Пример классической формы кастовой системы стратификации. Системы социальной стратификации

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • власть — возможность и способность управлять другими людьми;
  • престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой бОльших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и .

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Представления о социальной мобильности

Понятие социальной мобильности впервые ввел П. Сорокин, определявший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе социальной стратификации из одного слоя в другой. Имеется по крайней мере две причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм. Она может быть:

  • вертикальной — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, а если автомеханик станет уборщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;
  • горизонтальной — изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет означать горизонтальную мобильность;
  • межпоколенной (интергенерационной), определяемую сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы не намного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;
  • внутрипоколенной (интрагенерационной), которая предполагает сравнение социального статуса индивида в течение продолжительного времени. Как свидетельствуют результаты исследований, многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность большинства ограниченна. Перемещения на короткое социальное расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность-достаточно распространенное явление, если говорить не о головокружительных прыжках из низов в элиту, а о перемещениях шаг за шагом. Например, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли, с одной стороны, десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, ас другой — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности говорят приведенные в исторических источниках названия улиц, например Хлебный переулок, улица Кузнецкий Мост в Москве. Ремесленники передавали из поколения в поколение свой статус и профессию и даже жили все рядом.

Типы стратификационных систем

Социальное неравенство можно представить в виде шкалы, где на одном полюсе — богатые, люди, владеющие максимальным количеством дефицитных ресурсов, на другом — бедные, соответственно с минимальным доступом к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности (в пище, одежде, жилище) либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем лишь биологическую выживаемость. Невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты рассматривают как относительную бедность.

Бедность — это не только экономическое и социальное состояние людей, но и особый образ, стиль жизни, передающийся из поколения в поколение и ограничивающий возможности для нормального цивилизованного развития. В России для характеристики масштаба бедности , которая определяется удельным весом части населения страны, находящейся у официально зафиксированной черты , или порога бедности . обычно используется показатель прожиточного минимума. Учитывая, что в настоящее время около 30% российского населения проживает у черты или за чертой бедности. важной задачей государства является снижение масштабов бедности.

Для измерения неравенства П. Сорокин ввел два параметра:

  • высота стратификации - величина социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
  • профиль стратификации - соотношение численности социальных позиций, занимаемых в иерархии ценностей статусного слоя (страты).

Следует отметить, что существует следующая закономерность: чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. Так. в развитых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет многочисленного среднего класса, а в отсталых — к пирамидальной, или «конусной». Российский профиль стратификации, скорее, напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом.

Важным эмпирическим показателем социального неравенства служит децильный коэффициент , под которым понимают отношение доходов 10% самых богатых к 10% самых низкооплачиваемых групп. Так, в высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4-7, где даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается как показатель грядущих социальных потрясений.

В целом, несмотря на различия во взглядах разных социологических школ и направлений, можно отметить, что социапьное неравенство выполняет позитивную функцию в обществе, поскольку служит стимулом прогресса общественного развития.

Под системой социальной стратификации принято понимать совокупность способов, поддерживающих в том или ином обществе неравномерность этого распределения. В социологии выделяют четыре основных исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, в которых социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Четвертый тип принадлежит к открытому обществу, где переходы из низших слоев в высшие вполне реальны.

1. Рабство — форма экономического, социального и юридического закрепощения людей. Это единственная в истории форма социальных отношений, при которой один человек является собственностью другого, лишен всяких прав и свобод.

2. Кастовая система - стратификационная система, которая предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этнически-религиозному или экономическому признаку. Своим членством в данной системе человек обязан исключительно рождению. Классическим примером кастовой системы является Индия, где существовала детальная регламентация для каждой касты. Так. согласно канонам данной системы принадлежность к той или иной касте передавалась по наследству, и потому возможности перехода из одной касты в другую были запрещены.

3. Сословная система — стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за определенной стратой. При этом права и обязанности каждой страты определялись законом и освящались религией. Членство в сословии в основном передавалось по наследству, но в виде исключения могло быть приобретено за деньги или даровано.

