Договоренность сторон служебного контракта о его прекращении. Быстро расторгнуть контракт можно только по соглашению сторон. Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

1. Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

3. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

4. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.


Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.


3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Я - госслужащий. Мне предложили более высокооплачиваемую работу. Сейчас нахожусь в очередном отпуске, но мне надо срочно уволиться с госслужбы. Могу ли я отозвать заявление об отпуске, выйти на работу и сразу же написать заявление об увольнении? Подскажите, может, существует какой-то ускоренный вариант увольнения?

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе). В силу ст. 11 Трудового кодекса на государственных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными законами и иными актами о государственной службе. И только если в Законе о госслужбе отсутствуют положения, определяющие специфику отношений в рамках служебного контракта, следует руководствоваться соответствующими нормами Трудового кодекса.

Что касается отзыва заявления об отпуске, Закон о госслужбе не регулирует данный вопрос. Поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса. В частности, в ч. 2 ст. 125 ТК РФ сказано, что отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. То есть подразумевается инициатива работодателя, а не работника. Причем перечень обстоятельств, в соответствии с которым допускается отзыв работника, законодательно не установлен, основания для отзыва работника из отпуска работодатель определяет самостоятельно.

В рассматриваемом случае воспользоваться отзывом из отпуска не получится. Да это и нецелесообразно, поскольку выйти с инициативой о расторжении служебного контракта можно и во время отпуска.

Самый быстрый способ увольнения - по соглашению сторон. Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон, если, конечно, не возражает представитель нанимателя (ст. 34 Закона о госслужбе). Увольнение по этому основанию не требует отработки.

Если работодатель не соглашается с увольнением по ст. 34 Закона о госслужбе, наиболее приемлемый способ - увольнение по собственной инициативе. То есть необходимо подать соответствующее заявление.

В статье 36 Закона о госслужбе сказано, что служащий может уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели. Обратите внимание: названная статья позволяет по соглашению сторон уволиться и ранее указанного срока. Кроме того, Законом о госслужбе предусмотрено, что, если подобное увольнение обусловлено невозможностью прохождения гражданской службы (например, в связи с зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и др.), а также если установлено нарушение законодательных актов представителем нанимателя, работодатель обязан расторгнуть контракт в срок, оговоренный в заявлении.

Теперь об увольнении во время отпуска. В статье 37 Закона о госслужбе содержится прямой запрет на увольнение служащего в период отпуска по инициативе представителя нанимателя. Ситуация, когда на увольнении настаивает сам работник, данным законом не регламентирована. Запрета на подачу заявления на увольнение в период отпуска, если дата предполагаемого ухода приходится на отпуск, нет.

Предупредить работодателя об увольнении можно не только в период работы, но и во время нахождения в отпуске. Причем дата предполагаемого увольнения может приходиться и на указанные периоды. Об этом говорится в письме Роструда от 05.09.2006 № 1551-6. Разъяснения, изложенные в нем, применимы и к правоотношениям на госслужбе.

Таким образом, правило, согласно которому не допускается увольнение служащего в период его пребывания в отпуске, действует только в случаях увольнения по инициативе представителя нанимателя.

Увольнение по инициативе служащего может произойти в срок, указанный им в заявлении, либо, если работодатель не согласится с ним, по истечении двухнедельного срока. Надо учитывать, что до окончания срока предупреждения об увольнении по собственной инициативе (в отличие от увольнения по ст. 34 Закона о госслужбе) можно в любое время отозвать заявление. Тогда, если на это место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с федеральными законами не могут отказать в приеме на работу, увольнение не производится.

Условия служебного контракта с гражданским служащим, как и условия трудового договора, в силу различных обстоятельств могут быть изменены по соглашению сторон или по инициативе работодателя. Причем законодатель разграничивает понятие перевода (который, по сути, также является изменением условий служебного контракта в части должностных обязанностей) и изменения иных условий контракта. О том, в каком порядке могут изменяться условия служебного контракта, не имеющие отношение к должностным обязанностям служащего, и какие ошибки допускают при этом представители нанимателя, расскажем в статье.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ ).

