистрации права в органы местной (городской, поселковой) администрации или федерального БТИ на предоставление сведений о правах собственности (др. вещных правах) или сведениях технического характера об объекте недвижимости, в отношении к-го был сделан запрос. Собственник в этом процессе участия не принимает.

  • В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1. в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
    4. С 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учёт, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы. Т.е., фактически ответить два раза на запрос.

  • Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3. сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4. ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
    5. Закон предусматривает всего 4 случая, когда орган регистрации прав может отказать во включении сведений в учёт. Если ваши документы подделаны или не соотвествуют образцам, если вы никогда не обращались в органы БТИ для осуществления технического учёта, если сведения уже содержатся в реестре и, если вы не обращались в органы регистрации с заявлением о внесении сведений о недвижимости, или, если органы местного самоуправления (администрация) не могут подтвердить ваши права на земельный участок или объект недвижимости, то вы можете получить отказ. Но все эти случаи можно обойти, исправив документы.

  • Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
  • Особенность данной нормы в том, что сведения о недвижимости вносятся в ЕГРН при условии обращения с данной просьбой самого собственника, получившего первичные документы образца 1992 г.

  • В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
  • В данном пункте идёт речь о том, что если объект недвижимости был ранее учтён, имеет кадастровый номер, но в течение 5 лет хитро мудрые владельцы не хотят регистрировать права на свою недвижимость. К примеру, не хотят регистрировать право собственности на основании свидетельства о праве на наследство, не хотят регистрировать права на участок после совершения сделки: купли - продажи, дарения, решения суда и др., не хотят достраивать объект недвижимости и т. д. Однако такие люди продолжают пользоваться недвижимостью, умудряясь ни за что не платить. Так вот на эту хитро мудрость государством придуман свой болт с резьбой.

    К сожалению, не учтены случаи, когда сведения о недвижимости должны быть в органе регистрации прав, а их нет по причинам часто не зависящим от исполнителей. Ну, к примеру, сгорела поселковая администрация вместе с вашими документами (вернее вторыми экземплярами свидетельств на право собственности на землю и всеми приложениями). В этом случае пока вы не побеспокоитесь, никто никаких сведений в ЕГРН не предоставит.

    Результатом направления сведений из органа регистрации прав об отсутствии чьих-либо прав будет инициализация администрацией органа самоуправления обращения в суд с иском о признании судом такого объекта недвижимости бесхозным с последующей продажей на торгах другому собственнику.

    Справка: 01.03.2008 г. - дата вступления в силу ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

    3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Впору снова кричать: "Караул! Землю отбирают!", - если не разобраться о чём собственно речь. Не секрет, но во многих СНТ, Пищевик не исключение, существуют участки, к-е до сих пор никем не приватизированы. Как так? Разберём на примере. В СНТ "Пищевик" существует несколько участков, в пределах 10, к-е согласно Государственному акту (постановление мэрии № 334 от 07.03.95 г.) о передаче земли в собственность по разным причинам до сих пор не обрели своих владельцев. Соответственно перед принятием постановления и передачей земельных участков гражданам, мэрией были произведены: отвод земли, межевание границ инд. участков, подготовлены списки членов с/т и др. документы согласно закону. Дальше необходимо было: гражданам получить свидетельства на право собственности на землю, а правлению свидетельство на право собственности на землю общего пользования. Эти 10 граждан и само СНТ не получили завершающего документа: свидетельства о праве собственности на землю. А всучить насильно земельный участок в собственность закон не позволяет.

    Прошло время с момента вступления постановления в силу. За получением свидетельства на право собственности на землю пользователи данных десяти участков в Комитет по земельным ресурсам мэрии не пришли. Многих из них уже нет, и теперь у наследников нет права на приватизацию таких участков (согласно ГК, ст. 17 правоспособность возникает с рождением гражданина и заканчивается смертью). Участки зависли.

    Что получается по факту? Все документы мэрией г. Калининграда подготовлены, все индивидуальные садовые участки поставлены на кадастровый учёт. А десять из них, как не имели собственников, так и не имеют. Как не платился земельный налог в 95 году, так и сейчас не платится. Как не платились членские взносы такими пользователями, так и не платятся. Как выход из ситуации: согласно нормам 218-фз от 13.07.2015 г. земельные участки, не имеющие собственников, будут сниматься с учёта и органы самоуправления смогут ими распоряжаться по своему разумению. Наиболее вероятно то, что мэрия в дальнейшем продаст участки с торгов или передаст их нуждающимся льготникам.

    Подытожим:

      Выводы действии свидетельства на право собственности на землю образца 1992 года:
    1. Связь между старыми свидетельствами на право собственности на землю, отменёнными нормативными правовыми актами прослеживается и подтверждается нормами нового ФЗ-218 от 13.07.2015 г.
    2. Закон признаёт старые документы действительными и юридически значимыми, подтверждающими права собственности и осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков в установленном порядке, не зависящих от желания собственника.
    3. Наличие сведений в Государственном кадастре (ГКН) о вашей недвижимости неоднозначно и не гарантируется, несмотря на нормы закона, что объясняется в т.ч. изменившимися требованиями к определению границ земельных участков (объектов) на местности.
    4. Актуальность проверки сведений содержащихся в ЕГРН о вашем объекте недвижимости и внесение в реестр недостающих сведений зависит от желания собственника и предоставлено ему в силу закона.
    5. Внесение всех необходимых актуальных сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в т.ч. по заявлению правообладателя, гарантирует владение, распоряжение и пользование недвижимостью в полном объёме прав предоставленных законом.

    теперь, когда вы имеете полную картину по действующим нормам законодательства и разобрались в них, можно задать вопрос: "Есть ли противоречия в законодательстве или нет?" Ответьте на вопрос сами и не слушайте страшилки, выскакивающие из уст спецов и экспертов про ограбление народа негодяями - чиновниками. Всё в ваших руках. Держите нос по ветру, и тогда вас никто, никогда, даже на пьяной козе не объедет.