Ст 279 ук рф комментарий. Вооруженный мятеж. УК РФ. Примеры из судебной практики

Резидент РФ - физическое либо юридическое лицо, имеющее регистрирацию в России и полностью подчиняется ее национальному законодательству. В основном данный термин используется в налоговых и

В некоторых государствах в качестве резидентов принимаются иностранные граждане или организации, которые имеют все права и обязанности в стране их функционирования либо пребывания.

Резидент Российской федерации - это:

Физические лица - граждане России. Исключение составляют те граждане Российской Федерации, которые признаются как постоянно проживающие в другом иностранном государстве в соответствии с действующим законодательством последнего.

Иностранные граждане либо которые проживают постоянно на в соответствии с видом на жительство, который предусмотрен законодательством РФ.

Юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ.

Созданные на основании законодательства РФ филиалы, а также представительства юридических лиц, при этом находящиеся за пределами российской территории.

И дипломатические представительства РФ, а также другие официальные российские представительства, которые находятся за пределами ее границ. Сюда же могут быть отнесены постоянные представительства РФ при межправительственных и межгосударственных организациях.

Как указывалось выше, рассматриваемое понятие наибольшим образом используется в налоговых отношениях. Поэтому попробуем разобраться в том, кто такой резидент РФ, каким образом порядок налогообложения его доходов отличается от такового для лиц, у которых нет данного статуса.

В основном существует мнение, что человек при наличии российского гражданства уже является ее резидентом. Однако это не так. Соответствующий статус присваивается только на основании сроков пребывания этого гражданина на российской территории.

Так, резидент РФ - гражданин России, а может, гражданин другого государства, который находится на российской территории свыше 183 дней в течение последовательных 12 месяцев (календарных). Необходимо учесть, что российское нахождение не прерывается, если выезды за границу были кратковременными (до шести месяцев) с целью обучения или лечения. В противном случае этот гражданин - нерезидент.

Как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Независимо от продолжительности нахождения на территории, резидент РФ может быть представлен следующими категориями граждан:

Военнослужащие-россияне, проходящие службу в иностранных государствах;

Находящиеся в командировках за пределами российской территории.

А вот лицам, являющимся сотрудниками торговых представительств либо консульств, определяется их статус в общем порядке.

Стандартному, принятому в соответствии с действующим законодательством налогообложению подвергается резидент РФ. Определение налоговой базы, по которой осуществляется взимание налогов, а также установленные налоговые ставки позволяют налогоплательщику воспользоваться определенными социальными, стандартными и некоторыми имущественными вычетами.

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью.

- Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?
Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.
Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе.

- Зависит ли налоговое резидентство от гражданства?
Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами. Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов.
Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения. В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики.
Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ. Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

- Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?
При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. Указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом (например, с 15 апреля 2014 г. по 14 апреля 2015 г.). При этом в течение указанного срока собственно 183 дня могут набираться в совокупности (суммироваться) – не обязательно, чтобы они были проведены в РФ непрерывно.
Даты въезда – выезда учитываются при подсчете дней нахождения в России.
При этом лечение, обучение (не более 6 месяцев) за пределами РФ, а с 2015 года еще и выполнение работ (оказание услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (вне зависимости от продолжительности работы) не прерывает срок нахождения в РФ

Можно ли сразу применить ставку 13%, если организация уверена, что физлицо отработает в РФ больше полугода в текущем налоговом периоде?
Нет, предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394). Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание налога, штраф по статье 123 НК РФ составит 20% от неудержанной суммы.
До истечения 183 дней нахождения в РФ доходы физического лица должны облагаться как доходы нерезидента – по общему правилу, по ставке 30%. Только к дивидендам и трудовым доходам отдельных категорий нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлены пониженные ставки.

- Как подтвердить налоговое резидентство по НДФЛ?
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление налога, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент.
Правоприменительная практика основывается на праве налогового агента требовать от налогоплательщика любые документы, оформленные в соответствии с законодательством, позволяющие установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России. К таким документам относятся справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.
Представленные физическим лицом документы, относящиеся только к подтверждению налогового статуса, налоговому агенту целесообразно сохранить, по меньшей мере, до окончания соответствующего текущего налогового периода.

