Предоставление участка для строительства. Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Статья 30 ЗК РФ закрепляет возможность предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под застройку. Причем в пункте 1 указано, что для этой цели земли могут предоставляться без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно пункту 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется прежде всего исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Новшеством стало введение исключения из этого правила. В соответствии с пунктом 2.1 указанной статьи земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Пункт 3 статьи 30 ЗК РФ допускает предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ определяет основные этапы процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Первый этап процедуры - проведение работ по формированию земельного участка, которое включает в себя подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.

Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 года N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", Инструкцией по межеванию земель, принятой Роскомземом 8 апреля 1996 года, а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.

Проект границ земельных участков в зависимости от цели его составления включает в себя:

1) пояснительную записку;

2) проектный план;

3) ведомость вычисления площадей земельных участков, образованных в результате установления или изменения (упорядочения) границ;

4) экспликацию вновь образованных земельных участков (их частей);

5) акт согласования проектных границ;

6) сведения об обременениях и ограничениях в использовании земельных участков;

7) информацию о технических условиях подключения планируемого объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

8) расчет убытков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства и другие сведения.

При формировании земельного участка учитывается следующее:

Определение индивидуализирующих характеристик земельного участка (категории, разрешенного использования, площади, ограничений в использовании и обременений правами иных лиц, установление местоположения и прохождения границ участка на местности (при этом по общему правилу не допускается изломанность границ, за исключением обусловленных естественным образом или искусственными рубежами). Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельных участков и др.);

Установление размера земельного участка в соответствии со статьей 33 ЗК РФ;

Формируемый земельный участок обязательно обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проездом (шириной не менее 3,5 м). Доступ обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет иных земель, например путем установления сервитута.

Утвержденный соответствующим органом местного самоуправления проект границ земельного участка является основанием для проведения межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка с установкой межевых знаков, изготовлением межевого плана, составлением акта установления и согласования границ земельного участка, межевого дела в соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года.

Таким образом, землеустроительные работы по формированию земельного участка включают:

Сбор и изучение правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

Уведомление собственников, владельцев и землепользователей размежевываемых и смежных с ними земельных участков о производстве межевых работ;

Согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка;

Изготовление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

Формирование землеустроительного дела.

Определение разрешенного использования земельного участка является важной составляющей первого этапа процедуры предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен главой 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование". В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства. Статьей 37 ГСК РФ установлены три вида разрешенного использования: основные, условно разрешенные и вспомогательные виды, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным и осуществляемые совместно с ними. При этом уточняется, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются конкретные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В ходе формирования земельного участка обязательно также определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним. Определение названных условий осуществляется с учетом получаемых согласований и заключений уполномоченных контрольно-надзорных служб и организаций. При этом учитываются требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также планируются мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Решение о проведении торгов принимается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления. В соответствии с комментируемым пунктом собственником определяется форма проведения торгов (открытого или закрытого по форме подачи предложений аукциона либо конкурса), начальная цена предмета торгов и сумма задатка. Согласно статье 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

На втором этапе процедуры предоставления земельного участка проводится его государственный кадастровый учет. В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений может быть земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке. Таким образом, предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, следующие документы:

Правоустанавливающие документы на земельные участки;

Документы о межевании земельных участков (таким образом, документы о межевании (описании) земельных участков, оформленные на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации на стадии формирования земельного участка, используются для последующего проведения государственного кадастрового учета размежеванного земельного участка, сопровождающегося составлением описания участка в Едином государственном реестре земель и присвоением ему кадастрового номера).

Порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам в процессе их государственного кадастрового учета определяют Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 года N 660). Согласно названным Правилам кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В результате проведения государственного кадастрового учета заинтересованным лицам выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые планы земельных участков. Кадастровый план земельного участка предоставляется уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками в виде выписок бесплатно не позднее месячного срока.

Третий этап включает в себя проведение торгов. Как уже отмечалось выше, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Проведение торгов регулируется Гражданским кодексом РФ и упомянутыми выше Правилами организации и проведения торгов, а в отношении земельных участков для размещения объектов жилищного строительства или их комплексного освоения в целях жилищного строительства - соответственно статьями 38.1 и 38.2 ЗК РФ.

Заключительным этапом процедуры предоставления является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.

