Экономические права и свободы. Экономические права граждан российской федерации. Запрещенные виды экономической деятельности

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в т.ч. на забастовку, на участие в управлении предприятием. Такой круг Э.п.и с.ч. (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ. Конституции "социалистических" стран обычно закрепляют совершенно иной перечень Э.п.и с., наделяя граждан правом на труд (он же обязанность), отдых, личную собственность .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    Совокуп ность конституционных прав,определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический,социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными Э.п … Энциклопедия юриста

    экономические права и свободы человека - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные… … Большой юридический словарь

    Совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономическую, социальную и политическую систему конкретного общества. Основными Э.п … Энциклопедический словарь экономики и права

    Экономические права и свободы человека - это совокупность конституционных прав человека, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет в конечном счете экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе… … Большой юридический словарь

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия

    Права и свободы человека и гражданина - совокупность узаконенных, устанавливаемых и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Проблема прав человека, его свобод завоевание человеческой мысли и… … Педагогический терминологический словарь

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

    экономические права - и свободы человека совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. основными э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и… … Большой юридический словарь

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности , закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, "направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.

Экономические права и свободы разделяются на: трудовые права и свободы; право на экономическую деятельность; право частной собственности.

Трудовые права и свободы: свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены, и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения, а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27 декабря 2009 г. Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

Право на экономическую деятельность: данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Право частной собственности: оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает и ограничений для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35). Это право находится под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных органов (что не исключает последующей регистрации предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право как отрасль права: понятие, предмет, методы правового регулирования, система, роль и место в системе российского права

В науке конституционного права сложилась методолгия определения.. Прежде всего нормы кп регулируют основы конституционного строя см главу Конституции Исключительно в предмет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития конституционного права России
Конституция РСФСР 1918 г. Первыми конституциями были Конституция США 1787г, конституция Франции 1791г. Конституции появляются в период буржуазных революций. В монархической России конститу

Разработка, порядок принятия и основные черты конституции РФ 1993 года
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съ

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конституции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесени

Гуманистические основы конституционного строя РФ
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам – иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в п

Демократия как основа конституционного строя РФ
«Основы нституционного строя» раздел 1 Конституции РФ. Демократия, как основа образа жизни в России и ее политического (гос) режима - это такая черта конституционного строя, которая проявляется в п

Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление в РФ - самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения; это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорг

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ
Экономические основы конституционного строя. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

Светский характер российского государства
Согласно ст. 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной. Гос-ва дает гражданам

Понятие и принципы конституционного статуса личности в РФ
Приоритет человека является одним из начал конституционного строя РФ.Отсюда вытекают и принципиаьные черты статуса личности. Нашим конституционным законодательством воспринято словосочетание «челов

Основы правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
Под иностранными гражданами понимаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к ее гражданам и обладающими документами, доказывающими наличие у них гражданства иностранного государств

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранные государств, являвшихся в прошл

Социальные права и свободы человека и гражданина РФ
Социальные права и свободы разделяются на: Защита материнства, право на социальное обеспечение и жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ
Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и о

Конституционные обязанности личности в РФ
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности гра

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционного статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как

Конституционные принципы федеративного устройства
Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя. Так, в ст. 5 Конституции РФ установлено, что фед

Конституционное разграничение компетенции между РФ и ее субъектами
Круг конкретно закрепленных компетенций, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, обр

Система органов государственной власти в РФ
Система государственного управления складывается из институциональной, нормативно-правовой, функционально-структурной, кадровой, коммуникативной и профессионально- культурной подсистем. Основу инст

Понятие избирательного права и избирательной системы. Их соотношение
Под избирательной системой принято понимать совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Р

Принципы избирательного права в РФ
Принципы избирательной системы - это основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в проц

Избирательный процесс в РФ
Выборы как институт политической системы Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выбо­ров. Благодаря ему реализуются политические права граж

Конституционно правовой статус президента РФ
Институт президента (от лат. praesidens – «сидящий впереди») учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены измен

Законодательный процесс
Законодательный процесс -процедура разработки и принятия законов Федеральным Собранием РФ, состо­ящая из совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадии бывают основные и факультат

Политическая ответственность
Правительство РФ несёт политическую ответственность преимущественно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ по заявлен

Полномочия
Полномочия Правительства РФ установлены статьёй 114 Конституции РФ, главой 3 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ" (1997) и подразделяются на: об

Порядок деятельности
Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а также Регламентом Правительства РФ. Основные вопросы, круг которых определён

Суды общей юрисдикции
Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикц

Районные суды
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он является непосред

Мировые судьи
Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.) До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон

Военные суды
Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.

