Размеры лифтового холла для пожарных подразделений. Требования к пожарным лифтам. Особенности конструкции и работы

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 250-97

МОСКВА1998

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России, МОС ОТИС.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действиеприказом ГУГПС МВД России от 30.12.1997 г. № 82.

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Fire fighting lifts

General technical requirements

НПБ 250-97

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц,независимо от форм собственности и принадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с .

2. Нормативные ссылки

Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота.

Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.

ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.

ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения.

*. Противопожарные нормы.

Пожарная безопасность зданий и сооружений.

*. Жилые здания.

*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.

Воздуховоды. Метод испытания на огнестойкость.

Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний.

МЭК 331-70. Испытание электрических кабелей на огнестойкость.

ПУБЭЛ. .

Правила устройства электроустановок.

3. Определения

В настоящих нормах применяются следующие термины:

Лифт для транспортирования пожарных подразделений – лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

Основной посадочный этаж – этаж главного входа в здание (сооружение).

Режим “пожарная опасность” –установленная последовательность действий системы управления лифтом,предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

Режим “перевозка пожарных подразделений” – установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.

4.2. Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать данным таблицы.

Основные параметры и размеры

лифтов для пожарных

Показатель

Норма

Грузоподъемность, кг, не менее:

для жилых зданий

для общественных и производственных зданий

1000

Скорость перемещения в зависимости от высоты подъема (Н, м) лифта, м/с, не менее

Н/60

Размеры кабины в плане:

для жилых зданий

для остальных зданий

В соответствии со

В соответствии с

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по и ). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение, ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по и ).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям .

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ................................. Г 2

группа воспламеняемости по ................... В 2

по , п. 4.18 .Д 3

по , п. 4.20............................................... Т 2

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ............................... Г 3

группа распространения пламени

по ГОСТ Р 51032........................................................... РП 2

группа дымообразующей способности

по , п. 4.18............................................. Д 3

группа токсичности при горении

по , п. 4.20............................................. Т 2

______________________

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по и ) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на - приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч (Е 30 по , ).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типас противопожарными дверями 2-го типапо () в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по и , ).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по и ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, и ГОСТ 28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:

“пожарная опасность”;

“перевозка пожарных подразделений”.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтом может производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадок исключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причем действие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичным описанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемую только в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнут открываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с оснащены кнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритм работы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическое открытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановки кабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытие дверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости для переключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), на работу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарныхподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующей до введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям .

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводимые к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, .

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям , .

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II .

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям .

Рис. 1 . Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами:

1– лифт для пожарных;2– пассажирские лифты; 3 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 . Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкциишахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими СНиП

Рис. 3 . Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного или производственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 – ограждающие конструкциишахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Пожарные лифты, предназначенные для перевозок пожарных подразделений, как правило, устанавливаются в зданиях с большим количеством людей, где в случае пожара, необходима быстрая мобилизация, эвакуация пассажиров и доставка пожарных подразделений к месту возгорания. Пожарный лифт должен быть устроен таким образом, чтобы беспрепятственно перевозить бригады из нескольких человек на нужные этажи, а также быть полностью оснащённым необходимым оборудованием.

В первую очередь, грузоподъемность пожарных лифтов по требованиям технического регламента должна быть не менее 630 кг для того, чтобы иметь возможность перевозки большого количества человек. Помимо этого, в силу своей специфичности, пожарные лифты должны быть пригодны для транспортирования спасаемых людей и людей на носилках, а поэтому, должны иметь соответствующие габариты – размеры кабины по регламенту должны быть не менее 1м 10 см х 2 м 10 см, при этом ширина дверного проёма – не меньше 80 см.Отдельное внимание в техническом регламенте уделено крыше кабины лифта. В ней должен быть обязательно оборудован люк, размеры которого не должны быть меньше чем 50 х 70 см, при этом для пожарных лифтов, грузоподъёмность которых 630 кг, допускается уменьшить размеры люка минимум до 40 х 50 см.Также, пожарные лифты должны иметь особые материалы для отделки и облицовки стен, потолков, купе кабины. В первую очередь, они должны быть особо прочными и иметь группу горючести Г2, то есть умеренногорючие, продолжительность самостоятельного горения которых не более 30 секунд, а также, группу воспламеняемости В2, то есть умеренновоспламеняемые, имеющие величину критической плоскости теплового потока не более 35 киловатт на квадратный метр. Кроме того, все материалы в кабине лифта должны принадлежать к группе умеренной токсичности.

