Безопасность общеобразовательного учреждения - комплекс мер, разработанных государственными органами и администрацией учреждения для максимальной защиты учащихся и имущества от внешних и внутренних угроз.
Такая безопасность охватывает достаточно широкий спектр разных позиций и направлений: экологическая безопасность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, электротехническая безопасность и пожарная безопасность, о которой и пойдет речь.
Мероприятия по пожарной безопасности школьников
распределяются по следующим направлениям:
Приобретение и поддержка в состоянии полной готовности первичных средств пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, шкафы, щиты, ящики, и т.д.);
Установка автоматической системы пожарной сигнализации;
Наличие сигнала тревоги на случай возгорания;
Наличие эвакуационных выходов;
Наглядная агитация по профилактике возгораний в виде стендов и плакатов;
Профилактическая работа с коллективом учеников и коллективом работников учреждения.
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе несут руководитель и его заместители, заведующими учебными кабинетами и мастерскими.
Обязанность директора школы:
1. Обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности и осуществление контроля за четким и неукоснительным выполнением режима работы всех работников, а также учащихся.
2. Принимать мгновенные меры по устранению недостатков, которые могут привести к возгоранию.
3. Регулярно (в соответствии с графиком) проводить разные виды инструктажей по противопожарной безопасности: первичный, повторный, внеплановый, целевой и др.
4. Разрабатывает и утверждает план эвакуации, а также порядок оповещения учащихся и работников о чрезвычайной ситуации.
5. Распределяет между работниками порядок действий на случай пожара.
6. Приказами по школе определяет ответственных за пожарную безопасность при проведении различных мероприятий (концертов, вечеров, новогодних елок и др.).
Правила поведения педработников, техперсонала
и учащихся при возникновении возгорания.
Рассмотрим, какие действия должны осуществлять участники образовательного процесса в школе при пожаре.
1. При первых признаках пожарной ситуации (дым, запах жженого, запах газа и др.) учитель обязан оценить ситуацию, обеспечить безопасность школьников и возможное оказание им помощи.
2. Правильным поведением учитель обязан исключить появление паники среди детей и сотрудников.
3. Эвакуацию из помещения и здания осуществлять быстро, не паниковать и исключить встречные потоки людей.
4. При уходе из помещения, отключить оборудование и электроприборы, выключить свет, плотно закрыть окна, двери.
Действия педработников должны соответствовать установленной инструкции по пожарной безопасности.
Эвакуацию при пожаре педагог, ведущий урок, осуществляет согласно плану, пропустив вперед детей, взяв классный журнал, а оказавшись на безопасном расстоянии, сделать перекличку учеников по списку.
Перед педагогами, преподающими основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), стоит вполне конкретная задача - максимально научить детей предотвращать пожароопасные ситуации, а в условиях их возникновения - оценить ее правильно и выбрать верное решение.
В качестве профилактики возникновения пожароопасной ситуации первоочередная задача педагога-воспитателя - изучать правила пожарной безопасности, начиная с первого класса. Теоретические занятия чередовать с практическими.
В заключение необходимо отметить, что только правильно согласованные действия всех участников образовательного процесса позволят предупредить пожар, а в случае его возникновения - оперативно эвакуироваться и максимально сохранить материальные ценности.
Полный комплект необходимых документов по пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте.
Правильная организация пожарной безопасности в учебных учреждениях особенно важна, учитывая склонность детей к шалостям, а также доступность в розничной сети большого количества пиротехнических изделий. Особое внимание следует уделять профилактической работе, включающей в себя: беседы с учащимися и их родителями, организацию обучения в игровой форме (викторины, конкурсы, встречи с работниками МЧС, экскурсии в пожарную часть), выпуск плакатов и раздача различной литературы на противопожарную тематику, просмотр тематических видеофильмов, знакомство с современным противопожарным оснащением.
Естественно, что для эффективного изучения правил пожарной безопасности для школьников должны быть использованы различные формы подачи материала для учащихся разных годов обучения:
Обязанности директора педагогического состава
Ответственным за выполнение правил пожарной безопасности в школе является директор. В его компетенцию входит контроль над соблюдением противопожарного режима учебных процессов и работы персонала. Ответственное лицо должно принимать немедленные меры по ликвидации потенциальных угроз и недостатков, которые могут стать причиной возникновения очага возгорания.
