Эдгар Дейл: Как эффективно изучить и запомнить какую-либо тему. Конус опыта Эдгара Дейла: эффективная методика изучения английского языка

Узнал о том, что конус Дейла есть на сайте, благодаря мелькнувшему названию в разделе Хорошие старые статьи.
На фоне обращения (и аналогичного на ПКФ) эта составляющая педагогики (1-го приоритета ОСУ) выглядит иначе, чем в 2016 г., когда материал был здесь выложен.
В «деле Скрипалей» метод обсуждение действительно работает на ура в интересах конкретной страны (сначала написал «стороны» – вот насколько эффективна провокация; нет у этого события сторон). А так ли всё однозначно в системе образования, к которой относятся исследования Э.Дейла? Вопрос достаточно исследован, приведу выдержки и ссылки.

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Более основательный разбор: Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании . Он достоин прочтения и репостов, здесь же цитирую больше не то, что касается Пирамиды обучения, приписываемой Дейлу, а то, что увязывает разные методы информационной войны против человечества:
[Э.Дейл] Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.
Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.
конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.
с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.
Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.
[Англоязычная Википедия этого не скрывает : ‘’Цифры произошли с 1967 года, когда сотрудник нефтяной компании Mobil , Д. Г. Трейхлер, опубликовал не научную статью в «Кино и аудио-визуальной коммуникации»’’]
Главное (на мой взгляд) и вывод автора:
В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.
Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.
Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.
А я всё думал: если это такое открытие, то почему информации о нём нет в вузовских учебниках, ведущих свою историю со времён СССР, да и в современных отечественных не густо? Эдгар Дейл не приводил цифр в своём конусе и предостерегал от того, чтобы одни методы обучения считать лучшими, а другие худшими.

Одного желания развиваться и получать новые знания недостаточно. Очень важно иметь представление, как делать это с максимальной эффективностью. Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует то, что, чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию . Ознакомившись с нижеприведенной информацией, вы сможете корректно выставлять приоритеты в процессе обучения.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. Нужно действовать еще на этапе получения какой-то информации .

Отрывок из книги миллиардера Дональда Трампа и мультимиллионера Роберта Кийосаки гласит, что в 1969 году имело место исследование, целью которого было оценить эффективность различных способов получения знаний. В результате был создан так называемый «конус обучения », который явно демонстрирует то, что лекции и чтения являются наиболее неэффективным способом усвоения информации. В то же время практическая работа занимает первое место по эффективности. При этом методы, которые имитируют реальный опыт, занимают промежуточное положение. К сожалению, действующая система образования до сих пор делает упор на лекции и чтение. Это более чем удивительно, потому как о «конусе обучения» известно с 1969 года.

Эдгар Дейл предоставлял своим подопечным учебный материал различными способами. После этого он проводил анализ их способностей восстанавливать полученную информацию. В итоге он сделал следующие выводы :

  • Прослушивание лекций и чтение материалов на конкретную тему является самым неэффективным способом усвоения информации;
  • Обучение людей и применение личных знаний на практике является наиболее эффективным методом усвоить что-либо.

Результаты проведенного анализа он заключил в виде схемы, что получила название конуса обучения Эдгара Дейла. В его основу легли результаты, к которым пришел Дейл, однако проценты были получены его последователями, которые проводили свой собственный анализ.

Игнорируя то, что конус Дейла имеет недостаточно точные данные, его активно используют при разработке наиболее эффективных подходов к предоставлению знаний. Данная схема дает понимание того, почему какие-то отрезки фильма воспринимаются и запоминаются человеком лучше, чем книга . Поскольку человеческий мозг больше воспринимает аудиальные и визуальные аспекты, в нем лучше откладываются именно фрагменты кино.

Давайте рассмотрим, как можно эффективно изучить и зафиксировать в памяти определенную информацию.

  1. Во-первых , следует проводить лекции. Несмотря на то, что их прослушивание относится к самым неэффективным методам обучения, чтение лекций в качестве преподавателя является продуктивным способом усвоить конкретный материал.
  2. Во-вторых , если у вас есть личный онлайн-блог, вы можете заниматься компиляцией статей по вашей теме и создавать свой собственный полезный материал.
  3. В-третьих , вы можете начать создавать видеопрограммы. Не имея собственного сайта, можно публиковать свои видеоматериалы на таких порталах, как Youtube.com. Данный метод достаточно эффективен, поскольку вы его предоставляете не узкому кругу людей, а огромной многомиллионной аудитории.
  4. В-четвертых , у вас есть возможность обсуждать полученные знания с вашими знакомыми. В любой момент вы можете вынести на обсуждение конкретную тему и предоставить окружающим весь свой багаж знаний. Если вы обсудите материал с большим числом собеседников – вероятность, что вы восстановите его в голове через некоторое время, в разы возрастет. Более того, вы можете дискутировать в режиме онлайн, посещая тематические форумы, чаты или социальные сети.