Важно отметить, что лифты для перевозки пожарных должны иметь возможность работы в режимах «Пожарная опасность» и «Перевозка пожарных подразделений». Разные режимы необходимы для того, чтобы лифт правильно действовал в обеих этих ситуациях, и мог доставить пассажиров и пострадавших на нижний этаж в любой ситуации, а также оперативно доставить пожарные подразделения к месту возгорания.Необходимо также, чтобы в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина лифта для была оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, а также с основным посадочным этажом. При этом, в целях экономии времени, переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

Нормы пожарной безопасности НПБ 250-97
"Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях Общие технические требования"
(утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 30 декабря 1997 г. N 82)

Fire fighting lifts. General technical requirements

Вводятся впервые

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы "перевозка пожарных подразделений".

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц, независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с НПБ 03-93.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Таблица 1

N
п/п
Показатель Норма
1. Грузоподъемность, кг, не менее:
для жилых зданий 630
для общественных и производственных зданий 1000
2. Скорость перемещения в зависимости от высоты
подъема (Н, м) лифта, м/с, не менее
Н/60
3. Размеры кабины в плане:
для жилых зданий В соответствии
со СНиП 2.08.01
для остальных зданий В соответствии
с ПУБЭЛ

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского лифта либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен размещаться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в наземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами; в этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (рис.1), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (El 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.9. Ограждающие конструкции купе кабины (стены, пол, потолок и двери кабины) лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г2 группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 В2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г3 группа распространения пламени по ГОСТ Р 51032 РП2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т.п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис.1 - 3, приведенных в прил.1 , с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (рис.2) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны быть с пределами огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт - 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01, ГОСТ 30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа С противопожарными дверями 2-го типа со СНиП 2.01.02 (по СНиП 21 -01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 ч и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05 . Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты - с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов с пределами огнестойкости, не меньшими пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, а шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.2. Система управления должна позволять:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

подключение к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов: "пожарная опасность"; "перевозка пожарных подразделений".

6.4. В режиме "пожарная опасность" должен выполняться следующий алгоритм.

6.4.1. При возникновении пожара из системы автоматической противопожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом должен быть подан электрический сигнал.

6.4.2. После принятия сигнала о пожаре система управления лифтом автоматически переходит в режим "пожарная опасность", при котором обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж.

6.4.3. Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), то:

6.4.3.1. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется вниз на основной посадочный этаж.

6.4.3.2. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.4. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), то:

6.4.4.1. При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.4.2. При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.5. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.6.3. В режиме "перевозка пожарных подразделений":

управление лифтом может производиться только из кабины;

действие вызовов с этажных площадок исключается;

лифт должен иметь возможность остановки по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах;

приказ для движения подается путем нажатия кнопки на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку-приказ нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме "перевозка пожарных подразделений". Причем действие специальной кнопки "Закрытие дверей" должно быть аналогичным описанному действию для кнопки приказов;

после остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку "Открытие дверей", используемую только в режиме "перевозка пожарных подразделений", двери лифта придут в движение. При этом специальную кнопку "Открытие дверей" нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой "Открытие дверей", используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальной кнопки не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки "Открытие дверей" в этом режиме должен быть как у специальной кнопки "Открытие дверей". Допускается автоматическое открытие дверей в режиме "перевозка пожарных подразделений" после остановки кабины на основном посадочном этаже;

действие специальных кнопок "Открытие дверей" и "Закрытие дверей" в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта, в режим "перевозка пожарных подразделений", а также специальные кнопки "Открытие дверей", "Закрытие дверей" (если они имеются), следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивается при необходимости переключения лифта в режим "перевозка пожарных подразделений".