К существенным условиям служебного контракта относятся:

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом № 79‑ФЗ , иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
  • нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.
Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:
  • об испытании при поступлении на гражданскую службу;
  • о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом № 79‑ФЗ , другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, в ч. 5 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.

Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон - перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным. Причем если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, то временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона № 79‑ФЗ .

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.

Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом. Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), то изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст. 28 Закона № 79‑ФЗ ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона № 79‑ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ . При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст. 29 Закона № 79‑ФЗ - только существенные (за исключением должностных обязанностей).

Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст. 74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, - это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона № 79‑ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще. Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ , то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст. 29 Закона № 79‑ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы. При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ : отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание

Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена.

Здесь следует напомнить, что в силу ст. 73 Закона № 79‑ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79‑ФЗ . Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.

Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2011 № 17‑3/834 . Такую же позицию занимают суды (например, см. Определение Пермского краевого суда от 09.03.2011 по делу № 33‑2106 ).

Ошибки представителя нанимателя при увольнении служащего

При увольнении в связи с изменением существенных условий служебного контракта работодатели допускают немало ошибок. На примере судебных решений рассмотрим основные из них.

Несоблюдение процедуры увольнения, в частности не предлагается иная должность гражданской службы, отсутствует письменный отказ служащего от замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

И. состоял на государственной гражданской службе в Баренцево-Балтийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, на должности старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов. Приказом руководителя И. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ в связи с несогласием на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Суд установил, что приказом руководителя был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с 90% до 60%. И. с приказом был ознакомлен и подписал дополнительное соглашение, которым оформлено изменение условий служебного контракта в части размера ежемесячной надбавки, выразив несогласие с указанными документами.

При этом от замещения должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта И. письменно не отказался. После подписания приказа и дополнительного соглашения И. продолжал нести службу до момента его увольнения более пяти месяцев.

Представитель нанимателя указывал: до принятия решения об увольнении И. у него фактически имелся отказ И. от предложенной должности, так как он отказался подписывать дополнительное соглашение, о чем составили акт, в котором были отражены устно высказанные И. мотивы отказа от подписания дополнительного соглашения. Кроме этого, представитель нанимателя для увольнения неправильно применил п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ - увольнение в иных случаях, предусмотренных Законом № 79‑ФЗ и другими федеральными законами, поскольку считал, что увольнение И. происходило по инициативе представителя нанимателя и по основаниям п. 3 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ , в связи с тем, что отсутствовал письменный отказ И. от замещения должности гражданской службы.

Но суд признал увольнение И. по п. 9 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ незаконным и вот почему. В первую очередь, представитель нанимателя не располагал отказом И. от замещения должности гражданской службы в связи с изменениями существенных условий контракта, поэтому оснований для освобождения И. от замещаемой им должности и увольнения по ст. 29 Закона № 79‑ФЗ не было. Само по себе несогласие с причинами изменения существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не означает несогласие на замещение должности на измененных условиях, его нельзя признать таковым.

Кроме того, ответчиком не соблюдены положения ч. 4 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ : не предложена И. иная должность гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и не получен письменный отказ от предложенной для замещения должности, дающий основание к увольнению гражданского служащего на основании ст. 29 Закона № 79‑ФЗ по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

При этом наличие вакансий на дату увольнения истца судом установлено. В результате приказ об увольнении отменили, а И. восстановили на работе. Кассационной коллегией данное решение было оставлено без изменения (Кассационное определение Мурманского областного суда от 15.02.2012 по делу № 33‑411‑2012 ).

Предположим, что представитель нанимателя все действия, необходимые для увольнения, произвел: направил уведомление, предложил другую должность, получил отказ… но нарушил сроки, установленные ст. 29 Закона № 79‑ФЗ , в частности двухмесячный срок уведомления. В этом случае последствия для служащего могут быть другими, возможно, восстанавливать на службе его не потребуется.