Согласно статье 131 ГК РФ переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам торгов подписан договор аренды земельного участка, то в соответствии со статьей 609 ГК РФ, статьей 26 ЗК РФ такой договор подлежит государственной регистрации только в случае, если срок его действия составляет более одного года.

Пункт 5 статьи 30 ЗК РФ определяет порядок предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Здесь основанием для совершения органом исполнительной власти и местного самоуправления соответствующих действий является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (данная процедура подробно закреплена в ст. 31 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в орган власти, обладающий соответствующим правом, с заявлением, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок, а также прилагается технико-экономическое обоснование проекта строительства. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории.

Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К нему прилагаются проекты границ земельного участка, утвержденные органом местного самоуправления. После этого акт поступает в орган исполнительной власти. В Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Затем орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Копия этого решения выдается заявителю в течение семи дней со дня его утверждения. Оно служит основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Решение о предварительном согласовании, а также утвержденный проект границ земельного участка являются основанием для проведения межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка в порядке, аналогичном применяемому при предоставлении земельного участка без предварительного согласования.

После проведения межевания земельного участка и составления межевого плана необходимо осуществить государственный кадастровый учет этого участка в том же порядке, что и при предоставлении земли для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Следующая стадия предоставления земельного участка - принятие соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица и приложенной кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о его предоставлении для строительства. На основании данного решения заключается договор аренды (или безвозмездного срочного пользования) земельного участка, который в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит государственной регистрации в соответствующем подразделении Федеральной регистрационной службы.

На практике достаточно часто возникают случаи, когда участок уже сформирован, но не закреплен за определенным предприятием. Такой участок предоставляется, минуя этап его формирования, то есть он предоставляется на торгах.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для:

Государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Заключения договоров купли-продажи или аренды и последующей государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок или договора аренды.

Установление четких сроков прохождения документов и согласований в разных инстанциях является одним из главных условий обеспечения законности процедуры предоставления земельного участка для строительства и недопущения бездействия органов местного самоуправления или исполнительных органов государственной власти в целях затягивания процесса. В связи с этим в пункте 8 статьи 30 ЗК РФ четко закреплено, что решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Все споры, вытекающие из предоставления земельного участка для строительства, связаны, как правило, с обжалованием ненормативных актов, которыми были приняты решения о предоставлении (отказе в предоставлении) земельных участков. С указанными требованиями обращаются либо лица, которые считают, что нарушены их законные права и интересы при предоставлении земельных участков третьим лицам, либо прокуроры, предъявившие требования в защиту публичных интересов. Проверяя законность и обоснованность отказа исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, суд выясняет:

а) имеются ли условия, при наличии которых гражданин или юридическое лицо могут претендовать на предоставление участка;

б) местоположение и размер земельного участка;

в) пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных заявителем;

г) реальную возможность предоставления гражданину или юридическому лицу именно этого участка.

Суды могут отказать в удовлетворении требований об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка для строительства, признав решение в отказе правомерным. В частности:

Признавая правомерным решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, суд исходил из того, что спорный земельный участок входит в границы микрорайона, на которые имеется утвержденная градостроительная документация, и испрашиваемое заявителем целевое назначение земельного участка не соответствует заложенному в проекте;

Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании отказа в предварительном согласовании места размещения объекта и оформлении акта выбора земельного участка, суд указывал, что решения градостроительного комитета муниципального образования по выбору и предоставлению земельных участков не являются исполнительно-распорядительными актами и не влекут правового последствия обязательного их исполнения, не являются ненормативными актами, а носят рекомендательный характер для принятия решения уполномоченным на основании закона лицом.

В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится. В перечень включено, во-первых, предоставление участка для нужд сельского и лесного хозяйства, во-вторых, гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в-третьих, размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки. Согласно статье 30.1 ЗК РФ для жилищного строительства земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду только без предварительного согласования мест размещения объектов и исключительно на аукционе.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются на тех же условиях, как и российским гражданам и юридическим лицам. При этом следует учитывать ограничения предоставления земельных участков в собственность, которые предусмотрены в пункте 3 статьи 15 ЗК РФ, и условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 28 ЗК РФ, о том, что указанным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

В пункте 13 статьи 30 ЗК РФ закрепляются особенности предоставления земельных участков для двух категорий:

Акционерных обществ, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством РФ об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами;

Резидентов особой экономической зоны.