"Лифты для пожарных", устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства, на работу которых оказывает вредное воздействие дым и повышенная температура по сравнению с допускаемой ГОСТ 22011 (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп.1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2.

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям "Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость" (ВНИИПО МВД РФ, 1994), действующей до введения в действие НПБ "Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость".

7.4. Воздуховоды приточной противопожарной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239.

7.5 Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241.

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводящиеся к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, ГОСТ 12176 .

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244, ГОСТ 12.1.044, ГОСТ 30402.

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II ПУБЭЛ.

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах: "пожарная опасность" и "перевозка пожарных подразделений".

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240.

______________________________

* Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 м2/кг включительно.

Лифт с режимом перевозки пожарных подразделений – в качестве такового могут выступать и самые обычные пассажирские или же грузовые лифты, которые добавочно оснащаются специальными системами для осуществления управления, а также средствами огневой защиты и спецсвязи, который, кроме того, должен быть способен обеспечить перемещение пожарных служб на нужные этажи любого здания, где он оборудован, во время пожаров. Согласно части 2 пункта1 статьи 90 Федерального Закона номер 123 для сооружений и зданий, необходимо конструктивно предусмотреть устройства для возможности подъема пожарной службы независимо ни от высоты, ни от этажности сооружений и зданий.

Конструктивные особенности и тех предписания

Лифтовые конструкции для осуществления транспортировки противопожарного расчета относятся к общей системе инженерных коммуникаций внутри построек любых типов. Это один из вариантов противопожарных тех средств, с помощью которых можно обеспечить перемещение служб спасения и противопожарных служб на нужные этажи любых зданий с целью выполнения мероприятий по локализации возгорания и ликвидации пожара, для проведения спасательных мероприятий.

Главные же критерии лифтов, которые предназначаются для сотрудников противопожарных расчетов, обязаны удовлетворять следующим показателям:

  • грузоподъемность лифтов, установленных в зданиях жилого типа, составляет не меньше 630 килограммов;
  • грузовая подъемность лифтов, смонтированных в производственных или в общественных сооружениях, – не меньше 1 тонны;
  • габариты кабины лифтов внутри жилых помещений, зданий определяются СНиПами за номером 2. 08. 01;
  • что касается сооружений производственного, либо общественного типа – то здесь нужно руководствоваться правилами, прописанными в ПУБЭЛ;
  • на крыше лифтовой кабины, согласно НПБ — 250, необходимо обустроить люк для проникновения сотрудника противопожарной службы в полной экипировке.

Что касается габаритов, то они должны рассчитываться исходя из того, что для транспортировки одного человека на носилках потребуется не меньше 2 100 мм х 1 100 мм площади пространства лифта.

Необходимо также учитывать и требования пожарной безопасности к грузовым лифтам и пассажирским. Они, в частности, указывают, что любые лифты, которые перемещаются со скоростью более одного метра в секунду, должны быть оснащены кнопкой для включения специального режима функционирования в пожароопасных условиях. Необходимо обеспечить автоматическое включение данного режима. При этом такие лифты должны обеспечить возврат пассажиров на ближайшую безопасную площадку (обычно это первый этаж) и механически открыть дверь для возможности проведения эвакуации из кабины.

Желательно, чтобы лифты были изготовлены из максимально негорючего материала, а также чтобы материалы, из которых они были изготовлены, не выделяли вредных токсичных веществ в случае соприкосновения с прямым пламенем.