Г. работала в МИФНС, но из‑за реорганизации, которая послужила причиной изменения существенного условия служебного контракта (наименования должности), и отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с этим изменением была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Г. посчитала увольнение незаконным и обратилась в суд, требуя восстановить ее на работе в прежней должности и выдать ей заработную плату за время вынужденного прогула.

В результате рассмотрения обстоятельств дела суд установил, что увольнение произведено на законных основаниях, но нарушен срок уведомления Г. об изменении существенных условий контракта - уведомление сделано менее чем за два месяца. В итоге суд возложил на МИФНС обязанность изменить дату увольнения Г. и выплатить ей заработок за это время (Определение Свердловского областного суда от 07.06.2012 по делу № 33-6618/2012 ).

При изменении существенных условий служебного контракта изменяются и должностные обязанности.

Р. был назначен на должность государственной гражданской службы, а именно должность начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Курагинском районе (далее - Управление) - главного государственного санитарного врача по Курагинскому району.

Управление послало истцу уведомление о том, что его должность будет упразднена, и при этом предложило должность главного специалиста-эксперта в Минусинске. Основанием для направления указанного уведомления послужили производимые организационно-штатные мероприятия. Р. от предложенной должности отказался, после чего был уволен по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Исковые требования о признании приказа незаконным были судом удовлетворены, поскольку согласно должностным регламентам должность начальника территориального отдела отнесена к группе должностей государственной гражданской службы категории «руководители», должностные обязанности которых связаны с организационно-распорядительными полномочиями, полномочиями по контролю за деятельностью отдела и его служащих, а должность «главный специалист-эксперт» отнесена к категории «специалисты», должностные обязанности которых связаны с непосредственным контролем за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства юридическими и физическими лицами при проведении соответствующих проверок.

Таким образом, при предложении Р. должности главного специалиста-эксперта работодатель в одностороннем порядке принял решение не только об изменении существенных условий служебного контракта, но и об изменении должностных обязанностей, что является нарушением требований ст. 29 Закона № 79‑ФЗ .

Кроме этого, из штатных расписаний Управления следовало, что было произведено фактическое сокращение должности начальника Управления. С решением суда в данной части апелляционная инстанция согласилась (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.09.2014 по делу № 33‑8498, А-9 ).

Подмена основанием увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ других оснований увольнения.

Э. Е. В. в 2013 году заключила служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Министерство). Постановлением губернатора Ульяновской области Министерство упразднено. Функции упраздненного Министерства переданы вновь образованному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Э. Е. В. было направлено уведомление за подписью министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с предложением на замещение другой должности государственной гражданской службы. От предложенной должности истица отказалась и просила ее уволить на основании п. 8.2 , 8.3 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе; упразднение государственного органа) и выплатить ей денежные компенсации, связанные с увольнением.

Распоряжением исполняющего обязанности министра Э. Е. В. освобождена от замещаемой должности. Основание - отказ гражданского служащего от предложенной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Суд первой инстанции отказал в исковых требованиях Э. Е. В., исходя из того, что государственный орган Министерства не упразднен, функции и его полномочия переданы вновь созданному министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в связи с чем у ответчика имелись основания для ее увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Однако суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился: исходя из смысла и взаимосвязи приведенных норм Закон № 79‑ФЗ предусматривает, что упразднение государственного органа и отказ гражданского служащего от перевода в другой орган, которому переданы функции упраздненного органа, является основанием для увольнения в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ .

Из анализа ст. 24 и 29 Закона № 79‑ФЗ не следует, что упразднение государственного органа и передача его полномочий вновь созданному органу является изменением существенных условий служебного контракта, влекущих его прекращение в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

То обстоятельство, что во вновь созданном органе есть аналогичная должность, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об изменении существенных условий контракта, поскольку государственный орган, в котором работала истица, упразднен и должность предлагается во вновь созданном государственном органе.