Указанным лицам земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством РФ об особых экономических зонах. Так, согласно статье 32 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" органы управления особыми экономическими зонами управляют и распоряжаются земельными участками в пределах ее территории на основании соглашения о создании особой экономической зоны в соответствии с законодательством РФ и с учетом положений Федерального закона. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.

Следует отметить, что Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов на территории Краснодарского края. Так, согласно статье 16 Закона без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные:

1) для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - Корпорации) или за счет средств иных юридических лиц. Такие земельные участки предоставляются Корпорации в безвозмездное срочное пользование или аренду;

2) для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств федерального бюджета. Такие земельные участки предоставляются организациям, осуществляющим строительство соответствующих олимпийских объектов федерального значения, в безвозмездное срочное пользование;

3) для строительства олимпийских объектов краевого значения и олимпийских объектов муниципального значения. Такие земельные участки предоставляются организациям, осуществляющим строительство олимпийских объектов, в безвозмездное срочное пользование.

Что касается решений о предварительном согласовании места размещения объекта, принятых до дня вступления в силу рассматриваемого Закона, в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Объединенная дирекция Федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)", то данные решения являются основанием для предоставления соответствующих земельных участков Корпорации.

Со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов и до 1 января 2015 года земельные участки, предназначенные для строительства олимпийских объектов, не подлежат отчуждению из государственной и муниципальной собственности.

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, в том числе жилищного. Такое предоставление осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта или без такового.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Процедура предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта обычно инициируется соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Вместе с тем Земельный кодекс РФ допускает возможность для заинтересованного лица самостоятельно подать заявление о предоставлении ему земельного участка.

Земельный кодекс РФ не устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится, но отмечает, что такое предоставление осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Предварительно согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Предоставляются участки для нужд сельского и лесного хозяйства, земельные участки гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, а также для размещения объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ для жилищного строительства земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду, только без предварительного согласования мест размещения объектов и исключительно на аукционе.

Процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта подробно описывается в ст. 30 ЗК РФ и состоит из следующих основных этапов.

Первый этап - проведение работ по формированию земельного участка, которое включает в себя подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.

Проект границ земельного участка изготавливается на любом имеющемся или изготовленном для целей землеустройства планово-картографическом материале органами местного самоуправления самостоятельно или (по его поручению) любой землеустроительной организацией, частным предпринимателем, имеющими лицензии на право выполнения этих работ. Специальных разрешений в соответствии с п. 6 ст. 69 ЗК РФ на это не требуется. Проектом границ земельного участка определяются местоположение и ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка.

При отсутствии планово-картографического материала местоположение формируемого земельного участка может быть определено по дежурной кадастровой карте территории (кадастрового квартала) при условии, если масштаб дежурной кадастровой карты позволяет однозначно отобразить на ней проектируемые границы формируемого земельного участка. В этом случае информация для органов местного самоуправления предоставляется в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра". Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству предоставляют эту информацию в виде копии формы государственного земельного кадастра. При отсутствии дежурной кадастровой карты территории (кадастрового квартала) либо невозможности отобразить проектируемые границы формируемого земельного участка на дежурной кадастровой карте за счет средств органов местного самоуправления (при формировании земельных участков, выставляемых на торги) или за счет средств заявителя (при положительном решении о предоставлении земельного участка) организациями или частными предпринимателями, имеющими лицензии, проводятся кадастровые или топографические съемки территорий.

Утвержденный соответствующим органом местного самоуправления проект границ земельного участка является основанием для проведения (за счет средств заявителя или органа местного самоуправления) межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка с установкой межевых знаков, изготовлением межевого плана, составлением акта установления и согласования границ земельного участка, межевого дела в соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утв. Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 г. На этом формирование земельного участка считается завершенным.

Градостроительный кодекс РФ уточняет порядок определения границ земельного участка и установления их на местности.

Так, ГрК РФ вводит новый тип документа - градостроительный план земельного участка, который входит в проект межевания территории (либо разрабатывается в виде отдельного документа) и является основанием для определения границ участка и подготовки необходимой землеустроительной документации, архитектурно-строительного проектирования и получения разрешения на строительство. В составе градостроительного плана указывается информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на нем объекта капитального строительства.