А если налогоплательщик сообщает, что в период, предшествующий выплате дохода, он находился за границей на лечении?
Период нахождения на лечении до 6 месяцев включительно засчитывается в срок нахождения в России. Лечение (получение медицинских услуг) может подтверждаться физическим лицом договором с иностранной медицинской организацией, справками о времени нахождения на лечении, отметками в заграничном паспорте.

Что должен предпринять налоговый агент, если физлицо отказывается представить документы, подтверждающие его резидентство?
Когда подтверждающих документов нет, а есть обоснованные сомнения в том, что лицо является резидентом, то налоговому агенту рекомендуется применять ставку не 13%, а 30%. Как минимум до середины июля (если лицо начало работу с января). Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговому агенту документы о том, что на момент выплаты доходов он являлся налоговым резидентом РФ, суммы налога, удержанные по ставке 30%, оказываются излишне уплаченными.


Предположим, работник признан налоговым резидентом. Необходимо ли в дальнейшем проверять его статус как резидента?

Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Таким правилом следует руководствоваться, если есть основания полагать, что резидентство физлица может в течение года измениться.
Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). Но в большинстве случаев уже до окончания налогового периода можно сделать вывод, что статус физического лица не изменится, и соответственно выбрать ставку, подлежащую применению к его доходам: 13% или 30%.
Следует иметь в виду, что измененный по итогам года налоговый статус распространяется на доходы, полученные с 1 января года, а не с момента такого изменения.
Обратите внимание, что перерасчет производится только за тот налоговый период, в котором статус лица изменился. За предыдущий налоговый период налоговые обязанности не пересматриваются.

Может так сложиться, что лицо, признанное налоговым резидентом на даты выплаты дохода, прекращает отношения с налоговым агентом до момента, когда определится его итоговый статус по итогам текущего налогового периода. В этом случае возможное последующее изменение налогового статуса физического лица на обязанности налогового агента не влияет.

- Нужно ли проверять налоговый статус при заключении гражданско-правовых договоров?
Конечно, нужно. При этом у налогового агента возникают сложности, особенно когда с физическим лицом заключен долгосрочный договор гражданско-правового характера, а возможность проверить нахождение физического лица на рабочем месте отсутствует или не предполагается вовсе (например, в сделке по аренде нежилого помещения у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). Поэтому рекомендации налоговому агенту проверять статус получателя дохода актуальны при каждой выплате дохода до формирования у физлица итогового налогового статуса в налоговом периоде.

- А если физическое лицо продает свою квартиру в РФ и при этом постоянно проживает за рубежом?

Доходы от продажи имущества, находящегося в России, подлежат налогообложению в РФ.
Пункт 17.1 статьи 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, получаемые налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в налоговом периоде такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут подлежать налогообложению в полной сумме. По таким доходам физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить налог.

Налоговые органы смогут заинтересоваться исполнением обязанности по уплате налога, получив информацию от органов Росреестра о переходе права собственности на недвижимое имущество.

Работник стал в течение налогового периода налоговым резидентом. Как ему вернуть сумму налога, удержанную по ставке 30%?
Если работник продолжает работу у налогового агента, то в течение оставшегося до окончания налогового периода времени сумма излишне удержанного налога будет засчитываться в уплату налога по ставке 13% (налог взиматься не будет). Такой подход отражен в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146.
Возможность зачитывать налоговым агентом налог, излишне удержанный с доходов физического лица в одном периоде, в счет исполнения его обязанности по уплате налога в другом периоде, НК РФ не предусмотрена.
Возврат суммы налога налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации, производится налоговым органом в порядке, указанном в пункте 1.1 статьи 231 НК РФ и статьи 78 НК РФ.
Физическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию, документы об излишне уплаченном налоге, подтверждение своего налогового статуса.

- Какие действия должны совершаться, если работник из резидента превратился в нерезидента?