В этом виде правоотношений не может идти речи об изменении существенных условий служебного контракта, поскольку его действие вообще прекращено. В этом конкретном случае произошла реорганизация государственного органа, повлекшая прекращение деятельности органа, с которым у истицы был заключен служебный контракт, и повлекшая создание иного государственного органа - правопреемника ранее существовавшего госоргана и прекращение трудовых отношений с прекратившим свою деятельность госорганом, следствием чего должно стать не изменение существенных условий служебного контракта, а заключение нового служебного контракта совершенно с другим, вновь созданным госорганом, хотя и правопреемником прежнего работодателя.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, судебная коллегия находит основание увольнения истца с гражданской службы по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ незаконным и считает, что основание увольнения подлежит изменению на п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ , с взысканием с ответчика в пользу истца компенсации в размере четырехмесячного содержания согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79‑ФЗ (Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 25.02.2014 по делу № 33‑645/2014 ).

Апелляционным определением ВС Республики Саха (Якутия) от 14.08.2013 по делу № 33‑3034/13 было оставлено без изменений решение суда первой инстанции о восстановлении в должности служащего, уволенного по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ , и взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула.

Работая в должности исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Саха (Якутия) (ИФНС), Т. получил уведомление об увольнении в связи с назначением на должность начальника ИФНС К. М. Затем Т. была предложена другая должность, от которой он отказался. Впоследствии Т. был уволен со службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта и отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ ).

При этом суд установил, что Т. было направлено уведомление не об изменении существенных условий служебного контракта, а об увольнении в связи с назначением на занимаемую должность другого служащего. А в нарушение нормы ч. 2 ст. 29 Закона № 79‑ФЗ работодатель не уведомил истца о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта, а также не разъяснил, что в случае отказа от перевода на другую должность он будет уволен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ .

Кроме этого, суд указал, что ч. 3 ст. 24 Закона № 79‑ФЗ преду­смотрен исчерпывающий перечень существенных условий служебного контракта. В данном перечне в качестве существенного условия служебного контракта назначение на занимаемую работником должность другого сотрудника не предусмотрено. Поэтому основания считать назначение К. М. на занимаемую истцом должность изменением существенных условий служебного контракта Т. отсутствуют.

Таким образом, увольнение истца проводилось с нарушениями законодательства и он должен быть восстановлен на службе.

В заключение

Подводя итог, обратим внимание на основные моменты увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Прежде всего, не забывайте, что основанием увольнения является изменение существенных условий служебного контракта, за исключением должностных обязанностей. При увольнении по данному основанию за два месяца следует направить служащему уведомление об изменении существенных условий и предложение иной должности гражданской службы. Если служащий согласен на изменения, с ним заключается соглашение к служебному контракту, если не согласен, - он увольняется по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 79‑ФЗ . Несогласие работника должно подтверждаться письменным документом. В случаях несоблюдения работодателем хотя бы одного пункта в порядке увольнения работник будет восстановлен в должности. Кроме этого, помните, что не следует «прикрывать» данным основанием увольнения другие, например сокращение штата, упразднение государственного органа.

Регламентируются статьей 79-ФЗ. Глава 5 этого нормативного акта посвящена особенностям оформления служебного контракта и исполнения его условий.

Юридический статус госслужащего

Государственными гражданскими служащими признаются лица, нанятые госорганами. Эти субъекты являются работниками, принятыми в штат и пользующимися защитой своих прав от разного рода посягательств и дискриминации.

Как установлено 7 частью 11 статьи ТК, на государственных и муниципальных служащих нормы трудового права распространяются с некоторыми особенностями, закрепленными специальными федеральными законами и другими правовыми документами, регламентирующими гражданскую службу. В этой связи некоторые юристы справедливо указывают на необходимость закрепления норм, регулирующих указанную сферу, в отдельной главе ТК.