Более подробная техническая спецификация указана в Федеральном Законе «Технический регламент о требованиях по противопожарной безопасности», датированный 22 августа 2008 года за номером 123 — ФЗ (редакция от 03 июня 2016 года).

Требования к пожарной безопасности к лифтам предписывают наличие специального переключателя, которым можно активировать вручную режим транспортировки противопожарных подразделений. Повернув ключ в позицию ON, можно включить соответствующий режим. Поворотом ключа в позицию Bypass лифт возвращается в штатный режим функционирования.

Внутри лифтовых кабин необходимо вывесить инструкции касательно того, как переключать лифты в режим транспортировки противопожарных расчетов, как нужно пользоваться лифтом, в случае возникновения пожара или локального возгорания.

Подробные пожарные требования к лифтам указаны в соответствующих положениях. Это: НПБ 250 — 97 под наименованием «Лифты для транспортировки противопожарных подразделений внутри сооружений и зданий», ГОСТ 28911, нормативы ПУБЭЛ, а также в СНиПе 31 – 01 — 2003 «Жилые и многоквартирные здания». Кроме того, необходимые положения можно извлечь и из Федерального Закона от 10 июня 2012 года № 117 — ФЗ.

ГОСТ для пожарных лифтов

Существуют специально разработанные Государственные Стандарты для грузовых и пассажирских лифтов ГОСТ-Р 52382 «Пассажирские лифты. Лифты для пожарных». В нем реализованы все предписания из специального тех регламента под названием «О безопасности лифтов».

Данные документы регламентируют обустройства и лифтовых кабин новых конструкций, и подвергаемых замене. Приведенные ГОСТы могут приниматься во внимание и во время модернизации лифтов устаревших конструкций.

Если лифты для перевозки пожарных подразделений по ГОСТ стандартам соответствуют, то материальный ущерб и человеческие жертвы в случае возникновения пожара будут минимальными.

ГОСТ Р 53296-2009

Группа Г41

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКА ЛИФТОВ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

Требования пожарной безопасности

Fire fighting lifts placing. Requirements of fire safety

ОКС 13.220.01
ОКП 483600

Дата введения 2010-01-01
с правом досрочного применения*
__________________
* См. ярлык "Примечания"

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 72-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы "перевозка пожарных подразделений".

1.2 Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

1.3 Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51032-97 . Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.

ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005*. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.
_______________
ГОСТ Р МЭК 60332-3-22-2005

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 22011-95 . Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.

ГОСТ 28911-91*. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.
_______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 28911-98

ГОСТ 30247.0-94 . Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ 30247.1-94 . Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.

ГОСТ 30247.3-2002 . Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.

ГОСТ 30244-94 . Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

ГОСТ 30402-94*. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.
_______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ 30402-96 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

ГОСТ Р 53299-2009 Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53300-2009 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.

ГОСТ Р 53301-2009 Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.

ГОСТ Р 53303-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 лифт для транспортирования пожарных подразделений: Лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.

3.2 основной посадочный этаж: Этаж главного входа в здание (сооружение).

3.3 режим "пожарная опасность": Установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.

3.4 режим "перевозка пожарных подразделений": Установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4 Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1 Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее - лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.

4.2 Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382 .

5 Конструктивное исполнение

5.1 Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1 Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, , ГОСТ 28911 и ГОСТ Р 52382 .

5.1.2 На каждый наземный этаж здания (сооружения) должен быть обеспечен доступ пожарных подразделений как минимум одним лифтом для пожарных. Остановка лифтов для пожарных в подвальных и цокольных этажах должна обеспечиваться в оговоренных случаях. Размещение лифтов для пожарных должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений, которые должны иметь возможность доступа во все помещения на этажах.

5.1.3 В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4 В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5 Каждый этаж здания должен обслуживаться не менее чем одним лифтом для пожарных. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частях здания (сооружения), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях и основном посадочном этаже.

5.1.6 Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией. Величина избыточного давления должна быть в пределах от 20 до 70 Па.