В этом случае НДФЛ необходимо пересчитать уже в сторону увеличения – с 13 до 30% и без предоставления работнику налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных). Перерасчет делается с начала календарного года в том месяце, в котором стало понятно, что налоговый статус работника за текущий год уже не может измениться.
Суммы НДФЛ, исчисленные с начала года по ставке 13%, направляются в зачет налога, рассчитанного по ставке 30% (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то не позднее 31 января следующего года она обязана уведомить инспекцию и работника об этом факте и сумме задолженности.

Предположим другую ситуацию. Организация направила работников для работы за границу, но продолжала удерживать с их заработной платы налог…

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ – от российских лиц.
Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ. Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в РФ не облагаются, независимо от того, кто производил оплату труда (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-04-05/5273). В данном случае организация допустила ошибку не в определении статуса работника, а в определении источника дохода. Суммы налога, излишне удержанного организацией, должны быть возвращены ею работникам в порядке пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Аналогичный порядок возврата применяется, если организация при представлении физическим лицом документов, подтверждающих его постоянное нахождение на территории РФ, произвело удержание налога по ставке 30%. Это не пересчет сумм в связи с изменением статуса, а излишнее взыскание налога в связи с неправильным его определением.

С 2015 года статус налогового резидента стал играть большую роль. В НК РФ включены положения о контролируемой иностранной компании, о фактическом получателе дохода.
Совершенно верно. С 2015 года к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, отнесены суммы прибыли контролируемой иностранной компании. Это стало доходом для налоговых резидентов РФ, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании (пп. 8 пункта 3 статьи 208 НК РФ).
При выплате доходов иностранной компании от источников в РФ она может указать, что фактический получатель дохода (бенефициар) – это физическое лицо – налоговый резидент РФ. В этом случае налогообложение выплачиваемого дохода производится согласно части второй НК РФ (статья 7 НК РФ).
Реализация названных положений НК РФ потребует от налоговых резидентов РФ представления налоговых деклараций и уплаты налога с причитающихся им доходов.

- Как подтвердить российское налоговое резидентство для зачета иностранных налогов?
Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе уплаты на территории Российской Федерации налогов, предусмотренных указанными соглашениями, физическое лицо может получить подтверждение налогового резидентства РФ. Для подтверждения фактического статуса налогового резидента Российской Федерации следует обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.

Термины «резидент» и «нерезидент» введены в международное право, а также налоговое законодательство РФ сравнительно недавно. Неосведомленные в области законодательства люди полагают, что первые – это исключительно граждане страны, тогда как вторые – это все иностранцы, прибывшие в РФ с рабочей, туристической, учебной или же оздоровительной целью. Подобное утверждение в корне неверно.

Определение и статус

Резидент – физическое, юридическое лицо, зарегистрированное в государственных органах по месту проживания, нахождения и в связи с этим обязующееся подчиняться действующему законодательству.

Нерезидент – физическое, юридическое лицо, выполняющее определенного рода действия на территории одного государства, но при этом отвечающее за совершенные поступки перед законодательством другого государства, избранного им в качестве места своего постоянного проживания.

Данный статус также обретают организации, действующие на территории РФ на основании законодательства иностранного государства. К таким организациям обычно относят международные представительства, филиалы иностранных фирм.

Резидентами и нерезидентами становятся в ходе выполнения физическим, или юридическим лицом определенного рода условий:

  • присутствия на территории страны определенное время;
  • регулярное присутствие в стране (безвыездно, или же с кратковременными выездами);
  • приобретения документа, дающего право жить и работать на территории иностранного государства (вид на жительство, рабочая, учебная виза);
  • выполнения иных указанных в законодательстве пунктов.

Указанные термины присутствуют в законодательстве большинства государств мира, потому умение их отличать и использовать себе на благо, в значительной мере скрасит пребывание иностранца на территории чужого ему государства.

Это же касается и граждан, не владеющих информацией о законодательных нормах собственной страны и потому попадающих в неприятные ситуации, связанные с неуплатой налогов, или же невозможностью осуществить необходимую банковскую процедуру.

Законодательство

Чтобы разобраться с рассматриваемыми терминами необходимо глубокое изучение валютного и налогового законодательства РФ.