Арбитражные апелляционные суды
Арбитражный апелляционный суд действует в составе: - президиума арбитражного апелляционного суда; - судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и

Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого суда по мере необходимости. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства чл

Конституционные принципы правосудия в РФ
Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие

Принципы осуществления конституционного судопроизводства
1. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного

Организация работы Конституционного Суда РФ
1. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президент

Особую группу основных прав составляютэкономические права,гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования , которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связанысоциальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище, право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

36. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии политические гарантии и социально-экономические гарантии . Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии .

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан",

4) Право на международную защиту . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь . Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

7) Право на возмещение вреда . Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина . Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные гарантии судопроизводства.

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием "помилование").

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Спец.:

Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п.

Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п.

Юридические гарантии предполагают,в частности, эффективную деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод. Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п. - составная часть процессуальных гарантий как системы соответствующих, предусмотренных законом юридических средств,обуславливающих надлежащее отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, служащих обеспечению реальности прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в уголовном и гражданском процессе.

Организационные гарантии предполагают , в частности, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды.

Культурные (духовные ) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры.


Похожая информация.


Экономические права и свободы в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена распределения и потребления товаров и услуг.

Систему экономических прав и свобод в Конституции РФ образуют следующие элементы.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ч.1 ст.34). Под предпринимательской понимается деятельность, направ­ленная на извлечение прибыли. Однако не допускается экономическая де­ятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию и иную, которая запрещена законом (ч.2 ст.34).

Важная роль в поддержке конкуренции правовыми средствами, в пре­дупреждении и пресечении монополизма и недобросовестной конкуренции отведена Закону РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках1" и Федеральному закону от 25 мая 1995 года "О внесении изменений в Закон РСФСР "О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках2". Однако монополизация не исключается из экономической дея­тельности в принципе, в соответствии с Федеральным законом от 19 ав­густа 1995 года "О естественных монополиях3".

Право на частную собственность (в том числе и на землю) и ее наследование (ст.35,36). Право частной собственности и его охрана

предполагает право человека самому или совместно с другим лицом (физи­ческим или юридическим) - создавать в установленном законом порядке хозяйственные предприятия. Лишить имущества можно только по решению суда. Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предварительно­го и равноценного возмещения.

В соответствии со ст.36 Конституции РФ любой гражданин, в порядке и на условиях, определенных законодательством вправе иметь в частной собственности земельные участки. Это же право касается объединений граждан. Возникновение права частной собственности на землю не ставит­ся в зависимость от ее назначения. Однако, в ч.2 ст.36 Конституции РФ подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и за­конных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. №136 – ФЗ4.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37). Это право означает, что только одному человеку принадлежит исключительное право распоря­жаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, человек может выбирать тот или иной род деятель­ности и занятий.



В соответствии со ст.8 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах в ч.2 ст.37 Конституции РФ впервые был отражен запрет на принудительный труд.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37). Рассматриваемое конституционное право конкретизируется в отраслевых нормативных правовых актах. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия1.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискри­минации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). В соответствии с трудовым законодательством месячная оп­лата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот пе­риод норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Трудовое законодательство запрещает, какое бы то ни было, понижение раз­меров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, принадлежности к общественным объединениям.

Что касается права на вознаграждение за труд, то его значение выражается не только в государственной гарантии минимального размера оплаты труда, ниже которого никто не может его оплачивать.1

Право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37). В Российской Феде­рации предусмотрен ряд защитных мер против безработицы, регламентиро­ванных Законом РФ от 19 апреля 1991 года (в редакции от 20 апреля 1996 года) "О занятости населения в Российской Федерации2" и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную по­литику в области занятости в отношении отдельных групп населения, осо­бо нуждающихся в защите от безработицы.