5.1.7 Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин (EI 60 по и ГОСТ 30247.3). В случае размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами двери шахт всех лифтов в этой общей шахте (см. приложение А, рис.А.3) должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин (EI 60 по и ГОСТ 30247.3).

5.1.8 В крыше кабины лифта для пожарных должен быть предусмотрен люк в соответствии с ГОСТ Р 52382 .

5.1.9 Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244 .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков, покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382 .

5.1.10 В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2 Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты

5.2.1 Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 120 мин (REI 120 по и ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2 Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис.А.1-А.4, приведенных в приложении А, с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3 В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение А, рис.А.2, А.4) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих нормативных документах, а двери шахт - 30 мин (Е 30 по , ГОСТ 30247.3 , EI 30 по , ГОСТ 30247.3 , в зданиях повышенной этажности).

5.2.4 Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа по в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96·10 м/кг.

5.2.5 Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 120 мин и 60 мин соответственно (REI 120 и EI 60 по и ГОСТ 30247.1 , ГОСТ 30247.2 *).
______________
* На территории Российской Федерации с 01.01.2010 г. действует ГОСТ Р 53307-2009 . - Примечание изготовителя базы данных.

Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96·10 м/кг.

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 60 мин (REI 60 по и ГОСТ 30247.1).

5.2.6 Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по . Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты - с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7 В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений). При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка этого пожарного извещателя в каждом лифтовом холле. При срабатывании хотя бы одного из двух извещателей приемно-контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод лифта в режим работы "пожарная опасность" в соответствии с 6.3 и на создание избыточного давления в шахте лифта (шахтах лифтов) согласно 5.1.6.

5.2.8 При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не допускается.

5.2.9 Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий и в соответствии с ГОСТ Р 52382 .

6 Системы управления, сигнализации, связи и электроснабжения

6.1 Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, , ГОСТ Р 52382 и ГОСТ 28911 .

6.2 Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3 Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:

"пожарная опасность";

"перевозка пожарных подразделений".

6.4 В режиме "пожарная опасность" должен выполняться алгоритм согласно ГОСТ Р 52382 .

6.5 Перевод лифта в режим "перевозка пожарных подразделений" может быть произведен только после выполнения режима "пожарная опасность".

6.6 Режим "перевозка пожарных подразделений" должен осуществляться по ГОСТ Р 52382 .

6.7 В режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" должна быть обеспечена прямая переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.8 Энергоснабжение лифтов для пожарных должно производиться как для электроприемников I категории согласно 1.2.17 и 1.2.18 . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7 Методы контроля

7.1 Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2 Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.3 .

7.3 Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 , ГОСТ Р 53303 .

7.4 Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ Р 53299 .

7.5 Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ Р 53303 .

7.6 Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводимые к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта ГОСТ Р МЭК 63132-3-2-22*.
_______________
* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

7.9 Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям ГОСТ Р 53300 .

1 - лифт для пожарных; 2 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 - ограждающие конструкции шахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 - лифтовый холл (тамбур); 6 - противопожарные двери 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис.А.1 Схема размещения одиночного лифта для пожарных

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими нормативными документами; 7 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 8 - лифтовый холл (тамбур); 9 - противопожарные двери 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис.А.2 - Схема размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 - ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7- противопожарные двери 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 - лифтовый холл (тамбур)

Рис.А.3 - Схема размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахт пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 - ограждающие конструкции шахт пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими нормативными документами; 7 - противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовые холлы; 8 - лифтовые холлы (тамбуры); 9 - противопожарные двери 2-го типа лифтовых холлов в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис.А.4 - Схема размещения лифта для пожарных с проходной кабиной в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами

БИБЛИОГРАФИЯ

Пожарная безопасность зданий и сооружений.

СНиП 31-01-2001*.

Здания жилые многоквартирные.

_______________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать СНиП 31-01-2003 . - Примечание изготовителя базы данных.

Проект СП.

Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования.

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

Правила устройства электроустановок.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009