Акты

Для определения упомянутого выше статуса используются следующие законодательные акты:

Следует отметить, что смысл рассматриваемых терминов для каждого законодательного акта определен в соответствие с действующими нормами права. В связи с этим перед попыткой получения одного из указанных статусов необходимо определиться с тем, в какой области планируется осуществлять конкретные действия.

Обмен валют, денежные переводы, открытие счета в банке (депозит) – все это отсылка к валютному законодательству. Оплата налогов с доходов и имущества и получение в соответствие с этим более льготного статуса, относится к ведению Налогового кодекса.

Валютное

На основании №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными резидентами являются:

  • все граждане РФ, за исключением тех, кто из них, кто проживает в иностранном государстве более 1 года, при этом наличию или отсутствию визы значения не придается;
  • иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства какого-либо государства, при условии наличия у них желания постоянно жить на территории РФ (таким гражданам выдается вид на жительство).

Все граждане, не относящиеся к указанным категориям, являются нерезидентами. Ряд граждан, не сталкивавшихся с необходимостью открытия банковского счета, совершения валютных операций, связанных с обменом денег, получением или отправкой денежных переводов, а также иными банковскими услугами в валютной области, могут не придавать значения важности представленного определения.

Для и нерезидентов РФ действуют совершенно разные условия осуществления описанных операций с валютой.

Пример : Резидент РФ вправе передавать валютные ценности, дарить, завещать их, приобретать и отчуждать коллекционные денежные знаки, открывать счета в иностранной валюте в любом банке. В то же время нерезиденты РФ такого права не имеют, все открытые ими счета находятся в ведении одного или нескольких уполномоченных банков. Это же правило действует в отношении перечисления иностранной валюты. Деньги могут быть перечислены со счета на счет, открытый исключительно в уполномоченном банке.

Налоговое

Чтобы определить статус, а также положение резидентов и нерезидентов в налоговом законодательстве используется ст. 207 НК РФ. В соответствие с обозначенным законодательным актом статус резидента РФ в налоговой области предоставляется:

  • гражданам РФ, иностранцам и лицам, не имеющим гражданства при условии их постоянного проживания на территории страны в течение 183 дней ежегодно (допускаются 6-ти месячные перерывы в проживании при выезде за пределы страны для обучения, отдыха, лечения);
  • военнослужащим, государственным служащим, служащим органов местного самоуправления, находящимся на территории иностранного государства в качестве командированных работников (время нахождения в иностранном государстве — не повод для потери ими статуса резидента РФ с точки зрения налоговых органов).

Граждане, проживающие на территории страны менее 6 месяцев в год (нерезиденты) , такого статуса не имеют, они вынуждены оплачивать больше налогов по завышенным процентам. Следует также отметить, что лица, находящиеся вне пределов России свыше указанного срока в силу выполнения ими обязанностей торгового представителя, также подпадают под данное определение.

Пример: налог на доход резидентов РФ составляет 13%. Этот же налог, взимаемый с нерезидентов, возрастает до 30% от общей суммы доходов. Так, граждане, использующие территорию РФ в качестве места для поиска работы, и при этом проживающие в стране менее 6 месяцев, трудятся в куда менее выгодных условиях, нежели иностранцы, сумевшие получить рассматриваемый статус.

Вместе с тем, для получения его иностранцем достаточно иметь обычную рабочую, или учебную визу, сроком не менее 1 года. Гражданам РФ достаточно просто находиться на территории страны в течение определенного законом срока. Для исчисления времени пребывания на территории России можно воспользоваться отметками в паспорте, проставленными российской пограничной службой при выезде за границу.

Отличия

Согласно ст. 71 и Конституции РФ налоговое и валютное законодательство — совершено разные отрасли права, использующие два принципиально разные понятия терминов «резидент» и «нерезидент», озвученные ранее.

Так, в НК РФ отмечается, что гражданство физических лиц и статус налогового резидента не сопряжены между собой. Граждане РФ могут не быть налоговыми резидентами, а иностранцы быть ими. В п.2 ст. 207 НК РФ четко оговорены сроки пребывания граждан на территории России, позволяющие им достичь статуса резидента (183 дня на протяжении 12 следующих подряд месяцев).