В виде отдельного документа градостроительные планы земельных участков могут подготавливаться в случаях, когда одновременно имеется сочетание следующих условий:

градостроительные планы запрашиваются применительно к ранее сформированным земельным участкам, расположенным на уже застроенной территории, при намерении осуществить реконструкцию существующих объектов или построить новые объекты на таких участках;

применительно к территории расположения указанных земельных участков установлены посредством правил землепользования и застройки градостроительные регламенты.

Таким образом, когда мы имеем дело с не разделенной на земельные участки территорией, надлежит подготавливать проекты планировки с проектами межевания в их составе или только проекты межевания. В таких случаях градостроительные планы земельных участков подготавливаются только в составе документации по планировке территории.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка".

Решение о проведении торгов принимается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ЗК РФ собственником определяется форма проведения торгов (открытого или закрытого по форме подачи предложений аукциона либо конкурса), начальная цена предмета торгов и сумма задатка. К проведению торгов применяются соответствующие положения Гражданского кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Земельный кодекс РФ не устанавливает ограничений для определения начальной цены предмета торгов и суммы задатка. Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" указывается, что начальная цена предмета торгов определяется на основании отчета независимого оценщика, а размер задатка установлен в размере не менее 20% начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

В случае, когда с заявлением о предоставлении в собственность (в аренду) земельного участка для жилищного строительства обращается физическое или юридическое лицо по собственной инициативе, процедура предоставления участка является следующей.

Для продажи заявленного земельного участка в собственность глава местной администрации (орган государственной власти) обязан провести аукцион. Для передачи участка в аренду можно или провести аукцион, или просто опубликовать сообщение о приеме заявлений на аренду этого участка. Если в течение месяца такие заявления поступят, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Если их не будет, то земельный участок передается заявителю по договору аренды без аукциона.

На следующем этапе процедуры предоставления земельного участка проводится его государственный кадастровый учет. В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектом земельных правоотношений может быть земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке. Таким образом, предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2002 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Постановка на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов межевания (межевого дела) по заявлениям уполномоченных органом по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимости муниципальных образований, являющихся правообладателями (распорядителями) земельных участков. Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству организуют изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка. Ему присваивается кадастровый номер. Кадастровый план земельного участка предоставляется уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками в виде выписок бесплатно не позднее месячного срока. На этом этапе земельный участок в государственном земельном кадастре считается учтенным, но незарегистрированным.

После принятия постановления (решения) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители (правообладатели) обращаются в районные (городские) земельные комитеты с заявлением о предоставлении им кадастрового плана земельного участка для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок на земельный участок в соответствующих подразделениях Федеральной регистрационной службы.

По завершении процедуры государственной регистрации прав или сделок с земельным участком и получения земельными комитетами удостоверенных сведений от органов, осуществляющих эту регистрацию, заполняются соответствующие формы государственного земельного кадастра "Сведения о правах".

С этого момента земельный участок считается зарегистрированным и включенным в Единый государственный реестр земель.

Третий этап включает в себя непосредственное проведение торгов. Как уже отмечалось, проведение торгов регулируется Гражданским кодексом РФ и Правилами организации и проведения торгов, а в отношении земельных участков для размещения объектов жилищного строительства или их комплексного освоения в целях жилищного строительства - соответственно ст. ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ.

Завершающим этапом процедуры предоставления является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов. После подписания протокола нет необходимости дополнительно заключать соответствующий договор, как это предусмотрено подп. 2 п. 7 ст. 30 ЗК РФ, поскольку в соответствии со ст. 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Согласно ст. 131 ГК РФ переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам торгов подписан договор аренды земельного участка, то в соответствии со ст. 609 ГК РФ, ст. 26 ЗК РФ такой договор подлежит государственной регистрации только в случае, если срок его действия составляет более 1 года.

Предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов. Для проведения выбора земельного участка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, как правило, конкретизируется перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

Особое значение на стадии предпроектной подготовки намечаемой деятельности имеет проведение оценки воздействия на окружающую среду для экологического обоснования хозяйственной деятельности на стадиях разработки предпроектной документации и технико-экономического обоснования.

Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду установлен в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372.

При согласовании места размещения объекта задействован целый ряд уполномоченных исполнительных органов государственной власти. Их количество зависит от объекта, который предполагается построить, а также от места его размещения (на суше, вблизи водного объекта и т.д.).

Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

Согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставление земельных участков под строительство допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Градостроительный кодекс РФ, в свою очередь, указывает, что проектная документация подлежит согласованию с соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлено, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы вправе рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.

Также в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации может быть определен перечень организаций, проводящих согласование предпроектной и проектной документации в особых случаях размещения объектов.

При предоставлении испрашиваемого земельного участка в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка. Основания, условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд определяются Земельным и Гражданским кодексами РФ.

Земельный кодекс РФ устанавливает нормы предоставления земельных участков (ст. 33). Так, установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предельные размеры бесплатно предоставляемых земельных участков для указанных целей из земель, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются федеральными законами; из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации; из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предельные размеры земельных участков для целей, не указанных выше, могут быть установлены не только для случаев предоставления земельных участков в собственность и не только при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Здесь предельные размеры устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

До вступления в силу Земельного кодекса РФ в ряде субъектов Российской Федерации были приняты нормы предоставления земельных участков гражданам при перерегистрации ранее возникших прав владения и пользования земельными участками.

Юридическую оценку таких правовых норм дал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской".

| Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 , пунктом 3 статьи 15 , пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.


оглавление | вперед >>

Большинство законопослушных граждан России имеют право на земельный участок. Как написано в Земельном кодексе РФ, землю можно получить для строительства или для использования в иных целях.

Предоставление земельных участков для строительства регламентировано 30-й статьей Земельного кодекса. В соответствии с этими положениями, землю можно получить без предварительного согласования размещения строений. В таком случае придется принять участие в торгах (земельном аукционе). Предметом таких торгов может стать и право

В случае проведения аукциона (торгов) предоставление земельных участков считается завершенным, если подписаны соответствующие протоколы. Если участок предоставлен без торгов, то должно быть оформлено письменное решение об этом.

Земельных участков без согласования, которое проведено предварительно, предусматривает подписание договора с арендатором.

Большинство предпринимателей и организаций предпочитают получать земельные участки для строительства после предварительного согласования с местными органами власти. В таком случае участок могут отдать в аренду или бессрочное пользование. Право на бессрочное пользование имеют только государственные или Граждане эту землю могут лишь арендовать.

Если земельный участок выделен в бессрочное пользование до 2004 года, то гражданин не имеет права эту землю продать, но может приобрести ее в собственность.

Получить земельный участок по предварительному согласованию намного легче, если эта земля станет муниципального образования о развитии (застройке) территории. В таком случае земля может быть предоставлена бесплатно в аренду или собственность.

После того как выделение земельных участков оформлено, вступление в права аренды или собственности происходит после регистрации в Федеральной Регистрационной Службе (ФРС).

Последние десятилетия вопрос о том, как получить от государства земельный участок, урегулирован новым Земельным кодексом РФ и принятым в 2007 г. Положением о государственном кадастре РФ.

Эти документы федерального значения вменили в ответственность региональным властям нормировать передачу земель гражданам региона, опираясь также на законодательные положения статей 689-701 ГК РФ. Основываясь на данных указаниях, хозяйствующий субъект устанавливает нормирование:

  • по количеству приобретаемых участков;
  • по площади ЗУ;
  • целевому назначению;
  • разрешённому использованию.

Допустимо приватизировать или на одного индивида один ЗУ, при необходимости или желании существуют возможности:

  1. Приватизировать или нарезать участки для других членов семей или увеличивать их площади в связи с увеличением семьи или взрослением детей в семье.
  2. Выкупать дополнительные площади земель или отдельные ЗУ.

Все действия с приобретением или расширением земель находятся в ведении местного муниципалитета.

Являясь хозяйствующим субъектом, он распоряжается землями ():

  • опираясь на Земельный и Гражданский кодексы РФ;
  • на сложившуюся ситуацию;
  • наличие свободных земель;
  • по собственному усмотрению.

ВАЖНО: администрация имеет право предоставить земельный участок, но не обязана этого делать.

Как получить земельный участок со льготами?

Отдельные категории граждан пользуются преимуществом в получении в соответствии с 24 статьёй ЗК и федеральным перечнем льготников. К ним относятся:

  1. Лица, участвовавшие в боевых действиях, в т. ч. На территории других государств.
  2. Участники ликвидации радиационных последствий техногенных катастроф.