Сословная организация европейского феодального общества подразделялась на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность осуществлялась не столько между, сколько внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, слоев, профессий.

4. Классовая система — стратификационная система открытого типа, где в отличие от предшествующих систем закрытого типа принадлежность к классам определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также наличием способностей, образования, уровнем получаемых доходов.

Рассмотренная стратификационная система является общепризнанной, но не единственной классификацией. В реальности все стратификационные системы тесно переплетаются и дополняют друг друга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и образования Украины

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

Контрольная работа

Вариант № 13

Одесса 2008

Вопрос 12: Системы социальной стратификации: закрытая и открытая социальная стратификация; рабство; касты; сословия; классы.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.

Вопрос “кто что получает и почему?” интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были “исполнены насилия”, требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге “Государство” в 370 г. до н.э. Платон писал: “Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой”. В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском гимне есть такие слова: богатый человек - в своем замке, бедный человек - у его ворот.

Бог поставил одного высоко, а другого низко и определил кому чем обладать. Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.

Открытые и закрытые системы стратификации

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами. Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст, причем независимо от их поведения и личных достоинств. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы - единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам и ряда других факторов.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов. Историк Герда Лернер отмечает, что среди рабов, захваченных в военных действиях, было больше женщин; их использовали как наложниц, в целях воспроизводства потомства и в качестве дополнительной рабочей силы. Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе. Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к бывшему рабу.
Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок. В течение этого четко оговоренного периода они были обязаны служить своему хозяину, а в случае побега их могли силой вернуть обратно. По завершении срока “договорной службы” индивиды становились полноправными гражданами страны, получали возможность жить, где они пожелают, и продавать свой труд.

Но “слуг по договору” стало не хватать для удовлетворения потребности в рабочей силе. Попытка превратить индейцев в своих рабов окончилась провалом. Тогда колонисты стали превращать в рабов африканцев, которых привозили в Северную и Южную Америку голландцы, англичане, португальцы и испанцы. В этом контексте некоторые аналитики делают вывод о том, что расизм в Соединенных Штатах непосредственно вытекает из рабовладения. Обнаружив, что пожизненное закабаление людей представляет большие выгоды, американские рабовладельцы выработали свою идеологию - систему убеждений, обосновывающую социальные построения. Определяющей ее идеей, оправдывавшей пожизненное рабство, стала идея о том, что рабы по своему уровню находятся ниже белых людей, что они - недочеловеки, или люди, задержавшиеся в своем развитии на стадии младенческого, беспомощного состояния и, следовательно, нуждающиеся в присмотре людей более высокого уровня - колонизаторов.

Позднее в южных штатах были введены в действие законы, делающие рабство наследственным, т.е. дети родителей-рабов становились собственностью хозяина этих рабов; рабами становились также дети рабов, в свое время усыновленных своими владельцами. Рабовладельцы имели право продавать, обменивать или отдавать таких детей в услужение за деньги. Согласно другим законам, рабам не разрешалось вступать в брак, находиться вдали от дома без разрешения хозяина, проводить собрания или учиться грамоте. Системы легальной дискриминации не изменились и после Гражданской войны 1861-1865 гг. К примеру, до 1954 г. в американских штатах функционировали две раздельные школьные системы - для белых и для цветных детей. Вплоть до 1950-х гг. в штате Миссисипи считалось недопустимым, чтобы белый человек и афро-американец сидели рядом на одном сиденье автомобиля. Белым и чернокожим не запрещалось находиться в одной машине только потому, что в таком случае чернокожие не смогли бы работать шоферами.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и искусные ремесленники; шудры - простые рабочие и крестьяне; хариджан - отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом. Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских “неприкасаемых”. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека “нечистым”. В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто “испачкался” от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения - многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) - разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Африканской Республики был избран Нельсон Мандела, черный африканец, который 19 лет провел в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие - предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся еще не у одного поколения граждан ЮАР.

После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было “заменено” расовой кастовой системой - рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые - представители высшей касты боялись “запачкаться” от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Сословия

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. В феодальном обществе у высшего сословия - дворянства - были свои символы и знаки, дарованные ему государством.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса,- одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

Вопрос 38: Социальная организация предприятия: понятие, признаки, структура, особенности.