В итоге складывается ситуация, при которой граждане России, проживающие на территории страны менее указанных 183 дней, уплачивают налог в размере 30% от суммы дохода, а иностранцы, проживающие более полугода, оплачивают всего 13%.

Валютное законодательство предоставят статус резидента всем гражданам России. Исключение – граждане РФ, постоянно проживающие на территории иностранного государства в течение 1 года, получившие вид на жительства, рабочую или студенческую визу.

Кроме того, данный статус приобретают иностранные граждане и лица, гражданства не имеющие, в случае их постоянного проживания на территории страны ввиду предоставления им вида на жительство.

Все остальные категории лиц, не относящиеся к упомянутым пунктам, резидентами не являются и приобретают при совершении валютных сделок статус «нерезидент». Валютное законодательство позволяет резидентам страны не иметь ограничений на открытие банковского счета в любой иностранной валюте. Размер и продолжительность вклада значения не имеют. Нерезиденты РФ данной привилегии лишены.

Суть обнаруженных в налоговом и валютном законодательствах отличий сводится к следующему :

  • резидент в налоговой сфере – любое физическое или юридическое лицо, находящееся в РФ не менее 183 дней ежегодно;
  • резидент в валютной области – гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, получившие вид на жительство;
  • налоговый резидент теряет свой статус при отсутствии его в стране проживания свыше 6 месяцев в году (исключение граждане, посланные в командировки, на обучение, или же для прохождения лечения);
  • валютный резидент теряет свой статус при проживании в иностранном государстве 1 год и более, вне зависимости от рода деятельности и причины отсутствия у него возможности посетить страну;
  • иностранцы могут действовать как валютные резиденты только после оформления ими вида на жительство;
  • чтобы стать резидентом с точки зрения налогового законодательства иностранцу достаточно проживать на территории РФ не менее полугода, при этом остальные 6 месяцев он может находиться вне ее пределов.

Как проходят расчеты с нерезидентом, можно узнать из данного видео.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 279 УК РФ

1. В комментируемой статье под вооруженным мятежом понимается массовое выступление значительного числа лиц, обладающих признаком вооруженности против легитимной власти в Российской Федерации, с целью изменения конституционного строя либо нарушения национальной территориальной целостности, осуществляемое на федеральном уровне или в субъектах РФ.

Вооруженность при совершении мятежа означает наличие у участников огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности этих лиц. Для наличия в действиях состава преступления достаточно установить, что исправное оружие имелось хотя бы у одного из соучастников преступления, а также наличие осведомленности об этом других соучастников. При определении признака вооруженности следует исходить не только из положений Закона об оружии, но и учитывать, что мятежниками может применяться оружие, оборот которого не регламентирован данным законом, но оно находится на вооружении в частях Минобороны России (оружие массового поражения).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.

Признак массовости при совершении вооруженного мятежа является конститутивным и означает, что количество участников данного преступления должно быть многочисленным, т.е. состоящим из большого числа лиц. При этом оценка критерия массовости производится в совокупности со всеми обстоятельствами, имеющими доказательственное значение.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности. В силу ч. 4 ст. 3 Конституции захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону . Запрещается создание вооруженных формирований (ч. 5 ст. 13 Конституции).

2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем, т.е. действия виновного носят характер альтернативных.

Состав преступления сконструирован как формальный, что предполагает отсутствие последствий и причинно-следственной связи как обязательных элементов объективной стороны. Мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой осуществить свои требования вооруженной силой. При этом момент окончания преступления различен для соучастников. Для организатора мятежа моментом окончания преступления будет являться непосредственное вооруженное восстание мятежников. В свою очередь, для исполнителя моментом окончания преступления будет являться начало совершения действий, направленных на непосредственное участие в вооруженном мятеже.

Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Они могут заключаться не только в создании необходимых условий, но и в непосредственном руководстве и координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа.

Нельзя рассматривать как организаторские действия подстрекательство или пособничество в совершении преступления, такие действия следует расценивать как исполнительские, поскольку при подстрекательстве отсутствуют обязательные признаки организации. Подстрекатель лишь склоняет к совершению преступления, что более близко к соисполнительству, тогда как провокаторы обязательно присутствуют в толпе мятежников, призывают к применению насилия, различным образом влияют на настроение толпы. При этом независимо от числа лиц, провоцирующих совершение преступления, все они подчинены воле одного лица (или группы лиц), которые и признаются организаторами.