Кроме того, все, чему вы учите других, вы должны практиковать в своей жизни. Только так от ваших знаний будет толк.

Не стоит воспринимать конус обучения как догму. Каждый человек склонен к определенному способу усвоения информации. То, что демонстрирует свою неэффективность для большинства людей, может оказаться весьма продуктивным способом усвоения материала для вас.

Одного желания развиваться и получать новые знания недостаточно. Очень важно иметь представление, как делать это с максимальной эффективностью. Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует то, что, чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию. Ознакомившись с нижеприведенной информацией, вы сможете корректно выставлять приоритеты в процессе обучения.

Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. Нужно действовать еще на этапе получения какой-то информации.

Отрывок из книги миллиардера Дональда Трампа и мультимиллионера Роберта Кийосаки гласит, что в 1969 году имело место исследование, целью которого было оценить эффективность различных способов получения знаний. В результате был создан так называемый «конус обучения», который явно демонстрирует то, что лекции и чтения являются наиболее неэффективным способом усвоения информации. В то же время практическая работа занимает первое место по эффективности. При этом методы, которые имитируют реальный опыт, занимают промежуточное положение. К сожалению, действующая система образования до сих пор делает упор на лекции и чтение. Это более чем удивительно, потому как о «конусе обучения» известно с 1969 года.

Эдгар Дейл предоставлял своим подопечным учебный материал различными способами. После этого он проводил анализ их способностей восстанавливать полученную информацию. В итоге он сделал следующие выводы:

  • Прослушивание лекций и чтение материалов на конкретную тему является самым неэффективным способом усвоения информации;
  • Обучение людей и применение личных знаний на практике является наиболее эффективным методом усвоить что-либо.

Результаты проведенного анализа он заключил в виде схемы, что получила название конуса обучения Эдгара Дейла. В его основу легли результаты, к которым пришел Дейл, однако проценты были получены его последователями, которые проводили свой собственный анализ.

Игнорируя то, что конус Дейла имеет недостаточно точные данные, его активно используют при разработке наиболее эффективных подходов к предоставлению знаний. Данная схема дает понимание того, почему какие-то отрезки фильма воспринимаются и запоминаются человеком лучше, чем книга. Поскольку человеческий мозг больше воспринимает аудиальные и визуальные аспекты, в нем лучше откладываются именно фрагменты кино.

Давайте рассмотрим, как можно эффективно изучить и зафиксировать в памяти определенную информацию.

  1. Во-первых, следует проводить лекции. Несмотря на то, что их прослушивание относится к самым неэффективным методам обучения, чтение лекций в качестве преподавателя является продуктивным способом усвоить конкретный материал.
  2. Во-вторых, если у вас есть личный онлайн-блог, вы можете заниматься компиляцией статей по вашей теме и создавать свой собственный полезный материал.
  3. В-третьих, вы можете начать создавать видеопрограммы. Не имея собственного сайта, можно публиковать свои видеоматериалы на таких порталах, как Youtube.com. Данный метод достаточно эффективен, поскольку вы его предоставляете не узкому кругу людей, а огромной многомиллионной аудитории.
  4. В-четвертых, у вас есть возможность обсуждать полученные знания с вашими знакомыми. В любой момент вы можете вынести на обсуждение конкретную тему и предоставить окружающим весь свой багаж знаний. Если вы обсудите материал с большим числом собеседников – вероятность, что вы восстановите его в голове через некоторое время, в разы возрастет. Более того, вы можете дискутировать в режиме онлайн, посещая тематические форумы, чаты или социальные сети.

Кроме того, все, чему вы учите других, вы должны практиковать в своей жизни. Только так от ваших знаний будет толк.

Не стоит воспринимать конус обучения как догму. Каждый человек склонен к определенному способу усвоения информации. То, что демонстрирует свою неэффективность для большинства людей, может оказаться весьма продуктивным способом усвоения материала для вас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Методы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие - интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения » и «прием обучения «. По сути - это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков .

Разница в том, что прием - это кратковременный способ , который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод - процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов .

Таким образом, прием обучения - лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

Профессор Государственного университета в штате Огайо Эдгар Дейл в конце шестидесятых годов прошлого века экспериментировал с разными способами подачи материала – только рассказывал что-то студентам, демонстрировал рисунки, заставлял их выступать с речами на нужную тему или даже заставлял выполнять какие-то реальные действия. Потом смотрел, что через две недели осталось в студенческих головах. Результаты он оформил в виде картинки, названной «конусом опыта Дейла» («Dale’s cone of experience» по-английски).

Можно найти разные варианты его изображения - в прямом виде и в перевернутом. Это связано, прежде всего с тем, что его теорию дорабатывали его последователи. Так, есть сведения, что проценты были высчитаны опытным путем уже более поздними исследователями.

А на основе «конуса обучения» в 1980г. в Национальной тренинговой лаборатории США (National Training Laboratories in Bethel, Maine) была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.

Пирамида обучения (Learning Pyramid)

На этой схеме весьма наглядно показано, что классическая лекция (то есть монолог преподавателя, не сопровождаемый слайдами или какими-либо другими иллюстрациями) - наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение слушателями всего лишь 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности) явно позволяет надеяться на более высокие результаты

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе . То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Признаки активных методов обучения:
  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности - учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  1. Дискуссионные.
  2. Игровые.
  3. Тренинговые.
  4. Рейтинговые.
Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения :

  • Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии - строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция - в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры - в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН - это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод - основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача - собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения
  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
  • Мозговой штурм - поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы - поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) - групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) - достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Конус Эдгара Дейла позволит сотрудникам усвоить максимум полезной информации – без лекций и чтения учебников

Хотите обучать своих сотрудников ярко и нестандартно, чтобы получить от процесса максимальную отдачу? Проанализируйте конус известного американского педагога Эдгара Дейла! Подробности – в этом материале.

Если хотите, чтобы человек учился и развивался, грамотно мотивируйте его к этому. Как именно, зависит от вида обучения

Если нужно, чтобы сотрудник прочитал книгу, пусть ее порекомендует руководитель или авторитетный коллега. Если хотите пробудить интерес к обучению как таковому и выработать стремление постоянно совершенствовать навыки, покажите, что это даст, как повлияет на успешность и эффективность специалиста, как поможет ему решать конкретные и все более амбициозные бизнес-задачи. Требуется создать систему наставничества? Ищите опытных сотрудников, которым нравится обучать других. Повышайте авторитет этих сотрудников с помощью нематериальной мотивации, конкурсов «для лучших». Если есть задача мотивировать сотрудника «идти в неизвестность», взяться за принципиально новый проект, приглашайте внешних экспертов и коучей.

К такому выводу Вы придете, изучив конус Эдгара ДЕЙЛА (см. рисунок ниже ).

Теперь по существу

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

  • слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
  • обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching. Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Интересно, но из текста книги следует, что созданная автором схема никак не относится к способностям к обучению или запоминанию. По сути, конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.

В схеме последовательно указаны различные уровни абстракции: слова, самые абстрактные, наверху конуса и опыт, полученный из реальной жизни, наиболее конкретный, находится у основания.

К сожалению, с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.

Кстати, видим, что на рисунке отсутствуют какие-либо цифры, ведь никаких практических исследований автор не проводил, а любые утверждения об обратном являются ложью:

«Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения».

Остаются вопросы, как и откуда появились цифры, связанные с запоминанием?

Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.

Опровержения и разоблачения ученых предпринимались уже с 1971 года. В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.

Исследователи с упорством, достойным уважения, потратили годы, чтобы найти первоисточник и понять, кто и как получил экспериментальные данные по запоминанию. Это оказалось не так просто – все цепочки ссылок указывали на восемь разных источников:

  • Edgar Dale
  • Wiman & Meierhenry
  • Bruce Nyland
  • Various oil companies (Mobil, Standard Oil, Socony-Vacuum Oil)
  • NTL Institute
  • William Glasser
  • British Audio-Visual Society
  • Chi, Bassok, Lewis, Reimann, & Glaser (1989)

Детальная проработка каждого из источников не позволила их подтвердить! В качестве примера расследования, небольшая иллюстрация из работы Keith E. Holbert and George G. Karady Removing an Unsupported Statement in Engineering Education Literature