Отношения в сфере занятости определяются международными нормативными правовыми актами. Среди международных документов выделяются: Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Конвенция МОТ о политике в области занятости 1964 г. (№122), которая наиболее обстоятельно решает вопросы зашиты от безработицы, и Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. (№168)3.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч.4 ст.37). Это право может быть использовано в соответствии с установленным федеральным законом способами их разрешения, включая право на за­бастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров предусмот­рен трудовым законодательством. Коллективные трудовые споры регулиру­ются Федеральным Законом от 23 ноября 1995 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"4.

Трудовой кодекс РФ развивает положение Конституции РФ относительно права на забастовку в статьях 409 – 417, в которых объясняется, что такое забастовка, как ее объявить, об органе, возглавляющем забастовку, об обязанностях сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки, о незаконных забастовках и т.д.

В разрешении забастовок также участвует служба, являющаяся государственным органом, компетенция которой определена в указанном Законе и Положении о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. №468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»1.

5. Социальны права и свободы человека и гражданина.

Социальные права и свободы - это реально гарантированные возмож­ности пользования материальными и духовными благами для удовлетворения потребностей человека в социальной сфере.

Право на отдых (ч.5 ст.37). Также закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору: установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Это значит, что, заклю­чив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конк­ретного работодателя соблюдения установленных гарантий права на отдых, а работодатель обязан эти требования удовлетворить и обеспечить усло­вия для реализации этого права. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха. Им посвящены 5 глав (с 15 по 19) и 38 статей (с 91 по 128) Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1

ст.39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех

своих членов, которые по не зависящим от них причинам не имеют доста­точных средств к существованию. В указанном праве человека перечислены условия, наступление которых является основанием для социального обес­печения. Однако этот перечень не является исчерпывающим, и социальное обеспечение может предоставляться в иных случаях, установленных зако­ном (пребывание в отпуске по уходу за ребенком, приобретение статуса безработного и др.).

Согласно ч.3 ст.39 Конституции РФ поощряются добровольное соци­альное страхование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительность. В Российской Федерации функционируют иные негосударственные формы социального обеспечения граждан (негосударс­твенные пенсионные фонды, система производственного обеспечения, сис­тема муниципального социального обеспечения, профсоюзная система соци­ального обеспечения и др.). Благотворительная деятельность регулирует­ся Федеральным законом от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"1.

Право на жилище (ст.40). Это одно из самых необходимых жизненных благ. Статья 40 Конституции РФ содержит ряд конституционных гаран­тий этого права. Во -первых , никто не может быть произвольно лишен жи­лища. Во -вторых , органами государственной власти и местного самоуправ­ления поощряется жилищное строительство, создаются условия для осу­ществления этого права. В -третьих , предоставляется жилище малоимущим и другим категориям граждан, указанных в законе бесплатно или за доступ­ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

24 декабря 1992 года был принят Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"1, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономи­ческих условиях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Под ох­раной здоровья следует понимать совокупность мер политического, эконо­мического, правового, социального, культурного, научного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и пси­хологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Реализация этого конституционного права регулируется Основами за­конодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года2.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагности­ческую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную по­мощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами, включая выдачу пособий по временной нетру­доспособности3. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступле­ний. Часть 3 ст.41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Законодательство в области охраны окружающей среды кроме Конституции РФ 1993 г. состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и многих других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стоит во главе всего экологического законодательства, но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя:

Законодательство о земле;

Законодательство о недрах и континентальном шельфе;

Лесное законодательство;

Водное законодательство;

Законодательство об охране и использовании животного мира;

Законодательство об охране атмосферного воздуха;

Законодательство о геодезии и картографии;

Законодательство о гидрометеорологии1.

Право на образование (ст.43). Конституция РФ гарантирует обще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных об­разовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст.43 Конституции РФ содержит положение о высшем образовании: каждый вправе на конкурс­ной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Общие вопросы образования и механизм реализации права на образование регули­руется Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года2 и Федеральным Законом от 13 января 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании"1. 19 июля 1996 года Государственной Думой был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании"2.

6. Культурные права и свободы человека и гражданина.

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным челове­ческим обществом.