Характеризуя социальную организацию предприятия, её трактуют то как совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение лю-дей, или как систему власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.

Работники предприятия представляют собой организационно оформленную общность людей, которая образует его социальную организацию. Такая организация представляет собой систему социальных групп, выполняющих специфические производственные функции и взаимодействующих для достижения определенной цели. Она регулирует свой состав и взаимоотношения между группами работников с помощью иерархической структуры власти.

Социальная организация предприятия характеризуется:

· наличием единой цели;

· иерархией в управлении;

· распределением функций, полномочий, обязанностей.

Социальные организации функционируют благодаря сплочению, руководству, социальному контролю за деятельностью их членов, стимулированию их трудовой активности через формирование общих ценностных ориентаций и норм.
Социальная структура трудового коллектива - это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.

Взаимоотношения членов трудового коллектива как высшей стадии развития социальной группы можно структурировать по нескольким направлениям:

Социальная структура может быть представлена такими категориями как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), служащие, специалисты и руководители. Функциональную структуру представляют таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, производственно-технический персонал).

Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности:

· отношения по горизонтали между работниками, имеющими одинаковое социальное положение;

· отношения по вертикали (организационно-управленческие), т.е. отношения между руководителями и подчиненными.

Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для руководителя чрезвычайно важно правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативные, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

Социально-организационная структура формируется общественными органами, функционирующими на предприятии. Это профсоюз, молодежные объединения, научно-технические общества, общества изобретателей и рационализаторов, советы бригад и др. В профессионально-квалификационной структуре коллектива выделяют следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средним специальным образованием, с высшим образованием.

Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.

В рамках социальной организации трудового коллектива выделяют также формальную и неформальную подсистемы регуляции отношений. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается собственной структурой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют, образуя единую систему, дополняя друг друга, иногда противоборствуя.

Формальная структура организации - основа административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношения власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае эта позиция называется функцией, в другом - статусом.

Система безличных требований фиксируется нормами и образцами по-ведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предпи-саний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации.

Цель формальной организации - сделать управление людьми эффективным, а поведение их контролируемым и предсказуемым. По-этому в фундаменте такой организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в организации. Итак, формальная организация образует каркас отношений в организации, придает им необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс целедостижения. В отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Неформальная структура не является жестко структурированной, вектор ее направленности меняется. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Строится она на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, преобладают групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом факторов:

· невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;

· неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;

· необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;

· невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам при всем многообразии неделовых отношений.

Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные связи людей.

Роль социально-психологической организации состоит в поддержке социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у работников высокой самооценки и самоуважения. Социально-психологическая организация проявляет себя главным образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплоченности и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.

Особое место в социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления. Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу. Соответственно руководитель -- лицо персонифицирующее ответственность, власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую пирамиду организации.

Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана - прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

К первым обычно относят либо так называемое стандартизирование решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений - так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.

Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является также проблема выполнения принятых решений.

До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

Список литературы:

1) Гулиев М.А. Социология и психология управления / М.А. Гулиев, С.Н. Епифанцев, С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 409 с.

2) Исаев Ю.А. Социология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 224 с.

3) Латышева, В.В. Основы социологии: учеб. для студ. вузов / В.В. Латышева. - М. : Дрофа, 2004.

4) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2000. - 244 с.

5) Фролов, С. С. Социология: учебник / С.С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2001.

Подобные документы

    Понятие социального класса и социального слоя. Исторические типы стратификации. Рабство, касты, сословия, классы. Типология классов. Сущность социального неравенства и его причины. Измерение неравенства. Социальная мобильность.