Из числа юридических лиц, к таким гражданам относятся религиозные общины. Они должны иметь соответствующий статус и могут претендовать на или льготное обеспечение ЗУ.

В некоторых населённых пунктах предусмотрены локальные положения о льготном обеспечении землями граждан. При этом они могут предусматривать возможность для представителей льготных очередей – выкупа ЗУ по кадастровой стоимости, с предусмотренной скидкой.

Отдельная категория граждан, имеющая законное право на получение бесплатного участка земли – многодетные семьи. К сожалению, акция, предусматривающая рост благополучия в семьях, имеющих троих и более детей, не оправдала ожиданий правительства:

  1. Недобросовестные градоначальники и бюрократы из числа глав исполкомов населённых пунктов выдавали не пригодные для поселения земли, с отсутствием инженерных коммуникаций, дорог, с недопустимой отдалённостью от инфраструктуры.
  2. Недобросовестные родители, приобретая ЗУ, продавали их, что не давало детям никаких преимуществ из числа запланированных государством.

В последние годы федеральным законодательством рекомендовано (на усмотрение муниципалитетов) предлагать альтернативу. Вместо земельного участка могут получить квартиру или денежную компенсацию.

Конечно, далеко не все муниципальные власти приняли это положение в качестве руководства к действию, в силу экономического состояния регионального хозяйства, но положительный опыт уже есть. О компенсации читайте больше .

Земли предоставляются в соответствии с целевым назначением, которое должно соблюдаться землепользователями неукоснительно. Соответственно, использующиеся не по назначению (не использующиеся) участки, муниципалитетом. Цели могут заключаться:

  1. Садовый участок, пригодный под разведение сада. Здесь можно разбить огород и возвести строение, ограниченное в на регистрацию в качестве фермерского участка и не дающее права на постоянное проживание.
  2. Огородный участок, допускающий возможность наличия не капитального объекта, пригодного для хранения инвентаря, запасной одежды и т.п. вещей.
  3. Дачный участок – унифицированный вариант, позволяющий распорядиться его территорией по усмотрению владельца, вплоть до перевода дачного домика в жилое здание, допускающее регистрацию граждан.
  4. Участок под ЛПХ позволяет по усмотрению администрации – насаждение деревьев, плодовых кустарников, разведение огорода, а также содержание скота и птицы.
  5. Участок под ИЖС допускает исключительно жилищную застройку. Допускаются надворные постройки, небольшая зона для насаждений.

Таковы основные цели предоставления ЗУ гражданам. Во многих населённых пунктах популяризируется бесплатное предоставление участков в соответствии с регламентом администрации и запросами граждан.

Иметь представление о том, что хочет землевладелец и для каких целей затребует землю, чрезвычайно важно, так как земли различного назначения предназначены для определённого вида деятельности.

Размеры ЗУ, предоставляемых в собственность граждан

Ещё и сегодня существуют полученные в далёком прошлом участки по 6 соток, которые были стандартными для дач. Однако на землях поселений или землях сельскохозяйственного назначения нарезались участки под застройку достаточно больших площадей.

При оформлении банкротства колхозов и совхозов, земли жителям раздавались гектарами. В данных случаях земельное законодательство ориентируется на , в которых указана площадь ЗУ.

Современное законодательство предусматривает регламент выделяемых площадей, по усмотрению хозяйствующего субъекта. Как правило, в средней полосе России наделы, передаваемые в собственность граждан путём выкупа по кадастровой стоимости, составляют 10-15 соток. При этом допускается приобретать два-три близлежащих участка.

А если участок расположен на окраине массива – он может иметь нестандартный размер, то есть быть больше или меньше, чем остальные ЗУ.

Основания и условия

До принятия нового Земельного кодекса РФ, участки предоставляли:

  • в пожизненно наследуемое владение;
  • постоянное (бессрочное) .

В настоящее время данным правообладателям предложено, а юридическим лицам – резолютивным распоряжением указано, перевести земельное имущество в собственность или заключить . О различных видах договоров читайте .

Сегодня бесплатные земли предоставляются на основании так называемой ссуды, но расходы за их содержание в виде налогов, правообладатели несут сами.

Эти формы получения ЗУ доступны немногим гражданам, входящим в перечень льготников федерального или регионального значения. Наиболее популярны такие формы пользования как аренда ЗУ, и даже – .