Между тем Федеральный закон "О Российской Федерации" 79-ФЗ предусматривает иное положение. В 73 статье нормативного акта закреплено, что законы, другие правовые акты субъектов РФ, в которых содержатся нормы, регулирующие трудовые правоотношения, применимы к субъектам гражданской службы в части, нерегламентированной указанным ФЗ.

Понятие и стороны служебного контракта

Впервые слово "контракт" закрепляется в 12 статье ФЗ № 58. Согласно норме, на госслужбу по контракту могут поступить граждане, владеющие официальным государственным языком РФ, достигшие возраста, определенного законодательством для конкретного вида госдеятельности. Как видно, в статье даны общие признаки контракта. Само определение в норме отсутствует.

Понятие и стороны служебного контракта определены в ФЗ № 79. В настоящее время термины "контракт" и "договор" считаются синонимами.

Определение раскрывается в 23 статье ФЗ № 79. Согласно норме, служебный контракт - это соглашение, заключаемое представителем нанимателя и гражданином, желающим поступить на службу в госструктуру. Там говорится о прохождении им службы и занимании соответствующей должности. В этом определении содержится указание на участников правоотношений. Ими являются кандидат на должность и представитель нанимателя.

Особенности участников

В соответствии с положениями 2 части 1 статьи Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" 79-ФЗ, в качестве представителя нанимателя выступает начальник госоргана, гражданин, замещающий госдолжность, или представитель руководителя либо лица, осуществляющего функции нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Стоит отметить, что положения, закрепленные 23 статьей указанного нормативного акта, не совсем соответствуют содержанию ч. 2 ст. 1.

Из вышесказанного следует, что в заключении служебного контракта участвует доверитель нанимателя не от себя лично, а от имени представляемого им лица. Другими словами, обязанности и права по соглашению возникают у соответствующего госоргана, с которым гражданин вступил в правоотношения. Здесь необходимо обратиться к ГК. Учитывая содержание 182 статьи Кодекса, в качестве работодателя госслужащего выступает РФ или ее регион. С этим в определенной степени согласуется 3 пункт 10 статьи ФЗ № 58. Согласно ему, в качестве нанимателя федерального госслужащего выступает соответствующий субъект РФ.

Принимая во внимание вышесказанное, нельзя признавать представителя нанимателя в качестве одного из участников соглашения, поскольку стороной является исключительно госорган.

Содержание и форма служебного контракта

О них говорится в 24 статье ФЗ № 79. В норме дается перечень сведений, которые в обязательном порядке должны указываться в служебном контракте. Это в первую очередь Ф. И. О. гражданина, поступающего на службу, и наименование госоргана (Ф. И. О. представителя работодателя).

В соглашении также должны закрепляться следующие существенные условия:

  1. Наименование должности, которую гражданин будет замещать, название подразделения, в котором она установлена.
  2. Дата начала служебной деятельности.
  3. Обязанности и права гражданина, должностной регламент.
  4. Условия и виды медицинского и иного страхования лица.
  5. Обязанности и права представителя работодателя.
  6. Условия осуществления трудовой деятельности, льготы и компенсации, установленные за работу в тяжелых, опасных или вредных условиях.
  7. Режим отдыха и работы. Сведения об этом должны присутствовать в соглашении, если распорядок госслужащего отличается от распорядка госоргана.
  8. Условия выплаты вознаграждения, закрепленные ФЗ № 79 и иными нормативными актами. В этом пункте должен указываться размер оклада, надбавки и иные отчисления, в том числе предусмотренные за эффективность деятельности госслужащего.
  9. Условия и виды соцстрахования.

Обязанности и права сторон

Служебный контракт - это документ, выступающий в качестве основания для возникновения правоотношений между гражданином и госорганом. Следовательно, обязанности и права участников должны быть в обязательном порядке прописаны в соглашении.

Представитель нанимателя должен создать для гражданина условия для прохождения службы, исполнения обязанностей по замещаемой должности в соответствии с ФЗ № 79 и иными правовыми актами. Госорган, в штат которого поступает лицо, обязан своевременно и полностью выплачивать вознаграждение, предоставлять служащему государственные гарантии.