    реферат , добавлен 23.03.2004

    Слагаемые стартификации, исторические типы: рабство, касты, сословия и классы. Стратификационный профиль и профиль стратификации. Классы в российском обществе. Новые "средние" и "бедные". Российская олигархия - одна из кардинальных причин регресса России.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Изучение особенностей социальной структуры и социальной стратификации. Отличительные черты отдельных видов общностей: статистических, реальных, массовых, групповых. Природа социальных групп и их классификация. Основные функции социальной стратификации.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2010

    Исторические формы проявления социальной стратификации. Размещение социальных слоев (страт) по вертикали. Объединение в страты людей с приблизительно одинаковыми доходами, властью, образованием и престижем. Социальная стратификация современной России.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2010

    Понятие социальной стратификации как социального слоя людей, имеющих сходные объективные показатели по основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия. Причины появления стратификации. Сущность теории социальной мобильности и ее виды.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Геологическое понятие "стратификация" (пласты Земли по вертикали) в социологии: структурированные неравенства между группами людей, дифференциация совокупности населения на классы в иерархическом ранге. Слагаемое стратификации и социальные слои (страты).

    реферат , добавлен 25.03.2009

    Понятие социальной стратификации. Исторический процесс встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию, появление каст, сословий, классов. Содержание и представители основных теорий социальной стратификации, ее взаимосвязь с религией.

    конспект урока , добавлен 09.11.2011

    Группы, слои, классы - важнейшие элементы социальной структуры общества. Соотношение классовой теории социальной структуры общества и теории социальной стратификации и мобильности. Виды социальных общностей людей, их особенности и характеристика.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Стратификационные концепции, социальная дифференциация совокупностей людей на классы в иерархическом ранге. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними, причины социального неравенства. Соотношение неравенства, равенства и справедливости.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Понятие и концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым местом в социальной системе. Проведение социологического исследования с использованием опроса.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальнуюструктуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса (см. гл. 2): достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.
В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации. Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты. И сегодня в некоторых районах Индии, особенно в сельской местности, касты определяют тип поведения, устанавливая диеты, образ жизни, трудоустройство и даже правила ухаживания за женщиной. Дхарма узаконивает эту систему, утверждая идею о том, что безропотно нести бремя своей судьбы – единственный морально приемлемый способ существования. Но кастовая система никогда не исключала возможности перемещения по социальной лестнице. Полностью закрытой система стратификации не могла существовать из-за неодинаковых показателей рождаемости и смертности в разных кастах, недовольства униженных и эксплуатируемых, конкуренции между членами различных каст, внедрения более совершенных методов ведения сельского хозяйства, перехода в буддизм и ислам.

Измерения стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,– класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные проститутки и уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.
Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство то, нем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.
Престиж. авторитет, Влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.
В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия – поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.

Сто лет назад Торстейн Веблен показал, какую большую роль играют показной досуг и показное потребление в определении социального положения. Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью – они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов. Демонстрация чековой книжки или сертификатов акций непрактична и рассматривалась бы как проявление “дурного вкуса”. Поэтому один из самых эффективных методов показа благосостояния – большие затраты на одежду, так как наряды показывают социальный статус человека с первого взгляда. Автомобиль служит похожей цели, особенно если он очень дорогой. По мысли Веблена, для многих свой относительный успех проверяется путем сравнения собственного экономического положения с положением других, и это становится укоренившейся целью.

Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни, а происхождение и богатство имеют меньшее значение, чем 100 лет назад. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.
Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Социолог Амос Холи заметил: “Каждый социальный акт есть проявление власти, каждое социальное взаимоотношение – это уравнение власти, и каждая социальная группа или система – это организация власти”.
Основы власти подразделяются на три категории ресурсов. Во-первых, существует принуждение ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения. Люди обычно относятся к ограничениям, как к наказанию, поскольку результатом ограничений является ущерб имуществу, телу, душе. Во-вторых, существуют побуждающие мотивы ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества. Индивиды обычно считают стимулы вознаграждением, поскольку они предполагают передачу социально признанных хороших вещей – материальных объектов, услуг или социального положения – в обмен на выполнение воли властных структур. В-третьих, есть сила убеждения ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации. Под влиянием убеждения, базирующегося на репутации, мудрости, личном обаянии или контроле над окружающими, отдельные индивиды или социальные группы начинают выступать за те же цели, которым отдает предпочтение человек, обладающий властью.
Таким образом, овладеть важными ресурсами – значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы – значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей. В той мере, в которой некоторые индивиды и социальные группы имеют возможность распределять вознаграждения и наказания, а также оказывать убеждающее воздействие, они способны диктовать правила жизненной игры. Но порой играть по правилам означает, что никакой игры нет вовсе – колода подтасована, а результат известен заранее.
Социальный статус это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.
Достигнутый статус может базироваться на образовании, профессии, выгодной женитьбе и пр. В большинстве западных индустриальных обществ такие атрибуты, как престижная профессия, владение материальными благами, внешний вид и стиль одежды, манеры, приобрели больший вес в определении личного социального статуса, чем происхождение.
Жизненный статус предполагает наличие социального расслоения по вертикальной шкале. Так, о человеке говорят, что он занимает высокое положение, если он имеет возможность управлять поведением других людей, в приказном порядке или посредством влияния; если основа его престижа – важный пост, им занимаемый; если он своими действиями заслужил уважение коллег. Относительный статус является основным фактором, определяющим поведение людей по отношению друг к другу. Борьбу за статус можно считать первоочередной целью людей.

Статус индивида имеет тенденцию изменяться в зависимости от социального контекста. Например, положение мужчины в родовой группе определяет его положение в общине.

Статусная группа представляет собой совокупность людей, организованных в иерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса. В некоторых обществах кланы или роды могут делиться в соответствии с обобщенной классификацией на аристократов и простолюдинов, а могут категоризироваться более точно – начиная с королевского рода и вплоть до кланов, имеющих “клеймо” низкого профессионального статуса или рабского происхождения

Стратификационная система – это характер социального расслоения , способы его детерминации и воспроизводства. История человечества знает несколько типов стратификации. Например, рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый типы (Э. Гидденс).

Первые три типа соответствуют традиционному обществу . Рабство – это разделение населения на две основные крайние группы: рабов и рабовладельцев. Рабы являлись частной собственностью, средством производства, услуг, развлечений и не имели никаких гражданских прав. Классическая форма рабства (например, в Древней Греции и в Древнем Риме) формировалась за счет завоеваний и захвата пленных. В российском обществе до XI – XII веков имело место холопство как патриархальная форма рабства за долги. Раб жил в семье на правах младшего члена.

Менее распространена кастовая форма стратификации. Классическим примером кастового общества является Индия. Кастовость – совокупность слоев от низших до высших, освященных индуизмом. Членство в кастах передается по рождению. В индийском обществе существовало четыре основные касты: брахманы (жрецы и ученые, считалось, что они ближе всего стоят к богу Шиве); кшатрии (воины); вайшьи (купцы и помещики); шудры (рабочие и крестьяне). Вне каст состояли неприкасаемые (парии). Член касты наследовал род деятельности, религию. Браки заключались только внутри данной касты. Изменить социальное положение можно только в другой жизни (индуисты, как и буддисты, верят в инкарнацию, т. е. в переселение душ). Однако в течение длительного времени существования каст их иерархия могла меняться (так, ведущая позиция касты брахманов установилась лишь две тысячи лет назад). Иногда кастовым называют общество, в котором несколько этнических групп подвергаются сегрегации (как бывшие рабы на юге США после официальной отмены рабства вплоть до 70 гг. XX века).

Наиболее развитой системой стратификации традиционного общества является сословная . Сословие - социальная группа с правами и обязанностями, передаваемыми по наследству и закрепленными в праве и обычаях. Так, в Европе к XIV – XV векам сложились три сословия: два высших – дворянство и духовенство, низшее – третье сословие (ремесленники, торговцы, крестьяне).

В России к 1897 году при 125 миллионах человек населения сословия распределялись следующим образом: дворянство - 1,5 %; духовенство - 0,5 %; купечество - 0,3 %; мещанство - 10,5 %; казачество – 10,1%, крестьянство - 77,1 %. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Повышение социального статуса хотя и было затруднено, но не исключалось.