Директор или назначенное им ответственное лицо должны осуществлять все виды инструктажей пожарной безопасности: целевые, первичные, повторные или внеплановые, в соответствии с заранее разработанным и утвержденным графиком.
Должен быть разработан и утвержден план эвакуации из здания, а также установлены таблички по пожарной безопасности во всех помещениях и коридорах сооружения. Копии плана с подписью ответственного лица должна быть вывешены в видных местах на каждом этаже и в специализированных кабинетах, представляющих наибольшую угрозу (физики, химии, труда). С планом должны быть ознакомлены как преподавательский состав, так и учащиеся любого года обучения в доступной для них форме.
В соответствии с разработанным планом между учителями и старшеклассниками должны быть распределены порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе и при пожаре. В приказе по школе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность при осуществлении различных массовых мероприятий: праздников, утренников, концертов, олимпиад и т.п.
Инструкция по пожарной безопасности школы должна включать нормы поведения при эвакуации учащихся, а также действия персонала и учителей. В ней описаны норма содержания коридоров, главного и эвакуационных выходов, всего здания и прилегающей территории. В соответствии с нормативами все выходы из здания должны быть разблокированы, их нельзя использовать в качестве временных складов для инвентаря и материалов. Ключи от эвакуационных и центральных выходов должны храниться в канцелярии на видном месте в зоне доступности. Дубликаты, как правило, находятся на руках у персонала, рабочие места которого закреплены на первом этаже.
В инструкции должны быть подробно описаны меры безопасности при проведении ремонтных и технологических работ, связанных с пожароопасными процессами – электросварка, приготовление пищи в школьной столовой, практические занятия в кабинете химии и физики при изучении соответствующих тем. К инструкции рекомендуется приложить памятку «Порядок действия при пожаре», разработанную собственными силами в соответствии с действующими нормативами или приобретенную в службе МЧС. Копии данной памятки должны находиться в каждом школьном помещении. В здании должны быть предусмотрены отдельные места для курения, оборудованные первичными средствами для пожаротушения.
Эвакуация и правила поведения учащихся, педагогических работников и персонала
В соответствии с планом эвакуации назначаются педагоги, которые должны организовать (и нести ответственность) порядок выхода учащихся из здания. Как правило, в их функции входит регулировка потоков учеников и персонала на каждом этаже. В местах непосредственного возгорания ответственность за срочную эвакуацию и действия по первичному пожаротушению берет на себя педагог, находящийся в помещении.
В случае организации массовых мероприятий как в помещении школы, так и на прилегающей территории ответственность возлагается на организаторов. Они должны перед началом мероприятия осуществить проверку всех потенциальных путей эвакуации, произвести их расчистку и при необходимости и расставить временные пожарные знаки безопасности. Ключи от выходов должны находиться у организатора до полного окончания мероприятия (включая демонтаж декораций и вспомогательных устройств).
При обнаружении очага возгорания в помещении школы или признаков, сопровождающих горение (дым, запах паленого или газа) учитель должен оперативно оценить степень опасности возникшей ситуации, а также обеспечить быстрый и безопасный выход учеников из помещения и из здания. При этом необходимо исключить проявление паники и предотвратить пересечение потоков эвакуируемых. При уходе учитель должен выключить все электрооборудование в помещении.
Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.
Профилактическая работа
На территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.
Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.
Кроме того, в нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.
Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.
Инструкция
Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.
Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.
Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.
К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.
Порядок действий при пожаре в школе
Эвакуация
Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.
Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.
В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.
План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы . Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.
Общие правила безопасности
Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться , позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.
Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных, эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.
Внешкольные мероприятия
Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.
Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:
Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.
Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.
Детский сад
Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.
Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. , раскрыть значимость его труда помогут , где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.
Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.
Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:
- если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
- небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
- от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
- если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
- если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
- если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.
Различные помогут детям быстрее и легче запомнить все правила.
Младшее и среднее звено школы
Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока. Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.
Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе:
- не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
- не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
- не разводи костры на школьной территории;
- запрещается курить на территории школы;
- умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
- немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.
Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.
В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.
Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.
Если беда все-таки произошла, важно помнить правильные действия при пожаре в школе:
- сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
- находись возле учителя, следуя его указаниям;
- не паникуй, внимательно слушая взрослых;
- вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
- после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
- без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
- об ожогах и других травмах сообщи учителю.
Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.
Старшеклассники
Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:
Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков . Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике - коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.
Экскурсия в пожарную часть несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.
На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект , научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.
Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.
- не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся;
- не поджигай сухую траву;
- если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым;
- не кури в лесу;
- не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.
Пожарная безопасность - это один из важнейших разделов комплексной безопасности школы. Нельзя быть в полной уверенности, что все соблюдают правила пожарной безопасности, которые известны с детства.
Для обеспечения пожарной безопасности школа имеет автоматическую пожарную сигнализацию с выводом на пульт службы «01» , во всех помещениях школы как учебных, так и подсобных установлены противодымные датчики с выводом на пульт охраны школы. Первичные средства пожаротушения, индивидуальные защитные повязки имеются в каждом учебном помещении в достаточном количестве. В холле первого этажа установлен информационный стенд «умей действовать при пожаре», на каждом этаже и в каждом классе есть схема эвакуации, в холлах на этажах имеются кнопки «01». Школа оборудована звуковым (сирена) и голосовым сообщением о пожаре.
Ежегодно проводится плановый инструктаж сотрудников школы по пожарной безопасности и целевой перед проведением мероприятий с записью в журнале установленной формы.
1. Общие требования пожарной безопасности
1.1. Все работники образовательного учреждения допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа , а при выполнении должностных обязанностей - прохождения обучения по пожарной безопасности .
1.2. Все работники образовательного учреждения обязаны соблюдать правила пожарной безопасности , утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
1.3. Ответственные за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства образовательного учреждения определяются приказом руководителя образовательного учреждения.
1.4. Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Двери любых помещений при пребывании в них учащихся и работников могут запираться лишь на внутренние легко открывающиеся запоры.
1.6. Запрещается:
загромождать проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц и люки мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать в тамбурах сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды, места хранения (в т. ч. временные) любого инвентаря и материалов;
фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
заменять армированное стекло обычным при остеклении дверей и фрамуг.
1.7. На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари с автономным питанием. Количество фонарей определяется Приказом об установлении противопожарного режима.
1.8. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.
1.9. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверку их работоспособности осуществляет ответственный за противопожарную безопасность не реже двух раз в год (весной и осенью).
1.10. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищены от снега и льда.
1.11. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого ответственный за противопожарную безопасность должен извещать об этом территориальное подразделение пожарной охраны.
1.12. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Ответственному за противопожарную безопасность необходимо не реже одного раза в 6 месяцев производить перемотку льняных рукавов на новую складку.
1.13. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
1.14. Огнетушители необходимо разместить в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
1.15. Ответственному за противопожарную безопасность обеспечить бесперебойную работу системы оповещения о пожаре, позволяющую осуществлять передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию.
1.16. Право приводить в действие систему оповещения о пожаре имеет только дежурный администратор и ответственный за противопожарную безопасность.
1.17. Заместителю директора (АХЧ) обеспечить содержание территории в чистоте, своевременный вывоз опавших листьев и другого горючего мусора.
1.18. Заместителю директора (обеспечение безопасности) обеспечить постоянное содержание дверей (люков) чердачных и технических помещений в закрытом на замок состоянии.
1.19. Запрещается:
проживание в здании образовательного учреждения обслуживающему персоналу и любым иным лицам;
хранение в помещениях образовательного учреждения легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и любых других легковоспламеняющихся материалов.
2. Основные мероприятия по пожарной профилактике
2.1. Перед началом занятий и работ:
2.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
2.1.2. Количество парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать установленное нормами проектирования.
2.1.3. Классным руководителям организовать с обучающимися занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности.
2.1.4. Запрещается:
использовать для отделки и декорирования помещений образовательного учреждения легковоспламеняющиеся материалы;
применять электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми.
2.2. Во время занятий и работ:
2.2.1. При эксплуатации электроустановок запрещается:
использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
использовать электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы в помещениях образовательного учреждения (кроме специальных);
использовать в специальных помещениях электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы без подставок из негорючих материалов;
оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, ТСО, средства вычислительной и множительной техники;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
2.2.2. При обнаружении характерных специфических запахов гари, дыма, жженой изоляции, газа, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или дежурный администратор, приняты меры к установлению и устранению причин пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов).