В свою очередь, гражданин, заключивший служебный контракт, должен исполнять свои обязанности в соответствии с регламентом и соблюдать внутренний распорядок госструктуры.

В соглашении устанавливается ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, взятых на себя на основании закона. Запрещено требовать от госслужащего совершения действий, не предусмотренных в контракте и регламенте.

Соглашение оформляется в письменном виде в 2-х экземплярах, каждый из которых должен быть подписан участниками. Один экземпляр передается госслужащему, второй остается у представителя нанимателя и хранится в личном деле гражданина.

Дополнительные пункты

Закон допускает включение особых условий в служебный контракт. Это необходимо в случае, когда служба проходит в специфических условиях. Среди дополнительных могут быть следующие условия:

  1. Обязательное испытание при зачислении на службу.
  2. Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, если в должностном регламенте предусматривается ее использование.
  3. Обязанность гражданина пройти гражданскую службу после завершения обучения в учреждении профобразования не меньше срока, установленного договором, если обучение финансировалось из бюджетных средств.
  4. Установление показателей эффективности профессиональной деятельности лица и связанных с ними условий оплаты.

Изменение существенных условий служебного контракта производится исключительно по соглашению сторон. В договоре могут закрепляться и иные пункты, содержание которых не противоречит действующему законодательству.

Нюансы

В законодательстве предусмотрено два вида служебных контрактов: срочный и на неопределенный период. В первом случае в содержании соглашения должны указываться причины, по которым оформляется именно такой тип договора. Кроме этого, указывается срок действия служебного контракта.

Срочный контракт: особенности

Такой вид соглашения заключается на период от года до 5 лет, если иной временной промежуток не установлен федеральным законодательством. Срочный контракт оформляется в случае, когда правоотношения, касающиеся госслужбы, не могут длиться неопределенное время с учетом условий работы и категории должности.

ФЗ № 79 устанавливает, что для ряда должностей категории "советники" ("помощники") и "руководители" служебный контракт оформляется на конкретный срок. Этот же вид соглашения заключается в случае замещения должности отсутствующего госслужащего. Срочный контракт оформляется при исполнении обязанностей по должностям:

  1. После завершения обучения лицом, заключившим с учреждением профобразования договор, одним из условий которого было обязательство впоследствии пройти госслужбу.
  2. В диппредставительствах и консульствах РФ, прочих представительствах России и госорганов, расположенных за рубежом.
  3. В госструктуре, сформированной на определенный период либо для реализации конкретных функций и задач.
  4. Временного характера, по которым 14 частью 50 статьи ФЗ № 79 предусмотрен особый порядок выплаты вознаграждения.

Важные моменты

С госслужащим, замещающим должность в соответствии с соглашением, оформленным на неопределенное время, и достигшим 60 лет, это соглашение перезаключается на срок от года до 5 лет.

Законодательство не допускает пребывания на госслужбе лиц в возрасте 65 лет. По достижении 60 лет либо максимального возраста нахождения на должности, при истечении срока служебного контракта по решению представителя работодателя и с согласия гражданина с ним на определенный период заключается трудовой договор на замещение должности, не относящейся к госслужбе. При этом во внимание принимается квалификация лица, результаты его профессиональной деятельности, состояние здоровья и прочие существенные обстоятельства.

Особенности применения норм

При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз "или", который не согласуется с п. 1 ч. 4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.