Классовая система – стратификационная система открытого типа , не предполагающая юридического закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется прежде всего местом в системе общественного производства, владением собственностью, уровнем получаемых доходов; помимо экономических характеристик в понятие «класс» часто включают власть и социальный престиж. Однако экономические критерии являются доминирующими. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.

Хотя термин «класс» применялся к анализу различных обществ, более всего он подходит для определения расслоения в современных обществах, особенно в индустриальных. Истоки теории классов имеются у Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и А. Сен-Симона. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата (городского рабочего класса) как главной политической силы современного общества. Эти идеи стали краеугольным камнем марксистской теории.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности, успешная предпринимательская деятельность позволяют индивидам переходить на более высокую социальную позицию.

Помимо описанных, в научной литературе имеется описание типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе: 1. физико-генетическая стратификационная система – ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств – силы, ловкости, красоты и др.; 2. этакратическая стратификационная система – ранжирование людей по положению людей и групп по положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможности мобилизации и распределения ресурсов, по привилегиям в зависимости от ранга в структурах власти; 3. социально-профессиональная стратификация – главным различием между социальными группами становятся содержание и условия труда; ранжирование происходит на основе сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т. п.), фиксирующих уровень квалификации; 4. культурно-символическая стратификационная система – основана на доступе к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию; 5. культурно-нормативная стратификационная система – дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих при сравнении существующих норм и стилей жизни (потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект и др.); 6. социально-территориальная стратификационная система – построена на неравном распределении в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т. д.

В реальности все эти системы переплетаются и дополняют друг друга.

Основными системами (типами) социальной стратификации являются:

1. рабство. При данной системе стратификации выделяются две основные группы населения, различающиеся по своему статусу, правам и обязанностям: свободные и рабы;

2. касты. При кастовой системе стратификации статус определяется с рождения и является пожизненным;

3. кланы. Данный тип характерен для аграрных обществ. Кланы напоминают очень разветвленные семьи;

4. классы.

Первые три типа социальной стратификации относятся к закрытым, четвертая – к открытой. Закрытая система – это социальная структура, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус. Открытая система – это социальная структура, члены которой могут менять свой статус относительно легко. Изменения статуса связано с понятием «социальная мобильность» (см. ниже).

Степень социальной стратификации общества меняется с течением времени в одной и той же стране. Согласно теории Г.Ленски (1970) максимальный уровень расслоения общества наблюдался в эпоху рабовладения и феодализма. Согласно теории К.Маркса, неравенство в обществе постоянно нарастает («эскалация неравенства»). П.А.Сорокин утверждает, что уровень неравенства в обществе колеблется (флуктуирует).

Методы изучения социальной стратификации сводятся к выбору критериев выделения групп населения в обществе и собственно проведению исследования по выделению данных групп. Основная проблема – выбор критериев, согласно которым выделяются группы населения. Это зависит от теоретических взглядов исследователя на проблему социальной стратификации, также как и название выделяемых групп (слой, классы, страты). Большое влияние оказывает историческая эпоха через уровень развития самого общества и сложившихся в нём отношений (сословия, новые группы населения, соответствующие новым отраслям промышленности) и уровень развития социологии как науки.

Как правило, каждый исследователь дает свои названия выделяемым группам, определяет их количество. Привести все точки зрения в рамках данной работы не представляется возможным. 12

Одним из основных критериев выделения страт в обществе является уровень доходов, профессия, социальный статус, уровень образования, положение в системе «управление – исполнение».

Т.И.Заславская предложила несколько моделей стратификации: 1) в зависимости от статуса и места в процессе реформирования общества; 13 2) по месту в экономике страны. 14

В настоящее время в связи с использованием компьютерных технологий, позволяющих в короткие сроки обрабатывать огромные массивы информации, возможно применение многофакторного анализа.

Например, с помощью процедуры кластерного анализа Н.И.Лапиным в 2002 г. было проведено исследование стратификации российского общества по трем критериям: властные функции, уровень жизни и образования. 15 Было выделено пять кластеров: «высокостатусные», «эксперты», «реалисты», «новые бедные», «старые бедные».