2.2.3. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей (более 50 человек):
разрешается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток или с открытыми решетками и расположенные не выше 2-го этажа (в зданиях с горючими перекрытиями);
елку необходимо устанавливать на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;
при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки разрешается проводить только в светлое время суток;
иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;
при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.
2.2.4. Запрещается:
применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;
украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;
использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;
полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;
допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.
2.2.5. Ответственный за проведение мероприятий обязан обеспечивать дежурство ответственных лиц на сцене и в залах.
2.2.6. При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.
2.2.7. Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конструкций и материалов, а линзовые прожекторы - не менее 2 м.
2.2.8. Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.
2.2.9. Запрещается:
проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании образовательного учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;
проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб любыми способами с применением открытого огня;
включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;
разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;
оставлять включенные газовые приборы без контроля;
при запахе газа зажигать спички, включать свет и электроприборы.
2.3. По окончании занятий и работ:
2.3.1. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).
2.3.2. По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.
3. Действия при возникновении пожара
3.1. При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в «зародыше» с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
3.2. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные - 60 - 80 с, углекислотные - 25 - 45 с, порошковые - 10 - 15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.
3.3. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отключить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего образовательного учреждения. В этом случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.
3.4. Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № _________ и по телефону 01.
3.5. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руководителю образовательного учреждения, а при невозможности - другому должностному лицу.
3.6. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.
3.7. Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т. п.
3.8. Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.
3.9. При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать - бег только усилит интенсивность горения.
3.10. В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека - дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти к выходу.
3.11. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.
4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре
4.1. Наиболее характерными видами повреждения при пожаре являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
4.2. Запрещается:
перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и если первую доврачебную помощь можно оказывать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, имеющих проникающие ранения;
давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно вытащить;
оставлять находящегося без сознания пострадавшего на спине, чтобы он не захлебнулся в случае рвоты или кровотечения.
4.3. Необходимо:
как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошло несчастье. Если не уверены, что вас правильно поняли, звонок лучше продублировать;
до приезда «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную помощь;
в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, следует оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая об основополагающем медицинском принципе - «не навреди».
4.4. Основные действия при оказании первой доврачебной помощи :
4.4.1. При травматическом шоке необходимо:
осторожно уложить пострадавшего на спину, при рвоте повернуть голову набок;
проверить, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет - начать реанимационные мероприятия;
быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
дать обезболивающее, при его отсутствии - 50 - 70 г алкоголя;
при угнетении дыхания и сердечной деятельности ввести адреналин, кордиамин, кофеин.
4.4.2. При травматическом шоке з апрещается:
переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов - без наложения шин;
снимать прилипшую после ожога одежду;
давать пить (если имеются жалобы на боль в животе);
оставлять больного без наблюдения.
4.4.3. При термическом ожоге необходимо:
освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4.4.4. При ограниченных ожогах I степени на покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. При ограниченном ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10 - 15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).
4.4.5. При обширных ожогах после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем, дать обезболивающее и, тепло укутав, срочно доставить в больницу. Если перевозка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворить в двух стаканах воды).
4.4.6. При ранении необходимо:
смазать края раны йодом или спиртом;
наложить стерильную повязку.
4.4.7. При ранении з апрещается:
прикасаться к ране руками;
при наложении повязки прикасаться к стороне бинта, прилежащей к ране.
4.4.8. При сильном кровотечении необходимо:
пережать поврежденный сосуд пальцем;
сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;
при небольших кровотечениях прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.
4.4.9. При переломах необходимо:
обеспечить покой травмированного места;
наложить шину (стандартную или из подручных материалов);
придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;
приложить холодный компресс;
дать обезболивающее;
при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.
4.4.10. При переломах з апрещается:
пытаться составлять обломки костей;
фиксировать шину в месте, где выступает кость;
прикладывать к месту перелома грелку;
без необходимости снимать одежду и обувь с поврежденной конечности (в месте перелома одежду и обувь лучше вырезать).
4.4.11. При удушье необходимо:
обеспечить приток свежего воздуха;
уложить пострадавшего так, чтобы ноги были приподняты;
расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
дать понюхать нашатырный спирт;
при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4.4.12. Приступая к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при пожаре, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. Время играет решающую роль.