В том случае, если организатором совершены все действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления исполнителями, но по независящим от него причинам непосредственное совершение преступления начато не было, действия организатора квалифицируются с применением ч. 3 ст. 30 УК как покушение на организацию мятежа.

В том случае, если при организации мятежа была создана банда или преступное сообщество, то ответственность за такие действия наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 279 УК и соответствующей статьей Особенной части УК.

Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.) (Определение N 20-099-66).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 75 — 76.

Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующей статьей Особенной части УК.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом обязательным признаком выступают цели свержения конституционного строя, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ. Отсутствие одной из таких целей исключает ответственность по комментируемой статье.

4. Субъект преступления общий, им признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие возраста уголовной ответственности по данной статье, привлекаются за конкретные совершенные ими преступления.

Последствия от вооруженного мятежа для любого государства могут быть катастрофическими: сильное ослабление экономики, внутренняя напряженность в стране, голод, политическая неразбериха. Это не самые худшие итоги преступления, направленного не только против страны, правящего режима, но и против отдельного человека.

Понятие вооруженного мятежа в России

В статье 279 УК РФ указывается норма и наказание, но не дается определения мятежа. Исходя из описания состава преступления, можно сделать вывод, что вооруженный мятеж по УК РФ - это массовый бунт большого числа людей, против избранной власти в стране, который преследует смену политической ситуации или изменение территориального единства государства.

Признаками преступления являются массовость и вооруженность. Массовость означает, что участниками восстания являются много людей, а не пять или шесть человек.

Под вооруженностью подразумевается факт обладания участниками восстания оружия: огнестрельного, метательного, холодного, газового или пневматического. Неисправное оружие и опытные образцы не рассматриваются как вооружение. Чтобы квалифицировать состав преступления, правоохранительные органы могут установить наличие оружия всего у одного участника мятежа или информированность его соучастников.

Законодатель разделяет нарушителей закона по статье 279 УК РФ на следующие виды:

  • активные участники;
  • организаторы восстания.

Активное участие и организация мятежа относится к объективной стороне преступления.

Активное участие в мятеже

Отнесение к той или иной группе влияет на меру наказания. Организаторам восстания выносится судом наивысшая мера пресечения. Но это не значит, что за активное участие предусмотрено наименьшее наказание. Любая форма участия в мятеже приводит к большому сроку. Задача следственных органов - обнаружение организаторов восстания, которые могут быть опасными и угрожать в дальнейшем конституционному строю страны.

Активное участие означает, что определенная группа людей с применением оружия и сопротивления действующей власти, осуществляет захват площадей, улиц, общественных и государственных мест. Правоохранительные органы задерживают не всегда специально подготовленных провокаторов, а обычных людей, которые стали жертвами пропаганды и принимали участие в мятеже.

Организация сопротивления

Организация вооруженного мятежа - призыв населения к восстанию против легитимной власти государства. Организаторы создают группировку с целью свержения существующего политического режима и готовят специальных людей для участия в бунте, разрабатывают стратегию и план мятежа. Организаторы не только создают проект мятежа, но и занимаются координацией восставших.

Организаторами мятежа не будут считаться лица, которые подстрекали к восстанию людей, потому что это действие не является организацией мятежа. Подстрекатель только призывает к восстанию и подчинен решениям организатора. Если мятеж по непонятным причинам не получился, то в соответствии со статьей 30 УК РФ преступление будет расцениваться как покушение на организацию мятежа.

Субъективная сторона и субъект преступления

Субъективной стороной вооруженного мятежа будет считаться прямой умысел и следующие цели организаторов восстания:

  • упразднение власти в стране, которая легитимно действует на основании Конституции государства;
  • изменение строя в стране и замены его на институты, которые не были установлены Конституцией;
  • провозглашение определенной части Российской Федерации независимой.