Во всем мире используют два показателя стратификации:

1. высота стратификации – социальная дистанция между самым высоким и самым низким статусами данного конкретного общества;

2. профиль стратификации – показывает соотношение численности мест (социальных позиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.

Основные группы (страты) российского общества и их характеристика.

Беляева Л.А. 16 в своей работе указывает на две особенности стратификации общества в современной России:

1. динамичный характер;

2. «молодость» и незавершенность структуры, продолжающиеся трансформационные процессы.

Заславская Т.И. 17 выделила следующие страты в современном российском обществе:

1. верхний слой общества (элиты и субэлиты):

а) правящая элита . К этому слою российского общества относятся руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, а также собственники крупного капитала (олигархи). За годы реформ персональный и социальный его состав существенно обновился. Но произошло это, главным образом, за счет экономического крыла элиты, в то время как состав ее политического крыла не столько сменился, сколько перегруппировался. Как показывают многочисленные исследования, большей части партийно-комсомольской номенклатуры удалось сохранить высокий статус, конвертировав свой политический и социальный капитал в экономический. В настоящее время российская элита так же замкнута и противопоставлена обществу, как прежде коммунистическая номенклатура;

б) верхний (субэлитный) слой . Данный слой представлен преимущественно собственниками средних и относительно крупных фирм, директорами крупных и средних приватизированных предприятий, а также наиболее состоятельной частью других групп занятого населения (главным образом, менеджеров и специалистов бизнес-профессий). На три четверти он представлен мужчинами, почти 90% которых молоды или находятся в среднем возрасте; 2/3 имеют высшее образование, а большинство остальных - среднее специальное. Это наиболее урбанизированный слой.

2. средний протослой . Около 2/5 этого протослоя составляют мелкие предприниматели и менеджеры, несколько больше - квалифицированные специалисты (профессионалы) и примерно 1/5 - служилые люди (среднее звено бюрократии и офицеры). Фактором, объединяющим эти группы, служит срединное положение на социально-стратификационной шкале. Однако они мало напоминают средние классы современных западных обществ. Это скорее зародыш полноценного среднего слоя, своего рода протослой. Группы, относимые нами к среднему слою, не похожи друг на друга ни положением, ни социокультурным обликом, их совокупность социально гетерогенна. Можно выделить 18 как минимум две группы: первая - «новый слой», сформировавшийся в период экономических реформ, воспринявший ориентации западного типа и выделяющийся по уровню благосостояния; вторая – старый «дорыночный» средний класс, принадлежность к которому определяется неким «высшим качеством» личности (высокая нравственность, приоритет духовных ценностей). Сформировавшийся разрыв в доходах между этими двумя группами компенсируется такими важными характеристиками старого класса, как образование, культура, информация, диапазон социальных связей.

а) верхний слой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами, военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе;

б) средний слой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководители предприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);

в) нижний слой - «белые» и «синие» воротнички, занято в государственном секторе.

Высокий профессионально-квалификационный потенциал, благоприятная структура занятости, сравнительно терпимое материальное положение, относительная многочисленность и тенденция к дальнейшему расширению позволяют рассматривать средний протослой как потенциальную движущую силу трансформационного процесса. Именно формирование полноценного среднего слоя служит одновременно показателем стабильности и поступательного развития общества, так как он сосредоточивает в себе квалифицированные кадры, обладающие высоким профессионализмом, гражданской активностью.

3. базовый слой . Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен средними рядовыми россиянами. Подавляющую часть их составляют работники средней и невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом по найму. Три четверти из них работают в государственном секторе и только 9% -в частном. Это пролетаризированная интеллигенция, полуинтеллигенция (технические служащие), рабочие, крестьяне, низовые работники торговли и сервиса; 55% базового слоя составляют женщины чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределах школы или техникума. Большинство его представителей живут в средних и небольших провинциальных городах, селах и деревнях.

4. нижний слой . Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, не имеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой. Доля пожилых людей здесь в 1,6 раза выше средней, женщин в 1,5 раза больше, чем мужчин.

5. андеркласс.

Основные характеристики слоев российского общества представлены в Приложении №1,2.