Порядок оформления

Правила, регламентирующие процедуру заключения контракта, закреплены 26 статьей ФЗ № 79. Согласно норме, основанием для оформления соглашения выступает акт госструктуры о назначении гражданина на должность госслужбы. Лицо, поступающее на службу, при заключении контракта должно предъявить представителю нанимателя:

  1. Заявление. В нем указывается просьба о принятии гражданина на госслужбу и замещении им конкретной должности.
  2. Анкету утвержденной формы. Документ заполняется и подписывается собственноручно кандидатом.
  3. Паспорт.
  4. Страховое свидетельство ОПС и трудовую книжку. Эти документы не предоставляют лица, устраивающиеся на работу впервые.
  5. Св-во ИНН.
  6. Документы о воинском учете (для военнообязанных, подлежащих призыву).
  7. Документ об образовании.
  8. Справку о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

В некоторых случаях с учетом специфики условий прохождения госслужбы при оформлении соглашения от гражданина могут потребовать и иные документы.

Соглашение вступает в действие с даты его подписания, если другое не оговорено сторонами или не закреплено нормами.

При заключении контракта представитель работодателя должен ознакомить гражданина со служебным распорядком, другими правовыми документами, относящимися к исполнению им его профессиональных задач. После назначения на соответствующую должность, госслужащему выдается удостоверение установленного образца.

Испытательный период

Он может быть установлен в акте госструктуры, в штат которой зачисляется гражданин. Испытательный период предназначен для проверки соответствия квалификации лица должности, на замещение которой оно претендует. Длительность периода может составлять 3-12 мес.

В случае отсутствия в акте госструктуры указания об установлении испытательного срока, гражданин считается принятым на службу без испытания. На время проверки в отношении кандидата действуют положения ФЗ № 79, иных законов и правовых актов о госслужбе.

Исключения

Испытательный период не устанавливается для:

  • Беременных женщин.
  • Граждан, завершивших обучение в учреждениях профобразования и поступающих на госслужбу впервые на основании договора на обучение с обязательством о последующем прохождении госслужбы.
  • Граждан и должностных лиц, претендующих на должности категорий "руководители" и "советники" ("помощники"), замещаемые на определенный срок.
  • Госслужащих, переведенных в госорган в связи с ликвидацией или реорганизацией прежнего места работы либо сокращением.

Испытательный срок может не устанавливаться и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Специальные правила

Для поступления на должности госслужбы, кроме ситуаций, оговоренных частью 3 27 статьи ФЗ № 79, лицам, переведенным из другого госоргана, испытание может устанавливаться на 3-6 мес.

По завершении проверки в случае отсутствия у лица классного чина, соответствующего занимаемому посту, проводится квалификационный экзамен. По его результатам госслужащему присваивается чин.

В испытательный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности и иные периоды, в которые он обязанности фактически не исполнял.

Права представителя работодателя

Если результаты испытания оказались неудовлетворительными, гражданскому служащему может быть предоставлена должность, которую он замещал ранее. Кроме этого, до истечения испытания представитель нанимателя также вправе расторгнуть соглашение с гражданином. В случае прекращения служебного контракта, госслужащий уведомляется об этом в письменном виде. Законодательство предписывает извещать о расторжении соглашения не меньше чем за 3 дня. При этом в уведомлении должны указываться причины, по которым соответствующий гражданин признан не выдержавшим проверку. Решение представителя работодателя госслужащий вправе оспорить в суде.

Заключение

Для гражданского служащего служебный контракт является одним из главных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Это соглашение, как и трудовой договор, закрепляет существенные условия работы, в числе которых порядок и размер вознаграждения, особенности прохождения службы, права и обязанности участников служебных правоотношений. Задачи и функции госслужащего конкретизируются в инструкции и регламенте.

ФЗ № 79 закрепляет правила оформления контракта. Их нарушение или ненадлежащее выполнение может повлечь признание документа недействительным. Необходимо особо подчеркнуть, что правовым основанием для заключения контракта выступает специальный акт госоргана, принимающего гражданина на должность госслужбы. При его отсутствии оформление соглашения признается незаконным.

При поступлении на госслужбу кандидату может быть установлено испытание. Оно позволяет проверить соответствие лица должности, которую тот желает замещать. Условия испытания могут прописываться непосредственно в контракте или закрепляться отдельным актом. В случае удовлетворительного результата проверки лицо будет считаться зачисленным в штат госоргана.