Законодательство устанавливает, что субъектом будет считаться гражданин РФ, если на момент совершения преступления ему исполнилось 16 лет. При квалификации вооруженного мятежа уголовному наказанию подлежат и организаторы, и активные участники - дееспособные лица, которые лично участвовали в беспорядках и применяли оружие, чтобы добиться своих целей.

Мера наказания за преступление

В России нет смертной казни. Высшая мера наказания не присутствует в законодательстве РФ, хотя некоторые парламентарии пытаются вернуть ее в Уголовный кодекс. За организацию и активное участие в вооруженном мятеже согласно УК можно лишиться свободы на срок от 12 до 20 лет.

Что делать, если на скамье подсудимых оказываются лица младше 16 лет? В последнее время часто подростки вовлекаются в преступные группировки при массовых беспорядках и восстаниях. Правоохранительным органам требуется тщательно изучать правонарушение, указанное в статье 279 УК РФ, чтобы иметь возможность трактовать сразу несколько нарушений законодательства, например, бандитизм, захват заложников или убийство. Прокуратура очень часто объединяет дела, чтобы представить картину преступления в полном объеме.

Массовые беспорядки опасны для общества, но в отличие от мятежа они захватывают только отдельные области или города и возникают стихийно. Они начинаются с протестов недовольных масс, которые вызывают транспортный коллапс и общественный беспорядок.

В свою очередь мятеж - это четко спланированное и грамотно организованное преступление, которое подразумевает под собой смену власти насильственным путем.

Статья 279 похожа по составу преступления со статьями 278 УК РФ (захват власти) и статьей 208 (организация незаконного вооруженного формирования). Отличия заключаются в следующем:

  1. Захват власти (ст. 278 УК РФ) не предусматривает обладания оружием восставших людей и не подразумевает нарушение территориальной целостности государства в отличие от вооруженного мятежа.
  2. Организация или участие в незаконном вооруженном формировании (ст. 208 УК РФ) не обязательно ведет к участию в терактах или вооруженным перестрелкам. Его цели могут не противоречить законам страны, но функционирование такого формирования может быть опасным для общества.

Согласно статье 13 Конституции РФ и статье 208 УК РФ в России запрещается создание вооруженных формирований. Очень часто вооруженные восстания совершаются именно в таких незаконных группировках и бандах, целью которых является свержение правящего режима, либо изменение территориальной целостности страны. Вооруженные формирования не хотят подчиняться закону и насильственным способом, в том числе через проведение вооруженного мятежа, желают добиться поставленных перед собой целей.

Если при организации вооруженного мятежа была создана группировка, то решение суда будет выноситься в соответствии со статьей 279 и статьей 208 УК РФ, то есть здесь налицо совокупность преступлений.

Судебная практика

Анализ судебной практики показывает, что вооруженный мятеж считается особо опасным преступлением и решения суда в большинстве случаев выносятся в совокупности с другими статьями Уголовного Кодекса.

Большинство судебных дел связано с участием в незаконных вооруженных формированиях за отделение Кавказа от России. Преступники применяли разные виды вооружения при атаках на блокпосты российских военных с целью ликвидации конституционного строя и провозглашения шариата в республике Чечня, Ингушетия и Дагестан.

Одно из дел касалось убийства российских военных при вооруженном столкновении с боевиками в Дагестане. Преступники напали на российский БМП, а когда у военных закончились патроны, боевики жестоко расправились с солдатами. Осужденным был вынесен приговор по статье 279 УК - 13 лет лишения свободы и по статье 317 (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов) - пожизненное заключение. Согласно при совокупности преступлений решение суда состояло в вынесении

Страны СНГ и наказание за вооруженный мятеж

Ни в одной стране мира мятежи и восстания не поощряются. Государства бывшего СССР не исключения.

Как пример возьмем Республику Казахстан. Уголовный кодекс Казахстана имеет аналогичную статью 181 - вооруженный мятеж. Если сравнивать Уголовный кодекс РФ с законодательством Казахстана, за подобное преступление следует одинаковое наказание - от 12 до 20 лет лишения свободы. Но в УК Республики Казахстан есть одно отличие: за вооруженный мятеж лишают гражданства, что российское право не предусматривает.