Распорядиться ЗУ может:

  • собственник – частное лицо;
  • право обладатель – юридическое лицо;
  • администрация.

В некоторых случаях появляются землепользователи на основании .

Порядок предоставления земельных участков

Получение участка осуществляется на основании решения местной администрации путём слушаний. Для этого, гражданам потребуется явиться в поселковый совет или здание исполкома к главе администрации и написать на его имя заявление.

В заявлении потребуется высказать просьбу о предоставлении ЗУ в пользование на основании аренды или ином основании, а также указать:

  • цели использования ЗУ;
  • место расположения ЗУ (адрес);
  • наличие льгот;
  • площадь ЗУ.

Используя бланк, которые вы можете скачать ниже, это сделать намного проще.

Целесообразно указать любые мотивы обращения, способствующие получению ЗУ. Если приобретение земли улучшит сложную финансовую ситуацию в вашей семье – обязательно укажите на это. Таким же образом . Если вы не знаете, что такое сервитут, переходите .

Какие нужны документы для получения земельного участка:

  • паспорта совершеннолетних членов семьи;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • справки о материальном положении семьи;
  • документы, подтверждающие наличие льгот.

Отказ выдают в виде мотивированной выписки , в которой излагаются причины отказа, а также правовые основания принятия решения. Не согласные с решением заявители могут обратиться вновь за поиском альтернативного решения или опровергнуть принятое решение в суде, в течение 10 дней после его получения. Более подробно о негаторном иске смотрите .

Предоставление юридическим лицам

Как говорилось, юридические лица не имеют прав на безвозмездное получение ЗУ. Более того, имеющиеся ранее земли из категории безвозмездного пользования, на сегодняшний день в этом качестве не используются.

Наиболее распространены среди них условия . В настоящее время приобретение данных условий или осуществляется на торгах, проводимых в структуре аукционов. Нарушение установленных правил приводит к тому, что договор в одностороннем порядке или через суд, за неисполнение его положений.

Арендаторы не выплачивают земельный налог, что имеет свою выигрышную сторону. Собственники ЗУ из числа юридических лиц, вынуждены выплачивать налог, который может оказаться немалым, составляя до 1,5% от кадастровой стоимости всего участка.

В некоторых случаях предоставляются земельные участки, находящиеся не в муниципальной, а в государственной собственности. Они находятся в ведении федерального хозяйствующего субъекта, будучи не переданными на баланс региональных муниципальных собственников. В отношении этих земель осуществляются некоторые дополнительные действия.

Они могут быть переданы в аренду с торгов, но в торгах не могут участвовать все желающие. Обычно здесь речь идёт о наличии застроек федерального значения, либо объектов по государственному заказу. Соответственно, главный подрядчик, выигравший тендер на исполнение работ, станет арендатором ЗУ до момента завершения работ и сдачи объекта.

Аренда государственных земель допустима в городах , где земли не передаются в ведение административных ресурсов, а лишь курируются (под отчёт) градоначальниками. Не подлежат использованию и аренде:

  • земли запаса;
  • земли водного и лесного фондов;
  • особо охраняемые территории;
  • земли с расположением культурного наследия;
  • земли, используемые в качестве здравниц и курортов.

Участки под ИЖС – одна из самых распространённых форм использования земель. Их особенностью является то, что они могут располагаться лишь в пределах населённых пунктов и иметь не только кадастровые адреса, как земли прочих категорий, а обязательно – почтовые. Этот момент определяет статус земель поселений и возможность для граждан иметь регистрацию по соответствующему адресу.

Участки под ИЖС подлежат обязательной застройке капитальными зданиями, при этом, они имеют установленное разрешённое использование, продиктованное генеральным планом застройки, где указаны характеристики зданий.

Определённые зоны застройки предназначены исключительно для многоэтажек, другие – под строительство частных домов и коттеджей.

Земли в аренде, под частными домами, легко можно перевести в собственность путём приватизации. Земли в собственности являются полноправными имущественными объектами правообладателей. В случае необходимости их использования со стороны третьих лиц, они могут устанавливать, условия сервитута с взиманием назначенной оплаты за пользование ЗУ (об оценке написано в ).

Заключение

Предоставление земельных участков сложная процедура, требующая компетентного подхода к вопросу. Однако без активной жизненной позиции и желания действовать, достигая результата, здесь не обойтись. Теперь вы знаете, можно ли и как получить ЗУ!